Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Птица, которая вещала правду.

Поиск

Жили когда-то король я королева. Король ушел в поход, оставив королеву на сносях. Мать короля не любила невестку и не знала, что и придумать, лишь бы только ей навре­дить. Пока король был вотсутствии, королева родила близнецов, мальчика и девочку. Старая королева тотчас написала королю, что его супруга родила щенка и котен­ка. Он ответил, что обоих — щенка и котенка –следует положить в ларец и бросить в море. Так и сделали — обоих детей положили в ларец и кинули в волны..

Немного времени спустя один купец, торговавший разными товарами, странствовал со своей женой по этим краям и увидел ларец, который плыл по воде,

- Ах, какой красивый ларец — сказала жена купца. - Мне хотелось бы узнать, что там внутри: наверно, что-нибудь очень ценное.

Купец вытащил ларец из воды и дал его жене. Та сначала не решалась даже притронуться к нему, наконец, от­крыла и нашла в нем прехорошенького мальчика я пре­миленькую девочку. Купец и его жена приютили их и стали растить вместе со своими двумя детьми. Каждый
день под подушкой у мальчика появлялось шестьдесят экю, и каждый день у его сестры на груди оказывалась сияющая золотая звезда.

Однажды, когда мальчик был в школе вместе с родным сыном купца, он сказал ему:

— Братец я забыл взять с собой хлеб, отломи мне кусочек от своего.

— Ты мне не брат, а всего - навсего приёмыш: тебя нашли в ларце в море, никто не знает, откуда ты взялся.

Бедный малыш сильно опечалился.

- Раз ты не мой брат, я пойду искать моего отца,- сказал он.

Он сообщил о своем намерении приемным родителям. Они очень его любили, быть может, отчасти из-за пятидесяти экю, и всячески старались его удержать, но все их уговоры были тщетны. Мальчиквзял сестру за руку и сказал:

Сестрица, пойдем искать нашего отца.

И они вдвоем пустились в путь

Вскоре они набрели на большой замок, вошли и спросили, не нужны ли там судомойка и младший ко­нюх. А владелец этого замка был их родной отец. Старая королева их не узнала, но все же заподозрила что-то не­ладное. Она косо на них посмотрела и сказала:

— Хороши слуги! Пусть их выгонят вон!

Однако их взяли на службу. Они неплохо делали свое дело, но старая королева непрестанно твердила;

— Эти ребята никуда не годятся, надо их прогнать.
Однажды, она сказала королю:

—Мальчик хвалился, что добудет воду, которая тан­цует.

Король тотчас потребовал мальчика к себе.

~ Послушай-ка, - сказал он ему, — мне надо с тобой поговорить.

— Что вам угодно, ваше величество?

— Ты хвалился, что можешь добыть воду, которая танцует.

—Я, ваше величество? Да как бы я мог добыть такую воду? Я даже не знаю, где ее искать.

—Все равно, хвалился ты или нет, если не достанешь эту воду завтра к полудню, тебя сожгут живьем.

— Будь что будет, - сказал мальчик и отправился в путь.

Дорогой он повстречал старую фею, она его спро­сила:

—Куда ты, королевский сын, держишь путь?

—Я не королевский сын, я не знаю, кто я такой. Старая королева только о том и думает, как бы меня извести. Она потребовала, чтобы я добыл воду, которая танцует, а я даже не знаю, что это такое.

—А что ты мне дашь, — сказала фея, ~- если я тебя выручу?

—У меня пятьдесят экю, я с радостью отдам их вам.

—Ладно. Ты войдёшь в зеленую рощу, там ты найдёшь воду, которая танцует, и воду, которая не танцует, набери в пузырек той, что танцует, и мигом уходи.

Мальчик нашел ту воду, которая ему была надобна, и принес ее королю.

— А она в самом деле танцует? — спросил король.

— Я видел, как она танцует, но не знаю, будет ли она и дальше танцевать.

— Если она танцевала, она я впредь будет танцевать.

На другой день старая королева сказала королю:

— Мальчик хвастался, что добудет розу, которая поет.
Король потребовал к себе мальчика и сказал ему:

—Ты хвастался, что добудешь розу, которая поёт.

—Я, ваше величество? Да как бы я мог добыть такую розу? Я о ней и не слыхивал.

—Все равно, хвастался ты или нет, если не достанешь ее завтра к полудню, тебя сожгут живьем.

Мальчик отправился в путь и дорогой опять повстречал старую фею..

—Куда ты, королевский сын, держишь путь?

—Я не королевский сын, я не знаю, кто я такой. Король хочет, чтобы я принёс ему розу, которая поет, а я не знаю, где мне ее искать.

