Значение педагогической теории Я.А.Коменского, ее влияние на развитие мировой педагогики.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Значение педагогической теории Я.А.Коменского, ее влияние на развитие мировой педагогики.



Среди педагогов начала Нового времени особое место принадлежит Яну Амосу Каменскому (1592-1670). Его по праву можно звать отцом современной педагогики. Он одним из первых попытался отыскать и привести в систему объективные закономерности воспитания и обучения, решить вопросы, на которые не смогла дать ответа прежняя педагогика.

В его «Великой дидактике» сформулированы сенсуалистские педагогические принципы. Коменский призывает обогащать сознание ребенка, знакомя с предметами и явлениями чувственно воспринимаемого мира. Согласно его теории эволюции в природе, а следовательно, и в воспитании не может быть скачков. В трактате проводится мысль о том, чтобы поставить знание закономерностей педагогического процесса на службу педагогической практики призванной обеспечить быстрое и основательное обучение.

Я.-А. Коменский был первым педагогом, последовательно обосновавшим принцип природосообразности в воспитании. Он шел от гуманистических традиций предшественников. У Коменского человек предстает как микрокосм. Подобный взгляд вел к признанию особых закономерностей формирования личности, тесно связанных с глобальными изменениями природы. Природное в человеке, считал Коменский, обладает самодеятельной и самодвижущейся силой. Исходя из этого, ученый формулирует как педагогическую необходимость принцип самостоятельности воспитанника в осмыслении и деятельном освоении мира. Эта идея получила наиболее полное лощение в работе «Выход из школьных лабиринтов». Развернутая аргументация природосообразного воспитания стала заметным шагом вперед в педагогике.

Природосообразность в воспитании означала для ученого знание природного равенства людей. Люди наделены природе одинаково, они в равной степени нуждаются в возможно более полном умственном и нравственном развитии, которое, несомненно, несет пользу человечеству. Таким образом, их права на образование равны. Провозглашая равенство людей от природы. Коменский отнюдь не отрицал индивидуальности задатков каждой личности.Считая, что детям присуща склонность к деятельности, педагог усматривал цель воспитания в поощрении этого влечения с учетом их задатков. Такая задача может быть решена при соблюдении определенной последовательности обучения: вначале посредством развития чувств дети должны ознакомиться с окружающими предметами и явлениями, затем усвоить образы окружающего мира и, наконец, научиться активно действовать с помощью речи, опираясь на приобретенные знания, умения, навыки.

Принцип природосообразности получил последовательное выражение в дидактике Я.-А. Коменского, прежде всего в идее подражания природе (естественный метод образования). Эта идея полагает приведение в соответствие педагогических законов с законами природы. Используя этот принцип, в работе «Выход из школьных лабиринтов» ученый рассматривает четыре стадии обучения, основанные на единстве законов природы и воспитания: первая — автопсия (самостоятельное наблюдение); вторая - автопраксия (практическое осуществление); третья — автохресия (применение полученных знаний, умений, навыков в новых обстоятельствах); четвертая — автолексия (самостоятельное из результатов своей деятельности). Формулируя правила учебного процесса, Коменский ставит целью обеспечить легкое, основательное и прочное обучение, отвергает вербализм, предлагает идти в преподавании от реального.

Фундаментальной идеей педагогики Я.-А. Коменского является пансофизм, т.е. обобщение всех добытых цивилизацией знаний и донесение этого обобщенного знания через школу на родном языке до всех людей, независимо от общественной, расовой, религиозной принадлежности. Великий мыслитель видел корень зла в невежестве или искажении знаний и мечтал о приобщении человечества к всеобщей мудрости, подлинному знанию — пансофии.

Я.-А. Коменский отстаивал гуманистическую программу образования. Он отдал всего себя превращению учебного заведения из места бессмысленной зубрежки, телесных наказаний в храм разумного, приносящего радость воспитания и обучения. Чешский педагог видел школу исполненной красоты, любви и внимания к детям. Идеальная школа должна была стать лабораторией подготовки гуманных людей, обученных эффективно действовать на поприще труда. Школа виделась Коменскому как заведение непрестанных умственных усилий учащихся, соревнования умов и дарований, преодоления нравственных пороков. Разумно организованное обучение, считал ученый, требовало от наставника и воспитанника усилий на пределе их возможностей.

