Сущность профессионально-педагогической культуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность профессионально-педагогической культуры



 

Термин "культура" означает изменение в обществе объектов под воздействием человека, его деятельности в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными причинами. То есть, если речь идет о культуре, то значит нужно понимать, что говорят о созданном, о неприродном. Это всегда результат усилий людей, направленный на совершение того, что дано непосредственно природой.

 

Прежде чем определится в сущности проф-пед культуры, необходимо анализировать такие понятия, как «профессиональная культура» и «педагогическая культура».

Профессиональная культура есть определенная степень овладения приемами и способами решения специальных профессиональных задач.

Педагогическая культура педагога может рассматриваться в качестве профессиональной культуры личности, если ее субъектом будут выступать представители педагогической профессии.

 

Так как в отличие от других профессий, социальные институты педагогической профессии (школы, училища, лицеи, колледжи и т. п.) не охватывают всей педагогической деятельности (ею занимаются и в семье, и в армии и т. п.), то по своему содержанию понятие "профессиональная культура" уже понятия "педагогическая культура".

 

Приемы и способы решения профессиональных педагогических задач, степень овладения ими определяют во многом педагогический опыт педагога. Поэтому, в первом приближении, педагогическая культура педагога определяется его педагогическим опытом, включающим педагогические знания и умения.

 

Педагогическая культура, являясь составной частью общей, существует в материальной и духовной формах. К материальным ценностям пед. культуры относят средства обучения и воспитания, а педагогические знания, теории, концепции составляют духовные ценности пед. культуры.

 

Компоненты педагогической культуры

1. аксиологический

2. технологический

3. личностный

4. эвристический

 

Рассмотрим каждый из этих компонентов пед. культуры.

 

Аксиологический компонент

Название происходит от термина «аксиология», т.е. философское учение о материальных, культурных, духовных, нравственных и психологических ценностях личности, коллектива. Аксиология - это учение о ценностях.

В процессе подготовки и осуществления педагогической деятельности учитель овладевает педагогическими ценностями, среди них:

− профессионально-педагогические знания и мировоззрение;

− культура умственного труда;

− свобода личности всех участников педагогического процесса, предполагающая уважение личности ребенка, следование нормам этики и пр.

 

Более подробно разобрать самостоятельно.

Литература:

1. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А.Сластенина. – М., 2002. - С.31-45.

2. Мижериков В.А., Юзефавичус Т.А. Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. – М., 2005. – С.171-205.

 

Технологический компонент

 

Технологический компонент включает в себя способы и приемы педагогической деятельности учителя, культуру общения, использование педагогической техники, информационных и образовательных технологий и т.д.

 

Личностный компонент

 

Личностный компонент проявляется в самореализации сущностных сил педагога – его потребностей, способностей, интересов.

 

Эвристический компонент

 

Эвристику, прежде всего, связывают с системой словесного обучения Сократа, который путем особых вопросов и рассуждений помогал собеседнику самостоятельно приходить к решению проблемы.

Современная наука по-разному трактует термин «эвристика»:

- метод открытия нового, в том числе метод проб и ошибок;

- деятельность, характеризующая процесс творческого, продуктивного мышления;

- наука о творчестве и др.

 

Педагогическое творчество – процесс самореализации индивидуальных, психологических, интеллектуальных сил и способностей личности педагога. Творческий характер пед. деятельности обуславливает особый стиль мыслительной деятельности педагога, связанный с новизной и значимостью ее результатов.

 

Педагогическое мастерство

 

Требования к лично­сти педагога, обеспечивающие его готовность к профессиональ­ной деятельности, психолого-педагогическая наука стремится объединить их в более обобщенные целостные свойства. Спектр этих свойств достаточно многообразен.

Прежде всего, к ним относят профессионализм как совокуп­ность личностных характеристик человека, необходимых для ус­пешного выполнения педагогической деятельности, и близкое к нему понятие «профессиональная компетентность», которое от­ражает единство теоретической и практической готовности педа­гога к осуществлению деятельности и характеризует его профес­сионализм.

 

Выделяют несколько видов про­фессиональной компетентности:

специальная компетентность - владение собственно профес­сиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, спо­собность проектировать свое дальнейшее профессиональное раз­витие;

социальная компетентность - владение умением вести совмес­тную профессиональную деятельность, сотрудничать, а также при­нятыми в данной профессии приемами профессионального обще­ния;

личностная компетентность - владение способами личностного самовыражения и саморазвития;

индивидуальная компетентность - владение способами само­реализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессионально-личностному росту, самооргани­зации.

 

Своеобразие педагогической деятельности делает недопустимым наличие лишь узкоспециальной компетентности, профессионализм преподавателя определяется сочетанием всех видов профессиональ­ной компетентности.

 

Основой профессионализма и профессиональной компетент­ности преподавателя обычно считают педагогическую умелость - владение педагогическими умениями и навыками, обеспечиваю­щими грамотную и педагогически целесообразную организацию педагогического процесса. Более высокой ступенью профессиона­лизма является педагогическое мастерство, которое чаще всего определяют как комплекс специальных умений и навыков, по­зволяющих преподавателю эффективно управлять учебно-воспи­тательной деятельностью студентов.

 

ПМ – уровень совершенного владения педагогической деятельностью.

 

Компоненты ПМ:

1. Профессионально значимые личностные качества

2. База знаний

В.: Что должен знать преподаватель, чтобы хорошо работать в современных условиях?

− Науку менеджмента (науку управления);

− Психологию;

− Экономику (знать потребности экономики; знать, какого человека готовить в школе);

− Информатику (пользоваться персональным компьютером);

− И, конечно, прекрасно знать свой предмет, а также традиционные и инновационные методы, приемы и формы его передачи.

 

3. Профессиональная педагогическая техника, под которой понимается совокупность умений, навыков, приемов, позволяющих управлять процессом обучения и воспитания.

− умение вступать во взаимодействие, общаться, контролировать свое поведение;

− использовать мимику, жесты;

− техника речи;

− управление эмоциями, настроением.

 

 

Лекция №4

Тема: Профессионально значимые личностные качества педагога

 

План

 

1. Понятие о профессионально-значимых качествах

2. Профессиональная направленность личности

3. Компетентность педагога профессионального образования

4. Педагогические способности личности и их характеристика

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 719; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.101.52 (0.008 с.)