Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Физические способности человека и их развитие.

Поиск

 

Цель: сформировать представление об основных физических качествах человека и методических принципах их развития.

Задачи:

- образовательные: показать взаимосвязь между уровнем развития физических способностей человека и работоспособностью;

- воспитательные: способствовать развитию мотивации к физическому совершенствованию;

- развивающие: развить потребность в самоизучении своих физических способностей, самопознании.

План лекции:

1. Труд как условие жизни. Понятие о работоспособности.

2. Понятие двигательного навыка и стадий его формирования.

3. Характеристика двигательных качеств. Возрастные особенности развития.

4. Методы развития физических качеств.

Литература:

1. Л.П.Матвеев. Теория и методика физического воспитания.

2. Н.А.Фомин. Физиология человека. – М.: Педагогика, 1996.

3. Калин. Физиология труда. – М.: Наука, 1970.

После изучения данной темы студент должен:

знать:

1. понятие о работоспособности человека и факторы, его определяющие

2. основные физические качества

3. методы развития физических качеств

уметь:

1. рассказывать об основных физических способностях человека

2. определять безопасные для здоровья критерии физической работоспособности человека

3. определять степень развития физических качеств.


 

I. Организационная часть. Ритуал. Объявление темы лекции и целей, постановка проблемы. Различные виды производственной деятельности человека предъявляют неодинаковые требования к психологическим возможностям человека. Очень важно знать свои возможности и уметь их корригировать, ведь если деятельность оказывает выраженное влияние на те функциональные системы организма, которые недостаточно развиты, то это, как правило, снижает её эффективность, ускоряет наступление утомления и может даже отрицательно влиять на состояние здоровья.
II. Вводная часть. Задать вопросы: 1) какая система организма человека обеспечивает контакты с внешним миром; координацию и регуляцию деятельности внутренних органов; организацию целостного функционирования организма?   Нервная система: - центральная (головной и спиной мозг; функции: координация и регуляция) - периферическая (нервные волокна, узлы, окончания; функции: передача раздражений внешней среды в ЦНС и ответных команд)
2) что является основным механизмом нервной деятельности? Рефлекс – ответная реакция организма на раздражение внешней или внутренней среды.
3) какие виды рефлексов вы знаете? Безусловные – врожденные (инстинкты) закрепляются в процессе эволюции. Условные – возникают в процессе развития организма под действием изменяющихся условий среды.
4) какой отдел коры головного мозга контролирует функцию движения? Передний отдел (движение, прямостояние, прямохождение) Мозжечок (координация движений). Двигательные акты регулируются рефлекторно, большинство движений является двигательными автоматизмами.
III. Основная часть. 1. Труд как условие жизни. Понятие о работоспособности. Если обобщить и выделить основные виды деятельности, свойственные всем людям, то они будут соответствовать общим потребностям, общим видам социальной человеческой активности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития: общение, игра, учение, труд. Общение – обмен информацией. Игра – развлечение, средство символической разрядки напряженности. Учение – средство психологического развития. Труд – это преобразование условий жизни, удовлетворение материальных и духовных потребностей. С физиологической точки зрения труд – это процесс индивидуального расходования мозговой, психической и мускульной энергии. Способность человека к выполнению конкретной деятельности в рамках заданных лимитов времени и параметров эффективности определяет работоспособность. Она может быть обусловлена степенью подготовленности человека к данной деятельности, его физическим и интеллектуальным развитием, возрастом и состоянием здоровья. Потенциальная работоспособность – это максимум целесообразной деятельности, которую человек в состоянии выполнить при мобилизации всех ресурсов организма. Фактическая работоспособность осуществляется при условии нормального восстановления расходуемых ресурсов организма в соответствии с суточной периодикой, режимом труда и отдыха. Индивидуальные факторы работоспособности (как врожденные, так и приобретенные): - физиологические (ЧСС, АД, МПК, МОД) max ЧСС= 220 минус возраст; 75%max – (тяжелая работа) развивающая нагрузка, 65% max- (умеренная работа) поддерживающая нагрузка, 50%max – (легкая работа) реабилитационно-восстановительная нагрузка, 40%max – безопасная для здоровья. - психологические (типы НС) 1. лабильный (быстрое и точное образование условных рефлексов, спокойны и уравновешены) 2. возбудимый (легко и быстро образуются условные рефлексы, медленное и трудное дифференцирование, неспокойны, подвижны, внимание неустойчиво) 3. инертный (медленное образование условных рефлексов, недостаточно инициативен, легко внушаем) 4. тормозной (трудное образование условных рефлексов, хорошая дифференцировка, спокоен, уравновешен, трудно переключаем) - физические возможности (выносливость, сила, быстрота, ловкость, гибкость)
