Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Практические методы производственного обучения. Виды упражнений и их специфические особенности.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Основными методами усвоения учебной информации являются с ловесный (устное изложение-рассказ,лекция,самостоятельная работа учащихся с литературой,письменное инструктирование,аудио и видео средства), наглядный (демонстрация наглядных пособий,показ трудовых приемов,самостоятельное наблюдение учащихся,производственная экскурсия), практический (упражнения по выполнению операция и приемов,самостоятельная работа,тренажеры,лабораторно-практические работы). В процессе обучения на уроке ПО учащийся должен сформировать в себе умения и навыки по рабочей профессии. Поэтому, главная часть урока ПО-текущее инструктирование, где учащийся выполняет производственные операции и упражнения. Практические методы различаются методикой их применения в зависимости от этапа обучения и; в значительной степени от подготовки обучаемых. На первоначальных этапах обучения могут применяться подготовительные упражнения по выработке правильной рабочей позы, умению держать инструменты, по координации и т.д. При выполнении упражнений мастер должен предотвращать торопливость, побуждать учеников контролировать свои действия и оценивать их результат. Практические методы направлены на непосредственное освоение производительной деятельности, и самостоятельность учащихся должна развиваться и всемерно поддерживаться с первых же занятий. На первых этапах обучения рекомендуется внимательно наблюдать за учащимися на всем протяжении упражнений и немедленно исправлять каждое намечающееся отклонение и ошибку. Однако по мере углубления в работу следует приучать будущих рабочих самим анализировать ее ход, своевременно подмечать все отклонения и помнить, как недочеты в состоянии и применении инструментов могут повлиять на результат. Основными путями и средствами воспитания самостоятельности при выполнении заданий являются: _ применение различных технических устройств (тренажеров); использование инструкционных карт; самостоятельный разбор чертежей; подбор режимов работы; самостоятельное пользование контрольно-измерительными инструментами или приборами; личный контроль качества (проверка) готовой продукции. Практические методы связанны с планированием определенной деятельности. В производственном обучении это чаще всего связано с проектированием технологического процесса заданного изделия. Именно здесь потребуются значительно большие затраты времени, так как предполагается максимум самостоятельности и активности самого обучаемого. Но зато приобретаемые знания носят более прочный и более оперативный характер. Практические методы на занятиях профессионального обучения охватывают достаточно широкую область действий учащихся, но общее в них то, что преобладает применение знаний в решении производственных задач. А это действенный способ, побуждающий школьников к постоянному приобретению и углублению имеющихся знаний. Характеристика упражнения как основного метода производственного обучения. Упражнения должный удовлетворять следующим требованиям: каждое упражнение-очередной шаг к овладению профессией; кажд. упр. должно иметь четкую цель; упр. проводятся под руководством мастера ПО; выполнение упр. Учащийся должен четко знать «что,как и почему» нужно выполнять; эффективность упр. должна обеспечиваться интенсивностью познавательной деятельности учащихся; в процессе упр. учащийся должен иметь четкие ориентиры для контроля и самоконтроля; в процессе упр. учащийся должен четко представлять себе каких результатов он добился. Упражнения могут выполняться: при выполнении отдельных приемов; при самостоятельных работах; при работе на тренажерах; лабораторно-практические работы; выполнения технологического процесса. 9. Цели упражнений, классификация упражнений, требования к системе упражнений. Сущность упражнений. Умения в целом и навыки, как и автоматизированные компоненты, формируются путем упражнений являющихся в этом смысле основным методом производственного обучения. Под упражнениями понимаются многократные повторения определенных действий для их сознательного совершенствования. В процессе упражнений таким образом происходит переход количества (в данном случае количества повторений, воспроизведений в качество, которое характеризуется совершенствованием знаний, способов деятельности, образованием умений и навыков. Вместе с тем не все так просто, не каждое многократное повторение является упражнением, не дает приращения качества. Можно часто повторять одни и те же действия, но улучшения их может и не наступить. Структура психической и практической деятельности учащихся в процессе упражнений не остается неизменной. При первых попытках учащийся стоит перед новым для него действием. Постепенно в ходе упражнений отдельные элементы действия выполняются быстрее и лучше. В дальнейших пробах эти элементы (движения, приемы, способы) изменяются уже не так значительно. Применение приемов и способов все более автоматизируется, освобождается от контроля сознания, что открывает возможность управлять скоростью действий, приспосабливать их к изменяющимся задачам, переносить на новые ситуации и объекты. Правильно и успешно осуществлять перенос освоенных действий на новые задачи - значит быстро и с минимумом ошибок осваивать новые виды деятельности. Чем шире круг объектов, к которым учащийся может правильно применить освоенные действия, тем шире круг задач, которые он в состоянии решить на основе имеющихся у него знаний и способов деятельности. Чем шире и точнее перенос освоенных действий у учащегося, тем большему он научился, тем плодотворнее результаты его учения, тем эффективнее они помогают ему в его деятельности. Такой перенос уже представляет умение, т.