Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Социально-биологические основы физической культуры и спорта.

Поиск

 

Цель: сформировать представление о физиологических процессах, происходящих в организме под влиянием мышечной деятельности.

Задачи:

- образовательные: показать зависимость совершенствования процессов саморегуляции организма от двигательной активности;

- воспитательные: привлечь внимание студентов к собственной двигательной активности;

- развивающие: способствовать формированию осознанной потребности в физическом совершенствовании.

План лекции:

1. Организм человека – единая саморегулирующаяся система.

2. Влияние мышечной деятельности на основные системы организма.

3. Возрастные особенности развития.

Литература:

1. Валеология. ЗОЖ. Под ред. В.И.Дубровского. – М.: 1999г.

2. Физиология человека. Под ред. Б.И.Ткаченко. – СПб, 1996 г.

3. Гармония здоровья. Режим труда и отдыха. Сост. С.Ю.Юровский. – М.: ФиС, 1987 г.

После изучения даннойтемы студент должен:

знать:

1. Роль двигательной активности в жизни человека

2. Суть адаптационных перестроек в организме

3. Понятие функциональной возможности и функциональной способности человека.

уметь:

1. Характеризовать стадии общего адаптационного синдрома

2. Рассказывать об адаптационном влиянии мышечной деятельности на основные системы организма.

 


 

