Этап – Составление пояснительной записки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этап – Составление пояснительной записки.



Этап – Подготовка презентации проекта и сама презентация.

Техническими чертежами завершается проектная работа дизайнеров и конструкторов. Они необходимы для внутрицехового общения - определения спецификации элементов, трудозатрат на изготовление изделия. По техническим чертежам выполняются опытные экземпля­ры, а также запускается продукция в серию.

И еще одна крохотная схемка для опоры:

-Предварительные проработки.

-Эскизный проект.

-Утверждаемая часть проекта.

-Дизайн-проект.

-Рабочая документация.

-Технические чертежи

3. Основные отличительные признаки объектов дизайна. Функциональность и эстетика, техника и искусство.

Любое дизайнерское проектирование предполагает создание формально нового объекта, соединение в нем общественно необходимых качеств, именуемых потребительскими свойствами. В то же время оно, в отличие от иных форм проектной деятельности, является художественным творчеством, одним из направлений эстетической организации жизни. Поэтому деятельность дизайнера может и должна быть рассмотрена с позиции выстраивания процесса этой деятельности (собственно проектирования), так и исходя из принципов, с помощью которых этот процесс реально осуществляется (принципов формообразования).

Цель дизайна – гуманизация материального окружения человека, выражающаяся в ее упорядочивании соответственно этическим и эстетическим нормам данной эпохи и данного региона.

Объект дизайна – им может оказаться практически любая вещь, совокупность вещей, предметно-пространственная среда или любое информационное сообщение, если оно непосредственно соприкасается с жизнью человека.

Продукт дизайна – им являются определенные свойства вещи, привносимые дизайнером в ее создание. Продукт дизайна должен обладать следующими качествами:

-функциональностью

-конструктивностью

-технологичностью

-эстетической выразительностью

-экономичностью

-удобством в использовании и т.д.

Адресат дизайна – им могут стать все и каждый. Поэтому в методологии дизайна повышенное внимание уделяется не только эстетическим, эргономическим, но и социокультурным аспектам, а также психологическим характеристикам потребителя конкретного дизайн-продукта, что способствует решению как прагматических, так и гуманитарных задач профессии.

Дизайнер - связующее звено между производством и потреблением, объединяет художественное и техническое начало. Проектирует предмет с точки зрения технической функции и эстетических качеств (их гармоническое соединение), причем эстетический аспект всегда соответствует современным эстетическим отношениям, которые являются одной из важнейших потребностей человека в освоении окружающего мира.

Из истории дизайна – отказ от «розочек на паровозах» (викторианство). Украшает не декор из привычного орнаментального рисунка, а функционально необходимые детали и геометрия формы. Красоту формы дизайнеры начали видеть в ее тектонике и функциональной целесообразности.

Польза, прочность и красота – основные отличительные признаки объектов дизайна. Но их пропорции не во всех изделиях одинаковы.

Так существуют объекты с преобладающими утилитарными требованиями к их оформлению.

Это станки, приборы, машины и т.д. (возможности в разнообразии поиска более ограничены). Тут форма изделия очень сильно тесно связана с его технической конструкцией.

Здесь эстетическая выразительность достигается:

а) обеспечением оптимального функционирования,

б) применением прогрессивных материалов, конструкций, технических процессов,

в) наглядным выявлением в форме закономерностей её функциональных и технических процессов.

Группа изделий с преобладающими художественными качествами. Здесь важно:

а) следовать стилю, моде, образному смыслу, эмоциональность,

б) совершенство композиционного деления;

Полюса – промышленный дизайн и арт-дизайн (одна из линий развития современного дизайна, в которой отсутствуют различия между функциональным проектированием, составляющим основу профессионального дизайна, и чистым, высоким искусством).

Стоит заметить, что в «правильной» дизайнформе соединены два ряда факторов психологического воздействия: собственно художественные, выстроенные по правилам эмоционально-эстетического формообразования, и закономерности инженерно-технической композиции, отражающие рациональность прагматической, технологической идеи. Но второй ряд в сознании зрителя обретает собственный идейно-эстетический смысл, усиливающий задуманный дизайнером художественный результат, перерастая рамки задач практического формообразования. (форма авиалайнера выразительна не только потому, что символизирует целенаправленность, стремительность полета, но и потому, что конкретная модель действительно может летать, из-за чего абрис, принципы композиции, фактура подчинены законам аэродинамики).

