Зарождение педагогики как науки и как вида деятельности.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Зарождение педагогики как науки и как вида деятельности.



Зарождение педагогики как науки и как вида деятельности.

Педагогика - это наука, изучающая закономерности передачи социального опыта старшим поколением и активного его усвоения младшим.

Слово «педагогика» возникло в античные времена. Свое название педагогика получила от греческих слов «пайдос» — дитя и «аго» — вести. В дословном переводе слово «педагогика» означает «дето-вождение». В Древней Греции педагогом называли раба, который сопровождал ребенка своего хозяина в школу, прислуживал ему на занятиях и пне их. С развитием общества роль педагога существенно изменилась, переосмыслялось и само понятие, оно стало употребляться в более широком смысле для обозначения искусства вести ребенка по жизни — обучать, воспитывать, развивать духовно и физически.

Педагогику рассматривают как науку и практику воспитания и обучения человека на всех возрастных этапах его личностного и профессионального развития. Вначале педагогическая мысль оформлялась в виде педагогических заповедей, которые относились к правилам поведения, отношением между родителями и детьми, старшими и младшими. Этапы развития педагогики: 1.Педагогика ведет свое начало от народной педагогики. Она воплощалась в пословицах и поговорках, мифах.н-р «Век живи - век учись».2. Философско-религиозное учение (Сократ, Платон- говорили о том как нужно воспитывать р-а. 3. Филосовско-педагогич-е произв-я (Томас Мор – педагогич идеи,)
4. педагогика как самостоятельная наука родилась когда появились массовые школы и первые педагогические работы. К ним следует отнести «Великую дидактику» (1654 г.) чешского мыслителя-гуманиста, педагога и общественного деятеля Яна Амоса Коменского (1592-1670), Свою «Великую дидактику» он определяет, как универсальное искусство всех учить, всему учиться с верным успехом. Интенсивное развитие педагогической теории и практики в 18 веке привело к основанию специальных учебных заведений по подготовке педагогов. Таким образом “Педагогика” сформировалась в качестве учебной дисциплины. Объектом педагогики является образование. Предметам педагогики является воспитание.Общетеоретическая функция: наука описывает педагогические факты, явления, процессы, объясняет, по каким законам, при каких условиях, почему они протекают, делает выводы. Практическая функция: разрабатываются новые методы, средства, формы, системы обучения, воспитания, управления образовательными структурами. Прогностическую (развитие педагогической теории, перспективы развития образовательных учреждений разного типа и вида). Педагогическая наука и практика решает различные вопросы, связанные с воспитанием, обучением и образованием подрастающего поколения.

2. Истоки развития идей компетентностного подхода. Компетентность человека - новое качество результата образования.

Важными целями образования должны стать развитие у учащихся способности действовать и быть успешными, формирование таких качеств, как профессиональный универсализм, способность менять сферы деятельности, способы деятельности на достаточно высоком уровне. Востребованными становятся такие качества личности, как мобильность, решительность, ответственность, способность усваивать и применять знания в незнакомых ситуациях. Идеи компетентностного подхода как принципа образования рассматриваются в работах А.М.Аронова, А.В.Баранникова, В.А.Болотова, И.А.Зимней

Основные идеи компетентностного подхода сформулированы Л.О. Филатовой следующим образом:•компетентность объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составляющую образования;• оно включает результаты обучения (знания и умения), систему ценностных ориентации, привычки и др.;•

Компете́нтность — наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области.

Внутри компетентностного подхода выделяются два базовых понятия: «компетенция» и «компетентность».

М.А. Чошанов считает, что компетентность - это «не просто обладание знаниями, а постоянное стремление к их обновлению и использованию в конкретных условиях».

Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Ключевыми образовательными компетенциями являются следующие:

1. Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир,

2. Общекультурные компетенции. Ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности в вопросах национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основ жизни человека и человечества

3. Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами.

4. Информационные компетенции. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, компьютер) формируются умения самостоятельно искать, анализировать информацию.