-- Что ты мне дашь, если я тебя выручу?

- То же, что идал Вам в первый раз, — пятьдесят экю.

—Ладно. Ты пойдёшь в прекрасный сад; там ты увидишь розы, которые поют, и розы, которые не поют, ми­гом сорви ту, что поет, и тотчас отправляйся назад, да не мешкай в пути.

Мальчик последовал совету феи и принёс королю розу..

- Эта роза не поёт, - сказала королева.

- Ладно, потом увидим! – ответил король.

Немного времени спустя старая королева сказала королю:

-Девочка хвасталась, что добудет птицу, которая вещает правду.

Король потребовал к себе девочку исказал:
— Ты хвасталась, что добудешь птицу, которая вещает правду?

- Нет, ваше величество, я этим не хвалилась. Разве я могу добыть эту птицу?

- Хвалилась ты или нет, если не доставишь ее завтра к полудню, тебя сожгут живьём.

Пришлось девочке отправиться в путь. Её также повстречала фея.

- Куда ты, королевская дочь, путь держишь?

- Я не королевская дочь – я бедная судомойка. Мать короля задумала нас извести, она сослала меня за птицей, которая вещает правду, а я не знаю, где её найти.

—А что ты дашь, если я тебя выручу?

— Я дам вам золотую звезду, если этого мало, дам две.

— Ладно! Сделай так, как ятебе скажу. Ты в полночь пойдешь в зеленую рощу, там увидишь множество птиц они все наперебой будут говорить: «Это я!» Одна только скажет: «Это не я!» Ее-то ты и возьми и уходи как можно скорее, иначе ты превратиться в соляной столбик.

Koгда девочка вошла в рощу, все птицы принялись кричать:

- Это я! Это я!

Одна только сказала:

— Это не я.

Но девочка забыла совет феи и превратилась в соляной столбик. Брат, видя, что она не возвращается а замок, попросился пойти ее искать. Он снова встретил старую фею.

—Куда ты, королевский сын, держишь путь?

—Я не королевский сын, я не знаю, кто я такой. Моя сестра пошла за птицей, которая вещает правду, и не вернулась.

- Ты найдёшь сестру и птицу, — сказала фея. – Что ты мне дашь, если я тебя выручу?

- Пятьдесят экю, как всегда.

— Так вот. В полночь тыпойдешь в зеленую рощу, но не делай так, как твоя сестра; она не послушалась моего совета и превратилась в соляной столбик. Ты увидишь множество птиц, они все наперебой будут говорить: “Это я”. Схвати мигом ту, что скажет "Это не я". Пусть она прикоснется клювом к голове твоей сестры, и та оживёт. Мальчик сделал в точности так,как ему посоветовала фея: он взял птицу и заставил ее прикоснуться клювом к голове сестры. Сестра тотчас ожила, и они вместе верну­лись в замок. Птицу, которая вещает правду, посадили в клетку, а воду, которая танцует, и розу, которая поёт, поставили на стол.

Много народу приходило смотреть на эти диковинки. Король сказал:

— Надо устроить большой пир и пригласить на него всех наших друзей. Тогда мы увидим, то ли принесли дети, что я им велел.

На зов короля явилось множество знатных вельмож. Старая королева ворчала:

- Подумаешь, какие чудеса – вода, роза и птица, которая вещает правду!

- Потерпи немного, - сказал король, - мы увидим, на что они годны.

Во время пира вода принялась танцевать, роза принялась петь, но птица ни слова не говорила.

- Что же ты, - сказал король, - покажи своё умение.

- Если я заговорю, - молвила птица, - кое-кому из тех, кто здесь пирует, станет стыдно.

- Всё равно говори!

- Разве не правда, - сказала птица, - что однажды, когда вы были в походе, ваша мать написала вам, что королева родила щенка и котёнка? Разве не правда, что вы велели бросить их в море?

Видя, что король готов рассердиться, птица прибавила:

- То, что я говорю, правда, сущая правда. Этот щенок и этот котёнок здесь: это ваши дети, сын ваш и дочь ваша.

Король разгневался, узнав, что его так обманули, и велел прогнать старую королеву. С тех пор он жил счастливо со своими детьми и ему везло во всех его делах благодаря птице, которая вещала правду.

_____________________________________________________________

Зачем старая королева прибегла к обману?

Почему король поверил, что у его жены родились щенок и котёнок?

Почему брат и сестра не верили фее, которая называла их королевскими детьми?

Что было бы, если бы правду не сказала птица?

Жаль ли Вам мать короля, которую он в конце сказки выгнал из дома?

