Глава 9 обеспечение здорового образа жизни 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 9 обеспечение здорового образа жизни



 

Охрана собственного здоровья — это непосредственная обязан­ность каждого человека, и он не вправе перекладывать ее на окру­жающих. Ведь нередко люди неправильным образом жизни, вред­ными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20 — 30 го­дам доводят себя до катастрофического состояния.

Здоровье — это первая и важнейшая потребность человека, определяющая его способность к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосыл­кой познания окружающего мира, самоутверждения и счастья человека. Активная долгая жизнь — это важное слагаемое челове­ческого фактора. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, словом, добиваться разум­ными путями подлинной гармонии здоровья.

 

9.1. Понятие здоровья и содержание здорового образа жизни

 

Существует целый ряд определений, которые, как правило, содержат пять критериев, определяющих здоровье человека.

1.Полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие.

2.Нормальное функционирование организма в системе «чело­век — окружающая среда».

3.Умение приспосабливаться к постоянно меняющимся усло­виям существования в окружающей среде.

4.Отсутствие болезни.

5.Способность к полноценному выполнению основных соци­альных функций.

Здоровье человека неотделимо от его жизнедеятельности и цен­но тем, что является непременным условием социальной актив­ности и трудоспособности индивидуума, посредством которых и достигаются благополучие и счастье. Индивидуальное здоровье в основном зависит от четырех обстоятельств.

1.Биологические факторы (наследственность) приносят 20% здоровья.

2.Окружающая среда (природная, техногенная, социальная) — тоже 20 %.

3.Служба здоровья обеспечивает 10 % хорошего состояния орга­низма.

4.Индивидуальный образ жизни — 50 % всех составляющих на­шего здоровья.

Следует вывод, что состояние здоровья каждого человека на 70 % индивидуально. Оно зависит от наследственности, а в основ­ном от индивидуального образа жизни, т.е. от поведения, привы­чек, поступков, стремлений. Иными словами, для сохранения и укрепления здоровья нужны собственные, постоянные и значи­тельные усилия. Заменить их нельзя ничем. При этом следует по­мнить, что человек настолько совершенен, что вернуть здоровье можно почти с любой точки его упадка.

Характер жизни человека, его поведение и мышление, кото­рые обеспечивают охрану и укрепление здоровья, называют здоровым образом жизни. Это понятие предполагает рационально орга­низованный, активный, трудовой, закаливающий порядок бытия. Он основан на принципах нравственности и защищает от небла­гоприятных воздействий окружающей среды, что позволяет до глу­бокой старости сохранять нравственное, психическое и физичес­кое здоровье.

Физическое здоровье — это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем организма.

Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга. Оно характеризуется уровнем и качеством мышления, раз­витием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчи­вости, развитием волевых качеств.

Нравственное здоровье определяется теми моральны­ми принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т. е. жизни в определенном человеческом обществе. От­личительными признаками нравственного здоровья являются со­знательное отношение к труду, стремление к культуре, неприя­тие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Социальное здоровье считается высшей мерой общечеловеческих качеств, которые и делают людей настоящими гражданами.

Здоровый и духовно развитой человек счастлив. Он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стре­мится к самоусовершенствованию, достигая неувядающей моло­дости духа и внутренней красоты. Целостность человеческой лич­ности проявляется во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма.

Среди основных составляющих здорового образа жизни можно выделить:

режим дня с учетом динамики индивидуальных биологических ритмов;

умеренное и сбалансированное питание;

достаточную двигательную активность;

закаливание;

личную гигиену;

грамотное экологическое поведение;

психогигиену и умение управлять своими эмоциями;

отказ от вредных привычек;

безопасность поведения в быту, на улице, на производстве, обеспечивающее предупреждение травматизма и отравлений.

Здоровый образ жизни во многом содействует разумному удовлетворению физических и духовных потребностей человека, формированию социально активной личности.

Первым шагом к созданию человеком индивидуальной системы здорового образа жизни является выработка твердой мотивации.

