![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Профессиональное самовоспитание.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте Самовоспитание — целенаправленная активная деятельность человека по формированию и развитию у себя положительных и устранению отрицательных качеств. Самовоспитание — непременное условие совершенствования человека. Желание и опыт самосовершенствования составляют необходимую предпосылку самовоспитания, которое предполагает сознательную работу по развитию профессионально значимых качеств своей личности в трех направлениях: а) адаптация своих индивидуальных особенностей к требованиям педагогической деятельности; б) постоянное повышение профессиональной компетентности; в) непрерывное развитие социально-нравственных и других свойств личности. Условия, способствующие самовоспитанию. Самовоспитание — сложный интеллектуальный, волевой и эмоциональный процесс. Он требует глубоко осознанного, целенаправленного и самокритичного отношения человека как к самому себе, так и к действиям окружающих его людей, осознания (а в связи с этим и определенного чувства переживания) недостатка образования и воспитания, а также больших, иногда предельно волевых усилий в достижении поставленных целей по саморазвитию. К внешним факторам, стимулирующим процесс самовоспитания, относят педагогический коллектив, стиль руководства образовательным учреждением и фактор свободного времени. Педагог, особенно начинающий, попадая в коллектив профессионалов, где царит атмосфера взаимной доброжелательности и требовательности, стремится соответствовать требованиям профессионального идеала. Напротив, отсутствие коллективистических начал среди педагогов неизбежно убьют потребность в самосовершенствовании. Если за требованиями руководства не чувствуется озабоченности успехами педагогов, стремления помочь, то в таком учреждении у работника не появляется потребности в самовоспитании.
Основой самовоспитания служит самосознание, или Я-концепция, то есть устойчивая система представлений человека о самом себе, на основе которой он формирует самооценку и строит свое взаимодействие с другими людьми. Процесс самовоспитания: Исходным компонентом самовоспитания, как и любого другого вида деятельности, являются потребности и мотивы — сложные и глубоко осознанные внутренние побуждения к систематической и активной работе над собой. Среди содержательных компонентов самовоспитания в первую очередь следует выделить: глубоко осознанные цели и задачи, выработанные и принятые человеком жизненные идеалы, которые лежат в основе программы самосовершенствования; глубоко осмысленные и принятые для себя требования, предъявляемые к деятельности и личности. Содержательная сторона процесса самовоспитания включает в себя различные аспекты развития личности: профессиональный, нравственный, этический, педагогический, правовой, эстетический, физический и др. Каждый из них требует специальной практической работы по самовоспитанию специфических качеств и связан с составлением программы по самовоспитанию, предусматривающей развитие ума, чувств, воли, формирование разнообразных убеждений и привычек поведения. В то же время эти сферы развития личности тесно связаны между собой, зависят друг от друга и, естественно, требуют комплексною подхода к их самовоспитанию, а также постоянных проверки и самоконтроля, корректировки процесса самовоспитания, непрерывного руководства им. Существенную роль в этом играют самопознание и самоанализ человеком своих действий (рефлексия), поступков, поведения, которые предполагают критическое отношение к себе, уровню развития своих личностных качеств, состоянию, возможностям, духовным и физическим силам. Это, в свою очередь, связано с самооценкой, без которой невозможно самоопределиться и самоутвердиться в жизни, в социальной среде и социальных группах. В профессионализации личности большая роль отводится профессиональному самосовершенствованию и работе над собой. Профессиональное самовоспитание педагога — сознательная деятельность специалиста, направленная на развитие у себя профессионально значимых качеств личности и преодоление негативных. Профессиональное самовоспитание предполагает сознательную работу по развитию своей личности как профессионала: адаптирование своих индивидуально психологических особенностей к требованиям педагогической деятельности, постоянное повышение профессиональной компетентности и непрерывное развитие социально-нравственных и других свойств личности.
