Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. Предмет философии, ее место и роль В культуре↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА
Составитель: Доцент., к.ф.н. Честнейшин Н.В.
Северодвинск ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Цель курса – развитие у студентов интереса к фундаментальным мировоззренческим знаниям; содействие пониманию специфики познавательных процедур в области социально–гуманитарных наук, принципов и методов гуманитарной рациональности; стимулирование потребности к философским оценкам исторических событий и фактов действительности; усвоение студентами идеи единства мирового историко–культурного процесса при одновременном признании многообразия его форм. Задачи курса – дать студентам систему философских знаний, научить ориентироваться в истории и теории философии; выработать навыки многомерной оценки философских позиций; способствовать развитию навыков самостоятельного анализа и осмысления «вечных» тем и «образцов» миропонимания. В результате изучения дисциплины студент должен иметь представление о месте философии в системе социально–гуманитарного знания; знать и уметь использовать основные философские категории в анализе стержневых проблем мировоззрения; уметь логично формулировать и аргументировано отстаивать собственное видение рассматриваемых проблем; знать условия формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры; иметь представление о многообразии форм человеческого знания, соотношении истины и заблуждения, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности, особенностях функционирования знания в современном обществе, духовных ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни; понимать роль науки в развитии цивилизации, иметь представление о связанных с наукой и техникой современных социальных и этических проблемах; понимать ценность научной рациональности, знать формы и методы научного познания.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ЧАСОВ
Последовательность и объем изучаемых тем не являются строго обязательными. Возможно изменение структуры лекционного курса. Семинары проводятся на основе обсуждения текстов первоисточников. Программа рассчитана на 50 часов а аудиторных занятий: лекций – 30 часОВ, семинарских занятий – 20 часов. Особое значение в философской подготовке студентов имеет изучение текстов философских первоисточников. Курс философии изучается в течение 1–2 семестров. Формы контроля – экзамен. ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ, ЕЕ МЕСТО И РОЛЬ В КУЛЬТУРЕ Понятие мировоззрения. Миф, религия, философия. Философское мировоззрение. Отношение человек и мир как объект философии. Философия как рефлексированное мировоззрение, осознание различных способов освоения действительности человеком, проблематизация предельных оснований, определяющих отношение человека к миру. Историческое изменение предмета философии и способы его выделения. Философия как знание, мудрость и личный опыт. Удивление, сомнение и страдание как начала философии. Личностный характер философского творчества. Философия в системе ценностей культуры: отношение философии к науке, искусству, религии, обыденному сознанию. Функции философии: мировоззренческая, методологическая, аксиологическая, культурно-воспитательная. Основные проблемы и структура философии. Онтология, гносеология, методология, аксиология как структурообразующие компоненты философского знания. Основные понятия: философия, мировоззрение, аксиология, онтология, гносеология, методология, мифология, религия, наука, рефлексия.
Тема 2. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ Происхождение, своеобразие и основные периоды развития античной философии. Космоцентризм древнегреческой философии и основные категории античной мысли: Космос, Природа, Логос, Эйдос, Душа. Досократическая философия. Проблема первоначала в милетской школе. Учение Гераклита о Логосе, борьбе и гармонии противоположностей, о становлении. Элеатская школа: учение Парменида о бытии и философский смысл апорий Зенона. Атомизм Демокрита. Понятия атома и пустоты. Проблема детерминизма. Век «классической философии». Деятельность и взгляды софистов. Софистика как начало поворота античной философии от природы к человеку. Субъективизм, скептицизм и релятивизм софистов. Позитивность и деструктивность софистики. Сократ, его жизнь и характер философствования. Философия как метод вопрошания и образ жизни. Рационалистическая этика Сократа и его учения о единстве знания и добродетели. Особенности и элементы сократовского метода: диалектика, майевтика, ирония, даймонизм. Диалектика “ученого незнания”. Философия Платона. Учение об “эйдосах-идеях” как умопостигаемом “истинном бытии”. Чувственный мир как Космос и Порядок. Платон о душе и её бессмертии. Познание как анамнезис (припоминание). “Идеальное государство” и теория воспитания Платона. Систематизация античного философского знания в учении Аристотеля. Критика “теории идей” Платона, учение о материи, форме, движении и «причинах». Логические, психологические, этические и социально-политические воззрения Аристотеля. Влияние Платона и Аристотеля на европейскую культуру. Эллинистическая философия. Эпикуреизм. Физика Эпикура: фигура, вес, величина и “отклонение атомов”. Этика Эпикура и ее основоположения: атараксия как невозмутимость души, признание естественных и необходимых удовольствий, аполитичность. Свобода человека - освобождение его от страха перед богами, жизнью и смертью. Скептицизм (Пиррон, Секст Эмпирик). Этика стоицизма (Зенон-стоик, Сенека, Марк Аврелий). Учение о необходимости, причинности, судьбе, внутренней свободе и долге. Счастье как апатия, бесстрастность и бесстрашие. Значение философии для исцеления от страха перед жизнью и смертью. Неоплатонизм. Плотин и его “Эннеады”. Понятия “Единое”, “Ум” и “Мировая Душа”. Взаимосвязь трёх ипостасей, учение об эманации и экстазе. Основные понятия: архэ, логос, апейрон, монизм, пантеизм, гилозоизм, материализм, апории, субъективизм, скептицизм, релятивизм, софистика, атом, детерминизм, майевтика, диалектика, объективный идеализм, эйдос, идея, анамнезис, материя, форма, метафизика, гедонэ, атараксия, апатия.
Тема 3. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Особенности средневековой философии: теоцентризм, креационизм, эсхатологизм, провиденциализм. Теология и философия. Бог, мир и человек в христианской философии. Своеобразие восточной и западной патристики. Западная (латинская) патристика: Аврелий Августин и путь веры. Учение Августина о времени и вечности, свободе воли и благодати. Трансцендентная философия истории Августина. Восточная (греческая) патристика. Антропология Григория Нисского. Катафатическая и апофатическая теологии Псевдо-Дионисия Ареопагита. Иоанн Дамаскин как систематизатор идей Восточной патристики. Схоластика как система обучения и тип философии. Рациональная догматика и тематика схоластических дискуссий: реальность единичного и общего, природа общих понятий – универсалий (реализм и номинализм), доказательства бытия Бога. Фома Аквинский и свод религиозно-философских идей средневековья. Проблема сущности и существования, веры и знания. Критика схоластической методологии Роджером Бэконом и Уильямом Оккамом (“Бритва Оккама”). Характерные черты культуры эпохи Возрождения ХIV–ХV вв.: антропоцентризм, гуманизм, пантеизм, свободомыслие, диалогичность. Антиклерикализм гуманистов и культ “священного знания”. Духовный синкретизм, концепция “универсальной религии” и “благочестивой философии” флорентийского платонизма (Марсилио Фичúно и Пúко делла Мирáндола). Взгляд на человека как творца собственной судьбы. Культ ценностей земной жизни. Свобода человека как условие морального совершенствования и способности самоопределения. Формирование новой картины мира, пантеистическая онтология и “ученое незнание” Николая Кузанского (1401–1464). Гелиоцентрическая картина мира Николая Коперника (1472–1543) и натуралистический пантеизм Джордано Бруно (1548–1600). Свободомыслие и скептицизм Возрождения. “Христианский гуманизм” Эразма Роттердамского (1469–1536). Мишель Монтень (1533–1592). Критика схоластики, антиавторитаризм и антидогматизм. Социально–политическая философия Никколо Макиавелли (1469–1527). Разграничение политики и морали, проблема власти и насилия, цели и средств. Утопический проект Т. Мора (1478–1535). Основные понятия: теоцентризм, креационизм, эсхатология, провиденциализм, экзегетика, теодиция, патристика, схоластика, катафатическое богословие, апофатическое богословие, универсалии, реализм, номинализм, концептуализм, антропоцентризм, гуманизм, антиклерикализм, пантеизм. Тема 7. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ Истоки, особенности и основные периоды развития русской философии. Ранняя русская богословско-философская мысль ХI–ХVII вв. Философские идеи века Просвещения (ХVIII в.) Роль Духовных Академий и первых университетов в формировании философской культуры. Знание и вера, мир и Бог в корпускулярной философии М.В. Ломоносова. Философская антропология А.Н. Радищева. Русская философия ХIХ в. Историософия П.Я. Чаадаева и славянофилов (И.В. Киреевский, А.С. Хомяков). Идеал “цельного знания” (“живознание”). Учение о “соборности” и Церкви. Россия и Европа в полемике славянофилов и западников. Концепция культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского. Философия всеединства В.С. Соловьева (1853–1900): критика “отвлеченных начал”, историософия, теократическая утопия и этика. Философия «русского космизма» (Н. Федоров, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский, В.И. Вернадский). Философская мысль русского Зарубежья. Персонализм Н.А. Бердяева: антропология и историософия. Историософия евразийцев (П.Н. Савицкий, Н.Н. Алексеев, Н.С. Трубецкой, Л.П. Карсавин и др.). Основные понятия: соборность, культурно-исторический тип, цельное знание, всеединство.
