Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные черты и проблемы философии Возрождения. Пантеизм Н. Кузанского и Дж. Бруно. Наука Возрождения.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Эпоха Возрождения – переходная эпоха от Средневековья к Новому Времени (середина 14 века - по 16 век). Главная черта эпохи – гуманизм, выраженный в признании ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление творческих способностей. Гуманизм выражает самосознание эпохи. Основоположник гуманизма – итальянский поэт14 века Франческо Петрарка. Чертами эпохи Возрождения являются -антропоцентризм – человек-главный персонаж; -сепуляризация – ограничение диктата в церкви и переход к светской культуре; -антиклерикализм – критика церкви; -Реформация – борьба за удешевление церкви; -эстетизм. Направления философии эпохи Возрождения: 1) гуманистическое (Ф.Петрарка, Л.Валла); 2) неоплатонизм(Н.Кузанский, Парацельс-доктор); 3) политическое (Никола Макиавелли); 4) утопическое (Томас Мор (утопия «Место, которого нет»), Томазо Компанема); 5) Реформационное (Роттрдамский, Жак Кальвин, Томас Мюнцер, Мартин Лютер). Черты философии Возрождения: 1) отрицание схоластической философии и книжной учёности; 2) обращение к природе как к основному источнику знания; 3) использование материальных идей из античного наследия; 4) тесная связь философии с естествознанием; 5) антропоцентрическая направленность философии. Пантеизм как новое философское учение. Пантеизм – всебожие или Бог во всём. Эта форма отходит от теоцентризма Средневековья. В пантеизме пересматриваются представления о природе как несамостоятельном начале. Отождествление природы с Богом переносит на природу качества, которые раньше приписывались только Богу: самосотворение, бесконечность и вечность. Пантеизм заимствовал у неоплатонистов идею мировой души, которая всё чаще стала заменять Бога. Отсюда уже сложилось учение гилозоизм – одушевление всего космоса, представление о населённости Вселенной. Первый представитель пантеизма – Н. Кузанский. Он опирался на материальные аргументы, он отрицал сотворённость Вселенной и её конечность во времени. Другой представитель пантеизма – Джордано Бруно. Его пантеизм более завершённый. Научная революция 17 века, её основные достижения и влияние на философию. Механистическая картина мира. Деизм. Новым временем традиционно называют 17 век. Это время утверждения капиталистических отношений, время научной революции, то есть рождения науки в её современном понимании. Научная революция генетически связана с поздним Возрождением. Главная отрасль этого периода – естествознание – развивается, ориентируясь на потребности капиталистического производства. Утверждается новая картина мира – гелиоцентризм (Галилей, Коперник, Бруно, Ньютон). В позднее Возрождение эмпирически установлена шарообразность Земли. Главная особенность науки в 17 веке в том, что она опирается на эмпирическое (опытное) знание, перестаёт быть умозрительной деятельностью. Рост капиталистического производства ещё более повышает требования к развитию науки. Получает развитие новая область науки – экспериментально-математическое естествознание. Оно сложилось на основе эмпирической науки - механики и математики как абстрактно-теоретической науки. Т.о., углубление научных достижений должно было происходить в условиях взаимодействия теоретического и эмпирического знания. Изменились организационные формы науки, происходило становление социального института науки: увеличение количества светских учебных заведений, создание научных обществ и национальных академий наук, создание первых научных лабораторий. Изменения в науке влекут изменения в общественном сознании и мировоззрении. Оно приобретает всё более светский и рациональный характер. Философия 17 века опирается на науку. Формируется механистически-материалистическая картина мира. Механицизм состоит в том, что природа понимается как сложный механизм, который функционирует по строгим внутренним законам, которые могут быть познаны разумом. Материализм состоит в том, что природа объясняется непрерывностью движения и взаимодействием материальных частиц. Философия 17 века тяготеет к материализму, но сохраняет связь с идеализмом и религией. Промежуточной формой между научным и религиозным мировоззрением стал деизм – система взглядов, в которой Бог признаётся в качестве творца мира, но одновременно отстраняется в его дальнейшем существовании, которое происходит по естественным законам. Проблем метода научного познания в философии Нового Времени. Эмпиризм Ф. Бэкона и рационализм Р. Декарта. В 17 веке цель науки понимается как увеличение власти человека над природой. Это требует совершенствования методов познания. Поэтому и в философии на первый план выходят проблемы гносеологии. Философия выходит из принципа познаваемости мира, и сама философия существует как форма рационально-теоретического познания. Перед философией стоят две основные задачи: -создание логически обоснованного метода познания; -построение общей целостной системы знаний о мире. В ходе решения этой задачи сформировалось два гносеологических направления: 1) эмпиризм (признаёт, что главным источником познания является чувственный опыт); 2) рационализм (утверждал, что данные чувственного восприятия недостаточно надёжны, поэтому главный источник познания – разум, теоретические приёмы). Разновидностью эмпиризма стал сенсуализм, который снижает понимание чувственного опыта до ощущений. Т.