Чрезвычайные ситуации техногенного происхождения



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Чрезвычайные ситуации техногенного происхождения



 

Потенциальные опасности, угрожающие жизни и здоровью человека, существовали всегда. Но к началу третьего тысячелетия экономический и социальный ущерб от техногенных ЧС стал при­обретать огромные масштабы и даже катастрофический характер. Особенно актуальна и сложна эта проблема для современной Рос­сии, где ежедневно в среднем происходят две серьезные аварии на трубопроводах, раз в неделю — на транспорте, ежемесячно — в промышленности. В среднем за год в результате аварий и катас­троф в России ежегодно погибают примерно 50 тыс. чел. и 250 тыс. чел. получают серьезные ранения.

Большое число техногенных ЧС, имевших место в России, объясняются весьма прозаическими причинами. С одной сторо­ны, имеется множество крупных производств, потенциально опас­ных для населения и окружающей среды. С другой стороны, уро­вень износа оборудования, технологической дисциплины и конт­роля в результате стремительного падения производства прибли­зился к критической черте. Экономический кризис усугубил су­ществующую ситуацию, а к проблеме безопасности присоедини­лись серьезные экологические проблемы.

В начале XXI в. наметился подъем в экономике за счет освоения новых безопасных и малоотходных технологий. Будем надеяться, что новое поколение специалистов поспособствует дальнейшему развитию экономики страны, создаст безопасные условия жизне­деятельности, не нарушая экологии Земли.

Общая характеристика и классификация. Чрезвычайные ситуа­ции техногенного происхождения связаны с производственной деятельностью человека и могут протекать с загрязнением и без загрязнения окружающей среды. К техногенным ЧС, вызываю­щим загрязнение окружающей среды, относятся аварии на про­мышленных предприятиях с выбросом радиоактивных, а также химически и биологически опасных веществ.

К авариям с выбросом или угрозой выброса радиоактивных веществ относятся аварии, происходящие на атомных станциях, ядерных установках исследовательских центров, атомных судах, а также на предприятиях ядерно-оружейного комплекса. В результа­те таких аварий может возникнуть сильное радиоактивное загряз­нение местности или акватории.

Аварии с выбросом (угрозой выброса) химически опасных ве­ществ (ХОВ) случаются на химически опасных объектах (ХОО) страны, а также на базах и складах временного хранения боевых химических отравляющих веществ (БХОВ). В результате происхо­дит химическое загрязнение территорий за пределами их санитарно-защитных зон (СЗЗ), групповое поражение персонала и насе­ления. Одновременно может произойти негативное влияние на экологию, что вызовет необходимость проведения дегазации мес­тности и санитарной обработки зданий и населения.

К авариям с выбросом (угрозой выброса) биологически опас­ных веществ относят аварии, повлекшие заражение обширных тер­риторий биологически опасными веществами при выбросе их про­изводственными предприятиями и исследовательскими учрежде­ниями, осуществляющими разработку, изготовление, переработ­ку и транспортировку бактериальных средств.

К ЧС без загрязнения окружающей среды относят аварии, сопровождаемые взрывами, пожарами, обрушениями зданий (со­оружений), нарушением систем жизнеобеспечения, разрушени­ем гидротехнических систем, нарушением транспортных комму­никаций и т. п.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера весьма разно­образны как по причинам их возникновения, так и по масштабам. Их классификация представлена на рис. 4.2.

Рис. 4.2. Общая классификация ЧС техногенного происхождения

 

Аварии на радиационно опасных объектах (РОО). В настоящее время практически в любой отрасли хозяйства и науки использу­ются радиоактивные вещества и источники ионизирующих излу­чений. Атомная наука и техника имеют большое значение для раз­вития экономики, но вместе с тем представляют и большую опас­ность для людей и окружающей среды, о чем свидетельствуют происшедшие аварии.

