Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы и элементы здорового образа жизни. Влияние образа жизни на здоровье человека.

Поиск

Принципы и элементы здорового образа жизни. Влияние образа жизни на здоровье человека.

Здоровый образ жизни — образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья. ЗОЖ - это концепция жизнедеятельности человека, направленная на улучшение и сохранение здоровья с помощью соответствующего питания, физической подготовки, морального настроя и отказа от вредных привычек.

Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций.
Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья. Элементы ЗОЖ
Здоровый образ жизни — это активное участие в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности человека.
В узко биологическом смысле речь идет о физиологических адаптационных возможностях человека к воздействиям внешней среды и изменениям состояний внутренней среды. Авторы, пишущие на эту тему, включают в ЗОЖ разные составляющие, но большинство из них считают базовыми:
• воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков;
• окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии окружающих предметов на здоровье;
• отказ от вредных привычек: самоотравления легальными наркотиками (алкоядом, табакоядом) и нелегальными.
• питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов;
• движения: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения (например, гимнастика), с учётом возрастных и физиологических особенностей;
• гигиена организма: соблюдение правил личной и общественной гигиены, владение навыками первой помощи;
• закаливание;
На физиологическое состояние человека большое влияние оказывает его психоэмоциональное состояние, которое зависит, в свою очередь, от его умственных установок. Поэтому некоторые авторы также выделяют дополнительно следующие аспекты ЗОЖ:
• эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями, сложными ситуациями;
• интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах;
• духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели и стремиться к ним, оптимизм.

Билет №3

Факторы риска болезней цивилизации. Главные факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний

Заболевания сердечно-сосудистой системы относят к "болезням цивилизации", т.е. человек сам создал необходимые условия для их развития.

Начиная со 2-й половины ХХ века болезни сердечно-сосудистой системы являются основной причиной смерти людей, причем не в старческом возрасте при изнашивании системы кровообращения, а в молодом, трудоспособном периоде жизни. Человек считает себя здоровым, у него масса творческих замыслов, столько хочется сделать и вдруг - на фоне нормального самочувствия, полного благополучия его поражают грозные заболевания: инсульт, инфаркт миокарда, коронарная болезнь сердца. Если это не закончится смертью, то на долгие годы он обречен на инвалидность.

Цивилизация "вырастила" в своих недрах факторы риска внезапной смерти, в лучшем случае инвалидности. К этим факторам риска относятся:

-Игнорирование физических нагрузок, - зачем напрягаться, если это может делать автомат, робот, машина. Даже незначительные расстояния - 10-15 минут нашего хода, мы стараемся преодолеть на машине.

-Нарушенный режим питания - мы уже забыли, что такое освещенные традициями время обеда, ужина. Боясь, что-то не успеть люди поглощают пищу впопыхах, в многочисленных "бистро", "кафешках" не различая вкуса и качества продуктов питания.

-Злоупотребление алкоголем и курением. Регулярный прием алкоголя способствует развитию и прогрессированию гипертонической болезни, ишемической болезни сердца и как следствие - является причиной инсультов и инфарктов миокарда. "Алкоголическая кардиомиопатия" (заболевание сердечной мышцы) может встречаться как у "стажированных", так и у людей с небольшим алкогольным стажем. Что касается курения, то отметим его значение как одного из загрязнителя окружающей среды, не говоря о вредном воздействии на организм. По предварительным данным, в атмосферу Земли в год в результате курения (человечество выкуривает около 12 биллионов сигарет, вес окурков от которых составляет 2,5 млн. тыс. тонн) попадает около 700 тонн синильной кислоты (смертельный опасный яд), 400 тыс. тонн аммиака, 600 тыс. тонн дегтя, 550 тыс. тонн угарного газа, более 100 тыс. тонн никотина. Негативно влияет на здоровье "пассивное курение"- вдыхание дыма накуренными. Оно равнозначно выкуриванию 1 сигареты каждые 5 часов. Шестилетние наблюдения за смертностью мужчин в возрасте 45-49 лет в Литве позволило выявить, что среди курящих смертность была в 2,7 раза выше, чем некурящих. У курящих риск развития ишемической болезни сердца (ИБС) повышается в 4 раза, а риск смерти от ИБС - в 3,5 раза. По данным исследований в США у некурящих в возрасте 45-54 лет число сердечно-сосудистых заболеваний на 1000 человек равно 8,1; при выкуривании в день по 20 сигарет этот показатель равен 11,2,а выше 20 сигарет - 16,2. Выкуривающий 1 сигарету в день сокращает жизнь на 5-15 мин., 20 сигарет в день - не менее 5 лет. Риск не дожить до 65 лет у курящих в 2 раза выше, чем у тех, кто не курит. Четкая коррелятивная связь установлена между курением сигарет и наступлением внезапной смерти при ИБС.

