Профессионально-педагогические учебные заведения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профессионально-педагогические учебные заведения



 

Профессионально-педагогические учебные заведения в России - это довольно обширная сеть учебных заведений - индустриально-педагогических техникумов, профессионально-педагогических колледжей и специализированных вузов.

Если для работы в общеобразовательной школе, гимназии, практически в каждой области России созданы педагогические вузы - институты, академии, университеты, то педагоги профессионального обучения, которые призваны работать в профессиональных училищах, лицеях и колледжах, центрах подготовки кадров зачастую испытывают сложности при получении высшего или среднего профессионально-педагогического образования.

В многочисленных вузах (университетах, академиях, институтах) созданы профессионально-педагогические факультеты или открыты специальности 030500 - Профессиональное обучение, позволяющие осуществлять профессиональную подготовку педагогов профессионального обучения с высшим профессионально-педагогическим образованием.

Обучение в профессионально-педагогических учебных заведениях - техникумах, колледжах, вузах определяется государственным образовательным стандартом, в котором дана общая характеристика специальности 030500 - Профессиональное обучение.

Профессионально-педагогические учебные заведения осуществляют профессиональную подготовку будущих педагогов профессионального обучения к выполнению следующих видов профессионально-педагогической деятельности:

-профессиональное обучение;

-производственно-технологическая деятельность;

-методическая работа;

-организационно-управленческая деятельность;

-научно-исследовательская работа;

-культурно-просветительская работа.

 

Формы и методы освоения квалификации педагога профессионального обучения

 

Утвержденное содержание профессионально-педагогического образования определяет формы и методы освоения квалификации педагога профессионального обучения. К ним относятся:

-методы теоретического обучения;

-методы практического (производственного) обучения;

-ведущие формы организации теоретического обучения (лекция, семинар, лабораторная работа, экскурсия, консультация, самостоятельная работа и т.п.);

-ведущие формы организации производственного (практического) обучения (занятия в учебных мастерских, специализированных лабораториях и т.п.; производственная практика, мастер-класс, интегрированные учебные занятия и т.п.).

 

Лекция №6

Тема: Личностно-ориентированные технологии реализации профессиональных образовательных программ

План

 

1. Понятие о личностно-ориентированной системе обучения.

2. Личностно-ориентированные технологии

Парадигма (от греч. paradeigma — пример, образец) — исходная концептуальная схема или модель постановки и решения проблем, господствующая в течение определенного периода.

Две образовательные технологии
Традиционная система обучения Личностно-ориентированная система обучения
Можно ли «дать» образование?
Традиционно считается, что в школе «дают» знания, а ученики их «получают». И мало кто задумывается, что в основе такого под­хода лежит направленность на формирование ученика-потреби­теля с соответствующей установкой: все должны ему «давать» (учителя, школа, государство), а его задача — только «брать». Личностное предназначение человека проявля­ется не в том, чтобы «брать» извне готовые знания и опыт, а чтобы продуцировать новые знания и опыт.    
«Иметь» и «быть» — две противоположные ценностные ориен­тации, которые лежат в основе двух соответствующих образова­тельных парадигм.
Ориентация «иметь» характеризует направ­ленность обучения на приобретение учащимся некоторой суммы информации. Цель подобного типа образования — обеспечить вхождение учащегося в социум. Учащийся выступает субъектом своего образования, имеющим возможность выстраивать индивидуальную образовательную тра­екторию, ставить собственные образовательные цели, отбирать со­держание и формы обучения. Обучение в стиле «быть» имеет личностный, продуктив­ный, характер.
«иметь» знания «быть» субъектом своего образования
Два разных понимания человека
Человек в данном случае как бы не имеет своей изначальной сущности («чис­тый лист») и является материалом для педагогической работы с ним. Человек имеет генетически заложенную сущность, обра­зовательную заданность и соответствующую программу развития. Об­разование в этом случае есть образовывание человека, развитие его потенциальных качеств, заложенных в нем изначально.
«Человекглина». «Человек — семя»
Социализация или саморазвитие?
социально ориентиро­ванный тип образования характеризуется признаком внешнего воздействия на учащегося с целью обеспечения его вхождения в общество, по отношению к которому личность оказывается про­изводной: «Образование — это вызванный внешним воздействием процесс усвоения индивидуумом обобщенного, объективирован­ного, общественного опыта... То, что представляет общественную важность, становится важным и для личности»1. «Личностно-ориентированное образование — образование, обеспечивающее развитие и самораз­витие личности ученика, исходя из выявления его индивидуаль­ных особенностей как субъекта познания и предметной деятель­ности». Очевидно, что саморазвитие личности ребенка в этом случае не обходится без освоения им социальных и иных норм, но приоритет все же сохраняется за индивидуальным и субъективным началом, а не за общественной значимостью образовательного про­цесса и его результатов.
социально-ори­ентированное образование  
Например, традиционно считается, что знания ученик может получать только извне — от учителя, из учебника и т. д. Поэтому традиционное образование обязательно включает так называемую передачу знаний. Личностно-ориентированный подход строится по-другому, поскольку предполагает возможность создания знаний самим учеником, т. е. знания не передаются ему для заучивания в готовом виде, а конст­руируются, добываются
Обучение как преподавание и учение
Обучение — организованный процесс взаимодействия учеников и учителей, направленный на решение учебных задач, в результате которого учащийся овладевает зна­ниями, умениями, навыками, развивает личностные качества.
Традиционно в обучении выделяются две составляющие — пре­подавание и учение. Под преподаванием понимается деятельность учителя по передаче ученикам знаний, умений и навыков, способов деятельности, жизненного опыта и т. п. Учение здесь — процесс приобретения учащимся передаваемого учителем содержания об­разования.
Преподавание в традиционном обучении доминирует над учением. Говорят о методике преподавания математи­ки, чем о методике изучения математики. Личностно-ориентированное понимание обучения отрицает механическую «передачу» образования и таких его составляющих, как знания и опыт. Знания, умения и навыки — не вещественные предметы, которые можно передать. Они образуются в результате активности ученика, в ходе его собственной деятельности.
Свобода и заданность в обучении
Соотношение между свободой и заданностью проявляется по-разному в зависимости от типа обучения.
Обучение, ориентирован­ное на внешний заказ (социальный, государственный, родитель­ский), требует от учителя формирующих действий по отношению к ученику. Свобода ученика в образова­нии означает самостоятельность его деятельности. Поэтому мало дать свободу детям, надо научить их действовать. Именно эту задачу и ставит личностно-ориентированное обучение.

