Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 8. Познание. Истина. Виды и формы знания↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Содержание книги Поиск на нашем сайте
Что такое истина? Зависимость ответов на этот вопрос от характера мировоззрения: истина как откровение, истина как соответствие знания и реальности, истина как условие успешной деятельности, истина как характеристика логически последовательного рассуждения. Истина как регулятивный идеал познания. Зачем человеку истина? Обладание истиной - важнейшее преимущество или непосильное бремя? Истина как процесс и истина как результат познания. Конкретность истины. Познание, его возможности и границы. Знание и мнение. Вера как необходимое условие познания. Сомнение, его функция в познании. Возможно ли окончательное, неопровержимое и абсолютно полное знание? Соотношение абсолютного и относительного в знании. Историческая обусловленность всякого наличного уровня знаний. Пути к истине. Чувственное познание, отвлеченное мышление, интуиция, воображение. Язык – медиатор знания. Познание как знаковая деятельность. Проблема оснований и предпосылок знания. Фундаментализм и антифундаментализм – различные подходы к проблеме обоснованности знания. Проблема критериев истинного знания. Виды и формы знаний. Знания-умения, знания-навыки, знания-правила. «Неявное» (молчащее) знание. Научное знание, его генезис и основные характеристики. Что такое «научная истина»? Эмпирическое и теоретическое в научном познании. Критерии научности, их относительность. Понятие научного метода, историческая эволюция этого понятия. Структура и динамика научных теорий. Как развивается наука – путем постепенного накопления знаний или революционно, через скачкообразную смену способов объяснения и понимания явлений? Что такое рациональность как характеристика человеческих действий и знаний? Понятие научной рациональности. Границы научной рациональности. Наука и ценности. Должно ли научное знание быть свободным от человеческих ценностей? Соотношение научного и технического знания. Культура на пороге информационной эпохи. Радикальное изменение роли информации в жизни человечества.
Планы практических занятий Тема 1. 1. Понятие мировоззрения. Проблема смысла и ценности человеческого бытия - стержень мировоззрения. От многообразия ценностей к многообразию мировоззрений. 2. Типы мировоззрений. Культурно-исторический характер типов мировоззрений. 3. Философия как рационально-теоретическая система мировоззренческих идей и проблем, возникающих и преобразующихся в процессе исторической рефлексии над предельными основаниями исторической (материальной и духовной) практики человечества. 4. «Вечный» характер философских проблем. В чем своеобразие проблем философии? 5. Философское мировоззрение в ряду других мировоззрений. Тема 2. 1. Диалектика Гераклита Эфесского. Космос Гераклита. Понятие Логоса. 2. Элейская школа – начало философской онтологии. 3. Истинное бытие элеатов. 4. Нравственная философия Сократа. Сократовский диалог. 5. Этический рационализм Сократа 6. Философский идеализм Платона. Учение об идеях. Учение о душе. 7. Критика теории идей Платона. Материя и форма, возможность и действительность. Телеологизм Аристотеля. Учение о категориях. 8. Основные черты средневекового мировоззрения: монотеизм (Бог един и единственен), креационизм (мир сотворен Богом актом Его свободной воли), антропоцентризм (человек – творение Бога по Его образу и подобию, что возвышает человека над всем миром), провиденциализм (Бог – высшая личность, воля, которая правит миром и человеком). 9. Символический характер средневековой культуры (в каждой вещи – замысел Творца). 10. Гуманистическое понимание человека и его роли в мире. 11. Основные черты ренессансного гуманизма: самоценность земного бытия, человек – высшая ценность; мир – поле деятельности человека, его активного воздействия на природу; гармоническое единство материального и духовного, могущество разума и его автономность во взаимоотношениях с верой; отождествление этического и эстетического (Красота есть высшее Добро, Добро – высшая Красота). 12. Рационализация теологии (Николай Кузанский, Дж. Бруно). 13. Философское значение гелиоцентризма (Николай Коперник). 14. Проблема метода как гарантированного пути к истине. Наука - воплощение и образец рационального мышления. Универсализм научной картины мира. 15. Спор рационализма с эмпиризмом (Р.Декарт, Г. Лейбниц, Т. Гоббс, Дж. Локк) – внутренняя проблема рационалистического мировоззрения. 16. И. Кант: Что я могу знать, что я должен делать, на что я могу надеяться? 17. Г. В. Ф. Гегель: мышление и бытие – одно и то же: «все действительное разумно, все разумное действительно». 18. Споры о сущности человека (Л. Фейербаха, К. Маркс). 