Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ведущие мастера русской книги.

Поиск

Самый древний памятник, дошедший до нас древнерусской письменности - Остромирово Евангелие, (С.- Петербург, Гос. Национальная библиотека). Оно переписано кириллицей в 1057 г. Дьяконом Григорием для новгородского посадника Остромира.

Изумительные по красоте миниатюры, заставки, буквицы, очень красив почерк, признанный эталоном кириллического уставного письма. (Кириллическое письмо до реформы Петра Ι, начала XVIII в.: устав, полуустав, вязь, скоропись.)

Первой печатной книгой московского государства традиционно считается отпечатанный Иваном Фёдоровым и Петром Мстиславцем «Апостол» 1564 г. «Апостол» Фёдорова - подлинный шедевр - превосходит по художественной целостности, типографской аккуратности, рисунку шрифта и выверенности набора как ранние «анонимные издания», так и последовавшие издания самого Фёдорова.

«Апостол» напечатан на французской проклеенной бумаге в лист малого формата. Оригинальный формат точно не известен (примерно составляет 28×18 см (1:1,56)). Пропорции наборной полосы (1:1,72) также стремятся к золотому сечению. Впервые в московском издании появляется гравированный фронтиспис — фигура евангелиста Луки в триумфальной арке. Заставки с лиственным орнаментом одновременно похожи на традиционные русские рукописные заставки, готический орнамент немецких инкунабул и на «венецианский» орнамент современных «Апостолу» западных печатных книг.

Введение гражданского шрифта Петром I в 1708 году и проведение реформы орфографии: ряд букв был изъят из алфавита. При Петре I вводятся арабские цифры для числового обозначения вместо обозначения их буквами.

В 1711 году на Троицкой площади Березового острова была открыта первая типография в Санкт-Петербурге. Оборудование было доставлено из Москвы. Также сюда приехали наборщики, печатники и изготовители красок. Первая книга вышла в свет в 1713 г. («Книга Марсова о славных сражениях и взятии крепостей»), украшена множеством гравюр на меди.

Благодаря книгопечатанию и торжеству антиквы, шрифт утратил национальные черты, стал универсальным. Вся книжная продукция Западной Европы и России с XVIII века выглядит приблизительно одинаково, и процесс изменения стиля становится общим.

Эпоха модерна:

Мир искусства (1898—1924) - художественное объединение, сформировавшееся в России в конце 1890-х годов. Под тем же названием выходил журнал, издававшийся с 1898 года членами группы.

Мстислав Валерианович Добужинский - оформлял журналы «Мир искусства», «Золотое руно», «Аполлон», много работал в жанре книжной графики.

Евгений Евгеньевич Лансере – скульптор, иллюстратор и оформитель журналов и книг. Иллюстрации к А. Бенуа «Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны», «Хаджи-Мурат» и «Казаки» Л. Н. Толстого. Первым среди русских художников стал выполнять постраничный макет оформления книги, создавая стройную гармонию графических элементов.

Дмитрий Исидорович Митрохин - искусствовед, член многих художественных объединений, профессор Высшего института фотографии и фототехники (1919—1926), профессор полиграфического факультета Академии художеств (1924—1930 — курс книжной графики), мастер станковой гравюры, офорта и литографии. Автор множества книжных иллюстраций, огромного цикла миниатюр в жанре камерного натюрморта.

Анна Петровна Остроумова-Лебедева - российский гравёр и живописец, акварелист, мастер пейзажа. Иллюстрировала книги Курбатова В. Я. «Петербург», 1912; Анциферова Н. П. «Душа Петербурга», 1920.

Константин Андреевич Сомов - русский живописец, график, мастер портрета и пейзажа, иллюстратор, один из основателей общества «Мир искусства» и одноименного журнала. Сын искусствоведа и музейного деятеля А. И. Сомова.

Иван Яковлевич Билибин - иллюстрации в «билибинским» стиле «Сказка о Иван-Царевиче, Жар-птице и о Сером волке», серия книг из шести «Сказок», сказки Пушкина: «Сказка о царе Салтане» (1905) и «Сказка о золотом петушке», былина «Вольга

», сказки Рославлева в издательстве «Общественная Польза». Заставки, концовки, обложки и др. в журналах «Мир Искусства», «Золотое Руно», в изданиях «Шиповника» и «Московского Книгоиздательства».

