Понятие мировоззрения. Социально-исторические типы мировоззрения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие мировоззрения. Социально-исторические типы мировоззрения.



Понятие мировоззрения. Социально-исторические типы мировоззрения.

Мировоззрение-система наиболее общих взглядов человека на мир и свое место в мире, что в свою очередь определяет убеждения, жизненные позиции и т.д. Мировоззрение сложное интегральное образование.

Структура мировоззрения:

1)Знания 2)Ценности 3)Убеждения 4)Цели и программы действия

Каждая историческая эпоха формирует свой тип мировоззрения, в котором отражаются особенности мировоззрения людей в данную эпоху. Поэтому правомерно судить о социально-экономических ценностях.

Выделяют несколько типов:

1. Мифологическое мировоззрение: мировоззрение первобытной эпохи. Первая попытка понять и объяснить мир. Неполнота знаний и наивность мышления, сверхъестественные объяснения. Объяснение мира ненаучно, нерационально.

Черты:

∙Антропоморфность (уподобление человеку)

∙Синкретичность (синкретизм- нерасчленённость различных

видов чего-либо, первоначальная слитность в каком-нибудь

явлении, свойственная ранним стадиям развития)

∙Дескриптивность(изображение с помощью языка содержания

переживания)

∙Антиисторичность

2. Религиозное мировоззрение: формируется в эпоху ранних цивилизаций, Древнего Востока, Античности. Зрелость с формированием монотеистических (единобожие) религий. Мировоззрение более систематизировано. Главный признак- вера в сверхъестественное, одновременно четкое разделение естественного, земного, обыденного и сверхъестественного, божественного. Вера противостоит разуму, преобладает над ним.

3. Философское мировоззрение: Качественно новый этап. Рациональный подход к объяснению мира. Представление о мире и человеке становится предметов теоретического и логического анализа осмысления.

4. Научное мировоззрение: формируется в 17 веке на основе познания законов природы и общества. Присуще: строгая логичность, доказательность и опытная проверяемость.

Обыденное мировоззрение: исторически первый тип отношения человека к миру. Не претендует на объяснение мира. Присуще всем эпохам. Основано на повседневной практике.

Включает в себя:

∙Трудовые навыки ∙Рецепты действия в ситуациях

Сочетает истинные и ложные знания, элементы верований, мудрость, суеверия. Бесписьменный характер. Отсутствует теоретическое содержание.

 

Философия как тип мировоззрения, специфика философии. Философия и наука, философия и религия.

Философское мировоззрение возникает в ответ на потребность человека познать мир и себя. Складывается с середины I тысячелетия до н.э. в Древней Греции (античность).

20 в. Карл Ясперс (нем. ученый) назвал это время осевым, подчеркнув важный исторический рубеж: переход человечества от варварства к цивилизации (возникновение государственности). Термин философия ввел Пифагор (философия-любовь к мудрости).

Философия:

1) принципиально новый тип познанного отношения человека к миру

2) рациональный тип мировоззрения, противостоящий синкретизму мифологии и веру в чудо религии

Философия - синкретичная форма общественного сознания, учение о всеобщем. Объединяет в себе научно-теоретические и духовно- практические способы освоения мира человеком. Философия- учение о всеобщем, о фундаментальных основах бытия и принципах его познания.

Философия и религия:

Общее- духовно-ценностное освоение мира

Разное – систематизированный характер философии, рациональность мышления, теоретический характер знаний, стремление к логичности, свобода мысли, отсутствие догматизма

Философия и наука:

Общее- рационально-логический стиль мышления, возникновение философии означало переход от мифологии к Логосу(от донаучного иррационального мышления к рациональному и логическому)

Разное- Ф исторически подготовила Н

Наука характеризуется:

- Объектный характер

- Доказательность

- Обобщенный характер знаний

- Общезначимость

- Нацеленность на практическое применение

Философия:

- Не опирается на эксперимент

- Не стремится к абсолютной объективности

- Обращается к определенным ценностям

- Не ставит целью получение практической пользы от знания

- Поиск новых проблем, новый вид уже существующих проблем

 

Предмет и метод философии, её основные разделы и место в системе человеческих знаний. Функции философии.

Предмет философии: система всеобщих отношений, существующих в мире и реализованных в обществе, мышление человека, природа.

Метод философии:

Рефлексия-«отображение»

процесс осмысления чего-либо, при помощи углубленного анализа собственных знаний, рассуждений, умозаключений.

