Тема: “альтернативные учебные заведения и особенности управления ими”. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: “альтернативные учебные заведения и особенности управления ими”.



План:

1. Сущность и значение альтернативных учебных заведений.

2. Особенности управления современной школой.

Документы:

1. Закон РФ «Об РФ об образовании» (с изменениями и дополнениями) М. Новая школа 2008г.

 

Задания:

1. На основе предложенного материала сделать выписки, отражающие сущность различных

альтернативных учебных заведений и оформить их в виде таблицы:

наименование альтернативного учебного заведения типичные черты организации учебно-воспитательного процесса какую форму получения образования реализует
     

Подумайте также:

• чем обусловлено возникновение альтернативных учебных заведений в России на современном этапе?

• какие преимущества имеет альтернатива выбора путей и форм получения образования для формирования личности человека?

• какую роль играют государственные стандарты в условиях функционирования альтернативных учебных заведений?

2. Познакомиться со статьёй 33 Закона РФ “Об образовании” и

а) представить схематически процедуру создания образовательного учреждения;

б) выписать понятия “лицензионная экспертиза”, “лицензия”, “свидетельство о гос. аккредитации”.

3. Законспектировать статьи 35, 36 Закона РФ “Об образовании”. Подумать:

• чем управление негосударственным учебным заведением отличается от управления государственным

образовательным учреждением?

 

Материалы для выполнения заданий:

Содержание и специфика управления в школах различных типов

А. ГИМНАЗИЯ

Гимназия должна обеспечивать:

- формирование интеллектуального потенциала общества;

- выявление наиболее способных и одарённых детей; создание условий для развития индивидуальных способностей каждой личности;

- подготовку учащихся к получению высшего образования, к творческому труду в различных сферах деятельности;

- поиск, разработку нового содержания образования и воспитания, форм и методов его реализации.

Гимназию от обычной школы отличают:

- учебные планы и программы, которые определяются профилем гимназии;

- контингент учащихся, который формируется на конкурсной основе;

- педагогический коллектив, в состав которого помимо творческих, способных к исследовательской деятельности учителей входят преподаватели высших учебных заведений, научные сотрудники, инженерно-технический персонал и др.;

- структура управления, изменённое штатное расписание;

- финансовое обеспечение, которое включает дополнительные ассигнования.

Работа по корректировке учебных программ в зависимости от профиля гимназии ведётся параллельно с созданием учебного плана гимназии.

Обобщённый вариант учебного плана и программы гимназии утверждается педагогическим и научно-методическим советом.

Введение новых курсов, не изучаемых в общеобразовательной школе, потребует создания или адаптации программ, учебно-методических пособий, дидактического материала.

В деятельности гимназии особое место отводится индивидуальной работе с учащимися, составлению и реализации индивидуальных программ.

Научно-методический совет - общественный орган внутришкольного управления. В его задачи входит:

- разработка стратегии научно-методической работы;

- организация системы повышения квалификации, педагогического мастерства педагогического коллектива гимназии;

- организация работы научно-методических служб;

- обеспечение механизма взаимодействия школы с вузами, НИИ и др.;

- использование результатов научных исследований, передового опыта с учётом специфики учебно-воспитательного процесса гимназии.

Особая роль в условиях деятельности гимназии отводится внеклассной и внешкольной воспитательной работе.

Б. ЛИЦЕЙ

В названии “лицей” выражена заявка на связь и преемственность с лицейским образованием, существовавшим в России и существующим ныне во Франции и некоторых других странах мира.

В современной России лицейское образование призвано способствовать возрождению интеллектуального и духовного потенциала народа. Современный российский общеобразовательный лицей (в отличие от профессионального, технического) создаётся для завершения общего среднего образования наиболее способными учащимися.

Общеобразовательный лицей представляет собой школу старшеклассников с физико-математической, инженерно-экономической или иной ориентацией. Одновременно обеспечивается общекультурная подготовка. Лицей может быть нацелен на поступление выпускников в вузы региона. Вместе с тем, уровень образования в лицее должен быть достаточным для поступления в университеты и другие ведущие вузы России и зарубежья.

В лицее, в отличие от колледжа, профессиональная подготовка не выдвигается на первый план. Лицеи ориентируются на различные отрасли знания и профессии.

