Проблемы воспитания и обучения в философских учениях Древней Греции и Древнего Рима (Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель и др.). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемы воспитания и обучения в философских учениях Древней Греции и Древнего Рима (Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель и др.).



В Др.Греции педагогика развивалась как часть единой тогда науки-философии - и занимала видное место в учениях античных мыслителей –- Демокрит- Платон-Аристотель- Сократ

Общее в педагогических воззрениях:

1) Цель воспитания – подготовка к выполнению определенных социальных функций.

2) Становление личности человека зависит от природы и воспитания.

3) Требования: начинать воспитание детей с малых лет.

4) Утверждение идеи общественного воспитания детей.

Различия в педагогических воззрениях античных мыслителей:

Демокрит (460-370 гг до н.э)

1) на основе своей теории выдвинул материалистическую концепцию развития личности.

2) считал, что воспитание можно получать везде и всегда: “ночью и днем, на родене и на чужбине…”

3) огромное значение предовал среде, примеру взрослых.

4) при решении вопросов умственного воспитания руководствовался своей теорией, согласно которой, началом знаний служат ощущения.

“Истина постигается разумом, который свой доказательства берет из ощущений”

5) Выступал за включение труда в воспитание. Был уверен, что без принуждении не обойтись.

Платон(427-347)

1) на основе своей философии создал 1-ю теорию воспитания.

2)1-ым попытался определить педагогические понятия:

Воспитание – воздействие взрослых на детей, формирования в них добродетелей.

Учение – приобретение знаний посредством наук.

3) Предложил систему организации общественного воспитания:

С 3-х до 6 лет – игры под управлением женщин – воспитательниц.

С 6 – 12 лет – учеба в гос школах.

С 12 – 16 лет – физическое воспитание в Палестре.

С 16 – 18 лет – предвоенная подготовка.

С 18 – 20 лет – военная подготовка.

4) Создал систему музыкального – гимнастического воспитания.

5) К средствам воспитания относил: -игры

-чтение

-живые устные рассказы.

6) Настаивал на философском образовании для всех.

Аристотель (348- 322 гг до н.э)

1) Систематизировал все области знания своего времени.

2) Создал 1-ю возрастную переодизацию в педагогической мысли.

3) Впервые предложил цель воспитания – гармоническое развитие всех сторон души.

(это физическое развитие (тело), нравственное (душа), умственное)

4)указал на особенности каждого возраста, определив цели, содержание и методов воспитания в каждый возрастной период. “Воспитание начинаешь с пеленок”

5) Дал общую характеристику дошкольного возраста.

Сократ (469-399 до н.э.)

1) Цель воспитания – познание самого себя, совершенствование нравственности, освобождение человеческого интеллекта от всех дурных внешних влияний и создание гармонического единства

2) Сократский метод (беседа), направленный на обнаружение истины путем бесед, спора, полемики, явился источником диалектического способа мышления

3) предложил индукцию и дедукцию; ИНДУКЦИЯ – отыскание

4) по Сократу, важно воспитывать в каждом человек 3 качества необходимо формировать: справедливость, мужество, сдержанность

Воспитание и образование в Др.Греции

- Спарта: воспитание осуществляет государство; цель воспитания: подготовка воинов

Воспитание девочек: до 7 лет все воспитывались в семье и мальчики и девочки

- девочки – физическое и военное воспитание (бег, прыжки, метание копья и диска), умственное и нравственное воспитание(чтение, пение, счет, письмо)

-мальчики – с 7 до 18 лет воспитание осуществлялось агелах, руководитель – пидон, физическое: закалка, привычка к лишениям (голод, холод); умение переносить любую боль; военно-гимнастические упражнение (бег, прыжки, метание диска и копья, борьба, рукопашный бой, пение военных песен); нравственное и политическое воспитание; развитие лаконичной речи; беседы политических деятелей с молодежью; с 18 до 20 лет переводили в группу эфебов, для несения службы.

- Афины- главная цель – всестороннее гармоническое формирование.

Девочки и мальчики до 7 лет воспитывались дома. Девочки после 7 лет приучаются вести домашнее хоз-во и осуществляется дальнейший процесс.

Мальчики с 7 до 12 лет обучаются в школах грамматиста и кифариста. Обучение осуществлял дидаскал.

Школа кифариста – литературное образование, эстетическое воспитание(музыка, пение, дикламация)

Школа грамматиста – чтение, письмо, счет (с помощью пальцев, камешек, счетной доски)

С 13-14 лет переходили в школу палестру (школа борьбы) – обучали пятиборью(бег, прыжки, борьба, плавание, метание копья и диска). Далее переходили в гимназий (переходили не все, только достойные) – изучали философию, политику, гиммастику.

С 18 до 20 лет переходили в эфебию- осуществлялось военное, эстетическое воспитание.

