Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценочные средства для текущего контроля

Поиск

Итоговая оценка на 60% состоит из оценок текущего контроля. В течение всего курса преподаватель оценивает посещаемость и активность студентов на лекциях и семинарах, качество их устных выступлений и письменных контрольных работ. Критерии оценки расписаны в пункте 6.3.

9.1 Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы

Темы для контольных работ и семинарских выступлений:

Как уже говорилось, для каждой из трех контрольных работ выбирается один или два конкретных памятника искусства, не больше. Студент, выбирая, например, «рекламный плакат в творчестве Тулуз-Лотрека» ни в коем случае не должен ставить перед собой задачу описать все его рекламные плакаты, но должен описать один-два из них в контексте, во-первых, творчества художника, во-вторых, в связи с проблемой соотношения живописи и графики и их выразительных средств, в-третьих, в историко-культурном контексте. Это и есть описание и анализа произведения искусства как исторического источника, то ремесло, которому учится историк. Семинарское выступление представляет собой по сути ту же работу, только более основательную, с использованием дополнительной литературы и с затратой времени, примерно в два раза превышающего время, потраченное на написание к/р.

ВНИМАНИЕ: Предложение студентом собственной темы всячески приветствуется, особенно если предполагает работу с материалами на иностранных языках, но всегда должно заранее утверждаться преподавателем. Студент может обращаться за помощью к учебному ассистенту преподавателя за помощью любого характера (формулировка, выбор памятника, подбор литературы и т.д.)

Раздел 1. Графика и живопись

Живопись пещеры Ласко

Рисунок Яна ван Эйка

Сангина в творчестве Леонардо

«Тюрьмы» Пиранези

Ваза Франсуа

Килик Диониса

Война и мир в «Бедствиях войны» Гойи

Сон разума в «Капричос» Гойи.

Рождение литографии

Карандаш Энгра

Рекламный плакат в творчестве Тулуз-Лотрека

Природа в рисунке Клода Лоррена

Дева Мария в рисунке Рафаэля

Образ женщины в рисунке Пикассо

Ваза «Игра Ахилла и Аякса в кости»

«Добрый пастырь» в живописи христианских катакомб

Стиль фресок «Виллы мистерий»

Классическая персидская миниатюра

Женщина в японской литографии

Гора Фудзи

Гора Сент-Виктуар в творчестве Сезанна

Башмаки Ван Гога

«Менины» Веласкеса

«Призвание Матфея» Караваджо

«Положение во гроб» Караваджо

«Мадонна каноника ван дер Пале» Яна ван Эйка

«Пейзаж с Полифемом» Пуссена

«Аллегория живописи» Вермеера

Пейзаж в офорте Рембрандта

«Мельница Галетт»

«Герника»

«Авиньонские девицы»

«Плот Медузы» Жерико

«Отплытие на остров Киферы»

Фантастический пейзаж Альтдорфера

«Несение креста» Босха

Христианские образы позднего Тициана

Метод Джаксона Поллака

Лучо Фонтана

«Портрет Бальдассаре Кастильоне» Рафаэля

«Св.Себастьян» Антонелло да Мессина

Изенгеймский алтарь Матиаса Грюневальда

Меродский алтарь Робера Кампена (Флемальского мастера)

Алтарь Страшного суда в Боне Рогира ван дер Вейдена

Сивиллы на потолке Сикстинской капеллы

«Сикстинская мадонна» Рафаэля

«Весна» Боттичелли

Грехопадение в программе фресок капеллы Бранкаччи кисти Мазаччо

«Портрет четы Арнольфини» ван Эйка

«Дождь, пар, скорость» Тёрнера

«Свобода, ведущая народ на баррикады» Делакруа

Солсбери в пейзажах Джона Констебла

«Коронация Наполеона» Давида

«Авиньонские девицы» Пикассо

Натюрморт Сезанна

«Венера» Джорджоне и «Венера» Тициана

Фрески Тьеполо в Вюрцбурге

«Крик» Мунка

Овальные композиции Пита Мондриана

«Предчувствие войны» Дали

«Одиночество» Марио Сирони

«Портрет Жанны Эбютерн» Модильяни

«Война» Отто Дикса

«Посвящение Блерио» Робера Делонэ

«Ночной дозор» Рембрандта

«Прачка» Шардена

«Капризница» Ватто

«Поклонение волхвов» Брейгеля

«Троица» Мазаччо

Витраж La belle verrière в Шартрском соборе

Апокалипсис в миниатюрах рукописей Беата из Льебаны.

Страшный суд Микеланджело

Древо Иессея в готических витражах

«Сад наслаждений» Босха

Иконография власти в оттоновских рукописях

Графика Оноре Домье и рождение карикатуры

Болонский академизм 16 века.

«Вход Господень в Брюссель» Энсора.