К авариям, сопровождающимся выбросом или угрозой выбро­са радиоактивных веществ, относят прежде всего аварии на атом­ных электростанциях (АЭС). Они нередко происходят с разруше­нием производственных сооружений и радиоактивным загрязне­нием территории за пределами СЗЗ. Это наиболее опасный случай. Бывают аварии с радиоактивным загрязнением территории в пре­делах СЗЗ, а также с выбросом (утечкой) радиоактивных веществ в пределах производственных помещений атомной электростан­ции. На предприятиях ядерно-топливного цикла бывают утечки ра­диоактивных газов. На атомных судах случаются аварии с радиоактивным загрязнением акватории порта и прибрежной террито­рии. Аварии на ядерных установках инженерно-исследовательских центров могут привести к с радиоактивному загрязнению произ­водственных помещений, а также территории установки как в пределах СЗЗ, так и за ее пределами. Возможны аварийные ситу­ации во время промышленных и испытательных взрывов, сопро­вождающиеся сверхнормативными выбросами радиоактивных ве­ществ в окружающую среду. Падение летательных аппаратов с ядерными энергетическими установками на борту могут вызвать последующее радиоактивное загрязнение местности (к счастью, пока подобных случаев не было). Незначительные загрязнения местности радиоактивными веществами возможны при утечке ионизирующих излучений, авариях на транспорте, перевозящем радиоактивные препараты, и в некоторых других случаях.

К РОО относятся АЭС, предприятия по изготовлению ядерно­го топлива, переработке отработанного топлива и захоронению радиоактивных отходов, научно-исследовательские и проектные организации, имеющие ядерные реакторы, ядерные энергетиче­ские установки на транспорте.

В результате аварий на РОО возникают обширные зоны радиоактивного загрязнения местности и облучаются персонал и насе­ление. Степень опасности ^масштабы таких аварий определяются количеством и активностью выброшенных радиоактивных веществ, а также энергией и качеством сопровождающих их распад иони­зирующих излучений. Радиационное воздействие на персонал и население в зоне радиоактивного загрязнения характеризуется ве­личинами доз внешнего и внутреннего облучения людей.

Под внешним облучением понимается прямое облучение челове­ка от источников ионизирующего излучения, расположенных вне его тела, главным образом от источников γ-излучения и нейтро­нов. Внутреннее облучение происходит за счет ионизирующего из­лучения от источников, находящихся внутри человека. Эти источ­ники образуются в критических (наиболее чувствительных) орга­нах и тканях. Внутреннее облучение происходит за счет источни­ков α-, ß- и γ-излучения.

Для лучшей организации защиты персонала и населения про­изводится заблаговременное зонирование территорий вокруг РОО. Устанавливаются три зоны. Во-первых, зона экстренных мер защи­ты. Это территория, на которой доза облучения всего тела за вре­мя формирования радиоактивного следа или доза внутреннего облучения отдельных органов может превысить верхний предел, установленный для эвакуации. Во-вторых, зона предупредительных мероприятий. Сюда относится территория, на которой доза облу­чения всего тела за время формирования радиоактивного следа или доза облучения внутренних органов может превысить верх­ний предел, установленный для укрытия и йодной профилактики.

В-третьих, зона ограничений. В нее включают местность, на кото­рой доза облучения всего тела или отдельных его органов за год может повысить нижний предел для потребления пищевых про­дуктов. Зона вводится по решению государственных органов.

Аварии на химически опасных объектах (ХОО). Это объекты народного хозяйства, производящие, хранящие или использую­щие аварийно-химические опасные вещества (АХОВ). К ХОО от­носятся:

предприятия химической, нефтеперерабатывающей промыш­ленности;

предприятия пищевой, мясомолочной промышленности, хладокомбинаты, продовольственные базы, имеющие холодильные установки, в которых в качестве хладагента используется аммиак;

водоочистные и другие очистные сооружения, использующие и качестве дезинфицирующего вещества хлор;

железнодорожные станции, имеющие пути отстоя подвижного состава с сильно действующими ядовитыми веществами (СДЯВ);

железнодорожные станции выгрузки и погрузки СДЯВ;

склады и базы с запасом ядохимикатов и других веществ для дезинфекции и дератизации.

Химически опасными веществами называются токсичные хими­ческие вещества, применяемые в промышленности и в сельском хозяйстве. Они при разливе или выбросе загрязняют окружающую среду и могут привести к гибели или поражению людей, живот­ных и растений. Наиболее распространенные ХОВ — хлор, ам­миак, сероводород, синильная кислота, фосген и др.

Аварии на ХОО с выбросом в окружающую среду СДЯВ спо­собны повлечь за собой групповое поражение обслуживающего персонала и населения на прилегающей территории, нежелатель­ные генетические последствия у человека. Все это может потребо­вать проведения дегазационных и других специальных мероприя­тий на значительных территориях.

