Главный признак ситуации: ребёнок не мог (не умел) поступить иначе, он сам страдает. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Главный признак ситуации: ребёнок не мог (не умел) поступить иначе, он сам страдает.



Рассмотрим пример ситуации такого типа.

В воскресный день девочка 8 лет со своей подругой собиралась на прогулку. Обычно дома был папа, который давал ей с собой деньги на мороженое, сладости. Но сегодня его не было, он ушёл по делам. Папин пиджак висел на вешалке. Из кармана этого пиджака папа всегда доставал деньги. Девочка решила взять на себя папину миссию, раз он сам не может её выполнить. Она была уверена на сто процентов, что папа дал бы ей деньги, просто сейчас его нет. Не долго думая, она взяла деньги из кармана и пошла гулять. Домой девочка вернулась в прекрасном настроении, но увидела разозлённого отца. У порога он встретил её жёстким выкриком: «Воровка!» Дальше она услышала, что отец в ней разочарован, что он не может её больше уважать, что она будет наказана и не пойдёт на улицу гулять две недели и т.д. У девочки никто ничего не спрашивал, она не успевала вставить ни слова, а очень скоро уже и не могла говорить от душившей её обиды. Сегодня это взрослый человек, но ситуацию она помнит, и боль обиды до сих пор не прошла до конца. Они не говорили об этой ситуации с папой позже.

Давайте подумаем, в чём была вина девочки. У неё не было и мысли о том, что она ворует или даже что берёт без спроса. Она была уверена, что это её деньги, и она берёт своё – ведь папа всегда давал ей металлические деньги из кармана. Скорей всего, она вообще не задумывалась о таком явлении как воровство, так как никогда с ним не сталкивалась.

Почему папа так прореагировал? Наверное, он хотел пресечь воровство в зародыше и считал, что такая реакция станет ярким уроком на всю жизнь. Возможно, он сам когда-то пострадал от воровства и резко негативно к нему относится, что сделало его действия такими эмоциональными.

Однако далее произошло следующее. Девочка несколько раз брала деньги из кармана, но делала это хитро – брала только часть суммы, чтобы было незаметно. Хотя, конечно, она рисковала. Зачем же она это делала? Если она ни в чём не виновата и не воровка, то зачем же воровать? Потому, что её уже назвали воровкой. Для всех она воровка, причём назвал её так самый дорогой для неё человек. Что может сделать ребёнок, которому очень обидно? Как уменьшить боль обиды и оправдать действия любимого папы? Внутреннее напряжение требует разрядки. Эти действия немного снимали боль. Могла она втянуться в это и продолжать дальше воровать? Могла.

В аналогичной ситуации ребёнок 9 лет, который взял из дома деньги без спроса на подарок другу, был очень сильно избит мамой. После этого случая ребёнок стал воровать назло, он был уверен, что мама его не любит, а любит только деньги. Сегодня этот уже выросший мальчик сидит в тюрьме за воровство.

Эти ситуации являются очень яркой иллюстрацией существующего закона о степени наказания, который можно отразить в такой формуле:

Чувство вины = Проступок – Наказание

Мы используем наказание для того, чтобы ребёнок больше не поступал негативно, но реальной внутренней силой, которая может отвратить его от повторения проступка, является чувство вины и желание не поступать плохо в будущем, чтобы не быть виноватым вновь. В данной ситуации ребёнок не совершил проступка, он ни в чём не виноват, то есть в эту формулу вместо «Проступок» мы должны поставить «ноль». Если мы от нуля отнимаем, то получаем отрицательную величину, то есть вместо чувства вины возникает чувство обиды, раздражения, протеста и даже злости.

Таким образом, в ситуации трудной за ребёнка мы его никак и ничем не наказываем, наказывать не за что!

Ситуации с деньгами, связанные с тем, что дети абсолютно не понимают их ценности, встречаются достаточно часто. Дети могут взять деньги из дома и раздать их ребятам, так как считают, что если они просто лежат, значит, они не нужны. Могут взять их для игры.