Пауль Клее.

Иконография Роскошного часослова герцога Беррийского.

Обретение Честного креста Пьеро делла Франческа в Ареццо.

Графика Уильяма Хоггарта

«Меланхолия I» Дюрера.

Цикл «Апокалипсис» Дюрера.

Средневековье в живописи Каспара Фридриха.

Синайская икона.

Трактат о живописи Ченнино Ченнини.

Джорджо Вазари как историк искусства.

Дени Дидро и феномен салонов в культурной жизни Франции XVIII века.

Шарль Бодлер и романтизм в живописи.

«Grande Jatte» Сёра.

Мозаики Чефалу на Сицилии.

Фрески Пантеона королей в соборе г.Леон в Испании.

 

 

Раздел 2. Скульптура и архитектура

Статуя писца. Египет.

Статуя Каапера («Сельский староста»)

Бюст Нефертити

Известняковые статуи Рототепа и Нефертити

«Терракотовая армия» Цинь Шихуанди

«Дорифор» Поликлета

«Дискобол» Мирона

«Менада» Скопаса

«Апоксиомен» Лисиппа

«Артемида Версальская» Леохара

«Лаокоон» Агесандра, Полидора и Афинодора

Горельефы Пергамского алтаря

Голова Колосса Константина Великого

Колонна Марка Аврелия

Камея Гонзага

Гемма Августа

Диптих Анастасия

«Крест Дезидерия» VIII века

Капитолийская волчица (из коллекции Капитолийских музеев, Рим)

Каталонские деревянные распятия

Плакетка с изображением Христа, коронующего императора Константина VII Багрянородного. Константинополь. Слоновая кость (ГМИИ)

Античность и готика в кафедре баптистерия Пизанского собора работы Никколо Пизано

Алтарь Мариацкого костела в Кракове Фейта Штосса

Бамбергский всадник

Скульптурные группы собора Нотр-Дам в Страсбурге.

«Врата Рая» Лоренцо Гиберти.

«Врата ада» Огюста Родена.

«Колодезь Моисея» Клауса Слютера (Дижон, аббатство Шанмоль)

«Элеонора Арагонская» Франческо Лаураны и ренессансный скульптурный портрет.

Статуя кондотьера Бартоломео Коллеони Верроккьо

«Пьeтa» Mикeлaнджeлo

«Юдифь и Олоферн» Донателло

Гробницы Медичи Микеланджело

«Статуя курфюрста Фридриха III» Андреаса Шлютера

Фонтан Треви

«Экстаз Святой Терезы» Бернини.

Портреты Бернини.

Скульптура «Св. Рох». Немецкий мастер XVI века (ГМИИ)

«Паолина Боргезе» Кановы.

«Экроше» Жана Антуана Гудона

«Похищение Прозерпины» Франсуа Жирардона

«Мир Господень» Огастеса Сент-Годенса

«Граждане Кале» Огюста Родена

«Марсельеза» Франсуа Рюда

«Уникальные формы протяженности в пространстве» Умберто Боччони

«Поцелуй» Константина Бранкузи.

«Золотая рыба» Фрэнка О. Генри.

«Щенок» Джозефа Кунса

«Очень голодный бог» Субодха Гупты.

Статуи духов-стражников в средневековой Японии.

Николай Лейденский.

Скульптура Карпо на фасаде Оперы в Париже.

Скульптурный фасад церкви Сен-Жиль в Провансе. XII век.

Романская капитель.

Скульптурный фасад церкви Сант Яго де Компостела.

Жан Тенгели.

Комплекс пирамид в Гизе

Кносский дворец в Фесте

Парфенон

Эрехтейон

Пропилеи

Сравнительный анализ арки Тита на Римском Форуме и Триумфальной арки на площади Звезды в Париже.

Колизей как образец амфитеатров периода Империи

Провинциальные римские амфитеатры

Термы Каракаллы

Гардский акведук

Форум Траяна

Пантеон

Замок Святого Ангела: мавзолей, замок, музей

Первые христианские базилики.

Сан-Витале в Равенне

Собор Святой Софии в Константинополе

Большая мечеть Омеядов в Дамаске и особенности мусульманской архитектуры

Собор в Шпейере и особенности имперской архитектуры в Германии

Базилика Святого Марка, Венеция

Сравнительный анализ планов романской и готической церкви.

Церковь аббатства Сен-Дени как памятник ранней готики

Сент-Шапель: королевская капелла-реликварий

Кельнский собор

Реймсский собор

Фасад Санта Мария Новелла Альберти (Флоренция)

Карлов мост Петера Парлера

Собор в Или и особенности английской готики

Дворец Дожей, Венеция.

Синтоистский храм.

Купол Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции и купол базилики св.Петра в Риме

Площадь Св. Петра в Риме и особенности архитектурной планировки эпохи барокко.