Георгий (Егор) Иванович Нарбут (укр. Георгій (Юрій) Іванович Нарбут; 25 февраля (9 марта) 1886, Нарбутовка, Черниговская губерния — 23 мая 1920, Киев) — русский и украинский художник-график и иллюстратор.

Сергей Васильевич Чехонин - мастер, творчество которого определяло высокий уровень русского книжного искусства. Безупречно владевший шрифтом и орнаментом, Чехонин, наряду с Д. И. Митрохиным и Г. И. Нарбутом, принадлежал к «младшему поколению» членов «Мира искусства», поднявшему книжную графику на новый уровень.

Футуризм:

Михаил Фёдорович Ларионов - русский художник, один из основоположников русского авангарда. Активно работал с издательствами, в 1910-е гг. исполнил иллюстрации к изданиям поэтов-футуристов («Помада» Кручёных, издано в 1912).

Наталья Сергеевна Гончарова - Среди её книжных работ: иллюстрации и оформление «Слова о полку Игореве», «Сказки о царе Салтане», литографические иллюстрации к сборникам футуристов: к поэме Крученых и Хлебникова «Игра в аду». Одной из первых в среде европейских художников использовала в оформлении книги технику коллажа, литографическая серия «Мистические образы войны».

Конструктивизм:

Лазарь Маркович (Мордухович) Лисицкий - иллюстрировал произведения современной еврейской литературы и в особенности детской поэзии на идише, став одним из основателей авангардного стиля в еврейской книжной иллюстрации. Сделал обложку «6 повестей о легких концах» И. Эренбурга (Берлине, изд. «Геликон»). Издавал вместе с Эренбургом журнал «Вещь», «Супрематический сказ про два квадрата» и «Для голоса» В. В.Маяковского.

Александр Михайлович Родченко - художник журналов «Леф» и «Новый Леф», сотрудничал с газетой «Вечерняя Москва», работал в журналах «30 дней», «Даешь», «Пионер», «Огонек» и «Радиослушатель», издательстве Изогиз. Работал как художник-оформитель журнала «СССР на стройке», фотоальбомов «15 лет Казахстана», «Первая конная», «Красная армия», «Советская авиация» и др. Применял фотомонтаж для иллюстрирования книг («Про это» В. Маяковского).

Варвара Фёдоровна Степанова - участвовала в иллюстрировании книг - «Глы-глы» А. Е. Крученых, создании агитационно-политических альбомов, художественным редактором в журналах «Кинофот», «ЛЕФ», «Новый ЛЕФ», «Советское кино», «Современная архитектура», «Смена», «Книга и революция», «Советская женщина», в Партиздате.

Советская и детская книга:

Владимир Андреевич Фаворский - русский, советский художник, мастер ксилографии и книжной графики, искусствовед, сценограф, живописец-монументалист, педагог и теоретик изобразительного искусства. Действительный член АХ СССР, народный художник СССР, Лауреат Ленинской премии. Непревзойденный по значительности след в искусстве книги.

Алексей Фёдорович Пахомов - начал работу в книжной графике, (учитель В. В. Лебедев, художественный редактор изд. «Детская литература», привлекший в него ряд талантливых молодых живописцев). В 1936 году с распространением офсетной печати Пахомову удалось уговорить Лебедева попробовать изготовить офсетную печатную форму с карандашных рисунков. В результате была выпущена книжка «Школьные товарищи» Маршака с иллюстрациями Пахомова. После этого Пахомов стал иллюстрировать книги преимущественно в своей любимой карандашной манере. В это время он также сотрудничал в детских журналах «Чиж» и «Еж». За время работы с Лебедевым, у Пахомова сложился в эти годы свой собственный, узнаваемый почерк, отличающий десятки проиллюстрированных им книг. А. Ф. Пахомов занимает одно из ведущих мест среди художников детской книжной графики Ленинграда 1920-1940-х годов.

Владимир Михайлович Конашевич - русский советский художник, график, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств РСФСР, один из известнейших мастеров советской книжной иллюстрации. Автор классических иллюстраций к произведениям С.Маршака, К.Чуковского и др.

