Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Структура философского знания↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Философия
Специальность – 080504.65 «Государственное и муниципальное управление» Квалификация – менеджер Форма обучения - очная
Санкт-Петербург 2012 г.
Составители: доктор философских наук, профессорКарандашов Владимир Дмитриевич, кандидат философских наук, доцент Харитонова Мария Евгеньевна, кандидат философских наук, доцент Раков Анатолий Максимович
Рабочая программа утверждена на заседаниикафедры философии 07.06.2012г., протокол № 10 Пояснительная записка Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по дисциплине «Философия» для специальности «Государственное и муниципальное управление» Ленинградского государственного университета им. А.С.Пушкина; в программе учтены структура и содержание основных разделов курса. Цель курса: сформировать у студентов систему знаний по основным направлениям философии; дать историческую ретроспективу наиболее значительных философских учений, течений, школ, начиная с глубокой древности и до наших дней; сформировать представление о философии как о специфической форме общественного сознания. Задачи дисциплины состоят в том, чтобы формировать у студентов: а) систему философских знаний о природе, разуме и человеческом обществе, на основе классической философской традиции, проверенной многовековым опытом интеллектуальной культуры человечества; а так же отработать знание философской (в особенности философско-культурологической) терминологии и философских персоналий; б) умения ориентироваться в существующем разнообразии древней и современной философской литературы, оперировать философской терминологией, грамотно излагать содержание всех, предусмотренных тематическим планом данной программы, философских концепций, давать развёрнутые определения основным философским терминам, определять тематическую, мировоззренческую, идейно-теоретическую направленность любого русскоязычного философского текста; в) навыки работы с философской литературой и работы на семинарских занятиях, навыки самостоятельного изложения, ранее изученных, философских концепций, навыки комментирования и интерпретации философских текстов. Место курса среди других учебных дисциплин. Составленный в соответствии с данной рабочей программой курс «Философии» предназначен для студентов факультета экономики, обучающихся по специальности «Менеджмент организации» и изучается в течение второго семестра первого курса. Изучение философии осуществляется в тесной связи с такими дисциплинами как «Культурология», «человек и его потребности», «Концепции современного естествознания». Формы контроля. Изучение курса завершается проведением зачета, в ходе которого выявляется объём и качество усвоения теоретических знаний и умения применять эти знания для решения практических задач. Тематический план изучения дисциплины
Содержание программы учебной дисциплины ГОСТ: Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания. Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира. Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести. Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.
Философия Древнего Востока Специфика общественно-исторической эволюции Востока и особенности философского знания. Философия Древней Индии. Ведическая литература. Учение о круговороте жизни (сансара) и о законе воздаяния (карма). Упанишады: от мифологии к философии. Брахманизм. Джайнизм. Концепция кармы. Буддизм. Четыре "благородные истины" буддизма. Понятие нирваны. Классические философские системы: веданта, миманса, йога, вай-шешика, ньяя, санкхья, чарвака. Материализм чарваков, дуализм санкхьи. Основные особенности древнеиндийской философии. Философия Древнего Китая. Классические книги китайской образованности. Принципы «инь» и «янь». Учение о небе. «Сто школ» - период расцвета китайской философии. Учение Конфуция о человеке, об обществе. Концепция порядка (ли) и человечности (жэнь). Конфуцианская этика. Даосизм. Учение о бытии и небытии. Этический и социальный идеалы даосов. Особенности методологии познания в древнекитайской философии. Учение о символах и числах в китайской классической философии. Нумерология.