I. Организационная часть. Объявление темы лекции и целей, постановка проблемы.   Взаимодействие человека с окружающей средой является самым важным в формировании собственного Я. Неподвижность препятствует этому, воздействуя на желания, чувства и эмоции. В результате меняется отношение человека к миру и к самому себе. Однако внешние раздражители могут носить характер стрессорных если они чрезмерной силы и в ответ на них организму необходимо отдавать все накопленные ресурсы, чтобы спасти жизнь. Ростовские ученые в течение многих лет изучали раздражители слабой и средней силы и пришли к выводу, что они повышают сопротивляемость организма (в отличии от стрессорных) и не наносят вреда. При этом важны сила раздражителя и ритм повторных раздражений. При стрессорных (если они повторяются один за другим) наступает истощение, а затем смерть; при малых и средних – общая сопротивляемость повышается до такой степени, что у подопытных крыс уменьшаются злокачественные опухоли. Повышая общую сопротивляемость можно избежать даже тех болезней, к которым существует наследственная предрасположенность.
II. Вводная часть. Задать студентам вопросы: Что такое функциональная система?     Это группа органов, объединенных определенной физиологической функцией.
Является ли организм человека в целом функциональной системой?   Да, является.
Чем характеризуется организм человека как единая функциональная система? 3) пластичностью (способностью перестраивать компонентные связи; например: компенсаторные перестройки организма при инвалидизации органов) 4) индивидуальными и меняющимися требованиями к раздражителям 3) способностью к саморегуляции.
Каким образом новорожденный ребенок превращается во взрослого человека?   Он растёт и развивается.
Что означает «рост»? Это увеличение массы и линейных размеров тела. Количественный показатель.
Что означает «развитие»?   Это качественный показатель, характеризующий совершенствование функциональных систем.
Что лежит в основе процессов роста и развития?   Изменение интенсивности обмена веществ. Процессы: - ассимиляции (накопление веществ)– доминирует до 24 лет - диссимиляции (распада веществ).
III. Основная часть. 1. Организм человека – единая саморегулирующаяся система.   Гомеостаз – это устойчивое равновесие, поддержание определенного состояния организма на том или ином уровне. В природе существует три типа жизни: - полная зависимость от внешних условий; выживание возможно только при благоприятных внешних воздействиях; - приспособление к колебаниям внешней среды (впадение в спячку) - свободная жизнь – присуща высокоорганизованным существам. Суть её в способности к адаптации (автоматически отработанной сохранной системе). Объем здоровья данного организма определяется объемом его адаптации (размахом приспособительных реакций). Адаптация – это приспособляемость организма, возникающая в результате столкновения с более или менее меняющейся окружающей средой. Механизмы срочной адаптации являются врожденными, наследственно обусловленными и зависят от типологических особенностей нервной системы. Адаптация накопительная (долговременная): повышенная продукция гормонов вызывает синтез новых белковых структур. Теоретические предпосылки адаптации раскрыты в учении об общем адаптационном синдроме Г.Селье. Это комплекс неспецифических реакций организма на действие раздражителя, которые протекают в несколько стадий: тревоги (I), резистенстности (II), истощения (III). Характеризуются стадии: I – повышение ЧСС, АД – срочная адаптация II – процессы биосинтеза III – истощение. 100%    
2. Влияние мышечной деятельности на организм человека. Опорно-двигательный аппарат Любая двигательная деятельность осуществляется при помощи мышц. У женщин мышечная ткань составляет 30-35% от общей массы тела, у мужчин 42-47%. Ограничение в движении (гиподинамия) приводит к различным патологическим изменениям в организме. Виды мышц: поперечно-полосатые; гладкие; миокард. При движениях в мышцах дополнительно открываются резервные капилляры, количество циркулирующей крови значительно возрастает, улучшая обмен веществ. Если же мышца бездействует – ухудшается её питание, уменьшается объем и сила, снижается эластичность и упругость. Физические упражнения воздействуют также на суставы и связки, делая их крепкими.
Нервная система Организм – единое целое, имеющее тесную связь между различными органами и системами. Например: легкие тесно связаны с мышцами рук, сердце – с мышцами верхней части спины. Эта связь между деятельностью мышц и внутренними органами объясняется наличием нервно-висцеральных связей. Так при раздражении окончаний мышечно-суставной чувствительности импульсы поступают в нервные центры, регулирующие работу внутренних органов. Соответственно изменяется деятельность сердца, почек, легких и др., приспосабливаясь к запросам работающих мышц и всего организма.
Адаптация сердечно-сосудистой системы. Мышечная работа требует повышенного притока кислорода и субстратов к мышцам. Это обеспечивается увеличенным объемом кровотока через работающие мышцы. 1) за счет повышения ЧСС (у нетренированного человека резервы повышения ударного объема крови исчерпываются уже при ЧСС 120-130 уд/мин.) 2) за счет повышения и ЧСС и ударного объема крови (у тренированного человека ударный объем продолжает нарастать и при ЧСС = 150-160 уд/мин.) При регулярных тренировках происходит гипертрофия миокарда и дилатация камер сердца. Повышается эластичность сосудов и задерживается их атеросклеротические изменения (повышается содержание ЛПВП и снижается ЛПНП).
Адаптация дыхательной системы. Совершенствование системы дыхания взаимосвязано с совершенствованием сердечно-сосудистой системы и системы крови (кардио-респираторной системы). Весь процесс дыхания подразделяется на: I. поступление воздуха в легкие II. диффузия газов из легких в кровь и наоборот III. транспорт газа кровью IV. тканевое дыхание. В процессе физических тренировок оптимизируются все эти процессы.
Система крови Первичной ответной реакцией системы крови на физическую нагрузку являются изменения в составе форменных элементов крови. Миогенный лейкоцитоз характеризуется увеличением лейкоцитов в общем кровотоке. Систематическая мышечная нагрузка средней интенсивности мобилизует иммунную систему. Основным механизмом повышения иммунологического статуса организма является образование специальных защитных комплексов крови (интерферона с белками сыворотки крови). Мышечная работа ускоряет миграцию лимфоцитов в костном мозге, т.е. стимулирует кроветворную функцию.  
  Показатели Нетренированный человек Тренированный человек
  Вес сердца (г) Объем сердца (см3) Количество крови, выбрасываемое сердцем при одном сокращении (см3) В покое При нагрузке ЧСС при быстрой ходьбе (уд/мин.) ЖЕЛ (см3) 270-300 500-750   50-58 75-110   90-100 3100-3400 350-500 1000-1200   70-95 160-180   70-76 4200-5200
3. Возрастные особенности развития. Онтогенез(греч. on, ontos – сущее, существо; genesis – происхождение, развитие) – совокупность последовательных морфологических, физиологических и биохимических преобразований организма в течении всего жизненного цикла от момента оплодотворения яйцеклетки и образования зиготы до смерти. Первый критический период – 3-3,5 года (ускоренное развитие физических качеств, связанных с расширением объема движений). Второй критический период – 5-7 лет (образуется множество условно-рефлекторных связей – основы новых двигательных навыков). Третий критический период – 11-16 лет (половое созревание). Систематическая мышечная деятельность в период роста и развития человека приводит к активизации процессов биосинтеза. В юношеском возрасте, по сравнению с подростковым, более равномерно идёт рост и развитие отдельных органов и систем по отношению друг к другу. ССС – увеличивается мощность сердечной мышцы, продолжается рост сердца и совершенствуется его регуляция; ДС – повышается процент использования кислорода, т.е. более эффективным становится обмен газов в легких; НС – нервные процессы приобретают большую подвижность, растёт их сила, протекание процессов возбуждения и торможения становится более уравновешенным.
IV. Домашнее задание. Человеческий мозг и вся НС действует целенаправленно, в соответствии с принципом осуществления личностных целей. Он функционирует как направленный на заданную цель механизм, как своего рода внутренняя автоматическая система наведения, которая работает на вас, как «механизм успеха» или «механизм неудачи», в зависимости от того, как вы, оператор, управляете им и какие устанавливаете ему цели. Стремление к позитивной цели – ключ к счастливой и здоровой жизни. Человек – существо, которое всегда стремится к какой-нибудь цели: он живёт нормально и естественно, когда сориентирован на определённую цель. Составить список того, о чём вы мечтаете, кем хотите стать, каким хотите стать, где жить, чем заниматься, что иметь. Основные правила: 1) формулировать мечты в позитивных терминах (не чего бы НЕ хотелось, а чего бы хотелось) 2) предельная конкретность (как это выглядит, какое на ощупь, как звучит, как пахнет) 3) ясное представление о результате (что вы будете чувствовать, как это будет выглядеть) 4) важно формулировать такие цели, достижение которых в принципе зависит от вас 5) подумайте, не нанесут ли ваши цели ущерба другим людям