Основными путями проникновения АХОВ внутрь организма являются органы дыхания (ингаляционный путь) и кожа (резорб-тивный путь). Кроме того, возможно попадание АХОВ в организм через раневые поверхности и желудочно-кишечный тракт — пер-орально. Во всех случаях АХОВ разносятся кровью по всем органам и тканям. Это может привести к патологическим изменениям, потере работоспособности и даже гибели человека. Важнейшей ха­рактеристикой АХОВ является токсичность. Наибольшее число аварий происходит на предприятиях, производящих, хранящих и транспортирующих хлор, аммиак, ацетилен, минеральные удобрения, гербициды, продукты органического и нефтеорганичес-кого синтеза. Поражающим фактором при выбросе ХОВ является химическое загрязнение. Утечка ХОВ происходит при авариях вслед­ствие взрывов, разрушения и повреждения резервуаров и технологических трубопроводов. Это может привести к загрязнению воздушного и водного бассейнов, больших территорий и вызвать гибель либо тяжелые заболевания людей и животных.

Токсичностью называют степень ядовитости. Она характеризу­ется пороговой концентрацией, пределом переносимости, смер­тельной концентрацией (смертельной дозой). Пороговая концент­рация — это наименьшее количество вещества, которое может вызвать негативный физиологический эффект. При этом поражен­ные ощущают первичные признаки поражения, но сохраняют ра­ботоспособность. Пределом переносимости считается максимальная концентрация, которую человек может выдержать определенное время без устойчивого поражения. В промышленности в качестве предела переносимости используется предельно допустимая кон­центрация (ПДК), регламентирующая допустимую степень за­грязнения АХОВ воздуха рабочей зоны. ПДК определяется как максимально допустимая концентрация АХОВ, которая при посто­янном воздействии на человека в течение рабочего дня не может вызвать даже через длительный промежуток времени патологи­ческих изменений или заболеваний, обнаруживаемых при помо­щи современных методов диагностики.

Поражающая сила АХОВ определяется их физико-химически­ми свойствами. Особое значение имеют агрегатное состояние ве­щества, растворимость его в воде и органических растворителях, плотность вещества и его летучесть, удельная теплота испарения и теплоемкость жидкости, давление насыщенных паров, темпе­ратура кипения и др. Эти характеристики необходимы для оцен­ки безопасности производства, хранения и перевозок АХОВ, при прогнозировании и оценке последствий химически опасных аварий.

Безопасность функционирования химических предприятий за­висит от многих факторов:

физико-химических свойств сырья и продуктов;

характера технологического процесса;

конструкции и надежности оборудования;

условий хранения и транспортировки ХОВ;

состояния контрольно-измерительных приборов и средств автоматизации;

подготовленность и практические навыки персонала;

эффективности средств противоаварийной защиты.

Аварии на объектах коммунального хозяйства. Наиболее распространенными являются аварии в системах водоснабжения, канализации, газо-, энерго- и теплоснабжения. Сейчас отмечается низ­кий уровень подготовки систем жизнеобеспечения и эксплуата­ции в холодный период года (на уровне 70 — 80 %). Особую трево­гу вызывает создание запасов топлива для котельных, дизельных электростанций и других коммунальных объектов (в отдельных регионах от 1,5 до 20 % от необходимого минимального 100-дневно­го запаса).

Такое положение дел негативно сказывается на безаварийном функционировании систем жизнеобеспечения. Отмечаемое в по­следние годы увеличение аварийности прежде всего связано со значительным физическим износом основных фондов коммуналь­ной инженерной инфраструктуры городов. К нарушениям в рабо­те жизненно важных инженерных систем и аварийным ситуациям нередко приводят и стихийные бедствия. Коммунальные службы не всегда готовы противостоять сильным морозам, в результате многие инженерные системы размораживаются. Большое количество жилых домов, школ, больниц, детских садов остаются без тепла и света. Во многих регионах не созданы достаточные запасы материально-технических средств для оперативного устранения ава­рийных ситуаций на системах жизнеобеспечения (насосного обо­рудования, труб с утеплителем, установок для отогрева сооруже­ний, замороженных коммуникаций и др.). Важной причиной не­достаточной готовности, помимо устаревшей материально-техни­ческой базы, является нехватка финансовых средств.

