Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема № 4: Средневековая философия

Поиск

и философия эпохи Возрождения (4)

 

1. Теоцентризм средневековой философии. Патристика: учение Августина Блаженного о Боге, о соотношении добра и зла, веры и разума.

2. Схоластика. Полемика реализма и номинализма. Метафизика Фомы Аквинского. Человек и общество в философии Фомы Аквинского.

3. Средневековая философия в арабо-мусульманских странах (Аль-Кинди, Аль-Фараби, Ибн-Сина, Ибн-Рушд).

4. Гуманистический и антропологический характер культуры Возрождения. Гуманизм Лоренцо Валы и Дж. Пико дела Мирандолы. Социально-философские идеи гуманистов XVI века (Н. Макиавелли, Э. Роттердамский, М. Монтень, Т. Кампанелла).

5. Пантеистическая философия и диалектика Н. Кузанского. Натурфилософия и пантеизм Дж. Бруно: учение о бесконечности вселенной и множественности миров.

6. Естественнонаучная мысль эпохи Возрождения и ее связь с философией (Л. да Винчи, Н. Коперник, Везалий).

 

Задания к семинару

 

1. Дайте определения следующим понятиям: гелиоцентризм, гуманизм, догмат, исихазм, креационизм, натурфилософия, номинализм, пантеизм, патристика, провиденциализм, Ренессанс, Реформация, сакральный, сотериология, супранатурализм, схоластика, телеология, теодицея, теология, теоцентризм, утопизм, эсхатология.

2. Укажите наиболее характерные черты философии средневековья и объясните в чем их суть:


a. схоластика

b. догматизм

c. софистика

d. диалектика

e. креационизм

f. скептицизм

g. примат веры над знанием

h. созерцательность

i. примат знания над верой

j. строгая логика


3. Перечислите этапы развития средневековой философии и дайте их краткую характеристику.

4. Перечислите пять доказательств бытия Бога, сформулированные Фомой Аквинским и расшифруйте их.

5. Схематично изобразите любую утопическую социально-политическую концепцию философов Возрождения (Т. Мора, Т. Кампанеллы). Объясните, почему возникают утопии?

6. Перечислите, какие открытия философов-естественников повлияли на развитие науки прошлого и настоящего.

Вопросы для самоконтроля

1. Из каких двух традиций складывалась средневековая философия?

2. Что такое реализм и номинализм?

3. В чем заключается содержание жизни человека с точки зрения Августина Блаженного?

4. Как соотносятся настоящее, прошедшее и будущее время в философии Августина?

5. Что означают понятия «свобода воли», «предопределение» и «благодать», как они соотносятся между собой?

6. Чем отличалась философия от теологии с точки зрения Фомы Аквинского?

7. В чем заключается концепция универсалий?

8. Чем характеризуется философия эпохи Возрождения?

9. В чем состоит пантеизм Николая Кузанского?

10. В чем заключается гилозоизм Джордано Бруно?

11. Каковы социально-политические взгляды Николо Макиавелли?

12. Какими качествами, по мнению Макиавелли, должен обладать правитель?

 

Тема № 5: Философия Нового времени (2)

 

Философия Нового времени и ее ориентация на науку. Эмпиризм и рационализм. Философия Ф. Бэкона. Разработка Бэконом индуктивного метода познания. Проблема очищения интеллекта от заблуждений.

Дуализм Р. Декарта. Дедуктивный метод познания Декарта. Учение о врожденных идеях.

Номинализм и материализм Т. Гоббса.

Пантеизм Б. Спинозы. Учение о субстанции. Этика Спинозы.

Монадология Г. Лейбница. Учение о предустановленной гармонии и теория познания Лейбница.

Разработка гносеологических доктрин в английской философии 18 века. Сенсуалистическая теория Дж. Локка. Субъективный идеализм Дж. Беркли. Скептицизм Д. Юма.

Задания к семинару

 

1. Дайте определения следующим понятиям: дедукция, деизм, дуализм, индукция, метод, монадология, пантеизм, рационализм, сенсуализм, субстанция, скептицизм, субъективный идеализм.

2. Сравните методы познания Рене Декарта и Френсиса Бэкона. Объясните, какой из этих методов более приемлем в научном познании и почему.

3. Сравните между собой субъективно-идеалистические концепции Джорджа Беркли и Дэвида Юма и перечислите основные отличия между этими концепциями.