5. Коммуникативные компетенции. Включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе,

7. Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. (личной гигиены, забота о собственном здоровье)

И.А.Зимней выделены три группы ключевых компетентностей

• компетентности, относящиеся к самому себе как личности, как субъекту жизнедеятельности;компетенции здоровьесбережения: знание и соблюдение норм здорового образа жизни, знание опасности курения, алкоголизма, наркомании, СПИДа; знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода

• компетентности, относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми;компетенции социального взаимодействия: с обществом, семьей, друзьями, партнерами; сотрудничество; толерантность, уважение и принятие Другого (раса, национальность, религия); социальная мобильность;

• компетентности, относящиеся к деятельности человека, проявляющиеся во всех ее типах и формах.Компетенция познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации — их создание и разрешение, компетенции деятельности: игра, учение, труд; средства и способы деятельности: планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование в разных видах деятельности;

Образование и педагогические идеи на Руси в киевский период X-XIII вв.

В истории педагогики и образования принято выделять два периода: киевский с X по XIII в., и московский - с XIV по XVII в.

Школы «учения книжного» были элитными школами и предназначались для обучения детей князей, бояр, дружинников. Это частные учебные заведения, учителями в них были греки, болгары и русичи, приобщившиеся к книжной культуре.

При дворе князя Ярослава существовала повышенная школа, где получили образование писатели, летописцы, переводчики и переписчики книг, проповедники. В 1028 г. открылась школа в Новгороде для обучения детей священников и горожан на 300 учеников. В конце XI в. при женском монастыре Киева было создано женское училище, где девочек обучали чтению, письму, пению и швейному делу; в XIII в. В Суздале также было учреждено женское училище.

Значительную роль играли монастыри. В монастырях создавались летописи и другие тексты, сохранялись и переписывались рукописные книги, формировались библиотеки.

Начальное образование давали специальные частные платные училища.

Обучением обычно занимались представители низшего духовенства, мелких чиновников, грамотных людей.

Вторая ступень обучения получила в Киевской Руси название «учение книжное». С XI по XIII в. центры «учения книжного» возникают по всей Руси. В этот период в основе содержания «учения книжного» лежал тривиум (грамматика, риторика, диалектика). А также входило в содержание «учения книжного» включалось овладение элементарной арифметической культурой: запись чисел, удвоение, раздвоение, сложение, вычитание, деление, умножение.

К XIII в. школьные формы обучения, особенно «учения книжного», приходят в упадок, что было связано с разгромом русских княжеств и разрушением городов; Обучение в XIV-XVI вв.

За религиозное воспитание детей отвечала церковь. В обязанности священников входило обучение основным догмам христианского вероучения, воспитание уважения к церковным и светским властям.

Характер такой школы - церковно-религиозный, «душеспасительный». Три черты свойственны русскому обучению в то время: «продолжительность, многий труд и битье». Физические наказания использовались постоянно, обучение было трудным, однообразным и не соответствовало особенностям и возможностям детского возраста, поэтому оно не могло обходиться без насилия.

Обучение ребенка начиналось приблизительно с 7 лет, и дети всех сословий получали ограниченное начальное образование. Тот кто тянулся к книге и знаниям, должен был трудиться самостоятельно.

Педагогическая мысль в России к концу XVII в.

Заметный вклад в развитие образования и педагогической мысли внесли Иван Федоров, Федор Ртищев, Симеон Полоцкий, Сильвестр Медведев и др. Русские педагоги знали и использовали идеи Яна Амоса Коменского. Общий уровень образованности в Московском государстве XV-XVI вв оставался весьма низким. В Новгородской иепархии почти половина священнослужителей была неграмотна.

К концу XVI в. появились учебные пособия по славянской и греческой грамматике. Возможность обучаться двум языкам была предоставлена боярским детям. Первая школа с западноевропейской программой открылась в Москве в конце XVI в., при лютеранской церкви немецкой слободы.

Во второй половине XVII в. определились четыре основные подхода к обучению: 1) «латинофильский» (Симеон Полоцкий, Сильвестр Медведев, 2) «византийско-русский» (ЕпифанийСлавинецкий, Федор Ртищев, 3) «славяно-греко-латинский» (Иоанникий и Софроний), 4) «старообрядческо-начетнический» (протопоп Аввакум).