Отражение 2-го порядка или «мышление над мышлением». Исходный пункт- выявление отношения внутреннего опыта к внешнему. Выяснение насколько адекватно содержание сознания человека отражает реальность. В процессе рефлексии перед исследованием является сам процесс сознания - мыслящее сознание человека. В отличие от науки, философское мышление, являясь в основе рациональным, имеет???????? составляющие и ценностный аспект. Познанные факты и отношения преломляются в сознании философа сквозь призму его предпочтений. Само убеждение подвергается анализу. Особенность философской рефлексии в том, что ёё итог может быть различным у разных людей.

Влияют: личность, исторические условия, уровень знаний, стиль мышления эпохи. Особенность мышления обуславливает многообразие философских систем.

Функции философии:

1) Мировоззрение (формирует у человека систему наиболее общих взглядов на мир в целом, его единство, на место и роль человека в мире):

∙Гуманистическая ∙Познавательная ∙Идеологическая

∙Социально-нравственная ∙Художественно эстетическая

 

2) Методологические (продолжают и развивают мировоззрение):

Методология-учение о способах и методах организации человеческой деятельности в различных областях. Выбор способов деятельности так же имеет мировоззренческое знание.

∙Логическая ∙Эвристическая ∙Селективная ∙Интегрирующая

 

Переход к антроп-кой тематике в твор-ве Софистов и Сократа

Гумманистич-й(антропоц-й) тип Ф-и 469-399 до н.э. – Сократ. С Сокр-м связан переход от натурфил-и к проблемам фил.антропологии. Матер-енапр-е уступает место идеализму. На 1ый план выходят проблемы чел-й души, ктр влекут за собой познание и нравств-ть. В этих?ах гл. объект изучения-ЧЕЛОВЕК –его сознание, интел-е способности. Приоритетная тематика создаёт впечатление, что наиб-е важными явл-ся проблемы духа, сознания. Это обусл-лопреоблад-е идеолог-х подходов в этом периоде. Тв-во Сократа разв-сь в его споре с Софистами.

Софисты (Протагор). Разр-ли особый диалект-й метод, техн-ку обоснования и док-ва. Соф-ты создали негативн. диалектикуи заложили новое напр-е фил-и- субъективный идеал-м. Ис-во софистов – СОФИСТИКА – ложные логич-е построения, вводящие в заблуждение. СОФИЗМ – ложноеумозакл-е, формально кажущ-ся верным, основ-е на сознат-м нарушении правил логики

Сократ выступил критиком софистов, критиковал их за субъективизм и релятивизм. Своим девизом «Познай себя» заложил основы гносеологии и этики. Гл. тема Сократа – нравственно-этич-я. В обл. гносеологии он разраб-л метод диалектики(маевтика) – ис-во научить ч-ка правильно мыслить. Её наз-т позитивной-способ поиска истины путём рассм-я разлю точек зрения.

С позит-ой диалектикой Сократа связ-т СОКРАТОВСКО-ПЛАТОНОВСКИЙ ПОВОРОТ ФИЛ-И. Учение Сократа относится к идеализму, кот-й вытекает из отказа от познав-я внешн.мира,природы. Сократ сосредот-н на внутр. мире души человека. Знание души – единсвенно доступный человеку вид знания, люб-е др. познание относит-но. Причина ид-ма Сократа – его крайний рационализм и умаление внешн. объективн-го мира в познании.

Сократич. школы – киренаики(гедонизм), киники(крайний аскетизм).

 

Фил-я эпохи эллинизма

Эллинизм- последний этап античной культуры, время её послднего упадка (3в до н.э.-4-5 в. н.э.)

фил-я тематика приобр-т индивид-но-личностный хар-р. Происходит поворот от рационализма к иррац-му и мистике. Преобл-т антропологич-я и этич-я тематика.

Школы эллинизма:

- эпикуризм (что есть счастье – отказ от внешн. потребностей духовных; учение Эпикуры похоже на учение Демокрита об атомах)

- кинизм (попытка взглянуть на мир без розовых очков)

-скептицизм(скептики, сомнев-ся во всём нужно отказ-ся от иллюзий и жить тем миром, как воспринимаем его сейчас)

-стоиизм (невозмутимо противостоять невзгодам, кот-х нельзя ничем сломить)

-неоплатонизм

Эллинист-е учения с их идеал-мом подготовили переход к новому этапу фил-и, к религиозному ср. веков.