Вот ещё один случай. Девочка-дошкольница часто навещала бабушку и играла у неё в разные игры, в том числе, в магазин. Для игры она использовала деньги, которые лежали у бабушки в разных местах. Однажды, когда она с папой шла домой от бабушки, она нащупала в кармане платья бумажную денежку, которую забыла оставить у бабушки. Она вытащила бумажку и протянула папе. Папа очень обрадовался и сказал: «Ты нашла денежку?» Не дав ребёнку вставить слово, он продолжил: «Какая умница! Добытчица! И отдаёшь её мне? Вот молодец! Мы на эту денежку что-нибудь купим». В следующий раз, придя к бабушке, девочка специально положила в карманчик бумажную денежку. Ведь ей так хотелось снова быть добытчицей, и чтобы папа снова её похвалил. Так повторялось несколько раз. Потом бабушка заметила, что деньги пропадают, и сказала родителям. Виновата во всём оказалась только девочка. Её долго ругали, сказали, что она опозорила родителей и запретили на какое-то время ходить к бабушке. Давайте подумаем, в чём была вина девочки? В стремлении выполнять одобряемые действия? Если у бабушки в разных местах лежали деньги, почему она должна была догадаться, что они ей нужны? Этот пример мне тоже рассказала студентка и тоже потому, что ей до сих пор обидно.

В ситуации, когда девочка копила деньги и на них купила родителям в подарок шоколадку и цветы, родители умудрились отругать девочку за то, что она врёт и не говорит, где взяла деньги. Один мальчик нащёл крупную купюру и купил на неё игрушку, отец отобрал игрушку, вернул её в магазин, отругал ребёнка, заявив, что он украл деньги.

Почему мы так не хотим верить ребёнку? Может быть, это связано с каким-то собственным детским опытом родителей или с их страхами перед возможным негативным развитием ребёнка? Но зачастую из нашей подозрительности и недоверия как раз и вырастают те проблемы, которых мы хотим избежать, а обида детей остаётся надолго и разрушает отношения с родителями. Таким образом, ситуация трудная для самого ребёнка может иметь достаточно далеко идущие последствия. Ситуации такого типа могут быть самыми разноплановыми. Вот ещё несколько примеров.

Вы купили ребёнку новые резиновые сапоги. Отправляя его на прогулку, дали наказ – не испачкать новую обувь. Ребёнок возвращается с мокрыми сапогами. Почему это произошло? Выйдя на улицу, ребёнок был наполнен радостью из-за обновки, всё его внимание было приковано к красивым блестящим сапогам. А что можно сделать с сапогами? Конечно, испытать их возможности, показать другим ребятам, каких глубоких луж он теперь не боится.

За что же мы наказываем ребёнка? За его радость и эмоциональность? За то, что он ещё мал и не умеет сдерживать свои желания?

Один из студентов вспоминает: «Мне было лет семь. В семье проходило праздничное застолье. Я сильно захотел пить, но перепутал графины и налил себе не морс, а наливку, так как они почти не отличались по цвету. Я выпил значительную часть почти залпом. Я почувствовал себя плохо и сказал об этом родителям. Родители решили, что я специально выпил алкоголь, накричали и в качестве наказания отравили в свою комнату. Мне было очень обидно». То есть даже если ребёнок обращается к нам за помощью и объясняет, что произошло, мы всё равно склонны ему не верить и использовать наказание.

В кинофильме «Вор» было показано, что честный ребёнок, не допускающий возможность участия в воровстве, играет главную роль в ограблении, проникая в чужую квартиру через форточку. Он стал жертвой обмана и действовал, считая, что выполняет важную для государства миссию изобличения шпиона.

Что же необходимо делать взрослым, столкнувшимися с ребёнком в такой ситуации? Если ребёнок чего-то просто не знал, не понимал, не умел, ему было трудно, то, конечно, задача взрослого оказать ребёнку необходимую помощь. Взрослым необходимо дать ребёнку нужные разъяснения, научить его правильно действовать, обучить тем умениям, из-за отсутствия которых он сегодня с ситуацией не справляется. Нам не за что ругать и наказывать ребёнка, не в чем его обвинять.

Интересно, что родители, потеряв кошелёк или ключ, обычно расстраиваются и сочувствуют себе. Но если кошелёк потерял ребёнок, зачастую злятся на него за рассеянность, безответственность, невнимательность и т.д.

