Тема 1. Философия и мировоззрение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Философия и мировоззрение



 

1. Прочитайте в Приложении лекцию В.Соловьёва «Исторические дела философии». Какую роль, по мнению философа, играла философия на различных этапах своего развития? «Что же делала философия?» Как отвечает В. Соловьёв на этот вопрос?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Прочитайте в Приложении выдержки из труда Аристотеля «Метафизика» и ответьте на вопрос, что, по мнению философа, заставляет людей философствовать (выписать цитату) и что значит «свободная наука»

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Прокомментируйте мнение Р.Декарта: «Философия, поскольку она простирается на все доступное для чело­веческого познания, одна только отличает нас от дикарей и варваров и что каждый народ тем более цивилизован и образован, чем лучше в нем философствуют; поэтому нет для государства большего блага, как иметь истинных философов»

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заполните схему

5. Перечислите черты мифа. На примере любого мифа раскройте их и покажите, на какие мировоззренческие вопросы он отвечает и как? ( миф приложить в печатном виде)

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Перечислите мировоззренческие проблемы. Какие, на ваш взгляд, наиболее актуальны?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В чём заключается основной вопрос философии, по мнению ряда современных отечественных философов? Почему этот вопрос они называют основным?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Как вы понимаете высказывание немецкого философа В. Виндельбанда: «Философия подобна королю Лиру, который раздал своим детям всё своё имущество и которого вслед за тем, как нищего, выбросили на улицу»

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

9. Назовите проблемы, стоящие в центре внимания основных разделов философии.

Онтология______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Гносеология_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Аксиология_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Антропология_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Этика_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Эстетика__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Логика____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

10. Ответьте на вопросы теста.

1. Первая историческая форма целостного и образного восприятия мира есть…

А. религия Б. мифология В. искусство Г. философия

2. Историческим типом мировоззрения, в основе которого лежит рациональное отношение к действительности, является…

А. философия Б. религия В. мифология Г. искусство

3. Метод мышления, характеризующийся односторонностью, абстрактностью, стремлением абсолютизировать отдельные моменты в составе целого, называются…

А. реалистическим Б. метафизическим В. прагматическим Г. диалектическим

4. Философия – это…

А. система научных знаний о мире и человеке В. наука познания истины
Б. идеология Г. рационально-теоретическая форма мировоззрения

5. Что такое мировоззрение?

А. эмоционально-чувственное отражение мира В. система научных знаний о мире и человеке
Б. система взглядов на мир в целом и место человека в нём Г. совокупность знаний об окружающей действительности

6. Идеализм – это…

А. учение об идеалах и их роли в жизни В. учение о первичности сознания и вторичности материи
Б. мечтательность души, не замечающей житейской реальности Г. стремление сделать свою и общественную жизнь идеально истинной, доброй, красивой

7. Философия, помогая индивиду обрести позитивный и глубинный смысл жизни, ориентироваться в кризисных ситуациях, реализует свою _________ функцию

А. критическую Б. теоретическую В. гуманистическую Г. методологическую

8. Философским может быть назван вопрос:

А. «Является ли Плутон планетой?» В. Как отличить истину от заблуждения?»
Б. «Обусловлена ли нравственность человека генетикой?» Г. «Возможны ли небелковые формы жизни?»

9. Самой ранней мировой религией является…

А. ислам Б. буддизм В. христианство Г. зороастризм

10. Как самостоятельное духовно-культурное образование философия возникла...

А. С утверждением христианства В. С появлением первых людей
Б. В Древнем Риме Г. В Древней Греции

Тема 2. История философии

 

  1. Заполните схему

 

  1. Соотнесите имя философа с параметрами, указанными в таблице.

 

Фалес________________________________________________________________________________

Гераклит______________________________________________________________________________

Анаксимен____________________________________________________________________________

Платон_______________________________________________________________________________

Аристотель ___________________________________________________________________________

Сократ_______________________________________________________________________________

Анаксимен____________________________________________________________________________

Анаксимандр__________________________________________________________________________

Пифагор______________________________________________________________________________

Демокрит_____________________________________________________________________________

Протагор_____________________________________________________________________________

Парменид_____________________________________________________________________________

Эпикур_______________________________________________________________________________

 

«Государство» первый философ «Логика» единство формы и материи
майевтика автор термина «философия» бытие познание через припоминание
«Всё есть вода» «Всё течёт…» логос учение об атомах и пустоте
апейрон знание-мнение и знание-истина эйдос «Я знаю, что я ничего не знаю»
софистика Бог как перводвигатель Ликей В основе мира лежит число
клинемен метафизика Сад В основе мира лежит огонь

 

 

  1. Заполните таблицу, распределив в ней философов, их труды, понятия и учения, характерные для каждого этапа.

 

Философия эпохи Возрождения Философия эпохи Просвещения Научная революция и философия XVII века
     
     
     
     
     
     
     
     

 

Вольтер «Философские письма» Г.В. Лейбниц «Монадология» Пантеизм
Ж.-Ж. Руссо «Исповедь» Проблема общественного прогресса Гелиоцентризм
Т. Гоббс «Левиафан». Ж. О. де Ламетри «Человек-машина» Атеизм.
М. де Монтень «Опыты». Механистическая картина мира Т. Мор «Утопия»
Лозунг «Назад к природе!» Д. Дидро «Письмо слепым в назидание зрячим» Выработка научной методологии
Ш. Монтескье «О духе законов» Р. Декарт «Рассуждения о методе» Проблема субстанции
Рационализм и эмпиризм Данте Алигьери «Божественная комедия».  
Н. Макиавелли «Государь» Дж. Бруно «О бесконечности, вселенной и мирах».  