Владимир Васильевич Лебедев - русский советский живописец, график, признанный мастер плаката, книжной и журнальной иллюстрации, основатель ленинградской школы книжной графики. Народный художник РСФСР, член-корреспондент Академии художеств СССР.

Уникальной особенностью эпохи конца 1920—30-х годов было то, что многие художники русского авангарда в это время искали возможности зарабатывать вне своей основной, живописной работы, и охотно шли в издательство работать с Лебедевым. Все без исключения замечательные мастера книги были крупными живописцами или графиками, которые сумели внести достижения своей собственной живописи и рисунка в русло книжной специфики. Единственное условие Лебедева-редактора — это то, чтобы книга была единым, цельным и конструктивно решённым организмом. Как мастер, Лебедев привносил немало своего в работы учеников, иной раз самостоятельно переделывая их рисунки. Его соратники - Вера Ермолаева, Николай Лапшин и Николай Тырса.

Вокруг Лебедева объединялись художники не просто разные, но даже противоположные, порой не имеющие между собой ничего общего: Пётр Соколов, Владимир Татлин, Александр Самохвалов, Эдуард Будогоский, Генрих Левин, Николай Радлов, Виктор Замирайло, Лев Юдин, Владимир Стерлигов, Эдуард Криммер, Елена Сафонова, Алиса Порет, Татьяна Глебова, Павел Кондратьев, Константин Рудаков, Александра Якобсон и Миней Кукс, Владимир Тамби, Павел Басманов, Юрий Сырнев. Из художников прежнего круга Лебедев сотрудничал с Владимиром Конашевичем и Дмитрием Митрохиным.

Василий Алексеевич Ватагин - русский и советский график и скульптор-анималист. Народный художник РСФСР, Действительный член АХ СССР, Лауреат Сталинской премии третьей степени, Профессор Московского высшего художественно-промышленного училища (бывш. Строгановского).

Проявил себя и как иллюстратор, оформив большое количество книг, среди которых произведения Р. Киплинга, Д. Лондона, Л. Толстого, Э. Сетон-Томпсона. Также написал и проиллюстрировал свою собственную книгу «Изображение животного. Записки анималиста»).

Николай Андреевич Тырса - русский живописец, график, специалист прикладного искусства и педагог, представитель ленинградской школы пейзажной живописи. Один из создателей ленинградской школы книжной графики, первой его работой в этом направлении стало оформление книги «Комедия о царе Максимилиане и непокорном сыне его Адольфе».

Среди его работ иллюстрации к таким книгам, как «Осада дворца» В. А. Каверина, «Республика ШКИД» Г. Белых и Л. Пантелеева, «Снежная книга» В. В. Бианки, «Военные кони» Н. С. Тихонова, «Детство» М. Горького. Одними из лучших в данном направлении стали его работы по оформлению книг Б.С. Житкова.

Евгений Иванович Чарушин - советский график, скульптор и писатель, Заслуженный деятель искусств РСФСР. Начал работу в Детском отделе Госиздата, (худ. ред. - Владимир Лебедев, ставивший перед собой задачу создания принципиально новой детской книги,- высокохудожественной и познавательной). Лебедев оказал сильное влияние, помог Чарушину сформировать его личный стиль, связанный прежде всего с изображениями животных. Его первая книга - рассказ В. Бианки «Мурзук».

В 1930 году, при участии и помощи С. Я.Маршака, начал работать в детской литературе. Заслужил похвалу Максима Горького. До войны создал около двух десятков книг: «Птенцы», «Волчишко и другие», «Облава», «Цыплячий город», «Джунгли - птичий рай», «Животные жарких стран», продолжая также иллюстрировать других авторов -- С.Я.Маршака, М.М.Пришвина, В.В.Бианки. Написал рассказы: «Что за зверь?», «Страшный рассказ», «Удивительный почтальон», «Яша», «Верный Трой», «Кот Епифан», «Друзья», серии рассказов про Тюпу и про Томку. Последняя книга - «Детки в клетке» С. Я.Маршака.

Юрий Алексеевич Васнецов - русский советский художник; живописец, график, театральный художник, иллюстратор. Лауреат Государствененной премии СССР.