18. Педагогические идеи И.Г. Песталоцци, их значение в мировой педагогической мысли.

Швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци (1746–1827), окончивший два курса коллегиума Каролинум, вел активную просветительскую деятельность, организовал ряд приютов для детей из беднейшей среды, где сироты жили и учились. И.Г. Песталоцци был автором произведений, в которых нашли отражение его педагогические идеи: «Лин-гард и Гертруда» (1781–1787), «Как Гертруда учит своих детей» (1801), «Письмо к другу о пребывании в Станце» (1799), «Лебединая песня» (1826). Педагогическое наследие Песталоцци анализировали А.П. Пинкевич, E.H. Медынский, В.А. Ротенберг и др.
Сущность развивающего и воспитывающего обучения была выражена И.Г. Песталоцци в его теории «элементарного образования», которая предназначалась для начальной ступени обучения. Элементарное образование подразумевает такую организацию обучения, при которой в объектах познания и деятельности выделяются простейшие элементы, что позволяет постоянно двигаться от простого ко все более сложному, доводя знания детей до возможного совершенства. Педагог выделяет следующие простейшие элементы познавательной деятельности: число (простейший элемент числа – единица), форма (простейший элемент формы – линия), названия предметов, обозначенные с помощью слов (простейший элемент слова – звук).
Цель обучения И.Г. Песталоцци определяет как возбуждение ума детей к активной деятельности, развитие их познавательных способностей, выработку у них умения логически мыслить и кратко выражать словами сущность усвоенных понятий. Таким образом, метод «элементарного образования» – это определенная система упражнений по развитию способностей ребенка. Песталоцци разработал эту методику, руководствуясь следующими идеями: 1) ребенок с рождения обладает задатками, внутренними потенциальными силами, которым свойственно стремление к развитию; 2) многосторонняя и многообразная деятельность детей в процессе обучения – основа развития и совершенствования внутренних сил, их умственного развития; 3) активность ребенка в познавательной деятельности – необходимое условие усвоения знаний, более совершенного познания мира. Такое развивающее и воспитывающее обучение должно содействовать переходу детей от беспорядочных и смутных впечатлений к четким понятиям.
И.Г. Песталоцци расширил содержание начального образования, включив в него сведения из географии и природоведения, рисование, пение, гимнастику, начала геометрии. Педагог считал, что речь надо развивать планомерно и последовательно, начиная со звуков и их сочетаний в слогах, через освоение различных речевых форм при одновременном обогащении и углублении представлений ребенка об окружающем мире. Обучение счету Песталоцци предлагал начинать не с заучивания арифметических правил, а с сочетаний единичных предметов и формирования на этой основе представлений о свойствах чисел. Изучение формы он подразделял на обучение детей измерению (геометрии), рисованию и письму.
Разрабатывая идею развивающего обучения и элементарного образования, педагог стал одним из основоположников формального образования: изучаемые предметы рассматривались им больше как средство развития способностей, чем как средство приобретения знаний.
Приоритетное значение И.Г. Песталоцци отводил воспитанию, он считал, что воспитание должно дать детям из народа хорошую трудовую подготовку и одновременно развить их физические и духовные силы, что в дальнейшем поможет им избавиться от нужды. Воспитание должно быть природосообразным, т. е. строиться в соответствии с естественным ходом развития самой человеческой природы, начинаться с младенческих лет. Среди задач нравственного воспитания педагог выделял развитие у детей высоких моральных качеств, формирование у молодого поколения нравственного сознания, убеждений, выработка их путем непосредственного участия в добрых и полезных делах.
Стараясь быть последовательным, И.Г. Песталоцци, говоря о воспитывающем обучении, выделяет первоначальный элемент гуманистических чувств человека. Первым ростком нравственности, по мысли педагога, является самое первое и самое естественное чувство человека – доверие, любовь к матери. При помощи воспитания круг объектов детской любви должен постепенно расширяться (мать – сестры и братья – учителя – школьные товарищи – народ). Таким образом, по Песталоцци, школьное воспитание успешно лишь в том случае, когда сотрудничает с семейным. Таким образом, И.Г. Песталоцци впервые выдвинул тезис об активности ребенка в процессе обучения.
В физическом воспитании основным элементом является стремление ребенка к движению. Начало физического воспитания, по мнению И.Г. Песталоцци, закладывается в семье, когда мать постепенно приучает ребенка стоять, делать первые шаги и ходить. Упражнения суставов были положены педагогом в основу «естественной домашней гимнастики», на базе которой он предлагал строить систему школьной «элементарной гимнастики».
Элементарное трудовое обучение Песталоцци рассматривал как важную часть развития ребенка и предлагал на начальном этапе усвоение «азбуки умений», способствующей развитию физической силы и овладению необходимыми трудовыми навыками.
Педагогические взгляды и деятельность И.Г. Песталоцци повлияли на дальнейшее развитие мировой педагогической науки и вызвали к жизни целое педагогическое течение – песталоццианство.

