Организация государственной таможенной службы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация государственной таможенной службы.



В широком смысле таможенная служба' - это совокупность таможенных органов, таможенной полиции, иные звенья и структуры, непосредственно участвующие в осуществлении таможенного дела, правовой статус должностных лиц таможенных органов, а также порядок и условия приема на государственную службу в таможенные органы.

Таможенная служба в узком смысле слова - это вид государственной службы, т.е. в данном случае речь идет только о порядке и условиях прохождения ее в таможенных органах.

Необходимым условием научного обоснования выделения отдельных видов (подвидов) государственной службы служит их классификация по признакам:

профессиональной специализации и особенностям предмета ведения;

функциональной роли в процессе государственного управления;

сфере деятельности и компетенции;

правовому положению (статусу) в системе государственной власти.

В Федеральном законе 'О службе в таможенных органах Российской Федерации'7 под таможенной службой (или службой в таможенных органах) понимается особый вид государственной службы граждан Российской Федерации (далее - граждан), осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации.

Таможенная служба по правовой природе сходна с военной службой, но по причине наличия других особенностей военной службой не считается и к ней не приравнивается. Это же обстоятельство подчеркивает и Указ Президента РФ?2252 от 22 декабря 1993 г. 'Об отнесении таможенных органов к государственным военизированным организациям'8. Следовательно, служба в таможенных органах является 'милитаризованной', но не военной.

Необходимо выделить один принципиальный момент, позволяющий говорить о самостоятельности 'милитаризованной' государственной службы. Дело в том, что этот вид службы объединяет особые административные органы, располагающие вооруженными отрядами, задачами которых является поддержание порядка, борьба с преступностью и правонарушениями, защита существующего общественного и государственного строя. Строго говоря, данный вид государственной службы логично было бы определить термином 'полицейская служба' или 'правоохранительная служба'. Это служба, осуществляемая: в милиции; в федеральных органах юстиции РФ; в федеральных органах налоговой полиции РФ; в таможенных органах РФ; в МЧС РФ и некоторых других.

Обладая общими признаками милитаризованной службы (система специальных званий, внешней атрибутики, более жесткой дисциплины и др.), служба в таможенных органах РФ является по своему характеру правоохранительной. Это подтверждает действующее законодательство, которое включает таможенные органы в число правоохранительных (ст. 8 Таможенного кодекса Российской Федерации)9. Правоохранительный характер службы в таможенных органах подчеркивается также в преамбуле Таможенного кодекса РФ, которая устанавливает, что деятельность всех таможенных органов должна быть направлена на защиту и укрепление экономического суверенитета и экономической безопасности Российской Федерации, обеспечение защиты прав граждан и соблюдение ими обязанностей в области таможенного дела.

Правоохранительная деятельность осуществляется сотрудниками таможенных органов в следующих формах: дознание; проведение оперативно-розыскных мероприятий; контроль за поставками наркотических средств и психотропных веществ; производство по делам о нарушениях таможенных правил и их рассмотрение. Сотрудники таможенных органов при выполнении возложенных на них функций применяют юридические меры воздействия. К таким мерам относятся меры государственного принуждения и юридические взыскания, установленные законодательством.

Исходя из понимания исполнительной власти как деятельности, состоящей в практической организации и реализации норм и положений Конституции РФ, федеральных законов и иных правовых актов, можно сказать, что сотрудники таможенных органов как субъекты исполнительной власти осуществляют исполнительную и распорядительную деятельность от имени государства в сфере таможенного дела.

Исполнительная деятельность сотрудников таможенных органов состоит в повседневной практической организации и осуществлении таможенного дела. Сотрудники таможенных органов обладают строго определенной компетенцией. Путем установленных законодательством форм и методов они выполняют свои функции и реализуют полномочия в области перемещения через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств, применяют средства таможенного регулирования, взимают таможенные пошлины, налоги и иные таможенные платежи, осуществляют таможенный контроль и таможенное оформление и т.п. Эти направления составляют основу в деятельности таможенных органов, и в этих сферах деятельности они выступают в качестве административно-исполнительных органов.

