Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Тема: Социально-биологические основы физической культуры и спорта.
Похожие статьи вашей тематики
Цель: сформировать представление о физиологических процессах, происходящих в организме под влиянием мышечной деятельности.
Задачи:
- образовательные: показать зависимость совершенствования процессов саморегуляции организма от двигательной активности;
- воспитательные: привлечь внимание студентов к собственной двигательной активности;
- развивающие: способствовать формированию осознанной потребности в физическом совершенствовании.
План лекции:
1. Организм человека – единая саморегулирующаяся система.
2. Влияние мышечной деятельности на основные системы организма.
3. Возрастные особенности развития.
Литература:
1. Валеология. ЗОЖ. Под ред. В.И.Дубровского. – М.: 1999г.
2. Физиология человека. Под ред. Б.И.Ткаченко. – СПб, 1996 г.
3. Гармония здоровья. Режим труда и отдыха. Сост. С.Ю.Юровский. – М.: ФиС, 1987 г.
После изучения даннойтемы студент должен:
знать:
1. Роль двигательной активности в жизни человека
2. Суть адаптационных перестроек в организме
3. Понятие функциональной возможности и функциональной способности человека.
уметь:
1. Характеризовать стадии общего адаптационного синдрома
2. Рассказывать об адаптационном влиянии мышечной деятельности на основные системы организма.
I. Организационная часть.
Объявление темы лекции и целей, постановка проблемы.
| Взаимодействие человека с окружающей средой является самым важным в формировании собственного Я. Неподвижность препятствует этому, воздействуя на желания, чувства и эмоции. В результате меняется отношение человека к миру и к самому себе. Однако внешние раздражители могут носить характер стрессорных если они чрезмерной силы и в ответ на них организму необходимо отдавать все накопленные ресурсы, чтобы спасти жизнь.
Ростовские ученые в течение многих лет изучали раздражители слабой и средней силы и пришли к выводу, что они повышают сопротивляемость организма (в отличии от стрессорных) и не наносят вреда. При этом важны сила раздражителя и ритм повторных раздражений. При стрессорных (если они повторяются один за другим) наступает истощение, а затем смерть; при малых и средних – общая сопротивляемость повышается до такой степени, что у подопытных крыс уменьшаются злокачественные опухоли.
Повышая общую сопротивляемость можно избежать даже тех болезней, к которым существует наследственная предрасположенность.
| II. Вводная часть.
Задать студентам вопросы:
Что такое функциональная система?
|
Это группа органов, объединенных определенной физиологической функцией.
| Является ли организм человека в целом функциональной системой?
|
Да, является.
| Чем характеризуется организм человека как единая функциональная система?
| 3) пластичностью (способностью перестраивать компонентные связи; например: компенсаторные перестройки организма при инвалидизации органов)
4) индивидуальными и меняющимися требованиями к раздражителям
3) способностью к саморегуляции.
| Каким образом новорожденный ребенок превращается во взрослого человека?
|
Он растёт и развивается.
| Что означает «рост»?
| Это увеличение массы и линейных размеров тела. Количественный показатель.
| Что означает «развитие»?
|
Это качественный показатель, характеризующий совершенствование функциональных систем.
| Что лежит в основе процессов роста и развития?
|
Изменение интенсивности обмена веществ. Процессы:
- ассимиляции (накопление веществ)– доминирует до 24 лет
- диссимиляции (распада веществ).
| III. Основная часть.
1. Организм человека – единая саморегулирующаяся система.
| Гомеостаз – это устойчивое равновесие, поддержание определенного состояния организма на том или ином уровне.
В природе существует три типа жизни:
- полная зависимость от внешних условий; выживание возможно только при благоприятных внешних воздействиях;
- приспособление к колебаниям внешней среды (впадение в спячку)
- свободная жизнь – присуща высокоорганизованным существам. Суть её в способности к адаптации (автоматически отработанной сохранной системе). Объем здоровья данного организма определяется объемом его адаптации (размахом приспособительных реакций).
Адаптация – это приспособляемость организма, возникающая в результате столкновения с более или менее меняющейся окружающей средой. Механизмы срочной адаптации являются врожденными, наследственно обусловленными и зависят от типологических особенностей нервной системы. Адаптация накопительная (долговременная): повышенная продукция гормонов вызывает синтез новых белковых структур.