Важную роль сыграли частные учебные заведения а Москве. Например, немецкая школа, открытая в конце XVI в. Обучение было бесплатным. Брали учеников из разных сословий. Одна из первых греко-латинских школ была открыта Арсением Греком в 1649 г. приЧудовом монастыре в Москве. Школа просуществовала не менее 5 лет.

Первая государственная школа повышенного образования Типографское училище - была основана в 1681 г. в Типографское училище слилось со Славяно-греко-латинской академией. Обучение начиналось с подготовительного класса-славяно-российской школы, где учили азбуке, Часословию, Псалтыри и письму. После этого ученики переходили в «школу греческого книжного учения», затем приступали к изучению грамматики. Риторику, логику, физику, пиитику изучали и на греческом и на латинском языках. Главным в преподавании было то, что все светские науки подчинялись богословию, учебный материал трактовался с позиций православия. Большое внимание уделялось проведению диспутов, заменявших в старших классах экзамены.

 

Важным педагогическим наработки Василия Александровича является созданный им духовный культ Матери, в разговорах с сыном, педагог доказывал, что именно любовь и уважение к матери, в будущем, для мальчиков означает заботливое отношение к женщине вообще.

педагогическом наследии В.А.Сухомлинского есть удивительный источник мудрости для такого воспитания – это «Письма к дочери». В этих письмах он касается самых важных для подростков вопросов: любви, чистоты, целомудрия, преданности, материнства и отцовства в будущем, семейного счастья.

«Письма к дочери» написаны просто и искренне, в них много мужественной и ответственной любви. Они представляют собой лучший пример воспитания настоящих женщин, которые своим внутренним достоинством и чистотой влияют на становление настоящих мужчин.

 

28.Изменение в системе российского образования «Закон об образовании РФ» от 29.12.2012 года; последствия его реализации.

Уровни развития.1- формальный(по образцу), 2- рефлексивный (чел в любой ситуации видит внутр-е характ-ки, анализирует, проверяет). 3- функцион-й (чел решает задачи творчески).

19 сентября 2003 г Россия вошла в состав Болонской конвенции (1999 не приняли ее)

1. В России проведены изменения в структуре общего среднего образования

I. Ступень общего среднего образования стало дошкольное образов-е – обязательно для каждого ребенка( Каждый р-к д-н пройти программу дош образ)

II. Ступень средне общее образ-е – начальное общее образование (р-к когда поступает в 1 кл проходит диагностику по выявлению уровня развития начало к егэматем, русский итоговая комплексная работа. Задача учителя знать программу фгос, каковы его предпоссылки, к учеб деят, выпуская ориентироваться на требования 3- ступени , ученик должен получить уровень не ниже рефлексивного в школу принимают в 6,6 лет, но не позднее 8 лет.)

III. Ступень основное общее образ-е – средняя школа 5-9 кл (сдаю егэ русс.Матем, и каждый будет защищать выпускную проектную работу)

IV. Ступень полное, общее среднее образование 10-11 кл (сдаю егэ, защита выпускной проектной работы)

Каждая ступень образ-я должна иметь свою лицензию, свою основную общеобразовательную программу .

2. Каждая основная общая образовательная программа лицензируется и аккредитуется автономно т.есамост-но (1-4 кл- 1 аккредитация+ лицензия, 5-9кл- 1аккредит-я + лицензия, 9-11 кл- 1 аккред-я+ лицензия = 3 лицензии и 3 аккредит-ии если есть еще с 5 по 7 предшкольная подготовка , центр развития еще 1 аккред+лицензия)

3. Согласно Болонской конвенции проводят международную проверку знаний учащихся по разным предметам – пиза Россия находится в пятой десятке. Пизы проверяют функциональную грамотность школ разных стран( дают такие задания к-е дают множество решений задач). Функцион-я грамотность нужно проявить умств-ую способность, продумать через сравнение, анализ и найти способ решенияюЭльконин , Давидов- функцион-й уровень развития системы.

