Ситуация, трудная для ребёнка. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ситуация, трудная для ребёнка.



2.1.1«Надя всегда плохо кушала, жаловалась на отсутствие аппетита. Родители никак не могли решить задачу – как накормить ребёнка.

Решение: Бабушка придумала для Нади сказочное путешествие в страну поваров. Они вместе готовили «волшебную кашку» на завтрак, затем «волшебный обед» для всей семьи и вечером – «королевский ужин». Эта игра помогла вызвать у Нади интерес к еде и процессу её приготовления. Интересно, что когда Надя выросла, она выбрала профессию повара и сейчас является шеф-поваром одного из престижных ресторанов».

2.1.2 «Мой сын учился в 7 классе. Летом всей семьёй мы уехали в отпуск на 6 месяцев, и получилось так, что ему надо было начинать учёбу в городской школе с новыми для него детьми. Ученики класса не стали с ним общаться, так как он для них «чужак». Мне стало жаль ребёнка.

Решение: Я решила ему помочь. Я стала собирать для него анекдоты из журналов, мы читали анекдоты и он старался их запомнить. Сын стал рассказывать ребятам на переменах анекдоты. Был ошеломительный результат, все стали им интересоваться, хотеть находиться с ним рядом».

2.1.3 «Дочь разбила хрустальную вазу. Так как ваза не была нужна, то об этом долгое время не было известно. Когда возникла необходимость поставить цветы, я стала искать вазу. Нашла я её в виде осколков, аккуратно уложенных в коробку. Дочери дома не было, я поставила цветы в другую вазу, а коробку с осколками возле мусорного ведра. Дочь вернулась из школы и увидела коробку. У неё на глаза стали наворачиваться слёзы.

Решение: Я быстро её обняла и сказала, что хочу сейчас пойти в магазин и предлагаю ей прогуляться со мной. Она всё равно смотрела испуганно. Я объяснила, что старая ваза мне не очень нравилась, и я давно мечтала купить новую, что теперь можно сделать. Мы вместе пошли в магазин и купили другую красивую вазу. Мы вместе её выбрали, а во время разговоров я попыталась ей объяснить, что бояться рассказывать о таких ситуациях не надо, что мы вместе всегда найдём выход. Сейчас моя дочь всегда говорит мне сразу о случившемся».

Каждый из нас разбил в своей жизни немало стеклянных предметов, уж очень легко они бьются. Не зря нам в утешение придумана поговорка: «Посуда бьётся к счастью!» Почему же дети так боятся признаваться? Чаще всего потому, что, увидев разбитую вещь, взрослые огорчаются и сразу выплёскивают на ребёнка возникшие негативные эмоции. Выплеск бывает таким сильным, что ребёнок вместо собственного огорчения из-за испорченной вещи начинает испытывать обиду, увидев, что вещь родителям гораздо дороже, чем сам ребёнок.

2.1.4 «Эта ситуация произошла летом, когда я отдыхала у бабушки с дедушкой в деревне. Мне тогда было 9 лет. Как-то вечером они ненадолго пошли в гости к соседке, и я осталась дома одна. Я сидела у окна и наблюдала за соседскими мальчишками, которые играли в мяч. Вдруг в мой мир ворвалась муха, которая начала летать перед моим носом, биться о стекло, раздражая меня. Когда муха, наконец, приземлилась, я размахнулась и ударила по ней. Удар оказался таким сильным, что стекло, на котором была муха, выпало и разбилось. Я так испугалась гнева бабушки и дедушки в связи с разбитым стеклом, что убежала и спряталась в парник. Не помню точно, сколько я там просидела, но когда стемнело, я стала замерзать и решила незаметно прокрасться в дом. На пороге меня ждала бабушка. Увидев её, я сразу же разрыдалась и начала бессвязно что-то лепетать про стекло. Я ожидала крика, но бабушка стала меня обнимать, целовать и смеяться. Оказывается, вернувшись домой, и, увидев, что стекло разбито, а внучка пропала, бабушка с дедушкой решили, что меня похитили. Они позвонили родителям в город и те помчались в деревню. Увидев меня, бабушка была счастлива. Родители приехали и тоже обрадовались, всё закончилось благополучно, а я поняла, как меня любят, как беспокоятся и что нельзя пугать близких из-за страха наказания».