Анализ лестницы Испанской площади в Риме как сооружения эпохи барокко.

Версаль Луи Лево и Жюля Ардуэн-Мансара.

Фирценхайлиген Бальтазара Неймана: рококо

Замок Гогенцоллерн Фридриха Августа Штюлера. Неоготика и немецкий романтизм.

Великие мосты XIX века.

«Хрустальный дворец».

Крайслер-Билдинг и эстетика его времени.

«Майоликовый дом» Отто Вагнера.

Баухаус и Гропиус.

«Дом над водопадом» Фрэнка Ллойда Райта.

Центр Жоржа Помпиду.

Эстетика Нормана Фостера.

Башня Агбар Жана Нувеля в Барселоне.

Мис ван дер Роэ и рождение небоскреба.

Дом над водопадом в Пенсильвании Райта.

Градостроительные проекты в Нью-Йорке до Великой депрессии.

Готфрид Земпер и немецкое зодчество XIX века.

Осман и Париж XIX века.

Муссолини-архитектор.

Сант’Элия и архитектура итальянских футуристов.

Японская архитектура 1960-х гг.

Деревянный храм в средневековой Японии.

Ангкорват.

«Каса Батльо» Гауди.

Римский дворец эпохи барокко.

Витрувий и античная архитектурная теория.

Вилла Капра ла Ротонда Палладио.

Английское палладианство.

Папы-архитекторы Рима в XVI веке.

Средневековый монастырь и особенности его устройства.

Рисунок архитектора ХХ века как исторический источник.

Архитектурная теория Леона Баттисты Альберти.

Неоготика в Англии XVIII-XIX вв.

Пантеон Суффло в Париже.

Хор Сен-Дени, аббат Сугерий и рождение готики.

Архитектура Южной Италии при Фридрихе II Гогенштауфене.

 

 

Русское искусство

Собор св. Софии в Киеве:

· София киевская и София константинопольская

· Мозаика Христос Пантократор центрального купола Софии Киевской

· Стиль и иконография мозаик

· Сюжеты фресок

Миниатюры евангелистов из Остромирова Евангелия

Иконография Кодекса Гертруды

Росписи храмов Старой Ладоги (на выбор)

Фрески Дмитриевского собора во Владимире и византийская живопись XII века

Георгиевский собор Юрьева монастыря в Новгороде

Икона «Благовещение Устюжское», Новгород, около 1130 г.

Росписи Мирожского монастыря.

Сравнительный анализ: «Спас Нерукотворный», Новгород XII в. и «Спас Нерукотворный» Симона Ушакова (1673 г.)

Церковь Параскевы Пятницы в Чернигове

Церковь Покрова на Нерли

Рельефы экстерьера Дмитриевского собора во Владимире

«Ангел Золотые Власы»

«Богоматерь Толгская», Ярославль, XIII в.

«Борис и Глеб на конях» икона, Москва, XIV в.

Росписи Снетогорского монастыря

Феофан Грек

· Фрески церкви Спаса Преображения на Ильиной улице

· Приписываемые Феофану иконы

«Троица» Андрея Рублева

Росписи церкви Успения в Мелетове

Успенский собор Московского Кремля Аристотеля Фиораванти

Архангельский Собор Московского Кремля Алевиза Нового

Дионисий. Росписи собора Рождества Богородицы в Ферапонтове (около 1500 г.)

Колокольня Ивана Великого

Церковь Вознесения в Коломенском

Собор Покрова на рву (Собор Василия Блаженного)

Церковь Преображения в селе Остров

«Огненное восхождение пророка Ильи». Икона. Псков. XVI в.

«Иоанн Крестить Ангел Пустыни», икона, XVI в.

Иконы Прокопия Чирина и мастеров «строгановской» школы (на выбор)

Церковь Рождества Богоматери в Путинках

Теремной дворец Бажена Огурцова, Антипа Константинова, Трефила Шарутина, ЛарионаУшакова.

Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове. Ярославль.

Рождение портрета:

· парсуна князя Михаила Скопина-Шуйского (около 1630 г.)

· портрет Царя Федора Алексеевича работы Ивана Безмина с помощниками (1686 г.)

Комплекс Новодевичьего монастыря в Москве - московское барокко

Покровская церковь в Кижах

Петропавловский собор Доменико Трезини - образец петровского барокко

Зимний дворец Растрелли - образец елизаветинского барокко

Пашков дом в Москве

Таврический дворец Ивана Старова

Дом Благородного собрания в Москве Матвея Казакова и особенности русского классицизма

Скульптурный Портрет Павла I Федота Шубина

Аллегорический портрет Екатерининской эпохи (на выбор)

Русское рококо Федора Рокотова - портрет Александры Петровны Струйской

Сентиментальный портрет: Боровиковский Портет Марии Лопухиной

Медный всадник.

