Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общество как объект философского исследования. Природа, общество, культура. Концепции общественного развития.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Общество – предельно сложная из всех форм бытия. Общество изучается различными частными науками и каждая имеет предметом определенную сторону общества. Философия изучает не частные вопросы, а всеобщее и закономерное в развитии общества, стремится выявить фундаментальные основы общественной жизни. Общество рассматривается с точки зрения универсальных законов, т.е. присущих обществу вообще, в любую эпоху. Задача философии – понимание общества как самостоятельной совокупности взаимодействующих людей, обладающей универсальными законами организации и конкретными формами проявления этих законов. Общество – особая наиболее сложная форма бытия, это социальное бытие, социум. Социальное – особая надприродная реальность. Понятие соц-е означает совокупность свойств и признаков, выделяющих человека и созданную им среду из царства природы. Общество – обособившаяся от природы часть мира. Природа – необходимая внешняя среда, но специфика существования общества определяется не природой. Общество в отличие от природы – специфически человеческий способ существования. Общество возникло вместе с человеком и стало формой в рамках которой, единственно возможно существование человека. В таком понимании общество близко к понятию культуры. Культура – важнейшая сущностная характеристика общества. В самом общем смысле культурой можно считать деятельность людей и результаты этой деятельности. Деятельность – главная особенность социального бытия, это специфически человеческая активность. Причиной деятельности выступают разнообразные человеческие потребности, мат, физ, соц и дух. Осознание потребностей порождает интересы, т.е представление о возможных способах удовлетворения потребностей. Таким образом, потребности и интересы выступают материальной причиной общественной жизни, деятельности людей. Общество – это процесс совместной деятельности и взаимоотношений между людьми, обусловленный процессами производства и воспроизводства их жизни. Анализ исторического процесса – важ. аспект в изучении общества. Начало философии истории было положено в период средневековья (А. Августин – теологическая) и господствовала до 18 в. Светская концепция наиболее полно представлена в системе Гегеля. С идеальных позиций она стремится выявить законы и направленности исторических традиций. Идеалистич.подход считает что причиной всех проц-в в об-веявлсознанеие людей или мировой дух. Материалистический подход получил развитие в марксизме в концепции исторического материализма. Решающее значение в историческом процессе марксизм придает экономическим и социокультурным факторам – материальному производству и производственным отношения (эк. детерминизм). Материалистическое понимание истории получило развитие в ХХ в. На его основе сложился формационный подход к объяснению исторического процесса. Формация - Определенная ступень, стадия в развитии чего-н. Выделяются следующие типы общественно-экономических формаций: Первобытно-общинная;Рабовладельческая; Феодальная; Капиталистическая; Коммунистическая - переходный этап к коммунизму - социализм. Наряду с формац. подходом существовал цивилизационный подход, который опирается на теорию локальных цивилизаций (Тоинби, Шпенглер). Выделяются следующие типы цивилизаций:Древние государства;Средневековые государства;Современные государства. Формацион. подход демонстрирует общие закономерности исторического процесса, основывает принцип преемственности человеческого развития. Однако она оказалась недостаточной в условиях усиления неравномерности развития отдельных регионов и стран, начиная с конца 19 в. также эта модель не предусматривала возможности капиталистического способа производства в плане его эволюции и способности к выживанию. Цив.модель позволила дополнить представления об историческом процессе. С его помощью был преодолен европоцентристский подход к пониманию истории. Также она позволила соединить объективный подход к истории с пониманием роли субъекта. Однако этот подход был слабее формационного в сфере объяснения общецивилизационных тенденций развития. В ХХ в. стадиальная концепция, которая обосновывает решающую роль научных и технико-технологических факторов развития общества (Д. Делл и др.) В 60-80 гг. ХХ в. сформировалось представление последовательно сменяющих друг друга стадиях развития общества: -доиндустриальная (аграр)-традиц. общество, где господствовал. традиц тип отношенений. Основная сфера – аграр., осн. рес-с – сырье; -индустриальная (оснрес-с – энергия, осн сфера – промышленность) –сер 19 -постиндустриальная (оснрес-с – инф-я, осн сфера – наука)