ПЛАНЫ СЕМИНАРОВ Литература 1. Берлин И. Назначение философии // Вопросы философии. 1999. № 5. С. 91-98. 2. Вундт В. Введение в философию М., 1998. 3. Введение в философию. Учебник под ред. И.Т. Фролова. М., 2004. (Введение: что такое философия). 4. Делёз, Гваттари. Что такое философия? М., 1998 (ч/зал). 5. Джеймс У. Введение в философию. М., 2000 (ч/зал). 6. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М.,1990. 7. Мир философии. Книга для чтения. Часть 1. – М., 1991. – С.10-129. 8. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? М.,1991. 9. Природа философского знания. Что такое философия? Материалы “круглого стола” МГУ. Май,1994 г. // Вестн. Московского ун-та. Сер. 7. Философия. 1995. №2-3. 10. Рассел Б. Проблемы философии. М.: Республика, 2000. 11. Философия и мировоззрение. М., 1990. 12. Философский энциклопедический словарь. М., 1983 (1989). Статьи: философия, мировоззрение, мифология, наука (ч/зал). 13. Хайдеггер М. Что такое философия? // Вопросы философии. – 1993. - №8.
Источники 1. Аристотель. Сочинения. В 4 т. М., 1978–1984 (Т. 1: «Метафизика», «О душе»; Т. 4: «Никомахова этика»). 2. Аристотель. Политика. Афинская полития. М., 1997. 3. Ксенофонт. Сократические сочинения. Воспоминания. СПб., 1993. 4. Гиппократ. Этика и общая медицина. СПб., 2001. 5. Материалисты Древней Греции. М., 1957. 6. Платон. Собр. соч.: В 4 т. М., 1990–1995 (Диалоги: «Апология Сократа», «Федр», «Федон», «Тимей», «Менон», «Государство»). 7. Плотин. Избранные трактаты: В 2 т. М., 1994. 8. Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. М., 1998. 9. Сенека. Нравственные письма к Луцилию. М., 1986. 10. Сенека. Философские трактаты СПб., 2000. 11. Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989. 12. Фрагменты ранних стоиков: В 2 т. М., 1998–1999. 13. Хрестоматия по истории философии: Учеб. пособие для вузов. В 3 ч. Ч. 1. От Лао-цзы до Фейербаха / Отв. редактор Л.А. Микешина. М., 1997. Литература 1. Адо П. Что такое античная философия? М., 1999. 2. Асмус В.Ф. Античная философия. Изд. 3. М., 2001. 3. Богомолов А.С. Античная философия. М., 1985. 4. Гайденко П. История греческой философии в ее связи с наукой. М.; СПб., 2000. 5. Голубев С.В. Учение Платона об идеальном государстве // Философия и общество. 2005. № 1. С. 156–173. 6. Гомперц Т. Греческие мыслители. СПб., 1999. 7. История философии: Россия – Запад – Восток. М., 1995. Кн. 1. С.98–195. 8. Йегер В. Пайдейя. М., 1997. 9. Кессиди Ф.Х. Сократ. СПб., 2001. 10. Кессиди Ф.Х. Вечный спутник человечества. Трактовка учения и деятельности Сократа в советский период // Вопросы философии. 2001. № 9. 11. Мамардашвили М.К. Лекции по античной философии. М., 1997. 12. Мацейна А. Драма Иова. СПб., 2000. 13. Мень А. Сократ // История религии: В 7 т. Т. 4. М., 1992. С. 127–162. 14. Нерсесянц В.С. Сократ. М., 1984. 15. Ницше Ф. Сумерки идолов… Раздел: Проблема Сократа // Сочинения. В 2 т. Т. 2. М., 1990. С. 563–567. 16. Платон: pro et contra: Платоническая традиция в оценке русских мыслителей и исследователей: Антология. СПб., 2001. 17. Плутарх. Сочинения. О демоне Сократа. М., 1983. 18. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. СПб., 1994. Т. 1. 19. Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии. М., 1997. 20. Философия природы в античности и в средние века. М., 2000. 21. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991. 22. Щуков В.А. Апология свободомыслия Сократа // Вопросы философии. 2001. № 12. Семинар № 3. Философия средних веков и эпохи Возрождения (Самостоятельное изучение)