Казанский собор в Петербурге

Здание Главного Штаба Карла Росси и рождение ампира

Иван Мартос. Памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому

Храм Христа Спасителя и феномен Константина Тона.

Большой театр: перестройки и реконструкции

Портреты Пушкина работы Кипренского и Тропинина. Сравнительный Анализ.

Алексей Венецианов. На жатве. Парадная русская действительность.

«Последний день Помпеи» Карла Брюллова

Александр Иванов. «Явление Христа народу»

Скульптура «передвижничества» - «Иван Грозный» Антокольского

«Апофеоз войны» Василия Верещагина

Русская повседневность в картинах Федотова («Сватовство майора» и др.)

«Пейзаж-настроение» (Саврасов, Левитан, Куинджи)

Историческая живопись (Суриков, Репин)

Готические стилизации в постройках Федора Шехтеля (сооружение на выбор)

Модерн: здание Азово-Донского банка Федора Лидваля

Серов-портретист (анализ одной картины на выбор)

Бог и демон в творчестве Врубеля.

«Царевна-лебедь» и сказка у Врубеля.

«Версальская сюита» Бенуа

«Красавица» Бориса Кустодиева

Влияние Сезанна и Матисса на творчество «Бубнового валета» («Натюрморт с лошадиным черепом» Машкова и др.)

Абстракционизм Кандинского (анализ одной из картин на выбор)

Черный квадрат Малевича.

Крестьянская Россия у Малевича.

Москва в картинах Константина Юона

Книжная иллюстрация в творчестве Шагала.

Конструктивизм в советской архитектуре (братья Веснины, Леонидов)

«Сталинские высотки»

Дом ВЦСПС в Москве

Дворец советов

Анализ одной из станций Московского метрополитена

Фонтан «Каменный цветок», ВДНХ.

Градостроительные проекты сталинской Москвы.

 

Темы курсовых работ

Предлагаемые темы, как и в предыдущем случае, не единственные приемлемые. Курсовая – дело индивидуальное. В каждом конкретном случае преподаватель со студентом могут выработать тему курсовой работы, учитывая прежде всего интересы и вкусы студента, но всегда в рамках исторического образования. Даже если тема курсовой звучит как сугубо «искусствоведческая», направление совместной работы студента и научного руководителя всегда должно сочетать в себе навыки анализа произведения искусства с целями и задачами собственно исторической науки. Курсовая работа всегда основывается на анализе ограниченного круга памятников искусства или письменных источников (например, художественной критики или трактатов), а лучше всего, когда она сочетает в себе сопоставление тех и других, что делает работу по определению междисциплинарной. Особенно приветствуются темы, предполагающие чтение текстов на иностранных языках. Эти особенности отражаются в предлагаемом ниже списке, повторяем, не более, чем ориентационном.

Для формулировки темы прежде всего следует обращаться к преподавателю, однако первичную библиографическую работу можно сделать самостоятельно, основываясь на собственных изысканиях в каталогах указывавшихся выше библиотек и библиографических и методических указаниях программы отделения истории искусства МГУ им. М.В.Ломоносова (Отделение истории и теории искусства. Программы общих курсов. Части I-II / Ред. В.П.Головин и В.С.Турчин. Москва, 2009 (МГУ им. М.В.Ломоносова. Исторический факультет. Instrumenta studiorum III))

 

1. Изображение архитектуры в живописи раннего итальянского Возрождения и гуманистическая культура XV века.

2. Теория и практика живописи у Пауля Клее и культура немецкого авангарда.

3. Образы власти в сербской живописи XIII-XV вв.

4. Ранняя францисканская религиозность и живопись XIII века в Италии.

5. Дени Дидро и культура салонов.

6. Шарль Бодлер и живопись романтизма.

7. Письма Ван Гога как исторический источник.

8. Споры вокруг первых выставок импрессионистов.

9. Баженов и Екатерина II.

10. Образ человека в раннехристианской живописи IV-V вв. и антропология свв. Отцов.

11. Рождение портрета в готической пластике.

12. Ле Корбюзье, теоретик и практик.

13. Фрэнк Ллойд Райт, теоретик и практик.

14. Проблема синтеза искусств в СССР в 1920-1930-х гг.

15. «Слово о живописи из сада с горчичное зерно» как источник по истории китайской живописи.

16. Пит Мондриан и журнал «De Stil».

17. Венский «Сецессион» и журнал «Ver sacrum».

18. Живопись и натурфилософия в сочинениях Леонардо да Винчи.

 

 

Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу

1. Предмет истории искусства

2. Графика:

2.1. Рисунок:

2.1.1. Рисунок и его отношение к другим техникам.

2.1.2. Материал (бумага, глина, дерево, природный камень) и его значение.