Лицей может открываться и действовать:

- как самостоятельное учебное заведение;

- в комплексе с массовой школой или гимназией (лицейские классы);

- в качестве лицейских классов, школы-лицея при вузе (на договорной основе) или как структурное подразделение вуза;

- лицей с интернатом для всех или для части учащихся.

Возможные варианты создания и дальнейшего развития лицея:

1. Лицей создаётся на базе одной из общеобразовательных школ. Это вызывает необходимость учёта интересов населения микрорайона школы, сложившиеся связи, традиции школы, возможности педагогического коллектива работать как с лицеистами, так и продолжать обучение части учащихся по программам массовой школы. Дифференциация обучения усложняет структуру общешкольного коллектива, но способствует сплочению учащихся на основе общности их познавательных интересов и одновременно порождает тенденции к обособлению педагогов и учащихся лицейских и обычных классов.

2. Лицей создаётся на новой учебно-материальной базе, со своими помещениями, с возможностью для руководителя более свободного подбора соответствующих педагогических и других кадров, освобождением лицея от осуществления всеобуча в школьном микрорайоне.

Возможна организация лицея на основе кооперации вузов, предприятий и органов народного образования. В решении об открытии лицея разграничиваются функции учредителей в материально-техническом, кадровом обеспечении и управлении лицеем. Основные направления допрофессиональной подготовки в лицее определяются исходя из соответствующих профилей вуза (вузов). Подготовка учащихся, ориентированная на определённые факультеты, строится на основе единого учебного плана, что даёт возможность достаточно широкого выбора выпускникам лицея.

Директор лицея назначается по согласованию с вузом или вузами и другими учредителями, осуществляющими материальное обеспечение и финансирование лицея.

По согласованию с вузами определяются правила комплектования контингента учащихся, их права при поступлении в данные вузы.

В отличие от массовой школы для общеобразовательного лицея характерны следующие особенности управления:

- более высокий уровень взаимодействия с вузами;

- новые звенья и новые должностные лица;

- иной качественный состав педагогического персонала и учащихся;

- большая самостоятельность в отношениях с органами управления образованием.

Взаимодействие лицея и вуза может строиться:

а) на договорной основе;

б) на основе подчинённости ректорату вуза, если лицей является структурным подразделением вуза.

По согласию директора лицея, учредителей и общественности может быть учреждён попечительский совет лицея.

Управление лицеем предполагает взаимодействие руководителя с иным, чем в массовой школе, контингентом учащихся, а также с качественно иным персоналом педагогов.

Для лицея характерна микросреда, объединяющая учителей (прежде всего профилирующих предметов) и учеников, их совместные творческие поиски. Значимой чертой организации учебно-воспитательного процесса в лицее является включение учеников в различные формы научно-исследовательской деятельности, проводимой с участием профессорско-преподавательского состава, на базе лабораторий, проектно-конструкторских подразделений вузов или связанных с вузами предприятий и учреждений.

При наборе в лицейские классы используются следующие критерии:

- интерес ученика к избранному предмету, отрасли знаний, роду деятельности;

- способность к нестандартным подходам, решениям;

- знание и понимание наиболее важных для дальнейшего обучения разделов государственной программы;

- состояние здоровья.

В процессе комплектования контингента учащихся предусматриваются формы предварительной подготовки и ознакомления с условиями обучения в лицее: организация факультативов, проведение конкурсов, олимпиад, подготовительных (в том числе платных) курсов для желающих поступить в лицей, заблаговременная информация об условиях набора в лицей, а также организация рекламы.

Специфика лицея определяет особенности деятельности его руководителей в современных условиях:

- сосредоточение внимания на творческо-поисковом и стратегическом аспектах управления, а также использовании дополнительных источников финансово-хозяйственного обеспечения деятельности лицея;

- перестройка структуры внутришкольного управления, включающей, в частности, введение должностей заместителей директора по научно-методической работе и экономической деятельности;

- развитие взаимодействия

а) с руководителями, работниками и общественностью “партнёров” лицея, заинтересованных в его успешной работе: вузов, предприятий, НИИ и т.д., а также с отдельными лицами;

б) с новыми органами общественного управления, в частности с попечительским советом лицея.

В. КОЛЛЕДЖ

Своеобразие колледжа как объекта управления определяется спецификой содержания и организации его деятельности. Профессиональных направлений в структуре его учебно-воспитательного процесса может быть много.

Возможна организация подготовки педагогов в колледже, созданном на базе педагогического училища или общеобразовательной школы, действующих в комплексе “педучилище - вуз” или “школа - вуз”.

