Формы организации труда мастеров профессионального обучения. Функции мастера по каждой форме: мастер-группа, 2 мастера-группа,мастер-мастерская.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы организации труда мастеров профессионального обучения. Функции мастера по каждой форме: мастер-группа, 2 мастера-группа,мастер-мастерская.



Формы организации труда мастеров профессионального обучения: один мастер, закрепленный за учебной группой; два мастера, закрепленных за учебной группой; мастер, закрепленный за учебной мастерской; бригадная форма организации работы мастеров производственного обучения. на В практике системы НПО имеет место и еще одна форма организации работы мастера, имеющего высшее профессионально-педагогическое ос образование и руководящего группой. Такой мастер может одновременно являться преподавателем специальных дисциплин в своей группе. Это позволит обеспечить более высокий уровень основ научных знаний с одновременным получением прочных практических умений и навыков по профессии. Мастер, работающий в одной группе от приема до выпуска учащихся — самая традиционная форма организации труда мастеров в системе НПО. Расширение профессий и специальностей вызвало появление других форм организации труда мастеров. Распространенной стала форма работы двух мастеров в группе. Этот вариант совместной работы может способствовать повышению качества подготовки учащихся, так как легче контролировать действия группы, особенно при выполнении сложных работ. Опытный мастер передает молодому коллеге опыт,всегда имеется возможность подстраховать друг друга. Широко применяется и такая форма коллективного участия мастеров производственного обучения в обучении одной сложной профессии (разных сроков и курсов обучения), как бригадная. Группа мастеров закрепляется за учебным участком (мастерской, лабораторией, полигоном и т.п.) для организации обучения учащихся всех курсов (кроме проходящих практику на производстве). Наиболее опытный и компетентный мастер избирается бригадиром. Он так же, как и все, проводит занятия, но при этом осуществляет организационное и методическое руководство всем процессом производственного обучения. Такая бригада мастеров полностью отвечает за выполнение учебно-производственных работ, производственных заказов, за качественную постановку и воспитательного, и учебного процесса. Целесообразно закрепление за специализированными мастерскими и лабораториями наиболее опытных мастеров соответствующего профиля (со статусом заведующего). Они осуществляют оснащение учебной базы необходимым оборудованием, принадлежностями, приборами, обеспечивают их эксплуатацию и проводят занятия со всеми группами, по учебным планам которых предусмотрено изучение этих работ. При этом мастера, закрепленные за учебной группой, присутствуют на занятиях, оказывая помощь в организации работы и поддержании дисциплины. Занятия с профессионалами,знающими все тонкости дела эффективно для подготовки будущих специалистов.

18.Планирование процесса производственного обучения. Виды планов и их характеристики.

Оромное значение на качество подготовки будущих специалистов по рабочей профессии играет планирование процессов производственного обчения. Задачи планированияПО: обеспечание полного и свеевременного выполнения учебных планов и программ обучения,установить взаимосвязь в учебно воспитательных работах,создание условий для подготовки мастера к занятиям,создание условий для материально технического оснащения учебного процесса,обеспечить наиболее полное и рациональное использование оборудование и помещений,организовать правильный подбор и распределение учебно-производственных работ,обеспечить систематический контроль за качеством обучения. Основные документы планирования ПО: учебный план (основной документ отражающий содержание обучения,содержит перечень изучаемых дисциплин,циклов по годам обучения и кол. Часов на каждый предмет. Существуют базисные(государственные),региональные и рабочие планы), сводно-тематический план(определяет согласование тем производственного обучения и специальной технологии,составляется на весь период обученияструктура(производственное обучение:неделя,номер темы,тема количество часов,специальная технология:неделя,номер темы,тема количество часов), перспективно-тематический план(один из документов планировнаия работы мастера и орагнизации работы учащегося, перспективно-тематическое планирование составляется на весь учебны год согласно рабочей программе. Единой формы составления нет,однако традиционно он состоит из следующих пунктов: номер урока,название темы урока,количество часов,цель урока,распределение времени урока,наименование учебно-производственных работ,материально-техническое оснащение урока,связь с предметами теоретического обчения,примечание) ,перечень учебно производственных работ(так как ПО связано с выполнением упражнений,на оснвоании которых учащиеся выполняют определенного вида изделия. Мастер должен заранее планировать виды работ согласно темам программы,поэтому он составляет перечень УПР. Требования к составлению: согласование изучаемой темы с изготовлением детали,изделие должно переходить от простого к сложному,изделие должно иметь производственную значимость,работа должна соответсвтовать физическим возможностям учащихся,комплексные работы должны составляться из деталей которые охватываеют все изученные операции,к перечню учебно производственных работ прилагются все чертежи изделий. План составления УПР (время изучения темы,название темы,учебно производственные работы(наименование,чертеж и номер),разряд(сложность)рабочая норма времени,ученическая норма времени)).