К здоровому образу жизни нельзя прийти без осмысления необходимости подобного поведения. Это должно быть личное, глубокое убеждение и уверенность в том, что других путей к здоровью, реа­лизации благополучия своей семьи и общества не существует.

Другим составляющим элементом здорового образа жизни яв­ляется режим жизнедеятельности, т.е. режим распределения вре­мени, частично вынужденный, связанный с общественно необ­ходимой деятельностью, частично регулируемый по индивидуаль­ному плану. К примеру, режим жизнедеятельности студента опре­делен расписанием занятий, режим военнослужащего — распо­рядком дня, режим работающего человека — началом и концом рабочего дня. Остальное (свободное) время каждый использует по своему усмотрению. Режим — это распорядок жизни человека, который включает в себя труд, личную деятельность, питание, отдых и сон.

Работающий человек живет в определенном ритме. Он должен в определенное время вставать, выполнять свои обязанности, пи­таться, отдыхать и спать. Характерно, что в природе все процессы подчинены в той или иной мере строгому ритму: чередуются вре­мена года, ночь сменяет день, день снова приходит на смену ночи. Ритмичная деятельность — один из основных законов жизни и одна из основ любого труда.

Рациональное сочетание элементов режима жизнедеятельно­сти обеспечивает более продуктивную работу человека и высо­кий уровень его здоровья. В трудовой деятельности человека уча­ствует весь организм как целое. Трудовой ритм задает физиоло­гический ритм. В определенные часы организм испытывает на­грузку, вследствие чего повышается обмен веществ, усиливается кровообращение, дыхание. Затем появляется чувство усталости. В другие часы, дни, когда нагрузка снижается, наступает отдых после утомления, восстанавливаются силы и энергия. Правиль­ное чередование нагрузки и отдыха является основой высокой работоспособности.

Известный русский физиолог Н.Е.Введенский (1852—1922) отмечал, что устают не столько от того, что много работают, сколь­ко от того, что плохо работают, не умеют организовать свой труд. Он выдвинул ряд условий достижения высокой работоспособно­сти, а значит, и высокого уровня здоровья. Для этого, по его мне­нию, необходимо не внезапное, а постепенное вхождение в рабо­ту. Важна также продуманная и отработанная последовательность в труде. Наконец, обязательным условием является правильное распределение нагрузки — дневной, недельной, месячной и годовой. Неравномерность нагрузки, спешка в одни периоды и без­деятельность в другие — одинаковы вредны.

Наиболее эффективен в деле восстановления работоспособно­сти активный отдых, который позволяет рационально использовать свободное время. Чередование видов работы, гармоничное сочетание умственного и физического труда, физическая культу­ра обеспечивают эффективное восстановление сил и энергии. От­дыхать человеку требуется ежедневно, используя свободное время для укрепления своего физического и духовного здоровья.

К важнейшему виду ежедневного отдыха относится сон. Без достаточного, нормального сна немыслимо здоровье человека. По­требность в сне зависит от возраста, образа жизни, типа нервной системы человека.

Сон способствует нормальной деятельности центральной нер­вной системы. Недосыпание, особенно систематическое, ведет к переутомлению, истощению нервной системы, заболеванию орга­низма. Соблюдение режима сна — основа здорового образа жизни. Чтобы быть здоровым и работоспособным, необходимо вырабо­тать привычку ложиться спать и вставать в одно и то же время, научиться быстро засыпать.

Важный элемент здорового образа жизни — личная гигиена. Она включает в себя рациональный суточный режим, уход за телом, гигиену одежды и обуви.

Особое значение имеет режим дня. При правильном и строгом его соблюдении вырабатывается четкий ритм функционирования организма, а это создает наилучшие условия для работы и восста­новления. Неодинаковые условия жизни, труда и быта, индиви­дуальные различия людей не позволяют рекомендовать один ва­риант суточного режима для всех. Однако его основные положе­ния (выполнение различных видов деятельности в строго опреде­ленное время, правильное чередование работы и отдыха, регу­лярное питание) должны соблюдаться всеми. Режим дня имеет не только оздоровительное, но и воспитательное значение. Строгое его соблюдение воспитывает такие качества, как дисциплиниро­ванность, аккуратность, организованность, целеустремленность. Режим позволяет рационально использовать каждый час, каждую минуту времени, что значительно расширяет возможность разносторонней и содержательной жизни.