2.1.5 «Мне было 12 лет. Мама купила мне новые туфли, конечно же, в тот же вечер я пошла в них во двор. Подружек не было, но мальчишки играли в футбол. Я стояла и смотрела на их игру, а когда мяч вылетал за поле, я подбегала и ударом ноги возвращала его игрокам. Туфли я, конечно, при этом не снимала. Мама смотрела на меня в окно и улыбалась. Я вернулась домой счастливая.

Решение: Лишь спустя какое-то время мама тихо сказала, даже не обращаясь ко мне, что новые туфли не очень совмещаются с футболом. Только тут я поняла, что наделала. Мне стало неловко. В то же время я чувствовала благодарность маме, которая ни в чём меня не обвинила, лишь высказала свою мысль, показав, что верит, что я всё пойму. Мне запомнилась эта ситуация как пример маминого доверия, уважения, терпимости».

2.1.6 «Восьмилетняя девочка любила собирать маленькие разноцветные стекла. Тете по почте пришла бандероль с несколькими парами серег. В этих серьгах были вставки из разноцветного стекла. Настя представила их самоцветами и сумела вытащить их из серег, а затем сложила свои «драгоценности» в небольшую хрустальную коробочку. Время от времени, вытаскивая эту коробочку, Настя перебирала разноцветные камешки и любовалась своими «сокровищами». Вскоре обнаружились испорченные серьги.

Решение: После того как обнаружились испорченные серьги, Настю сильно ругали, обвинили в порче чужих вещей. Хотя нужно было спокойно объяснить ребенку, что у каждого есть вещи или вещицы, которыми он дорожит и без разрешения хозяина эти вещи нельзя трогать, а тем более портить или дарить. Привести такой пример – понравилось бы ей, если снять шнурки с любимых туфель девочки и сделать из них ручки для хозяйственной сумки».

2.1.7 «Мальчик, проходя мимо деревца, часто отрывал веточку. Мама говорила ему, что так делать нельзя, ведь веточке больно. Однажды мама спросила: «Почему ты продолжаешь обрывать ветки, хотя я просила этого не делать?» Сын ответил: «Дереву не больно, оно же не говорит».

Решение: Мама сказала: «Ты знаешь, просто веточки тебя боятся, вдруг ты ещё что-нибудь сломаешь, а мне они говорят, что им больно. Ещё мне говорит само деревцо, что веточки – это его сыночки и дочки, и когда их ранят, то деревце плачет. Представь, что тебе кто-то сделает больно, я бы тоже плакала». Ребёнок перестал обрывать ветки».

Да, мне вместе с Вами жаль веточки, но если ребёнок не понимал, почему их нельзя рвать, значит, он не виноват в нарушении норм отношения к живой природе, и мы должны именно объяснить, помочь понять, прочувствовать, почему так делать нельзя, а не спешить с наказанием.

2.1.8 «Это было в детском саду перед 8 марта. Мне очень хотелось сделать подарок воспитателям. Я взяла у родителей моих друзей (детей из группы) помаду и духи. Я не думала, что делаю плохо, так как помада и духи просто лежали. О том, что такое воровство, я просто не знала.

Помаду я подарила, а духи нет. Пропажу духов заметили и спросили меня, не видела ли я, кто их взял. Родители друзей догадались, что духи взяла я, и стали спрашивать, куда я их дела, просили отдать. Я от страха или от безысходности вылила духи, а флакон выбросила. Кто-то из детей нашёл флакон за верандой и отдал родителям. Они рассказали всё воспитателю, меня при всех детях назвали воровкой. Воспитатель предложила мне самой рассказать обо всём своим родителям, я пообещала, но не смогла, побоялась. Мне было очень тяжело, и тяжело вспоминать до сих пор. Больше я не хотела дарить подарки никому.

Решение: Хотелось бы, чтобы взрослые понимали, что дети не всегда знают, что можно, а что нельзя, чтобы они не спешили «приклеивать клеймо», а старались понять действия ребёнка и поддерживали его, когда он итак страдает».

2.1.9 «Мальчик Петя четырёх с половиной лет неоднократно заставали у кроватки его новорожденной сестры. Он пытался пальчиком закрыть глаза малышке. Он объяснял свои действия тем, что хочет, чтобы она скорее уснула.