Теоретические предпосылки адаптации раскрыты в учении об общем адаптационном синдроме Г.Селье. Это комплекс неспецифических реакций организма на действие раздражителя, которые протекают в несколько стадий: тревоги (I), резистенстности (II), истощения (III). Характеризуются стадии:
I – повышение ЧСС, АД – срочная адаптация
II – процессы биосинтеза
III – истощение.
100%
| 2. Влияние мышечной деятельности на организм человека.
Опорно-двигательный аппарат
| Любая двигательная деятельность осуществляется при помощи мышц. У женщин мышечная ткань составляет 30-35% от общей массы тела, у мужчин 42-47%. Ограничение в движении (гиподинамия) приводит к различным патологическим изменениям в организме.
Виды мышц: поперечно-полосатые; гладкие; миокард.
При движениях в мышцах дополнительно открываются резервные капилляры, количество циркулирующей крови значительно возрастает, улучшая обмен веществ. Если же мышца бездействует – ухудшается её питание, уменьшается объем и сила, снижается эластичность и упругость.
Физические упражнения воздействуют также на суставы и связки, делая их крепкими.
| Нервная система
| Организм – единое целое, имеющее тесную связь между различными органами и системами. Например: легкие тесно связаны с мышцами рук, сердце – с мышцами верхней части спины. Эта связь между деятельностью мышц и внутренними органами объясняется наличием нервно-висцеральных связей. Так при раздражении окончаний мышечно-суставной чувствительности импульсы поступают в нервные центры, регулирующие работу внутренних органов. Соответственно изменяется деятельность сердца, почек, легких и др., приспосабливаясь к запросам работающих мышц и всего организма.
| Адаптация сердечно-сосудистой системы.
| Мышечная работа требует повышенного притока кислорода и субстратов к мышцам. Это обеспечивается увеличенным объемом кровотока через работающие мышцы.
1) за счет повышения ЧСС (у нетренированного человека резервы повышения ударного объема крови исчерпываются уже при ЧСС 120-130 уд/мин.)
2) за счет повышения и ЧСС и ударного объема крови (у тренированного человека ударный объем продолжает нарастать и при ЧСС = 150-160 уд/мин.)
При регулярных тренировках происходит гипертрофия миокарда и дилатация камер сердца. Повышается эластичность сосудов и задерживается их атеросклеротические изменения (повышается содержание ЛПВП и снижается ЛПНП).
| Адаптация дыхательной системы.
| Совершенствование системы дыхания взаимосвязано с совершенствованием сердечно-сосудистой системы и системы крови (кардио-респираторной системы).
Весь процесс дыхания подразделяется на:
I. поступление воздуха в легкие
II. диффузия газов из легких в кровь и наоборот
III. транспорт газа кровью
IV. тканевое дыхание.
В процессе физических тренировок оптимизируются все эти процессы.
| Система крови
| Первичной ответной реакцией системы крови на физическую нагрузку являются изменения в составе форменных элементов крови. Миогенный лейкоцитоз характеризуется увеличением лейкоцитов в общем кровотоке. Систематическая мышечная нагрузка средней интенсивности мобилизует иммунную систему. Основным механизмом повышения иммунологического статуса организма является образование специальных защитных комплексов крови (интерферона с белками сыворотки крови). Мышечная работа ускоряет миграцию лимфоцитов в костном мозге, т.е. стимулирует кроветворную функцию.
|
| Показатели
| Нетренированный человек
| Тренированный человек
|
| Вес сердца (г)
Объем сердца (см3)
Количество крови, выбрасываемое сердцем при одном сокращении (см3)
В покое
При нагрузке
ЧСС при быстрой ходьбе (уд/мин.)
ЖЕЛ (см3)
| 270-300
500-750
50-58
75-110
90-100
3100-3400
| 350-500
1000-1200
70-95
160-180
70-76
4200-5200
| 3. Возрастные особенности развития.
| Онтогенез(греч. on, ontos – сущее, существо; genesis – происхождение, развитие) – совокупность последовательных морфологических, физиологических и биохимических преобразований организма в течении всего жизненного цикла от момента оплодотворения яйцеклетки и образования зиготы до смерти.