19 воспрос: Педагогическая теория И. Ф. Гербарта.

Иога́нн Фри́дрих Ге́рбарт (1776-1841)— немецкий философ, психолог, педагог. Один из основателей научной педагогики.

Педагогика по Гербарту опирается на практическую философию: этику и психологию. С помощью этики намечаются педагогические цели, а с помощью психологии - способы их осуществления.

Гербарт постоянно подчеркивал, что педагогическая работа проводится успешнее, если ей предшествует овладение педагогической теорией. Он говорил, что педагогу нужны широкие философские взгляды, чтобы повседневная кропотливая работа и ограниченный индивидуальный опыт не суживали его горизонта.

Изучая педагогическую теорию, воспитатель не может, конечно, вооружиться на будущее готовыми рецептами для различных ситуаций, он готовит самого себя к правильному восприятию, пониманию и оценке явлений, с которыми он встретится на педагогической работе. Овладение педагогической теорией дает учителю возможность избежать ошибок в оценке воспитанников, стимулов и мотивов их поведения, значения и сущности их поступков; его питомцы не смогут тогда «поражать и запугивать своего воспитателя удивительными загадками».

Педагог должен ставить перед воспитанником те же цели, которые тот поставит перед собой сам, когда сделается взрослым. Эти будущие цели могут быть подразделены на: 1) цели возможные, 2) цели необходимые.

Возможные цели это те, которые человек может поставить перед собой в области определенной специальности.

Необходимые цели это те, которые нужны ему в любой области его деятельности.

Усматривая сущность воспитания в том, чтобы обогатить душу ребенка представлениями, Гербарт хочет вселить в нее идеи и мотивы добродетельного поведения и выработать у воспитанника нравственный характер.

Первичные этические идеи по Гербарту:

· идея внутренней свободы, которая является результатом согласованности между разумом и волей личности, гармонией между ее этическим суждением и волей;

· идея совершенства, которое вырабатывается на основе организованной воли, сформированной многосторонним интересом индивида, в основе которого лежат наивысшие нравственные ценности;

· идея благожелательности, направленной на установление гармонии между индивидуальной волей и волей, проявляемой другими людьми;

· идея права, предполагающая понимание индивидом своих прав и обязанностей в отношениях с другими членами общества, обязывающее его в случае конфликта признавать равноправие двух противостоящих друг другу волеизъявлений;

· идея справедливости как воздаяние за каждое действие предпринятое по отношению к воле другого человека: поощрение или наказание.

Если ориентироваться на этические тезисы Гербарта - учитель должен достаточно полно регламентировать и контролировать деятельность учащихся, подходить к ним с одинаковыми требованиями, соответствовать образу руководителя, стимулировать их усилия с помощью поощрений и наказаний, оценивать все моменты их поведения. Ученическая дисциплина является одной из важнейших ценностей данной стратегии.