Марк Фабий Квинтилиан (42 – октябрь 118гг)

Пед.идеи приобрели особую мировую известность в 16 -18 веках, после того, как был найден полный текст труда «Наставление в ораторском искусстве». Воспитание оратора состоит из 12 книг: 1кн. – домашнее воспитание мальчика, его значение в граммаической школе;

2 кн. – элементы риторического образования; данные о сущности риторики;

3кн.-7кн. – речь идет об изображении и расположении содержания;

8кн. – 11кн. – трактуют о возможностях: слова и произношение (лексика, графика, орфоэпия, фонетика);

12кн. – указания оратору, связание с его жизнью и деятельностью.

 

5 Образование и педагогическая мысль в Древней Руси и Русском государстве (до ХVII в).

Образование и педагогические идеи на Руси в киевский период X-XIII вв.

В истории педагогики и образования принято выделять два периода: киевский с X по XIII в., и московский - с XIV по XVII в.

Школы «учения книжного» были элитными школами и предназначались для обучения детей князей, бояр, дружинников. Это частные учебные заведения, учителями в них были греки, болгары и русичи, приобщившиеся к книжной культуре.

При дворе князя Ярослава существовала повышенная школа, где получили образование писатели, летописцы, переводчики и переписчики книг, проповедники. В 1028 г. открылась школа в Новгороде для обучения детей священников и горожан на 300 учеников. В конце XI в. при женском монастыре Киева было создано женское училище, где девочек обучали чтению, письму, пению и швейному делу; в XIII в. В Суздале также было учреждено женское училище.

Значительную роль играли монастыри. В монастырях создавались летописи и другие тексты, сохранялись и переписывались рукописные книги, формировались библиотеки.

Начальное образование давали специальные частные платные училища.

Обучением обычно занимались представители низшего духовенства, мелких чиновников, грамотных людей.

Вторая ступень обучения получила в Киевской Руси название «учение книжное». С XI по XIII в. центры «учения книжного» возникают по всей Руси. В этот период в основе содержания «учения книжного» лежал тривиум (грамматика, риторика, диалектика). А также входило в содержание «учения книжного» включалось овладение элементарной арифметической культурой: запись чисел, удвоение, раздвоение, сложение, вычитание, деление, умножение.

К XIII в. школьные формы обучения, особенно «учения книжного», приходят в упадок, что было связано с разгромом русских княжеств и разрушением городов; Обучение в XIV-XVI вв.

За религиозное воспитание детей отвечала церковь. В обязанности священников входило обучение основным догмам христианского вероучения, воспитание уважения к церковным и светским властям.

Характер такой школы - церковно-религиозный, «душеспасительный». Три черты свойственны русскому обучению в то время: «продолжительность, многий труд и битье». Физические наказания использовались постоянно, обучение было трудным, однообразным и не соответствовало особенностям и возможностям детского возраста, поэтому оно не могло обходиться без насилия.

Обучение ребенка начиналось приблизительно с 7 лет, и дети всех сословий получали ограниченное начальное образование. Тот кто тянулся к книге и знаниям, должен был трудиться самостоятельно.

Педагогическая мысль в России к концу XVII в.

Заметный вклад в развитие образования и педагогической мысли внесли Иван Федоров, Федор Ртищев, Симеон Полоцкий, Сильвестр Медведев и др. Русские педагоги знали и использовали идеи Яна Амоса Коменского. Общий уровень образованности в Московском государстве XV-XVI вв оставался весьма низким. В Новгородской иепархии почти половина священнослужителей была неграмотна.

К концу XVI в. появились учебные пособия по славянской и греческой грамматике. Возможность обучаться двум языкам была предоставлена боярским детям. Первая школа с западноевропейской программой открылась в Москве в конце XVI в., при лютеранской церкви немецкой слободы.

Во второй половине XVII в. определились четыре основные подхода к обучению: 1) «латинофильский» (Симеон Полоцкий, Сильвестр Медведев, 2) «византийско-русский» (ЕпифанийСлавинецкий, Федор Ртищев, 3) «славяно-греко-латинский» (Иоанникий и Софроний), 4) «старообрядческо-начетнический» (протопоп Аввакум).

Важную роль сыграли частные учебные заведения а Москве. Например, немецкая школа, открытая в конце XVI в. Обучение было бесплатным. Брали учеников из разных сословий. Одна из первых греко-латинских школ была открыта Арсением Греком в 1649 г. приЧудовом монастыре в Москве. Школа просуществовала не менее 5 лет.

Первая государственная школа повышенного образования Типографское училище - была основана в 1681 г. в Типографское училище слилось со Славяно-греко-латинской академией. Обучение начиналось с подготовительного класса-славяно-российской школы, где учили азбуке, Часословию, Псалтыри и письму. После этого ученики переходили в «школу греческого книжного учения», затем приступали к изучению грамматики. Риторику, логику, физику, пиитику изучали и на греческом и на латинском языках. Главным в преподавании было то, что все светские науки подчинялись богословию, учебный материал трактовался с позиций православия. Большое внимание уделялось проведению диспутов, заменявших в старших классах экзамены.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 10304; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.166.223.204 (0.02 с.)