Решающее значение в индивидуальной системе имеет самокон­троль. Он приучает человека к активному наблюдению за своим состоянием. Показатели самоконтроля условно можно разделить на субъективные и объективные. К субъективным относят само­чувствие, оценку работоспособности, желание продолжать нача­тое дело, сон, аппетит, болезненные и тревожные ощущения.

Самочувствие — это суммарный показатель, складывающийся из ощущений (бодрости, вялости, усталости, болей и др.). Его можно определить как хорошее, удовлетворительное или плохое.

Работоспособность зависит от общего состояния организма, а также от настроения, степени восстановления от предыдущей ра­боты и может быть оценена как высокая, средняя и низкая.

К объективным показателям самоконтроля относят частоту пульса, дыхание, величину артериального давления, температуру кожи и тела, работоспособность двигательных анализаторов, устой­чивость внимания и другие параметры, отражающие функцио­нальное состояние различных систем организма.

При организации режима дня необходимо постоянно чередо­вать умственную и физическую работу, более широко использо­вать активный отдых для восстановления работоспособности. Ди­намика и уровень работоспособности человека во многом опреде­ляются биологическими ритмами. Одной из важнейших особен­ностей процессов, протекающих в живом организме, является их ритмический характер. В настоящее время установлено, что свыше трехсот процессов, протекающих в организме человека, подчине­ны суточному ритму.

Биологические ритмы — это периодически повторяющиеся из­менения характера и интенсивности биологических процессов и явлений в организме человека. Биологические ритмы можно на­блюдать на всех уровнях организации живой материи: от внутри­клеточного до популяционного. Они развиваются в тесном взаи­модействии с окружающей средой и являются результатом приспособления к тем факторам окружающей среды, которые проте­кают с четкой периодичностью (вращение Земли вокруг Солнца и своей оси, колебания освещенности, температуры, влажности, напряженности электромагнитного поля Земли).

В зависимости от частоты биологические ритмы объединяют в несколько групп. Существуют высокочастотные биологические ритмы, ритмы средней частоты, биологические ритмы низкой ча­стоты. Работоспособность человека в течение суток меняется в соответствии с суточными биологическими ритмами. Она имеет два подъема: с 10.00 до 12.00 и с 16.00 до 18.00. Ночью работоспособность понижается, особенно с 1.00 до 5.00. Индивидуальный ритм работоспособности полезно знать каждому человеку.

Не всем людям свойственны однотипные колебания работоспособности. «Жаворонки», например, энергично работают в пер­вой половине дня, «совы» — напротив, вечером. Люди, относя­щиеся к «жаворонкам», вечером испытывают сонливость, они рано ложатся спать, но рано просыпаются, чувствуют себя бодрыми и работоспособными. «Совы» же, напротив, засыпают поздно, ут­ром просыпаются с трудом. Им свойственна наибольшая работоспособность во второй половине дня, а некоторым — поздним вечером или даже ночью. Но независимо от этих индивидуальных особенностей правильный режим работы и отдыха обеспечивает высокую работоспособность и бодрое состояние. Этот режим как раз и должен учитывать специфику каждого индивидуума.

Систематическое наблюдение за своим состоянием, постоян­ный его анализ оказывают неоценимую помощь при планировании нагрузок на день, неделю и месяц. Это позволяет более раци­онально использовать время и реализовать свои возможности для решения поставленных задач.

Для профилактики переутомления необходимо научиться учи­тывать психологические аспекты своего состояния. Это значит, что любая нагрузка — умственная или физическая — должна быть реальной и соответствовать индивидуальным возможностям. Если данное человеку задание превышает его возможности, то он вскоре почувствует перенапряжение. Иногда это может привести к серь­езному психофизиологическому потрясению.

Для профилактики таких последствий есть два пути. Нужно либо снизить требования до пределов имеющихся возможностей, либо попытаться увеличить свои возможности путем тренировки и про­фессиональной подготовки. Умение планировать свою нагрузку в соответствии со своими возможностями весьма важно в профи­лактике переутомления и в организации здорового образа жизни.

