Автор: PhD, доц. Олег Сергеевич Воскобойников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Автор: PhD, доц. Олег Сергеевич Воскобойников



Факультет истории

 

Программа дисциплины

 

«История искусства и литературы. Часть I»

для направления 030600.62 «История» подготовки бакалавра

Автор: PhD, доц. Олег Сергеевич Воскобойников

ovoskoboynikov@hse.ru, olegvosk@yandex.ru

 

Рекомендована секцией УМС по истории Председатель: Е. Б. Смилянская 5 февраля 2013 г.   Одобрена на заседании кафедры социальной истории Зав. кафедрой: П.Ю. Уваров 1 февраля 2013 года
Утверждена УС факультета истории Ученый секретарь Воскобойников О.С. 12 февраля 2013 г.    

Москва, 2013

 

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы


 

Область применения и нормативные ссылки

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов бакалавриата направления 030600.62 «История», изучающих дисциплину «История искусства и литературы». Настоящая программа охватывает первую часть дисциплины: историю искусства, рассчитана на первый год обучения и посвящена истории изобразительного искусства (графики, живописи, архитектуры и скульптуры), в то время как вторая часть (второй год обучения) освещает историю литературы. Данная программа разработана в соответствии с образовательным стандартом высшего профессионального образования НИУ ВШЭ по специальности 030600.62 «История», в соответствии с рабочим учебным планом, утвержденным в 2012 году.

 

Цель и задачи курса

Цель курса «История искусства и литературы. Часть I» заключается в том, чтобы познакомить студентов с методами исторического изучения искусства зарубежных стран и России, основными направлениями, стилями, художниками и произведениями. Для достижения поставленной цели реализуются следующие задачи:

· Формирование у студентов общих представлений о методах исторического изучения искусства зарубежных стран и России.

· Формирование у студентов общих представлений об основных существовавших направлениях и стилях (включая знание их хронологических и географических рамок) искусства, художниках и произведениях от древности до наших дней.

· Овладение студентами профессиональной терминологией истории и теории изобразительного искусства.

· Овладение студентами навыками:

o анализа произведений графики, живописи, архитектуры и скульптуры;

o поиска заслуживающей доверия информации о произведениях искусства в печатных и электронных источниках на русском и иностранных языках;

o применения искусствоведческих подходов в исторических исследованиях;

o поиска, обработки и публичной демонстрации репродукций произведений искусства на электронных носителях;

o сочетания изобразительных рядов с текстом при написании научных работ;

o проведения экскурсий, разработки историко-культурных тематических маршрутов.

 

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины «История искусства и литературы. Часть I» студент должен:

  • знать профессиональную терминологию истории и теории изобразительного искусства, хронологические и географические рамки направлений и стилей развития искусства от древности до наших дней;
  • уметь грамотно анализировать произведения графики, живописи, архитектуры и скульптуры, искать заслуживающую доверия информацию о них в печатных и электронных источниках на русском и иностранных языках;
  • получить навыки применения искусствоведческих подходов в исторических исследованиях, обработки и публичной демонстрации репродукций произведений искусства на электронных носителях, сочетания изобразительных рядов с текстом при написании научных работ, проведения экскурсий, разработки историко-культурных тематических маршрутов.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

 