4. Гармония как универсальное системообразующее средство в дизайне.

Пропорция золотого сечения в дизайне.

Гармонизация формы в дизайне – стройное, не вызывающее отрицательных ощущений, согласованное сочетание элементов, образующее целостное произведение дизайнерского искусства.

Цель процессов гармонизации – смягчение несоответствий в деталировке целого общему замыслу автора, уточнение и корректировка технических, функциональных и визуальных характеристик изделия, композиционных построений и цветовой гаммы графического изображения и т.д.

Гармонизация имеет несколько областей приложения:

- совершенствование технических и эксплуатационных характеристик изделия (использование максимально отвечающих функциональным задачам материалов, приведение деталей формы в соответствие с требованиями эргономики и т.д.).

- исправление различного рода визуальных недочетов и погрешностей (колористический диссонанс, нарушение пропорционального строя, сбой ритмических построений и пр.) в пределах конкретного изделия и графического или средового решения.

- стилистическая коррекция формальных признаков и свойств объекта с целью формирования ансамбля дизайнерских решений (серия приборов, посудный сервиз, средовая комбинация и пр.).

Но все эти области представляют собой отдельные векторы главного направления проектного процесса – синтез визуальных параметров и эксплуатационных характеристик все слагаемых композиционной структуры, сформированной различными факторами становления объекта дизайнерского творчества.

Гармонизация с помощью таких средств, как отношения величин, тон, цвет, контраст-нюанс, ритм и метр, симметрия-асимметрия.

Гармония (греч.) - соответствие, согласие, единодушие, связь, соразмерность эстетическая категория, означающая целостность, стройность, слитность, согласованность, закономерную связанность всех частей и элементов формы.

Изначально музыкальное понятие (способ линейного развертывания звуков, поэтому и в античном изобразительном искусстве это прежде всего зеркальная симметрия). Музыка для др. эллина – самое совершенное выражение порядка, существующего во Вселенной.

Получения цифрового ряда золотого сечения Пифагором – колебания струн, длина которых выражается отношениями простых целых чисел, дают полнозвучные аккорды.

Так, в античной теории живописи греческое слово harmoge ("стык, соединение, связывание") означало прием устранения слишком резкого различия, контраста тонов, плавность, мягкость тональных переходов.

В результате гармонизации создается новая искусственная целостность, обладающая эстетическими свойствами, главное из которых — ясное, закономерное подразделение целого на части (сложносочиненное целое).

Золотое сечение – идеальное соотношение величин, наилучшая и единственная пропорция, уравнивает отношения частей между собой и с целым, - основа гармонии.

Изначально – архитектура – построение прямого угла (от этого зависит прочность сооружения).

Многие ученые получали ряд золотого сечения – др. египтяне, Пифагор, Л. Да Винчи, наиболее известен ряд Фибоначчи (1,1,2,3,5,8,13..). Значение этой закономерности в эстетическом и художественном формообразовании громадно.

Согласно принципу целостности, конструктивная основа любой композиции стремится к наиболее простой форме и ясным, легко воспринимаемым отношениям частей.

Эта эстетическая закономерность отражает природный закон энтропии – стремление мировой энергии к равномерному состоянию. Глаз человека устроен подобным образом и ищет простые, ясные отношения. Наибольшее удовольствие доставляют такие формы, в которых отношения выявлены, лежат на поверхности и пронизывают единой закономерностью всю композицию, во всех членениях. Тогда и возникает предчувствие мировой гармонии.

Золотое сечение в основе многих сооружений древности (египтяне, древние греки, скульптура и архитектура). Художники всех времен, в большинстве случаев не зная правила "золотого сечения", так или иначе его ощущали и эмпирически приближались к идеальным пропорциям. Форматы живописных картин, икон, книг, листов писчей бумаги, отношения сторон оконных и дверных проемов классической архитектуры, форм мебелистолешниц, спинок кресел и прочее – все подчинено золотому сечению.

Ученые открывают золотые пропорции в живой и неживой материи – обнаружено, что золотое сечение - основа структурной гармонии природных и искусственных систем.

Можно заключить, что весь видимый мир, во всяком случае в пределах земной гравитации, следует законам симметрии, энтропии, наиболее экономному, рациональному формообразованию, и, следовательно, его структура выражается не искусственным, так называемым натуральным рядом чисел, а рядом Фибоначчи и золотой, Божественной пропорцией. Этому же закону подчиняются анатомия, физиология и психология человека.