2.1.3. Инструмент рисунка: перо, кисть, штифт, уголь, сангина, серебряный грифель, итальянский карандаш, сепия и лавис.

2.1.4. Линия и пятно, плоскость и объем, движение и статика как художественные проблемы в творчестве рисовальщика.

2.1.5. Выразительные средства рисунка: контраст темного и светлого, функция линии.

2.1.6. Рисунок, набросок, эскиз, этюд – сходства и отличия.

2.1.7. Великие рисовальщики: особенности творческой манеры и основные произведения (Мантенья, Рогир Ван Дер Вейден, Брейгель, Рафаэль, Лоррен, Рубенс, Ватто, Герен, Каналетто, Гойя, Энгр).

2.2. Гравюра:

2.2.1. Художественные проблемы печатной графики как наиболее доступного, тиражируемого искусства.

2.2.2. Изготовление гравюры (теоретическое знание общей методики).

2.2.3. Выпуклая, углубленная, плоская гравюра – основные характеристики.

2.2.4. Ксилография, горячая и холодная техники, сухая игла, медзо-тинто («черная манера»), акватинта, офорт – особенности техник.

2.2.5. Литография XIX века (Домье, Гаварни).

2.2.6. Карикатура: ее истоки и трансформации.

2.2.7. Искусство плаката, рождение и поэтика ранней рекламы.

2.2.8. Великие граверы: особенности творческой манеры (Дюрер, Пиранези, Гойя, Рембрандт, Домье, Тулуз-Лотрек).

2.2.9. Знаменитые серии гравюр (Гойя: «Капричос», «Тавромахия», «Бедствия войны», Пиранези: «Тюрьмы»)

3. Скульптура:

3.1. Художественные задачи скульптуры.

3.2. Этапы и методы работы скульптора.

3.3. Материал скульптуры и его подчинение художественной воле мастера: мягкие материалы (глина, воск, др.), драгоценные материалы (слоновая кость и глиптика (обработка ценных пород камня: камея, инталия)), твердые материалы (гранит, пирит, некоторые металлы)

3.4. Тяготение мастеров и целых эпох к конкретным материалам.

3.5. Проблемы света и цвета в скульптуре.

3.6. Эволюция мотива движения в скульптуре (на примере эволюции греческой статуи от архаической фронтальности через классический контрапост к эллинистическому взволнованному динамизму).

3.7. Статуя и статуарная группа.

3.8. Обнаженное тело и драпировка, ее художественные функции.

3.9. Скульптурный портрет: римский портрет, возрождение скульптурного портрета на заре Нового времени: готика, Николай Лейденский, Донателло, Лаурана.

3.10. Знаменитые скульптуры и рельефы (египетская статуя писца, куросы, трон Людовизи, Ника Самофракийская, Аполлон Бельведерский, скульптурные группы порталов Страсбургского собора). Великие скульпторы и их творения (Поликлет, Лисипп, Микеланджело, Бернини, Роден, Донателло, Рюд).

4. Живопись:

4.1. Отличия живописи от графики.

4.2. Станковая и монументальная живопись.

4.3. Материалы, «носители» изображения (стена, доска, скала, холст).

4.4. Техники: от графики к живописи (акварель, пастель, гуашь), темпера, энкаустика и искусство иконы, фреска (и её эволюция).

4.5. Основные понятия анализа живописного произведения: глубина и плоскость, линейность и живописность, свет и тень, колорит, красочность, прозрачность.

4.6. Отношение к цвету и форме у старых и новых мастеров.

4.7. Формирование традиционных жанров и их разрушение в Новейшее время.

4.8. Композиция и деталь в живописном произведении.

4.9. Формата (круг, квадрат, прямоугольник) и его значение.

4.10. Значение реставраций.

4.11. Значение местонахождения произведения и его история (музей, храм, опочивальня), его места в серии или единичности.

4.12. Великие живописцы и их произведения (Ян Ван Эйк (Гентский алтарь), Джотто, Мазаччо, Рафаэль (станцы), Веронезе, Караваджо, Веласкес, Пуссен, Лорен, Рубенс, Рембрандт, Ватто).

5. Архитектура:

5.1. Место архитектуры в общей системе искусств.

5.2. Историко-культурное значение непостроенной, но спроектированной архитектуры.

5.3. Архитектура и скульптура.

5.4. Конструктивное и художественное в постройке.

5.5. Египетский храм, дворец микенской эпохи и рождение классического храма.

5.6. Система классических ордеров и метаморфозы классицизма в культуре Европы.

5.7. От пирамиды и периптера к Пантеону: возникновение пространственной архитектуры в римской цивилизации.

5.8. Особенности храмовых пространств на разных этапах развития церковного зодчества.

5.9. Деталь и целое в композиции храма.