К болезням цивилизации также относятся онкологические заболевания, сахарный диабет, атеросклероз, остеохондроз.

 

Билет №5

Виды контроля при занятиях физическими упражнениями.

Педагогический контроль

Педагогический контроль связан с получением информации о физической подготовленности занимающихся, а также о степени освоения теоретических и методических знаний-умений с целью проверки эффективности занятий физической культурой.

В содержание педагогического контроля входит: контроль за состоянием спортсмена, контроль уровня знаний по физической культуре, контроль физических нагрузок, контроль техники выполнения движений, контроль физической подготовленности, контроль подготовленности по виду спорта или оздоровительной системе физических упражнений, контроль уровня овладения жизненно необходимыми умениями и навыками, контроль профессионально-прикладной физической подготовленности

Главным в педагогическом контроле является оценка физической подготовленности и состояния здоровья студента, в котором находится студент, спортсмен. Контроль уровня знаний по физической культуре проводится через комплексную проверку системы научно-практических и специальных знаний, необходимых для понимания о природных и социальных процессов функционирования физической культуры общества и личности, умение их адаптивного, творческого использования для личностного и профессионального развития, самосовершенствования, организации здорового образа жизни при выполнении учебной, профессиональной и социокультурной деятельности. Контроль физических нагрузок, а точнее контроль за переносимостью физических нагрузок, осуществляется с помощью инструментальных (объективных) и неинструментальных (субъективных) методик. Самый распространенной инструментальной методикой можно назвать измерение частоты сердечных сокращений (ЧСС). По величине пульса судят о достаточности, чрезмерности или недостаточности нагрузки. Субъективные методики, в основном включают контроль за цветом кожи лица, обильностью потоотделения, за дыханием, походкой, характером движений и др. Контроль техники выполнения движений может осуществляться с помощью технических средств: фото, видео, кино съемки, но чаще всего педагог это делает визуально, отмечая и корректирую правильность выполнения техники спортивных движений. При проведении педагогического контроля важно знать, как занятия физической культурой влияют на уровень физической подготовленности, для чего проводят тестирование (определенную систему использования тестов).

Врачебный контроль

Врачебный контроль выявляет уровень здоровья, физическое развития человека и влияние на него занятий физической культурой. При оценки здоровья лиц, занимающихся физкультурой и спортом, важно учитывать их возраст, пол и морфофункциональное состояние. Первичное врачебное обследование обязательно перед началом занятий и включает в себя анамнез (опрос), наружный осмотр, оценку физического развития, функционального состояния организма, оценку здоровья врачами специалистами (хирург, лор и др.). после обследования врач-специалист по физической культуре дает необходимые рекомендации, допускает к занятиям физическими упражнениями или обосновано указывает на противопоказания. К занятиям физической культурой (с различного рода ограничениями) может быть допущен практически любой студент. Врач в зависимости от уровня здоровья, физического развития и физической подготовленности студента определяет к какой медицинской группе он относится: основной, подготовительной или специальной. Повторное (ежегодное) врачебное обследование позволяет составить представление о динамике физического развития, функционального состояния организма, здоровья. Повторные обследования проводятся для занимающихся, отнесенных к основной и подготовительной медицинских групп – один раз в год, для занимающихся, отнесенных к специальной медицинской группе – два раза в год, для занимающихся спортом в зависимости от особенностей вида спорта и спортивной квалификации – три/четыре раза в год. Дополнительное врачебное обследование проводится после перенесенных заболеваний и травм или длительных перерывов в занятиях физическими упражнениями, а также по направлению преподавателя физической культуры или по желанию самого студента. Спортсмены высокой квалификации проходят более полный врачебный контроль в врачебно-физкультурных диспансерах. Диспансеризация проводится один-два раза в год.