Физическая культура в развитии духовных и физических ка­честв всегда занимала ведущее место в подготовке к активной плодотворной жизнедеятельности. Общеизвестно, что в процессе эволюции изменения функций организма коснулись в большей или меньшей степени всех систем человека. Наиболее значитель­ные изменения претерпели психика человека и процессы ее воз­действия на регуляторы жизненных функций организма. Научно-технический прогресс в процессе эволюции человека постоянно увеличивал объем необходимой информации, т.е. нагрузку на разум, в то же время обязательная физическая нагрузка умень­шалась.

Это привело к нарушению равновесия, сложившихся в челове­ческом организме свыше миллиона лет назад. Человеческое тело в течение тысячелетий выработало способность встречать внешний раздражитель (угрозу) мобилизацией физических резервов. В на­стоящее время сила раздражителей постоянно возрастает. Физи­ческие силы (мышцы) приводятся в готовность к действию, а реализовать их не представляется возможным. Физическая культу­ра может решить проблему нарушенного равновесия между си­лой эмоциональных раздражителей и реализацией физических потребностей тела. Это путь укрепления духовного и физическо­го здоровья. Каждый человек для обеспечения хорошего уровня здоровья должен иметь тренированное, гибкое тело, обладать опре­деленными скоростными качествами, быть сильным, выносли­вым и гибким.

Следующей составляющей здорового образа жизни является рациональное питание. Оно базируется на соблюдении двух основ­ных законов, нарушение которых опасно для здоровья.

Первый закон — равновесие получаемой и расходуемой энергии. Если организм получает энергии больше, чем расходует, т. е. мы получаем пищи больше, чем это необходимо для нормаль­ного развития для работы и хорошего самочувствия, мы полнеем. Избыточный вес приводит к развитию атеросклероза, ишемической болезни сердца, сахарного диабета и другим недугам.

Второй закон — соответствие химического состава рацио­на физиологическим потребностям организма в пищевых веще­ствах. Питание должно быть разнообразным и обеспечивать по­требности в белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных веществах, пищевых волокнах.

Любое отклонение от законов рационального питания приво­дит к нарушению здоровья. Организм человека расходует энергию не только в период физической активности (во время работы, занятий спортом и др.), но и в состоянии относительного покоя (во время сна, отдыха лежа), когда энергия используется для под­держания физиологических функций организма.

В любой естественной системе питания первейшим правилом должен быть отказ от приема пищи при болях, умственном и физическом недомогании, при лихорадке и повышенной темпе­ратуре тела. Отказ от приема пищи обязателен также непосред­ственно перед сном, до и после серьезной физической или ум­ственной работы. Пищу необходимо принимать в одни и те же часы, исходя из трехразового или»четырехразового, но дозиро­ванного питания. Общая калорийность дневного рациона для студентов 2000 — 2500 ккал. Для людей умственного труда необходи­мо ограничить потребление жиров и углеводов. Особое внимание при организации питания следует уделять качеству пищи.

Очень важно иметь свободное время для усвоения пищи. Пища должна состоять из разнообразных продуктов, являющихся ис­точниками белков, жиров и углеводов, витаминов и минеральных веществ. Только в этом случае удается достичь сбалансированного соотношения пищевых веществ и незаменимых факторов питания. Это обеспечит не только высокий уровень переваривания и вса­сывания пищевых веществ, но и их транспортировку к тканям и клеткам, полное их усвоение на уровне клетки.

Рациональное питание обеспечивает правильный рост и фор­мирование организма, способствует сохранению здоровья, высо­кой работоспособности и продлению жизни.

Немаловажное значение оказывает на здоровье и состояние объектов окружающей среды. Нарушение хотя бы одного из при­родных компонентов приводит к перестройке сложившейся струк­туры природно-территориальных комплексов. Загрязнение повер­хности суши, гидросферы, атмосферы и Мирового океана сказы­вается на состоянии здоровья людей. К примеру, эффект «озоно­вой дыры» способствует образованию злокачественных опухолей, загрязнение атмосферы влияет на состояние дыхательных путей, а загрязнение вод — на пищеварение. Негативное изменение среды намного ухудшает общее состояние здоровья людей, снижает продолжительность их жизни.