Тимс– Россия в третьей десятки, проверяет матем-ку в рамках математич образ, русский в рамках руусяз.тесты на проверку предметных компентенцийделает проверку между 1 и 2 уровнем. Тимс меняется в сторону пизы.

4. ФГОС яв-сяцелевым – потому что в фгос даны требования к результату на выпуске каждой ступени образ-я. До ФГОС в образ-х учред-х были ГОС они были содержательными потому что в них было дано содержание предметного образ-я т.е какие понятия, научные факты изучать, в каком классе и в каком объеме.

5. ФГОС требование к результату поэтому он целевой – дается 2х уровневый результат 1. Базовый(переводить из кл в к, выходить на уровень актуаль-го развития), 2 Повышенный уровень(зона ближайшего развития по Выготскому).

6. ФГОС – формула 3Т- Т1- требов-е к результату освоения общей образоват-ой программы. Т2- треб-е к структуре основогообщей образ-ой прогр-ме. Т3- треб-е к условиям реализации осовной обшей образ программе. ( к ним относится санпины н-р какую обувь носить, ранец с точки физич развития)систфизивоспит предложил Левсгафт- типология детей на основе изучения семйноговоспит.

7. Высшее образование в россиипритерпела серьезное изменение оно стало многоуровневым. 1- уровень высшего обра-я-бакалавриат, специалитет. 2.- магистратура 2г. Педагог образ-е профиль дош образ. 3 .- аспирантура 2 года. В законе об образовании рф 29.12.12 многоступенч-тьвысшего образ-я зафиксирована и имеет юридич силу.

8. С 1 января 2017 г вводится вобразов-епрофессин-й стандарт для работающих работников образ-я, каждый проходит аттестацию и получает категорию. В первые в российской системе образ-я будут присвоены категории тем у кого есть магисторский диплом.

9. Аспиратура в россии впервые стала образовательной деят-ю, а была научной( теперь обучаются также как и в бакалавриате и магистратуре,есть учеб план, сдаю сессию, обуч очное 2 г, сдают госы, защищают вкр, получают диплом). ФГОС требование к ученику Т1, Профессион-й стандарт для работников образ-я. ИЗМЕНЕНИЯ В РОССИИ ( структура образования+ ФГОС+лицензирование+интернеттестир-е.

 

 

29. Понятие о Федеральном государственном образовательном стандарте: сущность и новизна.

Стандарт(от англ. standard — норма, образец) в широком смысле слова — образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними др. подобных объектов. Стандарт в Российской Федерации — документ, устанавливающий комплекс норм, правил, требований к объекту. Образовательный стандартустанавливает ряд требований к содержанию, структуре и условиям образования детей на разных ступенях обучения.

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа – программа формирования универсальных учебных действий (УУД).
Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов.
Понятие и сущность УУД:
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В болееузком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они:
- носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;
- обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;
- лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания.
Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей обучающегося.
Педагог должен организовать условия, в которых УУД формируются наиболее эффективно, не «вопреки, а благодаря» методике преподавания предмета. Это дает возможность ученику саморазвиваться и самосовершенствоваться

 

30. Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса

Можно выделить несколько тенденций современного развития мирового образовательного процесса

Во-первых это глобализация образования. Глобализация представляет собой тесную интеграцию и конвергенцию, на основе которой существует единое мировое образовательное сообщество.

Проявлениями глобализации являются:

- образовательная мобильность, которая приобрела массовый характер;

- применение в сфере образования франчайзинга (практика, в соответствии с которой, пользующееся международной репутацией образовательное учреждение предоставляют другим, в том числе зарубежным, учебным заведениям лицензии на свои образовательные программы);

- введение международных квалификационных требований, обеспечивающих конвертируемость документов об образовании;

- широкое распространение технологий дистанционного обучения.

- стандартизация, как ориентированность на результат, удовлетворяющий принятым общим стандартам для большого количества стран.

