Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профессиональное самовоспитание.

Поиск

Самовоспитание — целенаправленная активная деятельность человека по формированию и развитию у себя положительных и устранению отри­цательных качеств.

Самовоспитание — непременное усло­вие совершенствования человека. Желание и опыт самосовершенствования составляют необходимую предпосылку самовоспитания, которое пред­полагает сознательную работу по развитию профессиональ­но значимых качеств своей личности в трех направлениях:

а) адаптация своих индивидуальных особенностей к требованиям педагогической деятельности;

б) постоянное повышение профессиональной компетент­ности;

в) непрерывное развитие социально-нравственных и дру­гих свойств личности.

Условия, способствующие самовоспитанию. Самовоспитание — сложный интеллектуальный, волевой и эмоциональный процесс. Он требует глубоко осознанного, целенаправленного и самокритичного отношения чело­века как к самому себе, так и к действиям окружающих его людей, осознания (а в связи с этим и определенного чувства переживания) недостатка образо­вания и воспитания, а также больших, иногда предельно волевых усилий в достижении поставленных целей по саморазвитию.

К внешним факторам, стимулирующим процесс само­воспитания, относят педагогический коллектив, стиль ру­ководства образовательным учреждением и фактор сво­бодного времени.

Педагог, особенно начинающий, попадая в коллектив профессионалов, где царит атмосфера взаимной добро­желательности и требовательности, стремится соответствовать требованиям про­фессионального идеала. Напротив, отсутствие коллекти­вистических начал среди педагогов неизбежно убьют потребность в самосовершенствовании.

Если за требованиями руководства не чувствуется озабоченности успехами педагогов, стремле­ния помочь, то в таком учреждении у работника не появ­ляется потребности в самовоспитании.

Наконец, фактор времени. Оно необходимо педагогу для чтения художественной литературы, периодики, посеще­ния музеев, театров, выставок, просмотра фильмов и те­лепередач, изучения специальной, а также психолого-педагогической литературы.

Основой самовоспитания служит самосознание, или Я-концепция, то есть устойчивая система представлений человека о самом себе, на основе которой он формирует самооценку и строит свое взаимодействие с другими людьми.

Процесс самовоспитания:

Исходным компонентом самовоспитания, как и любого другого вида дея­тельности, являются потребности и мотивы сложные и глубоко осознан­ные внутренние побуждения к систематической и активной работе над собой.

Среди содержательных компонентов самовоспитания в первую очередь следует выделить: глубоко осознанные цели и задачи, выработанные и при­нятые человеком жизненные идеалы, которые лежат в основе программы само­совершенствования; глубоко осмысленные и принятые для себя требования, предъявляемые к деятельности и личности.

Содержательная сторона процесса самовоспитания включает в себя раз­личные аспекты развития личности: профессиональный, нравственный, этический, педагогический, правовой, эстетический, физический и др. Каждый из них требует специальной практической работы по самовос­питанию специфических качеств и связан с составлением программы по само­воспитанию, предусматривающей развитие ума, чувств, воли, формирование разнообразных убеждений и привычек поведения.

В то же время эти сферы развития личности тесно связаны между собой, зависят друг от друга и, естественно, требуют комплексною подхода к их само­воспитанию, а также постоянных проверки и самоконтроля, корректировки процесса самовоспитания, непрерывного руководства им.

Существенную роль в этом играют самопознание и самоанализ челове­ком своих действий (рефлексия), поступков, поведения, которые предполагают критическое отношение к себе, уровню развития своих личностных качеств, состоянию, воз­можностям, духовным и физическим силам.

Это, в свою очередь, связано с самооценкой, без которой невозможно самоопределиться и самоутвердиться в жизни, в социальной среде и соци­альных группах.

В профессионализации личности большая роль отводится профессиональному самосовершенствованию и работе над собой.

Профессиональное самовоспитание педагога — созна­тельная деятельность специалиста, направленная на разви­тие у себя профессионально значимых качеств личности и преодоление негативных.

Профессиональное самовоспитание предполагает сознательную работу по развитию своей личности как профессионала: адаптирование своих индивидуально психологических особенностей к требованиям педагогической деятельности, постоянное повышение профессиональной компетентности и непрерывное развитие социально-нравственных и других свойств личности.

