Тема: Основы здорового образа жизни. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Основы здорового образа жизни.



 

Цель: формирование у студентов понимания прямой зависимости между здоровьем и образом жизни.

Задачи:

- образовательные: составить представление о структуре образа жизни, обеспечивающего здоровья

- воспитательные: показать преимущества гармоничного стиля жизни перед беспорядочным

- развивающие: способствовать формированию чувства долга и ответственности за своё здоровье и свой образ жизни.

План лекции:

1. Сущность здорового образа жизни.

2. Человек в системе потребностей.

3. Индивидуально-типологические особенности.

4. Психический статус и здоровье человека.

5. Особенности образа жизни как факторы риска для здоровья.

Литература:

1. А.Маслоу. Новые рубежи человеческой природы. – М.: 1999г.

2. К.В.Динейка. Дыхание, движение, психофизическая тренировка. – Киев.: Здоровье, 1980 г.

3. Э.Фромм. Человек для самого себя. – М.: 1998 г.

После изучения данной темы студент должен:

знать:

1. понятие здорового образа жизни и факторы, его составляющие

2. основные проблемы, связанные с низкой физической активностью, нарушением биоритмов, психоэмоциональным напряжением и нерациональным питанием

уметь:

1. составить индивидуальную программу ЗОЖ

2. рассказывать об основных факторах риска для здоровья, связанных с индивидуальным стилем жизни.


 

I. Организационная часть. Объявление темы лекции и целей, постановка проблемы. Русские люди всегда были здоровыми, крепкими. Этому способствовал весь уклад жизни. Важными факторами оздоровления и сохранения здоровья были посты (ограничение в питании), физический труд на природе (85% населения проживало в сельской местности), баня. На 55% здоровье человека зависит от того образа жизни, который он ведёт.
II. Вводная часть.  
Задать вопросы: Что такое болезнь? Это проявление нарушенного течения жизни, обусловленного воздействием на организм чрезвычайных раздражителей, наличием дефектов развития, нарушением саморегуляции (гомеостаза) и ограничением свободы жизнедеятельности.
  Как выглядит больной человек? Какой образ жизни ведет? Злой, обиженный, агрессивный человек – он болен или здоров?
  Для оценки состояния здоровья обычно пользуются различными показателями: антропометрическими, физиологическими, биологическими. Эти показатели имеют некие средние или среднестатистические величины, но данных, говорящих о том, какими они должны быть у человека в зависимости от пола и возраста, не существует. Определить так называемую «норму», баз учета законов биологии индивидуального развития, невозможно.
1. Понятие ЗОЖ. Понятие раскрывается по таблице Традиционно под здоровым образом жизни подразумевают некое «правильное» поведение, в котором критерием является не конечный результат, а промежуточное поведение, пусть даже на деле не способствующее увеличению ресурсов здоровья. Практика же убедительно показывает, что заболеваемость неизбежно оказывается различной, если одинаковое поведение соблюдают разные по гено- и фенотипу люди. Таким образом ЗОЖ не может быть одинаковым для всех, так как люди исходно различны. Следовательно, чтобы достичь определённого эффекта, вести они должны себя по-разному. Здоровым считается такой стиль поведения (образ жизни), который приводит человека к желаемой продолжительности и требуемому качеству жизни. Это возможно только тогда, когда человек действительно заинтересован в своём здоровье. Индивидуальная программа ЗОЖ включает: 1) учет и использование индивидуальных биоритмов 2) повышение психоэмоциональной устойчивости 3) оптимальная двигательная активность 4) рациональное питание 5) комплексное закаливание 6) гигиеническое поведение 7) регулирование физиологических отправлений 8) предупреждение вредных привычек 9) использование биологически активных веществ 10) медикаментозная коррекция болезней.
Особенности биоритмов человека и их коррекция Индивидуальный год начинается у каждого из нас в день рождения и делится на 12 индивидуальных месяцев, которые начинаются в день с тем же календарным номером, что и день рождения, но относится к следующему календарному месяцу. На рисунке графически изображено изменение жизнедеятельности человека (ритм защитных сил). В положительной фазе графика – жизнеспособность организма усилена, в отрицательной – ослаблена. В отрицательной фазе человек наиболее подвержен инфекциям и отравлениям, не рекомендуются хирургические операции, повышенные физические и психические нагрузки. Эти фазы необходимо прожить так, чтобы не было простуд, переживаний, эмоциональных срывов. Это профилактика того, что 2,7,8 и 12 месяцы вашего предстоящего года жизни пройдут благополучно.    
 