Решение: Очень часто дети мечтают о братишке или сестрёнке, но, когда они появляются, сталкиваются с тем, что родительское внимание полностью переключается на малыша. Дети начинают страдать, ревновать, считать, что их теперь не любят. Петя испытывал потребность во внимании со стороны родителей и уже знал по опыту, что он может его получить, только если сестрёнка уснёт, поэтому старался поскорее её усыпить. Родителям нужно больше внимания уделять Пете, говорить ему о своей любви, организовывать его совместные действия с малышкой (купание, прогулки и т.д.) Кстати, Петя, сам часто подходил к маме и спрашивал, любит ли она его». (А.В. Францева, Л.А. Теплова)

2.1.10 Мальчику Мише 11 лет подарили на день рождения конструктор. Он обрадовался и сразу стал что-то собирать. Папа играл с младшей дочкой на ковре. Через несколько минут мальчик стал просить о помощи, а папа в ответ: «Ты что, маленький?» Миша погрустнел и скоро бросил конструктор. С тех пор он к нему больше не подходил. Папа обижается, что сын игнорирует его подарок.

Решение: Эта ситуация похожа на предыдущую, хотя здесь мотив действий ребёнка не лежит на поверхности, поэтому папа его и не понял.Ребёнок не берёт конструктор не потому, что что-то не вышло, не от упрямства, а от тяжёлой обиды. Ведя себя так, он надеется, что родители разгадают его переживания. Эта обида возникла давно и связана с ревностью к младшей сестре, а в день рождения проявила себя в очередной раз. Действительно, особенно обидно, когда в твой день рождения внимание достаётся не тебе, а вновь и вновь младшей сестре, а тебе даже говорят, что ты не маленький и, значит, его не заслуживаешь.

Ревность старшего к младшему – очень частая причина детских переживаний и, как следствие, поведенческих проблем. Задача взрослых – дать ребёнку уверенность, что его любят, очень любят. Если он считает, что он не нужен родителям, так как они любят теперь младшего ребёнка, то нужно доказать обратное. Только любовь даёт чувство защищённости, она нужна в любом возрасте. У родителей может быть и три, и пять детей, а родительской любви и способов её демонстрации должно хватать на всех. Можно спросить старшего ребёнка – какую руку он больше любит, правую или левую? Какой глаз больше любит? Любить нельзя больше или меньше, если любишь, то это очень большое чувство, до неба. Психологи иногда, впрочем, советуют сказать старшему ребёнку, что его любят больше, ведь он сам больше, умнее, он уже надёжный друг.

В связи с этой проблемой приведём ещё один пример.

2.1.11 У воспитателя детского сада родился сын. Семилетняя дочь Таня, которая теперь стала старшим ребёнком в семье, стала ревновать маму к малышу. Она говорила ей о том, что мама её не любит, стала дерзить. Однажды, когда мама с дочкой находились в одной комнате, в соседней комнате заплакал малыш. Дочка сказала: «Иди к своему любимчику».

Решение: Мама ответила: «Я не пойду. Я только тебя люблю». И не пошла, осталась сидеть в комнате. Дочь удивлённо посмотрела, подождала немного и пошла к брату. Она стала его успокаивать, взяла его на руки, говоря ему: «Маленький, не плачь, бедненький, ты совсем один». После этого случая ревность девочки прошла.

Ситуация, возникшая в игре.

2.2.1 « Лёня ездит на велосипеде по квартире, представляя себя водителем большой машины. Мама зовёт кушать, Лёня отказывается, так как он не закончил доставку груза.

Решение: Мама берёт тарелку с кашей, садится на диван и говорит: «Товарищи водители, загоните свой автотранспорт в парк. К Вам прибыла передвижная столовая. Мы Вас ждём». Лёня подъезжает к дивану, ставит велосипед-машину «в парк», не забыв закрыть двери на ключ и включить сигнализацию. Лёня спокойно поел, после чего продолжил свой рейс на машине. Все довольны». (И.Л. Слободчикова)

2.2.2 «Когда я ехала в автобусе, то наблюдала такую ситуацию. Молодая бабушка готовилась к выходу, а её 3-летний внучек продолжал сидеть и «крутить баранку», представляя себя водителем автобуса. Бабушка разнервничалась, безуспешно пытаясь отвлечь ребёнка от его игры.

