Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция 22. Язык древнерусской иконыСодержание книги Поиск на нашем сайте
Открытие искусства иконы в начале ХХ века и современные подходы. Византийские иконы на Руси X-XV вв. Византийская живопись русского образца или национальная самобытность в рамках восточнохристианского канона? Причины упадка искусства иконы в XVI веке. Разбор основных произведений от «Богоматери Владимирской» до «Троицы» прп. Андрея Рублева. Искусство книги: Остромирово Евангелие, Изборник Святослава, Кодекс Гертруды и Псалтирь Хитрово. Местные школы: Новгород, Псков, Москва. Обязательная литература: Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. Дополнительная литература: Попова О.С. Проблемы византийского искусства: мозаики, фрески, иконы. М., 2006. Флоренский П. А. Обратная перспектива. Иконостас (разные издания). Вагнер Г.К. Канон и стиль в древнерусском искусстве. М., 1987. Успенский Л.А. Богословие иконы (разные издания). Сарабьянов В.Д., Смирнова Э.С. История древнерусской живописи. М., 2007. Алпатов М. В. Андрей Рублев. М., 1972. Алпатов М. В. Феофан Грек. М., 1979. Семинар Доклады студентов о древнерусской живописи.
Лекция 23. Архитектура XVIII века Конец Московского царства, петровские реформы и их влияние на становление нового искусства. Традиции и новаторство в барокко первой половины XVIII века. Рождение Санкт-Петербурга, попытки рационализации градостроительства в столице и провинциях от Петра до Екатерины. Приход монументальной скульптуры. Светское и церковное зодчество. Дворец и усадьба. От барокко к классицизму: вторая половина столетия. Обязательная литература: 1. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. Дополнительная литература: 1. Виппер Б.Р. Архитектура русского барокко. М., 1978. 2. Иконников А.В. Тысяча лет русской архитектуры: развитие традиций М.: Искусство, 1990. 3. Алленов М.М. Русское искусство XVIII-начала XX века. М., 2008. Лекция 24. Архитектура конца XVIII-XIX вв. Архитектура и градостроительство Москвы XVIII-XIX вв. Соединение традиционных и новых художественных приёмов в московских постройках. Архитектура классицизма, его идейные принципы и формы в столицах и провинции. Проблема синтеза искусств в эпоху классицизма. Баженов и Казаков. Русские и иностранцы в Санкт-Петербурге и Москве. Адмиралтейство, Исаакиевский собор и завершение ансамбля центральных площадей столицы. Мир русской усадьбы. Особенности ампира: самостоятельное явление или метаморфозы казенного классицизма? Стилизаторство, историзм, эклектика, их прояления: «русско-византийский», «русский», «готический», «барокко» и т.п. Внедрение новых технических приёмов и материалов. Начало «модерна».
Обязательная литература: 1. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. Дополнительная литература: 1. Кириков Б.М. Архитектура Петербурга конца XIX-начала XX века. Эклектика. Модерн. Неоклассицизм. СПб., 2006. 2. Нащокина М.В. Московский модерн. СПб., 2011. 3. Алленов М.М. Русское искусство XVIII-начала XX века. М., 2008.
Семинар Доклады студентов о русской архитектуре Нового времени.