Появление развертывания и осмысления сказывается и на мировом образовательном процессе. Примером тому могут служить ряд международных документов: Всеобщая декларация прав человека (1948), Декларация прав ребенка (1959), Конвенция о правах ребенка (1989), Болонская декларация (1999) и др.

Официальной датой подписания Болонской декларации является 19 июня 1999 г.

Этот документ был направлен на создание единого европейского образовательного пространства. Этому событию предшествовали:

- «MagnaChartaUniversitatum», принятая в Болонье в 1988 году, и давшая импульс к интеграции европейского образовательного пространства;

- Лиссабонская Конвенция 1997 г., заложившая основы сближения европейских образовательных систем;

- Сорбонская декларация от 25 мая 1998 года,

Основная цель Болонского соглашения – это создание единого европейского пространства высшего образования. Обеспечение равных возможностей для получения образования, в том числе профессионального, независимо от нации, государства, географии, гражданства.

Следующей тенденция интеграция (интеграция – сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов).

Процессы интеграции могут иметь место как в рамках уже сложившейся системы (повышается уровень ее целостности и организованности), так и при возникновении новой системы из ранее не связанных элементов

Одним из проявлений интеграции является поликультурность. Идея межкультурного диалога не является новой. В этой связи историками поликультурного образования выделяются работы Ж.-Ж.Руссо, И.Г.Гердера, И.Канта.

Третья тенденция демократизация. Демократия - народовластие. Как термин используется для описания системы управления государством и для обозначения свободного общества.

Демократизация образовательного процесса в современных условиях проявляется через

- доступность образования

- обеспечение равных возможностей для получения общего и профессионального образования

- разрастание рынка образовательных услуг; компромисс между жесткой централизацией и автономией

- участием общества в управлении образовательным процессом.

В-четвертых, тенденция гуманизация. Гуманизм– система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов.

В современной педагогической науке и практике выделяют следующие основные черты гуманизма:

- обновление содержания образования и педагогического процесса на основе гуманистических идей;

- гуманный подход к личности воспитанника;

- уважение его прав и свобод;

- предъявление разумно сформулированных требований;

- уважение позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые требования;

- уважение права человека быть самим собой;

- доведение до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания;

- ненасильственное формирование требуемых качеств;

- отказ от телесных и других унижающих честь и достоинство личности наказаний;

- признание права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые по каким-либо причинам противоречат её убеждениям.

Таким образом, в качестве ведущих тенденций развития мирового образовательного процесса явно проявляются глобализация, интеграция, демократизация и гуманизация.

 

Эразм Роттердамский проявил себя как великий гуманист, он искал причины испорченности прекрасного мира в превратности человеческих суждений. А значит единственным путем изменить этот мир для него, было изменение сознания людей, через художественное воздействие, обучение и воспитание, чему он и посвятил свою жизнь, создавая свои дидактические произведения, опираясь на классические античные образцы.

Главной целью Эразма была гуманистическая реформа образования и культуры, на основе которой он надеялся мирными средствами просветительства добиться совершенствования общества, государства, церкви.

Он первым обосновал гуманистической аргументацией призыв к миру, обращенный ко всем людям доброй воли. В мире он видел норму гражданской жизни, главное условие развития наук и расцвета всех форм трудовой деятельности человека. Эразм, сохраняя независимость личной позиции, отвергал фанатизм любой "секты" и прокладывал путь еще редким в XVI столетии сторонникам веротерпимости.

 

 

Зарождение педагогики как науки и как вида деятельности.

Педагогика - это наука, изучающая закономерности передачи социального опыта старшим поколением и активного его усвоения младшим.

Слово «педагогика» возникло в античные времена. Свое название педагогика получила от греческих слов «пайдос» — дитя и «аго» — вести. В дословном переводе слово «педагогика» означает «дето-вождение». В Древней Греции педагогом называли раба, который сопровождал ребенка своего хозяина в школу, прислуживал ему на занятиях и пне их. С развитием общества роль педагога существенно изменилась, переосмыслялось и само понятие, оно стало употребляться в более широком смысле для обозначения искусства вести ребенка по жизни — обучать, воспитывать, развивать духовно и физически.