Античная философия Культурный переворот в Древней Греции VIII-V вв. до н.э. Проблема возникновения философии: мифогенная и гносеогенная концепции возникновения философии. Космоцентризм античной философии. Космологический, или досократовский период греческой философии (VII-Vвв.до н.э.). Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) о природе. Первые модели космоса. Учение о начале (архэ). Диалектика Гераклита Эфесского. Космос Гераклита. Понятие Логоса. Пифагор и пифагорейцы. Философия числа. Элейская школа – начало философской онтологии. Истинное бытие элеатов. Сущность логического познания. Проблема метода: путь истины и путь мнения. Апории Зенона и современные проблемы диалектики. Натурфилософия V века. Космология Эмпедокла. Учение об Уме (Нус) Анаксагора. Классическая греческая атомистика: поиски новых путей. Атомистическое учение Демокрита. Классическая греческая философия (V-IV вв. до н.э.). Греческое просвещение. Софисты и Сократ - идеологи Просвещения. Человек как предмет философии («Человек есть мера всех вещей» - Протагор). Эмпиризм и релятивизм софистики. Субъективная диалектика. Нравственная философия Сократа. Сократовский диалог. Этический рационализм Сократа: добродетель - это знание. Сократические школы (киники, киренаики, мегарики) в социокультурном контексте эпохи. Философский идеализм Платона. Учение об идеях. Познание как припоминание. Учение о душе. Натурфилософия. Социальная утопия Платона. Энциклопедизм Аристотеля. Классификация наук. Предмет, структура и место философии. Критика теории идей Платона. Учение о первых четырех причинах. Материя и форма, возможность и действительность. Телеологизм Аристотеля. Концепция «первого двигателя», или Бога. Учение о категориях. Этический и социально-политический идеалы Аристотеля. Философия эпохи эллинизма (III в.до н.э. - III в н.э.). Особенности культуры и философии эпохи эллинизма. Этическая направленность философии. Гедонизм эпикуреизма (Эпикур, Тит Лукреций Кар). Философия стоицизма. Пантеизм, учение о Логосе, учение о судьбе (детерминизм) Римский стоицизм: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. Идеал стоического мудреца. Философия скептицизма. Агностицизм скептиков. Образ жизни скептика: здравый смысл и благоразумие. Позднеантичная философия (III -VI вв.). От раннеэллинистического индивидуализма к римскому универсализму (гностицизм, раннее христианство, неоплатонизм). Неоплатонизм как итог развития и синтез достижений античной философии. Концепция Единого у Плотина. Афинский неоплатонизм Прокла.Учение об иерархическом строении бытия. Понятие эманации. Неоплатонизм и христианство.
Средневековая философия Общая характеристика и периодизация средневековой философии. Средневековая философия как синтез христианского откровения и античной философии. Теоцентризм средневековой философии. Креационизм. Проблема соотношения веры и разума. Философия истории в христианской традиции: провиденциализм, эсхатология. Христианская философия периода патристики (II-VIII вв.). Августин - крупнейший философ патристики. Учение о Боге. Учение о человеке («Исповедь»). Промысел Божий и свобода воли. Августин о соотношении веры и разума. Проблема происхождения зла. Философия истории («О граде божьем»). Христианская философия периода схоластики (IX-XIV вв.). Понятие схоластики. Спор об универсалиях. Полемика реализма и номинализма. Фома Аквинский - систематизатор средневековой схоластики. Онтологическое доказательство бытия Божьего. Проблема свободы воли. Место философии: философия и религия.
Философия эпохи Возрождения Основные черты и проблемы философии эпохи Возрождения. Гуманистический антропоцентризм философии Ренессанса. Философия итальянского гуманизма (XIV-XV вв.): Франческо Петрарка, Лоренцо Валла, Пико делла Мирандолла. Концепция гуманизма. Проблема личности и индивидуальности. Противоречивость итальянского гуманизма. Натурфилософия эпохи Возрождения (XV-XVIвв). Пантеизм как специфическая черта натурфилософии Ренессанса (Н. Кузанский, Дж. Бруно). Проблема соотношения бога и мира. Н.Кузанский о боге как единстве противоположностей. Учение о саморазвертывании абсолюта. Мистический пантеизм. Концепция «ученого незнания». Диалектика Н.Кузанского. Натуралистический пантеизм Дж.Бруно. Проблема бесконечности в космологии. Социально-философские идеи выдающихся гуманистов XVI века (Н.Макиавелли, Э.Роттердамский, Т.Мор, М.Монтень). Гуманизм и утопия. Политика и религия, политика и мораль. Религиозные движения XVI-XVII веков и их отношение к философии. Гуманизм и Реформация.