Врачебный контроль включает в себя анализ показателей телосложения, физического развития, функционального состояния организма. Под телосложением понимают формы и пропорции тела. Для характеристики телосложения определяется форма грудной клетки, спины, живота и ног. Выделяют три основных типа телосложения: астенический (узкокостный), гиперстенический (ширококостный) и нормастеничский (нормокостный). Определить тип телосложения можно, измерив окружность запятья рабочей руки. У астеников она равна менее 14,5 см. у женщин и менее 16 см. у мужчин; у нормостеников – 14,5-16,5 см. у женщин и 16-18 см. у мужчин; у гиперстеников – больше 16,5 см. у женщин и больше 18 см у мужчин. Форма грудной клетки бывает коническая, цилиндрическая, уплощенная. Занятия физической культурой способствуют увеличению объему грудной клетки. У спортсменов чаще наблюдается цилиндрическая форма, для не занимающихся спортом характерна коническая форма грудной клетки. У взрослых, ведущих малоподвижный образ жизни наблюдается уплощенная грудная клетка, в связи с этим у них может быть снижена дыхательная функция. Форма спины бывает нормальная, круглая и плоская. Круглая (сутулость).Форма живота бывает нормальная, отвислая и втянутая. Форма ног и стопы бывает нормальная, Х-образная и О-образная.

Определяется уровень и особенности физического развития с помощью антропометрии. Антропометрия – система измерений и исследований в антропологии линейных размеров и других физических характеристик тела. Антропометрические измерения проводят по общепринятой методике с использованием специальных стандартных инструментов. Измеряются: рост сидя и стоя; вес тела; окружность шеи, грудной клетки, талии, живота, плеча, предплечья, бедра, голени; ЖЕЛ; становая сила и сила мышц кисти; диаметры – плечевой, грудной клетки; жироотложение. Функциональное состояние– комплекс свойств определяющих уровень жизнедеятельности организма, системный ответ организма на физическую нагрузку, в котором отражается степень интеграции и адекватности функций выполняемой работы. При исследовании функционального состояния организма занимающегося физическими упражнениями наиболее важны изменения систем кровообращения и дыхания, именно они имеют основное значение для решения вопроса о допуске к занятиям спортом и о «дозе» физической нагрузки, от них во многом зависит уровень физической работоспособности. Важнейший показатель функционального состояния сердечнососудистой системы –пульс (частота сердечных сокращений) и его измерения. Пульс в покое измеряется в положении сидя при прощупывании височной, сонной, лучевой артерии или по сердечному толчку по 15 секундным отрезкам 2-3 раза подряд, чтобы получить достоверные цифры. Затем делается пересчет на 1минуту (число ударов в минуту). ЧСС в покое в среднем у мужчин 55-70 уд/мин, у женщин 60-75 уд/мин. При частоте свыше этих цифр пульс считается учащенным (тахикардия), при меньшей частоте – редким (брадикардия).