1. Трансформация античной философии в средневековой культуре. Особенности религиозно-философского дискурса: теоцентризм, креационизм, провиденциализм, теодицея, эсхатологизм. 2. Восточная (греческая) патристика. Антропология Григория Нисского. Иоанн Дамаскин как систематизатор идей восточной патристики. 3. Западная (латинская) патристика. Учение Августина о времени и вечности, свободе воли и благодати. Философия истории Августина. 4. Схоластика как система обучения и тип философии. Основные темы дискуссий в схоластической философии: спор об универсалиях, проблема веры и разума, доказательства бытия Бога. 5. Особенности духовной жизни и философствования в эпоху Возрождения. 6. Пантеистическая онтология и «ученое незнание» Николая Кузанского 7. Гелиоцентрическая картина мира Николая Коперника и натуралистический пантеизм Джордано Бруно. 8. Проблема власти и морали в философии Н. Макиавелли.
Источники 1. Августин Аврелий. Исповедь. М., 1992. 2. Августин Аврелий. О граде Божием. В 4 т. М., 1994. 3. Антология средневековой мысли: В 2 т. СПб., 2001–2002. 4. Григорий Нисский. Об устроении человека. СПб., 1995. 5. Дионисий Ареопагит. Мистическое богословие // Мистическое богословие. Киев, 1991. 6. Дионисий Ареопагит. Божественные имена // Там же. 7. Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии. М., 1994. 8. Философия средневековья. Хрестоматия. Кн. 1. СПб., 1994. 9. Фома Аквинский. Сумма против язычников: В 3 кн. Кн. 1. М., 2001. 10. Хрестоматия по истории философии: В 3 частях. Ч. 1. М., 1997. 11. Бруно Дж. Диалоги. М., 1949. 12. Кузанский Н. Об ученом незнании// Сочинения. В 2 т. Т. 1. М., 1979. 13. Макиавелли Н. Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. М., 1996 Монтень М. Опыты: В 3 кн. М., 1979–1980. 14. Петрарка Фр. Сочинения философские и полемические. М., 1998. 15. Философия эпохи Возрождения и реформации. Хрестоматия. Кн. 2. СПб., 1996.
Литература 1. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М., 1989. 2. Брагина Л.М. Социально-этические взгляды итальянских гуманистов (вторая половина ХV в.). М., 1983. 3. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. СПб., 1991. 4. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1984. 5. История философии: Россия – Запад – Восток. М., 1995. Кн. 1. С. 245–374. Кн. 2. С. 3–86. 6. Коплстон Ф. История средневековой философии / Пер. с англ. М., 1997. 7. Культура Возрождения и власть. М., 1999. 8. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978. 9. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М., 1979. 10. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Кн. 2. Средневековье. СПб., 1994. 11. Соколов В.В. Европейская философия ХV–ХVII вв. М., 1984. 12. Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979. 13. Философия природы в античности и в средние века / Ред. П.П. Гайденко, В.В. Петров. М., 2000. 14. Юсим М.А. Этика Макиавелли. М., 1990.