СТОИЦИЗМ(300до н.э.-300н.э.) др. греки – Зенон и, Хрисипп, поздние стоики – римляне – Плутарх, Цицерон(высок. полит.деят-ль), Марк Аврелий(царь). Суть: учение преимущ-но фатализм(вера в судьбу, подчинение ей). Судьба мира и человека опред-на безличным богом Логосом(«закон» ктр правит миром). Д-е судьбы исключает свободу человека. Свобода мыслится как подчинение логосу – мировому порядку. Эпический идеал – мудрец, достигший апатии(отсутствие страстей), независимый от внешних обстоятельств.

НЕОПЛАТОНИЗМ (3-5в н.э.) Последний этап развития античного платонизма. Осн-ль учения – Плотин.(205-270). Неоплатонизм систематизировал учение Платона (под время).и соединил его с некоторыми идеями Аристотеля. Суть: В центре учения представление об иерархической организации бытия. Во главе бытия поставлено сверхсущее. Единое, т.е абстрактное, нематериальное, сверхчувственное начало мира (неподвластный чувствам) можно воспринимать только душой.

Единое стало прообразом христианского Бога. Единое постигается помимо разума через сверхчувственное откровение.Из единого исходят и стоят имя его: Разум(лоос) с его идеями, душа(психе) с её чувствами.

Стоицизм и неоплатонизм оказали глубокое влияние на формирование христианской фил-и.

 

Проблема соотношения веры и разума как определяющая в средневековой философии, её решение представителями патристики и схоластики. Учение Ф. Аквинского о гармонии веры и разума. Теория двойственной истины.

Средневековая философия начинала складываться в 1-4 вв.Её основа - позднее учение эллинизма. Специфика средневековой европейской цивилизации обусловлена развитием христианства. Христианство, начиная с 5 века, становится универсальной религией для всей Европы и даёт единую для всех слоёв общества и для всех европейских народов систему ценностей. Христианство утверждалось в борьбе с языческим культом и античным наследием. Ещё в 5 веке было сильно влияние неоплатонизма. С утверждением христианства как идеологии начинает развиваться христианская философия. Теология – учение о Боге (Тео - бог).

Для христианской философии характерны черты:

-теоцентризм – Бог как центр мира;

-креационизм - учение о сотворении мира Богом;

-эсхатологизм – учение о Конце Света и Страшном Суде;

-провиденциализм – предопределённое спасение мира Богом;

-теодицея – оправдание Бога (попытка доказать, что существование зла в мире не отменяет существование Бога как абсолютного добра).

Средневековая философия проходит этапы:

-апологетика;

-патристика;

-схоластика.

Апологетика (от лат. «защита восхваления») – защита христианской веры в борьбе с язычеством. Апологеты не создавали своих философских систем, но наметили круг вопросов, ставших главными для философии: о природе человека, о целях его существования, о Боге, о природе мира.

Патристика (от лат. «отец») – сочинение «отцов церкви», заложившее основы в христианской догматике.

В числе ранних христианских философов-апологетов известен Филон Александрийский (1 в. до н.э. – 1 век н.э.). Он дал теологическое толкование понятия «логос». Логос – упорядоченное начало, которое связано с образом Бога-творца. Логос выступает как свойство Бога, как разум Бога. Он первым переместил Бога за пределы мира, сделал его сверхчувствительным, то есть недоступным для чувственного восприятия.

Тертуллиан (2 в.н.э.) обосновал идею мистического познания Бога и тем самым провозгласил независимость веры от разума. Он считал, что любое рассуждение подрывает веру. «Верую, потому что нелепо» - его афоризм. Первым сформировал принцип тринитарности (Бог един в 3 лицах).

Схоластика.

Развитие схоластики связано с возникновением монастырских школ (с 5 века) и университетов (с 13 века).

Переход к схоластике связан с необходимостью совершенствования аргументации теологических положений. Такая аргументация неизбежно вела к углублению философских рассуждений. Схоластическая философия использовала идеи Аристотеля для обоснования христианства.