Самоконтроль

Самоконтроль – это самостоятельное наблюдение за состоянием своего здоровья, физическим развитием, функциональным состоянием организма, физической подготовленностью и их изменениями под влиянием занятий физическими упражнениями и спортом (слайд 7). Самоконтроль является существенным дополнением к врачебному и педагогическому контролю, но ни в коем случае их не заменяет. Самоконтроль может врачебный или педагогический характер, а может включать в себя и то и другое. Данные самоконтроля оказывают большую помощь преподавателю в регулировании физической нагрузки, а врачу – своевременно сигнализирует об отклонениях в состоянии здоровья. К субъективным показателям самоконтроля относятся: самочувствие, настроение, наличие или отсутствие болевых ощущений, сон, аппетит, отношения к занятиям и др. К объективным показателям самоконтроля относятся: чистота пульса, вес, сила мышц, жизненная емкость легких, спортивные результаты и др. Наиболее удобная форма самоконтроля – ДНЕВНИК самоконтроля (слайд 8). Содержание и построение дневника может быть различным, он включает в себя как субъективные, так и объективные показатели самоконтроля.Особое значение имеет самоконтроль для студентов, имеющих ослабленное здоровье и занимающихся в специальном учебном отделении. Самоконтроль в значительной мере помогает их рациональному физическому воспитанию, способствует эффективному использованию средств физической культуры для укрепления их здоровья, борьбы с имеющимися отклонениями и заболеваниями, повышения физической и общей работоспособности. Самоконтроль помогает занимающимся физическими упражнениями и спортом лучше познать самого себя, приучает следить за собственным здоровьем, прививает грамотное и осмысленное отношение к занятиям физической культурой.

 

 

Билет №10

Переломы.

Переломом называется частичное или полное нарушение целостности кости, сопровождающееся повреждением окружающих кость тканей. Бывают открытые и закрытые переломы.

Различают 2 группы признаков перелома. 1-я группа – вероятные признаки: боль, отек, кровоподтек, нарушение функции. Эти признаки возникают и при других видах закрытой травмы. 2-я группа – достоверные признаки: патологическая подвижность (возможные движения в необычном месте, например, в средней части бедра), боль в месте перелома при нагрузке (давлении) по длинной оси кости, крепитация отломков (хруст в области перелома при прощупывании, движении), грубая деформация и укорочение кости.

Оказание первой помощи заключается в выполнении нескольких мероприятий.

1. Транспортная иммобилизация – создание неподвижности в области перелома при помощи специальных шин или подручных средств (доски, лыжные палки, ветки и т.д.). Применяется также аутоиммобилизация – фиксация сломанной конечности в здоровы частям тела.

2. Остановка кровотечения и наложение стерильной повязки при открытых переломах.

3. Согревание пострадавшего зимой и предупреждение перегревания летом.

4. Оперативная и крайне осторожная транспортировка в лечебное учреждение.

Билет №14

Холодовые повреждения

Отморожения и общие охлаждение требуют неотложной помощи.

Отморожения – повреждения тканей низкотемпературными факторами на каком-либо отдельном участке тела, чаще - в области кистей, стоп, лица, ушных раковин. Холод вызывает спазм сосудов, кожа бледнеет, появляются болевые ощущения, которые быстро сменяются отсутствием чувствительности.

Различат 4 степени обморожения:

1 ст. – отмороженный участок багрово-красного цвета, отечный, болезненный. Заживление наступает быстро, через 5-7 дней слущивается роговой слой эпидермиса.

2 ст. – багрово-синюшный цвет кожи, отек, пузыри, наполненные прозрачной жидкостью, резкие боли. Заживление без образования рубцов в течении 10-20 дней.

3 ст. – участок багрово-синюшного, отек, пузыри, наполненные кровянистым содержимым, болевая чувствительность отсутствует. Боль лишь по переферии пораженного участка. Омертвление идет по типу влажной гангрены. Заживление наступает через 50-60 дней с образованием рубцов.

4 ст. – глубокое отморожение. Некроз кожи и глубжележащих тканей, иногда и кости. Отмороженные ткани серого или черного цвета. Заживление очень медленное, даже при лечении продолжается до года с образованием обширных рубцов.

Оказывая первую помощь при обширных отморожениях, важно помнить, что быстрое согревание вредит охлажденным тканям. Чем ниже температура тканей, тем сильнее угнетаются обменные процессы и снижается потребность в кислороде. При +19 градусах обменные процессы почти полностью прекращаются, при +10 прекращается местный кровоток. Неравномерное согревание становится причиной гипоксии тканей. При быстром согревании прежде всего повышается температура поверхностных участков. Глубоколежащие ткани отогреваются медленнее, что препятствует восстановлению кровотока. Поверхностные ткани, не получая питания, погибают.