Источники 1. Беркли Дж. Трактат о принципах человеческого знания // Беркли Дж. М., 1978. 2. Бэкон Ф. Новый Органон // Бэкон Ф. Соч.: В 2 т. Т. 2. М., 1972. 3. Гоббс Т. Левиафан // Гоббс Т. Сочинения. В 2 т. Т. 2. М., 1991. 4. Декарт Р. Сочинения. В 2 т. М., 1989–1991 (Рассуждение о методе. Размышления о первой философии). 5. Дидро Д. Философские мысли // Дидро Д. Соч.: В 2 т. Т. 1. М., 1986. 6. Ламетри Ж.О. Человек–машина // Сочинения. М., 1983. 7. Лейбниц Г.В. Новые опыты о человеческом разуме // Лейбниц Г.В. Сочинения. В 4 т. Т. 2. М., 1983. 8. Локк Дж. Два трактата о правлении // Локк Дж. Сочинения. В 3 т. Т. 3. М., 1988. С. 135–406. 9. Монтескье Ш. О духе законов // Избр. произведения. М., 1955. 10. Паскаль Б. Мысли о религии. М., 2001. 11. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре. М., 1998. 12. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании // Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения: В 2 т. Т. 1. М., 1981 (Раздел: «Исповедь савойского викария»). 13. Спиноза Б. Этика // Спиноза Б. Избранные произведения. В 2 т. Т. 1. М., 1957. 14. Юм Д. Трактат о человеческой природе // Юм Д. Сочинения В 2 т. Т. 1. М., 1966.
Литература 1. История философии: Запад–Россия–Восток. Кн. 2: Философия ХV–ХIХ вв. М., 1996. 2. Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. М.;СПб., 2000. 3. Длугач Т.Б. Подвиг здравого смысла, или Рождение идеи суверенной личности (Голльбах, Гельвеций, Руссо). М., 1995. 4. Кузнецов В.Н., Мееровский Б.В., Грязнов А.Ф. Западноевропейская философия ХVIII века. М., 1986. 5. Лошаков Р.А. Отношение разума и веры в новоевропейской метафизике (Августин, Декарт, Паскаль). Архангельск: Изд. ПГУ, 1999. 6. Майоров Г.Г. Теоретическая философия Готфрида Лейбница. М., 1973. 7. Мамардашвили М.К. Картезианские размышления. М., 1993. 8. Момджян Х.Н. Французское Просвещение ХVIII века. М., 1983. 9. Нарский И.С. Западноевропейская философия ХVII века. М., 1974. 10. Нарский И.С. Западноевропейская философия ХVIII века. М., 1973. 11. Огурцов А.П. Философия науки эпохи Просвещения. М., 1993. 12. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 3. Новое время. СПб., 1996. 13. Соколов В.В. Европейская философия ХV–ХVII веков. М., 1999. 14. Хёсле В. Гении философии Нового времени. М., 1992. Источники 1. Гегель. Философия истории. СПб., 1993. 2. Гегель. Философия права. М., 1990. 3. Гегель. Энциклопедия философских наук: В 3 т. М., 1974–1977. 4. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения // Кант И. Сочинения. В 6 т. Т. 6. М., 1966. 5. Кант И. Критика практического разума // Там же. Т. 4 (1). М., 1964. 6. Кант И. Критика чистого разума // Там же. Т. 3. М., 1964. 7. Фейербах Л. Основные положения философии будущего // Фейербах Л. Избр. философ. произв. В 2 т. Т. 1. М., 1955 (или любое другое). 8. Фихте И.Г. Сочинения. В 2 т. СПб., 1993. 9. Фихте И.Г. Наставление к блаженной жизни. М., 1997. 10. Шеллинг. Сочинения. В 2 т. М., 1989.