2. Понятие двигательного навыка и стадий его формирования. Двигательный навык – это способность человека выполнять движения с заданной частотой, амплитудой, силой и продолжительностью. Произвольная двигательная деятельность человека совершенствуется в результате неоднократного повторения движений. На определённом этапе формирования произвольного движения появляется способность к автоматизированному выполнению движения. Автоматизм облегчает двигательную деятельность, способствует экономичному расходованию энергетических ресурсов. Высшие отделы ЦНС освобождаются от контроля за элементами движения и переключаются на выполнение более сложных задач. Формирование двигательного навыка многоступенчатый процесс: 1. создание целостного действия 2. его закрепление 3. стадия формирования динамического стереотипа (совершенствование). И.П.Павлов распространял понятие динамического стереотипа очень широко: от простейших приемов действий человека до его образа жизни, образа мышления. Динамический – значит: носит функциональный характер: формируется и закрепляется после соответствующих упражнений, угасается при перерывах, ухудшается при утомлениях. Стереотип – значит: целостное образование, тенденция к повторению, к автоматичности протекания. Динамический стереотип – это физиологическая основа навыка, по современным представлениям создается и закрепляется благодаря синтезу белковых структур нервных клеток, в котором кодируются нервные ассоциации, т.е. функциональная связь нейронов в условном рефлексе переходит в структурную.
3. Характеристика двигательных качеств. Возрастные особенности их развития. 4. Методы развития физических качеств. Двигательные (физические) качества человека характеризуют отдельные стороны мышечной деятельности человека. К ним относятся: СИЛА – способность противодействовать внешнему сопротивлению посредством мышечных напряжений. Внутренняя – возникающая за счёт сокращения мускулатуры и проявляющаяся в действиях ОДА. Внешняя – вызывается сопротивлением партнёра, веса снарядов. Методы развития: 1) метод максимальных усилий (для астеников) 2) метод повторных усилий (для гиперстеников) Упражнения: 1) с весом собственного тела 2) с отягощением 3) с сопротивлением партнёра БЫСТРОТА – способность человека в определенных условиях реагировать на тот или иной раздражитель и совершать нужные действия с минимальной затратой времени. Понятие комплексное, включает в себя: 1) скрытый период двигательной реакции 2) время выполнения одиночного действия 3) частота движений. Методы развития: 1) кратковременный бег (игры, эстафеты) 2) бег прыжками ГИБКОСТЬ – это способность человека выполнять движения с большой амплитудой и определяется уровнем подвижности суставов. Анатомическая – обусловлена генетически, пассивная – при воздействии внешних сил, активная – за счёт мышечных групп, проходящих через сустав. Величина подвижности суставов существенно зависит от силовых возможностей человека. Подвижность в суставах сохраняется и совершенствуется, если упражнения повторяются, и уменьшается при бездействии. Методы развития: 1) «растяжка» 2) система «боди-флекс». ЛОВКОСТЬ – это способность быстро овладевать новыми движениями и перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. Ловкий человек затрачивает на выполнение двигательных действий меньше времени. Зависит от физической и координационной подготовленности. Методы развития: 1) ловкость рук – броски в цель 2) ловкость ног - прыжки с мячом, зажатым между колен 3) прыжки в длину с места на заданное расстояние 4) определение расстояния в шагах 5) упражнения на равновесие. ВЫНОСЛИВОСТЬ – способность организма бороться с утомлением. Общая – выполнение работы, продолжительной во времени, с вовлечением многих мышечных групп. Специальная – силовая (вис, угол на время); скоростная (отжимания на время). Методы развития: бег, аэробные упражнения. Факторы, способствующие выносливости: - регуляция дыхания - систематичность нагрузки. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ (благоприятные периоды развития) СИЛА – с 9 лет БЫСТРОТА – с 8 до 15 лет ЛОВКОСТЬ – с 8 до 13 лет ВЫНОСЛИВОСТЬ – с 14 лет ГИБКОСТЬ – с рождения (можно развить с любом возрасте).
IV. Домашнее задание. Самостоятельно изучить уровень развития основных двигательных качеств и дать им оценку по 5-ти бальной шкале. Что бы вам необходимо усовершенствовать в себе? Что мешает добиваться желаемого?   МОНИТОРИНГ РАБОТОСПОСОБНОСТИ
  ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ
  ЧСС (уд/мин.) Самочувствие (1-5 баллов) Утомление (1-5 баллов) Спокоен (+) Беспокоен (-) Уравновешен (+) Раздражен (-) Энергичен(+) Апатия (-) Сосредоточен(+) Внимание рассеяно(-)
Утром              
В полдень              
Перед сном              
                 