Первый этап - самопознание - связан с глубоким изучением будущим педагогом требований, предъявляемых к избранной профессии, осмыслением этих требований и анализом собственной личности и своей профессиональной деятельности. Профессиональное самопознание предполагает выявление особенностей волевого развития, темперамента и характера, особенностей познавательных процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления). На этапе самопрограммирования педагог разрабатывает программу самовоспитания, план работы над собой: план-максимум на большой отрезок времени и план-минимум (на день, неделю, месяц). Далее следует этап реальных действий по самоизменению. Есть множество методов. Методы самовоспитания направлены на сознательное изменение человеком своей личности в соответствии с требованиями общества и личного плана развития, на формирование навыков психической и физической саморегуляции. Основные методы самовоспитания: Самоорганизация личной жизни - разработка принципов и правил личного поведения – «правил жизни». Часто человек сам формулирует для себя личные правила, которых стремится придерживаться в целях самосовершенствования, самоорганизации. В практической деятельности по самовоспитанию можно руководствоваться следующими правилами — всегда и во всем: — умей сосредоточить свое внимание на начатом деле; — не отвлекайся во время работы; — подумай сначала сам, если не получится, то обращайся за советом; — не закончив начатого дела, не переходи к другому; — старайся все делать вовремя, толково и самостоятельно; — встретишь на пути трудности — не прекращай работу; — умей себя поощрять: «Ты не хуже других», «Потерпи, ничего не случится», «Подумай», «Если захочешь, ты сделаешь»; — проявляй терпение в трудных и экстремальных ситуациях; — думай, как лучше спланировать свою деятельность и поведение в сложных обстоятельствах; — со всеми проявляй вежливость и тактичность; — избегай грубости даже с теми, кто тебе грубит; — веди себя спокойно, когда тебя критикуют, а если критика незаслуженная, попроси слова и выскажи свое мнение; — сдерживай себя от обиды: причина ее может быть случайной; — учись слушать, наблюдать и создавать на работе и дома благоприятную обстановку; — внимательно слушай указания и советы старших, высказывания товарищей, это поможет избежать многих ошибок; — подумай, почему именно тебе были высказаны претензии или сделаны замечания. Разумеется, нельзя составить правила на все случаи жизни и полагать, что достаточно их выучить, чтобы стать воспитанным человеком. Практическая жизнь и деятельность настолько сложны, многообразны и изменчивы, что предусмотреть все невозможно, но стремиться к совершенствованию самого себя необходимо постоянно. Еще методы: самонаблюдение, самоанализ, самоконтроль, самоотчет, самопоощрение, самокритика, следование примеру и др. Чтобы соответствовать высокому званию педагога, студент педагогического вуза, решивший посвятить себя этой профессии, должен развивать в себе готовность к сложной и многогранной деятельности на благо общества. А для этого недостаточно просто быть тем, каков ты есть в настоящий момент. Для этого требуется выработать в себе стремление стать лучше, чем ты есть, устраняя недостатки в характере и вырабатывая новые черты, необходимые не просто для жизни, а прежде всего для профессионально-педагогической деятельности.
Как учиться в вузе?
Придя в вуз, студент сталкивается с непривычными для него формами работы. На место школьной опеки приходит относительная самостоятельность. Не все умеют ею грамотно распорядиться. Научно-техническая революция вызвала огромный поток информации, которая обрушивается на будущего учителя прежде всего через различные вузовские дисциплины. В этих условиях нужна правильно организовать свою деятельность, необходима активная работа не только на занятиях, но и после них. Лекции, семинары и практические занятия не могут охватить все многообразие и объем программного материала. По различным оценкам 40—50% всех знаний студент получает самостоятельно. Поэтому с первых дней обучения перед студентом встают вопросы. Как работать? Как фиксировать лекции? Как правильно распределить силы и время? Вот некоторые рекомендации и советы первокурснику…// В.Б.Успенский. Введение в психолого-педагогическую деятельность. С.102-106.