 


+

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

 

-

 

  Составляем график самонаблюдения, вычерчиваем кривую. На все дни, которые находятся ниже среднего уровня, следует обратить особое внимание, проанализировав их и сделав выводы.
III. Основная часть. 2. Система потребностей человека. В ряду достижений человеческого духа, обогащающих мировую науку и культуру, заметное место занимает гуманистическая психология, сформировавшаяся в США и получившая признание во всём мире в последней трети ХХ века. Она подчеркивает значение собственной творческой активности человека и исследует условия, способствующие её развертыванию. Научные данные, собранные психологами-гуманистами говорят о том, что практически в каждом человеке резонно предположить наличие активного стремления к здоровью, импульса к росту, к актуализации человеческих потенций. «Человек должен быть тем, кем он может быть» – говорит А.Маслоу. В большинстве религий и нравственных учений, считает А.Маслоу, слишком большой упор делается на контроль и силу воли и слишком малый – на понимание себя и спонтанность. Аристотель, например, предложил иерархию человеческих способностей, на вершине которой находится разум. По мнению А.Маслоу, большего признания и уважения заслуживает субъективное чувство у здоровой личности, и помочь индивиду двигаться к «полной человечности» (самораскрытию) можно только через осознание им своей идентичности. Жизнь человека, его природа, его социальные условия настолько многообразны и динамичны, что выявить и описать их связь со здоровьем очень сложно. Однако не вызывает сомнения то, что огромное влияние на каждодневное самочувствие, на здоровье в целом оказывает система потребностей человека и деятельность по их удовлетворению. Противоречия между потребностями, выдвигаемыми человеком в жизни и тем, что ему необходимо и достаточно для жизни и развития, зачастую приводят к таким болезням как инфаркт, инсульт, гипертония, рак и другие, которые по данным ВОЗ являются причиной 70-80% случаев смерти в развитых странах. В системе потребностей человека выделяют три основные группы: - витальные (потребности «существования») - эмоциональные (потребности «удовольствия») - рациональные (потребности «совершенствования»). Витальные потребности направлены на сохранение внутреннего метаболического равновесия – гомеостаза. Это потребности биологического уровня: потребность в пище, воде, воздухе, свете, самосохранении и т.д. Одна из важнейших витальных потребностей – потребность человека в активности. Невозможность удовлетворить потребности организма в физической активности, малоподвижный образ жизни и труда может привести к сердечно-сосудистым заболеваниям, диабету, остеопорозу. Конечно, физические нагрузки должны соответствовать потребности организма в физической активности. Эмоциональные потребности связывают потребности витальные (физиологические изменения внутренних органов, изменения химического состава крови, частоты дыхания, пульса, тонуса сосудов и артериального давления, деятельность потовых желез, т.е. связанные между собой реакции организма) и поведенческую деятельность. В реальной жизни эмоции биологически целесообразны для существования человека, они связаны с его приспособлением к меняющимся условиям внешней среды. Основу эмоциональных потребностей составляют переживания и чувства. Это эстетические, коммуникативные потребности, потребность в любви и дружбе. Рациональные потребности направляются на достижение сознательно поставленной цели. Это трудовые, интеллектуальные потребности, потребности в самосовершенствовании, самоактуализации. Для их реализации необходимы усилия воли. Еще в 1798 году немецкий философ Эммануил Кант изложил идеи психологического воздействия на здоровье человека в работе «О способности духа силою только воли побеждать болезненные ощущения». Укрепление здоровья – это волевая потребность человека. Без усилия воли невозможны ни утренняя гимнастика, ни регулярные тренировки, ни закаливание.
3. Индивидуально-типологические особенности. Состояние соматических параметров и проявление физических качеств определяют физическое развитие человека. Американский медик и психолог Вильям Шелдон создал теорию о единстве тела и души. Согласно этой теории большинство из нас в той или иной степени соответствует одному из трёх типов телосложения: Астеник (лептосом) – подвижен, стремителен, однако ему явно недостает физической силы. Он хороший бегун; чувствительные нервы обеспечивают ему быструю реакцию, особенно в спортивных играх типа бадминтона и тенниса. Слабые стороны: малая мышечная сила, плохая осанка, чересчур подвижные суставы. Как правило, низкое кровяное давление, холодные руки и ноги. Из-за быстрых обменных процессов худощавые должны принимать пищу 5-7 раз в день. Нервная система исключительно активна. Необходимы мероприятия по расслаблению, включая аутогенную тренировку. Гиперстеник (пикник) – округло-шибкий, склонен к лени. Физически силен, при годен для силовых видов спорта. Все необходимые спортивные показатели легко достигаются им путем тренировок. Из-за медленно протекающих обменных процессов ему очень трудно держать нормальный вес, а из-за избыточного веса возникают болезни системы кровообращения, суставов и спины. Однако умеет хорошо расслабляться, очень любит комфорт и нерегламентированную деятельность. Нормостеник (атлет) – классический тип спортсмена. Энергичен и способен к расслаблению. В нем есть как стремительность, так и сила. Однако при низкой физической активности возможны увеличение веса и отложение жира на животе. Импульсивен, авантюристичен, стремится к лидерству. С физическими нагрузками справляется без проблем. Однако большие нагрузки вызывают укорочение мышц, а значит необходимы упражнения на растяжение. Маленький тест. Если вы напрягаете бицепс и между мышцей и согнутой рукой помещаются: - указательный и средний пальцы (атлет) - только указательный палец (пикник) - три пальца (лептосом). ______________________________________ - икра ноги доходит до середины голени (атлет) - икра заканчивается чуть ниже колена (лептосом) - икроножная мышца доходит до пятки (пикник).  