Философия Нового времени Формирование и особенности философского мышления Нового нремени. Основные проблемы философии Нового времени: поиски оснований бытия и проблема метода. Эмпиризм в философии Нового времени. Основатель английского эмпиризма, Ф. Бэкон о задачах философии и науки. Учение о «призраках» (идолах). Роль сомнения в философии. Учение о методе. Опыт как источник знаний и основа метода. «Плодоносные» и «светоносные» опыты, эксперимент. Метод индукции, начало индуктивной логики. Материализм и номинализм Т.Гоббса. Сенсуализм Дж. Локка. Понятие опыта. Первичные и вторичные качества. Критика врожденных идей. Субъективный идеализм Дж.Беркли. Агностицизм Д.Юма. Учение о причинности. Юм о задачах познания. Рационализм в философии Нового времени. Рационалистическая методология Р.Декарта: «Мыслю, следовательно, существую». Принцип сомнения и его функция в познании. Основные правила метода. Метод дедукции. Природа интеллектуальной интуиции. Проблема субстанции в философии Нового времени. Учение Декарта о двух субстанциях (дуализм). Проблема души и тела в философии Декарта. Пантеизм и монизм Б.Спинозы. Учение о субстанции как причине самой себя. Субстанция и атрибуты, субстанция и модусы. Проблема свободы в философии Спинозы. Свобода как осознанная необходимость. Монадология Г.Лейбница (плюрализм). Свойства субстанций-монад. Понятие предустановлснной гармонии. Проблема человека и общества. Теории естественного права и общественного договора (Т.Гоббс, Дж.Локк). Социально-исторические предпосылки идеологии Просвещения. Философские взгляды французских просветителей (Вольтер, Кондильяк, Дидро, Гольбах, Гельвеций). Просветительский «рационализм». Борьба против метафизики. Особенности материализма XVIII века: сенсуализм, механицизм, детерминизм. Понимание материи как субстанции. Материальное единство мира: единство материи и движения, материи и сознания. Понятие «вульгарного материализма». Проблема человека в философии Просвещения. Человек и общество. Теория «разумного эгоизма». Идеализм в понимании истории. Критика религии. Социально-политические взгляды Руссо.
Русская философия Особенности становления национальной философской культуры (IХ-XIII вв.). Особенности усвоения византийского православия на Руси. Языческая и христианская модели мира. Христианизация язычества и оязычивание христианства. Теолог и книжник у истоков русского философствования. «Слово о законе и благодати» Иллариона. Понятие добротворчества. Принцип симфонии светской и духовной власти. Русская средневековая философия (XIV-XVII вв.). Мистика древнерусского нестяжательства. Теология византийского исихазма. Нил Сорский – духовный вождь нестяжателей. Идеология заволжских старцев – традиция духовного подвижничества, «умного делания». Непрерывность традиции исихазма в русской религиозной философии: от Нила Сорского к Серафиму Саровскому и подвижникам Оптиной пустыни. Иосиф Волоцкий как идеолог московской централизации. Иосифлянская традиция как идеология православной государственности. Иосифлянство и нестяжательство: столкновение «двух правд». Русское мессианское сознание. Идеал Святой Руси. Историософия Филофея: «Москва – третий Рим». Философские движения в России XVIII века. Русское вольтерианство. Нигилизм и радикализм как тенденции вольтерианства. Формирование русской национальной идеологии. Вместо «Святой Руси» – «Великая Россия». «Ученая дружина»: Ф.Прокопович, В.Татищев и др. Философия естественного права и концепция просвященного абсолютизма. Профессионализация философии: философия в университетах и Академиях. Формирование и развитие русской материалистической традиции. (М.Ломоносов). Дуализм духовного и плотского, проблема целостности мира (Г.Сковорода). Философская мысль XIX века. Пробуждение русского национального самосознания и место философии в этом процессе. Философский дух как «дух времени». Философия как секулярная замена церковного мировоззрения. Философия как поиск правды – правды как истины и правды как социальной справедливости (Н.Михайловский). Шеллингианство на русской почве (Д.Велланский. М.Павлов). «Общество любомудров»: В.Одоевский, Д.Веневитинов, И.