5. Формообразование. Соответствие формы предмета его назначению. Зависимость формы предмета от используемых материалов, конструкций и технологии производства. Формообразование на основе компьютерных технологий.

Связь между потребностями жизни и морфологией дизайнерских объектов. Эту проблему перехода решает формообразование.

Форма в дизайне может быть определена как выражение внешнего вида изделия исходя из его внутреннего содержания и предназначения. Форма - понятие материальное. Определяется рядом свойств материи: объемностью, характером расположения и движения в пространстве, геометрическим строением, весом, плотностью, прочностью. Как большие, так и малые формы имеют общие закономерности. Это - устойчивость, легкость, динамичность.
В дизайне различают три аспекта формы:
1) Функциональный, или утилитарный - предназначение предмета или утилитарные потребности человека;
2) Конструктивный - знание физических, механических, химических, электрических и других свойств материалов;
3) Эстетический - высокий художественный вкус дизайнера.
Свойства материи определяют конструкцию и форму предмета, влияют на композиционные закономерности.

ФОРМООБРАЗОВАНИЕ (formge-schtaltung (gebung) — нем.) — процесс создания формы в деятельности художника, архитектора, дизайнера, архитектора-дизайнера в соответствии с общими ценностными установками культуры и теми или иными требованиями, имеющими отношение к эстетической выразительности будущего объекта, его функции, конструкции и используемых материалов.

Ф. в художественном проектировании включает пространственную организацию элементов изделия (комплекса, среды), определяемую его структурой, компоновкой, технологией производства, а также эстетической концепцией дизайнера. Ф. — решающая стадия дизайнерского творчества; в его процессе закрепляются как функциональные характеристики объекта проектирования, так и его образное решение.

Формообразование развивается на базе предпроектного анализа. Оно включает учет формообразующих факторов, а при композиционном выходе на целостную форму завершает процесс и потому иногда представляется единственным мерилом эстетической ценности объекта.

Функциональные факторы формообразования промышленных изделий

Конкретный функциональный процесс – важный формообразующий фактор.

Функциональный процесс: ряд этапов, на каждом из которых человек взаимодействует с различными элементами объекта.

Важно:

- рабочая функция изделия

- особенность пользования им

- в каких условиях работают

- характерные типовые составляющие функционального процесса: меняются ли функции, возникают ли новые, соединяются ли некоторые из них в одном предмете.

Развитие технических достижений часто влечет расширение функций предметов, необходимость сочетания в одном предмете нескольких функций. Следствие - рождение изделий с новой формой.

Влияние используемого материала и технологии на формообразование изделий

Материал и конструкция по-разному влияют на форму. В большинстве случаев материал влияет на форму предмета не непосредственно, а через конструкцию. В простых изделиях конструкция элементарна и материал, как правило, используется в монолите. В сложном же изделии взаимосвязь иная: материал работает, полностью подчиняясь конструкции. Еще влияют: разные способы обработки материала различные технологические процессы. Различные технологии дают и иную внешнюю форму по характеру, пластике, фактуре.

 

Конструктивные факторы формообразования промышленных изделий

В промышленных изделиях следующие группы конструкций:

1.пространственные - открытые конструкции (решетчатые)

2.закрытые конструкции (внешний контур типа оболочки может быть образован монолитной конструкцией).

Эти 2 типа влияют на форму изделия по-разному - в открытых конструкциях прямая связь конструктивной основы с внешней формой.

В закрытых конструкциях - многие агрегаты скрыты за оболочками, кожухами и т.д. Здесь нет прямой непосредственной связи между конструкцией и внешней формой, можно говорить о скрытой связи.

Компьютерное формообразование и моделирование.

Обычно цель дизайнерской проработки нового изделия - выбор наиболее удачной концепции внешнего облика изделия из множества вариантов и детальный визуальный анализ выбранной концепции.

Компьютер позволяет сократить в несколько раз время, как на дизайнерскую проработку, так и на общий цикл разработки (например, выпуск на рынок автомобиля может произойти на 1-2 года раньше). Также значительная экономия средств - все аспекты внешнего вида оцениваются на компьютерных, а не натурных моделях.