Учитывая вышесказанное, при оказании помощи следует оградить переохлажденные ткани от действия тепла, создав теплоизолирующую повязку. Повязку оставляют до появления чувствительности в тканях.

Необходимо обеспечить неподвижность области отморожения, восполнить тепло в организме (горячий чай, кофе) и бережно транспортировать пострадавшего в лечебное учреждение.

Билет №16

Утопление.

Различают 2 вида утопления истинное и ложное. При истинном утоплении Вода проникает в легкие, наступает гемолиз эритроцитов, паралич дыхания. При ложном утоплении развивается спазм голосовых связок и вода не поступает в легкие. Любой вид утопления приводит к тому, что воздух не поступает в легкие. Процесс утопления продолжается 4-5 мин. Сердечная деятельность может продолжаться до 15 мин.

Прежде чем оказывать помощь утопающего надо извлечь из воды. Спасательные мероприятия следует проводить умело, т.к. тонущий может утопить человека, пытающегося помочь ему.

После извлечения человека из воды быстро выполняются меры по освобождению полости рта и носа. Затем пострадавшего укладывают лицом вниз областью передней поверхности груди на бедро оказывающего помощь. Энергичными движениями сдавливается грудная клетка на уровне лопаток, чтобы освободить легкие от воды. Затем пострадавшего быстро поворачивают на спину и проводят реанимационные мероприятия длительно, пока не восстановится дыхание и сердечная деятельность или не появится признаки биологической смерти. Массаж сердца при сохранении сердечной деятельности противопоказан, после оживления возможны осложнения со стороны легких и почек.

 

 

Билет №17

1. Понятие о стрессовой реакции. Влияние стресса на организм человека. Меры преодоления негативных последствий стрессов)

Стресс - это общая неспецифическая адаптивная реакция организма на стрессор, которая обеспечивается гипоталамо-гипофизарно-адреналовой системой регуляции и заставляет организм работать в усиленном режиме.

В организме, испытывающем стресс, развиваются следующие пять процессов:

1. Сахар поступает в кровь.

2. Сокращается вилочковая железа. Эта крупная железа находится в центре грудины под грудной клеткой. Ее сокращение и расслабление стимулирует выделение белых кровяных телец. Продолжительное сокращение угнетает этот процесс и вызывает чувство беспокойства. Легкое постукивание по грудине способствует расслаблению вилочковой железы.

3. Мышцы напрягаются. Цель состоит в укреплении и стимуляции клеток, что готовит их к предстоящим действиям. Фаза расслабления позволяет им перезарядиться. Продолжительное мышечное напряжение приводит к разрушению клеток, накоплению токсинов и нарушению кислородного обмена и питательных процессов в тканях. Очевидно, что возникающая в таких случаях боль является следствием не только мышечного напряжения, воздействующего на нервные окончания, но и нехватки кислорода на клеточном уровне.

4. Расширяются капилляры. Капилляры — это самые маленькие вены и артерии, снабжающие кровью непосредственно клетки. Они схожи системе трубопроводов, по которым поток крови несет необходимый клеткам кислород и питательные вещества.

5. Клетки вырабатывают токсины. Клетки нашего организма регулярно вырабатывают токсины, что является естественным процессом их жизнедеятельности. Под воздействием стресса активность клеток возрастает (до тех пор, пока стресс не начнет ее угнетать), что ведет к повышению уровня токсинов. При нормальном течении процесса токсины вымываются плазмой и отводятся через лимфатическую систему, а затем либо выводятся из организма с потом или дыханием, либо уничтожаются.

Способ 1.

Специалисты убеждены: одним из самых простых способов избавления от стресса является простое его «запивание». Дело в том, что одним из самых явных последствий стресса является обезвоживание организма.

Простейший способ справиться с этой проблемой - это пить как можно больше.