Киреевский и др. Антропология В. Одоевского. Историософские взгляды: критика западной культуры как критика западного рационализма. Историософия П.Чаадаева: провиденциализм. Двойственность позициии Чаадаева как катализатор поляризации настроений: западничество и славянофильство. Славянофильство. Поиски «русского воззрения». Творчество «старших славянофилов»: И.Киреевский, А.Хомяков, К.Аксаков и др. Идея православной культуры как истинной культуры. Принцип соборности как метафизический принцип бытия (А.Хомяков). Критика бездуховности Запада: рационализм, индивидуализм, космополитизм, атеизм. Особенности политологии русского традиционализма. Теория культурно-истрических типов Н.Данилевского как завершение классического славянофильства (синтез религиозного провиденциализма и натурализма позитивизма). Национальный фактор как движущая сила истории. Западничество. Западничество и славянофильство как единый феномен русской культуры. Русское гегельянство: Н.Станкевич, В.Белинский, Г.Грановский, М.Бакунин. Европеизм: рационализм, просветительство, романтический идеализм. Классическое западничество 40-50-ых годов. Творчество А.Герцена. Единство философии и естествознания. Диалектика. Герцен о «русском социализме»: синтез свободной личности и русской общины. Революционный демократизм, или разночинство. Идейный путь В.Белинского. Революция и социализм. Русский нигилизм: Н.Добролюбов, Д.Писарев. Революционный демократизм и социализм Н.Чернышевского. Антропологический материализм, обоснование материалистического единства мира и человека. Партийность и гражданственность философии. Социализм и политика. Народничество. Специфика народнического радикализма. Три основных направления: пропагандистское (П.Лавров), анархистское (М.Бакунин), заговорческое (П.Ткачев). Особенности русского анархизма: от Бакунина до Кропоткина (анархокоммунизм). От народничества к марксизму. Причины распространения марксизма в России. Специфика ортодоксального марксизма. Деятельность и творчество Г.Плеханова. Социально-политическая философия русского марксизма. Философия русского космизма. Естественнонаучное (В.Вернадский, К.Циолковский и др.) и религиозно-философское (Н.Федоров, П.Флоренский и др.) направления: от антропоцентризма к космоантропоцентризму и гуманизму.
Бытие как предмет онтологии Открытие «бытия»: бытие, небытие, становление. Проблема бытия в истории философии. Онтологическое (метафизическое) и физическое понимание бытия. Многомерность бытия: природные, социальные и духовные формы. Проблема сущности и существования. Понятие субстанции в философии. Монизм, дуализм, плюрализм. Принцип тождества бытия и мышления. Существование, реальность, действительность. Реальность объективная и субъективная. Структура реальности: вещи, свойства, отношения. Содержание и соотношение философских категорий: изменение, движение, развитие Устойчивость и изменчивость вещей. Непрерывность и прерывность изменений. Категория движение. Основные концепции движения: циклическая, линейная, дивергентная, конвергентная. Марксизм о движении как способе существования материи. Формы движения материи (механическая, физическая, химическая, биологическая и социальная). Проблема источника движения. Самодвижение и движение как результат внешнего воздействия. Движение и развитие. Диалектика как учение о развитии. Диалектика и метафизика. Диалектика объективная и субъективная, материалистическая и идеалистическая. Противоречивость бытия и познания. Законы диалектики. Закон единства и борьбы противоположностей. Закон перехода количественных изменений в качественные. Категория меры. Закон отрицания отрицания. Понятие развития. Развитие как особый тип изменений. Проблема критерия развития. Направленность процессов развития. Прогресс и регресс. Эволюция, революция, коэволюция. Принцип историзма. Мир как целое. Отражение универсальных связей бытия в категориях диалектики. Единичное, особенное, общее (всеобщее). Категории причины и следствия. Причина и цель. Необходимость, вероятность, целесообразность. Причинность и закономерность. Закон как выражение необходимости. Понятие закона природы и его основные трактовки. Принцип детерминизма. Детерминизм и проблема свободы.