Контрольные тесты по теме:

1. Работоспособность – это:

а) одинаковые для всех людей физиологические параметры организма

б) использование профессионального опыта

в) способность эффективно выполнять определённый вид работы в течении заданного времени

г) соблюдение режима труда и отдыха.

2. Выделите факторы, определяющие работоспособность человека:

г) диурез д) характер выполняемой работы е) физические способности.
а) характер человека

б) частота сердечных сокращений

при нагрузке

в) тип нервной системы

3. Способность совершать продолжительную двигательную деятельность умеренной интенсивности, в которую вовлечено большинство мышц тела –

г) выносливость д) гибкость.  
это:

а) сила

б) ловкость

в) быстрота

4. Дряблость мышц и ухудшение осанки является результатом слабого развития какого физического качества:

а) ловкости

б) гибкости

в) силы

г) выносливости

д) быстроты.

5. Вам нужно пройти по узкой доске в грязном месте, но вы теряете равновесие и попадаете ногой в лужу. Какая двигательная способность у вас не развита:

а) выносливость

б) быстрота

в) сила

г) гибкость

д) ловкость.

6. Фиксирование тела в статической позе в сосент достижения максимальной амплитуды способствует развитию:

а) силы

б) гибкости

в) ловкости

г) выносливости

д) быстроты.

7. Способность опорно-двигательного аппарата к «взрывному» усилию лежит в основе:

а) быстроты г) выносливости

б) ловкости д) гибкости.

в) силы


Лекция №5

Тема: Основы физической и спортивной подготовки.

 

Цель: сформировать представление о структуре и направленности учебно-тренировочных занятий.

Задачи:

- образовательные: показать особенности психофизического и функционального воздействия спортивной тренировки на организм человека

- воспитательные: способствовать развитию интереса к учебно-тренировочным занятиям как средству физического совершенствования

- развивающие: развить способность самостоятельного построения тренировочных занятий общей и специальной физической подготовки.

План лекции:

1. Классификация физических упражнений по физиологическим признакам.

2. Функциональные состояния, возникающие при мышечной деятельности (предстартовое состояние, врабатывание, устойчивое состояние, восстановительные процессы).

3. Причины утомления.

4. Способы дозирования физической нагрузки.

Литература:

1. Коц. Физиология спорта. – М.: ФиС, 1986.

2. Н.А.Фомин. Физиология человека. – М.: Педагогика, 1996.

3. Л.П.Матвеев. Теория и методика физической культуры. – М.: ФиС, 1991.

После изучения данной темы студент должен:

знать:

1. виды физической работы, разнообразие её классификаций

2. виды предстартовых состояний и способы его регулирования

3. основные причины возникновения утомления

уметь:

1. выделять вид физической работы при занятиях различными видами спорта

2. классифицировать средства восстановления

3. дозировать физическую нагрузку изменением внешних и внутренних показателей.