Правда, тут нужно учитывать, что пить нужно не все подряд, а только чистую воду и свежевыжатые соки, которые быстро утоляют потребность организма в жидкости.

Если говорить про всеми любимые кофе и чай, то эти напитки, наоборот, увеличивают скорость выделения жидкости из организма. Преимущество этого способа состоит также в том, что, в отличие от первого, он гораздо безопаснее для фигуры, особенно, если вы будете употреблять воду, а не соки.

Способ 2.

Теперь вспомним про банальную потребность нашего организма в полноценном сне.

При современном ритме жизни многие люди уже забыли, что такое нормальный сон.

Ученые из США говорят о том, что время до сна определяется каждым человеком индивидуально, в соответствии с его потребностями, однако в сутки не рекомендуется спать менее семи часов.

Помните о том, что хроническое недосыпание, которое на данный момент свойственно большинству людей нашей чудесной планеты, крайне негативно сказывается на здоровье.

Кроме того, уже ни для кого не секрет, что крепкий сон - это замечательный и очень приятный способ борьбы со стрессом. Поэтому, старайтесь выделять достаточное количество времени на сон.

Способ 3.

Некоторые специалисты в области психологии, рекомендуют «сжигать» все свои проблемы.

Психологи предлагают уникальный способ борьбы со стрессом.

Своим пациентам они советуют записывать все своим переживания и негативные эмоции в отдельную тетрадь, описывая при этом все в мельчайших подробностях.

Когда все ваши мысли будут зафиксированы в письменном виде, вы можете порвать листы или сжечь их.

Если верить специалистам, то такой способ позволяет быстро снять нервное перенапряжение и избавить вас от негативных эмоций.

Способ 4.

Ученые из Японии давно придерживаются того мнения, что лучше всего выплескивать свои негативные эмоции при помощи физических упражнений.

Но рекомендуются не просто приседания и махи руками, а более специфичные формы разрядки, такие как битье посуды или других предметов интерьера.

Вы не поверите, но в начале двадцатого века во Франции изготовители посуды выпустили целую серию дешевой фарфоровой посуды, которая предназначалась специально для того, чтобы ее били.

При этом, основатели фирмы призывали всех приобретать дешевые тарелки и чашки, чтобы не копить в себе отрицательную энергию и всегда иметь под рукой данную посуду.

Кто знает, может это и вправду самый лучший способ разрядки?

Способ 5.

Освойте какую-нибудь дыхательную практику.

Она пригодиться вам, когда вы столкнетесь с какой-нибудь негативной ситуацией.

Дело в том, что если мы сдерживаем себя и не выплескиваем на окружающих весь поток негативных эмоций, то они не исчезают, а копятся внутри, что приводит к тому, что мы начинаем проявлять агрессию против самих себя, настраиваемся на «самоуничтожение». Некоторые специалисты считают, что избежать этого можно просто научившись «выдыхать» стрессы.

Самой простой дыхательной методикой в этом случае будет просто сделать десять глубоких вдохов и выдохов.

Это же простое упражнение поможет вам не сорваться на окружающих. Когда почувствуете, что эмоции вас захлестывают, выполните это упражнение, после чего, вы наверняка сможете совладать с собой.

Способ 6.

Ученые из Германии советуют «замораживать» стресс.

Специалисты из этой страны убеждают, что нервное напряжение поможет снять обычный холод.

Когда попадаете в ситуацию, которая вводит вас в состояние сильного волнения, выйдете на три минуты на холод, не надевая верхнюю одежду.

Когда вы ненадолго оказываетесь в среде с минусовой температурой, ваш мозг начинает активно вырабатывать гормон радости - серотонин.

Правда, следует отметить, что главное при использовании этого способа - не затягивать процесс, так как в противном случае не долго и простуду заполучить!

