Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ситуации эмоционального выплескаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Это ситуация нарушения ребёнком этических норм общения (именно так этот тип ситуаций и называет доктор педагогических наук Н.Е. Щуркова, которая выделила его и предложила техники решения) вследствие тяжёлого эмоционального состояния. Ребёнок ещё не умеет справляться со своими чувствами, не может их скрыть. Находясь во власти негативных эмоций, он говорит что-то грубое, резкое, обидное для собеседника. Когда у ребёнка что-то не получается, с ним произошла неожиданная неприятность он, естественно, испытывает сильные негативные эмоции, которые делают общение с ним в эти минуты не очень приятным. (Я думаю, каждый может вспомнить такую ситуацию, когда он на кого-то нашумел, накричал только потому, что переживал негативные эмоции, был расстроен. Мы можем наговорить лишнего, кого-то обидеть, то есть, существует эмоциональная неуравновешенность, ситуации эмоционального выплеска и у взрослого человека). Многие дети, особенно дошкольники, ещё не умеют управлять своими эмоциями, справляться с чувствами, прятать их. Например, девочка Тоня 5 лет, находясь у дедушки, пыталась собрать картинку из кусочков мозаики. У неё это плохо получается, она начинает плакать. Дедушка, который любит внучку, предлагает ей отложить мозаику и продолжить работу позднее, на что Тоня говорит: «Оставь меня в покое, старый дурак!». Дедушка обижается и в дальнейшем не разговаривает с внучкой. Ещё один пример, достаточно распространённый. Ученик отвечал у доски - не всегда удачно, но он что-то говорил; ответ тянулся достаточно долго. Учитель заканчивает процедуру ответа со словами: «Садись, два». Ребёнок не ожидал такой оценки ответа, он переживает стресс и бросает учителю: «Дура!». Педагог, как правило, реагирует на это слово крайне негативно: выгоняет ребёнка из класса, вызывает родителей, требует публичных извинений и т.д. Но ребёнок и сам, сказав неприятное слово, испуган, расстроен. Поэтому лучше, если реакция взрослого будет адекватна ситуации и не приведёт к разрастанию конфликта, а поможет ребёнку, ощутив свою неправоту, исправить ситуацию. Есть пословица: «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь». Пусть эта пословица не будет справедлива по отношению к расстроенному ребёнку, чтобы он получил шанс поймать своё слово и исправить ситуацию. Чтобы это получилось, нужно использовать один из приёмов этической защиты. Вопрос на воспроизведение Это самый простой способ поймать слово. Вы делаете вид, что не расслышали слов ребёнка: «Прости, пожалуйста, ты что-то сказал, но я, к сожалению, не расслышала. Будь так любезен, повтори, пожалуйста». Эмоциональный накал состояния ребёнка снизился вместе с выскочившей фразой, он уже в большей степени владеет собой и ему самому уже неловко. Мы обращаемся к ребёнку изысканно вежливо, что делает ещё более неправомерными грубые выпады. Поэтому ребёнок, как правило, отвечает: «Нет, нет, ничего» и испытывает чувство неловкости, которое поможет ему в аналогичной ситуации в будущем не допускать нарушения норм вежливого общения. Противопоставление достоинств ребёнка его действиям Мы, как Вы уже догадались, говорим, какой ребёнок всегда хороший (вежливый, добрый, понимающий, скромный, деликатный и т.д.), и вдруг сейчас он проявил себя как человек нетерпимый (резкий, грубый, подозрительный, недоверчивый и т.п.). Что же случилось? Мы ждём объяснений. Признание своей вины Мы говорим ребёнку: «Наверное, я тебя действительно обидела, если ты заявляешь мне такие вещи. Просто так ты бы себе этого не позволил. Но я, к сожалению, не заметила, чем я тебя обидела и когда. Если тебе нетрудно, объясни, пожалуйста». Демонстрация удивления Взрослый показывает ребёнку сильную эмоциональную реакцию на его слова – удивление. Удивление говорит о том, что мы никак не ожидали от этого замечательного ребёнка таких действий, что мы ошарашены, выбиты из колеи и ждём от него… Объяснения? Извинения? Великодушное прощение Мы просто говорим ребёнку, что прощаем его. Мы можем ничего не добавлять к этим словам и ничего не объяснять. Прощение важно само по себе. Можно добавить, что он ещё слишком мал, ещё не умеет владеть собой, мы это понимаем и поэтому прощаем его. Подстановка