Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовые основы и организация управления в социально-культурной сфере.

Поиск

Управление в социальной сфере основано на конституционном принципе приоритета прав и законных интересов человека.

Характерные особенности организации управления в этой сфере:

– направленность управления на реализацию конституционных прав граждан;

– децентрализация для более эффективного управления (стратегическое – на федеральном уровне, тактическое – на уровне субъектов Российской Федерации и непосредственное предоставление услуг гражданам на местном уровне);

– демократизация управления через вовлечение в него всех субъектов социально-культурных отношении.

В сфере науки, культуры, образования Правительство Российской Федерации:

– разрабатывает и осуществляет меры государственной поддержки развития науки;

– обеспечивает государственную поддержку фундаментальной науки, имеющих общегосударственное значение приоритетных направлений прикладной науки;

– обеспечивает проведение единой государственной политики в области образования, определяет основные направления развития и совершенствования общего и профессионального образования, развивает систему бесплатного образования;

– обеспечивает государственную поддержку культуры и сохранение как культурного наследия общегосударственного значения, так и культурного наследия народов Российской Федерации.

Учитывая, что социальная сфера относится предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, приведем перечень полномочий субъекта Российской Федерации в этой сфере:

– управление в установленном порядке обеспечением прав граждан на жилище и предоставлением потребителям качественных жилищно-коммунальных услуг, в том числе:

– создание условий для формирования рынков жилья и жилищно-коммунальных услуг;

– управление обеспечением права граждан на жилище;

– государственный строительный надзор при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в том числе гидротехнических сооружений третьего и четвертого класса;

– контроль в установленном порядке за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг;

– управление в установленном порядке жилищным фондом, находящимся в собственности субъекта РФ;

– управление деятельностью по проведению капитального ремонта и реконструкции объектов социально-культурной сферы за счет средств бюджета субъекта РФ;

- управление здравоохранением, в том числе:

– принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ в области охраны здоровья граждан, надзор и контроль за их соблюдением и исполнением;

– разработка, утверждение и реализация региональных программ по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, лекарственному обеспечению, санитарно-гигиеническому образованию населения, и по другим вопросам в области охраны здоровья граждан;

– разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам российской федерации бесплатной медицинской помощи на территории субъекта РФ, включающей в себя программу обязательного медицинского страхования;

– координация деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, иных хозяйствующих субъектов в области охраны здоровья граждан; охрана здоровья семьи (охрана материнства, отцовства и детства);

– управление лечебной и профилактической деятельностью системы здравоохранения субъекта РФ;

– управление специализированной медицинской помощью (в том числе санитарно-авиационной скорой медицинской помощью);

– установление медико-экономических стандартов в соответствии с федеральными стандартами медицинской помощи;

– установление региональных стандартов медицинской помощи и осуществление контроля за их соблюдением;

– осуществление контроля за соответствием качества оказываемой медицинской помощи установленным федеральным стандартам в сфере здравоохранения в установленном порядке;

– регулирование в установленном порядке отношений, возникающих в сфере обращения лекарственных средств;

– организация заготовки, переработки, хранения и обеспечения безопасности донорской крови и ее компонентов, безвозмездное обеспечение организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъекта РФ, и муниципальных организаций здравоохранения донорской кровью и ее компонентами, а также обеспечение за плату иных организаций здравоохранения донорской кровью и ее компонентами;

– организация обязательного медицинского страхования неработающего населения субъекта РФ;

– обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъекта РФ;

– регулирование отношений в области культуры (в том числе искусство, кинематография, охрана и использование историко-культурного наследия):

– управление обслуживанием населения библиотеками, находящимися в собственности субъекта РФ;

– поддержка музеев, учреждений культуры и искусства, народных художественных промыслов (за исключениями, предусмотренными законодательством Российской Федерации), республиканских и местных национально-культурных автономий, изучения в образовательных учреждениях национальных языков и иных предметов этнокультурной направленности, кинематографии;

– сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности субъекта РФ

– государственная охрана объектов культурного наследия республиканского значения;

– обеспечение в установленном порядке сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности, и государственной охране объектов культурного наследия федерального значения;

– управление сохранением, использованием и популяризацией объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности за счет субвенций из федерального бюджета;

– государственная охрана объектов культурного наследия федерального значения в пределах предоставленных полномочий за счет субвенций из федерального бюджета;

- управление в области физкультуры, спорта, туризма:

– регулирование в области развития инфраструктуры учреждений физической культуры и спорта;

– управление физкультурно-оздоровительными и спортивно-массовыми мероприятиями, в том числе республиканскими и межмуниципальными, организацией всероссийских и международных спортивных соревнований и учебно-тренировочных сборов;

– обеспечение в установленном порядке подготовки спортивных сборных команд субъекта РФ и их выступлений на соревнованиях;

– разработка и реализация законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ, регулирующих туристскую деятельность.