Решение: На помощь пришла посторонняя пожилая женщина. Она обратилась к мальчику: «Товарищ водитель, колесо стучит, возможно, в нём прокол. В целях безопасности нужно бы его осмотреть». Ребёнок побежал к двери на выход, бабушка даже не успела поблагодарить умную женщину».

2.2.3 «Мы с сестрой в детстве часто играли в автобус. Составляли стулья как сиденья в автобусе, брали тарелку вместо руля. Моя сестра была водителем, я – контролёром. Родители и куклы были пассажирами. Было уже поздно и пришло время ложиться спать, но мы с сестрой были полностью увлечены игрой.

Решение: Тогда папа свернул газету в трубочку и громко объявил: «Внимание, внимание! Сообщение из автобусного парка. Ввиду того, что вечером по прогнозу погоды ожидается сильный ураган, всем автобусам в целях безопасности пассажиров приказано вернуться в автобусный парк, а водителям идти домой спать. Свою работу в обычном режиме автобусы начнут завтра утром». Естественно, нам ничего не оставалось, как пойти спать».

2.2.4 «Этот случай произошёл с моим двоюродным братиком пятилетним Вовчиком. Он очень любил играть в стрелялки, гнаться за кем-нибудь. В тот день он бегал по дому с игрушечным пистолетом и игрушечной рацией и играл в полицейского. В роли преступника у него был домашний кот по имени Васька. Когда он в очередной раз гнался за своим воображаемым преступником, кот от испуга по лестнице залез на крышу дома и решил там остаться. Увлечённый преследованием, Вова стал лезть по этой лестнице на крышу. Когда он был уже почти на крыше, его увидел отец.

Решение: Мой дядя прижал руку ко рту, сделав вид, что держит в руках рацию, и стал громко кричать: «Первый, первый! Это второй! Он проник в дом. Быстро туда!» Вова сразу же забыл про кота на крыше, стал спускаться по лестнице вниз и побежал в дом, обрадованный новым развитием сюжета и увеличением количества участников игры.

Таким образом, отец ребёнка смог уменьшить риск от возникшей в игре ситуации, сохраняя уверенность Вовы в своих силах за счёт сохранения самой игры. Если бы он стал кричать: «Что ты делаешь, немедленно слезай с лестницы!», то ребёнок мог бы испугаться и упасть».

2.2.5 «Двое детей средней группы детского сада на прогулке играли в город, наводнённый чудовищами. Мальчик Даня в песочнице играл один и строил домик из песка. Мальчики бегали, увлечённые своей игрой. Потом они подбежали к Дане и стали пугать его монстрами. Даня расплакался и начал бегать от них, но мальчики продолжали преследовать его и описывать ему страшилищ, не обращая внимания на его слёзы.

Решение: Воспитатель подошла к ребятам и стала говорить о том, что в их городе становится действительно страшно. Что у неё в группе было два очень хороших мальчика, её помощника, но их заколдовали и теперь они стали монстрами и пугают других детей. Дети испугались, что воспитатель может их не узнать. Но она их успокоила, сказав, что может их расколдовать, чтобы они больше не превращались в монстров. Ребята согласились, воспитатель сделала пассы руками и сказала, что колдовство прошло и они снова добрые мальчики, которые не пугают других, например, Даню, а защищают их. Мальчики извинились перед Даней, а потом, уже по своей инициативе, помогли ему достроить домик из песка».

2.2.5 «Моей племяннице 5 лет. Очень часто, играя, она забывает обо всём. Как то я была у них в гостях, собрались ужинать, позвали за стол Алину. А она играет в собачку Альку: бегает на четвереньках с поводком, лает, не реагирует на слова взрослых. Папа стал ругать дочь, ситуация накалилась.

Решение: Я ей говорю: «Алька, пойдём со мной твои лапы мыть, они у тебя грязные. Беру за поводок, она с радостным лаем бежит в ванную. Помыв «лапы», я говорю: «Давай скорее, а то твои косточки в миске остывают». Аля бежит за стол».