19.Назначение и содержание перспективно-тематического плана. Примерная структура и методика разработки

Перспективное планирование в значительной степени облегчает работу мастера при подготовке к очередному занятию. Мастер заблаговременно знает какое изделие будут выполнять учащиеся,он имеет досрочную возможность изготовить эталонный образец,подготовить техническую документацию,продумать технологическую последовательность изготовления.

Единой, строго обязательной формы тематического планирования нет. Мастер вправе сам определить структуру и содержание перспективно-тематического планирования. При этом можно широко использовать существующие в учебных заведениях паспорта учебно-методического обеспечения производственного обучения, в которых учтено наименование, характеристика и количество имеющихся в наличии учебной и учебно-методической документации, литературы и пособий, дидактических средств обучения и т. п. При перспективном планировании необходимо учитывать ряд методологических моментов. Назовем их. 1. Учебная программа для конкретной группы распределяется по темам, подтемам (разделам), которые, в свою очередь, соотносятся с конкретными занятиями. 2. В соответствии с программой определяется круг теоретических сведений (технологических вопросов), которые следует закрепить на практике. Мастер сочтет целесообразным включить ознакомление учащихся с новаторскими инструментами или приемами — это его право. Важно лишь, чтобы они относительно равномерно распределялись по занятиям. При перспективной подготовке мастера к занятиям представляется возможным наметить и определить, какими средствами наглядности и ТСО он располагает для иллюстрации своих инструктажей. При необходимости может быть запланировано изготовление или приобретение недостающих таблиц, плакатов, кодограмм, диафильмов и справочной литературы. 3. Наиболее существенным при перспективном планировании является определение круга практических действий учащихся в процессе упражнений или самостоятельной работы. Центральным моментом является выбор из перечней учебных работ конкретного изделия, запланированного к изготовлению учащимися на данном занятии. Здесь же можно наметить степень технологического обеспечения каждого занятия. Опыт и практика показывают целесообразность перспективного планирования резервных (заменяемых) объектов труда (на случай возможного отсутствия материала и т.п.). 4. Перспективное планирование в значительной степени облегчает работу мастера при подготовке к очередному занятию. Опыт показывает, что чем полнее и продуманнее перспективное планирование, тем легче мастеру составлять поурочное. Это обстоятельство известно всем опытным педагогам, так как многократно подтверждалось практикой. Традиционно Перспективно-тематически план состоит из следующих пунктов: название темы урока,количество часов,цель урока,распределение времени урока,наименование учебно-производственных работ,материально-техническое оснащение урока,связь с предметами теоретического обчения,примечание.

20. Цели,задачи, формы организации производственного обучения учащихся на предприятии.

 