Планы практических занятий Тема 1. 1. Понятие мировоззрения. Проблема смысла и ценности человеческого бытия - стержень мировоззрения. От многообразия ценностей к многообразию мировоззрений. 2. Типы мировоззрений. Культурно-исторический характер типов мировоззрений. 3. Философия как рационально-теоретическая система мировоззренческих идей и проблем, возникающих и преобразующихся в процессе исторической рефлексии над предельными основаниями исторической (материальной и духовной) практики человечества. 4. «Вечный» характер философских проблем. В чем своеобразие проблем философии? 5. Философское мировоззрение в ряду других мировоззрений. Тема 2. 1. Диалектика Гераклита Эфесского. Космос Гераклита. Понятие Логоса. 2. Элейская школа – начало философской онтологии. 3. Истинное бытие элеатов. 4. Нравственная философия Сократа. Сократовский диалог. 5. Этический рационализм Сократа 6. Философский идеализм Платона. Учение об идеях. Учение о душе. 7. Критика теории идей Платона. Материя и форма, возможность и действительность. Телеологизм Аристотеля. Учение о категориях. 8. Основные черты средневекового мировоззрения: монотеизм (Бог един и единственен), креационизм (мир сотворен Богом актом Его свободной воли), антропоцентризм (человек – творение Бога по Его образу и подобию, что возвышает человека над всем миром), провиденциализм (Бог – высшая личность, воля, которая правит миром и человеком). 9. Символический характер средневековой культуры (в каждой вещи – замысел Творца). 10. Гуманистическое понимание человека и его роли в мире. 11. Основные черты ренессансного гуманизма: самоценность земного бытия, человек – высшая ценность; мир – поле деятельности человека, его активного воздействия на природу; гармоническое единство материального и духовного, могущество разума и его автономность во взаимоотношениях с верой; отождествление этического и эстетического (Красота есть высшее Добро, Добро – высшая Красота). 12. Рационализация теологии (Николай Кузанский, Дж. Бруно). 13. Философское значение гелиоцентризма (Николай Коперник). 14. Проблема метода как гарантированного пути к истине. Наука - воплощение и образец рационального мышления. Универсализм научной картины мира. 15. Спор рационализма с эмпиризмом (Р.Декарт, Г. Лейбниц, Т. Гоббс, Дж. Локк) – внутренняя проблема рационалистического мировоззрения. 16. И. Кант: Что я могу знать, что я должен делать, на что я могу надеяться? 17. Г. В. Ф. Гегель: мышление и бытие – одно и то же: «все действительное разумно, все разумное действительно». 18. Споры о сущности человека (Л. Фейербаха, К. Маркс). 19. Кризис рационалистического мировоззрения, его причины. Иррационалистические версии «сущности человека» (А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф.Ницше). 20. Поиск нравственной основы мировоззрения в русской философии XIX-XX вв. (В.С.Соловьев, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, Н. А. Бердяев, С. Л. Франк). 21. Позитивизм XIX-ХХ века. 22. Прагматизм: успех как критерий разумности в любой сфере человеческой деятельности. 23. Феноменология: философия как исследование структуры «чистого сознания», от которой зависит все содержание знания и мировоззрения. 24. «Философия жизни»: человек не делится без остатка на разум; жизнь есть непрерывный процесс творческой эволюции (А. Бергсон). 25. Экзистенциализм: существование человека предшествует его сущности (К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, М. Хайдеггер). Тема 3. 1. Проблема бытия. Что значит «быть»? Мир как всеобъемлющая целостность. Единство и различие в мире. 2. Материализм и идеализм – оппозиция мировоззрений. Основные характеристики материалистического и идеалистического мировоззрений. 3. Категории (пространство, время, причинность, форма, содержание, закономерность, случайность, качество, количество, мера и др.) – предельные понятия, структурирующие философскую картину мира. 4. Человек в попытках вырваться за горизонт материального бытия. Мифологические и религиозные картины мира. Тема 4. 1.Различные подходы к определению человека: человек как особенная часть животного мира; человек как существо, выделившееся из животного мира и в определенной мере противостоящее ему; человек как «человечество», человек как индивид, как личность. 2.Преобразование природной и социальной среды – фактор формирования человека как духовного и творческого существа. 3.Социальность как условие формирования человека. Общество – исторически обусловленная форма совместной жизнедеятельности. Человек как индивид и человек как элемент общества. 4.Макро- и микросоциум (общество и сообщество). Типы и системы общественных устройств. 5.Человек и власть: политические, экономические и психологические аспекты этого отношения. Типы властных отношений. Государство и личность. 6.Понимание культуры как горизонта ценностей, на которые ориентирована жизнедеятельность человека. Компоненты культуры. Типологии культур. 7.Взаимосвязь культуры и цивилизации: гармония или конфликт? 8.Понятие исторического времени. Взаимосвязь между представлениями об историческом процессе и характером мировоззрения.
Тема 5. 1.Важнейшие компоненты общественной жизни - экономическая, гражданская, политическая, духовная. 2.Многообразие социальных ролей и функций человека. Проблема отчуждения: человеческая природа в тисках социальных функций. 3.Проблема «прав человека». Общественное развитие как изменение степеней свободы человека. 4.Понятие правового государства. Историческая обусловленность этого понятия.
Тема 6. 1. Человек в поисках универсальных смыслов собственного бытия. 2. Человек перед лицом жизни и смерти. Страх перед абсурдом бытия. Преодоление абсурда: утопия или реальность? 3. Человек в мире ценностей. Ценности и идеалы как жизненные ориентиры. Иерархия ценностей, ее мировоззренческие основания. 4. Проблема свободы. Свобода «негативная» (освобождение от внешних принуждений) и свобода «позитивная» (возможность и способность выбора).