 

  1. Рядом с каждым параметром в таблице поставьте порядковый номер философа, с которым он соотносится.
1. Р. Декарт
2. Б. Спиноза
3. Г. Лейбниц
4. Дж. Локк
5. Ф. Бэкон
6. Т. Гоббс
Онтологический плюрализм (пример)   «Истины разума» и «истины факта»  
(1632 – 1704)   Мыслящая и протяженная субстанции  
«Опыт о человеческом разуме»   «Богословско-политический трактат»  
«Два трактата о государственном правлении»   (1588 – 1679)  
«Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского»   Человек – это «чистая доска» («tabula rasa»)  
Принцип сомнения   «Мыслю, следовательно, существую»  
«Этика»   Дуализм  
Врожденных идей не существует   призраки рынка, театра, рода и пещеры  
Дедуктивный метод   «Новый органон»  
Онтологический монизм   Пантеизм  
Учение о врожденных идеях   «Монадология»  
«Новые опыты о человеческом разуме»   Человек человеку – волк.  
«Наш мир – лучший из возможных миров»   Единственная субстанция – Бог или природа  
(1646 – 1716)   «Основы философии»  
«Рассуждение о методе, чтобы правильно направлять свой разум и отыскать истину в науке» (1637).   Учение о разделении властей (на законодательную, исполнительную и федеративную)  
Модусы   (1561 – 1626)  
Монады   Индукция как метод познания  
«Знание – сила»   «Первоначала философии»  
  1. Объясните следующие понятия. Подберите к каждому из них несколько (не менее 3-х) ассоциаций (имена философов, названия их трудов, эпоха, характеристики и т.п.)

 

Понятие Объяснение понятия Ассоциативный ряд
Нирвана (пример) Конечная цель человеческого существования, освобождение от цепи перерождения Отсутствие страдания, буддизм, джайнизм, Индия, карма, сансара
Архэ      
Эпохэ      
Атараксия      
Эйдос      
Сансара      
Дао      
Логос      
Пантеизм      
Схоластика      
Теодицея      
Гуманизм      
Эмпиризм      
Рационализм      
Агностицизм      
Скептицизм      
Диалектика      
Базис      
Общественно-экономическая формация    

 

  1. Прочитайте в Приложении выдержки из трудов Канта. Выпишите и объясните все понятия, употребляемые им при характеристике морального закона. Как понимает философ моральный закон? Выскажите свою позицию по данному вопросу.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Напишите законы диалектики и имя философа, сформулировавшего их. Приведите примеры, раскрывающие их универсальность.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Что понимал Г.Гегель под абсолютной идеей? Какие ступени развития она проходит?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Назовите черты неклассической философии. Охарактеризуйте её основные течения и направления, заполняя таблицу.

 

Течение (направление) Характеристика Представители
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

 

  1. Ответьте на вопросы теста.

1. Основателем даосизма в Китае был…

А. Лао-Цзы Б. Мо-Цзы В. Конфуций Г. Чжуан-Цзы

2. Какая философская школа впервые поставила вопрос о субстанции?

А. элейская Б. милетская В. пифагорейцы Г. софисты

3. Кто является автором термина «Философия»?

А. Сократ Б. Платон В. Аристотель Г. Пифагор

4. Автором атомистического учения является…

А. Демокрит Б. Зенон В. Анаксимандр Г. Аристотель

5. Буддизм ввёл в качестве исходного понятия в свою философию…

А. надежду Б. любовь В. страдание Г. желание

6. «В одну и ту же реку нельзя войти дважды» – говорил…

А. Анаксимандр Б. Анаксагор В. Гераклит Г. Сократ

7. По Канту, нравственная ценность поступка тем выше, чем более он…

А. соответствует действующему закону В. подчинен абстрактному чувству долга
Б. доставляет личное удовлетворение Г. связан с гуманными или дружескими чувствами

8. По мнению большинства историков философии Ф.Бэкон является родоначальником…

А. скептицизма Б. эмпиризма В. рационализма Г. позитивизма

9. Представителями немецкой классической философии являются…

А. К.Маркс и Ф.Энгельс В. А.Шопенгауэр и Ф.Ницше;
Б. И.Кант и Г.Гегель; Г. Г.Лейбниц и Б.Спиноза

10. Какой критерий является основанием для формационного подхода к общественному развитию…

А. способ производства материальных благ В. уровень развития производительных сил
Б. тип культуры Г. рыночные отношения

 

 

Тема 3. Бытие

1. Категория «Бытие» является одной из центральных в философии. Начиная с античности, когда сложились первые учения о бытии (онтологии), все философские системы строились на основе того или иного понимания смысла этой категории. Истолковывая её по-своему, философы постигали сущность мира. Раскройте материалистическое и идеалистическое понимание бытия.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 712; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.22 (0.035 с.)