В оформлении Васнецова неоднократно, массовыми тиражами, издавались многие книги для детей — «Путаница» (1934) и «Краденое солнце» (1958) К. И. Чуковского, «Три медведя» Л. Н. Толстого (1935), «Теремок» (1941) и «Кошкин дом» (1947) С. Я. Маршака, «Английские народные песенки» в переводе С. Я. Маршака (1945), «Кот, петух и лиса. Русская сказка» (1947) и др. Иллюстрировал «Конька-горбунка» П. П. Ершова, книги для детей Д. Н. Мамина-Сибиряка, А. А. Прокофьева и другие издания. Детские книжки Васнецова стали классикой советского книжного искусства.

Валерий Георгиевич Траугот - российский книжный график, участник творческого содружества (Г. А. В. Траугот (с отцом Георгием и братом Александром)).

Член Союза художников России, председатель бюро секции графики Союза художников Санкт-Петербурга.

Работал, преимущественно в книжной графике, станковой графике. С 1985-го по 1993 год — главный художник издательства «Детская литература». С 2002 года возглавлял издательство «Царское село».

Май Петрович Митурич-Хлебников - советский художник, народный художник РСФСР, лауреат Государственной премии РСФСР, действительный член Академии художеств СССР. Лауреат премии «Человек книги».

Среди основных работ кроме того иллюстрации к книгам: К. Чуковского «Тараканище», «Муха-Цокотуха», С. Маршака «Стихи для детей», С. Михалкова «Лиса, бобер и др.», Р. Киплинга «Маугли», С. Аксакова «Аленький цветочек», С. Маршака «Азбука», «Двенадцать месяцев. Умные вещи», В. Бианки «Красная горка», Р. Киплинга «Кошка, которая гуляла сама по себе».

Книжные реформаторы 70—80-х:

Михаил Александрович Аникст (род. 20 ноября 1938, Москва) — российский и британский книжный дизайнер, график, заслуженный художник РСФСР.

Аркадий Товьевич Троянкер (род. 24 августа 1937, Москва) — российский книжный дизайнер. Сотрудничал с журналами «Советское фото», «Декоративное искусство СССР», «Техническая эстетика», работал в издательстве «Искусство», где, среди прочего, разработал серийные макеты для издательских серий «Памятники древнего искусства», «Проблемы материально-художественной культуры», «История эстетики в памятниках и документах», «Письма, дневники, воспоминания».

В 1981—1989 годах главный художник издательства «Книга». Арт-директор журналов «Итоги» (1995—2001), «Еженедельного журнала» (2002—2003), издательств «Дейч» (2004—2005) и «Анатолия» (с 2005).

Максим Жуков

Современные дизайнеры книги:

Борис Владимирович Трофимов - Книга «Век русского книжного искусства» издана на русском, французском, английском, немецком языках, 2005.

Евгений Корнеев - Красивые книги глазами Евгения Корнеева и Николая Кулебякина.

Иннокентий Келейников - Дизайн книги: от слов к делу.

Михаил Волохов (шутка) J))

23. Графическая реклама. Виды и средства в проектировании рекламных сообщений. Основные закономерности построения рекламной композиции. Технологии воспроизведения рекламных сообщений на носителях рекламы.

Рекламный дизайн имеет дело с информацией, основная его функция – коммуникативная.

К графической рекламе относят:

-печатную рекламу (журналы, каталоги, проспекты, плакаты, упаковка и т.д.)

-рекламная графика на объектах (наружная реклама)

-рекламные заставки и ролики на телевидении

-объекты массового восприятия (решение выставок, витрин и т.п.)

По функциональному назначению объекты рекламного дизайна делятся:

-издания для агитационных целей – рекламные плакаты, газетно-журнальная реклама, буклеты; элементы упаковки, содержащие идею образного агитационного воздействия; и т.п.

-издания для рекламно-информационных целей – афиши и пригласительные билеты, буклеты, торговые марки, экслибрисы, ярлыки и т.п., содержащие лишь информацию о событии, принадлежности и т.д.

-изделия для транспортно-упаковочных целей – любые упаковки (коробки, банки, бутылки), листы, конверты, сопровождающие товарную продукцию

-малые полиграфические формы для специальных служебных целей – бланки учреждений, конверты, знаки почтовой и прочей оплаты (денежные знаки, облигации).

Полиграфическая реклама.

Характеризуется:

-Полная и ясная демонстрация всех свойств вашего предложения.