Управление образованием:

– управление дошкольным образованием, общеобразовательной деятельностью, деятельностью по дополнительному образованию детей;

– управление образованием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

– управление образованием детей с ограниченными возможностями здоровья;

– управление образованием детей и подростков с девиантным поведением;

– управление в установленном порядке начальным профессиональным образованием (за исключением образования, получаемого в федеральных образовательных учреждениях);

– управление в установленном порядке средним профессиональным образованием (за исключением образования, получаемого в федеральных образовательных учреждениях);

– управление в установленном порядке высшими учебными заведениями, находящимися в ведении субъекта РФ;

– управление в установленном порядке дополнительным профессиональным образованием (за исключением образования, получаемого в федеральных образовательных учреждениях);

– аттестация педагогических работников образовательных учреждений субъекта РФ и муниципальных образовательных учреждений, расположенных на территории субъекта РФ;

– надзор и контроль за соблюдением законодательства российской федерации в области образования, контроль качества образования в пределах полномочий;

– участие в установленном порядке в государственном контроле за соблюдением высшим учебным заведением, образовательным учреждением дополнительного профессионального образования, научной организацией условий образовательной деятельности, предусмотренных лицензией, и (или) законодательства российской федерации в области образования;

– обеспечение и проведение государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования;

– организация и осуществление деятельности по опеке и попечительству;

– государственная аккредитация образовательных учреждений в пределах полномочий;

- управление социальной защитой:

– управление предоставлением социальной помощи в установленном порядке;

– управление социальным обслуживанием граждан в трудных жизненных ситуациях, в том числе детей, граждан пожилого возраста и инвалидов;

– управление профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

– управление обеспечением жизнедеятельности инвалидов;

- управление в установленном порядке формирования и развития государственной системы социально-психологической помощи населению в субъекта РФ;

– управление социальной поддержкой отдельных категорий населения.

Особое внимание уделяется предоставлению государственных, бюджетных услуг населению. Они должны максимально удовлетворять потребности населения и исключать возможность для возникновения коррупционных рисков при их предоставлении.

В этих целях применяется антикоррупционная экспертиза правовых актов, регулирующих предоставление услуг, и детальное регламентирование порядка их предоставления.

41. Организация управления в области образования.

Образование - целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства. Он сопровождается констатацией достижения обучающимся определенных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Концепция и основные начала образования в Российской Федерации определены Конституцией Российской Федерации. Его общие вопросы отнесены к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

Право на образование является конституционным. В соответствии с Конституцией Российской Федерации общедоступным и бесплатным являются дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование. При этом основное общее является обязательным. Право на бесплатное высшее образование может быть реализовано только на конкурсной основе.

Соответствующее образование обеспечивается в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Вместе с тем Конституция Российской Федерации провозглашает поддержку различных форм образования и самообразования и, следовательно, не исключает получения образования в иного рода негосударственных образовательных учреждениях.

Специальным комплексным правовым актом, затрагивающим различные аспекты деятельности в области образования, является пока Закон Российской Федерации «Об образовании». Данная деятельность обильно оснащена другими правовыми актами: законом «О высшем послевузовском профессиональном образовании», актами Правительства Российской Федерации, иных федеральных органов, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по различным вопросам. Среди них утвержденные Правительством Российской Федерации Положение о Министерстве образования Российской Федерации; Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, Типовые положения об учреждении начального профессионального образования, об общеобразовательном учреждении, об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации и др.; Временное положение о лицензировании учреждений среднего, высшего, послевузовского профессионального и соответствующего дополнительного образования в Российской Федерации и др.

Образовательная деятельность осуществляется образовательными учреждениями. В зависимости от организационно-правовых форм они подразделяются на государственные, муниципальные и частные, то есть негосударственные, но не относящиеся к муниципальным.

Образовательный процесс осуществляется в учреждениях нескольких типов: дошкольных; общеобразовательных (начального общего, общего основного, среднего (полного) общего образования; начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального образования; и послевузовского профессионального образования; дополнительного образования взрослых; дополнительного образования; дополнительного образования детей; специальных (коррекционных) для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии; для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и др.

Система образования строится и функционирует в соответствии с государственной политикой, направленной на обеспечение преемственности и выполнение задач государства в области образования. Важной составляющей такой политики является достижение единообразия в коренных вопросах образования в стране в сочетании с его региональными (национальными, демографическими и др.) условиями, а также интенсивным развитием частных форм образования.

Основой государственной политики Российской Федерации в области образования является, согласно Закону об образовании, Федеральная программа развития образования, утверждаемая федеральным законом.

В реализации единой государственной политики важная роль отводится государственным образовательным стандартам, образовательным программам; лицензированию; аккредитации и аттестации образовательных учреждений независимо от форм их собственности.

Государственные образовательные стандарты включают федеральный и национально-региональный компоненты. Федеральные компоненты государственных образовательных стандартов определяют обязательный минимум содержания основных обязательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.

Государственные образовательные стандарты основного общего образования устанавливаются федеральным законом. Образовательные стандарты устанавливаются применительно к типам образовательных учреждений уполномоченными органами исполнительной власти и являются обязательными для учреждений, осуществляющих образовательную деятельность по соответствующему направлению (специальности). Например, Постановлением Правительства Российской Федерации «Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования» определяются общие требования к структуре высшего профессионального образования и образовательным программам такого образования, условия их реализации, нормативы учебной нагрузки обучающихся и ее максимальный объем. В стандарте подчеркнут его обязательный характер специальным указанием на то, что положения стандарта подлежат обязательному применению всеми образовательными учреждениями, расположенными на территории Российской Федерации и аккредитованными федеральным государственным органом управления высшим образованием в качестве высших учебных заведений.

Федеральные компоненты государственных образовательных стандартов могут дополняться национально-региональными, устанавливаемыми субъектами Российской Федерации в лице их компетентных органов.

Государственные образовательные стандарты являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.

К государственным органам исполнительной власти, осуществляющим непосредственно управление образованием, относятся:

министерство образования Российской Федерации;

федеральные ведомственные органы управления образованием;

органы государственного управления образованием субъектов федерации;

муниципальные органы управления образованием.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 1140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.42.122 (0.013 с.)