Лекция 25. Живопись XIX века Формирование самостоятельной светской русской живописи при Екатерине: Рокотов, Левицкий, Боровиковский. От классицизма к романтизма: первая четверть XIX века. Академическая живопись первой половины XIX века: «Последний день Помпеи». «Явление Христа народу» и религиозные искания русских художников XIX века. Проблема реализма в живописи и других искусствах. Жанр как «жанр» и русский быт. Передвижники и социально-политическое значение искусства в культуре России. Идейно-эстетический и организационный кризис передвижнического реализма в 1890-х гг. Обязательная литература: 1. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. Дополнительная литература: 1. Бенуа А.Н. История русской живописи в XIX веке. М., 1997. 2. Ковалевская Н.Н. Русский классицизм. Живопись. Скульптура. Графика. М., 1964. 3. Сарабьянов Д.В. Русская живопись XIX века среди европейских школ. М., 1980. 4. Турчин В.С. Эпоха романтизма в России. М., 1981. Семинар Доклады студентов о русской живописи XIX века Лекции 26. Русское искусство начала XX века Архитектурные опыты и вариации модерна XIX – начала XX веков, западноевропейские и русские идейные и художественные истоки движения. Направления: неорусский стиль, неоклассицизм, неоготика, рациональный модерн. Московская школа модерна. Творчество Ф.Шехтеля, его постройки в Москве. Кекушев, Валькотт, Клейна. Петербургская школа модерна Новые тенденции в развитии живописи в конце XIX - начале XX веков. «Эстетический бунт» молодого поколения. Эстетический плюрализм. Обновление живописных приёмов и художественных решений в творчестве В.Серова, К.Коровина, И.Левитана, М.Нестерова. Символизм. Творчество М.Врубеля, В.Борисова-Мусатова. “Голубая роза”. «Мир искусства». Теория, критика и практика творчества. Периодизация творческой деятельности. Многообразие тематики и жанровой ориентации художников «Мира искусства» (Бенуа, Сомов, Лансере, Добужинский, Бакст). Основные принципы художественного творчества: индивидуализм, «чистое искусство», синтез искусств, ретроспективизм, европеизм. Дягилев и «Русские сезоны» в Париже. Второй период: новое поколение «мирискуссников». Творчество Рериха, Кустодиева, Серебряковой, Остроумовой-Лебедевой. Поиски нового живописного языка. Ф.Малявин, П.Кузнецов, К.Петров-Водкин. Интенсивная смена и поляризация творческих установок в искусстве в первой половине 1910-х гг.. «Бубновый валет». Влияние европейских течений в искусстве – постимперссионизма, фовизма, кубизма, итальянского футуризма, примитивизма. Размежевание среди новаторов. Экспрессионистическая и кубистская тенденции. Творчество М. Шагала, В. Кандинского и К. Малевича. Обязательная литература: 1. Ильина, Т.В. История искусств. Отечественное искусство. Дополнительная литература: 1. Борисова Е.А., Стернин Г.Ю. Русский модерн. М., 1990. 2. Деготь Е. Русское искусство ХХ века. М., 2002 3. Кириченко Е.И. Русская архитектура 1830-1910-х гг. М., 1979. 4. Нащокина М. Московский модерн. М., 2005. 5. Сидорова Е. Русский конструктивизм: истоки, идеи, практика. М., 1995. 6. Турчин В.С. Образы двадцатого. М., 2003. Лекция 27 Заключительная. От революционного авангарда к “Культуре Два” Феномен революции и судьбы творческой интеллигенции. Принявшие и не принявшие. Авангард и режим. Конструктивизм и рационализм в архитектуре советской России и Запада. Сбывшиеся и не сбывшиеся проекты: перекройка Москвы, Дворец Советов и храм Христа Спасителя. Живопись двадцатых годов. Сталинский классицизм и «Культура Два» (Паперный). Репрезентация тоталитаризма в искусстве. Обязательная литература: 1. Паперный В. Культура Два. М., 2006. Дополнительная литература: 1. Былинкин Н. История советской архитектуры (1917-1954). Изд. 2. М., 1985. 2. Голомшток Ю.И. Тоталитарное искусство. М., 1994. 3. Турчин В.С. Образы двадцатого. М., 2003. 4. Фёдоров-Давыдов А.А. Русское и советское искусство. М., 1975. 5. Ягодовская Т.А. От реальности к образу: духовный мир и среда в живописи 60-70 годов. М., 1985. 6. Якимович А.К. Дебюты. Молодые художники восьмидесятых. М.,1990 7. Очерки истории советского искусства. 1917-1977. Отв. ред. Г.Г.Поспелов. М., 1980. 8. От соцреализма к соцарту. Сборник АХ СССР. М., 1991. Семинар Доклады студентов о русском авангарде и искусстве советского периода. Образовательные технологии История искусства преподается в форме лекций и семинарских (практических, интерактивных) занятий. На лекциях, сопровождаемых показом слайдов, лектор излагает основные методы историко-художественного анализа произведений, не всегда следуя не хронологии, но, в большей степени, источниковедческим вопросам, возникающим при работе с тем или иным памятником. Такой, на первый взгляд, антиисторический подход позволяет, однако, привить студентам навык самостоятельного, проблемного, методически обоснованного взгляда на произведение искусства как особый тип исторического источника, внедрить в его сознание представление о мировом художественном процессе вместо традиционного европоцентризма, а также, что очень важно, о включенности в этот процесс истории русского искусства. На семинарах вся тяжесть работы ложится на плечи студентов, на каждом занятии заслушиваются два устных сообщения. Каждое сообщение сопровождается сначала выступлением одного (или нескольких, по желанию) оппонента, заранее познакомившегося с материалом, затем дискуссией, которую преподаватель должен провести в теплой, дружественной, академической обстановке. Три раза студенты пишут небольшую, до 7000 знаков, письменную домашнюю работу. Здесь им нужно проявить свои творческие способности, историческое чутье, библиографические навыки и остроту взгляда, анализируя одно, заранее выбранное произведение (примерный список см. ниже).