Дизайнерская часть общего цикла производства включает в себя:

- концептуальное моделирование, т. е. предварительную разработку нескольких вариантов изделия, в результате которой появляются "трехмерные наброски";

- создание компьютерных "рисунков" - ортогональные проекции будущего изделия (при традиционном дизайне такие рисунки могли бы служить конечным результатом работы);

- собственно моделирование: трассировку рисунков, то есть создание с их помощью трехмерных объектов, а затем - построение поверхностей по этим объектам;

- оценку таких свойств моделируемых объектов, как кривизна, непрерывность кривизны, распределение бликов и т.д.;

- задание "материалов" (то есть оптических свойств поверхностей), выбор и расстановка источников света, задание свойств окружающей среды, выбор фона – в конце модель с высокой степенью фотореализма;

- передачу 3D модели объекта (вид которого наглядно представлен, оценен, согласован и утвержден) в САПР для дальнейшей разработки внутреннего устройства объекта, конструкторских расчетов, оформления чертежной документации и т.д.

Уже с самого начала формы будущего объекта согласуются с требованиями конструкторов и технологов. Такой смоделированный объект можно помещать в различные среды, имитировать и прослеживать не только его перемещения в созданном для него виртуальном пространстве, но и демонстрировать его функционирование.

6. Многообразие условий производства и функционирования объектов дизайна (упаковка, транспортировка, эксплуатация и др.).

(Комплексный, системный подход к проектированию объектов дизайна. Выявление основных направлений и тенденций в проектировании объектов дизайна и их связи со смежными отраслями. Многообразие условий производства и функционирования объектов дизайна (упаковка, транспортировка, эксплуатация и др.))

В широком смысле слова дизайн - любое проектирование, то есть процесс создания новых предметов, инструментов, оборудования, формирование предметной среды. В узком смысле новый вид художественно – конструкторской профессиональной деятельности, возникшей в 20 веке. Его цель – организация целостной эстетической среды жизни человека. Проектирование предметов, в которых форма соответствует их назначению, соразмерна фигуре человека, экономична, удобна и при этом еще и красива.

Особенность дизайна заключается в том, что каждая вещь рассматривается не только с точки зрения пользы и красоты, но и во всем многообразии ее связей в процессе функционирования, то есть с учетом того, как предмет будет транспортироваться, как упаковываться, где и какое место будет занимать в квартире, какого требовать ухода, как включаться и т.д.

Комплексный системный подход к проектированию каждой вещи – смысл дизайна. Поскольку дизайн имеет дело с предметами, выпускаемыми промышленностью массовыми тиражами, то они должны удовлетворять вкусам многих людей. В тоже время они сами формируют вкусы.

Упаковка - средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту продукции от повреждения или потерь при транспортировке, складировании, перевалке, укладке, хранении и других операциях.

Функции упаковки:

· Предназначается для сохранения свойств предметов после их изготовления, а также придания им компактности для удобства транспортировки.

· В большинстве случаев является одним из носителей рекламы товара.

· Осуществляет связь потребителя с брендом.

· Оформление упаковки является одним из необходимых условий успешной продажи почти любой продукции.

· Обязательно несет на себе информацию о содержимом. С развитием технологий RFID — также о логистике поставки.

Современные рыночные отношения подталкивают к совершенствованию производства, внедрению новых эффективных технологий, использованию новых материалов.

На выбор материалов влияют (и для упаковки, тем самым связь с др. отраслями):

-экологичность

-утилизация, вторичное использование

-экономичность

-технологичность – простота – сложность производства

-мода

Несколько современных направлений в дизайне:

1. Минимализм. Те, кто хотят в первую очередь донести информацию, а не показать свои таланты в области дизайна прибегают именно к таким решениям.

2. Использование негативного пространства. Большое количество белого пустого пространства предпочитается пользователями (не раздражает). Комбинируя минимализм и пустые пространства, можно создавать лаконичные сообщения, не перегруженные лишней информацией.

3. Необычная типографика. Типографика как основной инструмент в дизайнерском арсенале. Шрифт – одна из весомых, а в этом случае и главная составляющая дизайн-композиции.

4. Сложные фоны. Интерес пользователей к необычным, интересным фонам. Но не перегружать, избегать излишеств.

5. Простота. Принцип «чем меньше, тем лучше».

6. Одностраничные сайты. Устойчиво развивающаяся тенденция.

7. Большие заголовки.

8. Использование инфографиков. Одно из новых направлений.