5.10. Шедевры романского и готического стиля (Аббатство Мария Лаах, Либмургский собор, Церковь Богородицы в Калуннборге, Амьенский собор, Страсбургский собор, Сен-Дени).

5.11. Архитектура барокко. Темпьетто Браманте и собор Св. Петра в Риме.

5.12. Архитектура будущего: урбанистисты и дезурбанисты, Мис ван дер Роэ: конструктивизм и функционализм, «органическая архитектура» Ф.-Л. Райта («Дом-водопад» и другие произведения).

5.13. Современный урбанистический ландшафт.

6. Русское искусство.

6.1. Национальное своеобразие и самобытность русского искусства.

6.2. Периодизация.

6.3. Русская архитектура XI – XVII вв.

6.3.1. Синтез архитектуры и живописи.

6.3.2. Архитектура Киевской Руси.

6.3.3. Восприятие из Византии основных форм и типов архитектуры.

6.3.4. Архитектоника православного храма.

6.3.5. Архитектура Новгорода и Пскова.

6.3.6. Храмовая архитектура Владимиро-Суздальского княжества.

6.3.7. Создание ансамбля Московского Кремля в конце XV – начало XVI вв.

6.4. Русская живопись XI – XVI вв.

6.4.1. Мозаика, фреска, иконопись. Техника изготовления и живописные особенности.

6.4.2. Монументальные циклы Софии Киевской (мозаики и фрески).

6.4.3. Византийские иконы на Руси.

6.4.4. Искусство книги. Миниатюры и орнаменты Остромирова евангелия.

6.4.5. Местные иконописные школы и их особенности: Новгородская, Владимиро-Суздальская, Псковская, Московская.

6.4.6. Творчество Феофана Грека в Новгороде.

6.4.7. Творчество Андрея Рублёва.

6.5. Русская архитектура XVIII-XIX вв.

6.5.1. Строительство Петербурга. Новый тип русского города.

6.5.2. Идейное содержание стиля барокко.

6.5.3. Барокко в Петербурге. Творчество Ф.-Б. Растрелли.

6.5.4. Архитектура классицизма. Творчество В.Баженова и М.Казакова.

6.5.5. Творчество И.Старова, Д.Кваренги, Ч.Камерона.

6.5.6. Усадебная архитектура. Мир русских усадьб.

6.5.7. Особенности позднего классицизма – ампира.

6.5.8. Творчество русских и иностранных мастеров в Петербурге. К.Росси, А.Захаров, А.Воронихин, Тома де Томон, В.Стасов.

6.5.9. Эволюция позднего классицизма в Москве. Творчество О.Бове, Д.Жилярди, А.Григорьева.

6.5.10. Особенности эклектики как архитектурного стиля.

6.5.11. Оформление “архитектурного романтизма”. Его направления: “русско-византийский стиль” (национальный романтизм), ретроспективизм.

6.5.12. Основные черты эклектики второй половины XIX века: историзм, стилизаторство, соответствие выбора стиля типу здания. “Русский стиль”, “Классический стиль”, “Готика”, “Ренессанс”, “Барокко”.

6.5.13. Ведущие архитекторы Москвы. А.Померанцев, В.Шервуд, Д.Чичагов, И.Монигетти и др.

6.6. Русская живопись XIX века:

6.6.1. Формирование нового самостоятельного художественного языка у художников времен Екатерины.

6.6.2. Развитие искусства от классицизма и романтизма к реализму.

6.6.3. Историческая картина – ведущий жанр академической живописи.

6.6.4. Особенности творчества К.Брюлова, Ф.Бруни, А.Иванова, И.Айвазовского.

6.6.5. Романтическое направление. Жанровая структура. Романтический портрет начала XIX века. О.Кипренский. Романтический пейзаж. Сильвестр Щедрин.

6.6.6. Зарождение реалистического направления.

6.6.7. Организация «Товарищества передвижных выставок». Основные черты «передвижнического реализма». Этапы развития передвижничества.

6.6.8. Творчество ведущих художников-передвижников – И.Репина, В.Сурикова, В.Васнецова, И.Крамского, Н.Ге.

6.7. Русское изобразительное искусство и архитектура XX в.: от Авангарда к «Культуре 2»

6.7.1. Архитектурные опыты и вариации модерна XIX – начала XX вековю

6.7.2. Особенности направлений: неорусский стиль, неоклассицизм, неоготика, рациональный модерн.

6.7.3. Творчество Ф.Шехтеля, его постройки в Москве.

6.7.4. Постройки архитекторов Л.Кекушева, В.Валькотта, Р.Клейна.

6.7.5. Петербургская школа модерна. Творчество архитекторов М.Лялевича, Ф.Лидваля, И.Фомина.

6.7.6. «Эстетический бунт» молодого поколения художников.

6.7.7. Обновление живописных приёмов и художественных решений в творчестве В.Серова, К.Коровина, И.Левитана, М.Нестерова. Символизм.