 

I. Организационная часть. Ритуал. Объявление темы лекции и целей, постановка проблемы. В клетке, а соответственно и в организме, состоящем из многих клеток, протекают 2 типа процессов: 1) тренировка – если внешний раздражитель достаточно сильный, он заставляет функционировать все молекулы рабочих элементов с максимальным напряжением, от них идет максимальный запрос на синтез ДНК-рибосом и они также максимально синтезируют новый белок. Распад же старого белка продолжается с прежней скоростью, в результате синтез обгоняет распад (ассимиляция); 2) детренированность (гиподинамия) – где внешний раздражитель резко ослабляется, соответственно падает функция и уменьшается запрос на синтез новых молекул. Распад белка обгоняет синтез, суммарная масса белка уменьшается (атрофия) и соответственно уменьшается возможность функции. Следует отметить, что сильный внешний раздражитель для детренированной клетки (организма) действует таким образом, что вводит её в патологическиё режим, т.е. в болезнь, а для тренированной – это нормальная интенсивная работа.
II. Вводная часть. Задать вопросы: 1) в чем выражается здоровье клетки, органа и организма? В способности выполнять программу жизни: питание, рост, специфические функции, размножение. В возможности адаптироваться к изменяющейся внешней среде.
2) в чём суть адаптационных перестроек в организме человека? В приспособляемости организма, возникающей в результате взаимодействия с внешней средой.
3) что является целью совершенствования механизмов адаптации? Повышение функционального резерва организма.
III. Основная часть. 1. Классификация физических упражнений по физическим признакам. Физические упражнения – это совокупность непрерывно связанных друг с другом активных действий, направленных на достижение определённых целей. В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТИПА МЫШЕЧНОГО СОКРАЩЕНИЯ Статические упражнения – выполняются в изометрическом режиме, при этом видимой внешней работы не наблюдается, однако для поддержания высокого мышечного тонуса необходим мощный поток нервной импульсации, поэтому утомление возникает достаточно быстро. Динамические упражнения – выполняются в изотоническом режиме (длина мышцы изменяется, а напряжение нет). Отдельные части тела при этом перемещаются. В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СИЛЫ И МОЩНОСТИ СОКРАЩЕНИЯ Силовые, скоростно-силовые упражнения, упражнения на выносливость (примеры).
  В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СРЕДСТВ ЭНЕРГООБЕСПЕЧЕНИЯ Аэробные – с затратами кислорода (продолжительны во времени, малой и средней интенсивности) Анаэробные – бескислородное (непродолжительные, высокоинтенсивные. Кратко о системах энергообеспечения (приложение) В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ХАРАКТЕРА УПРАЖНЕНИЙ Циклические (бег, ходьба, велосипед) Ациклические (игровые виды, борьба) Циклические в свою очередь могут классифицироваться по зонам мощности на основе зависимости между скоростью выполнения упражнений и временем выполнения этих упражнений. Чем выше скорость, тем меньшее количество времени её можно поддерживать.
 
 
Зоны: I- максимальной мощности (до 25 с.) II- субмаксимальной мощности (до 5 мин.) – максимальная активность систем, накопление лактата III- большой мощности (до30мин.) – устойчивое состояние; потребности=реализации IV- умеренной мощности (часы) – истощение энергетических ресурсов


10м/с

 

 

5м/с

I II III IV

 