В колледже можно также готовить учителей изобразительного искусства, музыки, трудового обучения, гувернёров (домашних педагогов), социальных педагогов для работы по месту жительства, воспитателей продлённого дня, классных наставников, учителей русского языка и литературы, математики - для работы в 5-7 классах основной школы. Выпускники колледжа могут продолжить образование на дневном (с 3-го курса) или на вечернем отделениях педвуза.

В систему колледжа включаются педагогические классы, действующие в школах.

Решение об открытии колледжа принимает орган управления, осуществляющий финансирование колледжа.

Предварительное обоснование решения содержит:

- аргументацию потребности в создании колледжа;

- данные о наличии кадров и учебно-материальной базы, возможностях её укрепления, в том числе с участием спонсоров;

- наличие договора с вузами, научными учреждениями о сотрудничестве и совместной работе.

Закон РФ “Об образовании”. Раздел III. Управление системой образования.

Статья 33. Порядок создания и регламентация деятельности образовательного учреждения.

1. Образовательное учреждение создаётся учредителем по собственной инициативе и регулируется органами местного самоуправления в заявительном порядке.

2. В регистрации образовательного учреждения не может быть отказано по мотивам нецелесообразности. Отказ в регистрации может быть обжалован учредителем в судебном порядке. Исковое заявление учредителя подлежит рассмотрению в суде в месячный срок.

3. Для регистрации образовательного учреждения учредитель представляет заявление на регистрацию, решение учредителя о создании образовательного учреждения или соответствующий договор учредителей, устав образовательного учреждения, документ об уплате государственной регистрационной пошлины.

4. Уполномоченный орган местного самоуправления в месячный срок производит регистрацию образовательного учреждения, о чём письменно уведомляет заявителя, финансовые органы, соответствующий государственный орган управления образованием.

5. Права юридического лица у образовательного учреждения в части ведения уставной финансово-хозяйственной деятельности, направленной на подготовку образовательного процесса, возникают с момента его регистрации.

6. Право на образовательную деятельность и льготы, предоставляемые законодательством РФ, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).

7. Лицензия на право ведения образовательной деятельности выдаётся государственным органом управления образованием или по его поручению местным (муниципальным) органом управления образованием по месту нахождения образовательного учреждения на основании заключения экспертной комиссии. Лицензия на право ведения образовательной деятельности религиозным образовательным учреждениям выдаётся по представлению руководства соответствующей конфессии.

8. Экспертная комиссия создаётся государственным органом управления образованием или уполномоченным им местным (муниципальным) органом управления образованием по заявлению учредителя образовательного учреждения и проводит работу в месячный срок. В экспертную комиссию на паритетных началах входят представители государственного органа управления образованием, соответствующего местного органа представительной власти и (или) местного (муниципального) органа управления образованием, действующих образовательных учреждений, общественности.

9. Предметом и содержанием экспертизы является установление соответствия условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых образовательным учреждением, государственным и местным требованиям в части строительных норм и правил; санитарных и гигиенических норм; охраны здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений; оборудования учебных помещений; оснащённости учебного процесса; образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов. Содержание, организация и методики образовательного процесса предметом экспертизы не являются.

10. Требования экспертизы не могут превышать среднестатистических показателей для территории, на которой зарегистрировано образовательное учреждение.

11. Затраты на проведение экспертизы оплачиваются учредителем образовательного учреждения.

12. В лицензии, выдаваемой образовательному учреждению, фиксируются контрольные нормативы, предельная численность контингента обучающихся, воспитанников, срок действия лицензии.

13. Отрицательное заключение экспертизы и основанный на нём отказ о выдаче лицензии могут быть обжалованы учредителем в судебном порядке. Иск учредителя подлежит рассмотрению в суде в месячный срок.

14. Лицензия может быть изъята у образовательного учреждения органом, выдавшим лицензию, только в случае нарушения требований и контрольных нормативов, содержащихся в лицензии.

15. Возобновление лицензии осуществляется в том же порядке, что и её получение.

16. Права образовательного учреждения на выдачу своим выпускникам документа об образовании государственного образца, на включение в схему централизованного государственного финансирования и на пользование печатью с изображением Государственного герба РФ возникают с момента его государственной аккредитации, подтверждённой свидетельством о государственной аккредитации.