9. Использование миниатюр. Именно Google поднял эту тенденцию на новую вершину. Теперь познакомиться с теми, кто работает для вас, стало легче и интереснее.

10. Использование столбцов. Ещё одна тенденция заключается в том, чтобы представить большое количество информации в более привлекательном виде, как к примеру, разбить ее на столбцы.

11. Социальные сети. Интеграция с социальными сайтами. Каждый сайт просто обязан включать в себя страницу В контакте и Твиттер аккаунт. Взаимодействие с потенциальными пользователями или покупателями — основополагающий элемент в продвижении своего бизнеса в Интернете, да и не только.

7. Социально-психологические факторы, определяющие развитие дизайна. Применение новых технологий и материалов. Художественное конструирование объектов, модернизация и стайлинг.

«Творить нужно только для себя и только для себя. Только тогда мы можем удовлетворять запросы других». Чарльз Имс

Современный дизайн – сложный процесс, определяется не только опытом и знаниями дизайнера.

Предмет дизайна - продукт современного производства со сложным оборудованием и высокоточными технологиями, комплексный труд самых различных специалистов.

Вместе с дизайнерами - инженеры и конструкторы, технологи и экономисты, врачи и социологи, представители многих других областей науки и техники (представляют дизайнеру всю необходимую для создания изделия информацию из смежных областей знаний, проводят подготовительную работу, изготавливают и испытывают опытные образцы и т.д.).

Этот коллектив - разные типы мышления - дополняют друг друга и делают процесс работы над дизайном изделия многосторонним и полноценным.

Поскольку дизайн имеет дело с предметами, выпускаемыми промышленностью массовыми тиражами, то они должны удовлетворять вкусам многих людей. В тоже время они сами формируют вкусы. Это тоже влияет на развитие дизайна. Сейчас, например, долговечность не считается определяющим критерием вещи – изменчивость моды – это влияет на выбор материалов для дизайна.

Художественное проектирование — осмысленное творчество вещей, когда оно, отталкиваясь от нужд сегодняшнего дня, предвосхищает потребности будущего. Его основа – изобразительное искусство, художественная культура в целом.

Объектом дизайнерского проектирования может быть как уже существующее изделие, его модер­низация, так и создание принципиально нового изделия.

Техническое старение изделий, особенно сложной техники длительного пользования, идет значительно мед­леннее, чем старение его внешнего вида. Поэтому в за­дачу дизайнера в этом случае входит модернизация существующего изделия – придание ему современного вида.

Такая косметическая работа, затрагивающая лишь внешнюю форму изделия без кардинальных изменений его функциональных и конструктивных свойств - “стайлинг” (стилизация).

Стайлинг – возник как способ стимуляции потребительского спроса, который складывается в результате выхода из Великой депрессии. Возникает понимание: «Уродливое продается плохо». Апофеоза этот способ достигает в 50-е годы под видом аэростиля автомобилей и промышленных товаров, символизирующего устремленность в будущее и выражающее «американскую мечту».

Изделие, положен­ное в основу модернизации, называется прототипом, а подобное проектирование – проектированием по прототи­пам.

(Пример - марки популярных автомоби­лей, у которых при этом каждые 5-7 лет изменяется дизайн кузова и отделки салона).

Постоянная модерниза­ция с целью обновления внешнего вида ведется практи­чески со всеми предметами обихода: посуда, электроприборы, мебель.

(Пример – бытовая радиоэлектроника - за пос­ледние десятилетия практически никаких принципиально новых изобретений не сделано. В основном изменяют внешнюю форму прибора, эргономичность, упрощают и регулируют удобство в эксплуатации).

Проектирование совершенно нового изделия обычно связано с принципиально новой постановкой задач или неизвестным ранее техническим принципом. Первое тре­бует кардинально новых технических решений, второе является основой для их появления. Если принципиально новые предметы быта создаются сейчас уже довольно редко, то в машиностроении это является повседневной задачей. Любые изменения технологии изготовления, появление новых операций вызывают необходимость в создании ранее несуществовавших устройств.

8. Два основных вида композиции в дизайне: объемно-пространственная и плоскостная. Важнейшие выразительные средства композиции (объем, пространство, структура и тектоника; масштаб, пропорции, ритм и метр; контраст и нюанс; симметрия и асимметрия; цвет).

«Композиция» (лат) - сочинение, составление, соединение, связь, построение, структура.