Функция интереса в педагогике Гербарта

Гербарт предложил возможную классификацию видов интереса в их соотношении с характером познавательной деятельности. Он показал, что в интересе концентрируются деятельное начало, внутренняя активность, благодаря чему проявляются познавательная потребность, сосредоточенность и волевая, целенаправленная деятельность личности по усвоению нового.

Функция интереса, по Гербарту, состоит не только и не столько в том, чтобы способствовать усвоению изучаемого, сколько возбуждать желания к дальнейшим занятиям, чтобы приобретаемые знания стимулировали интерес к дальнейшему обучению. Развитие разносторонних интересов, таким образом, само становилось педагогической целью.

По содержанию интересы Гербарт делил на две группы, включавшие шесть их разновидностей.

Одни из них охватывают интересы, направленные на внешнюю природу, к познанию которой приходят опытным путем.

Разновидностями познавательно-опытных интересов являются:

· эмпирический- который как бы отвечает на вопрос, что это такое, и возбуждает интерес ко всему живому, к окружающему миру, стремление к наблюдению;

· умозрительный- который отвечает на вопросы, почему это так, и настаивает на размышлении;

· эстетический обеспечивает художественную оценку явлений, возбуждает интерес к прекрасному.

Вторую группу составляют интересы, ориентированные на участие и эмоциональное отношение к человеку, включенному в социальное общение:

· симпатический- направленный на членов своей семьи и ближайший круг знакомых,

· социальный на более широкий круг людей, на общество, свой народ и все человечество. К этой же группе Гербарт относит

· религиозный интерес- направленный на общение с Богом, с церковью, с высшими духовными силами.

20 вопрос:Социально-педагогическая деятельность Ф.В.А. Дистервега. Принципы развивающего и воспитывающего обучения.

Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег — немецкий педагог, либеральныйполитик. Выступал за секуляризацию школ.

Принцип развивающего и воспитывающего характера обучения направлен на всестороннее развитие личности и индивидуальности учащегося.

Он предлагал в воспитании и обучении следовать природе человека, учитывать индивидуальные и возрастные особенности ребенка.

Он создал дидактику развивающего обучения, сформулированную в законах и правилах. В его книге “Руководство к образованию немецких учителей”, вышедшей в 1835 г., приводится обобщающая система дидактических правил, направленных на обеспечение наглядности и доступности материала обучения, сознательности усвоения знаний, заинтересованности и личной активности учащихся в процессе обучения.

Хорошим, по мысли педагога, можно считать только такое обучение, которое стимулирует задатки и самодеятельность человека, развивает его умственно, нравственно, физически.

Основные правила развивающего обучения, сформулированные А. Дистервегом:

Правила обучения, относящиеся к ученику, к субъекту

1.Обучай природосообразно.
2.Руководствуйся при обучении естественными ступенями развития подрастающего человека
3.Начинай обучение, исходя из уровня развития ученика, и продолжай его последовательно, непрерывно, без пропусков и основательно!
4.Не учи тому, что для ученика, пока он это учит, еще не нужно, и не учи тому, что для ученика впоследствии не будет более нужно.
5.Обучай наглядно.
6.Переходи от близкого к далекому, от простого к сложному, от более легкого к более трудному, от известного к неизвестному.
7.Веди обучение не научным, а элементарным способом.
8.Преследуй всегда формальную цель или одновременно формальную и материальную; возбуждай ум ученика посредством одного и того же предмета, по возможности разносторонне, и именно: связывай знание с умением и заставляй его упражняться до тех пор, пока выученное не сделается достоянием подсознательного течения его мыслей.
9.Никогда не учи тому, чего ученик еще не в состоянии усвоить.
10.Заботиться о том, чтобы ученики не забывали того, что выучили.
11.Не муштровать, не воспитывать и образовывать для данного случая, а заложить общие основы человеческого, гражданского и национального образования.
12.Приучай ученика работать, заставь его не только полюбить работу, но настолько с ней сродниться, чтобы она стала его второй натурой.
13.Считайся с индивидуальностью твоих учеников.

