Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рабочая тетрадь по философии

Поиск

Рабочая тетрадь по философии

Уважаемые студенты.

Вы приступили к изучению курса «Философия». Этот процесс связан с усвоением целого ряда фундаментальных проблем и большого числа понятий и имён. Самостоятельная работа и самоконтроль играет в этом процессе ключевую роль. Она предполагает целенаправленное приобретение знаний путём знакомства с учебной литературой, с трудами философов, формирования собственного мнения по различным вопросам, тренировочного тестирования.

Рабочая тетрадь, предлагаемая вашему вниманию, призвана помочь вам в освоении дисциплины и в подготовке к итоговой аттестации.

Для максимальной эффективности данного процесса придерживайтесь следующих рекомендаций.

  1. Прочитайте соответствующий теме раздел учебника.
  2. Внимательно прочитайте задание. Запишите ответ в тетрадь.
  3. При выполнении тестовых заданий, не просто отметьте правильный вариант ответа, но и усвойте информацию, с ним связанную (определения, характеристика, имена, история развития) даже в том случае, если этого не требует задание. Не оставляйте без внимания и ответы, не отмеченные вами. Усвоение всех предложенных понятий необходимо для высокого уровня знания предмета успешной аттестации.
  4. Ваш успех зависит от вашей целеустремлённости и правильной организации познавательной деятельности.

При выполнении заданий воспользуйтесь предлагаемым списком литературы, интернет-ресурсами. Кроме того, вы можете подобрать источники в мировой паутине самостоятельно, стараясь ориентироваться на научную и учебную литературу, специализированные сайты и материалы кафедр различных ВУЗов.

Желаю успехов.

 

Тема 1. Философия и мировоззрение

 

1. Прочитайте в Приложении лекцию В.Соловьёва «Исторические дела философии». Какую роль, по мнению философа, играла философия на различных этапах своего развития? «Что же делала философия?» Как отвечает В. Соловьёв на этот вопрос?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Прочитайте в Приложении выдержки из труда Аристотеля «Метафизика» и ответьте на вопрос, что, по мнению философа, заставляет людей философствовать (выписать цитату) и что значит «свободная наука»

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Прокомментируйте мнение Р.Декарта: «Философия, поскольку она простирается на все доступное для чело­веческого познания, одна только отличает нас от дикарей и варваров и что каждый народ тем более цивилизован и образован, чем лучше в нем философствуют; поэтому нет для государства большего блага, как иметь истинных философов»

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заполните схему

5. Перечислите черты мифа. На примере любого мифа раскройте их и покажите, на какие мировоззренческие вопросы он отвечает и как? ( миф приложить в печатном виде)

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Перечислите мировоззренческие проблемы. Какие, на ваш взгляд, наиболее актуальны?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В чём заключается основной вопрос философии, по мнению ряда современных отечественных философов? Почему этот вопрос они называют основным?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Как вы понимаете высказывание немецкого философа В. Виндельбанда: «Философия подобна королю Лиру, который раздал своим детям всё своё имущество и которого вслед за тем, как нищего, выбросили на улицу»

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

9. Назовите проблемы, стоящие в центре внимания основных разделов философии.

Онтология______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Гносеология_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Аксиология_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Антропология_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Этика_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Эстетика__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Логика____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

10. Ответьте на вопросы теста.

1. Первая историческая форма целостного и образного восприятия мира есть…

А. религия Б. мифология В. искусство Г. философия

2. Историческим типом мировоззрения, в основе которого лежит рациональное отношение к действительности, является…

А. философия Б. религия В. мифология Г. искусство

3. Метод мышления, характеризующийся односторонностью, абстрактностью, стремлением абсолютизировать отдельные моменты в составе целого, называются…

А. реалистическим Б. метафизическим В. прагматическим Г. диалектическим

4. Философия – это…

А. система научных знаний о мире и человеке В. наука познания истины
Б. идеология Г. рационально-теоретическая форма мировоззрения

5. Что такое мировоззрение?

А. эмоционально-чувственное отражение мира В. система научных знаний о мире и человеке
Б. система взглядов на мир в целом и место человека в нём Г. совокупность знаний об окружающей действительности

6. Идеализм – это…

А. учение об идеалах и их роли в жизни В. учение о первичности сознания и вторичности материи
Б. мечтательность души, не замечающей житейской реальности Г. стремление сделать свою и общественную жизнь идеально истинной, доброй, красивой

7. Философия, помогая индивиду обрести позитивный и глубинный смысл жизни, ориентироваться в кризисных ситуациях, реализует свою _________ функцию

А. критическую Б. теоретическую В. гуманистическую Г. методологическую

8. Философским может быть назван вопрос:

А. «Является ли Плутон планетой?» В. Как отличить истину от заблуждения?»
Б. «Обусловлена ли нравственность человека генетикой?» Г. «Возможны ли небелковые формы жизни?»