4. Психический статус и здоровье человека. В чистом виде темпераменты проявляются редко, однако тот или иной тип нервной системы у каждого преобладает. Темперамент – это врожденный тип нервной системы, определяющий уравновешенность и подвижность нервных процессов. Необходимо учитывать, что с возрастом, с изменением социальных условий жизни и деятельности темперамент в какой-то мере видоизменяется. Сангвиник – сильный, уравновешенный, легко возбуждается и успокаивается. Говорливый, веселый, живой, подвижный, впечатлительный (астрологически – это знаки воздуха: близнецы, весы, водолей). Холерик – сильный, неуравновешенный, легко раздражается и нескоро успокаивается. Вспыльчив и прямолинеен. Склонен перетрудиться и временно истощиться (астрологически – знаки огня: овен, лев, стрелец). Меланхолик – слабый, скоро истощается и медленно восстанавливается, вялый, способен успешно работать в благоприятных условиях и не на пределе возможностей (астрологически – знаки земли: телец, дева, козерог). Флегматик – сильный, уравновешенный, с медленной сменой возбуждения и торможения. Он спокойный и ровный как богатырь, несущий на плечах бремя своей и чужой ноши, настойчивый и упорный труженик (астрологически – знаки воды: рак, скорпион, рыбы). Темперамент непременно влияет на направленность нашего поведения. В зависимости от темперамента в поведении человека преобладают либо эмоции, либо активность в действии. Сангвиник и меланхолик, как правило, в первую очередь на тот или другой раздражитель отвечают эмоциональным настроем, а холерик и флегматик – действием. Изменяя свой темперамент (если в этом есть надобность) необходимо учитывать следующее: 1. сангвиник достигнет больших результатов, если будет меньше переживать, а больше действовать целенаправленно, доводить до конца задуманное или заданное 2. холерик свои желания и порывы должен сперва «процедить» сквозь сито критической мысли, чтобы не ошибиться в выборе тактики, не обижая и не задевая окружающих 3. меланхолик должен избегать самоанализа и воспоминаний об обидах, он должен научиться переключать внимание на оказание помощи другим в трудовой и бытовой сфере 4. у флегматика есть достаточный запас эмоциональности и активности, но он должен использовать его не на сбавленных парах, ибо может попасть в разряд тех, кто к добру и злу постыдно равнодушен.
5. Особенности образа жизни как факторы риска для здоровья. Двигательная активность – это суммарная величина разнообразных движений за сутки. Оптимальный двигательный режим должен удовлетворять биологическую потребность человека в движении. Гипокинезия (дефицит движений) - это состояние, характеризующееся ограничением двигательной активности. Она может быть обусловлена объективными факторами: 1) физиологическая (инвалидизация) 2) клиническая (постельный режим) 3) профессиональная (сидячая работа) 4) привычнобытовая (лень). Гиподинамия – это нарушение функций орагнизма при ограниченной двигательной активности, уменьшение сократительной силы мышц вследствии нарушений обменных процессов непосредственно в скелетной мускулатуре, снижение возбудительного тонуса в нервных центрах и ослабления их активирующего влияния на все физиологические системы организма. Иными словами, гиподинамия – это недостаточное мышечное напряжение, нехватка положительного воздействия мышечной работы на жизнеспособность организма. Факторы риска для здоровья можно разделить на те, которые можно избежать и на те, которых избежать нельзя, но необходимо принять меры к уменьшению их отрицательного влияния на здоровье.
  Вопросы для самостоятельного обсуждения: 1) Факторы, оказывающие влияние на здоровье. 2) Факторы, являющиеся риском для здоровья. 3) Факторы, зависящие от самого человека. 4) Факторы, независящие от самого человека. 5) Факторы, действие которых необходимо стремиться избежать. 6) Факторы, риск неблагоприятного последствия которых можно уменьшить.
IV. Домашнее задание. Работа по целеполаганию. Разбор сделанного: определить временную сетку - какие из целей являются ближайшими - какие из целей относятся к отдаленному будущему. Важно иметь четкое представление и о первом шаге, и о последнем. Далее: 1) скорректировать выбранное в соответствии с пятью правилами (позитивность, конкретность, ясность результата, подконтрольность, этичность) 2) составить список необходимых для достижения целей ресурсов, которыми вы обладаете, описать что у вас уже есть (черты характера, уровень образования, финансовые ресурсы, энергия, время, поддержка и т.д.) 3) выбрать из всех целей ту, достижение которой доставит вам больше всего удовольствия и которая вас больше всего волнует. Необходимо сформулировать “ПОЧЕМУ” эта цель для вас так важна (выделение серьезных оснований для достижения) Упражнения: “лестница” – 10 ступенек: на самой высшей – самая хорошая жизнь, на самой низшей – самая плохая жизнь. Где вы находитесь сейчас? Где вы будете находиться через год, через 5 лет, через 10 лет?