8.2 Базовая литература Базовый, обязательный к усвоению учебник для первой части курса «История искусства и литературы»: Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. М.: Изобразительное искусство, 1985 (или переиздания и интернет-версия на сайте iskunstvo.narod.ru). В нем изложены основные понятия истории искусства, кратко охарактеризованы история развития графики, скульптуры, живописи и архитектуры, основные изобразительные техники, выдающиеся мастера изобразительных искусств и их произведения, даются навыки описания и анализа произведений. Эту книгу следует читать НЕ перед экзаменом, а параллельно с лекциями, иначе он не понятен. Он также совершенно необходим при написании к/р и подготовке семинарских выступлений, что должным образом оценивается преподавателем. Основным пособием по изучению истории отечественного искусства является учебник: Ильина Т. В. История искусств. Отечественное искусство. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Высш. шк., 2000. Можно также пользоваться более общими работами: Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М., АСТ, 2000 (или переиздания); Алпатов М.В. Всеобщая история искусств. 3 тома. М.-Л., 1948-1955. Многие книги из дополнительной литературы доступны в Интернете. Предполагается также активное использование студентами электронных баз данных по истории искусства, снабженных качественно выполненными электронными версиями репродукций произведений искусства, как доступных с портала НИУ-ВШЭ (JStore), так и находящихся в свободном доступе: www.artstore.org www.wga.hu www.spaightwoodgalleries.com/Pages/Master_Drawings_2003.html www.sobory.ru www.obraz.org Обязательным для курса истории искусства является наличие качественной профессиональной проекционной техники (видеопроектор и компьютер), затемненной, но хорошо проветриваемой поточной аудитории и крупноформатного экрана. Все лекции сопровождаются показом от двадцати до восьмидесяти изображений на электронных носителях, для полноценного восприятия их студентами и возможности описания памятников необходимы все обозначенные выше условия.
Дополнительная литература на русском языке Отделение истории и теории искусства. Программы общих курсов. Части I-II / Ред. В.П.Головин и В.С.Турчин. Москва, 2009 (МГУ им. М.В.Ломоносова. Исторический факультет. Instrumenta studiorum III) Варбург А. Великое переселение образов. М., 2008. Арасс Д. Деталь в живописи. М., 2010. Панофский Э. Этюды по иконологии. М., 2007. Зедльмайр Г. Искусство и истина. СПб., 2003. Бельтинг Г. Образ и культ: история образа до эпохи искусства. М., 2002. Ортега-и-Гассет Х. Статьи об искусстве. М., 1992. Лазарев В.Н. Старые итальянские мастера. М., 1975. Он же. Старые европейские мастера. М., 1974. Аркин Д.А. Об архитектуре. О скульптуре. М., 1985. Вентури Л. Художники Нового времени. М., 2009. Фосийон А. Жизнь форм. М., 1998. Краутхаймер Р. Три христианские столицы. М., 2002. Пейзаж. Страницы истории / Сост. К. Г. Богемская. М., 1992. Пространство картины. М., 1989. Бердяев Н. Кризис искусства. М., 1918. Батракова С. Р. Искусство и утопия. М., 1990. Глез А. Метценже Ж. О кубизме. М., 1913. Пикассо. Сборник статей о творчестве. М., 1957. Куликова И.С. Экспрессионизм в искусстве. М., 1978. Сарабьянов Д.В. Стиль модерн. М., 1989. Манифесты итальянского футуризма. М., 1914. Иконников А.В. Архитектура США. М., 1979. Дженкс Ч. Язык архитектуры постмодернизма. М., 1985. Райт Ф.Л. Будущее архитектуры. М., 1960. Голомшток Ю.И. Тоталитарное искусство. М., 1994. Гройс И.Б. Утопия и обман. М., 1993. Нащокина М. Московский модерн. М., 2005. Бобринская Е. Футуризм. М., 2000. Паперный В. Культура Два. М., 2006. Кириков Б.М. Архитектура Петербурга конца XIX-начала XX века. Эклектика. Модерн. Неоклассицизм. СПб., 2006Б Турчин В.С. Образы двадцатого. М., 2003. Сидорова Е. Русский конструктивизм: истоки, идеи, практика. М., 1995. Борисова Е.