Цель производственного обучения на предприятии: чтобы учащиеся отработали свои теоретически навыки на производстве. Задачи:повыситькачество выполнения работ, улучшить производительность труда, отработать применение профессиональных знаний при работе,владение приемами и способами выполнения производственных работ, ознакомится с организацией труда и рабочего места, ознакомится с соблюдение норма и правил безопасности труда,гигиены и экологических требований. Обучение учащихся в цехах предприятия - решающий период в подготовке квалифицированных рабочих Здесь учащиеся знакомятся с производственной обстановкой, современным оборудованием, новой технологической оснасткой, со смежными объектами работ, с современным технологическим процессом. Производственное обучение на предприятии направлено на то, чтобы учащиеся закрепили и усовершенствовали важнейшие навыки при выполнении комплексных работ, приобрели умения планировать технологические процессы, шире ознакомились с конструкциями типовых изделий. В учебных мастерских обучение целиком подчинено учебным целям, то на предприятии все направлено на обеспечение выпуска продукции надлежащего качества и объема Многообразие и сложность учебно-воспитательных задач при обучении учащихся в условиях производства требуют от мастера обоснованного выбора рациональных форм организации обучения учащихся. Однако при любой из выбранных форм возрастает значение самостоятельности учащихся по сравнению с периодом обучения в учебных мастерских Мастер в условиях производства не может постоянно опекать учащихся и помогать им, как это практиковалось при обучении в учебных мастерских. Существуют 4 формы проведения практики на предприятии-Урочная-обучение на учебно-производственной участве,бригадная в составе ученических бригад (происходит деление на подгруппы,каждая выполняет свое задание-учащиеся могут выполнять работы разного уровня,мастеру легче их контролировать,самообучение присутвует), Бригадная в составе квалифицированных рабочих, индивидуальная(прикрепление обучающегося к высококвалифицированному рабочему-достигается наилучшая производительность труда )

21. План (занятия) урока производственного обучения. Структура плана урока.

Особенности урока ПО-занимает больше времени чем урок теоретического обучения ( не менее 6 часов),проводится в производственных мастерских где выполняется техника безопасности,учащиеся выполняют самостоятельную работу. Процесс ПО-это совокупность и взаимосвязь действий мастера По и руководимых им учащихся с целью подготовки их по операциям профессии. Содержание обучения: планирование процесса обучения,подготовка,осуществление,контроль,обслуживание. Деятельность мастера ПО: создание у учащихся полного и развернутого представления о задачах,условиях,средствах,способах выполнения и контроля трудового процесса,руководство деятельностью учащихся,контроль и анализ учебных успехов учащихся. Деятельность учащегося в процессе ПО:восприятие и осмысление инструктивных указаний мастера,учебно-производственные работы по выполнению приемов и трудовых операций,самоконтроль процесса учебно-производственной деятельности. Средства обучения применяемые на уроках ПО:учебно-материально оснащение (приспособления, инструменты,оборудование),учебно-техническая документация(чертежи, технологические карты),учебные пособия учащихся,дидактические средства(плакаты,наглядные пособия),методические пособия для мастеров. План урока ПО: мастер,профессия,тема программы,тема урока,цель урока,методы проведения урока,учебно производственные работы (материал),материально техническая база (инструменты).Ход урока:организационная часть (рапорт дежурного,отметка отсутствующих,осмотр внешнего вида на соответствие требованиям техники безопасности,2-5 минут),вводный инструктаж (сообщение темы и цели урока,проверка знаний учащихся по теме,изложение нового материала, показ приемов работы, закрепление материала вводного инструктажа,30-35 минут),упражнения учащихся и текущий инструктаж,целевые обходы(проверить: организацию рабочих мест, правильность приемов, соблюдение техники безопасности, качество изготовление деталей, оказать надындивидуальную помощь)уборка рабочих мест,5 часов,заключительный инструктаж (достижение цели урока,проанализировать ход выполнения,отметить лучших,выявить причины брака,сообщить оценки,10-15минут), Задание на дом (5-7минут),дата,подписть.

22. Перечень учебно-производственных работ и основные требования к их составлению.