мотива Например, Ваша дочь играла на улице и видела, как один из мальчиков обзывал свою бабушку «собака». Вы с дочкой повздорили, и она Вам кричит: «Мама, ты собака!» Ответ мамы: «Как интересно, а ты, значит, будешь щеночком. А как мы будем, лаять или разговаривать?» Таким образом, мама не приняла как возможность использование дочерью грубого слова и подставила игровой мотив. Ребёнок понял, что его маму можно называть «собакой» только в игре. Наверное, большинство из нас когда-то находились в ситуации, когда на нас кричат. Для неё тоже можно использовать приём подстановки мотива: «Простите, Вас, очевидно, ввели в заблуждение, сказав, что я плохо слышу, поэтому Вы говорите так громко. Но у меня нормальный слух и Вы можете говорить тише». Объяснение ребёнку его поведения и причин Вот пример из практики, иллюстрирующий эту технику действий взрослого. На уроке математики первоклассники решали примеры. Учительница проходила по классу, смотрела, как у ребят получается, и помогала в решении. Когда она подошла к одному из мальчиков, он бросил ей в лицо: «Отойди от меня, я тебя слушаться не буду. Ты не воспитательница и ты мне не нужна». Учительница: «Я понимаю, что ты устал и расстроен, что у тебя не получаются примеры. Ты вспомнил, как хорошо было в садике, в котором у тебя всё получалось, и по которому ты скучаешь. Я рада, что ты слушался свою воспитательницу, значит, ты умеешь слушаться. Но если у тебя всё получалось в садике, то обязательно получится и в школе, только нужно терпение и время». Мы видим, что учительница ничем не показала обиды, она постаралась помочь ребёнку понять самого себя, свои переживания и настроить его на позитивный лад, на преодоление своих проблем. Сам ребёнок не всегда в состоянии понять свои чувства и их истинные причины. Это не всегда умеют делать и взрослые. Именно поэтому мы, расстроенные из-за, например, неудач на работе, можем накричать на ребёнка, искренне считая его виноватым. Использование названного выше приёма вносит свой вклад в повышение эмоциональной культуры ребёнка, помогает ему учиться понимать и контролировать свои эмоции. Прогнозирование-просьба о поведении в аналогичной ситуации в будущем Используя этот приём, мы обращаемся к ребёнку с просьбой: «Хорошо, только, пожалуйста, когда в следующий раз ты получишь двойку, постарайся не рвать тетрадь – она ведь ни в чём не виновата». («…Когда в следующий раз не получится башня из кубиков, постарайся не разбрасывать кубики, ведь они помнутся и построить из них башню будет ещё труднее...») Отсроченный разговор Этот приём необходимо применять, если ребёнок сильно выведен из себя и не может быстро совладать со своими чувствами. Мы просто предлагаем ребёнку поговорить об этом позже: после обеда, вечером или даже завтра. Очень важно, чтобы разговор состоялся и чтобы он был не поучающим монологом взрослого, а откровенным разговором ребёнка и родителя о своих чувствах. Все перечисленные выше приёмы помогают ребёнку почувствовать свою неправоту. Но очень важно после применения приёма сделать паузу и дождаться ответных действий ребёнка. Эта пауза даст ему возможность принять решение, направленное на коррекцию своего поведения, то есть ребёнок ощутит, что был не прав, и продолжит диалог уже вежливо. Это и есть точка роста личности, связанная с преодолением неумения сдерживать эмоции. Если мы бросим в пространство фразу: «Ты что-то сказал, но я не расслышала…» и продолжим говорить на другую тему, то никакого урока ребёнок не извлечёт. Он поймёт, что Вы глуховаты и этим можно пользоваться, продолжая бубнить злые слова про себя в ситуациях недовольства. Итак, задача взрослого – применить приём этической защиты, который позволит ребёнку ощутить неловкость за свои слова и вернуть общение к общепринятым культурным нормам. Поэтому общение не заканчивается применением приёма этической защиты, оно продолжается в диалоге с ребёнком. К сожалению, в жизни встречаются ситуации, когда нарушают нормы общения сами взрослые. Меня поразила ситуация, когда трёхлетний ребёнок применил приём этической защиты в ответ на грубость мамы. Мама, рассердившись на него за что-то, обозвала ребёнка: «Ты – ворона!» и услышала в ответ: «А ты… ты - белочка». Маме стало неловко.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.133.241 (0.008 с.) |