Педагогику рассматривают как науку и практику воспитания и обучения человека на всех возрастных этапах его личностного и профессионального развития. Вначале педагогическая мысль оформлялась в виде педагогических заповедей, которые относились к правилам поведения, отношением между родителями и детьми, старшими и младшими. Этапы развития педагогики: 1.Педагогика ведет свое начало от народной педагогики. Она воплощалась в пословицах и поговорках, мифах.н-р «Век живи - век учись».2. Философско-религиозное учение (Сократ, Платон- говорили о том как нужно воспитывать р-а. 3. Филосовско-педагогич-е произв-я (Томас Мор – педагогич идеи,)
4. педагогика как самостоятельная наука родилась когда появились массовые школы и первые педагогические работы. К ним следует отнести «Великую дидактику» (1654 г.) чешского мыслителя-гуманиста, педагога и общественного деятеля Яна Амоса Коменского (1592-1670), Свою «Великую дидактику» он определяет, как универсальное искусство всех учить, всему учиться с верным успехом. Интенсивное развитие педагогической теории и практики в 18 веке привело к основанию специальных учебных заведений по подготовке педагогов. Таким образом “Педагогика” сформировалась в качестве учебной дисциплины. Объектом педагогики является образование. Предметам педагогики является воспитание.Общетеоретическая функция: наука описывает педагогические факты, явления, процессы, объясняет, по каким законам, при каких условиях, почему они протекают, делает выводы. Практическая функция: разрабатываются новые методы, средства, формы, системы обучения, воспитания, управления образовательными структурами. Прогностическую (развитие педагогической теории, перспективы развития образовательных учреждений разного типа и вида). Педагогическая наука и практика решает различные вопросы, связанные с воспитанием, обучением и образованием подрастающего поколения.

2. Истоки развития идей компетентностного подхода. Компетентность человека - новое качество результата образования.

Важными целями образования должны стать развитие у учащихся способности действовать и быть успешными, формирование таких качеств, как профессиональный универсализм, способность менять сферы деятельности, способы деятельности на достаточно высоком уровне. Востребованными становятся такие качества личности, как мобильность, решительность, ответственность, способность усваивать и применять знания в незнакомых ситуациях. Идеи компетентностного подхода как принципа образования рассматриваются в работах А.М.Аронова, А.В.Баранникова, В.А.Болотова, И.А.Зимней

Основные идеи компетентностного подхода сформулированы Л.О. Филатовой следующим образом:•компетентность объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составляющую образования;• оно включает результаты обучения (знания и умения), систему ценностных ориентации, привычки и др.;•

Компете́нтность — наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области.

Внутри компетентностного подхода выделяются два базовых понятия: «компетенция» и «компетентность».

М.А. Чошанов считает, что компетентность - это «не просто обладание знаниями, а постоянное стремление к их обновлению и использованию в конкретных условиях».

Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Ключевыми образовательными компетенциями являются следующие:

1. Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир,

2. Общекультурные компетенции. Ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности в вопросах национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основ жизни человека и человечества

3. Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами.

4. Информационные компетенции. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, компьютер) формируются умения самостоятельно искать, анализировать информацию.

5. Коммуникативные компетенции. Включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе,

7. Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. (личной гигиены, забота о собственном здоровье)

И.А.Зимней выделены три группы ключевых компетентностей

• компетентности, относящиеся к самому себе как личности, как субъекту жизнедеятельности;компетенции здоровьесбережения: знание и соблюдение норм здорового образа жизни, знание опасности курения, алкоголизма, наркомании, СПИДа; знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода

• компетентности, относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми;компетенции социального взаимодействия: с обществом, семьей, друзьями, партнерами; сотрудничество; толерантность, уважение и принятие Другого (раса, национальность, религия); социальная мобильность;

• компетентности, относящиеся к деятельности человека, проявляющиеся во всех ее типах и формах.Компетенция познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации — их создание и разрешение, компетенции деятельности: игра, учение, труд; средства и способы деятельности: планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование в разных видах деятельности;



Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.234.211.61 (0.017 с.)