1 10 30 60 с

2. Функциональные состояния, возникающие при мышечной деятельности. ПРЕДСТАРТОВОЕ СОСТОЯНИЕ – это изменение функциональной активности систем организма в связи с предстоящей работой. Возникает по механизму условно-рефлекторных реакций и может появляться за несколько минут-часов-дней до старта или какой-то деятельности. Различают 3 вида (описано в 1888 г.): 1) предстартовая лихорадка (преобладают процессы возбуждения) 2) предстартовая апатия (преобладают процессы торможения) – часто зависит от видимой отрицательной перспективы 3) состояние боевой готовности (четкое соотнесение процессов возбуждения и торможения). Может регулироваться с помощью разминки – подготовки к предстоящей физической нагрузке (общая и специальная). С точки зрения физиологии – разминка – это усиление активности ферментативных систем в работающих клетках и органах, усиление кровотока и запуск терморегуляторных
  реакций. При работе на выносливость, разминка обязательно должна доходить до потоотделения (мощный фактор терморегуляции). ВРАБАТЫВАНИЕ – это процесс выхода физиологических систем на оптимальный уровень. Разные системы имеют разное время врабатывания. Нервная система (доли сек.)→Мышечная система (несколько сек.)→сердечно-сосудистая система (30-40 сек.)→Эндокринная система (5 минут)→Терморегуляторная система→Выделительная система. При врабатывании организм выходит на уровень УСТОЙЧИВОГО СОСТОЯНИЯ. Его продолжительность зависит от уровня тренированности и адаптации организма к данным нагрузкам. Утомление при физической нагрузке наступает как следствие истощения энергетических ресурсов организма, при чрезмерном накоплении в работающих мышцах и в крови продуктов обмена. Процесс утомления нарастает постепенно, что сопровождается усиление субъективных ощущений усталости: работоспособность снижается, появляется скованность мышц, дыхание становится частым и поверхностным, сердцебиение учащается, появляется труднопреодолимое желание прекратить работу. Весь этот комплекс неблагоприятных ощущений носит название «МЕРТВОЙ ТОЧКИ». При некотором волевом усилии, при умеренном и сознательном регулировании дыхания (удлинённые форсированные выдохи) эти ощущения проходят, уступая место «второму дыханию»: дыхание становится редким и глубоким, пульс более ровным, появляется легкость в движениях. С физиологической точки зрения это объясняется тем, что все системы начинают работать синхронно, согласованно, усиливается процесс выведения из организма продуктов мышечной деятельности. ВОССТАНОВЛЕНИЕпроисходит гетерохронно. Сердечно-сосудистая система → Мышечная система → Эндокринная система → Пищеварительная система и т.д. При восстановлении наблюдается феномен суперкомпенсации. Полное восстановление характеризуется устойчивым сохранением работоспособности. Средства восстановления могут обеспечивать: - экстренное восстановление (в ходе мышечной деятельности) – подслащенная вода; - текущее восстановление (в ходе оздоровительных тренировок) – баня, массаж; - профилактическое восстановление (направлено на повышение общей неспецифической сопротивляемости организма) – адаптогены. КЛАССИФИЦИРУЮТСЯ: 1 гр. – педагогические восстановительные средства рациональное построение тренировочного процесса рациональное сочетание периодов работы и отдыха переключение на другие виды деятельности 2 гр. – психологические средства восстановления аутотренинг, гипноз 3 гр. медицинские средства восстановления биологические (питание, фармакологические препараты) природные факторы физиотерапевтические процедуры. Питание: Б-Ж-У 1 - 1,2 – 4 – для незанимающихся 1 - 0,8 – 4 – для занимающихся белки – не менее 50% животного происхождения жиры – не менее 60% животного происхождения. Фармакологические средства восстановления: 1 – коферменты (витамины и их производные) 2 – антиоксиданты (А.В.С) 3 – пластического действия (калий оротат, инозин) 4 – энергетического действия (янтарная, глутаминовая к-та) 5 – адаптогены (женьшень, лимонник, элеутеррококк) 6 – гепатопротекторы (аллохол, эссенциале). ПИТЬЕВОЙ РЕЖИМ Регулируется в зависимости от характера тренировок, пищи, климатогеографических условий и т.д. Количество жидкости в норме 2-2,5 л в сутки. Как недостаточное, так и избыточное потребление жидкости вредно. Без воды невозможно всасывание, транспортировка и сложные превращения питательных веществ в организме, удаление продуктов обмена из тканей. Потребность организма в воде определяется в основном её потерями, так как в норме существует равновесие между вводимой и выводимой водой. Большие физические нагрузки сопровождаются большой потерей воды, микроэлементов и др., поскольку водный обмен связан с обменом минеральных солей. Значительные потери с потом микроэлементов, витаминов и пр. ведут к переутомлению, перегреванию и т.