Тема 2. Основные направления, школы философии и этапы ее развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Основные направления, школы философии и этапы ее развития



Философия Древнего Востока

Специфика общественно-исторической эволюции Востока и особенности философского знания.

Философия Древней Индии. Ведическая литература. Учение о круговороте жизни (сансара) и о законе воздаяния (карма). Упанишады: от мифологии к философии. Брахманизм. Джайнизм. Концепция кармы. Буддизм. Четыре "благородные истины" буддизма. Понятие нирваны.

Классические философские системы: веданта, миманса, йога, вай-шешика, ньяя, санкхья, чарвака. Материализм чарваков, дуализм санкхьи. Основные особенности древнеиндийской философии.

Философия Древнего Китая. Классические книги китайской образованности. Принципы «инь» и «янь». Учение о небе. «Сто школ» - период расцвета китайской философии. Учение Конфуция о человеке, об обществе. Концепция порядка (ли) и человечности (жэнь). Конфуцианская этика. Даосизм. Учение о бытии и небытии. Этический и социальный идеалы даосов. Особенности методологии познания в древнекитайской философии. Учение о символах и числах в китайской классической философии. Нумерология.

 

Античная философия

Культурный переворот в Древней Греции VIII-V вв. до н.э. Проблема возникновения философии: мифогенная и гносеогенная концепции возникновения философии. Космоцентризм античной философии.

Космологический, или досократовский период греческой философии (VII-Vвв.до н.э.). Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) о природе. Первые модели космоса. Учение о начале (архэ). Диалектика Гераклита Эфесского. Космос Гераклита. Понятие Логоса. Пифагор и пифагорейцы. Философия числа. Элейская школа – начало философской онтологии. Истинное бытие элеатов. Сущность логического познания. Проблема метода: путь истины и путь мнения. Апории Зенона и современные проблемы диалектики. Натурфилософия V века. Космология Эмпедокла. Учение об Уме (Нус) Анаксагора. Классическая греческая атомистика: поиски новых путей. Атомистическое учение Демокрита.

Классическая греческая философия (V-IV вв. до н.э.). Греческое просвещение. Софисты и Сократ - идеологи Просвещения. Человек как предмет философии («Человек есть мера всех вещей» - Протагор). Эмпиризм и релятивизм софистики. Субъективная диалектика. Нравственная философия Сократа. Сократовский диалог. Этический рационализм Сократа: добродетель - это знание. Сократические школы (киники, киренаики, мегарики) в социокультурном контексте эпохи. Философский идеализм Платона. Учение об идеях. Познание как припоминание. Учение о душе. Натурфилософия. Социальная утопия Платона. Энциклопедизм Аристотеля. Классификация наук. Предмет, структура и место философии. Критика теории идей Платона. Учение о первых четырех причинах. Материя и форма, возможность и действительность. Телеологизм Аристотеля. Концепция «первого двигателя», или Бога. Учение о категориях. Этический и социально-политический идеалы Аристотеля.

Философия эпохи эллинизма (III в.до н.э. - III в н.э.). Особенности культуры и философии эпохи эллинизма. Этическая направленность философии. Гедонизм эпикуреизма (Эпикур, Тит Лукреций Кар). Философия стоицизма. Пантеизм, учение о Логосе, учение о судьбе (детерминизм) Римский стоицизм: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. Идеал стоического мудреца. Философия скептицизма. Агностицизм скептиков. Образ жизни скептика: здравый смысл и благоразумие.

Позднеантичная философия (III -VI вв.). От раннеэллинистического индивидуализма к римскому универсализму (гностицизм, раннее христианство, неоплатонизм). Неоплатонизм как итог развития и синтез достижений античной философии. Концепция Единого у Плотина. Афинский неоплатонизм Прокла.Учение об иерархическом строении бытия. Понятие эманации. Неоплатонизм и христианство.

 

Средневековая философия

Общая характеристика и периодизация средневековой философии. Средневековая философия как синтез христианского откровения и античной философии. Теоцентризм средневековой философии. Креационизм. Проблема соотношения веры и разума. Философия истории в христианской традиции: провиденциализм, эсхатология.