Крупнейший представитель схоластики – Фома Аквинский (13 в.). Его философская система – объективный идеализм. Он максимально соответствует тому миропониманию, которое принято католической церковью. В своих работах Аквинский рассматривал соотношение философии и богословия. Он стремился обосновать необходимость их союза при безусловном приоритете богословия. Позиция Фомы Аквинского выражена в его известном афоризме: «Философия – служанка богословия». Признавая приоритет веры, Фома высоко оценивал возможности разума. В частности это проявлялось в попытках сформировать аргументы в доказательство бытия Бога. Стиль аргументации он заимствовал у Аристотеля. Учение Фомы Аквинского – толизм. В современной католической церкви – неотолизм. Центральная проблема средневековой схоластики – соотношение веры и разума. Фома Аквинский сформулировал «Теорию гармонии веры и разума». Признавая авторитет веры, он не противопоставлял веру и разум, пытался обосновать возможность и необходимость их союза. Гармония веры и разума опирается на христианский догмат о том, что Бог открыт человеку 2-мя путями:

-через сотворённый Богом мир, природу (естественный путь);

-через откровения и Библию (сверхъестественный путь).

Первый путь принадлежал наукам и философии, второй – богословиям. В конечном итоге оба пути ведут к Богу. Если на пути познания возникают противоречия, они являются мнимыми и обусловлены слабостью разума. Разум может заблуждаться, а вера не заблуждается никогда.

С проблемой соотношения веры и разума тесно связана проблема истинности знания. Средневековая философия, признавая авторитет веры над разумом, однозначно решила вопрос истинности. Тем самым оказались ограниченными возможности научной мысли. Попыткой решить эту проблему стала теория двойственной истины. Особая заслуга в её создании принадлежала философу арабского происхождения Аверроэсу (Ибн-Рушд) (12 век). Он различал истины философские, которые учат постигать абсолютную истину, и истины богословские, которые учат, как должно поступать человеку. То, что истина в философии, может быть ложным для богословии и наоборот. Т.о., сферы богословия и философии размежевались, и теория двойственной истины просуществовала до 16 века.

Третья важная проблема средневековой философии – проблема универсалий или общих понятий. Она восходит к Платону и Аристотелю, а в средневековой схоластике – связана с необходимостью обосновать догмат о троичности Бога. В схоластической философии этот вопрос принял форму проблемы отношения общего к единичному. Универсалия – обобщённое понятие, которое уточняет характеристики объекта и позволяет относить его к определённому классу предмета. Сущность спора сводится к вопросу «Существуют ли понятия реально?». Оформились 2 направления в этом споре:

1. реализм, восходящий к Платону, утверждал, что понятие имеет бытие и существует реально, отдельно от единичного предмета и наряду с ними. В 9-12 веках большинство схоластов были реалистами (Фома Аквинский). В 13 веке реализм становится более умеренным.

2. номинализм утверждал, что понятия существуют после вещей, являются именами, названиями вещей и существуют в мышлении и речи человека;

3. концептуализм утверждал, что универсалии – это понятия, которые являются следствием абстрагированной роли разума.

 

Рационализм.

Основоположник рационального метода познания – Рене Декарт (1596 - 1650) (картезианство – учение Декарта). Его стиль мышления сложился под влиянием занятий математикой. Он развивал в себе склонность к обобщённому представлению – универсальный характер. Его метод можно назвать гипотетико-индуктивным и аксиоматическим. Декарт полагал, что всё знание о действительности можно вывести непосредственно из человеческого разума методом дедукции.

Дедукция – движение мысли от общего к частному.

Познание опирается на интеллектуальную интуицию (способность разума усматривать внутри себя некоторые первоначала (всеобщие наиболее простые истины)).

В этих взглядах Декарт опирался на представления о врождённых идеях, изначально заложенных в сознании человека Богом. Эти врождённые идеи составляли исходный пункт познания.

Главный методологический принцип Декарта – сомнение. Во всём должно сомневаться. Безусловно достоверным является лишь факт наличия мышления у субъекта («Я мыслю, следовательно, я существую»). Сомнению следует подвергать результаты чувственного опыта и эксперимента. Сомнение продолжается до тех пор, пока посредством интеллектуальной интуиции будут обнаружены в сознании субъекта те положения, которые не вызывают сомнений, представляются ясными и очевидными. Из этих положений разум выводит следствия путём дедукции.

Метод Декарта утверждал приоритет разума в процессе познания, независимость разума от чувственного опыта. Тем самым в гносеологии Декарт выступал как идеалист, не рассматривая материальную, объективную основу познания.