В: Чем отличается между собой личностно-деятельностный и личностный подходы к организации образовательного процесса?

личностно-ориентированный подход к образованию значительно уже, чем личностно-деятельностный, так как, по мнению И.А.Зимней, вне поля зрения остаются деятельность и поведение человека в целом. Оба компонента (личностный и деятельностный) анализируемого подхода неразрывно связаны друг с другом, ибо личность выступает субъектом деятельности, которая в свою очередь наряду с действием других факторов определяет личностное развитие ее как субъекта.

В: Найдите различия между традиционным обучением и личностно деятельностным. Обоснуйте их.

Итак, меняется жизнь общества --- меняется система образования --- происходит и смена парадигмы образования.

В.: Почему меняется парадигма образования? Чем вызвана ее смена?

o Внешними изменениями;

o система образования взламывается и изнутри: появляется значительное количество педагогов-новаторов.

Итак, появилось много учителей, которые были не удовлетворены положением дел в старой системе образования. И это закономерно: любой человек, а особенно учитель, не должен привыкать к старому, ему нельзя быть законсервированным, учителю нужно движение, постоянное и неустанное.

Как же стала меняться парадигма образования?

Это прежде всего изменение взгляда на структуру учебного процесса.

Раньше учитель должен был знать, какой объем информации усвоил ученик. Но учителя чаще всего не интересовала собственная точка зрения ученика. Вот почему школьник не учился по-настоящему мыслить и говорить. Отношения учителя и ученика в основном были авторитарными.

Это был информационный тип обучения – ИТО.

 

Рис. 1. Старая парадигма образования. Старая структура учебного процесса

Ученик, студент в такой системе – объект. Сторонники старой системы образования утверждали, что она якобы выпускала эрудированного человека. На деле ИТО рождала интеллектуального потребителя: учитель – дает, ученик – берет. В результате, по выражению известного психолога А.Н.Леонтьева, происходило «обнищание души при обогащении ума».

Иначе: обучение в старой системе образования – это снабжение готовыми ответами без поставленных учеником вопросов, без глубокого осмысления информации.

Но в ИТО школа, учитель умели передавать информацию.

И следует помнить, что нам не нужна крайность: нельзя полностью уничтожать ИТО, следует из старой системы взять лучшее.

Рис. 2. Новая парадигма образования. Новая структура учебного процесса

В рамках реализации личностно - деятельностного подхода становится актуальным создание условий для развития у каждого ученика умений и навыков работы в группе.

В: Итак, что меняется в содержании образования? Им становится деятельность (учителя и ученика).

Меняется и основная функция учителя: он из передатчика информации превращается в менеджера. Главное для учителя в новой системе образования – управлять процессом обучения.

Меняется и назначение ученика: из приемника информации он превращается в партнера, сотрудника учителя – в субъекто-объект обучения, т. е. становится активной личностью.

Ученик, студент тоже должен давать обратную связь деятельностного характера: он делает, а учитель определяет, правильно ли.

Итак, новый тип обучения – деятельностный (ДТО). Но, как мы сказали, нельзя отказываться полностью от старого – ИТО,– нужен консенсус (договоренность): лучшее, положительное взять из обеих систем.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 811; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.174.168 (0.016 с.)