6.7.8. Творчество М.Врубеля, В.Борисова-Мусатова. “Голубая роза”.

6.7.9. «Мир искусства». Периодизация творческой деятельности. Первое поколение (А.Бенуа, К.Сомов, Е.Лансере, М.Добужинский, Л.Бакст и др.), новое поколение «мирискуссников».

6.7.10.. С.Дягилев и «Русские сезоны» в Париже.

6.7.11. Поиски нового живописного языка. Ф.Малявин, П.Кузнецов, К.Петров-Водкин.

6.7.12. Русский авангард «Бубновый валет».

6.7.13. Влияние европейских течений в искусстве – постимперссионизма, фовизма, кубизма, итальянского футуризма, примитивизма. Особенности живописных приёмов (цвет, линия, пластика), жанровая тематика, формульность выражения.

6.7.14. Экспрессионистическая и кубистская тенденции. Творчество М. Шагала, В. Кандинского и К. Малевича. Абстрактная живопись.

6.7.15. Скульптура. Стилистические особенности произведений П. Трубецкого, А. Голубкиной, С. Конёнкова.

6.7.16. Политизация и идеологизация художественного сознания.

6.7.17. Искусство в условиях тоталитарного режима. Утопические идеи и новое мифотворчество. Творчество Б. Иогансона, Ю. Пименова, А. Герасимова, А. Дейнеки.

6.7.18. Живопись послевоенного периода. Кульминация помпезного академизма в 40-50 гг. ХХ века. Картины Д. Налбандяна, Вл. Серова, А.Лактионова.

6.7.19. «Суровый стиль» 60-х гг.

6.7.20. Формирование неофициального искусства. «Андеграунд». Работы мастеров Лианозовской группы, студии Э. Билютина.

6.7.21. Искусство «семидесятников».

 

Практические советы об анализе произведения искусства и подготовке письменных работ и выступлений

Для анализа лучше всего выбрать произведение искусства (архитектуры, скульптуры, живописи, графики), которое вы видели или сможете увидеть. Личное знакомство с произведением искусства чрезвычайно важно, ибо самая лучшая иллюстрация не заменит реального впечатления, даже если речь идет о двухмерных техниках. Если вы все же решили остановиться на чем-то не увиденном, постарайтесь найти качественные во всех отношениях репродукции, как в сети, так и в полиграфическом виде.

Процесс анализа произведения искусства имеет некоторые общие черты со стандартным процессом критики источника. В частности, важно помнить, что произведение искусства необходимо воспринимать в контексте породившей его эпохи. Если речь идет об авторском произведении, вас должна волновать личность автора, преломляющая эпоху. Если произведение анонимное, не всегда стоит искать авторскую индивидуальность, но стоит искать эпоху, коллективные ценности, массовое сознание, почерк мастерской, законы художественного рынка или вкусы заказчика. Если перед вами африканская маска, хорошо бы знать, кто, когда и зачем ее надевал, что он при этом пел или какие фигуры выплясывал, кто на него при этом смотрел. Такие, казалось бы далекие от предмета сведения, как раз и расскажут вам, что вы держите в руках. Если вы смотрите на миниатюру, изображающую Апокалипсис, то желательно узнать, из какой она книги, в каком монастыре она хранилась, кто и когда ее читал, кто смотрел на изображения. Все эти исторические обстоятельства лишь на первый взгляд «внешние», только они могут дать ключ к прочтению.

Далее вы должны полностью понимать, что изображает произведение или чем является постройка: не стоит путать, скажем, монастырскую церковь с кафедральным собором, икону с книжным окладом, потолок станции метро – с росписью королевского дворца. Когда вы поняли, что перед вами, стоит задаться вопросом, насколько необычен предмет в ряду себе подобных. Вы легко можете пользоваться принятыми в истории искусства обозначениями периодов и стилей, но бойтесь ярлыков: преподавателю и слушателям может не понравиться объяснение, что на картине Х у Марии длинная изогнутая шея потому, что на дворе мол «барокко», или что тут мол сюжета в картине не видно, потому что это ведь абстракционизм. Герменевтический шаблон – ваш первый враг, и всякий принятый историографический термин в вашем анализе должен обладать конкретным содержанием, понятным прежде всего вам самим. Пикассо – сегодня кубист, завтра сюрреалист, послезавтра – антифашист. Точно так же, в одной стране, скажем, Италии, сегодня барокко, а в другой, Франции, классицизм, и оба стиля – непримиримы.