2.2.7 «Мама мальчика ушла в магазин, а ему до своего прихода запретила выходить на улицу. К мальчику пришёл друг, и они стали играть в войну. Друг побежал на улицу, сказав, что он будет атаковать снаружи. Он стал бросать в окно снежки. Не долго думая, мальчик взял на кухне картошку, недавно купленную на рынке, и стал вести ответный огонь по другу через форточку. Вернулась мама, но сын её не заметил и продолжал оборону. Игра закончилась, когда вся картошка была использована в качестве снарядов.

Решение: Мама могла войти в игру в качестве парламентёра, размахивая белым флагом и предлагая сесть за стол переговоров, или майора, который как старший по званию отдаёт приказ прекратить огонь. Можно дальше отправить ребёнка собирать неразорвавшиеся снаряды.

После окончания игровых действий необходимо обсудить с ребёнком его действия. Важно помочь понять, что в игре всё понарошку, что для неё выбираются время, место и оборудование. Если выброшенную картошку уже не собрать, то можно подумать с ребёнком, чем вы будете заменять картошку в течение недели».

2.2.8 «Маленькая Лена часто носила с собой палочку, брала её домой. Это была у неё особая палочка, она с ней разговаривала, шепталась, ругала. Когда она обижалась на неё, то ставила её в угол. Иногда обижалась настолько, что заводила себе новую палочку.

Решение: К сожалению, в жизни данная ситуация не была решена. Лена была очень замкнутой, в классе у неё не было друзей, и она обычно держалась в стороне от ребят. Мама воспитывала её одна, ругала её почти постоянно, повышала на неё голос. Палочка стала отдушиной, в которой ребёнок мог снимать своё напряжение, наказывая палочку после того, как наказали её саму. Палочка помогла девочке создать свой игровой мир и уйти в него из травмирующего её реального мира.

Важно было понять, насколько страдает ребёнок, создать так нужную ей для жизни обстановку понимания, уважения и поддержки, помочь ей найти друзей».

Ситуация проверки границ.

2.3.1 «Я говорю своей трёхлетней дочери Валентине, что по линолеуму бегать в носках нельзя, так как можно поскользнуться, упасть и будет больно. Моя красавица дождалась, пока я не буду за ней наблюдать, сняла тапочки и с разбегу вылетела на линолеум. На повороте в другую комнату она шлёпнулась и заревела.

Решение: Я, конечно же, сразу растёрла ушибленное место и говорю Вале: «Ну, что, проверила, почему нельзя бегать в носках?». В ответ слышу рыдающее «да». Больше она так не делала, а если оказывалась в носках и без тапочек, то старалась двигаться осторожно, помня, как она бухнулась, и как потом было больно».

2.3.2 «Недавно мой племянник, которому 6 лет, играл с котёнком. Мама сказала ему, чтобы он ни в коем случае не тянул кота за хвост. Миша в ответ покивал головой и, как только мама отвернулась, дёрнул котёнка за хвост.

Решение: Котёнок рассердился и оцарапал Мише руку. Миша расплакался. Тогда мама обняла его и сказала: «Вот если бы ты играл с другом, вам было бы очень весело, и тут вдруг он ударил бы тебя по носу. Что бы ты сделал?» Миша после минутного молчания ответил: «Дал бы сдачи». После чего подошёл к коту и погладил его».

Как мы видим, в двух этих ситуациях дети ощутили на себе последствия нарушения запрета и сами сделали нужные выводы.

2.3.3 «Во время тихого часа в детском саду воспитатель не разрешает баловаться и разговаривать, а, тем более, будить спящих детей. Девочка Карина болела и месяц не ходила в детский сад, поэтому у неё сбился режим дневного сна. Наступил тихий час, а Карине не хочется спать. Ей скучно и тяжело просто так лежать в течение двух часов. Как только воспитатель выходит, он начинает во весь голос гудеть, дудеть и т.д. Просыпается её соседка по кроватке, они начинают весело смеяться и дудеть вместе. На шум входит воспитатель. Девочки делают вид, что спят, но они ещё не владеют искусством лицедейства. Педагог делает им замечание, объясняет, что они так могут разбудить всех ребят группы. Воспитатель какое-то время находится в спальне, ждёт, пока девочки закроют глаза и попытаются заснуть. Когда воспитатель снова выходит из спальни, Карина встаёт в своей кровати и начинает трясти своё одеяло, взбивать подушку, стряхивать какие-то крошки с простыни, снова создавая в спальной комнате шум. Педагог, увидев, что происходит, запрещает ей возиться с постельным бельём и просит лечь. Девочка ложится и начинает играть со своими пальчиками, шёпотом разговаривая с ними. Воспитатель видела это, но замечаний не делала.