9. Самой ранней мировой религией является…

А. ислам Б. буддизм В. христианство Г. зороастризм

10. Как самостоятельное духовно-культурное образование философия возникла...

А. С утверждением христианства В. С появлением первых людей
Б. В Древнем Риме Г. В Древней Греции

Тема 2. История философии

 

  1. Заполните схему

 

  1. Соотнесите имя философа с параметрами, указанными в таблице.

 

Фалес________________________________________________________________________________

Гераклит______________________________________________________________________________

Анаксимен____________________________________________________________________________

Платон_______________________________________________________________________________

Аристотель ___________________________________________________________________________

Сократ_______________________________________________________________________________

Анаксимен____________________________________________________________________________

Анаксимандр__________________________________________________________________________

Пифагор______________________________________________________________________________

Демокрит_____________________________________________________________________________

Протагор_____________________________________________________________________________

Парменид_____________________________________________________________________________

Эпикур_______________________________________________________________________________

 

«Государство» первый философ «Логика» единство формы и материи
майевтика автор термина «философия» бытие познание через припоминание
«Всё есть вода» «Всё течёт…» логос учение об атомах и пустоте
апейрон знание-мнение и знание-истина эйдос «Я знаю, что я ничего не знаю»
софистика Бог как перводвигатель Ликей В основе мира лежит число
клинемен метафизика Сад В основе мира лежит огонь

 

 

  1. Заполните таблицу, распределив в ней философов, их труды, понятия и учения, характерные для каждого этапа.

 

Философия эпохи Возрождения Философия эпохи Просвещения Научная революция и философия XVII века
     
     
     
     
     
     
     
     

 

Вольтер «Философские письма» Г.В. Лейбниц «Монадология» Пантеизм
Ж.-Ж. Руссо «Исповедь» Проблема общественного прогресса Гелиоцентризм
Т. Гоббс «Левиафан». Ж. О. де Ламетри «Человек-машина» Атеизм.
М. де Монтень «Опыты». Механистическая картина мира Т. Мор «Утопия»
Лозунг «Назад к природе!» Д. Дидро «Письмо слепым в назидание зрячим» Выработка научной методологии
Ш. Монтескье «О духе законов» Р. Декарт «Рассуждения о методе» Проблема субстанции
Рационализм и эмпиризм Данте Алигьери «Божественная комедия».  
Н. Макиавелли «Государь» Дж. Бруно «О бесконечности, вселенной и мирах».  

 

  1. Рядом с каждым параметром в таблице поставьте порядковый номер философа, с которым он соотносится.
1. Р. Декарт
2. Б. Спиноза
3. Г. Лейбниц
4. Дж. Локк
5. Ф. Бэкон
6. Т. Гоббс
Онтологический плюрализм (пример)   «Истины разума» и «истины факта»  
(1632 – 1704)   Мыслящая и протяженная субстанции  
«Опыт о человеческом разуме»   «Богословско-политический трактат»  
«Два трактата о государственном правлении»   (1588 – 1679)  
«Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского»   Человек – это «чистая доска» («tabula rasa»)  
Принцип сомнения   «Мыслю, следовательно, существую»  
«Этика»   Дуализм  
Врожденных идей не существует   призраки рынка, театра, рода и пещеры  
Дедуктивный метод   «Новый органон»  
Онтологический монизм   Пантеизм  
Учение о врожденных идеях   «Монадология»  
«Новые опыты о человеческом разуме»   Человек человеку – волк.  
«Наш мир – лучший из возможных миров»   Единственная субстанция – Бог или природа  
(1646 – 1716)   «Основы философии»  
«Рассуждение о методе, чтобы правильно направлять свой разум и отыскать истину в науке» (1637).   Учение о разделении властей (на законодательную, исполнительную и федеративную)  
Модусы   (1561 – 1626)  
Монады   Индукция как метод познания  
«Знание – сила»   «Первоначала философии»  
  1. Объясните следующие понятия. Подберите к каждому из них несколько (не менее 3-х) ассоциаций (имена философов, названия их трудов, эпоха, характеристики и т.п.)