Аварии на транспорте. Сегодня любой вид транспорта представ­ляет потенциальную опасность. Технический прогресс одновре­менно с комфортом и скоростью передвижения снизил степень безопасности жизнедеятельности человека. Транспортной аварией (ТА) называют аварию на транспорте, повлекшую за собой ги­бель людей, причинение пострадавшим тяжелых телесных повреж­дений, уничтожение и повреждение транспортных сооружений и средств или ущерб окружающей природной среде. Обычно ТА раз­личают по видам транспорта. Таковы железнодорожная авария, авиационная катастрофа, дорожно-транспортное происшествие (ДТП), аварии на водном транспорте, авария на магистральном трубопроводе и др. Поражающие факторы, сопровождающие все ТА, зависят как от вида транспорта, так и от вида транспортиру­емого груза.

Значительное место в общем объеме грузоперевозок занимает железнодорожный транспорт. Он обеспечивает до 47 % пассажир­ских перевозок, а также до 50 % доставок грузов. Среди последних большое количество опасных. Поэтому железнодорожный транс­порт считается отраслью народного хозяйства с повышенным рис­ком возникновения аварийных ситуаций.

Основными причинами аварий и катастроф на железнодорож­ном транспорте являются:

неисправности пути;

поломки подвижного состава;

выход из строя средств сигнализации и блокировки;

ошибки диспетчеров;

невнимательность и халатность машинистов;

сход подвижного состава с рельсов; столкновения;

наезды на препятствия на переездах;

пожары и взрывы непосредственно в вагонах; повреждение железнодорожных путей в результате размывов, обвалов, оползней, наводнений;

изношенность технических средств.

Благодаря внедрению комплекса профилактических и органи­зационно-технических мероприятий число происшествий на же­лезных дорогах в последние годы существенно сократилось.

В гражданской авиации России также случаются авиационные происшествия и катастрофы, влекущие за собой гибель людей и разрушения воздушных судов. Среди причин авиакатастроф выде­ляются ликвидация централизованной государственной системы управления и обеспечения безопасности полетов, распад единой государственной системы Аэрофлота, рост числа мелких коммер­ческих организаций-перевозчиков, снижение дисциплины, над­зора и контроля за безопасностью полетов в целом, ошибки пи­лотов, ошибки диспетчерских служб, неисправности авиацион­ной техники (старение, низкие темпы замены на новые виды), погодные условия.

Одной из основных проблем современности стало обеспечение безопасности движения на автомобильном транспорте.

Крупными автомобильными катастрофами считаются такие, в которых погибли четыре и более человек. Статистика показы­вает некоторое снижение их количества. Однако продолжает оста­ваться высокой тяжесть катастроф (численность потерь населения и ущерб, связанный с ними). По данным Российского статисти­ческого ежегодника в дорожно-транспортных происшествиях в 2005 г. погибли 34 тыс. чел., получили травмы и увечья 274,9 тыс. чел. Данное положение объясняется конкретными причинами. Среди них на первом месте много лет стоит неудовлетворительное техническое состояние автомобильных дорог и подвижного состава. В частности, у нас сохраняется большое количество пересечений дорог на одном уровне, в том числе и с железными дорогами. В пос­ледние годы многократно возросло количество автомобильного транспорта, находящегося в личном пользовании. Имеет место неконтролируемое нарастание объемов грузовых перевозок, вы­полняемых большегрузными автомобилями (автопоездами) с на­грузками на ось, превышающими допустимый уровень. Распрост­раненными причинами являются нарушения водителями правил дорожного движения, которые отчасти объясняются плохой под­готовкой водителей, отчасти их недобросовестностью. Так, широ­ко распространены превышение скорости на опасных участках до­рог, выезды на полосу встречного движения, управление авто­транспортным средством в нетрезвом состоянии.

В последние годы участились кораблекрушения и аварийные происшествия на водном транспорте. Основные причины этих аварий связаны с нарушениями правил судовождения, пожар­ной безопасности, технической эксплуатации, ошибками ка­питанов, лоцманов и членов экипажа, а также с износом мате­риальной части и оборудования судов, портов и других объек­тов морских и речных пароходств, низкой обновляемостью парка за счет судов нового поколения. Немаловажное значение имеют погодные и климатические условия (ураганы, штормы, туманы, льды и т.д.). Большое влияние на аварийность оказывают ошибки при проектировании и строительстве судов, столкновения и опрокидывания судов, посадка их на мель, взрывы и пожары на борту, неправильное размещение и плохое закреп­ление грузов.

Самым распространенным способом транспортирования ХОВ и нефтепродуктов является трубопроводный (по состоянию на 2005 г. протяженность нефтепроводов — 48 тыс. км, газопроводов — 160 тыс. км, нефтепродуктов — 160 тыс. км). Основными причина­ми аварий на трубопроводах являются изношенность труб, отсут­ствие должного технического контроля за состоянием магистраль­ных трубопроводов, интенсификация экспортных поставок и по­ставок внутри страны по трубопроводам, сроки эксплуатации ко­торых достигли 35 — 40 лет.