17. Свидетельство о государственной аккредитации подтверждает государственный статус образовательного учреждения, уровень реализуемых образовательных программ, соответствие содержания и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов, право на выдачу выпускникам документов государственного образца о соответствующем уровне образования.

18. Государственная аккредитация образовательных учреждений проводится федеральными (центральными) и ведомственными государственными органами управления образованием или по их доверенности иными государственными органами управления образованием на основании заявления образовательного учреждения и заключения по его аттестации.

19. Аттестация образовательных учреждений проводится по их заявлению государственной аттестационной службой или по её поручению либо доверенности органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления с привлечением ведущих образовательных учреждений, общественности. Аттестация проводится один раз в пять лет, если иное не предусмотрено законом. Затраты на проведение аттестации оплачиваются образовательным учреждением.

20. Целью и содержанием аттестации является установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательного учреждения требованиям государственных образовательных стандартов. Условием аттестации образовательного учреждения являются положительные результаты итоговой аттестации не менее чем половины его выпускников в течение трёх последовательных лет.

21. Аттестационное заключение государственной аттестационной службы может быть обжаловано в судебном порядке только в части процедуры аттестации. Образовательное учреждение вправе потребовать повторной аттестации не ранее, чем через 12 месяцев с момента отказа в аккредитации.

22. Аттестация дошкольных образовательных учреждений; образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; специальных образовательных учреждений; учреждений дополнительного образования, а также вновь созданных экспериментальных образовательных учреждений проводится соответствующим государственным органом управления образованием в порядке, предусмотренном для этих образовательных учреждений типовыми положениями.

23. Образовательное учреждение может быть лишено государственной аккредитации по результатам аттестации.

24. Филиалы и отделения образовательных учреждений проходят регистрацию по фактическому адресу, лицензирование, аттестацию и государственную аккредитацию - в общем порядке, установленном для образовательных учреждений настоящим Законом.

25. Образовательные учреждения могут получать общественную аккредитацию в различных российских, зарубежных и международных общественных образовательных, научных и промышленных структурах. Такая аккредитация не влечёт дополнительных финансовых обязательств со стороны государства.

Статья 35. Управление государственным, муниципальным образовательным учреждением.

1. Управление государственным, муниципальным образовательным учреждением осуществляется в соответствии с законодательством РФ и уставом образовательного учреждения.

2. Общее руководство государственным, муниципальным образовательным учреждением осуществляет выборный представительный орган - совет образовательного учреждения. Порядок выборов совета определяется уставом образовательного учреждения.

3. Непосредственное управление государственным и муниципальным образовательным учреждением осуществляет прошедший соответствующую аттестацию заведующий, директор, ректор или иной руководитель.

4. Руководитель государственного, муниципального образовательного учреждения в соответствии с уставом образовательного учреждения может быть:

а) нанят советом образовательного учреждения по контракту;

б) избран коллективом образовательного учреждения;

в) избран коллективом образовательного учреждения с предварительным согласованием кандидатуры (кандидатур) с учредителем;

г) избран коллективом образовательного учреждения с последующим утверждением учредителем;

д) назначен учредителем с предоставлением совету образовательного учреждения права вето;

е) назначен учредителем;

ж) нанят учредителем по контракту.

В гражданских высших профессиональных образовательных учреждениях назначение ректоров не допускается.

5. В случае назначения, найма учредителем руководителя государственного, муниципального образовательного учреждения последний состоит в штате государственного, муниципального органа - учредителя образовательного учреждения.

6. Разграничение полномочий между советом образовательного учреждения и его руководителем определяется уставом образовательного учреждения.

7. Руководителям государственных, муниципальных образовательных учреждений совмещение их должности с другой руководящей должностью (кроме научного и научно-методического руководства) внутри или вне образовательного учреждения не разрешается.

8. Должностные обязанности руководителя государственного, муниципального образовательного учреждения, его филиала не могут исполняться по совместительству.

Статья 36. Управление негосударственным образовательным учреждением.

1. Руководство негосударственным образовательным учреждением осуществляет непосредственно его учредитель или по его поручению попечительный совет, формируемый учредителем.

2. Правомочия попечительного совета, схема внутреннего управления, процедура назначения или выборов руководителя и его правомочия определяются учредителем (попечительским советом) по согласованию с педагогическим коллективом и фиксируются в уставе образовательного учреждения.

Практическое занятие №3.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 953; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.196.27.122 (0.083 с.)