Компетенция Код по НИУ Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата) Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
Системная СК Б1   Глядя на произведения искусства, читая литературу по истории искусства, воспроизводит полученные знания, используя их для решения профессиональных задач историка (место памятника в социальной, культурной, политической жизни страны или народа) Семинары, лекции, домашняя работа
Системная СК-Б3 Способен выявлять научную сущность проблем в профессиональной области: работая с базами данных по истории искусства, анализируя произведения, дает определение основным направлениям художественного развития конкретных эпох, распознает индивидуальные особенности мастеров и школ. Домашняя работа, семинары
Системная СК-Б6 Использует информационные ресурсы на русском и иностранных языках для нахождения надежной информации по истории искусства. Демонстрирует умение оценить историческую ценность конкретного памятника и вписать его в исторический контекст, систематически применяет это умение в серийном иконографическом и стилистическом анализе Семинары, домашняя работа
Системная СК-Б10 Способен критически оценивать и переосмыслять накопленный опыт (собственный и чужой), рефлексировать профессиональную и социальную деятельность. Сопоставляя различные мнения, высказывавшиеся в науке о том или ином явлении истории искусства, четко представляет себе связи между объяснительными моделями, концепциями, терминологией и социально-историческими условиями, в которых эти объяснения возникли. Обосновывает собственную позицию по отношению к научным традициям и веяниям в современной науке и общественной мысли. Слушая семинарские доклады товарищей, объективно оценивает достоинства и недостатки, анализирует и критически осмысляет собственную семинарскую работу Лекции, семинары, выездные школы по анализу памятников, дискуссионные клубы
Инструментальная, способен участвовать в научно-исследовательской деятельности ИК Б 1.1 НИД (И) Самостоятельно находит и умело использует русскую и зарубежную исследовательскую литературу при подготовке выступлений, экскурсий, письменных работ Семинары, лекции
Инструментальная, способен к педагогической деятельности ИК Б 1.1.ПеД (И) Четко строит рассказ о произведении искусства, грамотно говорит и пишет об искусстве Семинары
Инструментальная: восприятие, создание, обработка текстов и сообщений, в том числе публично ИК Б 2.1. – 2.3, 2.5. (И) Успешно проводит презентации и устные выступления на семинарских занятиях, объективно критикует и оценивает сообщения товарищей Семинары, лекции
Способен решать профессиональные задачи, используя язык смежных наук ИК Б 5.3. (И) Применяет методы философии, социологии, истории, литературоведения, психологии, культурологии при анализе произведений искусства лекции, семинары
Способен осознавать и учитывать социокультурные различия в профессиональной деятельности СЛК –Б2 (И) Проявляет толерантное отношение к произведениям искусства, созданным представителями иных национальностей, религиозных конфессий, умеет принять и проанализировать чужую точку зрения лекции, семинары
Способен к осознанному целеполаганию, профессиональному и личностному развитию СЛК-Б3 Умеет четко и мотивированно сформулировать и выполнить исследовательскую задачу в устных выступлениях и письменных работах лекции, семинары
Способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе. СЛК –Б6 Умеет вычленять социально-культурные, политические, религиозные проблемы развития конкретного исторического общества в конкретных памятниках искусства, сопоставляя опыт прошлого с опытом сегодняшним лекции, семинары
Способен ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и ценностей мировой и российской культуры, понимает значение гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации.   СЛК –Б9 Владеет навыком анализа конкретного произведения искусства с целью выявления в нем общечеловеческой ценности, способен доказать важность сохранения каждого памятника для сохранения и развития современной цивилизации Семинары, лекции, экскурсии, выездные школы

4. Место дисциплины в структуре образовательной программы

История искусства относится к гуманитарному циклу как одна из общепрофессиональных дисциплин. Ее изучение базируется на следующих дисциплинах: «Иностранный язык», «Латинский язык», «Антиковедение», «Введение в историю человечества», «Специальные исторические дисциплины», «Общая и историческая география».

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

· знание отечественной и всемирной истории на уровне программы средней общеобразовательной школы;

· знание истории мировой художественной культуры (МХК) на уровне программы средней общеобразовательной школы;

· Иностранный язык на уровне средней общеобразовательной школы.

Основные положения и навыки, полученные в результате освоения истории искусства должны быть использованы в дальнейшем при изучении дисциплин: «История правовых и политических учений», «Философия», «История Европы в V-XVII вв.», «История искусства и литературы, часть 2», «История исламской цивилизации», «Общая и социальная психология», «Источниковедение и информационные ресурсы истории», «Античное наследие в культуре Европы», «Культура России Нового времени», «Формы знания в исторической ретроспективе» (магистратура), «Теория и история культуры» (магистратура).

 

5. Тематический план

№ п/п Название темы Всего часов Аудиторные часы Самостоятельная работа (час.)
Лекции (час.) Семинары (час.)
  Классификация и изложение истории искусства по техникам: графика, живопись, скульптура и архитектура. Введение в проблемы графики        
  Живопись. Плоскость, глубина и цвет. Материалы и техники. Историческое развитие жанров. Деталь и целое в композиции        
  Скульптура. Материалы и техники, полихромия. Скульптура в кон-тексте. Вопросы стилистики и тематики        
  Архитектура. Проблема изобразительности и функциональ-ности архитектуры. Ордерность и проблема «меры». Пространства и массы        
  Русская архитектура XI – XVII вв.        
  Русская живопись XI – XVI вв.        
  Русская архитектура XVIII-XIX вв.        
  Русская живопись XIX века        
  Русское изобразительное искусство и архитектура XX в.: от Авангарда к «Культуре 2»        
Итого:          