п. Дефицит электролитов способствует различным изменениям в организме. Избыточное питье также увеличивает нагрузку на сердце и усиливает потоотделение из-за потерь электролитов, удерживающих воду в тканях. В течении дня воду необходимо употреблять небольшими порциями. Бессистемное питье снижает работоспособность, в то время как прием напитков, включающих микроэлементы и соли, ликвидирует жажду, мышечные судороги, тошноту, снимает усталость, уменьшает ЧСС и снижает температуру тела (оказывает терморегулирующее действие). АКТИВНЫЙ ОТДЫХ Восстановительные процессы. Во время действия нагрузки или после её окончания, израсходованные энергоносители восполняются только через аэробные процессы обмена веществ. Например: восстановление гликогена в печени происходит из лактата. Мышца отдает её в кровь, по кровеносному руслу она распределяется по всему телу и попадает на другие, ещё не работающие клетки, а также в печень. В митохондриях этих клеток, в достаточной степени обеспеченных кислородом, молочная кислота снова становится полезной для извлечения энергии. «Крупным потребителем» лактата является сердечная мышца. В связи с тем, что её мышечные клетки содержат до 10 000 митохондрий, она в состоянии удовлетворять около 50% своей энергетической потребности лактатом. Однако в печени большая часть лактата снова преобразуется в гликоген. Необходимая для этого энергия производится путем окисления части лактата (аэробный процесс). Вновь полученный этим способом гликоген может в виде глюкозы по кровеносному руслу подводиться к мышце. Отдых мышцы, т.е. расщепление лактата и пополнение энергетических источников, происходит во время небольшой интенсивности работы или во время пауз. Отдых мышцы, т.е. расщепление лактата и пополнение энергетических источников, происходит во время небольшой интенсивности работы или во время пауз. При этом эффект восстановления максимален в начале фазы отдыха и уменьшается по мере её удлинения. Следовательно, несколько коротких пауз отдыха значительно эффективней одной длинной. Необходимо отметить, что процессы, протекающие во время отдыха, могут происходить значительно быстрее, если во время пауз совершается физическая работа незначительной интенсивности. Для таких активных пауз особенно подходят свободный бег, а также упражнения на расслабление и растягивание. Активный отдых (упражнения с другими структурами нагрузки) предпочтительнее пассивного. Организация отдыха зависит от специфики отдельных тренировочных средств и методов. Так, например, при тренировке силовой выносливости полный отдых необязателен, а тренировку скоростной силы можно проводить снова лишь после того, как организм полностью отдохнул. Общие принципы использования ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ:: - воздействие на наиболее нагружаемую систему - сочетание средств общего и локального воздействия - индивидуализация - комплексное применение.
3. Причины утомления. Утомление – это процесс снижения работоспособности в результате мышечной деятельности. Для крайней степени утомления характерно острое перенапряжение систем и отказ от работы. Биологическая роль утомления состоит в своевременной защите организма от истощения при длительной или напряженной мышечной работе. Физиологические сдвиги при резко выраженном утомлении носят черты стрессовой реакции, сопровождающейся нарушением гомеостаза. В то же время повторное утомление, не доводимое до чрезмерного, является средством повышения функциональных возможностей организма. Три контура локализации утомления: 1- центральный (ЦНС, гуморально-гормональная регуляция) причина – невозможность длительное время поддерживать передачу нервных импульсов (истощение медиатора в пресинаптической мембране); 2- вегетативный (ССС, ДС, и т.д.) причина: кислородный долг → гипоксия → накопление продуктов распада); 3- исполнительный (мышцы) причина: истощение энергетических ресурсов. Теории утомления: I гр. – гуморально-локалистические (причина в органе или системе) 1) теория истощения энергетических ресурсов (гликогена» 500 гр., расходуется при высокоинтенсивной работе за 30 мин., при умеренной – за 1,5 часа); 2) теория удушения (кислородный долг) 3) теория засорения (накопление недоокисленных подуктов) при работе субмаксимальной мощности. II гр. – центрально-нервные (ведущие на данный момент) Объясняют причины утомления снижением функциональной активности в нервных центрах, которые обеспечивают импульсацию работающих мышц. Скорая помощь – дробное дыхание по Стрельцову.
4. Физическая нагрузка и способы её дозирования. Физическая нагрузка – это дополнительная по отношению к покою степень функциональной активности организма, обусловленное выполнением физических упражнений. В ней выделяют внешнюю и внутреннюю стороны: - внешняя (объем, интенсивность, время и т.д.) - внутренняя (определяется той физиологической ценой, которую организм «платит» при её выполнении – ЧСС, АД, дыхательный объем и т.д.) Дозирование по пульсу. Степень увеличения пульса под влиянием мышечной деятельности зависит от её объема и интенсивности: 100-130 уд/мин. – нагрузка небольшой интенсивности 130-150 уд/мин. – нагрузка средней интенсивности 150-170 уд/мин. – высокой интенсивности 170-200 уд/мин. – предельная нагрузка. Для расчета используют формулы: Предельная нагрузка (уд/мин.) = 220 минус возраст в годах Оптимальная нагрузка (уд/мин.) = 180 минус возраст в годах.
IV. Домашнее задание. Применить на практике (учебно-тренировочном занятии) методику преодоления усталости с помощью дробного дыхания – четыре части одного вдоха на один выдох, что позволяет доставлять организму кислород не одной порцией, а четыремя. Эти четыре короткие, естественные, не натужные вдохи «работают лучше и эффективнее», чем один, самый долгий и самый глубокий вдох. Использование этой техники позволяет отодвинуть порог наступления усталости и увеличить скорость за счет снижения практически вдвое концентрации молочной кислоты, а также на 30-40% повысить степень усвоения кислорода из воздуха и снизить частоту сердечных сокращений. Полезно использовать людям с ослабленным здоровьем, новичкам и тем, кто уже давно не занимался физкультурой. Оно не для постоянного пользования. Это как скорая помощь, поддержка для усталого или больного организма. Отметить результаты.  

