Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практические методы производственного обучения. Виды упражнений и их специфические особенности.

Поиск

Основными методами усвоения учебной информации являются с ловесный (устное изложение-рассказ,лекция,самостоятельная работа учащихся с литературой,письменное инструктирование,аудио и видео средства), наглядный (демонстрация наглядных пособий,показ трудовых приемов,самостоятельное наблюдение учащихся,производственная экскурсия), практический (упражнения по выполнению операция и приемов,самостоятельная работа,тренажеры,лабораторно-практические работы). В процессе обучения на уроке ПО учащийся должен сформировать в себе умения и навыки по рабочей профессии. Поэтому, главная часть урока ПО-текущее инструктирование, где учащийся выполняет производственные операции и упражнения. Практические методы различаются методикой их применения в зависимости от этапа обучения и; в значительной степени от подготовки обучаемых. На первоначальных этапах обучения могут применяться подготовительные упражнения по выработке правильной рабочей позы, умению держать инструменты, по координации и т.д. При выполнении упражнений мастер должен предотвращать торопливость, побуждать учеников контролировать свои действия и оценивать их результат. Практические методы направлены на непосредственное освоение производительной деятельности, и самостоятельность учащихся должна развиваться и всемерно поддерживаться с первых же занятий. На первых этапах обучения рекомендуется внимательно наблюдать за учащимися на всем протяжении упражнений и немедленно исправлять каждое намечающееся отклонение и ошибку. Однако по мере углубления в работу следует приучать будущих рабочих самим анализировать ее ход, своевременно подмечать все отклонения и помнить, как недочеты в состоянии и применении инструментов могут повлиять на результат. Основными путями и средствами воспитания самостоятельности при выполнении заданий являются: _ применение различных технических устройств (тренажеров); использование инструкционных карт; самостоятельный разбор чертежей; подбор режимов работы; самостоятельное пользование контрольно-измерительными инструментами или приборами; личный контроль качества (проверка) готовой продукции. Практические методы связанны с планированием определенной деятельности. В производственном обучении это чаще всего связано с проектированием технологического процесса заданного изделия. Именно здесь потребуются значительно большие затраты времени, так как предполагается максимум самостоятельности и активности самого обучаемого. Но зато приобретаемые знания носят более прочный и более оперативный характер. Практические методы на занятиях профессионального обучения охватывают достаточно широкую область действий учащихся, но общее в них то, что преобладает применение знаний в решении производственных задач. А это действенный способ, побуждающий школьников к постоянному приобретению и углублению имеющихся знаний.

Характеристика упражнения как основного метода производственного обучения. Упражнения должный удовлетворять следующим требованиям: каждое упражнение-очередной шаг к овладению профессией; кажд. упр. должно иметь четкую цель; упр. проводятся под руководством мастера ПО; выполнение упр. Учащийся должен четко знать «что,как и почему» нужно выполнять; эффективность упр. должна обеспечиваться интенсивностью познавательной деятельности учащихся; в процессе упр. учащийся должен иметь четкие ориентиры для контроля и самоконтроля; в процессе упр. учащийся должен четко представлять себе каких результатов он добился. Упражнения могут выполняться: при выполнении отдельных приемов; при самостоятельных работах; при работе на тренажерах; лабораторно-практические работы; выполнения технологического процесса.

9. Цели упражнений, классификация упражнений, требования к системе упражнений.

Сущность упражнений. Умения в целом и навыки, как и автоматизированные компоненты, формируются путем упражнений являющихся в этом смысле основным методом производственного обучения. Под упражнениями понимаются многократные повторения определенных действий для их сознательного совершенствования. В процессе упражнений таким образом происходит переход количества (в данном случае количества повторений, воспроизведений в качество, которое характеризуется совершенствованием знаний, способов деятельности, образованием умений и навыков.

Вместе с тем не все так просто, не каждое многократное повторение является упражнением, не дает приращения качества. Можно часто повторять одни и те же действия, но улучшения их может и не наступить.

Структура психической и практической деятельности учащихся в процессе упражнений не остается неизменной. При первых попытках учащийся стоит перед новым для него действием. Постепенно в ходе упражнений отдельные элементы действия выполняются быстрее и лучше. В дальнейших пробах эти элементы (движения, приемы, способы) изменяются уже не так значительно. Применение приемов и способов все более автоматизируется, освобождается от контроля сознания, что открывает возможность управлять скоростью действий, приспосабливать их к изменяющимся задачам, переносить на новые ситуации и объекты. Правильно и успешно осуществлять перенос освоенных действий на новые задачи - значит быстро и с минимумом ошибок осваивать новые виды деятельности. Чем шире круг объектов, к которым учащийся может правильно применить освоенные действия, тем шире круг задач, которые он в состоянии решить на основе имеющихся у него знаний и способов деятельности. Чем шире и точнее перенос освоенных действий у учащегося, тем большему он научился, тем плодотворнее результаты его учения, тем эффективнее они помогают ему в его деятельности. Такой перенос уже представляет умение, т.е. способность использовать имеющиеся знания и способы деятельности для успешного осуществления всего действия в соответствии с поставленной целью.

