Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Тема: Физическая культура в общекультурной
Похожие статьи вашей тематики
и профессиональной подготовке студентов
Цель: формирование ценностной ориентации и отношения студентов к физической культуре как средству самовоспитания и способу укрепления здоровья.
Задачи:
- образовательные: показать взаимосвязь физических, психических и социальных факторов в системе жизнедеятельности человека;
- воспитательные: способствовать развитию мотивации к физическому совершенствованию;
- развивающие: способствовать формированию чувства ответственности за собственное здоровье.
План лекции:
1. Здоровье человека и факторы, его определяющие.
2. Понятие физической культуры.
3. Уровень здоровья, его комплексная оценка.
4. Самоконтроль физкультурника.
Литература:
1. А.В. Царик. О культуре физической и духовной. – М.: ФиС, 1989 г.
2. В.В. Колбанов. Валеология. – СПб, 1998 г.
3. А.П.Лаптев. Гигиена физкультурника. – М.: ФиС, 1989 г.
После изучения данной темы студент должен:
ЗНАТЬ:
1. понятие здоровья человека и факторы его определяющие
2. понятие и ценности физической культуры
3. понятие об уровне здоровья
УМЕТЬ:
1. рассказывать об основных факторах риска для здоровья
2. выявлять различия в понятиях «спортсмен» и «физкультурник»
3. осуществлять самоконтроль.
I. Организационная часть.
Объявление темы лекции и целей, постановка проблемы.
| По данным ВОЗ с 1991 года средняя продолжительность жизни в РФ мужчин сократилась с 65 до 57 лет, женщин с 79 до 71 года. Основная причина – рост сердечно-сосудистых заболеваний.
Характерной особенностью демографической ситуации в России стало уменьшение численности населения в большинстве субъектов РФ. Если до 1990 года естественная убыль населения отмечалась только в 9 регионах, то в настоящее время их число возросло до 74. Наиболее неблагоприятные показатели естественной убыли населения, превышающие среднестатистический уровень в 1,5-2 раза сложились в Северо-Западном, Центральном и Центрально-Черноземных регионах, где проживает 72 % россиян.
Убыль населения России происходит в ХХ веке в четвертый раз: первые три были обусловлены гражданской и двумя мировыми войнами, голодом и репрессиями 30-х годов. Нынешний демографический кризис эксперты называют беспрецедентным в мирное время, вызванным социально-экономическими причинами: ухудшением качества жизни, снижением доступности медицинской и лекарственной помощи, нарастанием психологической напряженности в обществе.
| II. Вводная часть.
Мини социологический опрос с целью выявления у студентов потребности в физическом совершенствовании.
| Выбрать приемлемый ответ:
1) к людям, занимающимся своим здоровьем через занятий физической культурой отношусь равнодушно
2) думаю, что они молодцы, когда-нибудь и я займусь этим, сейчас же мне это ни к чему
3) смотрю на них с уважением – у меня не хватает силы воли заниматься собой регулярно (то есть занимаюсь, но от случая к случаю)
4) считаю занятия физической культурой пустой тратой времени (то есть отношусь к этому резко отрицательно)
5) физической культурой занимаюсь регулярно и с удовольствием – это отдых плюс общение
6) я – спортсмен
7) свой вариант_________________________________
| Задать студентам вопросы:
Из чего состоит человеческий организм?
|
Из органов, объединенных определенной физиологической функцией в системы.
| На что направлены реакции организма?
| 1 – на удовлетворение возникших в нем потребностей
2 – на защиту от внешних воздействий
3 – на приспособление к изменяющимся условиям внешней среды
| Чем характеризуется организм человека как единая функциональная система?
| 1) пластичностью (способностью перестраивать компонентные связи; например: компенсаторные перестройки организма при инвалидизации органов)
2) индивидуальными и меняющимися требованиями к раздражителям
3) способностью к саморегуляции.
| III. Основная часть.
1. Понятие здоровья человека.
|
Устав ВОЗ: «Здоровье – это состояние полного гармоничного физического, психического и социального благополучия человека».
| Факторы, определяющие здоровье:
| 1. окружающая среда (природная – воздух, вода, почва; социальная – условия жизни и культура) на 25 %
2. генетическая предрасположенность на 20%
3. здравоохранение на 8-10%
4. образ жизни на 50%.
|
| Здоровье и болезнь – основные категории научного познания в медицине, которые носят характер медико-социальных Специфика человека состоит в том, что природа его биологична, а сущность социальна. Все свои потребности человек реализует через функционирование физиологических систем и ничто социальное не реализуется без биологического субстрата.
Когда мы говорим о болезни, то четко представляем, что речь идет, прежде всего, о патологическом процессе, опосредованном через сознание индивида в его социальный статус. Больной человек теряет активную самостоятельность в реализации своей жизненной установки, теряет оптимальную связь со средой и окружающим его социумом. Именно по этой причине – причине ухудшения социального статуса больного человека – проблема болезни всегда обладала определенным приоритетом в усилиях теоретической и практической медицины и далеко опередила учение о здоровье. Однако исторический опыт показал, что разработка одного лишь учения о болезни не может решить задачу достижения высоких показателей здоровья населения.
Валеология – наука об индивидуальном здоровье человека, формируемом с участием самого человека. Цель – научить человека активировать данные природой возможности. Валеология направлена на создание нового, конструктивного – здоровой личности (составляющие здоровой личности раскрываются по таблице).
| 2. Понятие физической культуры.
| Физическая культура – одно из эффективных средств всестороннего, гармоничного развития личности, действенный социальный фактор продвижения каждого человека по пути физического совершенствования.