 

Контрольные тесты по теме:

1. К какому виду физической работы относятся занятия оздоровительным бегом:

а) статическая, силовой направленности, анаэробная, ациклическая

б) динамическая, скоростно-силовой направленности, аэробная, ациклическая

в) динамическая, на выносливость, аэробная, циклическая

г) статическая, скоростно-силовой направленности, анаэробная, ациклическая.

2. К какому виду физической работы относятся занятия культуризмом?

а) статическая, силовой направленности, анаэробная, ациклическая

б) динамическая, скоростно-силовой направленности, аэробная, ациклическая

в) динамическая, на выносливость, аэробная, циклическая

г) статическая, скоростно-силовой направленности, анаэробная, ациклическая.

3. К какому виду физической работы относятся занятия баскетболом?

а) статическая, силовой направленности, анаэробная, ациклическая

б) динамическая, скоростно-силовой направленности, аэробная, ациклическая

в) динамическая, на выносливость, аэробная, циклическая

г) статическая, скоростно-силовой направленности, анаэробная, ациклическая.

4. Спортсмен совершает фальстарт. Какой вид предстартового состояния при этом наблюдается:

а) состояние боевой готовности

б) предстартовая лихорадка

г) предстартовая апатия

в) недостаточная физическая подготовленность.

5. Какая из физиологических систем организма имеет самый короткий период врабатывания:

а) сердечно-сосудистая система

б) дыхательная система

в) нервная система

г) эндокринная система.

6. К каким средствам восстановления относится применение массажа:

а) психологическим

б) медицинским

в) педагогическим

г) биологическим.

7. Какая из теорий утомления объединяет причины его возникновения снижением функциональной активности в нервных центрах, обеспечивающих импульсацию работающих мышц:

а) теория истощения

б) теория засорения

в) теория удушения

г) центрально-нервная.

8. Определить соответствие показателей сторонам физической нагрузки:

1.