 

Контрольные тесты по теме:

1. Что присуще человеческому организму как саморегулирующейся системе:

а) полная зависимость от внешних условий окружающей среды

б) наличие автоматически отработанной сохранной системы – способности к адаптации

в) приспособление к колебаниям внешней среды

г) всё перечисленное.

2.

а) повышение артериального давления б) синтез белковых структур в) гибель г) перенапряжение систем д) учащение сердцебиений е) увеличение продуктов энергообмена АТФ
Определите соответствие физиологических характеристик стадиям общего адаптационного синдрома:

 

I. Стадия тревоги

 

II. СТАДИЯ РЕЗИСТЕНТНОСТИ

 

III. СТАДИЯ ИСТОЩЕНИЯ

 

 

3. Что характерно для адаптационного влияния мышечной деятельности на опорно-двигательный аппарат:

а) ограничение подвижности суставов

б) усиление кровотока в мышцах

в) увеличение количества мышечных волокон

г) увеличение объема мышечной ткани.

4. Что характерно для адаптационного влияния мышечной деятельности на сердечно-сосудистую систему:

а) гипертрофия миокарда

б) учащение дыхания

в) повышение ЧСС и ударного объема крови

г) изменения в составе форменных элементов крови.

5. Что характерно для адаптационного влияния мышечной деятельности на дыхательную систему:

а) учащение дыхания

б) увеличение глубины дыхания

в) увеличение объема легочной вентиляции

г) всё перечисленное.

6. Для того, чтобы функциональные возможности человека превратились в функциональные способности необходимо:

а) достижение определённого возраста

б) создание оптимальных комфортных условий

в) тренировочный процесс

г) это происходит само собой.

7. Целью совершенствования механизмов адаптации является:

а) лечение заболевания

б) удовлетворение потребности человека в движении

в) повышение функционального резерва организма

г) всё перечисленное.

8. Двигательная деятельность в жизни человека является главным образом:

а) фактором активной биологической стимуляции

б) способом времяпрепровождения

в) фактором физического развития

г) не играет существенной роли.

 


Лекция №3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 570; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.17.137 (0.009 с.)