 

Контрольные тесты по теме:

8. Здоровый образ жизни – это:

а) правильное, разумное поведение

б) благоприятные социальные условия труда и быта

в) стиль поведения, обеспечивающий желаемую продолжительность и качество жизни человека

а) движение б) самостоятельность в) любовь г) пища, вода д) достижения е) признание
г) отсутствие вредных привычек.

9. Определите соответствие:

I. ВИТАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ

 

II. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ

 

III. РАЦИОНАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ

 

10. Определите какому конституциональному типу соответствует следующая характеристика: «легко возбудим, склонен к гипотонии, малая мышечная масса, чересчур подвижные суставы, как правило плохая осанка»

а) нормостенический тип

б) астенический тип

в) гиперстенический тип

г) ни к одному из перечисленных.

11. На что направлены в первую очередь занятия физической культурой у людей гиперстенического типа телосложения:

а) на укрепление мышц и выработку выносливости

б) на ускорение обменных процессов в организме

в) на улучшение подвижности и координации

г) на наращивание мышечной массы.

12. Понятие «низкая двигательная активность» включает в себя:

а) отказ от занятий спортом

б) занятия в группах здоровья

в) малоподвижную деятельность

г) постельный режим.

13. Гиподинамия – это:

а) ограничение двигательной активности

б) «сидячий образ жизни»

в) нехватка положительного воздействия мышечной работы на жизнеспособность организма

г) всё перечисленное.

7. Предрасполагающим психологическим фактором, усиливающим подверженность людей депрессии, является:

а) хроническая боль

б) генетическая конституция

в) низкая самооценка

г) сложившиеся обстоятельства.

8. Основным требованием к здоровому питанию является:

а) соблюдение правил раздельного питания

б) применение только растительной пищи

в) сбалансированность по энергоёмкости с учётом потребностей организма и вида деятельности

г) полное исключение животных жиров.

Лекция №4



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 427; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.246.88 (0.044 с.)