Тема 8. Познание. Истина. Виды и формы знания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 8. Познание. Истина. Виды и формы знания



Что такое истина? Зависимость ответов на этот вопрос от характера мировоззрения: истина как откровение, истина как соответствие знания и реальности, истина как условие успешной деятельности, истина как характеристика логически последовательного рассуждения. Истина как регулятивный идеал познания.

Зачем человеку истина? Обладание истиной - важнейшее преимущество или непосильное бремя? Истина как процесс и истина как результат познания. Конкретность истины.

Познание, его возможности и границы. Знание и мнение. Вера как необходимое условие познания. Сомнение, его функция в познании.

Возможно ли окончательное, неопровержимое и абсолютно полное знание? Соотношение абсолютного и относительного в знании. Историческая обусловленность всякого наличного уровня знаний.

Пути к истине. Чувственное познание, отвлеченное мышление, интуиция, воображение. Язык – медиатор знания. Познание как знаковая деятельность.

Проблема оснований и предпосылок знания. Фундаментализм и антифундаментализм – различные подходы к проблеме обоснованности знания. Проблема критериев истинного знания.

Виды и формы знаний. Знания-умения, знания-навыки, знания-правила. «Неявное» (молчащее) знание. Научное знание, его генезис и основные характеристики. Что такое «научная истина»? Эмпирическое и теоретическое в научном познании. Критерии научности, их относительность. Понятие научного метода, историческая эволюция этого понятия.

Структура и динамика научных теорий. Как развивается наука – путем постепенного накопления знаний или революционно, через скачкообразную смену способов объяснения и понимания явлений? Что такое рациональность как характеристика человеческих действий и знаний? Понятие научной рациональности. Границы научной рациональности.

Наука и ценности. Должно ли научное знание быть свободным от человеческих ценностей? Соотношение научного и технического знания. Культура на пороге информационной эпохи. Радикальное изменение роли информации в жизни человечества.

 

Планы практических занятий

Тема 1.

1. Понятие мировоззрения. Проблема смысла и ценности человеческого бытия - стержень мировоззрения. От многообразия ценностей к многообразию мировоззрений.

2. Типы мировоззрений. Культурно-исторический характер типов мировоззрений.

3. Философия как рационально-теоретическая система мировоззренческих идей и проблем, возникающих и преобразующихся в процессе исторической рефлексии над предельными основаниями исторической (материальной и духовной) практики человечества.

4. «Вечный» характер философских проблем. В чем своеобразие проблем философии?

5. Философское мировоззрение в ряду других мировоззрений.

Тема 2.

1. Диалектика Гераклита Эфесского. Космос Гераклита. Понятие Логоса.

2. Элейская школа – начало философской онтологии.

3. Истинное бытие элеатов.

4. Нравственная философия Сократа. Сократовский диалог.

5. Этический рационализм Сократа

6. Философский идеализм Платона. Учение об идеях. Учение о душе.

7. Критика теории идей Платона. Материя и форма, возможность и действительность. Телеологизм Аристотеля. Учение о категориях.

8. Основные черты средневекового мировоззрения: монотеизм (Бог един и единственен), креационизм (мир сотворен Богом актом Его свободной воли), антропоцентризм (человек – творение Бога по Его образу и подобию, что возвышает человека над всем миром), провиденциализм (Бог – высшая личность, воля, которая правит миром и человеком).

9. Символический характер средневековой культуры (в каждой вещи – замысел Творца).

10. Гуманистическое понимание человека и его роли в мире.

11. Основные черты ренессансного гуманизма: самоценность земного бытия, человек – высшая ценность; мир – поле деятельности человека, его активного воздействия на природу; гармоническое единство материального и духовного, могущество разума и его автономность во взаимоотношениях с верой; отождествление этического и эстетического (Красота есть высшее Добро, Добро – высшая Красота).

12. Рационализация теологии (Николай Кузанский, Дж. Бруно).

13. Философское значение гелиоцентризма (Николай Коперник).

14. Проблема метода как гарантированного пути к истине. Наука - воплощение и образец рационального мышления. Универсализм научной картины мира.

15. Спор рационализма с эмпиризмом (Р.Декарт, Г. Лейбниц, Т. Гоббс, Дж. Локк) – внутренняя проблема рационалистического мировоззрения.

16. И. Кант: Что я могу знать, что я должен делать, на что я могу надеяться?

17. Г. В. Ф. Гегель: мышление и бытие – одно и то же: «все действительное разумно, все разумное действительно».