Под композицией в искусстве понимают строение (структуру) художественного произведения, расположение его основных элементов и частей в определенной системе и последовательности, т.е. композиция – это единство и целостность формы художественного произведения, обусловленной его содержанием. Композицию рассматривают в двух взаимосвязанных проявлениях: как живой процесс художественного творчества, т.е. решение конкретной композиционной задачи, и как ее реализацию.

Работу над композицией ведут с учетом особенностей человеческого восприятия. Композицией художник задает для глаза определенный «маршрут» восприятия произведения. Композиция заинтересовывает и привлекает зрителя, раскрывает смысл произведения.

Различают два основных вида: плоскостная и объёмно-пространственная.

Плоскостная: распределение в одной плоскости элементов формы в двух направлениях по отношению к зрителю: вертикальном и горизонтальном (ткани, ковры, фасады зданий и т. д.)

Объёмно-пространственная: Представляет собой форму, имеющую относительно замкнутую поверхность и воспринимаемую со всех сторон. Всегда взаимодействует с окружающей средой. Среда может увеличивать или уменьшать выразительность одной и той же композиции.

Цель объемно-пространственной композиции в работе – опираясь на особенности зрительного восприятия человека и его психофизиологические данные изучить и освоить, каким образом только на основе количественных изменений пространственных форм и их сочетаний (величина, вес, масса, положение в пространстве, пропорция и т.д.) можно получить эмоционально-выразительную и содержательно заданную объемно-пространственную композицию.

Три основных вида объемно-пространственной композиции по отношению к пространству:

-фронтальная

-объемная

-глубинно-пространственная

Объемно-пространственная композиция воспринимается, как правило, с разных точек, также может быть рассчитана на восприятие с одной - двух сторон, например в условиях однонаправленного движения. Зритель находится, как правило, снаружи объемно-пространственной формы.

Важнейшие выразительные средства композиции:

Объём.

Объем отличается от плоскостной формы относительно равным развитием в трех координатных направлениях: по горизонтали, вертикали и в глубину. Такое развитие предопределяет его скульптурный характер. При этом объемная форма как бы замыкается вокруг своего композиционного центра (или оси).

Объемная форма воспринимается с разных точек пространства (ее использование наиболеерационально в открытой пространственной среде, а не в условиях замкнутого пространства).

Пространство.

Пространственную форму, или просто пространство, как и в целом пространственную композицию, отличает преимущественное движение в глубину при наличии прочих координатных направлений развития. Строится такая композиция на основе сопоставления в пространстве разных пластических (линейных, плоскостных или объемных) форм. Эти формы могут по-разному восприниматься зрителем

Структура.

Здесь понятие «структура» - как внутреннее строение художественной формы.

Цель структурного формообразования − нахождение гармоничной связи между элементами, составляющими форму. Такая связь выражается в соподчиненности элементов композиции.

В соответствии с ней принцип структурности означает соподчиненность или четкость, ясность, слаженность внутреннего строения формы. При отсутствии соподчиненности форма выглядит монотонной, аморфной, вялой или, наоборот, пестрой, распадающейся на части.

Структурная гармонизация происходит при разделении элементов композиции на главные и второстепенные. Ее цель − наиболее яркое выявление художественных свойств каждого элемента и в то же время нахождение гармонической связи между элементами.

Тектоника.

Принцип означает соответствие формы конструкции. Конструкция становится композиционно-пластическим средством формообразования. Использование этого средства решает две задачи: прямого раскрытия в форме ее конструктивной основы и, наоборот, ее закрытия путем наложения на эту основу декоративных элементов.

Принцип предполагает четкое выражение в форме конструктивного характера как несущих (внутренних, каркасных), так и несомых (внешних, навесных) элементов. Композиционная задача заключается в наиболее четком и ярком раскрытии пластических свойств каждого из этих элементов.

Эти свойства выражаются, например, в массивности монолитных конструкций или ажурности каркасных систем, четкости силуэта форм, составленных из щитовых элементов, пластичности открытых конструкций и пр. Их также раскрывают легкие вантовые конструкции или почти воздушные, пневматические (надувные) системы и т. д.

Масштабность и пропорции.

Эти средства гармонизации характеризуют собой внешнее состояние или величину формы. Если размер выражает абсолютную величину формы (величина ни с чем не сравнивается - просто большая или малая), то масштаб выражает относительную величину формы, соразмерную в той или иной степени с другой исходной величиной. Композиционный масштаб так же подчинен раскрытию художественной идеи, заключенной в форме.