-Подробное описание характеристик товара и цен.

-Долгосрочный характер рекламы.

-Долгосрочный носитель.

-Возможность использовать многократно.

-Невысокая стоимость.

-Подходит для работы с прямыми потребителями, почтовой рассылки.

-Годится для всех групп товаров.

Однако: Отсутствие контроля распространения. Долгосрочный характер рекламы.

Наружная реклама является самым эффективным способом воздействия на потенциального потребителя и относительно недорогим способом в продвижении товара, услуги на рынок. При проектировании учитывается: ее стационарное или временное размещение.

Проекты рекламных конструкций, площадью более 74 кв.м. проходят государственное экспертное обследование. Подлежит регистрации в различных организациях.

К ней относят:

крышные установки, панно, щитовые установки, электронные табло, экраны, вывески, витрины, перетяжки и т.п.

Характеризуется:

-Возможность размещения рядом с точкой продаж.

-Яркость, значимость образа.

-Насильственный характер рекламы.

-Подходит для национальных брендов, рекламы торговых точек и специальных акций.

Однако: Высокая стоимость. Насильственный характер рекламы. Низкая оперативность. Ограниченные возможности предъявления свойств товара.

Упаковка х арактеризуется:

-Непосредственное влияние на потребителя.

-Возможность выделить товар в точке продаж.

-Возможность продемонстрировать оригинальные свойства товара.

-Подходит для новых брендов и перезапуска старых.

-Важно для товаров моно групп с высокой конкуренцией.

Однако: Непосредственное влияние на потребителя. Сложности оригинальной разработки. Отсутствие оперативности. Высокая стоимость.

Телереклама характеризуется:

-Долгосрочный характер рекламы.

-Скрытое сообщение.

-Постоянный возврат к сюжету.

-Идеально подходит для групп дорогих и имиджевых товаров.

Однако: Долгосрочный характер рекламы. Скрытое сообщение. Часто – высокая стоимость. Трудности контроля эффективности. Низкая оперативность. Высокая стоимость.

Важно: выбор носителя графической рекламы определяется потребителем (что он смотрит, читает, слушает, где чаще бывает).

У нас чаще не разборчивость, не «прицельность», а массированная атака и привлечение такого мощного средства, как телевидение. Доказано, что в большинстве рекламных кампаний можно было без ущерба (т.е. без снижения процента узнаваемости) отказаться от 30% телевизионных роликов, особенно коротких (менее 30 сек.). Более того, эксперты считают, что существенная часть рекламных компаний только выиграла от перераспределения средств в пользу печатных СМИ, радио и оригинальных носителей.

На практике акцент нужно делать на обработку естественного потока потребителей.

Например, продавец программного обеспечения для бухгалтеров может разместить рекламу своей продукции в налоговых инспекциях, пенсионных фондах, или на специализированных семинарах.

Полемизируя со сторонниками телевизионных роликов - телевидение хорошо лишь для продвижения национальных брендов, тогда как печатная реклама позволяет рекламодателю выбирать своего потребителя, а читателю – возвращаться к рекламе столько, сколько необходимо, что бы удовлетворить свое любопытство.

Виды и средства проектирования рекламных сообщений:

Проектирование в рекламном дизайне осуществляется по тем же закономерностям, что и в графическом (предпроектная стадия и проектная). Вписывается в рекламную кампанию.

Наряду с созданием эскизов применяют макетирование.

Средства проектирования – специфические приемы и принципы, используемые дизайнером в процессе работы: проектные классификации, композиционное формообразование, проектно-графическое моделирование, проектная графика и т.д.

Выбор средств проектирования влияет на ход проектирования, на характер и формы будущего объекта, на степень его проработки, методы предъявления.

Общие проектные средства (средства гармонизации):

-статика/ динамика

-пропорция

-симметрия/ асимметрия

-ритм/ метр

-масштаб/ размер

Основные закономерности построения рекламной композиции:

Создание рекламного дизайн-образа в первую очередь связано с выстраиванием композиции.