Аварии на гидротехнических сооружениях. Гидротехнические сооружения — это объекты, создаваемые с целью использова­ния кинетической энергии воды (ГЭС), охлаждения систем в технологических процессах, мелиорации, защиты прибрежных территорий (дамбы), забора воды для водоснабжения и ороше­ния, рыбозащиты, регулирования уровня воды, обеспечения деятельности морских и речных портов, для судоходства (шлю­зы).

Следует различать такие понятия, как запруда, плотина, гид­роузел. Запруда обычно создает подъем воды, но не имеет стока или он весьма ограничен. Плотина — сооружение, тоже создаю­щее напор воды, но почти с постоянным ее стоком. Гидроузел представляет собой систему сооружений и водохранилища, свя­занные единым режимом водоперетока. Весьма опасно разруше­ние плотин. В таких случаях действуют два фактора: волна прорыва и зона затопления, каждый из которых имеет свою характеристи­ку и для людей представляет опасность. Прорыв может произойти из-за воздействия сил природы (землетрясения, урагана, обвала, оползня), конструктивных дефектов, нарушения правил эксплу­атации, воздействия паводков, разрушения основания, недоста­точности водосбросов, а в военное время — в результате воздей­ствия средств поражения. При прорыве в плотине или в другом сооружении образуется проран, от размеров которого зависят объем, скорость падения воды и параметры волны прорыва — основного поражающего фактора этого вида аварий.

Разрушительное действие волны прорыва заключается главным образом в движении больших масс воды с высокой скоростью и таранного действия всего того, что перемещается вместе с водой (камни, доски, бревна, различные конструкции). Высота и ско­рость волны прорыва зависят от гидрологических и топографи­ческих условий реки. Например, для равнинных районов скорость волны прорыва колеблется от 3 до 25 км/ч, а для горных и пред­горных мест имеет величину порядка 100 км/ч. Лесистые участки замедляют скорость и уменьшают высоту волны. Прорыв плотин приводит к затоплению местности и всего, что на ней находится. Строить жилые и производственные здания здесь запрещено.

Причины крупных аварий гидротехнических сооружений раз­личны, но чаще всего они происходят из-за разрушения основа­ния. Частота возникновений аварий по различным причинам при­водится ниже, %:

Разрушение основания........... 40

Недостаточность водосброса. 23

Слабость конструкции............ 12

Неравномерная осадка........... 10

Высокое давление на плотину 5

Военные действия.................... 3

Оползание откосов.................. 2

Дефекты материала................. 2

Неправильная эксплуатация... 2

Землетрясения......................... 1

 

Аварии на пожаро- и взрывоопасных объектах (ПВОО). Пожа­ро- и взрывоопасные объекты — это предприятия, на которых про­изводятся, хранятся, транспортируются вещества и материалы, способные или приобретающие при определенных условиях спо­собность к возгоранию или взрыву. Это прежде всего производ­ства, где используются взрывчатые и имеющие высокую степень возгораемости вещества, а также железнодорожный и трубопро­водный транспорт, как несущий основную нагрузку при доставке жидких, газообразных пожаро- и взрывоопасных грузов.

Характер пожаров на предприятиях зависит от того, какие го­рючие вещества и материалы перерабатываются, транспортиру­ются или хранятся в отдельных зданиях и помещениях.

Проектирование производственных зданий и помещений, вы­бор производственного оборудования, электрических установок, систем вентиляции и отопления, противопожарных взрывов, пу­тей эвакуации работающих при пожаре и другие вопросы, свя­занные с обеспечением пожарной безопасности, решаются в за­висимости от категории помещений по пожаро- и взрывоопасности. В соответствии с общероссийскими нормами технологиче­ского проектирования помещения по взрывопожарной и пожарной опасности разделяют на пять категорий в зависимости от хранимых материалов. Из них две взрывопожароопасные (А, Б) и три пожароопасные (В, Г, Д).

К категориям А и Б относятся:

1) горючие газы;

2) легковоспламеняющиеся жидкости;

3) вещества и материалы, способные взрываться и гореть при взаимодействии с водой, кислородом воздуха или друг с другом;

4) горючие пыли и волокна, легко воспламеняющиеся жидко­сти с температурой вспышки более 28 °С;

5) горючие жидкости;

6) паровоздушные смеси, при воспламенении которых разви­вается избыточное давление в помещении, превышающее 5 кПа.