Процесс профессионального самовоспитания осуществляется в три этапа: самопознание, самопрограммирование и самовоздействие.

Первый этап - самопознание - связан с глубоким изучением будущим педагогом требований, предъявляемых к избранной профессии, осмыслением этих требований и анализом собственной личности и своей профессиональной деятельности. Профессиональное самопознание предполагает выявление особенностей волевого развития, темперамента и характера, особенностей познавательных процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления).

На этапе самопрограммирования педагог разрабатывает программу самовоспитания, план работы над собой: план-максимум на большой отрезок времени и план-минимум (на день, неделю, месяц).

Далее следует этап реальных действий по самоизменению. Есть множество методов.

Методы самовоспитания направлены на сознательное изменение человеком своей личности в соответствии с требованиями общества и личного плана развития, на формирование навыков психической и физической саморегуляции.

Основные методы самовоспитания:

Самоорганизация личной жизни - разработка принципов и правил личного поведения – «правил жизни». Часто человек сам формулирует для себя личные правила, которых стре­мится придерживаться в целях самосовершенствования, самоорганизации. В практической деятельности по самовоспитанию можно руководство­ваться следующими правилами — всегда и во всем:

— умей сосредоточить свое внимание на начатом деле;

— не отвлекайся во время работы;

— подумай сначала сам, если не получится, то обращайся за советом;

— не закончив начатого дела, не переходи к другому;

— старайся все делать вовремя, толково и самостоятельно;

— встретишь на пути трудности — не прекращай работу;

— умей себя поощрять: «Ты не хуже других», «Потерпи, ничего не слу­чится», «Подумай», «Если захочешь, ты сделаешь»;

— проявляй терпение в трудных и экстремальных ситуациях;

— думай, как лучше спланировать свою деятельность и поведение в слож­ных обстоятельствах;

— со всеми проявляй вежливость и тактичность;

— избегай грубости даже с теми, кто тебе грубит;

— веди себя спокойно, когда тебя критикуют, а если критика незаслу­женная, попроси слова и выскажи свое мнение;

— сдерживай себя от обиды: причина ее может быть случайной;

— учись слушать, наблюдать и создавать на работе и дома благоприят­ную обстановку;

— внимательно слушай указания и советы старших, высказывания то­варищей, это поможет избежать многих ошибок;

— подумай, почему именно тебе были высказаны претензии или сдела­ны замечания.

Разумеется, нельзя составить правила на все случаи жизни и полагать, что достаточно их выучить, чтобы стать воспитанным человеком. Практическая жизнь и деятельность настолько сложны, многообразны и изменчивы, что предусмотреть все невозможно, но стремиться к совершенствованию самого себя необходимо постоянно.

Еще методы: самонаблюдение, самоанализ, самоконтроль, самоотчет, самопоощрение, самокритика, следование примеру и др.

Чтобы соответствовать высокому званию педагога, сту­дент педагогического вуза, решивший посвятить себя этой профессии, должен развивать в себе готовность к слож­ной и многогранной деятельности на благо общества. А для этого недостаточно просто быть тем, каков ты есть в настоящий момент.

Для этого требуется выработать в себе стремление стать лучше, чем ты есть, устраняя недостатки в характере и вырабатывая новые черты, необходимые не просто для жизни, а прежде всего для профессионально-педагоги­ческой деятельности.

 

Как учиться в вузе?

 

Придя в вуз, студент сталкивается с непривычными для него формами работы. На место школьной опеки приходит относительная самостоятельность. Не все умеют ею грамот­но распорядиться. Научно-техническая революция вызвала огромный поток информации, которая обрушивается на бу­дущего учителя прежде всего через различные вузовские дисциплины. В этих условиях нужна правильно организовать свою деятельность, необходима активная работа не только на занятиях, но и после них. Лекции, семинары и практи­ческие занятия не могут охватить все многообразие и объем программного материала. По различным оценкам 40—50% всех знаний студент получает самостоятельно. Поэтому с первых дней обучения перед студентом встают вопросы. Как работать? Как фиксировать лекции? Как правильно распре­делить силы и время? Вот некоторые рекомендации и сове­ты первокурснику…// В.Б.Успенский. Введение в психолого-педагогическую деятельность. С.102-106.