Важным фактором здоровья является наследственность. Это присущее всем организмам свойство повторять в ряду поколений одинаковые признаки и особенности, способность передавать от одного поколения к другому материальные структуры клетки, содержащие программы развития из них новых особей.

Неотъемлемыми компонентами здорового образа жизни явля­ются осознанное неприятие вредных привычек и борьба с различ­ными факторами риска, оказывающими неблагоприятное воздей­ствие на организм человека.

 

Вредные привычки

 

Рациональность и совершенство анатомии и физиологии чело­века, его функциональные возможности, сила и выносливость поразительны. Эволюция обеспечила организм человека неисчер­паемыми резервами прочности и надежности, избыточностью эле­ментов всех его систем, их взаимозаменяемостью, взаимодействи­ем, способностью к адаптации и компенсации.

Реализация возможностей, заложенных в человеке, зависит от образа жизни, повседневного поведения, тех привычек, ко­торые он приобретает или целенаправленно вырабатывает, уме­ния разумно распорядиться потенциальными возможностями здоровья на благо себе, своей семье и государства, в котором живет.

Однако необходимо отметить, что ряд привычек, которые че­ловек начинает приобретать еще в школьные годы и от которых потом не может избавиться в течение всей жизни, серьезно вре­дят здоровью. Они способствуют быстрому расходованию всего по­тенциала возможностей человека, преждевременному его старе­нию и приобретению устойчивых заболеваний.

Вредными привычками, оказывающими серьезное влияние на организм человека, являются курение, пристрастие к алкоголю и наркотикам.

Курение. Одна из самых широко распространенных среди раз­личных групп населения вредных привычек, в том числе и среди молодежи. Курение чрезвычайно опасно для здоровья и жизни че­ловека. Статистика показывает, что 90 % заболевших раком легко­го — курильщики. Рак, бронхит и эмфизема, ишемическая бо­лезнь сердца (ИБС) и другие заболевания сосудистой системы — это болезни, которые чаще всего наблюдаются среди курящих, обусловливая до 80 % смертности. Курение — одна из причин полового бессилия у мужчин. Курящие женщины рожают детей со слабым здоровьем, физическими и умственными недостатками.

Табак содержит комплекс токсичных веществ. При выкурива­нии одной пачки сигарет средней крепости с общей массой таба­ка 20 г образуется: 0,0012 г синильной кислоты, 0,0012 г серово­дорода, 0,22 г пиридиновых оснований, 0,18 г никотина, 0,64 г аммиака, 0,92 г оксида углерода, более 1 г табачного дегтя. В таба­ке содержится около 100 химических веществ, включая бензапи-рен, бензантрацен, радиоактивный азот, мышьяк, канцерогены. У длительно курящих людей под воздействием никотина снижается кислотность желудочного сока, повышается артериальное давление, нарушаются деятельность сердца и функции высших отделов центральной нервной системы. Содержащийся в табач­ном дыме аммиак оказывает раздражающее влияние на слизистые оболочки. Воздействие акролеина, имеющегося в табачном дыме, проявляется в виде ощущений царапанья и сухости в горле, каш­ля, усиленного слезотечения. При длительном курении в зубной эмали возникают трещины и развивается кариес.

Установлена четкая зависимость между курением и частотой распространения хронического гастрита, язвы желудка и двенад­цатиперстной кишки. У курильщиков эти язвы встречаются чаще. Инфаркт миокарда у систематически курящих в возрасте до 50 лет случается в 20 раз чаще, чем у никогда не куривших. В последние годы участились случаи инфаркта у молодых курящих людей, 75 % случаев бронхита приходится на долю курильщиков.