Первый критический период – 3-3,5 года (ускоренное развитие физических качеств, связанных с расширением объема движений).
Второй критический период – 5-7 лет (образуется множество условно-рефлекторных связей – основы новых двигательных навыков).
Третий критический период – 11-16 лет (половое созревание). Систематическая мышечная деятельность в период роста и развития человека приводит к активизации процессов биосинтеза.
В юношеском возрасте, по сравнению с подростковым, более равномерно идёт рост и развитие отдельных органов и систем по отношению друг к другу.
ССС – увеличивается мощность сердечной мышцы, продолжается рост сердца и совершенствуется его регуляция;
ДС – повышается процент использования кислорода, т.е. более эффективным становится обмен газов в легких;
НС – нервные процессы приобретают большую подвижность, растёт их сила, протекание процессов возбуждения и торможения становится более уравновешенным.
| IV. Домашнее задание.
| Человеческий мозг и вся НС действует целенаправленно, в соответствии с принципом осуществления личностных целей. Он функционирует как направленный на заданную цель механизм, как своего рода внутренняя автоматическая система наведения, которая работает на вас, как «механизм успеха» или «механизм неудачи», в зависимости от того, как вы, оператор, управляете им и какие устанавливаете ему цели. Стремление к позитивной цели – ключ к счастливой и здоровой жизни. Человек – существо, которое всегда стремится к какой-нибудь цели: он живёт нормально и естественно, когда сориентирован на определённую цель.
Составить список того, о чём вы мечтаете, кем хотите стать, каким хотите стать, где жить, чем заниматься, что иметь.
Основные правила:
1) формулировать мечты в позитивных терминах (не чего бы НЕ хотелось, а чего бы хотелось)
2) предельная конкретность (как это выглядит, какое на ощупь, как звучит, как пахнет)
3) ясное представление о результате (что вы будете чувствовать, как это будет выглядеть)
4) важно формулировать такие цели, достижение которых в принципе зависит от вас
5) подумайте, не нанесут ли ваши цели ущерба другим людям
|
Контрольные тесты по теме:
1. Что присуще человеческому организму как саморегулирующейся системе:
а) полная зависимость от внешних условий окружающей среды
б) наличие автоматически отработанной сохранной системы – способности к адаптации
в) приспособление к колебаниям внешней среды
г) всё перечисленное.
2. а) повышение артериального давления
б) синтез белковых структур
в) гибель
г) перенапряжение систем
д) учащение сердцебиений
е) увеличение продуктов энергообмена АТФ
| | Определите соответствие физиологических характеристик стадиям общего адаптационного синдрома:
I. Стадия тревоги
II. СТАДИЯ РЕЗИСТЕНТНОСТИ
III. СТАДИЯ ИСТОЩЕНИЯ
3. Что характерно для адаптационного влияния мышечной деятельности на опорно-двигательный аппарат:
а) ограничение подвижности суставов
б) усиление кровотока в мышцах
в) увеличение количества мышечных волокон
г) увеличение объема мышечной ткани.
4. Что характерно для адаптационного влияния мышечной деятельности на сердечно-сосудистую систему:
а) гипертрофия миокарда
б) учащение дыхания
в) повышение ЧСС и ударного объема крови
г) изменения в составе форменных элементов крови.
5. Что характерно для адаптационного влияния мышечной деятельности на дыхательную систему:
а) учащение дыхания
б) увеличение глубины дыхания
в) увеличение объема легочной вентиляции
г) всё перечисленное.
6. Для того, чтобы функциональные возможности человека превратились в функциональные способности необходимо:
а) достижение определённого возраста
б) создание оптимальных комфортных условий
в) тренировочный процесс
г) это происходит само собой.
7. Целью совершенствования механизмов адаптации является:
а) лечение заболевания
б) удовлетворение потребности человека в движении
в) повышение функционального резерва организма
г) всё перечисленное.
8. Двигательная деятельность в жизни человека является главным образом:
а) фактором активной биологической стимуляции
б) способом времяпрепровождения
в) фактором физического развития
г) не играет существенной роли.
Лекция №3
|