Литература 1. Берковский И. Философия истории Канта в современном прочтении // Философские науки. 1997. №3–4. 2. Голосовкер Я.Э. Достоевский и Кант. М., 1963. 3. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М., 1986. 4. Джентиле Дж. Введение в философию. СПб., 2000. 5. Длугач Т.Б. И. Кант: от ранних произведений к «Критике чистого разума». М., 1990. 6. История философии: Запад – Россия – Восток. Книга вторая: Философия ХV–ХIХ вв. М., 1996. 7. Каменский З.А. Русская философия начала ХIХ века и Шеллинг. М., 1980. 8. Каримский А.М. Философия истории Гегеля. М., 1988. 9. Киссель М.А. Гегель и современный мир. Л., 1982. 10. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия. М., 1986. 11. Кузнецов В.Н. Философия права И. Канта // Вестник МГУ. Серия 7. 1999. № 3. 12. Лазарев В.В. Философия раннего и позднего Шеллинга. М., 1990. 13. Нарский И.С. Западноевропейская философия ХIХ в. М., 1976. 14. Некрасова М.П. О соотношении морали и права в философии И. Канта // Вестник МГУ. Серия 7. 1994. № 1. 15. Ойзерман Т.И. Этикотеология Канта и ее современное значение // Вопросы философии. 1997. № 3. 16. Соловьев Э.Ю. И. Кант: взаимодополнительность морали и права. М., 1992.
Источники 1. Больнов О.Ф. Философия экзистенциализма. СПб., 1999. 2. Камю А. Бунтующий человек. М., 1990. 3. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 13. 4. Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Там же. Т. 3. 5. Маркс К. Экономическо-философские рукописи // Там же. Т. 42. 6. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Там же. Т. 3 (раздел 1). 7. Ницше Ф. Сочинения. В 2 т. М., 1990. 8. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии. М., 2000. 9. Сартр Ж.-П. Стена. Избранные произведения. М., 1992. 10. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов. М., 1989. 11. Фромм Э. Концепция человека у К. Маркса // Фромм Э. Душа человека. М., 1992. С. 375–414. 12. Хайдеггер М. Бытие и время, М., 1997. 13. Хайдеггер М. Время и бытие. Статьи и выступления. М., 1993. 14. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Минск, 1999. 15. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. М., 1992. 16. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. 17. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. Литература 1. Введение в философию. Учебник / Под ред. И.Т. Фролова. М., 2004. 2. Грязнов А.Ф. Эволюция философских взглядов Л. Витгенштейна. М., 1986. 3. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия ХХ века. М., 1998. 4. История философии: Запад – Россия – Восток. Кн. 2: Философия ХV–ХIХ вв. М., 1996. Кн. 4: Философия ХХ в.. М., 1999. 5. Карл Маркс и современная философия / Под ред. Н.И. Лапина. М.: ИФ РАН, 1999. 6. Маркович М. Маркс об отчуждении // Вопросы философии. 1989. № 9. 7. Ойзерман Т.И. Опыт критического осмысления диалектического материализма // Вопр. филос. 2000. №2. 8. Осипов В.И. Теория познания Э.Маха. Архангельск: Изд-во ПГУ, 1999. 9. Свасьян К.А. Фридрих Ницше – мученик познания // Ницше Ф. Сочинения. В 2 т. Т. 1. М., 1990. 10. Современная западная философия. Словарь. М., 2000. 11. Сокулер З.А. Людвиг Витгенштейн и его место в философии ХХ века. М., 1994. 12. Философия М. Хайдеггера и современность. М., 1991. 13. Хайдеггер М. Слова Ницше: «Бог мертв» // Вопросы философии. 1990. № 7. 14. Чанышев А.А. Человек и мир в философии Шопенгауэра // Шопенгауэр А. Соч.: В 4 т. Т. 1. М., 1992. 15. Юнгер Ф. Ницше. М., 2001. 16. Ясперс К. Ницше и христианство. М., 1994.