Будущая работа учащихся по специальности на производстве, всегда связана с огромным разнообразием деталей, которое не может быть учтено заранее. В программе определяют только общее содержание и объем учебного материала по каждой теме. Мастер должен запланировать, на каких изделиях будут формироваться профессиональные знания, навыки и умения, предусмотренные программой производственного обучения. С этой целью и разрабатывается перечень учебно-производственных работ для подготовки рабочих по конкретной профессии. Требования: 1 Изготовление деталей должно включать приемы, предусмотренные изучаемыми темами. 2.Изделия должны обеспечивать постепенный переход от простых к сложным. 3.Максимальная часть изделий должна иметь производственную ценность. 4.Подбор работ должен соответствовать физическим возможностям учащихся, а их технологическое содержание учитывать объем изученных на данный период технических знаний. 5.Однообразная работа в течение длительного времени угнетающе действует на психику, устойчивость внимания, настроение учащегося. 6.Желательно, чтобы перечень был ориентирован на выпускаемую учебным заведением продукцию. 7. Комплексные работы должны составляться из деталей, охватывающих все изученных до этого операций. Они должны выявить уровень усвоение учащимся практических умений. По их итогам мастер может принять решение о необходимости индивидуальной помощи учащемуся. Продуманно составленный перечень оказывает в дальнейшем помощь мастеру, помогая дифференцированно подбирать учебно-производственные работы, легко производить замены одних изделий другими, варьируя степень технологической сложности. При составлении перечней стоит придерживаться нескольких проверенных практикой правил: 1) все детали перечней должны быть обеспечены чертежами в количестве, необходимом для полного состава группы; 2) на все детали, которые предназначены для отработки первоначальных навыков работы, в распоряжение мастера производственного обучения должны быть технологические или инструкционные карты; 3) перечень должен предусматривать, что по мере приобретения учащимися опыта детали из перечня должны усложняться, оставаясь вместе с тем в пределах разрядности работ, предусмотренных квалификационной характеристикой. Подбор предусмотренных в перечнях учебных работ, рабочих мест и объектов, как при обучении в мастерских, так и непосредственно на производственной практике, должен обеспечивать постепенный, планомерный и постоянный рост личного мастерства учащихся, достижение ими установленных норм выработки. Запланированные объекты труда должны побуждать учащихся к овладению производственными приемами работы, развивать стремление к применению современной техники и технологии, изучению передового опыта новаторов.План составления УПР профессия,курс,время изучения темы(подтемы),название темы,учебно производственные работы(наименование,чертеж и номер),разряд(сложность)рабочая норма времени,ученическая норма времени))

23. План производственного обучения группы, форма плана,порядок составления.

Цель планирование ПО-взаимосвязь образовательных,воспитательных и развивающих задач.

На каждый месяц мастер группы разрабатывает план производственного обучения, которым и руководствуется на занятиях в этот период времени. В зависимости от конкретной ситуации иногда такой план может подготавливаться и на более длительный период. В нем учитываются темы учебной программы, для прохождения которых из перечней отбираются строго конкретные детали. Общий фонд времени на производственную деятельность группы подсчитывается по формуле: Тп.д. = (Тпр - Ти - Ту) n, где Т — время; Тп.д. — общее количество времени на производственное обучение за данный период по программе; Ти — время, необходимое для проведения вводных и заключительных инструктажей; Ту — время на выполнение тренировочных упражнений, n — количество учащихся в группе. 1.Общий фонд времени рассчитывается так: число занятий в неделю (допустим 2) умножается на число недель в месяце (4) = 8, продолжительностью 6 часов каждое. В группе — 15 учеников. Общий фонд = 8*6*15 = 720 часов. Из него вычитается время. потраченное на вводный и заключительный инструктажи и на тренировочные упражнения, если таковые запланированы. Во время их выполнения учащиеся приобретают навыки, но не участвуют в производственной деятельности. 2.Норма времени указывается ученическая. 3.В графе «Примечание» или «отметка о выполнении» мастер проставляет итог по каждой позиции. (общая структура:месяц,наименоавнеи программы,количество часов на тему,наименование учебно-производственных работ,норма времени учащегося,количество работ на одну группу,количество часво на все группу).План в конце учебного периода послужит отчетным документом, позволяющим установить степень выполнения программы и объективно оценить каждого учащегося. В некоторых случаях, когда практика осуществляется непосредственно на производстве, составляются индивидуальные планы обучения. Они также будут служить учетными документами. По целому ряду профессий (в частности, механизаторов сельского хозяйства) составляются планы проведения производственных практик. Общий план(наименование тем программы,количество часво на подтему,наименование учебных работ,количество работ на группу,норма времени учащегося на еденицу работ,все часов) Во многих учебных заведениях используются подробные планы производственного обучения группы на месяц, в которых указывается время на изучение каждой темы, количество работ, выполняемых каждым учащимся, т.е. создается единый документ по планированию и учету выполнения работы. Такая форма может оказаться весьма удобной.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.173.234.169 (0.01 с.)