 

 

6. Формы контроля знаний студентов

Тип контроля Форма контроля Модуль, неделя Параметры оценки
Текущий Три письменных к/р, домашняя 3 модуль: 3 неделя, 6 неделя. 4 модуль: 3 неделя 6 тыс. знаков 15 %
Текущий 7 блиц-тестов в классе Через каждые три лекции Выбор правильного ответа в письменном тесте 15 %
Текущий Подготовленное дома одно выступление на семинаре 3-4 модули 20 %
Текущий Активность на занятиях 3-4 модули 10 %
Итоговый Экзамен, неблокирующий 4 модуль Устный тест на знание произведений искусства 40 %

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Лекция 2. Рисунок

Рисовальщик и живописец: в чем отличие? Отношение рисунка ко времени (быстрый и долгий рисунок, продуманный и «не продуманный», спонтанный). Рисунок, набросок, эскиз и дидактические практики в изобразительных искусствах. Древнейшие формы рисунка в Египте, Китае. Материал (бумага, глина, дерево, природный камень) и его значение для историко-художественной трактовки. Инструмент: перо, кисть, штифт, уголь, сангина, серебряный грифель, итальянский карандаш. Сепия и лавис. Серии рисунков, альбомы. Греческая вазопись и ее выразительные средства.

Обязательная литература:

1. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства.

Дополнительная литература:

1. Виноградова Н. А. Китайская пейзажная живопись. М., 1972.

2. http://www.beazley.ox.ac.uk/pottery/default.htm

Лекция 4. Гравюра.

Художественные проблемы печатной графики как наиболее доступного, тиражируемого искусства. Выпуклая, углубленная, плоская гравюра. Гравюра не дереве (ксилография), от Дюрера до Бердслея и Мунка. Углубленная гравюра на металле, горячая и холодная техники, сухая игла, медзо-тинто («черная манера»), акватинта, офорт (Жак Калло, Пиранези, Гойя). Цвет в гравюре. Литография XIX века: язык масс (Домье, Гаварни). Карикатура: ее истоки и трансформации. Искусство плаката, рождение и поэтика ранней рекламы. Связь графики и иллюстрируемого текста (книжная иллюстрация и СМИ).

Обязательная литература:

1. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства.

Дополнительная литература:

1. Галерея графических изображений. http://www.spaightwoodgalleries.com/Pages/Master_Drawings_2003.html

2. www.wga.hu

3. Флекель М.И. От Маркантонио Раймонди до Остроумовой-Лебедевой. М., 1987.

4. Кристеллер П. История европейской гравюры XV-XVIII веков. М., 1939.

 

Семинар 1

Обсуждение основных понятий истории искусства по книге Вёльфлина. Классификация и художественные особенности графики.

 

 

Раздел II. Живопись

Лекция 6. Основные понятия анализа живописного произведения

Основные понятия анализа живописного произведения и вопросы стиля. Глубина и плоскость. Линейность и живописность: мышление линиями или цветовыми пятнами. Свет и тень. Колорит, красочность, прозрачность. Отношение к цвету и форме у старых и новых мастеров. Движение и состояние.

Обязательная литература:

1. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства.

Дополнительная литература:

1. Вентури Л. От Мане до Лотрека. СПб., 2007.

2. Лазарев В.Н. Старые итальянские мастера. М., 1975.

3. Ревальд Дж. История импрессионизма. М., Л. 1959.

4. Даниэль С.М. Искусство видеть. О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя. Л., 1990.

Лекция 7. Жанры в живописи

Формирование традиционных жанров и их разрушение в Новейшее время: историческое полотно, портрет, натюрморт, пейзаж, моленный образ. Особенности исторического анализа жанров.

Обязательная литература:

Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства.

Дополнительная литература:

1. Кларк К. Пейзаж в искусстве. СПб., 2004.

2. Виппер Б.Р. Проблема и развитие натюрморта. СПб., 2005.

Семинар

Доклады студентов по произведениям живописи.

 

Раздел III. Скульптура

Вопросы терминологии: пластика, скульптура, статуя. Точка зрения и ее значение для понимания скульптуры, пространственный диалог между мастером и зрителем, анализ глазом и наощупь: ощупывание взглядом. Отношение скульптуры к окружающему пространству (интерьер, архитектура, сад, площадь, пленэр). Масштабы скульптуры: большая и малая, мелкая пластика, связь с ювелирным искусством. Свободная скульптура и рельеф.