И.А. Крылов

ЛЖЕЦ

Из дальних странствий возвратясь, Какой-то дворянин (а может быть, и князь), С приятелем своим пешком гуляя в поле, Расхвастался о том, где он бывал,

И к былям небылиц без счёту прилагал.

«Нет, - говорит, - что я видал,

Того уж не увижу боле.

Что здесь у нас за край?

То холодно, то очень жарко,

То солнце спрячется, то светит слишком ярко.

Вот там-то прямо рай!

И вспомнишь, так душе отрада!

Ни шуб, ни свеч совсем не надо:

Не знаешь век, что есть ночная тень,

И круглый божий год всё видишь майский день.

Никто там ни садит, ни сеет;

А если б посмотрел, что там растёт и зреет!

Вот в Риме, например, я видел огурец:

Ах, мой творец!

И по сию не вспомнюсь пору!

Поверишь ли? Ну, право, был он с гору».-

«Пусть так, но всё признаться должно,

Что огурец не грех за диво счесть,

В котором двум усесться можно.

Однако ж мост-ат наш каков,

Что Лгун не сделает на нём пяти шагов,

Как тотчас в воду!

Хоть римский твой и чуден огурец..»

­«Послушай-ка, - тут перервал мой Лжец:

­Чем на мост нам идти, поищем, лучше броду».

Почему заморский путешественник не захотел идти через мост?

Действительно ли мост сбрасывал лгунов?

Почему рассказчик прибег к обману, описывая мост?

Л.Н. Толстой

Лгун

Мальчик стерег овец и, будто увидав волка, стал звать:

- Помогите, волк! Волк!

Мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он так и два, и три раза, случилось - и вправду набежал волк.

Мальчик стал кричать:

- Сюда, сюда скорей, волк!

Мужики подумали, что опять по-всегдаш­нему обманывает, - не послушали его.

Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал все стадо.

_______________________________________________________

Для чего мальчик несколько раз кричал “Помогите, волк”, хотя волка не было?

Почему мужики не защитили стадо от волков?

Что становится следствием обмана?

Л.Н. Толстой

Косточка

Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они еще лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и ви­дит - одной нет. Она сказала отцу.

За обедом отец и говорит:

- А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?

Все сказали: - Нет.

Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже: - Нет, я не ел.

Тогда отец сказал:

- Что съел кто-нибудь из вас, это нехоро­шо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я это­го боюсь.

Ваня побледнел и сказал:

- Нет, я косточку бросил за окошко.

И все засмеялись, а Ваня заплакал.

__________________________________________________________

Почему Ваня сначала сказал отцу, что он не ел слив?

Почему Ваня всё-таки сознался?

Из-за чего все засмеялись?

Будет ли Ваня брать в следующий раз что-то без спросу?

В.А. Сухомлинский

Даже цветы покраснели

Мама шла рано утром на работу. Наказывала дочке:

- Я буду целый день в поле. А ты убери в доме, постирай свое белье, свари ужин и полей цветы.

Дочка убрала в доме, постирала белье, приготовила ужин, но цветы не полила. Несколько раз проходила она днем мимо белых хризантем, думала: надо же полить цветы. Но как только она это вспоминала, то слышала, будто чей-то голос говорит ей: «Ничего с ними не случится, если один день не полить». Это был голос лжи, крохотного, тщедушного существа, неизвестно откуда взявшегося и поселившегося в темном уголке души маленькой девочки.

Вечером мама пришла с поля. Видит - дом убран, белье постирано и высушено, ужин приготовлен. Спрашивает мама:

- А цветы полила?

- Полила, - тихо ответила девочка и опустила глаза.

Маленькое, тщедушное существо, поселившееся в темном угол­ке детской души, запрыгало от радости.

- Полила, - еще раз тихо-тихо повторила девочка и взгляну­ла на хризантемы. Взглянула и изумилась: на белых цветах лежал пурпурный оттенок. Они покраснели от стыда.

- Мама, простите меня, - попросила девочка. - Я обманула вас. Я не полила цветы. Никогда больше не буду обманывать.

Пурпурный оттенок цветов растаял, они снова стали белыми.

А маленькое, тщедушное существо, спрятавшееся в темном уголке души девочки, исчезло, и темный уголок стал светлым.

Мама прижала дочку к груди и поцеловала.

____________________________________________

Зачем на вопрос мамы о цветах девочка ответила неправду?

Почему девочка созналась, что сказала неправду?

Почему мама прижала девочку к груди и поцеловала?

Могут ли цветы краснеть?

В.А. Сухомлинский



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 233; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.187.224 (0.01 с.)