Планы семинарских (практических) занятий по дисциплине «Введение в профессионально-педагогическую специальность»: Семинар 1. Профессиональное обучение в системе профессионального образования. Вопросы для устного обсуждения*: 1. Специфика специальности «Профессиональное обучение». 2. Профессиональное обучение и его место в системе образования. 3. Перспективы педагогической профессии. * Для устных вопросов письменно составляется план ответа (по пунктам) на каждый вопрос в тетради. Задания для СРС ( сдаются в печатном варианте, после проверки вкладываются в Портфолио работ студента по дисциплине «ВППС» ): 1.Раскрыть содержательную составляющую понятий обучение, профессиональное обучение, профессиональная деятельность. Рассмотреть трактовки данных понятий у различных авторов (не меньше указанного количества авторов). Задание сделать в таблицах. Таблица 1.
Таблица 2.
Таблица 3.
2.Рассмотреть отличие в содержании понятий: квалификация, профессия, специальность, профиль. Ответ подготовить в форме размышления (не более одного листа формата А4).
Семинар 2: Система профессионально-педагогического образования в РФ Вопросы для устного обсуждения: 1.Общие сведения о системе высшего образования в Российской Федерации. 2.Профессионально-педагогическое образование как часть системы высшего образования в РФ. 3.Значение и место профессионально-педагогического образования в стране. Задание для СРС: 1. Составить опорно-логическую схему «Система образования РФ» (схему сделать в любом из редакторов векторной графики или Microsoft Word). 2. Интернет-обзор высших учебных заведений системы профессионально-педагогического образования России реализующих образовательные программы профессионально-педагогического образования (унверситеты, институты, факультеты, кафедры). Составить список (не менее 20 ОУ). Семинар 3. История становления профессионально-педагогического образования: проблемы и перспективы развития. Вопросы для устного обсуждения: 1.История и этапы становления профессионально-педагогического образования в России. 2.Структура современной системы высшего, начального и среднего профессионально-педагогического образования, ее особенности и перспективы развития (НПО, СПО, ВПО). 3.Уровневая модель подготовки (бакалавриат, магистратура, аспирантура, докторантура, повышение квалификации). Задание для СРС: 1.Разработать групповой проект* (микро-доклад + презентация в Power Point) по следующим темам: 1.«Становление профессионально-педагогического образования в Германии» 2.«Становление профессионально-педагогического образования в Англии» 3.«Становление профессионально-педагогического образования в Китае» 4.«Становление профессионально-педагогического образования в Украине» 5.«Становление профессионально-педагогического образования в Республике Белорусь» 6.«Становление профессионально-педагогического образования в России»
*Количество участников проектной группы 4 человека. Темы не должны повторяться. На группы разбиться самостоятельно. Регламент выступления 8-10 минут. Наличие электронной презентации обязательно (не менее 15 слайдов). Групповой проект будет оцениваться по следующим критериям: - содержательность выступления; - участие в представлении проекта (выступлении) всей проектной группы; - эмоциональность и красочность презентации; - целостность, смысловая завершенность выступления.
Семинар 4. Содержание подготовки педагога профессионального обучения Вопросы для устного обсуждения: 1. ФГОС ВПО по направлению 051000 «Профессиональное обучение» (по отраслям), его структура, содержание, особенности. 2.Компетентностно-квалифицированные требования к подготовке бакалавра, магистра профессионального обучения, их особенности. 3.Основная образовательная программа, структура, содержание (учебный план, график учебного процесса и т.д.). Задания для СРС: 1.Разработать опросник (анкету, контрольную работу) по данной теме (не менее пяти заданий или вопросов, с ответами). 2.Изучить ФГОС по направлению подготовки 051000 «Профессиональное обучение». Составить список всех преподаваемых дисциплин цикла Б.3.* по своему профилю (право и правоохранительная деятельность). *Не забудьте зайти на кафедру и узнать дисциплины вариативной части и дисциплин по выбору и включить их в список.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 4629; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.209.68 (0.013 с.) |