Физкультурник – человек, систематически занимающийся доступными физическими упражнениями для укрепления своего здоровья.
Спорт – составная часть физической культуры, вид социальной деятельности людей, заключающийся в организованном сопоставлении их сил и физических способностей в борьбе за первенство или высокий спортивный результат.
| Ценности физической культуры.
| 1) содействие укреплению здоровья
2) совершенствование механизмов саморегуляции
3) повышение работоспособности
4) противодействие неблагоприятным влияниям внешней среды.
| 3. Уровень здоровья.
| Это количественная характеристика функционального состояния организма, его резервов и социальной дееспособности человека.
Включает в себя:
Остаточный объем воздуха в легких
| | Резервный объем
вдоха
Резервный объем
выдоха
| | 1) физиологические показатели ЧСС, АД, ЖЕЛ, ЖИ=ЖЕЛ/m
2) физические качества (выносливость, ловкость, сила, гибкость, быстрота)
3) образ жизни (стаж регулярных занятий, рациональность питания, закаливание, курение, алкоголь)
4) эффективность работы иммунной системы (количество простудных заболеваний, наличие хронических заболеваний).
| Распределение студентов на медицинские группы.
| Основная – лица без отклонений в состоянии здоровья или с незначительными отклонениями при достаточном физическом развитии и подготовленности.
Подготовительная – лица без отклонений в состоянии здоровья или с незначительными отклонениями при недостаточном физическом развитии и подготовленности.
Специальная – лица, имеющие отклонения в состоянии здоровья постоянного и временного характера.
| 4. Самоконт-роль.
| Это система наблюдений за своим здоровьем, физическим развитием, функциональным состоянием, переносимостью нагрузок.
Лучшая форма – дневник самоконтроля.
Субъективные показатели: (настроение, самочувствие, аппетит, сон, желание заниматься, нарушение режима, потоотделение).
Объективные показатели: (ЧСС, АД, ЧД, вес, рост, обхват груди и экскурсия грудной клетки).
| IV. Домашнее задание.
Основы самоменеджмента.
|
Провести в течение недели ежедневный самоконтроль для подведения итогов дня по методу «пяти пальцев»:
Большой – бодрость, физическая форма, самочувствие (балл)
Указательный – услуга, помощь, чем я помог другим (+;-)
Средний – состояние духа, преобладающее настроение (балл)
Безымянный – близость цели, чего я сегодня достиг (+; -)
Мизинец – мыслительный процесс, какие знания и опыт приобрел (+; -).
| Контрольные тесты по теме:
1. Согласно Устава Всемирной Организации здравоохранения, здоровье – это:
а) полноценное осуществление приспособительных функций
б) состояние полного гармоничного физического, духовного и социального благополучия
в) способность сохранять устойчивость в условиях резких изменений внешних воздействий
г) отсутствие болезней и физических дефектов.
2. Здоровье человека зависит (допишите):
а) на 50-55% от ________________________________________
б) на 20-30% от_________________________________________
в) на 15-20% от_________________________________________
г) на 8-10% от__________________________________________
3. Физическая культура – это:
а) гармония силы, интеллекта и духовно-нравственных качеств
б) совокупность знаний человека об окружающей действительности и самом себе
в) выполнение физических упражнений
г) совокупность средств, методов и условий всестороннего гармоничного развития личности.
4. Систематические занятия доступными физическими упражнениями с целью укрепления здоровья характерны для:
а) спортсменов
б) физкультурников
в) пациентов, в период восстановления после болезни
г) всех категорий.
5. Основным необходимым условием для укрепления, сохранения и формирования здоровья является:
а) высокая материальная обеспеченность
б) квалифицированная помощь тренера
в) собственные усилия человека
г) медицинское обеспечение.
6. А) артериальное давление
Б) курение
В) ловкость
Г) частота сердечных сокращений
Д) выносливость
Е) частота простудных заболеваний
Ж) стаж занятий физ.культурой
З) наличие хронических заболеваний
| | Комплексная оценка уровня здоровья включает в себя (определить соответствие):
I. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
II. ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА
III. ОБРАЗ ЖИЗНИ
IV. СОСТОЯНИЕ ИММУННОЙ СИСТЕМЫ
7. Разделите показатели самоконтроля
а) сон; б) вес; в) потоотделение; г) рост; д) самочувствие; е) пульс; ж) настроение; з) артериальное давление; и) частота дыхания; к) аппетит; л) желание заниматься
по группам:
I. Субъективные показатели
II. Объективные показатели.
8. Выбрать приемлемый ответ:
1. к людям, занимающимся своим здоровьем через занятия физической культурой, отношусь равнодушно
|
| 2. думаю, что они молодцы, когда-нибудь и я займусь этим, сейчас же мне это ни к чему
|
| 3. смотрю на них с уважением – у меня не хватает силы воли заниматься собой регулярно (то есть занимаюсь, но от случая к случаю)
|
| 4. считаю занятия физической культурой пустой тратой времени (то есть отношусь к этому резко отрицательно)
|
| 5. физической культурой занимаюсь регулярно и с удовольствием – это отдых плюс общение
|
| 6. я – спортсмен
|
| 7. свой вариант______________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________
|
|
Лекция №2
|