о., в 17 веке в философии преобладала проблема разработки эффективного метода познания. Родоначальник эмпиризма – французский философ Фр. Бэкон (1561 – 1626 гг.). Его творчество – переходный этап от ренессансного стиля к новоевропейскому. Он первым поставил цель создать подлинно-научный метод, считал, что наука находит своё оправдание в практическом применении, особо полезны естественные науки, которые дают власть над природой. «Знание есть сила». Знание является силой, когда постигаются законы природы. Тем самым Бэкон отвергает схоластику, социальный идеал познания, утверждая, что не может быть знаний без эксперимента. Главное препятствие на пути познания он видит в особенностях познающего субъекта, в укорениваемых в его сознании стереотипах и заблуждениях. Поэтому метод Бэкона состоит из двух частей: разрушительной (т. е. очищение ума от заблуждений) и созидательной (содержание разработки собственно научного мира). Идолы: -рода; -пещеры; -площади; -театра. Метод Бэкона – индукция, в процессе которой рассуждение движется от частного к общему. Частное – опыт, эксперимент; общее – вывод. Учение о методе выявило склонность Бэкона к материализму. Более всего это проявляется в его истолковании познания как отражения природных процессов в сознании человека. Эмпиризм в своём развитии сформировал несколько разновидностей. Одна из них – сенсуализм. Эмпиризм Бэкона материалистичен. Идеалистический эмпиризм выводит опыт не из природы, а из представлений и ощущений самого субъекта. Эту форму эмпиризма развивали английские философы 18 века Дж. Беркли и Д. Юм. Рационализм. Основоположник рационального метода познания – Рене Декарт (1596 - 1650) (картезианство – учение Декарта). Его стиль мышления сложился под влиянием занятий математикой. Он развивал в себе склонность к обобщённому представлению – универсальный характер. Его метод можно назвать гипотетико-индуктивным и аксиоматическим. Декарт полагал, что всё знание о действительности можно вывести непосредственно из человеческого разума методом дедукции. Дедукция – движение мысли от общего к частному. Познание опирается на интеллектуальную интуицию (способность разума усматривать внутри себя некоторые первоначала (всеобщие наиболее простые истины)). В этих взглядах Декарт опирался на представления о врождённых идеях, изначально заложенных в сознании человека Богом. Эти врождённые идеи составляли исходный пункт познания. Главный методологический принцип Декарта – сомнение. Во всём должно сомневаться. Безусловно достоверным является лишь факт наличия мышления у субъекта («Я мыслю, следовательно, я существую»). Сомнению следует подвергать результаты чувственного опыта и эксперимента. Сомнение продолжается до тех пор, пока посредством интеллектуальной интуиции будут обнаружены в сознании субъекта те положения, которые не вызывают сомнений, представляются ясными и очевидными. Из этих положений разум выводит следствия путём дедукции. Метод Декарта утверждал приоритет разума в процессе познания, независимость разума от чувственного опыта. Тем самым в гносеологии Декарт выступал как идеалист, не рассматривая материальную, объективную основу познания. Сенсуализм в философии Нового времени. Вопросы познания в философии Дж. Локка, Г. Лейбница, Дж. Беркли и Д. Юма. Сенсуализм – направление гносеологии, признающее источником знания человеческие ощущения. Сенсуализм близок к эмпиризму. Ощущения – результат непосредственного воздействия окружающей действительности на органы чувств человека. Эти воздействия и составляют первичный акт познания. Всё содержательное познание сенсуализм выводит из ощущений. Идеи материального сенсуализма развивал английский философ Дж. Локк (1632-1704 гг.). Согласно Локку, сознание человека от рождения - чистая доска. Оно наполняется содержанием посредством опыта, ощущений. «Нет ничего в разуме, чего бы не было в чувствах прежде». Разум позволяет обобщить результаты ощущений и формирует из них сложные идеи. Т.о., сознание включает и опыт, и обобщённые идеи. Результаты познания истинны, если идея сообразуется с действительностью. Немецкий философ Лейбниц, представитель рационализма, пытался найти компромисс между сенсуализмом и рационализмом. Он считал, что нельзя из чувства вывести интеллект. Сознание от рождения – нечистая доска, в нём изначально заложены контуры интеллекта. «Нет ничего в разуме, кроме самого разума». Лейбниц не отражал роль чувственного опыта, но стремился выявить взаимодействие между чувствами и понятиями. И Локк, и Лейбниц стоят на позициях познаваемости мира. Иную позицию занимали английские философы Дж. Беркли и Д. Юм. Беркли выдвигал принцип «Существовать – значит быть воспринимаемым», отвергал наличие объективной основы ощущений, считал, что идея сознания – не результат действия внешнего мира на чувства, они вложены в душу человека Богом. Нет материи как чего-то объективного, нет ничего, кроме сознания субъекта. Всё существующее есть комбинация ощущений субъекта. Всё объективное оказывается сведённым к субъективному. Получается, что сознание может познать лишь самого себя. Отсюда отсутствие критерия истинности, так как результаты познания всегда субъективны. Взгляды Беркли разделял Д. Юм, который также приходил к агностицизму, но через скептицизм.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 695; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.154.134 (0.01 с.) |