Общество как объект философского исследования. Природа, общество, культура. Концепции общественного развития. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общество как объект философского исследования. Природа, общество, культура. Концепции общественного развития.



Общество – предельно сложная из всех форм бытия. Общество изучается различными частными науками и каждая имеет предметом определенную сторону общества. Философия изучает не частные вопросы, а всеобщее и закономерное в развитии общества, стремится выявить фундаментальные основы общественной жизни. Общество рассматривается с точки зрения универсальных законов, т.е. присущих обществу вообще, в любую эпоху.

Задача философии – понимание общества как самостоятельной совокупности взаимодействующих людей, обладающей универсальными законами организации и конкретными формами проявления этих законов. Общество – особая наиболее сложная форма бытия, это социальное бытие, социум.

Социальное – особая надприродная реальность. Понятие соц-е означает совокупность свойств и признаков, выделяющих человека и созданную им среду из царства природы. Общество – обособившаяся от природы часть мира. Природа – необходимая внешняя среда, но специфика существования общества определяется не природой. Общество в отличие от природы – специфически человеческий способ существования. Общество возникло вместе с человеком и стало формой в рамках которой, единственно возможно существование человека. В таком понимании общество близко к понятию культуры. Культура – важнейшая сущностная характеристика общества. В самом общем смысле культурой можно считать деятельность людей и результаты этой деятельности. Деятельность – главная особенность социального бытия, это специфически человеческая активность. Причиной деятельности выступают разнообразные человеческие потребности, мат, физ, соц и дух. Осознание потребностей порождает интересы, т.е представление о возможных способах удовлетворения потребностей. Таким образом, потребности и интересы выступают материальной причиной общественной жизни, деятельности людей.

Общество – это процесс совместной деятельности и взаимоотношений между людьми, обусловленный процессами производства и воспроизводства их жизни.

Анализ исторического процесса – важ. аспект в изучении общества. Начало философии истории было положено в период средневековья (А. Августин – теологическая) и господствовала до 18 в. Светская концепция наиболее полно представлена в системе Гегеля. С идеальных позиций она стремится выявить законы и направленности исторических традиций. Идеалистич.подход считает что причиной всех проц-в в об-веявлсознанеие людей или мировой дух. Материалистический подход получил развитие в марксизме в концепции исторического материализма. Решающее значение в историческом процессе марксизм придает экономическим и социокультурным факторам – материальному производству и производственным отношения (эк. детерминизм). Материалистическое понимание истории получило развитие в ХХ в. На его основе сложился формационный подход к объяснению исторического процесса. Формация - Определенная ступень, стадия в развитии чего-н. Выделяются следующие типы общественно-экономических формаций: Первобытно-общинная;Рабовладельческая; Феодальная; Капиталистическая; Коммунистическая - переходный этап к коммунизму - социализм.

Наряду с формац. подходом существовал цивилизационный подход, который опирается на теорию локальных цивилизаций (Тоинби, Шпенглер). Выделяются следующие типы цивилизаций:Древние государства;Средневековые государства;Современные государства.

Формацион. подход демонстрирует общие закономерности исторического процесса, основывает принцип преемственности человеческого развития. Однако она оказалась недостаточной в условиях усиления неравномерности развития отдельных регионов и стран, начиная с конца 19 в. также эта модель не предусматривала возможности капиталистического способа производства в плане его эволюции и способности к выживанию.

Цив.модель позволила дополнить представления об историческом процессе. С его помощью был преодолен европоцентристский подход к пониманию истории. Также она позволила соединить объективный подход к истории с пониманием роли субъекта. Однако этот подход был слабее формационного в сфере объяснения общецивилизационных тенденций развития. В ХХ в. стадиальная концепция, которая обосновывает решающую роль научных и технико-технологических факторов развития общества (Д. Делл и др.) В 60-80 гг. ХХ в. сформировалось представление последовательно сменяющих друг друга стадиях развития общества:

-доиндустриальная (аграр)-традиц. общество, где господствовал. традиц тип отношенений. Основная сфера – аграр., осн. рес-с – сырье;

-индустриальная (оснрес-с – энергия, осн сфера – промышленность) –сер 19

-постиндустриальная (оснрес-с – инф-я, осн сфера – наука)

 

45. Общество как системное образование. Основные сферы жизни общества, их взаимосвязь.