Источники 1. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990. 2. Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека // Бердяев Н.А. Царство Духа и Царство Кесаря. М., 1995. 3. Бердяев Н.А. Русская идея: Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века // Мыслители русского зарубежья: Бердяев, Федотов. СПб., 1992. 4. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991. 5. Евразийство (Опыт систематического изложения) // Основы евразийства. М., 2002. С. 107-165. 6. Карсавин Л.П. Основы политики // Основы евразийства. М., 2002. 367-411. 7. Киреевский И.В. О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России // Киреевский И.В. Избранные статьи. – М. 1984. 8. Обзор евразийской идеологии // Основы евразийства. М., 2002. С. 77-100. 9. Соловьев B.C. Чтения о Богочеловечестве; Русская идея // Соч.: В 2-х т. Т. 2. М., 1989. 10. Соловьев В.С. Оправдание добра // Соч.: В 2-х т. Т. 1. М. 1990. 11. Соловьев В.С. Философские начала цельного знания // Соч.: В 2-х т. Т. 1. М. 1990. 12. Федоров Н.Ф. Сочинения - М., Раритет, 1994 13. Хомяков А.С. О старом и новом // Хомяков А.С. Сочинения. В 2 т. Т. 1. М., 1994. 14. Хрестоматия по истории философии: В 3 ч. Ч. 3. От Нестора до Лосева. М., 1997. 15. Чаадаев П.Я. Соч. М., 1990.
Литература 1. Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Русская философская мысль IХ–ХIХ веков. М., 1989. 2. Евлампиев И.И. История русской философии. М., 2002. 3. Есюков А.И., Монастырских Г.П. Очерки истории политической социологии российского консерватизма. СПб., 2003. 4. Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии. СПб., 1999. 5. Зеньковский В.В. История русской философии: В 2 т. Л., 1991. 6. История русской философии: Учеб. для вузов / Под ред. М.А. Маслина. М., 2001. 7. Масарик Т.Г. Россия и Европа. М., 2000. 8. Новиков А.И. История русской философии. СПб., 1998. 9. Столович Л.Н. История русской философии. М., 2005. 10. Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Русская философия истории: Курс лекций. М., 2000. 11. Русская философия. Словарь. Под общей ред. М.А. Маслина. М., 1995. 12. Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М., 1995. ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ
1. Предмет и функции философии. Особенности философского мировоззрения. 2. Структура философского знания и основные проблемы философии. 3. Ионийская философия: Милетская школа и Гераклит. 4. Философия элеатов и атомистическая философия Демокрита. 5. Антропологический переворот в Античной философии. Софисты и Сократ. 6. Философия Платона. 7. Философия Аристотеля. 8. Эллинистическая философия: особенности и основные направления. 9. Философские идеи в патристике. Григорий Нисский. Августин Блаженный. 10. Схоластическая философия. Фома Аквинский. 11. Рационализм в философии Нового времени. 12. Эмпиризм в философии Нового времени. 13. Социально-политическая философия Т. Гоббса и Дж. Локка. 14. Социально-политическая философия Ш. Монтескье и Ж.Ж. Руссо. 15. Философское учение И. Канта. 16. Философия И.Г. Фихте и Ф.В.И. Шеллинга. 17. Система и метод в философии Гегеля. 18. Антропологический материализм Л. Фейербаха. 19. Марксистская философия. 20. Особенности философии первого и второго позитивизма. 21. Неопозитивизм и постпозитивизм. 22. Философия жизни. 23. Философия экзистенциализма. 24. Периодизация и основные особенности русской философии. 25. Философия истории Н.Я Данилевского. 26. Философия всеединства В.С. Соловьева. 27. Философия «общего дела» Н.Ф. Федорова. 28. Философия свободы Н.А. Бердяева. 29. Проблема бытия в философии. 30. Философские концепции материи. 31. Движение, пространство и время как философские категории. 32. Закон и закономерность. Детерминизм и индетерминизм. 33. Сознание, его происхождение, сущность и структура. 34. Проблема бессознательного в философии. 35. Проблема идеального в философии. 36. Проблема познаваемости мира и ее решение в истории философии. 37. Чувственное и рациональное познание. Интуиция. 38. Истина и ее критерии. 39. Философия и наука. 40. Уровни, формы и методы научного познания. 41. Предмет и основные проблемы социальной философии. Специфика социального познания. 42. Природные основы общественной жизни. 43. Философские проблемы экономической жизни общества. 44. Философские проблемы политической жизни общества. 45. Основные проблемы философии культуры. Сущность и функции культуры. 46. Россия в диалоге культур Запада и Востока. 47. Основные проблемы философской антропологии. 48. Цивилизационный подход в философии истории. 49. Формационный подход в философии истории. 50. Идея общественного прогресса в истории философии. Критерии прогресса. 51. Философские аспекты глобальных проблем современности. 52. Наука и общество. Возможности науки в решении глобальных проблем.