Физические упражнения - один из лучших способов справиться со стрессом. Выделяют обычно упражнения для тренировки сердечно-сосудистой системы, на растяжение и силовые упражнения. Можно заниматься каким-то одним видом либо придумать себе комплекс, включающий по несколько упражнений каждого вида. Эффективны для снижения стресса также глубокое диафрагмальное дыхание, аутогенная тренировка и медитации. Так же я бы посоветовала бы йогу, ведь отдых и расслабление просто необходимы для хорошего самочувствия, как и физическая нагрузка. Йога включает в себя эти компоненты.

Итак, обобщая сказанное, отмечу важные методы, позволяющие противостоять как производственному, так и любому повседневному стрессу:

V укрепление общего состояния здоровья с помощью правильного питания, полноценного отдыха, занятий спортом и др.;

V изменение ситуации, т.е. устранение того, что вызывает беспокойство, насколько это возможно;

V изменение отношения к ситуации;

V уметь расслабляться и не пребывать в обычном для стресса напряжении.

Конечно же важна организация рабочей среды, в которой поощряются доброжелательные взаимоотношения: каждый понимает, что может рассчитывать на поддержку других.

По мнению психологов, преодоления кризисных ситуаций возможно при условии соблюдения принципов, на базе которых можно сформировать систему стратегий восстановления психического равновесия. К таким принципам относятся:

. Принцип удовлетворения предусматривает осуществление психологической защиты на основе выявления максимальной степени эмоционального благополучия, возможного в условиях неблагоприятной ситуации. Механизм реализации этой высокой степени благосостояния заключается в когнитивной и эмоциональной инфантильности человека.

. Принцип реальности нацеливает на трезвый подход к миру, в котором движение к какой-либо цели рассматривается не как прямолинейный процесс подъема на все новые и новые ступеньки, а предполагает длинные, в том числе обходные пути и косвенные средства. Психологический механизм реализации принципа реальности заключается в основном в способности к терпению.

. Принцип ценности указывает на необходимость построения систем различных жизненных альтернатив на одной ценностные основании, в результате чего каждая из альтернатив в рамках данной системы ценностей получает свою оценку. Этот приоритетный список оценок и служит инструментом рационализации той ситуации, которую нужно преодолеть.

. Принцип творчества определяет в значительной мере самосовершенствования человека, активное и сознательное созидание человеком самого себя, причем не только в идеальном смысле, но и в практическом воплощении в реальных кризисных ситуациях.

Занятия по выработке различных стратегий решения жизненных задач повышают психологическую устойчивость человека в условиях, требующих напряжения духовных сил. Главную роль при этом играют не знания, а гибкость, которая позволяет своевременно изменять и тем самым нормализовать поведение.

 

 

Билет №18

Принципы и элементы здорового образа жизни. Влияние образа жизни на здоровье человека.

Здоровый образ жизни — образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья. ЗОЖ - это концепция жизнедеятельности человека, направленная на улучшение и сохранение здоровья с помощью соответствующего питания, физической подготовки, морального настроя и отказа от вредных привычек.

Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций.
Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья. Элементы ЗОЖ
Здоровый образ жизни — это активное участие в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности человека.
В узко биологическом смысле речь идет о физиологических адаптационных возможностях человека к воздействиям внешней среды и изменениям состояний внутренней среды. Авторы, пишущие на эту тему, включают в ЗОЖ разные составляющие, но большинство из них считают базовыми:
• воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков;
• окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии окружающих предметов на здоровье;
• отказ от вредных привычек: самоотравления легальными наркотиками (алкоядом, табакоядом) и нелегальными.
• питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов;
• движения: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения (например, гимнастика), с учётом возрастных и физиологических особенностей;
• гигиена организма: соблюдение правил личной и общественной гигиены, владение навыками первой помощи;
• закаливание;
На физиологическое состояние человека большое влияние оказывает его психоэмоциональное состояние, которое зависит, в свою очередь, от его умственных установок. Поэтому некоторые авторы также выделяют дополнительно следующие аспекты ЗОЖ:
• эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями, сложными ситуациями;
• интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах;
• духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели и стремиться к ним, оптимизм.

Билет №3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 350; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.171.72 (0.014 с.)