Как помочь ребёнку, который, например, постоянно теряет физкультурную форму? В Древнем Египте говорили «уши мальчика на спине его», полагая, что если побить ребёнка палкой по спине, то он быстрее и успешнее выучит буквы алфавита или что-то ещё. В русских деревнях при определении межи, разделяющей земельные участки, отец порол на этой меже сына, чтобы сын запомнил, где она находится, на всю жизнь. Так может быть, выпороть, и не будет забывать в школе сменную обувь?

На самом деле, память увеличивает не сила ударов, а вызываемые этими ударами эмоции. Если мы обратимся к своим воспоминаниям, то легко обнаружим, что запомнили в своей жизни то, с чем были связаны сильные эмоции, причём эмоции могли быть и положительными, и отрицательными. Мы помним, например, ситуации публичного успеха или позора, яркой радости или удивления. Наш мозг не может сохранять в активе всё, что с нами происходило, но если мы удивились или испугались, то, значит, это было важно для нас, следовательно, мозг решает, что это нужно запомнить. Что именно запомнит ребёнок, которого побили за потерянные тапки? Расцветку обоев, в которые он уткнулся от полученного тычка? Своё чувство обиды, что тапки для родителей важнее и дороже ребёнка? Как эта память поможет ему не терять тапки в будущем?

Исследования лаборатории нейрофизиологии и нейропсихологии ребёнка под руководством Т.П. Хризман показали, что мозг ребёнка активен только тогда, когда ребёнок воспринимает смысл той или иной деятельности. Осмысленные реакции связаны с большей активностью мозга, а новые смысловые образования являются функцией активности мозга, таким образом, если мы хотим, чтобы ребёнок сделал выводы и приобрёл новые способности, нам надо опираться на его понимание, включить его в осознаваемую им самим деятельность.

Чтобы помочь мальчику не терять, нам нужно научить его контролировать имеющиеся при нём вещи, а для этого необходимо повысить его способность распределять внимание. Кстати, у мальчиков эта способность генетически ниже, чем у девочек. У них, как у бывших охотников, выше способность концентрировать внимание, сосредотачивать его на чём-то одном, а женщина должна была одновременно и шить, и следить за едой на огне, и приглядывать за ребёнком. Проведя систему занятий, игровых упражнений для повышения распределения внимания, мы должны вместе с ребёнком придумать приём, который поможет ему помнить, сколько вещей он взял в школу – количество ниток на запястье руки, узелков на платке, напоминание в мобильном телефоне и т.д.

Если ругать и наказывать, то от этого проблема не решится, а закомплексованность, неуверенность у ребёнка появится. Наличие неуверенности только затруднит выполнение действий, увеличит неспособность ребёнка успешно справляться с ситуаций.

Если ребёнок совершает данные действия потому, что не видит другого способа для решения своей проблемы (публичная обида, ревность, отсутствие внимания, сложная ситуация во взаимодействии с другими детьми и т.д.), то наша задача – помочь ему решить проблему. Например, ребёнок разбил стекло в фойе школы. Классный руководитель потребовал, чтобы стекло было вставлено или принесены деньги на его восстановление. Мама ребёнка лежит в больнице, дома только дедушка и ребёнок знает, что в семье сейчас проблема с деньгами. Он не может сказать маме или дедушке о возникшей проблеме и находит свой выход - прогуливает школу.

Как и чем помочь ребёнку, можно решать вместе с ним. Вот как описала трудную ситуацию своей жизни сегодняшняя студентка: «За свою жизнь я сменила три школы. В первой школе я училась очень хорошо, и у меня не было никаких проблем. В связи с переездом я перешла в другую школу. Класс был девятый, выпускной. В новом классе было много сильных учеников, и я отошла на второй план. Коллектив был не очень дружным, ученики как бы постоянно соревновались между собой, радовались, когда кого-то постигнет неудача. Отношения у меня ни с кем не сложились. Учителя устраивали испытания, вели рейтинговую систему. Я начала прогуливать занятия, уходить с уроков, избегая трудных ситуаций. Я боялась сказать маме, что в школе мне не нравится, но она стала замечать, что с моим настроением, самочувствием что-то не то. Она поговорила со мной, я всё ей объяснила, и мы пришли к единому решению – сменить школу. Конечно, и в новой школе блестящими мои успехи не стали, так как сказались прогулы и возникшие из-за них пробелы в знаниях. Но приобретение новых друзей, нормальный ритм жизни позволили успешно учиться и, главное, комфортно себя чувствовать».