 

 

Правила обучения, касающиеся учебного материала, объекта

1.Распределяй материал каждого учебного предмета в соответствии с уровнем развития и законами развития ученика.
2.Задерживайся, главным образом, на изучении основ.
3.При обосновании производных положений возвращайся почаще к первоначальным основным понятиям и выводи первые из последних.
4.Распределяй каждый материал на известные ступени и небольшие законченные части.
5.Указывай на каждой ступени отдельные части последующего материала и, не допускай существенных перерывов, приводи из него отдельные данные, чтобы возбудить любознательность ученика, не удовлетворяя ее, однако, в полной мере.
6.Распределяй и располагай материал таким образом, чтобы (где только возможно) на следующей ступени при изучении нового снова повторялось предыдущее.
7.Связывай родственные по содержанию предметы.
8.Переходи от предмета к его обозначению, а не наоборот.
9.Считайся при выборе метода обучения с природой предмета.
10.Распределяй учебный материал не на основе надуманных понятий, общих схем, а всегда рассматривай его всесторонне.
11.Выводи последующие положения не посредством общих действий, но развивай их из природы предмета.
12.Содержание обучения должно соответствовать уровню современной науки.

 

 

Правила обучения в соответствии с внешними условиями, временем, местом, положением и т.д.

1.Проходи со своими учениками предметы скорее последовательно, чем одновременно.
2.Считайся с (предлагаемым) будущим положением твоего воспитанника.
3.Обучай культуросообразно.

 

 

Правила обучения, касающиеся учителя

1.Старайся сделать обучение увлекательным (интересным).
2.Обучай энергично.
3.Заставляй ученика правильно устно излагать учебный материал. Следи всегда за хорошим выговором, отчетливым ударением, ясным изложением и логическим построением речи.
4.Никогда не останавливайся.

 

26 вопрос:В.А.Сухомлинский - педагог-новатор, великий гуманист современности. «Сердце отдаю детям».

Васи́лий Алекса́ндрович Сухомли́нский (1918-1970)— выдающийся советский педагог-новатор, писатель.

Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплочённого коллектива педагогов-единомышленников и учащихся. Сухомлинский строил процесс обучения как радостный труд; большое внимание он уделял формированию мировоззрения учащихся; важная роль в обучении отводилась слову учителя, художественному стилю изложения, сочинению вместе с детьми сказок, художественных произведений, чтению книг[5].

Сухомлинский разработал комплексную эстетическую программу «воспитания красотой». В советской педагогике своего времени стал разрабатывать гуманистические традиции отечественной и мировой педагогической мысли.

Его жизнь — воспитание детей, личности. Он воспитывал в детях личное отношение к окружающей действительности, понимание своего дела и ответственности перед родными, товарищами и обществом и, что главное, перед собственной совестью.

Самая знаменитая книга – «сердце отдаю детям», которая является итогом многолетнего труда. Он посвящает его сердцу педагога.

В своем труде он обсуждает вопросы: Как ввести маленького человека в мир познания окружающей действительности, как помочь ему учиться, облегчить его умственный труд, как пробудить в его душе благородные чувства, воспитать человеческое достоинство и веру в доброе начало в человеке?

Самое важное качество педагога-воспитателя – способность чувствовать духовный мир ребят.

Без знания ребёнка – его умственного развития, мышления, интересов, увлечений, способностей, задатков, наклонностей – нет воспитания.

Ребёнок – это зеркало нравственной жизни родителей. Педагог задумывался над хорошим и плохим в каждой семье. Самая ценная нравственная черта хороших родителей, которая передается детям без особых усилий – это душевная доброта матери и отца, умение делать добро людям. Самое большое зло – это эгоизм, индивидуализм отдельных родителей.

Первые уроки мышления должны быть не в классе, не перед классной доской, а среди природы. Красота природы обостряет восприятие, пробуждает творческую мысль, наполняет слово индивидуальными переживаниями.

Детское мышление – художественное, образное, эмоционально насыщенное мышление. Чтобы ребёнок стал умным, сообразительным, надо в раннем детстве дать ему счастье художественного видения мира.

Огромное воспитательное значение Сухомлинский отдаёт методу восприятия через сказку. Он рассказывает детям сказку, а они сидят, очарованные волшебным миром. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка.