 

Вопросы для самоконтроля

  1. В чем заключается новая ориентация философии в эпоху Нового времени?
  2. Какие философские проблемы выходят на первый план в эпоху нового времени?
  3. Как Фрэнсис Бэкон определял цели науки и предмет философии?
  4. В чем состоит сущность метода Ф. Бэкона?
  5. Что такое «призраки» познания? Перечислите их и объясните, в чем состоит их сущность.
  6. Какой критерий истины был положен Рене Декартом в основание процесса познания?
  7. В чем состоит сущность метода Р. Декарта? Каковы его правила?
  8. Каковы главные атрибуты материальной и духовной субстанций, по мнению Декарта?
  9. В чем заключается пантеизм Спинозы?
  10. В чем суть учения Г. Лейбница о множественности монад?
  11. Расскажите о гносеологических идеях Джона Локка. Что такое первичные и вторичные качества?
  12. В чем сущность субъективного идеализма Джорджа Беркли и Дэвида Юма?

 

Тема № 6: Философия Просвещения (2)

 

Социально-политические и идейные предпосылки идеологии Просвещения.

Т. Гоббс как идейный предшественник английского Просвещения. Учение Гоббса об обществе и государстве. Социально-философские идеи Дж. Локка.

Французский материализм XVIII века (Ж.-О. де Ламетри, Д. Дидро, К.-А. Гельвеций, П.-А. Гольбах).

Социальная философия французского Просвещения (Ш.-Л. Монтескье, Ф.-М. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо).

 

Задания к семинару

 

1. Дайте определения следующим понятиям: атеизм, деизм, клерикализм, вульгарный материализм, механицизм, Просвещение, географический детерминизм, «общественный договор», естественные права человека.

2. Схематично представьте концепцию «географического детерминизма» Шарля-Луи Монтескье. Поразмышляйте, возможно ли преодоление такой обусловленности географическими факторами форм правления и ментальности людей.

3. Перечислите четыре «естественных права» человека, по мнению философов-просветителей. Что бы Вы добавили к этому списку?

 

Вопросы для самоконтроля

 

  1. Каковы социально-политические и идейные предпосылки идеологии Просвещения?
  2. Почему Томаса Гоббса называют идейным предшественником английского Просвещения?
  3. В чем сущность учение Гоббса об обществе и государстве?
  4. Расскажите о социально-философских идеях Джона Локка.
  5. В чем особенность французского материализма эпохи Просвещения?
  6. В чем проявляется дуализм философии Жана Жака Руссо?
  7. Что послужило основанием для неравенства людей в обществе, по мнению Руссо?
  8. В чем заключается критика Франсуа Мари Вольтером церкви и религии?

Тема № 7: Немецкая классическая философия (6)

 

Часть 1. Философия И. Канта, И.Г. Фихте и Ф. Шеллинга

Общие характеристики немецкой классической философии.

2. Трансцендентализм философии И.Канта. Учение о трансценден­тальном и эмпирическом субъекте познания. Анализ механизма процесса познания. Априоризм и агностицизм И.Канта.

Морально-практическая философия И.Канта. «Категорический императив». Соотношение морали и религии. Социально-философские идеи Канта.

Субъективный идеализм И.Г. Фихте. Наукоучение как теоретическая философия.

Натурфилософия и трансцендентальный идеализм Ф.В.И. Шеллинга.

Задания к семинару

 

1. Дайте определения следующим понятиям: агностицизм, антиномия, «антитетическая диалектика», априоризм, апостериорный, a priori, «вещь-в-себе», «категорический императив», натурфилософия, ноумен, ригоризм, трансцендентальный, трансцендентный, феномен.

2. Среди данных ниже выражений укажите наиболее важные этические принципы философии И. Канта:

a. Поступай согласно правилам, которые могут стать всеобщим законом.

b. Поступай так, как считаешь нужным.

c. Все поступки должны быть направлены на общее благо.

d. Все поступки должны быть целесообразными.

e. Основанием поступков человека должно быть осознание того, что сам человек есть высшая ценность, а не средство достижения цели.

f. Каждый поступок должен быть направлен на достижение личного благополучия.

3. Перечислите три принципа «наукоучения» И.Г. Фихте. Объясните, чем отличается субъективно-идеалистическая концепция Фихте от субъективно-идеалистических концепций Джорджа Беркли и Дэвида Юма.

 

Часть 2. Философия Г. Гегеля и формирование философии марксизма



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-17; просмотров: 729; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.174.204 (0.011 с.)