Причиной возникновения трудной для ребёнка ситуации могут стать и сами родители, их взаимоотношения. Например, дети очень тяжело переживают ссоры родителей, их решение развестись. Поведение ребёнка может резко измениться. Я как-то шла по коридору Дома Творчества, и увидела плачущую девочку. Я, естественно, остановилась и попыталась выяснить, не могу ли я ей чем-то помочь. В это время подошла её бабушка и сказала: «Не обращайте внимания, она у нас всё время плачет, по поводу и без повода. Такая плакса». Оказалось, что девочка плачет, зацепившись за порог, уронив портфель, при вызове к доске и в других ситуациях. Я спросила, как долго это продолжается. Оказалось, около года. Я спросила бабушку, не случилось ли у них в семье что-то год назад. Она ответила: «Да, случилось, родители развелись». Но сами взрослые не связывают между собой плаксивость дочки и развод родителей. Для ребёнка, у которого разводятся родители, рушится мир, он очень тяжело переживает. Но родители в это время сами находятся ситуации стресса и сосредоточены в большей степени на своей боли. Вот и родителям, и бабушке этой девочки не пришло в голову, что ребёнок страдает и через слёзы снимает своё внутренне напряжение. Причиной слёз ребёнка был развод, а упавший портфель и другие мелкие проблемы - только поводом для слёз. Но за год то, что было средством снятия внутреннего напряжения, могло стать частью характера ребёнка. Что же делать? Сколько бы ни прошло времени с момента развода, даже если несколько лет, надо вернуться к переживаниям ребёнка и пожалеть его, попросить прощения за причинённые страдания, дать возможность выговорить свои обиды, доказать, что родители его любят и всегда будут любить, помочь ему принять развод родителей, примириться с ним.

Один папа поделился своим опытом решения такой ситуации: «В возрасте 9 лет мой сын стал очень мало находиться дома: уходил к друзьям, на улицу в соседние дворы, его приходилось подолгу искать. Он стал хуже учиться. Причиной, как оказалось, был наш развод. Сын в данной ситуации потерялся, сломался привычный уклад жизни.

Первое, самое сложное время, я старался как можно чаще встречаться с ним, разговаривал с ним на эту тему, объяснял, как мог, то, что случилось, и даже неоднократно просил у него за это прощения. Объяснял ребенку, что мы с мамой его любим, очень переживаем за него, что нам и так непросто, и что мы на него надеемся, что он нас не подведет. Я говорил ему, что он как будущий мужчина должен поддержать маму. Он отлично знал, что в любое время может обратиться ко мне за любой помощью, за советом. В итоге проблема была решена. Хоть и врозь, но вместе, нам удалось с моей бывшей женой воспитать неплохого человека. Максим хорошо учится, уважает родителей, пользуется авторитетом в коллективе. Я им очень доволен».

Почему сын стал уходить из дома? Потому что дом стал другим, в доме всё напоминало ему о трагедии. Возможно, он втайне считал, что родители будут искать его вместе и помирятся. Как мы видим, правильные действия отца помогли решить проблему.

Часто встречающейся трудной для ребёнка ситуацией является ситуация детского страха. Вследствие её распространённости мы подготовили для родителей подробное описание причин детского страха, особенностей взаимодействия с ребёнком, который имеет один их генетических или приобретённых страхов, и способ помощи ребёнку через совместное чтение и обсуждение сказок о страхах. Чтобы не разрушать логику повествования о сложных ситуациях взаимодействия с ребёнком, мы разместили этот материал в дополнительном четвёртом разделе (4.1).

Ситуацию, трудную для ребёнка, мы можем решить при помощи игры. Например, в фильме «Джентльмены удачи» дети не хотели завтракать. Заведующий детским садом предложил детям отправиться в космическое путешествие, но чтобы отправиться в него, необходимо было подкрепиться космическими ложками из космических тарелок. Здесь игра стала средством решения трудной для ребёнка ситуации. Но в игре, в которой уже живёт ребёнок, могут быть свои сложности.

Ситуации, возникшие в игре



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.152.5.73 (0.021 с.)