Добро – важнейшее качество духовно развитой личности для Сухомлинского.

21. Теория и практика организации народной школы и подготовки учителя в концепции А. Дистервега.

В общую задачу народной школы включалось воспитание национального самосознания в духе добра, справедливости, гуманности, религиозной терпимости, солидарности и чело­вечности. Очевидная абстрактность названных положений кон­кретизировалась определением учебно-воспитательной функции народной школы, которая призвана заложить основы для формирования нации, развития начал человеческого досто­инства у своих воспитанников, всестороннего воздействия на развитие умственных способностей детей, для становления у них характера, основу которого составит их интеллект. Таким образом, трактовка Ф.А.В. Дистервегом общечеловеческого воспитания ориентировала народную школу на развитие у ее воспитанников таких качеств личности, которые дали бы воз­можность каждому найти свое место для проявления актив­ности в последующей жизни.

Развитие детской самодеятельности в процессе обучения, вооружение учащихся знаниями Дистервег мыслит лишь при руководящей роли учителя. Как и Коменский, он придает большое значение в обучении четко разработанному учебному плану и хорошему учебнику, но в отличие от чешского педагога он подчеркивает, что в конечном счете успех обучения определяется учителем, а не учебником или методом.
Хороший учитель должен в совершенстве владеть своим предметом и любить свою профессию и детей. Надо, чтобы на уроке царила атмосфера бодрости, чтобы энергичное преподавание будило умственные силы учащихся, укрепляло их волю, формировало их характер. Учащиеся все время должны чувствовать, что они двигаются вперед. Хороший учитель, указывает Дистервег, твердо и неуклонно проводит свои воспитательные принципы, никогда не отступает от них. Учитель постоянно работает над собой. Только при этих условиях он выработает в детях упорство в овладении знаниями и разовьет в них умение преодолевать встречающиеся на их пути трудности. Он говорит о воспитательном значении сильной воли учителя, который должен иметь твердый характер. Строгий и требовательный учитель должен быть в то же время и справедливым, только тогда он может завоевать авторитет со стороны своих учеников. Он должен быть гражданином, иметь прогрессивные убеждения и гражданское мужество. Огромное значение Дистервег придавал систематической работе учителя над собой. Он давал учителям ряд ценных советов в отношении их самообразования, рекомендовал им в первую очередь приниматься за труды, связанные с их учебным предметом, и в то же время указывал, что учителю надо знать историю, литературу, а также все время следить за вновь выходящими работами по педагогике, психологии и методике. Он придавал большое значение вооружению учителей практическими педагогическими умениями и навыками. Дидактика развивающего обучения Дистервега и его учебники оказали большое влияние на дальнейшее развитие начальной школы. Его прогрессивные идеи получили широкое распространение, в частности и в России в середине XIX века. Однако в самой Германии педагог-демократ Дистервег не был признан в официальных кругах.
Дистервег пользуется заслуженным признанием в Германской Демократической Республике. Правительством учреждена медаль его имени, которой награждаются лучшие учителя и деятели народного образования; в ГДР впервые издано полное собрание его сочинений.

22.Прагматическая педагогика Дж. Дьюи.

Джон Дьюи (1859–1952) – автор прагматической педагогики, автор научной школы в педагогике, американский философ, социолог, психолог, педагог. Основными чертами его научной теории были педоцентризм, опора в обучении на интересы и инстинкты детей, широкое применение труда в обучении, проблемный характер обучения. Свои взгляды на проблемы воспитания и образования Дьюи изложил в работах «Школа и общество», «Школы будущего», «Школа и ребенок», и др. Одно из центральных понятий педагогики Дьюи – опыт. Опыт есть способность человека предвидеть результаты своей деятельности в интеллектуальной, нравственной, социальной сферах. Опыт немыслим без активности самой личности и всегда эмоционален. Поэтому продуктивный учебный процесс возможен лишь как деятельность, формирующая личный опыт. С опытом и действием связано мышление. Любое задание, по мнению Дьюи, должно содержать проблему и заключать в себе указания на выбор путей ее решения. Тайна правильного определения – в методе, а метод есть лишь «порядок расположения фактов».