Следующие виды композиций для рекламного дизайна:

-плоскостная (элементы не выступают над плоскостью)

-объемно-фронтальная (элементы немного выступают, эффект глубины за счет образования барельефа) (пример – оформление фасада здания, некоторые виды наружной рекламы)

-объемно-пространственная (взаимосвязанные объекты размещены на различных уровнях и плоскостях, восприятие с нескольких сторон – прилавки и витрины, выставочные стенды)

-глубинно-пространственная (связь предметов с пространством, рассматривается со всех сторон – интерьеры, глубокие витрины, павильоны ит.д.)

Средства композиции:

-Графические - линия

-точка

-пятно

-штрих

-Пластические – линейная форма

-плоскостная форма

-объемная форма

-пространственная форма

-материал

-свет

Принципы композиционной организации:

1.Целостность – единство формы и содержания, связь между всеми приемами построения композиции.

2.Рациональность – логическая обоснованность, целесообразность. Функциональное содержание, решение утилитарных задач, эффективность, эргономичность.

3.Структурность – соподчиненность внутреннему строению формы всех элементов композиции.

4.Образность – четкое и глубокое раскрытие в композиции определенной идеи. Единство рационального и эмоционального.

5.Органичность – построение композиции с учетом закономерностей формообразования, наблюдающихся в природе (бионика).

6.Тектоничность – соответствие формы конструкции.

7.Гибкость – способность художественной системы к развитию, но сохраняя при этом свою целостность.

Создавая композиционное решение необходимо учитывать особенности его психологического воздействия – эмоциональность, цветность, ассоциативность - воздействие на ум и эмоции зрителя.

Создать образ, легко запоминающийся, можно только через учет специфики восприятия информации (особенно визуальной), поступающей через различные органы чувств.

Восприятие визуальной информации:

1.Восприятие «От общего к частному», форма->цвет->содержание.

Особенности чтения – слева направо, сверху вниз, по диагонали слева сверху вниз.

Эта последовательность восприятия информации учитывается при создании любых рекламных образов.

Логика размещения текста и иллюстрации должна опираться на последовательность чтения информации и начинается с иллюстрации.

2.Более эффективными объектами рекламной графики, привлекающими и удерживающими внимание потребителей и создающие атмосферу доверия, являются совмещающие визуальное и вербальное.

Соотношение объекта и текста определяется каждой проектной ситуацией.

-текст и иллюстрация дополняют друг друга

-текст преобладает

-иллюстрация преобладает

3.Крупное изображение привлекает сильнее.

4.Восприятие одновременно не более семи элементов.

5.Цвет – сильнейшее эмоциональное, ассоциативное воздействие

Технологии воспроизведения рекламных сообщений на носителях рекламы:

Сюда относят изображения выполненные путем нанесения красочного слоя на поверхность материального носителя и экранные технологии.

Печатные.

Промышленные способы печати:

-офсетная печать (большие тиражи - дорого)

И другие виды печати – высокая, глубокая – в настоящее время используются редко.

Оперативная полиграфия:

-цифровая печать (цифровой офсет) (широкий спектр – малые тиражи и единичные вещи)

-листовая цифровая печать – лазерная печать на бумаге, для большого количества рекламных материалов – бланки, визитки и т.д.

-широкоформатная цифровая печать – струйная печать на бумага, баннерная ткань, производство наружной и интерьерной рекламы.

-трафаретная печать, широкоформатная трафаретная печать (бумага, текстиль, керамика, синтетические материалы, банки, бокалы, приборные панели, латексные воздушные шары).

-ризография (трафаретная печать, выполняется с помощью цифрового дупликатора — печатная машина, использующая метод трафаретной печати. Небольшие тиражи бумажной продукции, одноцетная или многоцветная продукция, полноцветная невозможна).

-флексографическая печать (печать на полиэтилене, упаковка)

-плоттерная широкоформатная печать (баннеры)

-УФ-печать (печать на стекле, керамике, камне, металле и пр. широчайший спектр!)

-сублимация (перевод изображения с сублимационной бумаги-подложки на ткань – рекламные футболки с изображением)

Экранные:

-FLASH-баннеры в Интернете

-рекламные ролики

24. Колорит как составная часть художественного образа в рекламной графике. Цветовые гармонии. Эмоциональное воздействие цвета в рекламе. Образно-ассоциативное решение в рекламной графической композиции.