45. Общество как системное образование. Основные сферы жизни общества, их взаимосвязь. Общество – исторически конкретное устойчивое образование, целостность, имеющая внутренние механизмы воспроизводства, самоорганизации и саморегулирования. Это позволяет рассматривать общество как сложную систему, т.е. совокупность элементов, объединенных упорядоченной взаимосвязью и взаимодействия. Целостность системы обеспечивается общественным производством, т. е. совместной деятельностью людей, направленной на производство и воспроизводство их жизни. Общественное производство – процесс, получающий все необходимые слагаемые жизни людей: -воспроизводство самих людей (+семейно-бытовые отношения) -материальное производство (производство материальных условий жизни людей) -духовное производство (создание знаний, опыта, ценностей) -управление (обеспечение согласованности и целостности общества) В силу сказанного принято условно делить общество на отдельные сферы, каждая из которых выполняет определенные необходимые задачи в рамках общественного организма. Такое деление является только условным, т.к в реальности все сферы тесно взаимосвязаны. 1. Экономическая подсистема функционирует на основе материального производства, представляет собой совокупность различных форм деятельность в сфере материального производства. В этой сфере реализуется хозяйственная жизнь общества, воплощаются научно технич.достижения и осуществляется взаимодействие всех отраслей экономики. Основной тип отношений – производственные отношения. Собственность – право распоряжаться и использовать нек. долю общественного богатства. Форма собственности решающим образом влияет на всю сферу общественного производства. В собственности могут находиться: средства производства, рабочая сила, результаты материального производства. Собственность – институт экономической сферы, но его действия затрагивают и др. сферы Так исторически сложившееся разделение труда и институт собственности обуславливает соц. стр-ру общества. На этой основе складываются социальные и профес. группы. Собственность определяет право распоряжаться не только матер.рес-ми, но и людьми – переход экономических отношений в политические. Многие соц-эк. Проблемы м.б. решены при помощи полит средств. Способ пр-ва и отношения собственности влияют и на дух.сферу общества: воздействие через соц-эк отношения на сознание людей, мораль, иск-во. 2. Социальная подсистема – сфера взаимоотношений между соц. группами общества по поводу социальных условий их жизни и деятельность. Социальные отношения включают в себя все совокупность вопросов, связанных с существованием и разрешением противоречий в условиях социального расслоения общ-ва, касаются соблюдения социальной справедливости, соц. гарантий, права на соц. защиту и т.д. Эти вопросы касаются сфер трудовой деятельности, быта людей, образования, здравоохранения. Степень удовлетворения социальных потребностей опред. через различные показатели: ур., кач-во жизни индивида, семьи, соц. гр. Эти показатели указывают на эффективность функционирования соц. подсистемы. 3. Политическая подсистема – сфера отношений по поводу власти между социальными и национальными группами, а также разного рода организациями. Главное назначение полит.системы – регулирование общественной жизни, поддержание целостности общественных организаций. Основными институтами являются власть и государство. Власть – способность осуществлять свою волю в рамках определенного сообщества людей. Гос-во – осн. институт власти, концентрирующий в своих руках власт. полномочия и средства их осуществления. Политические отношения – отн. по поводу формирования, распределения, использования власти в обществе, а также реализация полит.прав и свобод отд. полит. субъектов. 4. Духовная подсистема связана с производством духовных ценностей, т.е. знаний, моральных норм, традиций, образцов деятельности и поведения. Дух.сфера формируется исторически, воплощает геогр., нац., религ. и др. особенности развития общества. Она включает в себя элементы, направленные на удовлетворение общественных и личных дух.потребностей. На этой основе в обществе складываются особые отрасли дух.производства и соотв. им институты: наука, образование, иск-во, а также средство сохранения и передачи информации. В дух.подсистеме функц-т общественное соз-е, т.е. целостное дух. явление, представляющее ид. образ мира, формируемый соц. образ мира, формируемый соц. общностями под воздействием надлич. факторов, т.е. мат. условий жизни и дух. культуры общества. Общ.сознание включает 2 ур: -обыденное (накопленный поколениями опыт деят-ти, нормы, обычаи, нек. мировоззренческие представления в нар худ.тв-ве) -теоретическое (осмысление явлений общественной жизни, выступает как система логически взаимосвязанных положений) Общ.сознание несет печать субъективности. Это обнаруживается в элементах: общественная психология и идеология. Общ.сознание неоднородно. Формы общ. сознания: полит., правовое, моральное, эстетическое, религ., филос., научное.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 453; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.103.203 (0.008 с.) |