Тема 7. 1. Понятие эстетического. Красота и прекрасное как предмет эстетики. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. 2. Эволюция эстетических воззрений в истории мысли от античности до постмодернизма. 3. Красота как форма истины и добра. Проблема художественного идеала. 4. Значение категории вкуса для развития искусства и эстетики.
Тема 8. 1.Историческая эволюция понятий субъекта и объекта познания. 2.Деятельностная концепция субъекта. Субъект – носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или группа), источник активности, направленной на объект. 3.Истина как категория философии и культуры, характеризующая идеал знания и способ его достижения (обоснования). Истина как характеристика знания и как ценность культуры. Связь проблемы истины с вопросом о познаваемости мира. 4.Классическая концепция истины (Аристотель): истина - соответствие знания вещам. Проблема «соответствия» в «корреспондентной» концепции истины. 5.Проблема критерия истины: как проверяется соответствие знания действительному положению вещей? 6.Прагматическая концепция: истина как полезность. 7.Рациональный дискурс, его предпосылки и структура. Познание в культурном контексте. Традиция и творчество. Интуиция, воображение, фантазия в процессах познания. Проблема понимания. «Герменевтический круг». Понимание как усвоение смысла.
Вопросы для самоконтроля 1. Каковы причины возникновения философии? 2. Почему современная философия постоянно возвращается к вопросам, поставленным древними философами? 3. Человек – главная проблема философии. Возможно ли «окончательное» разрешение этой проблемы? Попытайтесь обосновать свой ответ. 4. «Что значит знать, вот, друг мой, в чем вопрос». Попробуйте ответить на этот вопрос Фауста. 5. Б. Рассел назвал философию «ничейной землей между теологией и наукой», открытой для «атак с обеих сторон». Какие представления о природе философского знания лежат в основе этого сравнения? 6. Б. Рассел: философия способна “учить тому, как жить без уверенности и в то же время не быть парализованным нерешительностью”. Как можно было бы определить такую функцию философии? 7. Философы-экзистенциалисты говорят, что «существование человека предшествует его сущности». Означает ли это, что сущность человека может быть выведена из условий его существования? 8. К. Маркс: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его». Как соотносятся между собой эти функции философии? 9. Почему математика была образцом рационального знания для философов-рационалистов XVII- XVIII веков? 10. «Гипотез не измышляю», - писал И. Ньютон, будучи в то же время создателем фундаментальных физических гипотез. Не противоречил ли великий физик самому себе? 11. Почему Ф. Шеллинг считал, что именно натурфилософия должна указывать перспективы метода эмпирической науке? 12. В чем состояла материалистическая интерпретация диалектики Гегеля Марксом и Энгельсом? 13. «Критический рационализм» провозглашает универсальность критицизма в сфере рационального знания. Само это требование также является рациональным. Следовательно, оно может и должно быть подвергнуто критике. Как избежать логического круга в этом рассуждении? 14. Кризис рационализма – тупик или новая перспектива культуры? 15. И. Ньютон говорил: “Физика, бойся метафизики!”. Почему развитие науки вступает в конфликт с догматической метафизикой? 16. К. Поппер считал, что к проблеме «демаркации» между наукой и метафизикой сводятся все проблемы теории познания. Попробуйте обосновать это положение или подвергнуть его критике. 17. В каком смысле «критическая философия» Канта, разрушившая догматическую метафизику, сама является метафизикой? 18. Метафизика всегда возрождалась после ее очередного разрушения. В чем причина ее «бессмертия»? 19. Категории времени в философии Аристотеля и в философии Канта: сравните их мировоззренческий и методологический смыслы. 20. Философские и общенаучные категории: сравните их по степени общности. 21. Категория «свободы»: характеризует она субъективное состояние человека или имеет онтологический смысл? 22. Объясните методологическую роль философских категорий по отношению к фундаментальной науке (на материале физики, биологии, социологии или др. наук). 23. Одни философы говорят о «развитии» человеческого знания, другие предпочитают говорить о его «росте». В чем различие этих взглядов? 24. Применима ли категория «развитие» к «миру в целом»? 