В категории В, Г, Д входят:

1)горючие и трудногорючие жидкости, твердые горючие и трудногорючие вещества и материалы, способные при взаимодействии с водой, кислородом или друг с другом гореть, не взрываясь;

2)негорючие вещества и материалы в горячем, раскаленном или расплавленном состоянии, процесс обработки которых со­провождается выделением лучистой теплоты, искр и пламени;

3)горючие газы, жидкости и твердые вещества, которые сжи­гаются или утилизируются в качестве топлива;

4)негорючие вещества и материалы в холодном состоянии.

Все строительные материалы и конструкции из них делятся на несгораемые, трудносгораемые и сгораемые.

К несгораемым относятся такие материалы, которые под воз­действием огня или высокой температуры не воспламеняются, не тлеют и не обугливаются.

Трудносгораемыми считаются те материалы, которые под воз­действием огня или высокой температуры с трудом воспламеня­ются, тлеют или обугливаются и продолжают гореть лишь при наличии источника огня.

Сгораемые — это такие материалы, которые под воздействием огня или высокой температуры воспламеняются или тлеют и про­должают гореть и тлеть после удаления источника огня.

Пожары на крупных промышленных предприятиях и в насе­ленных пунктах подразделяются на отдельные и массовые: от­дельные обычно бывают пожары в здании или сооружении; массо­вые представляют собой совокупность отдельных пожаров, охва­тивших более 25 % зданий. Сильные массовые пожары при опре­деленных условиях могут перейти в огненный шторм.

Опасными факторами пожара (ОФП) являются:

открытый огонь и искры;

повышенная температура окружающей среды и предметов;

токсичные продукты горения, дым;

пониженная концентрация кислорода;

падающие части строительных конструкций, агрегатов, уста­новок.

К поражающим факторам взрыва относятся ударная воздушная волна, тепловое излучение, а также осколочные поля, создавае­мые летящими обломками взрывающихся объектов.

Ударная воздушная волна — это область резкого сжа­тия воздуха, которая в виде сферического слоя распространяется во все стороны от места взрыва с огромной скоростью. Основными критериями, характеризующими ее разрушающее и поражающее действие, являются избыточное давление во фронте ударной вол­ны, давление скоростного напора и продолжительность действия. При встрече с преградой ударная волна образует давление от­ражения, которое, взаимодействуя с избыточным давлением, мо­жет увеличить его в два и более раз. Поэтому взрывы внутри поме­щений оказывают значительно большее разрушающее действие, чем на открытой местности. Помимо избыточного давления, пре­грады на пути движения ударной волны испытывают динамиче­ские нагрузки, создаваемые потоком движущегося воздуха — дав­лением скоростного напора. Продолжительность действия удар­ной волны находится в прямой зависимости от силы взрыва, а производимые ею разрушения — от продолжительности действия избыточного давления.

Поражающее действие теплового излучения в очаге по­ражения определяется величиной теплового потока. Возникающие в результате взрывов пожары приводят к ожогам, а горение пласт­масс и некоторых синтетических материалов — к образованию и созданию различных концентраций ХОВ, цианистых соединений, фосгена, сероводорода и др.

Поражающее действие осколочных полей определяется количеством летящих осколков от взрывающихся объектов, кине­тической энергией и радиусом их разлета. При пожарах и взрывах люди получают термические повреждения (ожоги тела, верхних дыхательных путей, глаз) и механические повреждения (перело­мы, ушибы, черепно-мозговые травмы, осколочные ранения, комбинированные поражения).

При пожарах чаще всего наблюдается поражение людей оки­сью углерода (при содержании в воздухе 1 % окиси углерода — почти мгновенная потеря сознания и смерть), реже — цианисты­ми соединениями, бензолом, окислами азота, углекислотой и другими токсичными продуктами. К поражающим факторам по­жаров относят также задымление, затрудняющее ориентирование, и сильный моральный психологический эффект.

Наиболее опасны пожары в административных зданиях, внут­ренние стены которых облицованы панелями из горючего материала, а потолки — сгораемыми древесными плитами. Во многих случаях возникновению возгорания способствует неудовлетвори­тельная огнестойкость древесины и других строительных материа­лов, особенно пластиков.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.170.64.36 (0.019 с.)