Установлено, что 85 % людей не знают о серьезной опасности курения или существенно недооценивают ее. Люди не подозрева­ют, что ежегодно на Земле от табака умирают 3 млн чел. Иначе говоря, от курения погибает один человек каждые 13 с. Существу­ет еще один аспект: «пассивное курение». К «пассивным» куриль­щикам относятся те, кто, находясь рядом с курящими, вынужде­ны вдыхать табачный дым. Например, в США ежегодно от «пассивного» курения умирает 55 тыс. чел. При этом причиной смерти 37 тыс. чел. становятся сердечно-сосудистые заболевания, разви­вающиеся в результате вдыхания витающего вокруг табачного дыма. Курение, несомненно, вредно и должно отрицательно воспри­ниматься обществом.

Алкоголь и алкоголизм. Алкоголь относится к группе нейродепрессантов, т.е. веществ, которые угнетают деятельность центров мозга, уменьшают поступление кислорода в мозг. Это приводит к ослаблению деятельности мозга, плохой координации движений, сбивчивой речи, нечеткости мышления, потере внимания. Мно­гие люди не знают, что алкоголь — это нейродепрессант, хотя первоначальное его действие и возбуждает человека, он стано­вится шумным, освобождается от некоторых внутренних тормо­зов и способен совершать неожиданные для себя поступки.

Однако чем больше человек пьет, тем больше снижается ак­тивность его организма, нарушается координация движений, речи, уменьшается способность логически мыслить и прини­мать верные решения, вплоть до невменяемости. Злоупотребле­ние алкоголем приводит к неизбежным изменениям в организ­ме. Оно, к примеру, вызывает свертывание крови, которая за­купоривает капилляры, в результате чего они лопаются. Этим объясняется красный цвет носа у алкоголиков, а также разру­шение клеток мозга, не получающих достаточного количества кислорода.

Ежегодно от алкоголя в нашей стране погибают до 100 тыс. чел. Эти смерти вызваны заболеваниями, связанными с алкоголиз­мом, автомобильными катастрофами, самоубийствами, убийства­ми в состоянии опьянения и т.д. Около трети суицидов в стране совершается алкоголиками либо предалкоголиками. Ни один нар­котик не может «похвастаться» таким массовым уничтожением молодых людей обоего пола, как алкоголь.

При регулярном и длительном употреблении спиртного у че­ловека развивается алкоголизм — тяжелая хроническая болезнь, в большинстве случаев трудноизлечимая. Алкоголизм характеризу­ется особым патологическим состоянием человека. Его неудержи­мо влечет к спиртному. Изменяется степень его переносимости, сопровождающаяся деградацией личности.

Алкоголь оказывает негативное влияние на продолжительность жизни человека. Более 70 % людей, страдающих алкоголизмом, умирают в возрасте 50 лет. Из них половину составляют лица в возрасте 36— 45 лет. Алкоголики сокращают свою жизнь пример­но на 10 — 20 лет.

Алкоголь относится к нервным ядам и поражает, центральную нервную систему. Серьезно страдают и такие важные органы, как печень, сердце, поджелудочная железа и др. Алкоголь способству­ет появлению и распространению онкологических заболеваний. Хронические алкоголики болеют раком в 1,5 — 2 раза чаще, чем трезвенники. Пьющие женщины рожают 40 —45 % детей с урод­ствами и 75 % — с умственной отсталостью. Хронический алкого­лизм по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) занимает четвертое место среди основных причин смертности. При этом 75 % всех смертельных исходов связанно с циррозом печени. Доказано, что даже в трезвом состоянии человек, злоупотребля­ющий алкоголем, больше подвержен опасности, чем непьющий.

Систематическое употребление алкоголя представляет огром­ную опасность с социальных и биологических позиций.

Наркотики и наркомания. С наркотиками знакома довольно значительная часть населения, в том числе около 11 % студентов. При этом фактически употребляют наркотики втрое больше людей, чем состоят на учете.

Наркотики — яд, оказывающий угнетающее действие на все органы, ткани, а особенно на центральную нервную систему.

Привыкание к наркотику, или наркотическая зависимость, — болезненное пристрастие, избавиться от которого человек само­стоятельно не может. Наркомания ведет к глубокому истощению физических и психических функций человека.