Обязательная литература:

1. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства.

Дополнительная литература:

1. Аркин Д.А. Об архитектуре. О скульптуре. М., 1985.

2. Бринкман А.Э. Площадь и монумент как проблема художественной формы. М., 1935.

3. Бурдель Э.А. Об искусстве скульптуры. М., 1968.

4. Поплавский В.С. Культура триумфа и триумфальные арки Древнего Рима. М., 2000.

Семинар

Доклады студентов по произведениям скульптуры.

 

 

Раздел IV. Архитектура

Семинар

Доклады студентов по памятникам архитектуры

Лекции 17. Архитектура в контексте

Основные элементы постройки в историческом развитии. Колонна, стена, купол, оконный проем, арка, лестница, свод и потолок, фасад, портал. Распределение пространств и помещений. Проблема монументального и немонументального стиля в архитектуре, основанного на масштабе, соотношении детали и целого в сознании архитекторов и общества. Пропорции: согласование между собой отдельных частей здания в отношении к целому. Золотое сечение. Урбанистический ландшафт как крупнейший план историко-художественного анализа (на примере Рима и Парижа). Пространственные композиции крупного плана: улица, площадь, набережная.

Обязательная литература:

Виппер Б.Р. Введение…

Дополнительная литература:

1. Дженкс Ч. Язык архитектуры постмодернизма. М., 1985.

2. Иконников А.В. Историзм в архитектуре. М., 1997.

3. Иконников А.В. Пространство и форма в архитектуре и градостроительстве. М., 2006.

4. Райт Ф.Л. Будущее архитектуры. М., 1960.

5. Швидковский Д.О. От мегалита к мегаполису. Очерки истории архитектуры и градостроительства. М., 2009.

6. Рябушин А.В. Архитекторы рубежа тысячелетий. Книга первая: лидеры профессии и новые имена. М., 2010

 

Раздел V. Русское искусство

Семинар

Доклады студентов по памятникам древнерусской архитектуры.

 

Семинар

Доклады студентов о древнерусской живописи.

 

Семинар

Доклады студентов о русской архитектуре Нового времени.

 

Лекция 25. Живопись XIX века

Формирование самостоятельной светской русской живописи при Екатерине: Рокотов, Левицкий, Боровиковский. От классицизма к романтизма: первая четверть XIX века. Академическая живопись первой половины XIX века: «Последний день Помпеи». «Явление Христа народу» и религиозные искания русских художников XIX века. Проблема реализма в живописи и других искусствах. Жанр как «жанр» и русский быт. Передвижники и социально-политическое значение искусства в культуре России. Идейно-эстетический и организационный кризис передвижнического реализма в 1890-х гг.

Обязательная литература:

1. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство.

Дополнительная литература:

1. Бенуа А.Н. История русской живописи в XIX веке. М., 1997.

2. Ковалевская Н.Н. Русский классицизм. Живопись. Скульптура. Графика. М., 1964.

3. Сарабьянов Д.В. Русская живопись XIX века среди европейских школ. М., 1980.

4. Турчин В.С. Эпоха романтизма в России. М., 1981.

Семинар

Доклады студентов о русской живописи XIX века

Лекции 26. Русское искусство начала XX века

Архитектурные опыты и вариации модерна XIX – начала XX веков, западноевропейские и русские идейные и художественные истоки движения. Направления: неорусский стиль, неоклассицизм, неоготика, рациональный модерн. Московская школа модерна. Творчество Ф.Шехтеля, его постройки в Москве. Кекушев, Валькотт, Клейна. Петербургская школа модерна

Новые тенденции в развитии живописи в конце XIX - начале XX веков. «Эстетический бунт» молодого поколения. Эстетический плюрализм. Обновление живописных приёмов и художественных решений в творчестве В.Серова, К.Коровина, И.Левитана, М.Нестерова. Символизм. Творчество М.Врубеля, В.Борисова-Мусатова. “Голубая роза”.

«Мир искусства». Теория, критика и практика творчества. Периодизация творческой деятельности. Многообразие тематики и жанровой ориентации художников «Мира искусства» (Бенуа, Сомов, Лансере, Добужинский, Бакст). Основные принципы художественного творчества: индивидуализм, «чистое искусство», синтез искусств, ретроспективизм, европеизм. Дягилев и «Русские сезоны» в Париже. Второй период: новое поколение «мирискуссников». Творчество Рериха, Кустодиева, Серебряковой, Остроумовой-Лебедевой.