Масштаб:

- крупный (композиция состоит из достаточно крупных, в сравнении с ее общей величиной, частей)

- мелкий.

В соответствии с ним форма может выглядеть либо крупной, монументальной, либо мелкой, легкой.

Степень и характер члененности объема или пространства непосредственно влияют на масштабность объекта (самые крупномасштабные – пирамиды).

Например, архитектурное пространство будет считаться масштабным, т.е. соразмерным человеку, если он воспринимает его как соразмерное, соответствующее назначению, удобное, постижимое, т.е. «свое».

Важно: представление о человеке как мере всех вещей начиная с древнейших времен, пропорции человеческого тела.

Масштаб внутри композиции - соотношение между элементами регулируется пропорцией. Масштабная пропорциональность как средство композиции применяется постоянно, в любой упорядоченности фигур или предметов.

Масштаб и пропорция - главные средства передачи перспективы - уменьшение элементов в глубину картины создает ощущение пространства.

Метр и ритм.

Ритм - чередование элементов. (изменяющееся повторение)

Метр - равномерное чередование элементов. (повторение без изменений)

Выразительность и сложность ритма повышаются, если интервалы между элементами постоянно изменяются.

Возможные варианты чередования:

- чередование элементов закономерно ускоряется или замедляется;

- расстояния между элементами не носит закономерно-регулярного характера, а растягиваются или сужаются без всякой метрики.

Метрические композиции часто используются в декоративно-прикладном искусстве. (орнаменты, повтор трафарета на ткани – раппортная композиция). В основном метрические композиции статичны.

Ритм в отличии от метра придает произведению динамизм. Ритм бывает активно-динамическим (музыка, танцы) и пассивно-динамический (архитектура, живопись, скульптура). Ритм бывает простым, когда изменяется одна закономерность (форма, цвет, расстояние между элементами и т.п.) и сложным, когда изменения происходят одновременно с различными характеристиками.

Ритм не только обогащает композицию, но и помогает ее организовать. В одной композиции может быть несколько композиционных элементов, построенных на ритме, которые развиваются параллельно, пересекаются или же двигаются в противоположных направлениях.

Не исключено сочетание в композиции ритма и метра.

Ритм как средство композиции часто применяются в сочетании с пропорцией: тогда элементы не только чередуются, но и сами изменяются по размерам в соответствии с какой-либо закономерностью или свободно.

Контраст - нюанс.

Характеризуют степень сходства и различая элементов композиции. Выявляется при сравнении элементов по одному композиционному свойству (размеру, цвету и т.д.). Элементы могут находиться в нюансном отношении по одному признаку и контрастном − по другому.

Крайние полюса понятий «нюанс-контраст» - полное сходство (тождество) элементов композиции и их полная противоположность − полярность.

Симметрия-асимметрия. Расположение элементов композиции относительно центральной оси.

С симметрией человек встречается повсеместно в природе и технике, ее широко используют архитекторы. Симметричные композиции статичны и уравновешены. Асимметрия − динамическое равновесие элементов, создает впечатление движения элементов в пределах целого. Целостность и завершенность композиции достигается здесь за счет зрительного равновесия.

Если симметричная форма воспринимается легко и сразу, то асимметричная читается постепенно.

Цвет – с научной точки зрения – свойство любых материальных объектов излучать и отражать световые волны определенной части спектра.

Цвет в специальном значении – одно из основных средств изобразительного искусства и дизайна; качество отдельного цветового тона в ансамбле художественного произведения.

Цвет опирается на эмоциональное, ассоциативное воздействие, связан с особенностями психофизиологии человека, его личностным опытом.

Символическое воздействие цвета, связь с культурными кодами.

Основные характеристики цвета:

-цветовой тон (оттенок) (в зависимости от спектрального состава цвета ахроматические и хроматические)

-насыщенность (степень отличия цвета от серого или близость его к спектральному, иначе - количество серого в цвете)

-светлота (степень отличия цвета от темного, светотеневая характеристика, иначе - количество белого в цвете)

Несобственные качества цвета:

-температурные

-весовые

-пространственные

-акустические (звонкие-глухие)

-эмоциональные (спокойные, нейтральные) и т.д.

Дополнительные цвета, дающие в сумме серый:

Красный+сине-зеленый



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 631; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.2.122 (0.133 с.)