Школа – это полноценная жизнь ребенка. Ребенок должен «стать тем солнцем, около которого вращаются все образовательные средства». Особое внимание уделяется ручному труду, – развивающему активность ребенка. В процессе обучения надо исходить из четырех инстинктов ребенка: инстинкта делания, исследовательского инстинкта, художественного инстинкта, социального инстинкта. В процессе делания возникают познавательные потребности, развиваются интересы, обучение становится увлекательным и полезным. Ребенок оказывается в позиции исследователя на основе сопряжения творчества и труда. Трудовой процесс приближается к процессу поиска – осмыслению задачи или проблемы, построению гипотезы, выбору путей ее решения, достижению желаемого результата. Поиск истины базируется на прагматическом подходе. Истинно то, что полезно, обогащает опыт ребенка. Воспитание осуществляется в процессе труда. вытекают из предмета труда и детского опыта, из саморазвития личности, ее рефлексивных возможностей осознания значимости совершаемых действий в настоящей и будущей жизни. Здесь большую роль играет самостоятельность, эмоциональное самочувствие, переживание чувства удовлетворенности не только от результатов труда, но и от трудового процесса. Это принципиально новый подход к педагогическому процессу с двойным результатом – объективным и субъективным. Ценность представляют оба результата. Первый воспитывает бережное отношение к продуктам труда. Второй способствует развитию личности ребенка, его общению со сверстниками, взрослыми. Складываются уважительные отношения между педагогами и детьми. Прагматическая педагогика Дьюи предполагает овладение опытом сотрудничества, взаимопомощи, взаимного уважения, внимательного отношения к людям и вещам, создаваемым людьми, к жизни в общине, к осознанной свободе в личностном и профессиональном самоопределении.

Школа для Дьюи – это сама жизнь. Дьюи соединил естественное, индивидуальное развитие человека в процессе школьного образования с его подготовкой как гражданина, как полноценного члена общества с богатым личным опытом. Дьюи считал, что школа должна стать комплексом, где есть мастерские, музыкальные комнаты, музей и библиотека, где осуществляется постоянная связь с университетом. Тогда школа и становится средой, связующей внешний мир и каждого отдельного ребенка.

Современный учитель, стремящийся к новому воспитанию, если пользоваться образным сравнением, Дьюи, становится одной из планет в системе, центром которой являются дети. Каждый отдельный ребенок – есть солнце, вокруг которого вращаются учебные планы, книги и работа педагогов. Признав основой, исходным пунктом образования инстинкты и интересы детей, поставив целью воспитания и обучения пробуждение собственной энергии детей, стремясь приблизить знание к опыту, чувствам и эмоциям учеников с тем, чтобы затем поднять их до высот науки, учитель оказался рядом с учениками и который «направляет» детей и «помогает» им.

Вопрос 23.

Януш Корчак- выдающийсяпольский педагог, писатель, врач и общественный деятель.Родился в Царстве Польском в Варшаве 22 июля 1878 года в интеллигентной ассимилированной еврейской семье.

Оригинальная система самоуправления, разработанная Корчаком, во многом не утратила своей ценности и в настоящее время. Многие прогрессивные педагоги используют методы и средства, лежащие в основе корчаковской системы, для развития активности, самодеятельности, самостоятельности у детей, для создания такого нравственного климата в детском коллективе, который обеспечивает высокую эффективность воспитательной работы.

 

Корчак – выдающийся педагог, он подарил нам новую педагогику, утвердив своими трудами бессмертие добра и человечности.