Поиски нового живописного языка. Ф.Малявин, П.Кузнецов, К.Петров-Водкин. Интенсивная смена и поляризация творческих установок в искусстве в первой половине 1910-х гг.. «Бубновый валет». Влияние европейских течений в искусстве – постимперссионизма, фовизма, кубизма, итальянского футуризма, примитивизма. Размежевание среди новаторов. Экспрессионистическая и кубистская тенденции. Творчество М. Шагала, В. Кандинского и К. Малевича.

Обязательная литература:

1. Ильина, Т.В. История искусств. Отечественное искусство.

Дополнительная литература:

1. Борисова Е.А., Стернин Г.Ю. Русский модерн. М., 1990.

2. Деготь Е. Русское искусство ХХ века. М., 2002

3. Кириченко Е.И. Русская архитектура 1830-1910-х гг. М., 1979.

4. Нащокина М. Московский модерн. М., 2005.

5. Сидорова Е. Русский конструктивизм: истоки, идеи, практика. М., 1995.

6. Турчин В.С. Образы двадцатого. М., 2003.

Лекция 27 Заключительная. От революционного авангарда к “Культуре Два”

Феномен революции и судьбы творческой интеллигенции. Принявшие и не принявшие. Авангард и режим. Конструктивизм и рационализм в архитектуре советской России и Запада. Сбывшиеся и не сбывшиеся проекты: перекройка Москвы, Дворец Советов и храм Христа Спасителя. Живопись двадцатых годов. Сталинский классицизм и «Культура Два» (Паперный). Репрезентация тоталитаризма в искусстве.

Обязательная литература:

1. Паперный В. Культура Два. М., 2006.

Дополнительная литература:

1. Былинкин Н. История советской архитектуры (1917-1954). Изд. 2. М., 1985.

2. Голомшток Ю.И. Тоталитарное искусство. М., 1994.

3. Турчин В.С. Образы двадцатого. М., 2003.

4. Фёдоров-Давыдов А.А. Русское и советское искусство. М., 1975.

5. Ягодовская Т.А. От реальности к образу: духовный мир и среда в живописи 60-70 годов. М., 1985.

6. Якимович А.К. Дебюты. Молодые художники восьмидесятых. М.,1990

7. Очерки истории советского искусства. 1917-1977. Отв. ред. Г.Г.Поспелов. М., 1980.

8. От соцреализма к соцарту. Сборник АХ СССР. М., 1991.

Семинар

Доклады студентов о русском авангарде и искусстве советского периода.

Образовательные технологии

История искусства преподается в форме лекций и семинарских (практических, интерактивных) занятий. На лекциях, сопровождаемых показом слайдов, лектор излагает основные методы историко-художественного анализа произведений, не всегда следуя не хронологии, но, в большей степени, источниковедческим вопросам, возникающим при работе с тем или иным памятником. Такой, на первый взгляд, антиисторический подход позволяет, однако, привить студентам навык самостоятельного, проблемного, методически обоснованного взгляда на произведение искусства как особый тип исторического источника, внедрить в его сознание представление о мировом художественном процессе вместо традиционного европоцентризма, а также, что очень важно, о включенности в этот процесс истории русского искусства.

На семинарах вся тяжесть работы ложится на плечи студентов, на каждом занятии заслушиваются два устных сообщения. Каждое сообщение сопровождается сначала выступлением одного (или нескольких, по желанию) оппонента, заранее познакомившегося с материалом, затем дискуссией, которую преподаватель должен провести в теплой, дружественной, академической обстановке.

Три раза студенты пишут небольшую, до 7000 знаков, письменную домашнюю работу. Здесь им нужно проявить свои творческие способности, историческое чутье, библиографические навыки и остроту взгляда, анализируя одно, заранее выбранное произведение (примерный список см. ниже).

 

8.2 Базовая литература

Базовый, обязательный к усвоению учебник для первой части курса «История искусства и литературы»: Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. М.: Изобразительное искусство, 1985 (или переиздания и интернет-версия на сайте iskunstvo.narod.ru). В нем изложены основные понятия истории искусства, кратко охарактеризованы история развития графики, скульптуры, живописи и архитектуры, основные изобразительные техники, выдающиеся мастера изобразительных искусств и их произведения, даются навыки описания и анализа произведений. Эту книгу следует читать НЕ перед экзаменом, а параллельно с лекциями, иначе он не понятен. Он также совершенно необходим при написании к/р и подготовке семинарских выступлений, что должным образом оценивается преподавателем.