25. Человек своей деятельностью участвует во многих значимых процессах на Земле. Означает ли это, что человеческая деятельность является фактором развития этих процессов? 26. Развитие и прогресс. Сравните эти понятия. Возможно ли «регрессивное развитие»? 27. История и детерминизм. Как связаны эти понятия? 28. Сравните понятия «трансцендентальный субъект» и «сущность человека». 29. К. Ясперс сказал, что «человек не делится на разум без остатка». С какой философской позицией спорит немецкий экзистенциалист? 30. Сравните понятия «объективность знания» и «интерсубъективность знания». В чем мировоззренческое и методологическое различие этих понятий? 31. Наука оперирует «идеальными объектами», которые не имеют реальных «референтов» (идеальный газ, материальная точка и т.п.). Не подрывает ли это претензий науки на объективное знание? 32. Ж. Бодрийар говорит о том, что современный человек «симулирует» свою подлинность, поскольку никакой подлинности у человека нет. В чем же смысл такой «симуляции»? 33. Классическая теория истины (Аристотель) утверждает, что истина знания состоит в его соответствии с реальностью. Что означает это «соответствие» и как оно может быть установлено? 34. Р. Декарт был уверен, что «ясность» и «очевидность» являются несомненными признаками истины. Какую мировоззренческую позицию выражает такая уверенность? 35. Согласно К. Попперу, ученый в своих исследованиях стремится к истине, но с достоверностью обнаруживает только свои заблуждения. Что же побуждает ученого стремиться к недостижимому? 36. Прагматизм утверждает, что понятие «истины» методологически бессодержательно и должно быть замещено понятием «полезности». К каким мировоззренческим и методологическим следствиям приводит такое замещение? 37. Рациональность некоторой системы знаний можно определить, применив к ней определенные критерии рациональности (например, правила логики). А как определить рациональность самих этих критериев? 38. Возможна ли рациональная критика того, что само по себе не является рациональным (например, шизофренического бреда)? 39. Можно ли считать рациональным такое действие, которое способствует достижению нерациональной цели? 40. Как отличить рациональность мифа от рациональности науки? 41. Является ли решение «головоломок» творческим процессом? 42. Рациональность и интуиция. Совместимы ли эти понятия? 43. Чтобы понять тексты, принадлежащие прошедшей эпохе, необходимо понимать эту эпоху, которую нельзя понять, не понимая ее тексты. Как разорвать этот «герменевтический круг»? Литература Основная 1. Нижников, Сергей Анатольевич. История философии [Текст]: учебник: [для вузов по направлению "Философия"] / С. А. Нижников. - М.: Инфра-М, 2012. 2. Спиркин, Александр Георгиевич. Философия [Текст]: учебник для студ. вузов, аспирантов / А. Г. Спиркин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011. 3. Философия [Текст]: учебник для студ. нефилософ. спец. / А. В. Аполлонов [и др.]; ред. А. Ф. Зотов. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект: Издательство Московского университета, 2011 4. Подольская, Елизавета Ананьевна. Философия [Текст]: кредит.-модул. курс: [учеб. для студ., аспир.] / Е. А. Подольская. - М.: Дашков и К°; Ростов н/Д: Наука-Спектр, 2010. 5. Основы философии [Текст]: учебник для бакалавров и спец. / под общ. ред. А. Н. Ерыгина. - 3-е изд. - Ростов н/Д: Академцентр; М.: Дашков и К°, 2010. Дополнительная Учебная: 1. Философия: учебник для высших и средних учеб. заведений, обуч. по пед. спец. / В. Н. Скворцов, Г.В.Стельмашук, В.И.Стрельченко и др.; под общ. и науч. ред. Г.В. Стельмашука; ЛГУ имени А.С. Пушкина. – СПб.: Химиздат, 2004. 3. История философии: учебник / С.М.Мареев, Е.В.Мареева. – М.: Академический Проект, 2003. 4. История философии: учебник / Ч.С.Кирвель, А.А.Бородич, У.Д.Розенфельд и др. – Мн.: Новое знание, 2001. 5. Общий курс философии: учебник для студентов и аспирантов нефилософских специальностей / С.Э.Крапивенский. – Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 1998. 6. Философия: учебник для вузов / В.Ф.Титов, И.Н.Смирнов. – М.: Высш. шк., 2003. 7. Философия: учебник / П.В.Алексеев, А.В.Панин; Философский ф-т МГУ имени М.В.Ломоносова. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2005. 8. Философия: учебник / Под ред. В.Н.Лавриненко. – М.: Юристъ, 2007. 9. Философия:
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 244; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.76.174 (0.013 с.) |