Его педагогическая концепция сводилась к одной простой истине: уметь слушать свое сердце и любить детей

Корчак считал, что воспитание, в первую очередь, – это процесс постоянного познания ребенка и развития его природных способностей плюс уважение к его личности. Он писал о том, чего нам сегодня так не хватает – о любви к детям. Причем не любви-воспитания-ухода, а любви-понимания, любви-самоотверженности, любви-принятия. А еще искренности, мудрости и нравственности, трепетного отношения к большому сердцу маленького человечка. А еще понимания того, что дети имеют право на собственное мнение и даже на протест. Януш Корчак подчеркивал: «Нужно учить ребенка распознавать ложь, ценить правду, и не только любить, но и ненавидеть, не только уважать, но и презирать, не только соглашаться, но и возмущаться, не только подчиняться, но и бунтовать». Ведь дети – это в первую очередь люди. Мало того, дети, по убеждению педагога, на самом деле намного мудрее взрослых — чище и глубже: «Ребенок в сфере чувств превосходит взрослого, у него нет тормозов. В сфере же интеллекта ребенок не уступает взрослому, просто ему не хватает опыта… Не обобщайте, не абсолютизируйте, нет детей вообще (в целом), в процессе воспитания мы имеем дело с конкретными индивидуумами. И поэтому каждый из них нуждается в индивидуальном подходе». Поэтому в общении с детьми взрослые должны не опускаться до их уровня, как принято считать, а наоборот «подниматься до их чувств»: «Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться. Чтобы не обидеть».

 

Корчак настойчиво требует признания равноценности и самоценности личности ребенка, признания за ним права на индивидуальность.

 

Вопрос 24.

Анто́н Семёнович Мака́ренко- советский педагог и писатель.

Основоположником теории «обучения через труд» стал великий педагог и писатель А.С. Макаренко.

Воспитание в коллективе и через коллектив — это центральная идея его педагогической системы, красной нитью проходящая через всю педагогическую деятельность и все его педагогические высказывания.

Под коллективом Макаренко понимал не случайное скопление людей, а объединение их для достижения общих целей в общем труде — объединение, отличающееся определенной системой полномочий и ответственности, определенным соотношением и взаимозависимостью отдельных своих частей. Он подчеркивал, что коллектив — часть советского общества «через коллектив каждый его член входит в общество».

Макаренко считал, что воздействовать на отдельную личность можно, действуя на коллектив, членом которого является эта личность. Это положение он называл «принципом параллельного действия». В этом принципе реализуется требование коллектива — «все за одного, один за всех». «Принцип параллельного действия» не исключает, однако, применения «принципа индивидуального действия» — прямого, непосредственного воздействия педагога на отдельного воспитанника.

Одним из важнейших законов коллектива Макаренко считал «закон движения коллектива». Если коллектив достиг поставленной цели, а новых '"перспектив перед собой не поставил, наступает

самоуспокоение, нет больше стремлений, воодушевляющих участников коллектива, нет у него будущего. Развитие коллектива останавливается. Коллектив всегда должен жить напряженной жизнью, стремлением к определенной цели. В соответствии с этим Макаренко впервые в педагогике выдвинул и разработал важный принцип, который он назвал «системой перспективных линий».

Развитие детского коллектива, по Макаренко, должно происходить постоянно; оно должно направляться педагогическим коллективом, который творчески ищет наиболее эффективные пути для его движения вперед. Педагог должен уметь увлечь весь коллектив воспитанников и каждого из его участников определенной целью, достижение которой, требующее усилий, труда, борьбы, дает глубокое удовлетворение. Добившись этой цели, надо не останавливаться на достигнутом, а ставить дальнейшую задачу, более широкую, более общественно значимую, делать больше и лучше, чем раньше. Искусство педагога заключается в том, чтобы сочетать свое руководство, свои педагогические требования с большими реальными правами коллектива. Макаренко отводил важную роль в жизни коллектива игре.

Каждый член коллектива обязан сознавать и чувствовать свой долг перед коллективом, начиная с первичного коллектива и кончая Родиной.

Дисциплина особенно развивается и крепнет в организованном коллективе. Дисциплина – это лицо коллектива, его голос, его красота, его подвижность, его мимика, его убежденность». «Все, что есть в коллективе, в конечном счете, принимает форму дисциплины.

Настольной книгой педагога можно назвать его замечательную, очень известную во всём мире книгу «Педагогическая поэма»

Особая тема – это воздействие на умы и сердца людей во всём мире правдивой истории преоб<



Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.231.243.21 (0.059 с.)