 

Понятие Объяснение понятия Ассоциативный ряд
Нирвана (пример) Конечная цель человеческого существования, освобождение от цепи перерождения Отсутствие страдания, буддизм, джайнизм, Индия, карма, сансара
Архэ      
Эпохэ      
Атараксия      
Эйдос      
Сансара      
Дао      
Логос      
Пантеизм      
Схоластика      
Теодицея      
Гуманизм      
Эмпиризм      
Рационализм      
Агностицизм      
Скептицизм      
Диалектика      
Базис      
Общественно-экономическая формация    

 

  1. Прочитайте в Приложении выдержки из трудов Канта. Выпишите и объясните все понятия, употребляемые им при характеристике морального закона. Как понимает философ моральный закон? Выскажите свою позицию по данному вопросу.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Напишите законы диалектики и имя философа, сформулировавшего их. Приведите примеры, раскрывающие их универсальность.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Что понимал Г.Гегель под абсолютной идеей? Какие ступени развития она проходит?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Назовите черты неклассической философии. Охарактеризуйте её основные течения и направления, заполняя таблицу.

 

Течение (направление) Характеристика Представители
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

 

  1. Ответьте на вопросы теста.

1. Основателем даосизма в Китае был…

А. Лао-Цзы Б. Мо-Цзы В. Конфуций Г. Чжуан-Цзы

2. Какая философская школа впервые поставила вопрос о субстанции?

А. элейская Б. милетская В. пифагорейцы Г. софисты

3. Кто является автором термина «Философия»?

А. Сократ Б. Платон В. Аристотель Г. Пифагор

4. Автором атомистического учения является…

А. Демокрит Б. Зенон В. Анаксимандр Г. Аристотель

5. Буддизм ввёл в качестве исходного понятия в свою философию…

А. надежду Б. любовь В. страдание Г. желание

6. «В одну и ту же реку нельзя войти дважды» – говорил…

А. Анаксимандр Б. Анаксагор В. Гераклит Г. Сократ

7. По Канту, нравственная ценность поступка тем выше, чем более он…

А. соответствует действующему закону В. подчинен абстрактному чувству долга
Б. доставляет личное удовлетворение Г. связан с гуманными или дружескими чувствами

8. По мнению большинства историков философии Ф.Бэкон является родоначальником…

А. скептицизма Б. эмпиризма В. рационализма Г. позитивизма

9. Представителями немецкой классической философии являются…

А. К.Маркс и Ф.Энгельс В. А.Шопенгауэр и Ф.Ницше;
Б. И.Кант и Г.Гегель; Г. Г.Лейбниц и Б.Спиноза

10. Какой критерий является основанием для формационного подхода к общественному развитию…

А. способ производства материальных благ В. уровень развития производительных сил
Б. тип культуры Г. рыночные отношения

 

 

Тема 3. Бытие

1. Категория «Бытие» является одной из центральных в философии. Начиная с античности, когда сложились первые учения о бытии (онтологии), все философские системы строились на основе того или иного понимания смысла этой категории. Истолковывая её по-своему, философы постигали сущность мира. Раскройте материалистическое и идеалистическое понимание бытия.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 4. Познание

1. Заполните схему

Дайте определение и приведите примеры каждой из указанных форм

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Охарактеризуйте основные формы познания и приведите примеры к каждому из них.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Гёте писал:

«Что значит знать? Вот, друг мой, в чем вопрос.

На этот счет у нас не все в порядке.

Немногих, проникавших в суть вещей

И раскрывавших всем души скрижали,

Сжигали на кострах и распинали,

Как вам известно, с самых давних дней»

«Фауст» (Ч. I. Ночь)

ПРИЛОЖЕНИЕ

АРИСТОТЕЛЬ

«Удивление побуждает людей философствовать»

…Следует рассмотреть, каковы те причины и начала, наука о которых есть мудрость. Если рассмотреть те мнения, какие мы имеем о мудром, то, быть может, достигнем здесь больше ясности. Во-первых, мы предполагаем, что мудрый, насколько это возможно, знает все, хотя он и не имеет знания о каждом предмете в отдельности. Во-вторых, мы считаем мудрым того, кто способен познать трудное и нелегко постижимое для человека (ведь воспринимание чувствами свойственно всем, а потому это легко и ничего мудрого в этом нет). В-третьих, мы считаем, что более мудр во всякой науке тот, кто более точен и более способен научить выявлению причин, и, [в-четвертых], что из наук в большей мере мудрость та, которая желательна ради нее самой и для познания, нежели та, которая желательна ради извлекаемой из нее пользы, а [в-пятых], та, которая главенствует, – в большей мере, чем вспомогательная, ибо мудрому надлежит не получать наставления, а наставлять, и не он должен повиноваться другому, а ему – тот, кто менее мудр.