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА. 1. Справочные издания Новая философская энциклопедия: В 4 т. М., 2000-2001 Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М., 1995 Русская философия. Словарь / Под ред. проф. М.А. Маслина. М., 1999 Словарь философских терминов / Научн. ред. проф. В.Г. Кузнецов. М., 2004. Современная западная философия. Словарь. М., 1998 Философский энциклопедический словарь. М., 1989 Философский энциклопедический словарь. М., 1999 2. Учебники и пособия. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. М.: Проспект, 2003. Введение в философию. Учебник под ред. И.Т. Фролова. М.: Республика, 2005. История русской философии / Под. ред. Маслина. М., 2002. История философии / Ред. Кохановский В.П., Яковлев В.П. - Ростов-на-Дону, «Феникс», 2002. История философии: Запад – Россия – Восток. В 4 кн. М., 1995-1999 (ч/з). Крапивенский С.Э. Социальная философия: Учебник. Изд. 4. М., 1998. Миронов В.В., Иванов А.В. Онтология И теория познания: Учебник. М.: Гардарики, 2005. Основы современной философии: Учебник для высших учебных заведений. Изд. 3. СПб., 2001. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Кн. 1-4. СПб., 1994-1997 (ч/з). Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений / Редактор Т.И. Кохановская Ростов н/Д: "Феникс", 2003. Хрестоматия по истории философии: Учеб. пособие для вузов. В 3 ч. Ч.1-3 / Отв. редактор Л.А. Микешина. М., 1997 (ч/з).
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА
Составитель: Доцент., к.ф.н. Честнейшин Н.В.
Северодвинск ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Цель курса – развитие у студентов интереса к фундаментальным мировоззренческим знаниям; содействие пониманию специфики познавательных процедур в области социально–гуманитарных наук, принципов и методов гуманитарной рациональности; стимулирование потребности к философским оценкам исторических событий и фактов действительности; усвоение студентами идеи единства мирового историко–культурного процесса при одновременном признании многообразия его форм. Задачи курса – дать студентам систему философских знаний, научить ориентироваться в истории и теории философии; выработать навыки многомерной оценки философских позиций; способствовать развитию навыков самостоятельного анализа и осмысления «вечных» тем и «образцов» миропонимания. В результате изучения дисциплины студент должен иметь представление о месте философии в системе социально–гуманитарного знания; знать и уметь использовать основные философские категории в анализе стержневых проблем мировоззрения; уметь логично формулировать и аргументировано отстаивать собственное видение рассматриваемых проблем; знать условия формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры; иметь представление о многообразии форм человеческого знания, соотношении истины и заблуждения, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности, особенностях функционирования знания в современном обществе, духовных ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни; понимать роль науки в развитии цивилизации, иметь представление о связанных с наукой и техникой современных социальных и этических проблемах; понимать ценность научной рациональности, знать формы и методы научного познания.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ЧАСОВ
Последовательность и объем изучаемых тем не являются строго обязательными. Возможно изменение структуры лекционного курса. Семинары проводятся на основе обсуждения текстов первоисточников. Программа рассчитана на 50 часов а аудиторных занятий: лекций – 30 часОВ, семинарских занятий – 20 часов. Особое значение в философской подготовке студентов имеет изучение текстов философских первоисточников. Курс философии изучается в течение 1–2 семестров. Формы контроля – экзамен. ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ, ЕЕ МЕСТО И РОЛЬ В КУЛЬТУРЕ Понятие мировоззрения. Миф, религия, философия. Философское мировоззрение. Отношение человек и мир как объект философии. Философия как рефлексированное мировоззрение, осознание различных способов освоения действительности человеком, проблематизация предельных оснований, определяющих отношение человека к миру. Историческое изменение предмета философии и способы его выделения. Философия как знание, мудрость и личный опыт. Удивление, сомнение и страдание как начала философии. Личностный характер философского творчества. Философия в системе ценностей культуры: отношение философии к науке, искусству, религии, обыденному сознанию. Функции философии: мировоззренческая, методологическая, аксиологическая, культурно-воспи
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 304; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.105.222 (0.012 с.) |