Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Генезис и специфика философствования в античной Греции. Космоцентризм античной философии. Натурфилософия досократического периода.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Генезис Генезис древнегреческой философии относится к VI-VII вв. до н.э. Классобразование, становление ранних рабовладельческих государств. Следствием рационализации сознания и общественного устройства явился кризис мифологического мировоззрения. Предпосылки формирования философии: 1) Богатая античная мифология. Космогония- объяснения происхождения мира. 2) Исторические поэтические сочинения: Гомер, Гесиод (о тружениках, о людях, испытанных страданиях) 3) Интенсивное развитие общенародного и математического знания. В центре внимания философии: проблемы космологии (устройство мира) и космогонии. Главная особенность античной философии - космоцентризм. Понятие «космос» трактовалось универсально, как мир в его разнообразии («универсум»- вселенная, природа земли, её процессы, скрытые причины). Космоцентризм определяет подход к пониманию человека под углом его связи с природой как части единого целого. Для античной философии характерно стремление дать рациональное аргументированное объяснение всем процессам в мире, при этом философия не обращается к сверхъестественному, она изначально является рациональной. Развитие происходило в рамках нескольких философских школ: Милет(милетская школа):Фалес, Анаксилсен, Анаксимант. Решение проблемы субстанции мира: материальное направление: эфессиал(по взглядам близок к милетской школе) Гераклит Эфесский-основатель первой формы диалектики(учении о всеобщей связи и развитии). Диалектика Гераклита носит стихийный характер. Атоллистическая школа: Левкит, Демокрит. Материальная по направленности(мир состоит из атомов, мельчайших материально-невидимых частиц; атомы движутся в пустоте. Пустота- обязательное условие движения атомов). Разнообразные комбинации атомов образуют многообразие природы. Идеалистические школы: «Пифагорский союз» (активный интерес к математике), «Элейская школа»; Ксенофан, Арменид, Ксеон. Элеаты- основатели философской онтологии. Впервые стали применять понятие «бытие». Создали свою диалектику. Главная идея- «мир неизменен и неподвижен». Абсолютная роль разума, бытие отождествляется не с материальными объектами, а с мышлением, для них чувства и наблюдения не обладают достоверностью. Истинно лишь то, что находится в мышлении. Противопоставили знание теоретическое практическому опыту. То, чего нет для разума, объявили несуществующим. Общая направленность досократов- натурфилософия, т.е. объяснение природы посредством умозрительных размышлений, без обращения к эмпирике. Переход к антроп-кой тематике в твор-ве Софистов и Сократа Гумманистич-й(антропоц-й) тип Ф-и 469-399 до н.э. – Сократ. С Сокр-м связан переход от натурфил-и к проблемам фил.антропологии. Матер-енапр-е уступает место идеализму. На 1ый план выходят проблемы чел-й души, ктр влекут за собой познание и нравств-ть. В этих?ах гл. объект изучения-ЧЕЛОВЕК –его сознание, интел-е способности. Приоритетная тематика создаёт впечатление, что наиб-е важными явл-ся проблемы духа, сознания. Это обусл-лопреоблад-е идеолог-х подходов в этом периоде. Тв-во Сократа разв-сь в его споре с Софистами. Софисты (Протагор). Разр-ли особый диалект-й метод, техн-ку обоснования и док-ва. Соф-ты создали негативн. диалектикуи заложили новое напр-е фил-и- субъективный идеал-м. Ис-во софистов – СОФИСТИКА – ложные логич-е построения, вводящие в заблуждение. СОФИЗМ – ложноеумозакл-е, формально кажущ-ся верным, основ-е на сознат-м нарушении правил логики Сократ выступил критиком софистов, критиковал их за субъективизм и релятивизм. Своим девизом «Познай себя» заложил основы гносеологии и этики. Гл. тема Сократа – нравственно-этич-я. В обл. гносеологии он разраб-л метод диалектики(маевтика) – ис-во научить ч-ка правильно мыслить. Её наз-т позитивной-способ поиска истины путём рассм-я разлю точек зрения. С позит-ой диалектикой Сократа связ-т СОКРАТОВСКО-ПЛАТОНОВСКИЙ ПОВОРОТ ФИЛ-И. Учение Сократа относится к идеализму, кот-й вытекает из отказа от познав-я внешн.мира,природы. Сократ сосредот-н на внутр. мире души человека. Знание души – единсвенно доступный человеку вид знания, люб-е др. познание относит-но. Причина ид-ма Сократа – его крайний рационализм и умаление внешн. объективн-го мира в познании. Сократич. школы – киренаики(гедонизм), киники(крайний аскетизм).