Цвет - важнейший фактор реализации коммуникативной функции в рекламном дизайне. Но смысл и значение, передаваемые цветом, крайне субъективны (сколько зрителей – столько и цветов, их значений и толкований соответственно). Механизм восприятия цвета универсален для всех людей, а вот наше толкование его – различно. Чтобы хоть как-то контролировать процесс толкования ради коммуникативных целей, нужно понимать, какими характеристиками обладает цвет, и как меняются его оптические свойства.

Реклама благодаря цвету оказывает более сильное эмоциональное воздействие, цвет определяет ее выразительность и запоминаемость. Цвет может задать точную эмоцию, когда это сложно выразить словами.

Цветная дизайн-графика привлекает больше внимания, чем монохромная.

Цвет – с научной точки зрения – свойство любых материальных объектов излучать и отражать световые волны определенной части спектра.

Цвет в специальном значении – одно из основных средств изобразительного искусства и дизайна; качество отдельного цветового тона в ансамбле художественного произведения.

Основные функции цвета:

-Привлекает внимание

-Связь с концептуальной основой проекта

-Выделяет нужные элементы

-Уравновешивает, гармонизирует композицию

-Выразительность и запоминаемость композиции

-Способствует пониманию сути товара

Цвет влияет:

- Ускорение визуального поиска

- Улучшение распознавания объектов

- Усиление значения

- Передача структуры

- Установление личности

- Символика

- Улучшение удобства и простоты использования

- Передача настроения

- Выделение ассоциаций

- Усиление метафор

Роль колорита в графических рекламных композициях

Добавив цвет в композицию – немедленно изменяем иерархию, степень важности и порядок форм в пространстве. Цветовые различия существенно меняют ощущение пространственной глубины, сильно разделяют информационные иерархические уровни. Цвет в типографике рекламы – эффективное средство подчеркивания пространственных взаимоотношений, как и собственно создание взаимоотношений между текстом и изображением.

При использовании нескольких цветов – четко представлять, насколько гармонично решение.

Цветовая гармония – согласованность цветов между собой в результате найденной пропорциональности площадей цветов, их равновесия и созвучия, основанного на нахождении неповторимого оттенка каждого цвета.

Между различными цветами существует очевидная взаимосвязь, каждый цвет уравновешивает или выявляет другой и два цвета вместе влияют на третий. Изменение одного цвета приводит к разрушению колористической, цветовой гармонии художественного произведения и вызывает необходимость изменять все остальные цвета.

Ис­тория мирового искусства свидетельствует - единого закона цветовой гармонии нет и не мо­жет быть. Но существуют определенные излюблен­ные сочетания или принципы гармонизации, типичные для отдельных периодов, школ, направлений и даже для отдельных мастеров.

Проблемами цветовой гармонии занимались – Гете (первый, кто внес порядок в цветовые построения), Ньютон, Адамс, Менселл, Оствальд, и т.д.

Виды:

-«Монохромные» гармонии – на базе одного цвета. Создается путем комбинирования одного чистого цвета с его светлыми и темными оттенками. Данный подход обеспечивает с одной стороны сильный тональный контраст, а с другой – тонкие цветовые сочетания.

-«Противоположная» - на основе двух цветов, противоположных на цветовом круге. Создаются акценты (контрасты дополнительных цветов!), один цвет здесь главный, а второй является фоном.

Дополнительные цвета – это два цвета, при смешении дающие ахроматический цвет (красный и голубовато-зеленый, оранжевый и голубой, желтый и синий, фиолетовый и зеленовато-желтый). Дополнительные цвета расположены на противоположных концах диаметров цветового круга, но в своем составе всегда имеют все три основных цвета: желтый, красный и синий.

Дополнительные цвета образуют странную пару. Они противоположны друг другу, но нуждаются один в другом. При механическом смешении этих пар цветов получаются оттенки с пониженной насыщенностью. Будучи сопоставленными, они представляют наиболее гармонические сочетания и взаимно повышают светлоту и насыщенность друг друга не изменяя цветового тона.

-«Аналогичная» - на основе трех цветов, любых, находящихся рядом на цветовом круге. Такие цвета легко сочетаются.

-«Триада» - на основе трех цветов, лежащих на равном расстоянии друг от друга в цветовом круге; сильные и отчетливые цветовые сочетания. Самая сложная с точки зрения создания.