18. Споры о сущности человека (Л. Фейербаха, К. Маркс).

19. Кризис рационалистического мировоззрения, его причины. Иррационалистические версии «сущности человека» (А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф.Ницше).

20. Поиск нравственной основы мировоззрения в русской философии XIX-XX вв. (В.С.Соловьев, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, Н. А. Бердяев, С. Л. Франк).

21. Позитивизм XIX-ХХ века.

22. Прагматизм: успех как критерий разумности в любой сфере человеческой деятельности.

23. Феноменология: философия как исследование структуры «чистого сознания», от которой зависит все содержание знания и мировоззрения.

24. «Философия жизни»: человек не делится без остатка на разум; жизнь есть непрерывный процесс творческой эволюции (А. Бергсон).

25. Экзистенциализм: существование человека предшествует его сущности (К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, М. Хайдеггер).

Тема 3.

1. Проблема бытия. Что значит «быть»? Мир как всеобъемлющая целостность. Единство и различие в мире.

2. Материализм и идеализм – оппозиция мировоззрений. Основные характеристики материалистического и идеалистического мировоззрений.

3. Категории (пространство, время, причинность, форма, содержание, закономерность, случайность, качество, количество, мера и др.) – предельные понятия, структурирующие философскую картину мира.

4. Человек в попытках вырваться за горизонт материального бытия. Мифологические и религиозные картины мира.

Тема 4.

1.Различные подходы к определению человека: человек как особенная часть животного мира; человек как существо, выделившееся из животного мира и в определенной мере противостоящее ему; человек как «человечество», человек как индивид, как личность.

2.Преобразование природной и социальной среды – фактор формирования человека как духовного и творческого существа.

3.Социальность как условие формирования человека. Общество – исторически обусловленная форма совместной жизнедеятельности. Человек как индивид и человек как элемент общества.

4.Макро- и микросоциум (общество и сообщество). Типы и системы общественных устройств.

5.Человек и власть: политические, экономические и психологические аспекты этого отношения. Типы властных отношений. Государство и личность.

6.Понимание культуры как горизонта ценностей, на которые ориентирована жизнедеятельность человека. Компоненты культуры. Типологии культур.

7.Взаимосвязь культуры и цивилизации: гармония или конфликт?

8.Понятие исторического времени. Взаимосвязь между представлениями об историческом процессе и характером мировоззрения.

 

Тема 5.

1.Важнейшие компоненты общественной жизни - экономическая, гражданская, политическая, духовная.

2.Многообразие социальных ролей и функций человека. Проблема отчуждения: человеческая природа в тисках социальных функций.

3.Проблема «прав человека». Общественное развитие как изменение степеней свободы человека.

4.Понятие правового государства. Историческая обусловленность этого понятия.

 

 

Тема 6.

1. Человек в поисках универсальных смыслов собственного бытия.

2. Человек перед лицом жизни и смерти. Страх перед абсурдом бытия. Преодоление абсурда: утопия или реальность?

3. Человек в мире ценностей. Ценности и идеалы как жизненные ориентиры. Иерархия ценностей, ее мировоззренческие основания.

4. Проблема свободы. Свобода «негативная» (освобождение от внешних принуждений) и свобода «позитивная» (возможность и способность выбора).

 

Тема 7.

1. Понятие эстетического. Красота и прекрасное как предмет эстетики. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни.

2. Эволюция эстетических воззрений в истории мысли от античности до постмодернизма.

3. Красота как форма истины и добра. Проблема художественного идеала.

4. Значение категории вкуса для развития искусства и эстетики.

 

Тема 8.

1.Историческая эволюция понятий субъекта и объекта познания.

2.Деятельностная концепция субъекта. Субъект – носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или группа), источник активности, направленной на объект.

3.Истина как категория философии и культуры, характеризующая идеал знания и способ его достижения (обоснования). Истина как характеристика знания и как ценность культуры. Связь проблемы истины с вопросом о познаваемости мира.

4.Классическая концепция истины (Аристотель): истина - соответствие знания вещам. Проблема «соответствия» в «корреспондентной» концепции истины.

5.Проблема критерия истины: как проверяется соответствие знания действительному положению вещей?

6.Прагматическая концепция: истина как полезность.

7.Рациональный дискурс, его предпосылки и структура. Познание в культурном контексте. Традиция и творчество. Интуиция, воображение, фантазия в процессах познания. Проблема понимания. «Герменевтический круг». Понимание как усвоение смысла.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.249.42 (0.036 с.)