Для того, чтобы учащийся овладел профессиональной работой так, как ею владеет квалифицированный рабочий, необходимо не только вооружить его различными умениями и навыками, но обогатить и конкретизировать его знания, научить применять эти знания на практике, развить у него ряд профессионально психофизиологических качеств: глазомер, скорость, координированность, быстроту мышления, чувство времени и т.п.

Таким образом, при помощи упражнений решаются разнообразные по своему характеру и степени сложности задачи, причем в зависимости от места данной темы в программе и ее содержания одни задачи выступают на первый план, другие приобретают вспомогательное значение, а некоторые могут и вовсе отсутствовать.

Система упражнений. Упражнения в процессе производственного обучения должны проводиться в определенной систем. Система упражнений предполагает, прежде всего, взаимосвязь их учебных целей. Эти цели должны постоянно и постепенно повышаться по сложности и степени достижимости, находиться в тесной взаимосвязи и преемственности. Каждая последующая цель обязательно сохраняет, включает последующую. Каждое последующее упражнение должно подготавливать выполнение последующего, а последующее - способствовать усвоению нового и одновременно закреплять предыдущее. Это обеспечивает последовательное поступательное движение учащихся в освоении основ профессионального мастерства.

Основные цели упражнения: правильность-точность-скорость-самостоятельность-творчество

Система предполагает такой порядок упражнений, при котором учащиеся вначале отрабатывают операции и выполняют работы комплексного характера в учебных, значительно облегченных условиях (в учебных мастерских, лабораториях, на полигонах, на тренажерах), а затем в различных производственных условиях. В системе упражнений важно правильно установить их количество, целесообразно распределить во времени. Малое количество упражнений приведет к тому, что учащийся остановится на полпути и его усилия окажутся затраченными напрасно, а чрезмерное количество тренировочных упражнений - к потере учащимся интереса, к лишним затратам времени.

Чтобы прочно закрепить умение, нужно время от времени включать в содержание упражнений ранее усвоенное, рационально определять продолжительность однотипных упражнений и промежутки времени между ними. Упражнения в отработке новой трудовой

операции должны быть вначале непродолжительными и разделяться небольшими интервалами; по мере овладения умением упражнения становятся более длительными и промежутки между ними увеличиваются. Непрерывные упражнения могут продолжаться до пор, пока происходит улучшение умения, отработка соответствующих навыков и не наступит утомление. Перерывы должны быть такой длительности, чтобы учащиеся не забыли результатов предыдущих упражнений.

Классификация упражнений. Выделение различных типов (видов) упражнений важно для рассмотрения особенностей их содержания и методики проведения. Возможны два подхода-основания к классификации упражнений. Первый - по дидактической цели: упражнения в формировании первоначальных умений; упражнения в формировании навыков; упражнения в формировании сложных (стратегических) умений. Второй - по содержанию: упражнения в выполнении трудовых приёмов; упражнения в выполнении трудовых операций; упражнения в выполнении трудовых процессов; упражнения в управлении технологическими процессами. Деление упражнений по дидактической цели менее приемлемо (хотя и допустимо) с точки зрения практического применения, так как весьма трудно соотнести такие упражнения по времени выполнения к каким-то временным периодам производственного обучения, ибо формирование умений и их автоматизированных компонентов-навыков идет параллельно и непрерывно. Классификация упражнений по их содержанию в большей степени соответствует этапам производственного обучения, их возможно выделить, ограничить определенными временными рамками.

Исходя из такой классификации, весь процесс производственного обучения можно и нужно рассматривать как процесс последовательно усложняющихся упражнений с целью формирования у учащихся, основ профессионального мастерства. В этой связи вполне оправдано дидактическое утверждение, что упражнения являются основным методом производственного обучения,

Шаги-этапы упражнений

1.Отработка правильности трудовых действий.

2.Достижение точности, скорости, сноровки, темпа, ритма работы, освоение различных вариантов сочетания технологических операций в реальном технологическом процессе, различных типичных и специфичных способов использования инструментов, приспособлений, приборов.

3.Производственная самостоятельность, техническая культура

4.Творчество, имеющее безграничное множество своих специфических проявлений и уровней.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 1210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.103.70 (0.009 с.)