Наркомания не только неизлечимая, мучительная болезнь, но и жестокое преступление человека перед своей жизнью, совес­тью, перед своими детьми и обществом. В отличие от пьянства и алкоголизма, когда человек продолжает работать, хотя и с низ­кой производительностью труда, наркомания ведет к быстрой утра­те трудоспособности и смерти. Наркоманы редко доживают до 40 — 45 лет. Становление, формирование наркомании характеризуется развитием трех основных признаков: психической и физической зависимости и толерантности.

Психическая зависимость — болезненное стремление непрерывно или периодически принимать наркогенный препарат, чтобы ис­пытывать определенные ощущения или снять явление психичес­кого дискомфорта. Она возникает при систематическом употреб­лении наркотиков и иногда даже после однократного их приема.

Физическая зависимость — это состояние особой перестройки всей жизнедеятельности организма в связи с хроническим упот­реблением наркотиков. Она проявляется в виде интенсивных фи­зических и психических расстройств, развивающихся сразу, как только действие наркотика прекращается. Такие расстройства сни­маются только введением новой дозы наркотиков.

Толерантность означает появление адаптации, привыкания к наркотическим препаратам, когда наблюдается все менее выра­женная реакция на очередное введение того же их количества. Поэтому для достижения прежнего психофизического эффекта больному требуется более высокая доза наркотиков. Затем через какое-то время и эта доза становится недостаточной и требуется очередное ее повышение.

Среди наркоманов высока смертность, вызванная передози­ровкой препаратов, несчастными случаями в состоянии нарко­тического опьянения, различными инфекционными заболева­ниями, связанными с нестирильными шприцами, часты само­убийства. Можно назвать следующие медицинские и социальные последствия употребления наркотиков: психозы, выраженные изменения личности вплоть до ее распада, слабоумие, неспособ­ность к работе. Наркоманов отличает криминогенное, т. е. пре­ступное, поведение, обусловленное изменениями их личности. Особая опасность наркомании в том, что она распространяется с огромной скоростью. В процесс наркотической зависимости втягиваются все более широкие слои населения, особенно молодежь.

Каждому необходимо формировать личное негативное отно­шение к наркотикам. Важно понять, что наркомания — серьезная и опаснейшая болезнь. Каждый гражданин России обязан поста­вить перед собой цель обязательно избежать ее.

 

Факторы риска

 

К основным факторам риска для здоровья человека относят утомление, стресс и гиподинамию.

Утомление. Это состояние временного снижения работоспособ­ности человека. Оно развивается вследствие напряженной или дли­тельной умственной либо физической деятельности и сопровож­дается ощущением усталости. Утомление — это нормальное для организма состояние, играющее защитную роль. Оно сигнализи­рует о приближении функциональных и биологических измене­ний, предотвращение которых защищает организм от возможно­го повреждения, для чего автоматически снижается интенсивность умственной или физической деятельности человека.

Утомление проявляется в уменьшении интенсивности и темпа реакций, появлении ошибок, нарушении координации движений. Общее восприятие утомления характеризуется неприятными, иног­да болезненными ощущениями, общим ухудшением самочувствия. Могут возникнуть ощущения тяжести в голове и мышцах, общая слабость, разбитость. Развитие утомления во многом связано с организацией режима работы и отдыха. Если очередная учебная или физическая нагрузка наступает в период неполного восста­новления сил, то утомление прогрессивно возрастает. Если отдых после утомления недостаточен, то работоспособность не восста­навливается и постепенно развивается переутомление.

Признаки хронического утомления (переутомления) проявля­ются в ощущениях утомления еще до начала работы, повышен­ной раздражительности, головных болях. Снижается интерес к ра­боте и окружающим, уменьшаются аппетит, вес, нарушается сон. Человек плохо засыпает и трудно пробуждается. Понижается со­противляемость организма инфекциям, растет предрасположен­ность к простудным заболеваниям. Довольно часто это состояние способствует к развитию неврастении и истерии.