Вот каковы мнения и вот сколько мы их имеем о мудрости и мудрых. Из указанного здесь знание обо всем необходимо имеет тот, кто в наибольшей мере обладает знанием общего, ибо в некотором смысле он знает все подпадающее под общее. Но пожалуй, труднее всего для человека познать именно это, наиболее общее, ибо оно дальше всего от чувственных восприятий. А наиболее строги те науки, которые больше всего занимаются первыми началами: ведь те, которые исходят из меньшего числа [предпосылок], более строги, нежели те, которые приобретаются на основе прибавления [например, арифметика более строга, чем геометрия). Но и научить более способна та наука, которая исследует причины, ибо научают те, кто указывает причины для каждой вещи. А знание и понимание ради самого знания и понимания более всего присущи науке о том, что наиболее достойно познания, ибо тот, кто предпочитает знание ради знания, больше всего предпочтет науку наиболее совершенную, а такова наука о наиболее достойном познания. А наиболее достойны познания первоначала и причины, ибо через них и на их основе познается все остальное, а не они через то, что им подчинено. И наука, в наибольшей мере главенствующая и главнее вспомогательной, – та, которая познает цель, ради которой надлежит действовать в каждом отдельном случае; эта цель есть в каждом отдельном случае то или иное благо, а во всей природе вообще – наилучшее.

Итак, из всего сказанного следует, что имя [мудрости] необходимо отнести к одной и той же науке: это должна быть наука, исследующая первые начала и причины: ведь и благо, и "то, ради чего" есть один из видов причин. А что это не искусство творения, объяснили уже первые философы. Ибо и теперь и прежде удивление побуждает людей философствовать, причем вначале они удивлялись тому, чти непосредственно вызывало недоумение, а затем, мало-помалу продвигаясь таким образом далее, они задавались вопросом о более значительном, например о смене положения Луны, Солнца и звезд, а также о происхождении Вселенной. Но недоумевающий и удивляющийся считает себя незнающим (поэтому и тот, кто любит мифы, есть в некотором смысле философ, ибо миф создается на основе удивительного). Если, таким образом, начали философствовать, чтобы избавиться от незнания, то, очевидно, к знанию стали стремиться ради понимания, а не ради какой-нибудь пользы. Сам ход вещей подтверждает это; а именно: когда оказалось в наличии почти все необходимое, равно как и то, что облегчает жизнь и доставляет удовольствие, тогда стали искать такого рода разумение. Ясно поэтому, что мы не ищем его ни для какой другой надобности. И так же как свободным называем того человека, который живет ради самого себя, а не для другого, точно так же и эта наука единственно свободная, ибо она одна существует ради самой себя.

Поэтому и обладание ею можно бы по справедливости считать выше человеческих возможностей, ибо во многих отношениях природа людей рабская, так, что, по словам Симонида, "бог один иметь лишь мог бы этот дар", человеку же не подобает искать несоразмерного ему знания. Так вот, если поэты говорят правду и если зависть – в природе божества, то естественнее всего ей проявляться в этом случае, и несчастны должны бы быть все, кто неумерен. Но не может божество быть завистливым (впрочем, и по пословице "лгут много песнопевцы"), и не следует какую-либо другую науку считать более ценимой, чем эту. Ибо наиболее божественная наука также и наиболее ценима. А таковой может быть только одна эта – в двояком смысле. А именно: божественна та из наук, которой скорее всего мог бы обладать бог, и точно так же божественной была бы всякая наука о божественном. И только к одной лишь искомой нами науке подходит и то и другое. Бог, по общему мнению, принадлежит к причинам и есть некое начало, и такая наука могла бы быть или только или больше всего у бога. Таким образом, все другие науки более необходимы, нежели она, но лучше – нет ни одной.

Вместе с тем овладение этой наукой должно некоторым образом привести к тому, что противоположно нашим первоначальным исканиям. Как мы говорили, все начинают с удивления, обстоит ли дело таким именно образом, как удивляются, например, загадочным самодвижущимся игрушкам, или солнцеворотам, или несоизмеримости диагонали, ибо всем, кто еще не усмотрен причину, кажется удивительным, если что-то нельзя измерить самой малой мерой. А под конец нужно прийти к противоположному – и к лучшему, как говорится в пословице, – как и в приведенных случаях, когда в них разберутся: ведь ничему бы так не удивился человек, сведущий в геометрии, как если бы диагональ оказалась соизмеримой.