Основным пособием по изучению истории отечественного искусства является учебник: Ильина Т. В. История искусств. Отечественное искусство. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Высш. шк., 2000. Можно также пользоваться более общими работами: Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М., АСТ, 2000 (или переиздания); Алпатов М.В. Всеобщая история искусств. 3 тома. М.-Л., 1948-1955.

Многие книги из дополнительной литературы доступны в Интернете. Предполагается также активное использование студентами электронных баз данных по истории искусства, снабженных качественно выполненными электронными версиями репродукций произведений искусства, как доступных с портала НИУ-ВШЭ (JStore), так и находящихся в свободном доступе:

www.artstore.org

www.wga.hu

www.spaightwoodgalleries.com/Pages/Master_Drawings_2003.html

www.sobory.ru

www.obraz.org

Обязательным для курса истории искусства является наличие качественной профессиональной проекционной техники (видеопроектор и компьютер), затемненной, но хорошо проветриваемой поточной аудитории и крупноформатного экрана. Все лекции сопровождаются показом от двадцати до восьмидесяти изображений на электронных носителях, для полноценного восприятия их студентами и возможности описания памятников необходимы все обозначенные выше условия.

 

Дополнительная литература на русском языке

Отделение истории и теории искусства. Программы общих курсов. Части I-II / Ред. В.П.Головин и В.С.Турчин. Москва, 2009 (МГУ им. М.В.Ломоносова. Исторический факультет. Instrumenta studiorum III)

Варбург А. Великое переселение образов. М., 2008.

Арасс Д. Деталь в живописи. М., 2010.

Панофский Э. Этюды по иконологии. М., 2007.

Зедльмайр Г. Искусство и истина. СПб., 2003.

Бельтинг Г. Образ и культ: история образа до эпохи искусства. М., 2002.

Ортега-и-Гассет Х. Статьи об искусстве. М., 1992.

Лазарев В.Н. Старые итальянские мастера. М., 1975.

Он же. Старые европейские мастера. М., 1974.

Аркин Д.А. Об архитектуре. О скульптуре. М., 1985.

Вентури Л. Художники Нового времени. М., 2009.

Фосийон А. Жизнь форм. М., 1998.

Краутхаймер Р. Три христианские столицы. М., 2002.

Пейзаж. Страницы истории / Сост. К. Г. Богемская. М., 1992.

Пространство картины. М., 1989.

Бердяев Н. Кризис искусства. М., 1918.

Батракова С. Р. Искусство и утопия. М., 1990.

Глез А. Метценже Ж. О кубизме. М., 1913.

Пикассо. Сборник статей о творчестве. М., 1957.

Куликова И.С. Экспрессионизм в искусстве. М., 1978.

Сарабьянов Д.В. Стиль модерн. М., 1989.

Манифесты итальянского футуризма. М., 1914.

Иконников А.В. Архитектура США. М., 1979.

Дженкс Ч. Язык архитектуры постмодернизма. М., 1985.

Райт Ф.Л. Будущее архитектуры. М., 1960.

Голомшток Ю.И. Тоталитарное искусство. М., 1994.

Гройс И.Б. Утопия и обман. М., 1993.

Нащокина М. Московский модерн. М., 2005.

Бобринская Е. Футуризм. М., 2000.

Паперный В. Культура Два. М., 2006.

Кириков Б.М. Архитектура Петербурга конца XIX-начала XX века. Эклектика. Модерн. Неоклассицизм. СПб., 2006Б

Турчин В.С. Образы двадцатого. М., 2003.

Сидорова Е. Русский конструктивизм: истоки, идеи, практика. М., 1995.

Борисова Е.А., Стернин Г.Ю. Русский модерн. М., 1990.

Былинкин Н. и др. История советской архитектуры (1917-1954). Изд. 2. М., 1985.

Виппер Б.Р. Архитектура русского барокко. М., 1978.

Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М.,1983.

Русакова А.А. Русский символизм. М., 1994.

Сарабьянов Д.В. Русская живопись XIX века среди европейских школ. М., 1980.

Поплавский В.С. Культура триумфа и триумфальные арки Древнего Рима. М., 2000.