-«Гармония равнобедренного треугольника» - на базе какого-либо цвета и цветов, смежных с его дополнительным цветом.

На цветовую гармонию влияют:

- цветовой тон;

- светлота;

- насыщенность;

- форма цветового пятна;

- размер цветового пятна, расположение в пространстве и относительно других пятен.

Образно-ассоциативное восприятие цвета – цвет несет сразу несколько психологических сообщений, которые можно использовать, чтобы повлиять на любой текст или изображение. Эмоциональная составляющая цвета тесно связана на инстинктивном и биологическом уровне с опытом человека. Психологические качества цвета также зависят от уровня культуры и личного опыта зрителя.

Создавая графическую композицию помнить – цвет привносит свой смысл, связывая воедино свои собственные ассоциации и вербальное сообщение.

Образно-ассоциативное восприятие цвета различно для каждой культуры, тесно с ней связано. Например, особенно важна символика цвета в Средневековом искусстве. Красный – цвет жизни, крови, пламенности, красоты. Голубой – идеи созерцательности. Зеленый – цвет юности и надежды. Белый – траур на востоке (Индия) и непорочность, чистота для Европы.

При оценке того или иного цвета дизайн-графики в отношении потребителя нельзя не учитывать роль социокультурных факторов (традиционные представления о каком-либо цвете, психоэмоциональные состояния, обусловленные возрастом, социальным статусом и т.д.), цветовое решение конкурирующих товаров

Пример: Позиционирование продукта должно иметь соответствующее цветовое решение. Выбор для бытовой техники серых и стальных оттенков:

США и Россия – позиционируем продукцию как отвечающую самым современным технологиям – все шансы на успех.

Китай и Япония – серый цвет здесь характеристика недорогого товара.

Современная символика цвета в России - символизирует природную чистоту и здоровый образ жизни, синий – госструктуры, красный – экстренные службы, желтый – такси и т.д.

Возрастные и социальные предпочтения:

Цвета группы А - Молодые люди:

Простые, чистые, яркие цвета. Контрастные сочетания. Они действуют как сильные, активные раздражители. Они удовлетворяют потребности людей со здоровой, цельной, неутомленной нервной системой. К таким субъектам относятся дети, подростки, молодежь, крестьяне, люди физического труда, люди, обладающие кипучим темпераментом и открытой, прямой натурой.

Цвета группы Б – Средний возраст, интеллигенция:

Смешанные, приглушенные, разбеленные, зачерненные, ахроматические цвета, нюансные сочетания. Эти цвета скорее успокаивают, чем возбуждают; они вызывают сложные, неоднозначные эмоции, нуждаются в более длительном созерцании для их восприятия, они удовлетворяют потребность в тонких и изысканных ощущениях, а такая потребность возникает у субъектов достаточно высокого культурного уровня. Предпочитаются людьми среднего и пожилого возраста, интеллигентного труда, людьми с утомленной или тонкоорганизованной нервной системой.

Связь цвета с эмоциями, характером, мышлением человека:

Красный цвет - возбуждающий, оживляющий, активный. Вызывает ощущение тепла, глубоко проникает в ткани. Увеличивает мускульное напряжение, вызывает некоторое повышение артериального давления, учащение пульса и дыхания. Красный цвет увеличивает и скорость движений вплоть до суетливости. Психологически красный цвет направляет внимание человека на внешний мир. Он вызывает возбуждение, волнение и беспокойство, усиливает нервное напряжение, повышает уровень тревоги. Визуально приближает, ограничивает, создает ощущение тепла, тяжести. Активность, агрессивность, сексуальность, опасность.

Желтый - обладает наибольшей светимостью и освещает лучше всех других цветов спектра, даже лучше белого. Увеличивает скорость зрительного восприятия. Желтый цвет повышает аппетит. Он открыт и легок, поэтому настраивает человека на интерес к внешнему миру, побуждает к контактам и активной деятельности, способствует четкому и логичному выражению своих мыслей. Этот цвет создает ощущение радости, счастья, веселья, легкости, доступности и праздничности, уменьшает напряженность межличностных отношениях. Однако в больших дозах он тоже может утомлять. Визуально удаляет, повышает, расширяет. Создает ощущение тепла, сухост



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 548; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.59.124 (0.021 с.)