При возникновении признаков переутомления следует норма­лизовать режим труда и упорядочить объем выполняемой нагруз­ки, устранить возможные неблагоприятные бытовые условия, де­фекты питания. Важно ограничить нерациональную трату време­ни, обеспечить полноценный и достаточный отдых.

Стресс. Многие виды современной деятельности, в том числе и учебная, характеризуются значительным нервно-психическим напряжением, эмоциональным стрессом. Это второй основной фак­тор риска. Слово «стресс» давно вошло в нашу речь, но не всегда достаточно четко осознаются возможные результаты его реально го влияния на здоровье человека. Под стрессом понимается «не­приятное» состояние эмоционального и физиологического воз­буждения, переживаемого в ситуациях, которые воспринимаются как опасные или угрожающие нашему благополучию, а также здо­ровью вследствие неблагоприятного воздействия внешней среды. Большинство психологов рассматривают стресс как процесс, включающий в себя как минимум два компонента. Вначале конк­ретное событие интерпретируется как несущее опасность. Затем возникает соответствующая психофизиологическая реакция орга­низма.

Обычно стресс возникает в ситуациях, когда человек перегру­жен и должен выполнить что-то значимое для него в срок, в кото­рый он не укладывается, когда ему дается неадекватная, по его мнению, оценка со стороны сослуживцев или близких людей, когда человек подвергается унижению. Причиной стресса может стать информация о возможной для его здоровья угрозе, потеря близ­ких и значимых для него людей и т. д.

Реакция организма на стрессовые ситуации обычно выражается:

в снижении концентрации внимания;

во временной потери памяти;

затрудненном дыхании;

крепком сжимании пальцев рук;

похолодании конечностей;

учащенном сердцебиении;

неприятных ощущениях в области желудка и т.д.

Канадский ученый Ганс Селье, который ввел само понятие «стресс», назвал его общим адаптационным синдромом, т.е. сово­купностью реакций организма, и прежде всего эндокринной сис­темы, с целью мобилизации его защитных сил и приспособления к трудным ситуациям. В этих реакциях он выделил три стадии: сигнализация тревоги, сопротивление, истощение.

Истощение означает, что если стресс силен и действует продолжительное время, в организме могут возникнуть необратимые явления, приводящие к болезни. Поэтому опасны не стрессы сами по себе. С ними человек сталкивается постоянно. Страшны хрони­ческие стрессовые ситуации, влияние которых, аккумулируясь, может вызвать болезнь (инфаркт, язву двенадцатиперстной киш­ки и т.д.), а также привести к общему снижению уровня иммун­ной защиты организма.

Именно поэтому так важно уметь справляться со стрессом или хотя бы понижать уровень стрессовых реакций. Люди, которые умеют это делать, отличаются тем, что могут влиять на свое со­стояние несмотря на то, в какой ситуации оказываются. Они ста­раются выбирать подходящие стратегии поведения, позволяющие адекватно оценивать стрессовые ситуации, а не поддаваться за­хлестывающим в эти моменты эмоциям. Напротив, люди, склонные к сильным стрессовым переживаниям, как правило, имеют низкую самооценку и пессимистический взгляд на жизнь.

Существуют две основные стратегии преодоления стрессов и связанных с ним состояний эмоционального напряжения. Пер­вая стратегия связана с концентрацией внутренних усилий прежде всего на решении возникших проблем и изменении взгля­да на эти проблемы или их последствия, т. е. фактически с пере­оценкой ситуации. Опыт показывает, что это наиболее эффектив­ный путь, ведущий к внутреннему росту человека. Вторая стра­тегия основана на модификации со стрессом эмоций в сторону уменьшения их интенсивности или избавления от них (например, использование методов релаксации, совершение определенных фи­зических упражнений и т.п.).

Одним из самых мощных средств восстановления эмоциональ­ного равновесия является аутотренинг — особая методика само­внушения на фоне максимального мышечного расслабления. Ауто­тренинг помогает быстро снять излишнюю нервно-мышечную на­пряженность, волнение, проявление неврозов и вегетативно-со­судистой дистонии, головные боли, вялость, раздражительность, неприятные ощущения, позволяет управлять настроем.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 2453; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.89 (0.086 с.)