Брунов Н.И. Рим. Архитектура эпохи барокко. М., 1937.

Базен Ж. Барокко и рококо. М., 2001.

Литературные манифесты западноевропейских классицистов. М., 1980.

Даниэль С.М. Картина классической эпохи. Проблема композиции в западноевропейской живописи XVII века. Л., 1986.

Даниэль С.М. Искусство видеть (разные издания)

Вёльфлин Г. Основные понятия истории искусства (разные издания)

Вёльфлин Г. Ренессанс и барокко (р.и.)

Данилова И.Е. Брунеллески и Флоренция. М., 1991.

Баткин Л.М. Леонардо да Винчи. М., 1990.

Шастель А. Искусство и гуманизм во Флоренции времен Лоренцо Великолепного. М., СПб., 2001.

Зубов В.П. Архитектурная теория Альберти. СПб., 2001.

Вагнер Г.К. Канон и стиль в древнерусском искусстве. М., 1987.

Франкастель П. Фигура и место. Визуальный порядок в эпоху Кватроченто. СПб., 2005.

Муратова К.М. Мастера французской готики XII-XIII веков. Проблемы теории и практики художественного творчества. М., 1988.

Успенский Л.А. Богословие иконы православной церкви (р.и.)

Бринкман А.Э. Площад и монумент как проблема художественной формы. М., 1935.

Ченнини Ч. Книга об искусстве или трактат о живописи. М., 1933.

Ромм Р.Г. Огюст Роден. М., 1946.

Ревальд Дж. История импрессионизма. М., Л. 1959.

Делакруа Э. Мысли об искусстве, о знаменитых художниках. М., 1960.

Энгр об искусстве. М., 1962.

Рейтерсверд О. Импрессионисты перед публикой и критикой. М., 1974.

Калитина Н.Н. Французское изобразительное искусство конца XVIII-XIX веков. Л., 1990.

Бурдель Э.-А. Об искусстве скульптуры. М., 1968.

Флекель М.И. От Марк Антонио Раймонди до Остроумовой-Лебедевой. М., 1987.

Краус Р. Подлинность авангарда и другие модернистские мифы. М., 2003.

Лотман Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики (р.и.)

Эко У. Отстуствующая структура. Введение в семиологию (р.и.)

Литература на иностранных языках:

Tafuri M. The Sphere and the Labyrinth Avant-garde Architecture. Cambridge, 1987.

Krautheimer R. Rome: Profile of a City. 312-1308. Princeton, 1980.

Conant K.J. Carolingian and Romanesque Architecture. Разные издания.

Dodwell C.H. Pictorial Arts of the West. 800-1200. New Haven, London, 1993.

Ward Perkins J.B. Roman Empirial Architecture. Harmondsworth, 1990.

Brilliant R. Roman Art from the Republic to Constantine. London, 1974.

Bianchi Bandinelli R. Rome, the Center of Power: Roman Art to A.D. 200. London, 1971 (или на итальянском).

Haskell F. Patrons and Painters, Art and Society in Baroque Italy. Yale, 1980.

Wittkover R. Studies in Italian Baroque. L., 1975.

Blunt A. Borromini. L., 1979.

Freedberg D. The Power of Images. Studies in the History and Theory of Response. Chicago, 1989.

Praz M. Studies in Seventeenth Century Imagery. L., 1939.

Meiss M. Painter(s Choice. Problems of Interpretation of Renaissance Art. N.Y., 1976.

Gombrich E. Studies in the Art of Renaissance. Vol. 1-4. И другие работы

Kent D. Cosimo de’ Medici and the Florentine Renaissance. New Haven, London, 2000.

Baxandall M. Painting and Experience in Fifteenth Century Italy. Oxford, 1975.

Klingender F. Goya in the Democratic Tradition. London, 1948.

Godirey T. The New Image. Oxford, 1986.

Bloch C. Geschichte der abstrakten Kunst. 1900-1960. Köln, 1975.

Rablowsky I. Pop Art. N.Y., 1965.

Gordon D.E. Expressionism. Art and Idea. London, 1987.

Curtius W. Modern Architecture. Since 1900. Oxford, 1982.