Решение: На следующий день воспитатель ещё раз объяснила Карине, что нельзя делать во время тихого часа и почему. Он разрешила Карине взять с собой в кровать мягкую игрушку. Если будет не заснуть, то можно тихонечко поговорить, поиграть с игрушкой, не мешая другим спать. Девочка в этот день тоже не спала, но она уже не мешала другим. Она тихо разговаривала с игрушкой, укладывала её спать и т.д., не боясь, что взрослому это не понравится. Она точно знала, что можно делать, а что нельзя». (И.Б. Егорова)

2.3.4 «В детском саду проводились музыкальные занятия, и все дети играли на музыкальных инструментах, в другое время им не разрешалось этого делать. Но Маше очень хотелось поиграть в бубен, она достала его и стала играть. Воспитательница попросила Машу положить бубен на место, Маша не послушалась. Воспитательница попросила её ещё раз, уточнив, что от шума у детей может заболеть голова. Маша продолжала играть.

Решение: Воспитательница подошла к девочке и сказала, что тот, кто хочет наиграться сейчас, не сможет играть на музыкальном занятии. Маша любила музыкальные занятия и поняла, что её упрямство не окажется безнаказанным. Она отдала бубен и больше так не делала».

2.3.5 «Когда моему сыну Антону было 8 лет, он дружил с мальчиком Вовой, который был на год старше. Я чувствовала, что Антону не очень нравится с ним дружить, но он почему-то не мог сказать «нет». Мне казалось, он дружил с ним из-за того, что Вова старше, сильнее, более ловкий, умелый, чем он. Я понимала, что дружба эта удручает его. Как все дети они часто обменивались игрушками. Но у Вовы была такая черта, когда они поссорятся, начинал требовать все свои игрушки обратно, причем даже те, которые числились пропавшими, поломанными или обменянными на другие. И каждый раз, когда мы с Антоном бродили по всему дому, ища Вовины игрушки, я просила: «не меняйся с ним, ведь придет забирать». Наконец, устав от повторяющихся ситуаций, я убедила Антона, что меняться с Вовой игрушками больше нельзя. Однажды пришла с работы и увидела, что он опять поменялся. Он не мог сказать «нет».

Решение: На улице была пурга, но я сказала Антону, чтобы он оделся, взял игрушки и мы пошли с ним на другой конец села, чтобы вернуть их. Я считаю, что в этой ситуации поступила жестко. Но зато она больше не повторялась, Антон перестал обмениваться игрушками с Вовой. Интересно, что дружба с Вовой стала постепенно угасать, у него появились другие увлечения».

2.3.6 «Дочка Маша 8 лет смотрит телевизор по 4-5 часов в день, забывая про уроки и домашние дела.

Решение: Мы вместе с ней обсудили проблему подготовки уроков, чтения, физической активности и приняли решение: смотреть телевизор можно, только если сделаны все уроки и прочитано 10-15 страниц из книги; нельзя смотреть телевизор больше 2 часов в день.

Не смотря на то, что Маша поняла необходимость этого правила, на деле она попыталась его не выполнять, то есть не читать по 15 страниц и смотреть телевизор 3-4 часа. Нам пришлось принять решение о поощрении исполнения правил и наказании за их нарушение. Если ребёнок не нарушил в данный день правило, то вечером мы всей семьёй играем в её любимые игры: «Эрудит», «Монополию» или шашки. Если же наша договорённость нарушалась, то следовали наказания:

1) Маша должна была прочитать не менее 30 страниц книги;

2) прибраться в одном из выдвижных ящиков в своей комнате;

3) на следующий день просмотр телевизора сокращался до 30-40 минут.

В настоящее время все эти правила продолжают действовать, но мы добавили поощрения за соблюдение договорённости:

- в выходные поход в лес с семьёй;

- если телевизор совсем не включался, то идём в кинотеатр на семейное кино;

- разрешаем лечь спать на полчаса позднее.

Никаких дополнительных мер за нарушение правил мы не ввели, так как дочь всегда теперь соблюдает нашу договорённость».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 449; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.63.90 (0.034 с.)