а) пульс б) давление в) количество повторений г) частота дыхания д) скорость выполнения упражнений е) вес отягощения
Внешняя

2. Внутренняя

 

8. Каким должен быть оптимальный пульс при занятиях физической культурой у женщины 40 лет:

а) 80 уд/мин.

б) 140 уд/мин.

в) 120 уд/мин.

г) 100 уд/мин.


Лекция №6

Тема: Профессионально-прикладная физическая подготовка.

 

Цель: формирование у студентов понимания связи физической культуры и трудовой деятельности.

Задачи:

- образовательные: формирование прикладных знаний, умений и навыков, способствующих достижению готовности к успешной профессиональной деятельности;

- воспитательные: способствовать формированию и поддержанию необходимого уровня физической подготовленности применительно к требованиям профессии;

- развивающие: содействие успешному профессиональному становлению и развитию личности.

План лекции:

6. Назначение и задачи ППФП.

7. Физическая культура в режиме трудовой деятельности.

8. Формы производственной физической культуры.

Литература:

4. Н.К.Коробейников. Физическое воспитание. – М.:, 1984.

5. Н.А.Фомин. Физиология человека. – М.: Педагогика, 1996.

6. Л.П.Матвеев. Теория и методика физической культуры. – М.: ФиС, 1991.

После изучения данной темы студент должен:

знать:

3. значение ППФП в условиях работы медработников среднего звена

4. динамику работоспособности в течение недели, суток, рабочего дня

уметь:

5. составлять профессиограмму

6. проводить вводную гимнастику, физкультпаузы и физкультминуты.

 

 


 

I. Организационная часть. Объявление темы лекции и целей, постановка проблемы. Труд медицинских работников наиболее сложен и ответственен. Очень велико влияние: - большого нервно-психического напряжения - дискомфортного микроклимата - вредных химических веществ - недостаточной освещенности рабочих мест - ионизирующей радиации - долгого пребывания в статической позе. Профессиональная заболеваемость среди средних медицинских работников составляет 8,8%. По данным социологического опроса (Белгород, 1999) желаемый портрет среднего медицинского работника: это физически и психически здоровый человек, с развитым интеллектом, гуманистическим мировоззрением, обладающий свободой и ответственностью, нравственностью и инновационным потенциалом. Реальный портрет: спорт и творчество не типичны для досуга, читают только любовные романы и детективы, своё здоровье оценивают как плохое (1/3), ЗОЖ не соблюдет в 64%, внимание к самой себе не считает значимым, самооценка в 99% низкая, зачастую не управляет своими эмоциями.  
II. Вводная часть. Задать вопросы: 1) в чем выражается здоровье клетки, органа и организма?   В способности выполнять программу жизни: питание, рост, специфические функции, размножение. В возможности адаптироваться к изменяющейся внешней среде.
2) в чём суть адаптационных перестроек в организме человека? В приспособляемости организма, возникающей в результате взаимодействия с внешней средой.
3) что является целью совершенствования механизмов адаптации? Повышение функционального резерва организма.
III. Основная часть. 1. Назначение и задачи ППФП.   Для характеристики различных видов труда чаще всего используются понятия его физической тяжести и нервно-психической напряженности. При этом под физической тяжестью труда понимают суммарный объем физических усилий за время работы. Нервно-психической напряженностью труда называют степень эмоциональной нагрузки при выполнении работы. В зависимости от доли этих факторов труд подразделяют на физический и умственный, а различные сочетания этих двух основных видов труда, кроме того, позволяют выделить третий – смешанный труд. Смешанные виды труда предъявляют к организму различные требования в зависимости от преобладания компонентов физической тяжести и нервно-психической напряженности. Самостоятельно составить профессиограмму медицинских специальностей (процедурная м/с, хирургическая м/с, операционная м/с и т.д.) 1) описание условий труда, его характера и специфика а) тип движений (вращательные, ударные движения) б) участвующие при этом части тела в) амплитуда движений г) временные характеристики д) силовые характеристики е) особенности координации 2) каким образом данная профессия воздействует на организм человека, какие физические способности и двигательн


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 836; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.155.149 (0.016 с.)