А., Стернин Г.Ю. Русский модерн. М., 1990. Былинкин Н. и др. История советской архитектуры (1917-1954). Изд. 2. М., 1985. Виппер Б.Р. Архитектура русского барокко. М., 1978. Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М.,1983. Русакова А.А. Русский символизм. М., 1994. Сарабьянов Д.В. Русская живопись XIX века среди европейских школ. М., 1980. Поплавский В.С. Культура триумфа и триумфальные арки Древнего Рима. М., 2000. Брунов Н.И. Рим. Архитектура эпохи барокко. М., 1937. Базен Ж. Барокко и рококо. М., 2001. Литературные манифесты западноевропейских классицистов. М., 1980. Даниэль С.М. Картина классической эпохи. Проблема композиции в западноевропейской живописи XVII века. Л., 1986. Даниэль С.М. Искусство видеть (разные издания) Вёльфлин Г. Основные понятия истории искусства (разные издания) Вёльфлин Г. Ренессанс и барокко (р.и.) Данилова И.Е. Брунеллески и Флоренция. М., 1991. Баткин Л.М. Леонардо да Винчи. М., 1990. Шастель А. Искусство и гуманизм во Флоренции времен Лоренцо Великолепного. М., СПб., 2001. Зубов В.П. Архитектурная теория Альберти. СПб., 2001. Вагнер Г.К. Канон и стиль в древнерусском искусстве. М., 1987. Франкастель П. Фигура и место. Визуальный порядок в эпоху Кватроченто. СПб., 2005. Муратова К.М. Мастера французской готики XII-XIII веков. Проблемы теории и практики художественного творчества. М., 1988. Успенский Л.А. Богословие иконы православной церкви (р.и.) Бринкман А.Э. Площад и монумент как проблема художественной формы. М., 1935. Ченнини Ч. Книга об искусстве или трактат о живописи. М., 1933. Ромм Р.Г. Огюст Роден. М., 1946. Ревальд Дж. История импрессионизма. М., Л. 1959. Делакруа Э. Мысли об искусстве, о знаменитых художниках. М., 1960. Энгр об искусстве. М., 1962. Рейтерсверд О. Импрессионисты перед публикой и критикой. М., 1974. Калитина Н.Н. Французское изобразительное искусство конца XVIII-XIX веков. Л., 1990. Бурдель Э.-А. Об искусстве скульптуры. М., 1968. Флекель М.И. От Марк Антонио Раймонди до Остроумовой-Лебедевой. М., 1987. Краус Р. Подлинность авангарда и другие модернистские мифы. М., 2003. Лотман Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики (р.и.) Эко У. Отстуствующая структура. Введение в семиологию (р.и.) Литература на иностранных языках: Tafuri M. The Sphere and the Labyrinth Avant-garde Architecture. Cambridge, 1987. Krautheimer R. Rome: Profile of a City. 312-1308. Princeton, 1980. Conant K.J. Carolingian and Romanesque Architecture. Разные издания. Dodwell C.H. Pictorial Arts of the West. 800-1200. New Haven, London, 1993. Ward Perkins J.B. Roman Empirial Architecture. Harmondsworth, 1990. Brilliant R. Roman Art from the Republic to Constantine. London, 1974. Bianchi Bandinelli R. Rome, the Center of Power: Roman Art to A.D. 200. London, 1971 (или на итальянском). Haskell F. Patrons and Painters, Art and Society in Baroque Italy. Yale, 1980. Wittkover R. Studies in Italian Baroque. L., 1975. Blunt A. Borromini. L., 1979. Freedberg D. The Power of Images. Studies in the History and Theory of Response. Chicago, 1989. Praz M. Studies in Seventeenth Century Imagery. L., 1939. Meiss M. Painter(s Choice. Problems of Interpretation of Renaissance Art. N.Y., 1976. Gombrich E. Studies in the Art of Renaissance. Vol. 1-4. И другие работы Kent D. Cosimo de’ Medici and the Florentine Renaissance. New Haven, London, 2000. Baxandall M. Painting and Experience in Fifteenth Century Italy. Oxford, 1975. Klingender F. Goya in the Democratic Tradition. London, 1948. Godirey T. The New Image. Oxford, 1986. Bloch C. Geschichte der abstrakten Kunst. 1900-1960. Köln, 1975. Rablowsky I. Pop Art. N.Y., 1965. Gordon D.E. Expressionism. Art and Idea. London, 1987. Curtius W. Modern Architecture. Since 1900. Oxford, 1982.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.209.235 (0.012 с.) |