Общество – исторически конкретное устойчивое образование, целостность, имеющая внутренние механизмы воспроизводства, самоорганизации и саморегулирования. Это позволяет рассматривать общество как сложную систему, т.е. совокупность элементов, объединенных упорядоченной взаимосвязью и взаимодействия. Целостность системы обеспечивается общественным производством, т. е. совместной деятельностью людей, направленной на производство и воспроизводство их жизни. Общественное производство – процесс, получающий все необходимые слагаемые жизни людей:

-воспроизводство самих людей (+семейно-бытовые отношения)

-материальное производство (производство материальных условий жизни людей)

-духовное производство (создание знаний, опыта, ценностей)

-управление (обеспечение согласованности и целостности общества)

В силу сказанного принято условно делить общество на отдельные сферы, каждая из которых выполняет определенные необходимые задачи в рамках общественного организма. Такое деление является только условным, т.к в реальности все сферы тесно взаимосвязаны.

1. Экономическая подсистема функционирует на основе материального производства, представляет собой совокупность различных форм деятельность в сфере материального производства. В этой сфере реализуется хозяйственная жизнь общества, воплощаются научно технич.достижения и осуществляется взаимодействие всех отраслей экономики. Основной тип отношений – производственные отношения. Собственность – право распоряжаться и использовать нек. долю общественного богатства. Форма собственности решающим образом влияет на всю сферу общественного производства. В собственности могут находиться: средства производства, рабочая сила, результаты материального производства. Собственность – институт экономической сферы, но его действия затрагивают и др. сферы Так исторически сложившееся разделение труда и институт собственности обуславливает соц. стр-ру общества. На этой основе складываются социальные и профес. группы. Собственность определяет право распоряжаться не только матер.рес-ми, но и людьми – переход экономических отношений в политические. Многие соц-эк. Проблемы м.б. решены при помощи полит средств. Способ пр-ва и отношения собственности влияют и на дух.сферу общества: воздействие через соц-эк отношения на сознание людей, мораль, иск-во.

2. Социальная подсистема – сфера взаимоотношений между соц. группами общества по поводу социальных условий их жизни и деятельность. Социальные отношения включают в себя все совокупность вопросов, связанных с существованием и разрешением противоречий в условиях социального расслоения общ-ва, касаются соблюдения социальной справедливости, соц. гарантий, права на соц. защиту и т.д. Эти вопросы касаются сфер трудовой деятельности, быта людей, образования, здравоохранения. Степень удовлетворения социальных потребностей опред. через различные показатели: ур., кач-во жизни индивида, семьи, соц. гр. Эти показатели указывают на эффективность функционирования соц. подсистемы.

3. Политическая подсистема – сфера отношений по поводу власти между социальными и национальными группами, а также разного рода организациями. Главное назначение полит.системы – регулирование общественной жизни, поддержание целостности общественных организаций. Основными институтами являются власть и государство. Власть – способность осуществлять свою волю в рамках определенного сообщества людей. Гос-во – осн. институт власти, концентрирующий в своих руках власт. полномочия и средства их осуществления. Политические отношения – отн. по поводу формирования, распределения, использования власти в обществе, а также реализация полит.прав и свобод отд. полит. субъектов.

4. Духовная подсистема связана с производством духовных ценностей, т.е. знаний, моральных норм, традиций, образцов деятельности и поведения. Дух.сфера формируется исторически, воплощает геогр., нац., религ. и др. особенности развития общества. Она включает в себя элементы, направленные на удовлетворение общественных и личных дух.потребностей. На этой основе в обществе складываются особые отрасли дух.производства и соотв. им институты: наука, образование, иск-во, а также средство сохранения и передачи информации. В дух.подсистеме функц-т общественное соз-е, т.е. целостное дух. явление, представляющее ид. образ мира, формируемый соц. образ мира, формируемый соц. общностями под воздействием надлич. факторов, т.е. мат. условий жизни и дух. культуры общества. Общ.сознание включает 2 ур:

-обыденное (накопленный поколениями опыт деят-ти, нормы, обычаи, нек. мировоззренческие представления в нар худ.тв-ве)

-теоретическое (осмысление явлений общественной жизни, выступает как система логически взаимосвязанных положений)

Общ.сознание несет печать субъективности. Это обнаруживается в элементах: общественная психология и идеология. Общ.сознание неоднородно. Формы общ. сознания: полит., правовое, моральное, эстетическое, религ., филос., научное.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 415; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.165.8 (0.008 с.)