Христианская философия периода патристики (II-VIII вв.). Августин - крупнейший философ патристики. Учение о Боге. Учение о человеке («Исповедь»). Промысел Божий и свобода воли. Августин о соотношении веры и разума. Проблема происхождения зла. Философия истории («О граде божьем»).

Христианская философия периода схоластики (IX-XIV вв.). Понятие схоластики. Спор об универсалиях. Полемика реализма и номинализма. Фома Аквинский - систематизатор средневековой схоластики. Онтологическое доказательство бытия Божьего. Проблема свободы воли. Место философии: философия и религия.

 

Философия эпохи Возрождения

Основные черты и проблемы философии эпохи Возрождения. Гуманистический антропоцентризм философии Ренессанса.

Философия итальянского гуманизма (XIV-XV вв.): Франческо Петрарка, Лоренцо Валла, Пико делла Мирандолла. Концепция гуманизма. Проблема личности и индивидуальности. Противоречивость итальянского гуманизма.

Натурфилософия эпохи Возрождения (XV-XVIвв). Пантеизм как специфическая черта натурфилософии Ренессанса (Н. Кузанский, Дж. Бруно). Проблема соотношения бога и мира. Н.Кузанский о боге как единстве противоположностей. Учение о саморазвертывании абсолюта. Мистический пантеизм. Концепция «ученого незнания». Диалектика Н.Кузанского. Натуралистический пантеизм Дж.Бруно. Проблема бесконечности в космологии.

Социально-философские идеи выдающихся гуманистов XVI века (Н.Макиавелли, Э.Роттердамский, Т.Мор, М.Монтень). Гуманизм и утопия. Политика и религия, политика и мораль. Религиозные движения XVI-XVII веков и их отношение к философии. Гуманизм и Реформация.

 

Философия Нового времени

Формирование и особенности философского мышления Нового нремени. Основные проблемы философии Нового времени: поиски оснований бытия и проблема метода.

Эмпиризм в философии Нового времени. Основатель английского эмпиризма, Ф. Бэкон о задачах философии и науки. Учение о «призраках» (идолах). Роль сомнения в философии. Учение о методе. Опыт как источник знаний и основа метода. «Плодоносные» и «светоносные» опыты, эксперимент. Метод индукции, начало индуктивной логики. Материализм и номинализм Т.Гоббса. Сенсуализм Дж. Локка. Понятие опыта. Первичные и вторичные качества. Критика врожденных идей. Субъективный идеализм Дж.Беркли. Агностицизм Д.Юма. Учение о причинности. Юм о задачах познания.

Рационализм в философии Нового времени.

Рационалистическая методология Р.Декарта: «Мыслю, следовательно, существую». Принцип сомнения и его функция в познании. Основные правила метода. Метод дедукции. Природа интеллектуальной интуиции. Проблема субстанции в философии Нового времени. Учение Декарта о двух субстанциях (дуализм). Проблема души и тела в философии Декарта. Пантеизм и монизм Б.Спинозы. Учение о субстанции как причине самой себя. Субстанция и атрибуты, субстанция и модусы. Проблема свободы в философии Спинозы. Свобода как осознанная необходимость. Монадология Г.Лейбница (плюрализм). Свойства субстанций-монад. Понятие предустановлснной гармонии.

Проблема человека и общества. Теории естественного права и общественного договора (Т.Гоббс, Дж.Локк). Социально-исторические предпосылки идеологии Просвещения. Философские взгляды французских просветителей (Вольтер, Кондильяк, Дидро, Гольбах, Гельвеций). Просветительский «рационализм». Борьба против метафизики. Особенности материализма XVIII века: сенсуализм, механицизм, детерминизм. Понимание материи как субстанции. Материальное единство мира: единство материи и движения, материи и сознания. Понятие «вульгарного материализма». Проблема человека в философии Просвещения. Человек и общество. Теория «разумного эгоизма». Идеализм в понимании истории. Критика религии. Социально-политические взгляды Руссо.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 200; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.217 (0.005 с.)