19. Кризис рационалистического мировоззрения, его причины. Иррационалистические версии «сущности человека» (А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф.Ницше). 20. Поиск нравственной основы мировоззрения в русской философии XIX-XX вв. (В.С.Соловьев, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, Н. А. Бердяев, С. Л. Франк). 21. Позитивизм XIX-ХХ века. 22. Прагматизм: успех как критерий разумности в любой сфере человеческой деятельности. 23. Феноменология: философия как исследование структуры «чистого сознания», от которой зависит все содержание знания и мировоззрения. 24. «Философия жизни»: человек не делится без остатка на разум; жизнь есть непрерывный процесс творческой эволюции (А. Бергсон). 25. Экзистенциализм: существование человека предшествует его сущности (К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, М. Хайдеггер). Тема 3. 1. Проблема бытия. Что значит «быть»? Мир как всеобъемлющая целостность. Единство и различие в мире. 2. Материализм и идеализм – оппозиция мировоззрений. Основные характеристики материалистического и идеалистического мировоззрений. 3. Категории (пространство, время, причинность, форма, содержание, закономерность, случайность, качество, количество, мера и др.) – предельные понятия, структурирующие философскую картину мира. 4. Человек в попытках вырваться за горизонт материального бытия. Мифологические и религиозные картины мира. Тема 4. 1.Различные подходы к определению человека: человек как особенная часть животного мира; человек как существо, выделившееся из животного мира и в определенной мере противостоящее ему; человек как «человечество», человек как индивид, как личность. 2.Преобразование природной и социальной среды – фактор формирования человека как духовного и творческого существа. 3.Социальность как условие формирования человека. Общество – исторически обусловленная форма совместной жизнедеятельности. Человек как индивид и человек как элемент общества. 4.Макро- и микросоциум (общество и сообщество). Типы и системы общественных устройств. 5.Человек и власть: политические, экономические и психологические аспекты этого отношения. Типы властных отношений. Государство и личность. 6.Понимание культуры как горизонта ценностей, на которые ориентирована жизнедеятельность человека. Компоненты культуры. Типологии культур. 7.Взаимосвязь культуры и цивилизации: гармония или конфликт? 8.Понятие исторического времени. Взаимосвязь между представлениями об историческом процессе и характером мировоззрения.
Тема 5. 1.Важнейшие компоненты общественной жизни - экономическая, гражданская, политическая, духовная. 2.Многообразие социальных ролей и функций человека. Проблема отчуждения: человеческая природа в тисках социальных функций. 3.Проблема «прав человека». Общественное развитие как изменение степеней свободы человека. 4.Понятие правового государства. Историческая обусловленность этого понятия.
Тема 6. 1. Человек в поисках универсальных смыслов собственного бытия. 2. Человек перед лицом жизни и смерти. Страх перед абсурдом бытия. Преодоление абсурда: утопия или реальность? 3. Человек в мире ценностей. Ценности и идеалы как жизненные ориентиры. Иерархия ценностей, ее мировоззренческие основания. 4. Проблема свободы. Свобода «негативная» (освобождение от внешних принуждений) и свобода «позитивная» (возможность и способность выбора).
Тема 7. 1. Понятие эстетического. Красота и прекрасное как предмет эстетики. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. 2. Эволюция эстетических воззрений в истории мысли от античности до постмодернизма. 3. Красота как форма истины и добра. Проблема художественного идеала. 4. Значение категории вкуса для развития искусства и эстетики.
Тема 8. 1.Историческая эволюция понятий субъекта и объекта познания. 2.Деятельностная концепция субъекта. Субъект – носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или группа), источник активности, направленной на объект. 3.Истина как категория философии и культуры, характеризующая идеал знания и способ его достижения (обоснования). Истина как характеристика знания и как ценность культуры. Связь проблемы истины с вопросом о познаваемости мира. 4.Классическая концепция истины (Аристотель): истина - соответствие знания вещам. Проблема «соответствия» в «корреспондентной» концепции истины. 5.Проблема критерия истины: как проверяется соответствие знания действительному положению вещей? 6.Прагматическая концепция: истина как полезность. 7.Рациональный дискурс, его предпосылки и структура. Познание в культурном контексте. Традиция и творчество. Интуиция, воображение, фантазия в процессах познания. Проблема понимания. «Герменевтический круг». Понимание как усвоение смысла.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 305; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.124.52 (0.008 с.) |