Философия классического периода. Учение Платона об идеях, душе, познании и гос-ве Платон(427-347). Как мировоз-е идеал-м противоп-н мат-муфил-и Платона. Платон строит свою систему на синтезе идеи и материи(ДУАЛИЗМ) Платон считает, что мир по природе двойственен:вкл-т в себя видимый мир чувтв-х вещей и невидимый(сверхчувств-й) мир вечных и неизменных идей(эйдос). Мир идей первичен. Он и есть истинное бытие. Мир вещей явл-ся бедным отражением мира идей. По отношению к предметам эмпирического мира, идеи вып-т роль образца и т.о. идеи творят вещи матер.мира. Согласно Платону, познание - припоминание душой тех идей, ктр душа познала до рождения ч-ка, когда она находилась в мире идей.Т.о. знания явл-ся врождёнными человеку и познаются усилиями мышления. Платона считают основоп-ком объект-го идеал-ма, согласно кот-му мысли и понятия сущ-т объективно.
Место Аристотеля в истории философии. Учение Аристотеля о бытии, материи и форме. Воззрения Аристотеля энциклопедичны и вобрали в себя все гл. достижения античной науки (физика, психология, этика, теория познания гносеология(наука о познании), эстетика, соц. философия) 1.Главной труд- Метофизика - по содерж-ю- конспект лекций, посвящ-й исследованию первопричин мира. Анронис Родосский - дал название метофизика(философия), то что над физикой(над природой). Аристотель попытался преодолеть разрыв между миром чувственных вещей и миром идей, дает критику платоновского идеализма.Он исходит из материализма, признает объектнивность(то, что существует независимо от человеческого сознания), считает её самост-ной субстанцией(то, из чего все происходит)Истинное бытие – это бытие единичное, то есть бытие реальных вещей мира. 2. Позднее Ар-ль развивал учение о форме и материи, в ктр отходит от материализма и частично возвращается к платоновскому положению об идее, как основе мира.Аристотель рассматривал единичное бытие как сочетание МАТЕРИИ и ФОРМЫ Материя – это пассивное аморфное начало, первичный материал, который содержит в себе потенцию всех вещей. Чтобы потенциальная возможность стала действительностью, материи нужно придавать форму. Формой выступает эйдос(идея)- активное начало жизни и деятельности. Оформляя материю, форма дает ей действительное существование, переводит из потенциального бытия в истинное. Форму Аристотеля рассматривают как стимул и цель, как причину становления вещей. Форма как эйдос тождественна сущности вещи. У живых существ материя- это тело, а форма- душа. Всех существ он делит на низшие, которые состоят из материи и формы и высшие, т.е. чистой формы или идеи. В Гносеологии Ар-ль исходит из строго материалистических предпосылок. Выдвигает 2 уровня познания: 1- чувственный(основан на данных органах чувств); 2 –рациональный(обработка чувственных данных посредством разума) Таким образом непосредственный источник познания- первичные ощущения идей, они устанавливают факт и его причину. Затем разум завершает исследование факта и его сущности. независимо от ч-ка.
Фил-я эпохи эллинизма Эллинизм- последний этап античной культуры, время её послднего упадка (3в до н.э.-4-5 в. н.э.) фил-я тематика приобр-т индивид-но-личностный хар-р. Происходит поворот от рационализма к иррац-му и мистике. Преобл-т антропологич-я и этич-я тематика. Школы эллинизма: - эпикуризм (что есть счастье – отказ от внешн. потребностей духовных; учение Эпикуры похоже на учение Демокрита об атомах) - кинизм (попытка взглянуть на мир без розовых очков) -скептицизм(скептики, сомнев-ся во всём нужно отказ-ся от иллюзий и жить тем миром, как воспринимаем его сейчас) -стоиизм (невозмутимо противостоять невзгодам, кот-х нельзя ничем сломить) -неоплатонизм Эллинист-е учения с их идеал-мом подготовили переход к новому этапу фил-и, к религиозному ср. веков. СТОИЦИЗМ(300до н.э.-300н.э.) др. греки – Зенон и, Хрисипп, поздние стоики – римляне – Плутарх, Цицерон(высок. полит.деят-ль), Марк Аврелий(царь). Суть: учение преимущ-но фатализм(вера в судьбу, подчинение ей). Судьба мира и человека опред-на безличным богом Логосом(«закон» ктр правит миром). Д-е судьбы исключает свободу человека. Свобода мыслится как подчинение логосу – мировому порядку. Эпический идеал – мудрец, достигший апатии(отсутствие страстей), независимый от внешних обстоятельств. НЕОПЛАТОНИЗМ (3-5в н.э.) Последний этап развития античного платонизма. Осн-ль учения – Плотин.(205-270). Неоплатонизм систематизировал учение Платона (под время).и соединил его с некоторыми идеями Аристотеля. Суть: В центре учения представление об иерархической организации бытия. Во главе бытия поставлено сверхсущее. Единое, т.е абстрактное, нематериальное, сверхчувственное начало мира (неподвластный чувствам) можно воспринимать только душой. Единое стало прообразом христианского Бога. Единое постигается помимо разума через сверхчувственное откровение.Из единого исходят и стоят имя его: Разум(лоос) с его идеями, душа(психе) с её чувствами. Стоицизм и неоплатонизм оказали глубокое влияние на формирование христианской фил-и.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1697; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.14.208 (0.009 с.) |