Итак, сказано, какова природа искомой науки и какова цель, к которой должны привести поиски ее и все вообще исследование.

Аристотель. Метафизика // Сочинения. В 3 т. Т. 1. М., 1976. С. 67–69.

В. С. СОЛОВЬЕВ

Исторические дела философии

…Философия существует в человечестве более двух с половиной тысячелетий. Спрашивается: что сделала она для человечества за это долгое время? Что сделала философия в области отвле­ченного мышления, при разрешении чисто умозрительных вопросов о бытии и познании,— это известно всем, занимавшимся филосо­фией. Но ведь философия не для них же одних существует. Ведь другие науки хотя также имеют свои чисто теоретические задачи, доступные только тем, кто их изучает, однако они не ограни­чиваются этими задачами, они хотя разрабатываются и изучаются теоретически немногими, но практическое значение имеют для всех; коренясь в школе, явные плоды приносят для жизни… Если и философия имеет в виду не отвлеченный интерес одиноких умов, а жизненный интерес всего человечества, то нужно прямо ответить на этот вопрос: что же делает философия для человечества, какие блага ему дает, от каких зол его избавляет.

Чтобы не разрешать этого вопроса наобум, обратимся к истории, потому что если философия вообще способна приносить живые плоды, то она, конечно, должна была уже принести такие плоды в столь долгое время своего существования.

Начиная с Востока и именно с Индии не потому только, что в Индии мы имеем наиболее типичную и определенную форму вос­точной культуры, но главное потому, что изо всех народов Востока только индусы обладают вполне самостоятельной и последовательной философией…

В Индии первоначально, более чем в какой-либо другой стране Востока, человеческая личность была поглощена внешней средою, это была по преимуществу страна всякого рабства, неравенства и внешнего обособления. Не четыре, как обыкновенно принимают, а более тысячи каст разделяли население неодолимыми прегра­дами. Понятия о человечности, т. е. о значении человека как человека, не было совсем, потому что человек низшей касты в глазах дважды рожденного представителя касты высшей был хуже нечистого животного, хуже падали, и вся судьба чело­века исключительно зависела и заранее предопределялась случай­ным фактором рождения его в той или другой касте…

И вот в этой-то стране рабства и разделения несколько уединенных мыслителей провозглашают новое, неслыханное слово все есть одно, все особенности и разделения суть только видоизменения одной всеобщей сущности, во всяком существе дóлжно видеть своего брата, себя самого.

Все есть одно — это было первое слово философии, и этим словом впервые возвещались человечеству его свобода и братское единение. Этим словом в корне подрывалось рабство религиозное и общественное, разрушалось всякое неравенство и обособление. И если все есть одно, если при виде каждого живого существа я должен сказать себе: это ты сам (tat twam asi), то куда денется разделение каст, какая будет разница между брамином и чандалом... Буддизм — в этом его мировое значение — впервые провозгласил достоинство человека, безусловность чело­веческой личности. Это был могущественный протест против той слепой внешней силы, против материального факта, которым на Востоке так подавлялась человеческая личность и в религии, и в общественном быте, это было смелое восстание человеческого лица против природной внешности, против случайности рождения и смерти… За великим пробуждением буддизма, поднявшим не только всю Индию, но и охватившим всю восточную Азию от Цейлона до Японии, за этим могучим пробуждением последовал для Востока долгий духовный сон.

Индийское сознание спер­ва было одержимо безобразными чудовищными богами, носите­лями чуждых диких сил внешней природы; греческое национальное сознание отправлялось от богов уже идеализированных, прекрас­ных, человекообразных, в поклонении которым выражалось при­знание превосходства, высшего значения человеческой формы. Но в греческой религии боготворилась только человеческая внешность, внутреннее же содержание человеческой личности раскрыто было греческою философией, вполне самобытное развитие которой начи­нается с софистов; потому что в предшествующую, предварительную эпоху греческая философия находилась под господствую­щим влиянием восточных учений, следуя которым философское сознание искало себе содержания вне себя и за верховные начала жизни принимало стихии и формы внешнего мира, и только в софи­стах это сознание решительно приходит в себя. Сущность софи­стики — это отрицание всякого внешнего бытия и связанное с этим признание верховного значения человеческой личности… Что и было прямо высказано софистом П



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 861; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.105.122 (0.015 с.)