Сенсуализм в философии Нового времени. Вопросы познания в философии Дж. Локка, Г. Лейбница, Дж. Беркли и Д. Юма.

Сенсуализм – направление гносеологии, признающее источником знания человеческие ощущения.

Сенсуализм близок к эмпиризму. Ощущения – результат непосредственного воздействия окружающей действительности на органы чувств человека. Эти воздействия и составляют первичный акт познания. Всё содержательное познание сенсуализм выводит из ощущений. Идеи материального сенсуализма развивал английский философ Дж. Локк (1632-1704 гг.). Согласно Локку, сознание человека от рождения - чистая доска. Оно наполняется содержанием посредством опыта, ощущений. «Нет ничего в разуме, чего бы не было в чувствах прежде». Разум позволяет обобщить результаты ощущений и формирует из них сложные идеи. Т.о., сознание включает и опыт, и обобщённые идеи. Результаты познания истинны, если идея сообразуется с действительностью.

Немецкий философ Лейбниц, представитель рационализма, пытался найти компромисс между сенсуализмом и рационализмом. Он считал, что нельзя из чувства вывести интеллект. Сознание от рождения – нечистая доска, в нём изначально заложены контуры интеллекта. «Нет ничего в разуме, кроме самого разума». Лейбниц не отражал роль чувственного опыта, но стремился выявить взаимодействие между чувствами и понятиями. И Локк, и Лейбниц стоят на позициях познаваемости мира.

Иную позицию занимали английские философы Дж. Беркли и Д. Юм. Беркли выдвигал принцип «Существовать – значит быть воспринимаемым», отвергал наличие объективной основы ощущений, считал, что идея сознания – не результат действия внешнего мира на чувства, они вложены в душу человека Богом. Нет материи как чего-то объективного, нет ничего, кроме сознания субъекта. Всё существующее есть комбинация ощущений субъекта. Всё объективное оказывается сведённым к субъективному. Получается, что сознание может познать лишь самого себя. Отсюда отсутствие критерия истинности, так как результаты познания всегда субъективны.

Взгляды Беркли разделял Д. Юм, который также приходил к агностицизму, но через скептицизм.

Понятие мировоззрения. Социально-исторические типы мировоззрения.

Мировоззрение-система наиболее общих взглядов человека на мир и свое место в мире, что в свою очередь определяет убеждения, жизненные позиции и т.д. Мировоззрение сложное интегральное образование.

Структура мировоззрения:

1)Знания 2)Ценности 3)Убеждения 4)Цели и программы действия

Каждая историческая эпоха формирует свой тип мировоззрения, в котором отражаются особенности мировоззрения людей в данную эпоху. Поэтому правомерно судить о социально-экономических ценностях.

Выделяют несколько типов:

1. Мифологическое мировоззрение: мировоззрение первобытной эпохи. Первая попытка понять и объяснить мир. Неполнота знаний и наивность мышления, сверхъестественные объяснения. Объяснение мира ненаучно, нерационально.

Черты:

∙Антропоморфность (уподобление человеку)

∙Синкретичность (синкретизм- нерасчленённость различных

видов чего-либо, первоначальная слитность в каком-нибудь

явлении, свойственная ранним стадиям развития)

∙Дескриптивность(изображение с помощью языка содержания

переживания)

∙Антиисторичность

2. Религиозное мировоззрение: формируется в эпоху ранних цивилизаций, Древнего Востока, Античности. Зрелость с формированием монотеистических (единобожие) религий. Мировоззрение более систематизировано. Главный признак- вера в сверхъестественное, одновременно четкое разделение естественного, земного, обыденного и сверхъестественного, божественного. Вера противостоит разуму, преобладает над ним.

3. Философское мировоззрение: Качественно новый этап. Рациональный подход к объяснению мира. Представление о мире и человеке становится предметов теоретического и логического анализа осмысления.

4. Научное мировоззрение: формируется в 17 веке на основе познания законов природы и общества. Присуще: строгая логичность, доказательность и опытная проверяемость.

Обыденное мировоззрение: исторически первый тип отношения человека к миру. Не претендует на объяснение мира. Присуще всем эпохам. Основано на повседневной практике.

Включает в себя:

∙Трудовые навыки ∙Рецепты действия в ситуациях

Сочетает истинные и ложные знания, элементы верований, мудрость, суеверия. Бесписьменный характер. Отсутствует теоретическое содержание.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1658; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.228.35 (0.064 с.)