Темы курсовых работ

Предлагаемые темы, как и в предыдущем случае, не единственные приемлемые. Курсовая – дело индивидуальное. В каждом конкретном случае преподаватель со студентом могут выработать тему курсовой работы, учитывая прежде всего интересы и вкусы студента, но всегда в рамках исторического образования. Даже если тема курсовой звучит как сугубо «искусствоведческая», направление совместной работы студента и научного руководителя всегда должно сочетать в себе навыки анализа произведения искусства с целями и задачами собственно исторической науки. Курсовая работа всегда основывается на анализе ограниченного круга памятников искусства или письменных источников (например, художественной критики или трактатов), а лучше всего, когда она сочетает в себе сопоставление тех и других, что делает работу по определению междисциплинарной. Особенно приветствуются темы, предполагающие чтение текстов на иностранных языках. Эти особенности отражаются в предлагаемом ниже списке, повторяем, не более, чем ориентационном.

Для формулировки темы прежде всего следует обращаться к преподавателю, однако первичную библиографическую работу можно сделать самостоятельно, основываясь на собственных изысканиях в каталогах указывавшихся выше библиотек и библиографических и методических указаниях программы отделения истории искусства МГУ им. М.В.Ломоносова (Отделение истории и теории искусства. Программы общих курсов. Части I-II / Ред. В.П.Головин и В.С.Турчин. Москва, 2009 (МГУ им. М.В.Ломоносова. Исторический факультет. Instrumenta studiorum III))

 

1. Изображение архитектуры в живописи раннего итальянского Возрождения и гуманистическая культура XV века.

2. Теория и практика живописи у Пауля Клее и культура немецкого авангарда.

3. Образы власти в сербской живописи XIII-XV вв.

4. Ранняя францисканская религиозность и живопись XIII века в Италии.

5. Дени Дидро и культура салонов.

6. Шарль Бодлер и живопись романтизма.

7. Письма Ван Гога как исторический источник.

8. Споры вокруг первых выставок импрессионистов.

9. Баженов и Екатерина II.

10. Образ человека в раннехристианской живописи IV-V вв. и антропология свв. Отцов.

11. Рождение портрета в готической пластике.

12. Ле Корбюзье, теоретик и практик.

13. Фрэнк Ллойд Райт, теоретик и практик.

14. Проблема синтеза искусств в СССР в 1920-1930-х гг.

15. «Слово о живописи из сада с горчичное зерно» как источник по истории китайской живописи.

16. Пит Мондриан и журнал «De Stil».

17. Венский «Сецессион» и журнал «Ver sacrum».

18. Живопись и натурфилософия в сочинениях Леонардо да Винчи.

 

 

Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу

1. Предмет истории искусства

2. Графика:

2.1. Рисунок:

2.1.1. Рисунок и его отношение к другим техникам.

2.1.2. Материал (бумага, глина, дерево, природный камень) и его значение.

2.1.3. Инструмент рисунка: перо, кисть, штифт, уголь, сангина, серебряный грифель, итальянский карандаш, сепия и лавис.

2.1.4. Линия и пятно, плоскость и объем, движение и статика как художественные проблемы в творчестве рисовальщика.

2.1.5. Выразительные средства рисунка: контраст темного и светлого, функция линии.

2.1.6. Рисунок, набросок, эскиз, этюд – сходства и отличия.

2.1.7. Великие рисовальщики: особенности творческой манеры и основные произведения (Мантенья, Рогир Ван Дер Вейден, Брейгель, Рафаэль, Лоррен, Рубенс, Ватто, Герен, Каналетто, Гойя, Энгр).

2.2. Гравюра:

2.2.1. Художественные проблемы печатной графики как наиболее доступного, тиражируемого искусства.

2.2.2. Изготовление гравюры (теоретическое знание общей методики).

2.2.3. Выпуклая, углубленная, плоская гравюра – основные характеристики.

2.2.4. Ксилография, горячая и холодная техники, сухая игла, медзо-тинто («черная манера»), акватинта, офорт – особенности техник.

2.2.5. Литография XIX века (Домье, Гаварни).

2.2.6. Карикатура: ее истоки и трансформации.

2.2.7. Искусство плаката, рождение и поэтика ранней рекламы.

2.2.8. Великие граверы: особенности творческой манеры (Дюрер, Пиранези, Гойя, Рембрандт, Домье, Тулуз-Лотрек).

2.2.9. Знаменитые серии гравюр (Гойя: «Капричос», «Тавромахия», «Бедствия войны», Пиранези: «Тюрьмы»)

3. Скульптура:

3.1. Художественные задачи скульптуры.

3.2. Этапы и методы р



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.225.173 (0.24 с.)