Таким образом, служба в таможенных органах (являющихся государственными органами) и в большинстве учреждений, предприятий и организаций, подведомственных ГТК (и являющихся по своему характеру также государственными), представляет собой разновидность российской государственной службы.

Можно обозначить основные признаки службы в таможенных органах:

- особый вид публичной службы, т.е. служба в органах публичной власти и сопутствующих им специально создаваемых учреждениях;

- профессиональная деятельность в таможенных органах и учреждениях, за осуществление которой служащие получают денежное содержание из средств федерального бюджета;

- деятельность по исполнению полномочий таможенных органов, т.е. деятельность служащих, находящихся в подчинении таможенных органов;

- деятельность, организованная на постоянной основе, т.е. служащие таможенных органов осуществляют их полномочия в качестве основной работы;

- деятельность лиц, которым присвоены специальные звания таможенной службы - сотрудников таможенных органов.

Отличительные особенности службы в таможенных органах подчеркивают ее атрибуты и символы, утверждаемые на государственном уровне: герб, флаг, присяга, форма одежды, специальные звания, профессиональный праздник.

Главной целью службы в таможенных органах является обеспечение экономического суверенитета и экономической безопасности Российской Федерации, обеспечение полномочий таможенных органов РФ и обеспечение законного перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств. Исходя из анализа целей деятельности, можно сделать вывод, что таможенные органы одновременно выступают как фискальные и правоохранительные, и эти их роли органично связаны между собой. Кроме того, цели таможенной службы определяются спецификой таможенной службы как разновидности государственной службы. В данном ракурсе целями таможенной службы являются: обеспечение единства государственной власти в РФ, а также обеспечение эффективной деятельности таможенных органов по выполнению стоящих перед ними задач.

Таможенное дело - составная часть системы исполнительной деятельности государства, принципы которой полностью распространяются на нее. Современный законодатель не дает определения принципов таможенной службы, но перечисляет их в различных законодательных актах. Таможенная служба, как разновидность государственной, также имеет определенные принципы. Причем по своему содержанию и функциональным характеристикам принципы государственной и таможенной службы во многом совпадают.

Соблюдение принципа стабильности кадров в таможенных органах означает относительное постоянство кадров в занимаемых должностях, минимизацию текучести кадров при устойчивости штатного состава. Например, анализ деятельности таможен, входящих в Уральское таможенное управление, в динамике за 5 последних лет позволяет сделать следующий вывод: текучесть кадров зависит от множества причин и постоянно колеблется. Так, в 1994 г. она составила 12,1%, в 1995 - уже 10,1%, в 1996 снизилась до уровня - 9,7%. 1997 год оказался наиболее стабильным в этом отношении, и исследуемые показатели оставались примерно на том же уровне. Особое место занял год 1998, т.к. в связи с принятием Ф3-?114 и введением новых условий службы в таможенных органах РФ часть сотрудников, как несоответствующая предъявляемым требованиям, вынуждена была освободить занимаемые должности. На этот же период приходится и т.н. 'пятипроцентное сокращение' сотрудников таможенных органов, проводимое в рамках общегосударственной кадровой политики. Это обусловило рост текучести кадров до 15%.

Необходимо отметить, что в практике организации службы в таможенных органах особое значение среди других принципов управления имеет принцип единоначалия. Он предполагает, с одной стороны, коллегиальность управления, а с другой - установление строжайшей персональной ответственности за исполнительские функции. Коллегиальность при этом не исключает, а предполагает личную ответственность каждого сотрудника таможенного органа за порученное ему дело.

Руководствуясь принципом единоначалия, системой таможенных органов руководит председатель Государственного таможенного комитета РФ. Принцип единоначалия реализуют в своей деятельности начальники региональных таможенных управлений, начальники таможен и таможенных постов, а также все руководители структурных подразделений таможенных органов РФ.

При этом наиболее важные вопросы руководства таможенным делом рассматриваются на заседаниях Коллегии ГТК РФ, а также коллегий региональных управлений. Принимаемые на заседаниях коллегий решения, оформленные соответствующим приказом, обязательны для исполнения всеми сотрудниками таможенных органов в порядке подчиненности



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 714; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.236.89 (0.007 с.)