 

 

Планы семинарских (практических) занятий по дисциплине «Введение в профессионально-педагогическую специальность»:

Семинар 1. Профессиональное обучение в системе профессионального образования.

Вопросы для устного обсуждения*:

1. Специфика специальности «Профессиональное обучение».

2. Профессиональное обучение и его место в системе образования.

3. Перспективы педагогической профессии.

* Для устных вопросов письменно составляется план ответа (по пунктам) на каждый вопрос в тетради.

Задания для СРС ( сдаются в печатном варианте, после проверки вкладываются в Портфолио работ студента по дисциплине «ВППС» ):

1.Раскрыть содержательную составляющую понятий обучение, профессиональное обучение, профессиональная деятельность. Рассмотреть трактовки данных понятий у различных авторов (не меньше указанного количества авторов). Задание сделать в таблицах.

Таблица 1.

ФИО авторов Содержание понятия «обучение»
1.    
2.    
3.    
4.    
5.    

Таблица 2.

ФИО авторов Содержание понятия «профессиональное обучение»
1.    
2.    
3.    

Таблица 3.

ФИО авторов Содержание понятия «профессиональная деятельность»
1.    
2.    
3.    

 

2.Рассмотреть отличие в содержании понятий: квалификация, профессия, специальность, профиль. Ответ подготовить в форме размышления (не более одного листа формата А4).

 

Семинар 2: Система профессионально-педагогического образования в РФ

Вопросы для устного обсуждения:

1.Общие сведения о системе высшего образования в Российской Федерации. 2.Профессионально-педагогическое образование как часть системы высшего образования в РФ.

3.Значение и место профессионально-педагогического образования в стране.

Задание для СРС:

1. Составить опорно-логическую схему «Система образования РФ» (схему сделать в любом из редакторов векторной графики или Microsoft Word).

2. Интернет-обзор высших учебных заведений системы профессионально-педагогического образования России реализующих образовательные программы профессионально-педагогического образования (унверситеты, институты, факультеты, кафедры). Составить список (не менее 20 ОУ).

Семинар 3. История становления профессионально-педагогического образования: проблемы и перспективы развития.

Вопросы для устного обсуждения:

1.История и этапы становления профессионально-педагогического образования в России.

2.Структура современной системы высшего, начального и среднего профессионально-педагогического образования, ее особенности и перспективы развития (НПО, СПО, ВПО).

3.Уровневая модель подготовки (бакалавриат, магистратура, аспирантура, докторантура, повышение квалификации).

Задание для СРС:

1.Разработать групповой проект* (микро-доклад + презентация в Power Point) по следующим темам:

1.«Становление профессионально-педагогического образования в Германии»

2.«Становление профессионально-педагогического образования в Англии»

3.«Становление профессионально-педагогического образования в Китае»

4.«Становление профессионально-педагогического образования в Украине»

5.«Становление профессионально-педагогического образования в Республике Белорусь»

6.«Становление профессионально-педагогического образования в России»

 

*Количество участников проектной группы 4 человека. Темы не должны повторяться. На группы разбиться самостоятельно. Регламент выступления 8-10 минут. Наличие электронной презентации обязательно (не менее 15 слайдов).

Групповой проект будет оцениваться по следующим критериям:

- содержательность выступления;

- участие в представлении проекта (выступлении) всей проектной группы;

- эмоциональность и красочность презентации;

- целостность, смысловая завершенность выступления.

 

Семинар 4. Содержание подготовки педагога профессионального обучения

Вопросы для устного обсуждения:

1. ФГОС ВПО по направлению 051000 «Профессиональное обучение» (по отраслям), его структура, содержание, особенности.

2.Компетентностно-квалифицированные требования к подготовке бакалавра, магистра профессионального обучения, их особенности.

3.Основная образовательная программа, структура, содержание (учебный план, график учебного процесса и т.д.).

Задания для СРС:

1.Разработать опросник (анкету, контрольную работу) по данной теме (не менее пяти заданий или вопросов, с ответами).

2.Изучить ФГОС по направлению подготовки 051000 «Профессиональное обучение». Составить список всех преподаваемых дисциплин цикла Б.3.* по своему профилю (право и правоохранительная деятельность).

*Не забудьте зайти на кафедру и узнать дисциплины вариативной части и дисциплин по выбору и включить их в список.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 4593; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.106.66 (0.012 с.)