е. способность использовать имеющиеся знания и способы деятельности для успешного осуществления всего действия в соответствии с поставленной целью. Для того, чтобы учащийся овладел профессиональной работой так, как ею владеет квалифицированный рабочий, необходимо не только вооружить его различными умениями и навыками, но обогатить и конкретизировать его знания, научить применять эти знания на практике, развить у него ряд профессионально психофизиологических качеств: глазомер, скорость, координированность, быстроту мышления, чувство времени и т.п. Таким образом, при помощи упражнений решаются разнообразные по своему характеру и степени сложности задачи, причем в зависимости от места данной темы в программе и ее содержания одни задачи выступают на первый план, другие приобретают вспомогательное значение, а некоторые могут и вовсе отсутствовать. Система упражнений. Упражнения в процессе производственного обучения должны проводиться в определенной систем. Система упражнений предполагает, прежде всего, взаимосвязь их учебных целей. Эти цели должны постоянно и постепенно повышаться по сложности и степени достижимости, находиться в тесной взаимосвязи и преемственности. Каждая последующая цель обязательно сохраняет, включает последующую. Каждое последующее упражнение должно подготавливать выполнение последующего, а последующее - способствовать усвоению нового и одновременно закреплять предыдущее. Это обеспечивает последовательное поступательное движение учащихся в освоении основ профессионального мастерства. Основные цели упражнения: правильность-точность-скорость-самостоятельность-творчество Система предполагает такой порядок упражнений, при котором учащиеся вначале отрабатывают операции и выполняют работы комплексного характера в учебных, значительно облегченных условиях (в учебных мастерских, лабораториях, на полигонах, на тренажерах), а затем в различных производственных условиях. В системе упражнений важно правильно установить их количество, целесообразно распределить во времени. Малое количество упражнений приведет к тому, что учащийся остановится на полпути и его усилия окажутся затраченными напрасно, а чрезмерное количество тренировочных упражнений - к потере учащимся интереса, к лишним затратам времени. Чтобы прочно закрепить умение, нужно время от времени включать в содержание упражнений ранее усвоенное, рационально определять продолжительность однотипных упражнений и промежутки времени между ними. Упражнения в отработке новой трудовой операции должны быть вначале непродолжительными и разделяться небольшими интервалами; по мере овладения умением упражнения становятся более длительными и промежутки между ними увеличиваются. Непрерывные упражнения могут продолжаться до пор, пока происходит улучшение умения, отработка соответствующих навыков и не наступит утомление. Перерывы должны быть такой длительности, чтобы учащиеся не забыли результатов предыдущих упражнений. Классификация упражнений. Выделение различных типов (видов) упражнений важно для рассмотрения особенностей их содержания и методики проведения. Возможны два подхода-основания к классификации упражнений. Первый - по дидактической цели: упражнения в формировании первоначальных умений; упражнения в формировании навыков; упражнения в формировании сложных (стратегических) умений. Второй - по содержанию: упражнения в выполнении трудовых приёмов; упражнения в выполнении трудовых операций; упражнения в выполнении трудовых процессов; упражнения в управлении технологическими процессами. Деление упражнений по дидактической цели менее приемлемо (хотя и допустимо) с точки зрения практического применения, так как весьма трудно соотнести такие упражнения по времени выполнения к каким-то временным периодам производственного обучения, ибо формирование умений и их автоматизированных компонентов-навыков идет параллельно и непрерывно. Классификация упражнений по их содержанию в большей степени соответствует этапам производственного обучения, их возможно выделить, ограничить определенными временными рамками. Исходя из такой классификации, весь процесс производственного обучения можно и нужно рассматривать как процесс последовательно усложняющихся упражнений с целью формирования у учащихся, основ профессионального мастерства. В этой связи вполне оправдано дидактическое утверждение, что упражнения являются основным методом производственного обучения, Шаги-этапы упражнений 1.Отработка правильности трудовых действий. 2.Достижение точности, скорости, сноровки, темпа, ритма работы, освоение различных вариантов сочетания технологических операций в реальном технологическом процессе, различных типичных и специфичных способов использования инструментов, приспособлений, приборов. 3.Производственная самостоятельность, техническая культура 4.Творчество, имеющее безграничное множество своих специфических проявлений и уровней.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 1210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.103.70 (0.009 с.) |