Именно поэтому первый этап анализа произведения искусства напоминает внешнюю критику источника: необходимо установить, где и когда была создана картина, что представляли собой жизнь той эпохи в экономической, политической, социальной и духовной сферах, какие направления и течения преобладали в искусстве в период и в стране, когда и где произведение создавалось. В этом контексте очень важно помнить о том, насколько вредно навешивать ярлыки на произведения искусства. Так автор, творивший в «эпоху барокко», мог по разным причинам (личное увлечение, влияние учителей, семьи и т.д.) работать в рамках традиции, которую скорее можно определить как «классицизм». В этом случае, пытаясь искусственно реконструировать «борочность» в его произведении, Вы исказите замысел автора.

На этом этапе также необходимо четко определить, анализируете Вы шедевр или типичное произведение искусства. В первом случае ярлык тем более неуместен: великие произведения искусства по определению не вписываются в «канонические» рамки и нередко предвосхищают новые направления в искусстве, сами создают «канон» или «норму». Но и попытка подогнать «типичное» провидение искусства в рамки какого-то определенного стиля не всегда и не во всем целесообразна: необходимо помнить о том, насколько в принципе условно используемое в искусствознании деление на стили.

Далее следует собрать всю имеющуюся информацию об авторе произведения: семья, воспитание, образование, круг общения, поездки. Это поможет установить, что оказало влияние на мировоззрение и технику мастера. Так взявшийся анализировать портрет работы родившегося на Сицилии Антонелло да Мессины может прийти в недоумение, столкнувшись с типичными для художника, но явно свойственными нидерландской (а никак не итальянской) школе такими особенностями его портретов, как изображение парапета или особое свечение красок: легко пойти по неверному пути, приписав эти особенности гениальности мастера. Гениальность – сложная оценочная категория и оперировать ей следует крайне осторожно. Между тем, документально установлено влияние, оказанное на Антонелло произведениями ван Эйков, Рогира ван дер Вейдена и других фламандцев[1]. Не менее важно выяснить, к какому этапу творчества мастера относится произведение, что происходило в его судьбе примерно в момент создания произведения или незадолго до этого: эти сведения могут объяснить и стилистические, и иконографические «странности» заинтересовавшего вас произведения. Странный ракурс «Мертвого Христа» непосредственно связан с переживаниями Мантеньи, незадолго до написания знаменитой картины потерявшего обоих сыновей, а «странная» картина, в свою очередь, многое объясняет в фильме «Возвращение».

Почему так важно изучение эпохи и мировоззрения автора? Дело в том, что невнимание к ним всегда влечет за собой риск дать произведению искусства оценку, основанную на стереотипах нашего времени или на ваших личных пристрастиях, которые мало кому интересны.

Еще один закономерный вопрос: когда нужно производить все вышеописанные изыскания, до или после знакомства с произведением? Оба варианта возможны. Вы можете всерьез взяться за памятник, оставивший след в вашей памяти десять лет назад или позавчера, вы можете также «болеть» Античностью или екатеринской Россией, тогда логично посмотреть на эпоху сквозь призму какого-то знакового памятника, найдя его самостоятельно или вытребовав у преподавателя. Как и в случае с любым иным историческим документом, памятник первичен по отношению к изучающей его научной (и не только) традиции, но наше восприятие его может претендовать на объективность только когда мы знаем двадцать ему подобных и знаем разного рода обстоятельства, и это знание приходит из доступной нам литературы на русском и других языках. «Непредвзятый», «индивидуальный», «невооруженный» и тому подобные взгляды на произведение правомерны только в той мере, в какой ваше сознание уже подготовлено к восприятию художественного произведения, в том числе литературного.

Такое первое впечатление несомненно ценно: если у вас свежо воспоминание, тут же фиксируйте его на письме, в любой форме, хотя бы «напоминалкой» в мобильном телефоне, если забыли блокнот и ручку. Через неделю оно уже пройдет умственную фильтрацию и потеряет свежесть. Потом вы перепроверите себя научной работой: нужно собрать всю необходимую информацию, проанализировать её и ещё раз внимательно посмотреть на произведение искусства, снова оформив в письменном виде свои мысли. Следующий шаг: сравнение записей. Многое показавшееся странным при первом просмотре теперь станет закономерным и объяснимым, что-то будет выглядеть наивным и смешным.

Но зачем тогда вообще нужна фиксация первого впечатления? Вооружившись историографией, вы попадаете под обаяние тех, кто шел до вас, авторитетное мнение поможет, но ценой подчинения ваших расплывчатых впечатлений и несформулированных мыслей строгой (иногда лишь на вид) научной гипотезе и модели объяснения. Чтобы найти в этом море авторитетных мнений собственный путь и собственный взгляд, нужно время, но и доверие к своим первым впечатлениям, по счастью записанным.

Все же, приступая к описанию памятника, следует довериться профессионалам. В книге Виппера, и в специальных работах, посвященных тем или иным техникам искусства, вы найдете необходимый вам категориальный аппарат. В этом же плане очень полезн



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.175.80 (0.014 с.)