Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психодиагностические ситуацииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В. Н. Дружинин видит особенность диагностической ситуации в том, что она создается совместными усилиями двух участников диагностического процесса: психодиагностом и обследуемым. Для первого из них взаимодействие с обследуемым в диагностической ситуации выступает как часть решаемой научно-практической задачи. Для второго участие в диагностическом процессе является событием, определяющим его дальнейший жизненный путь. В настоящее время можно выделить несколько вариантов систематизации психодиагностических ситуаций. 1 Первая классификация предполагает выделение двух видов диагностических ситуаций: клиента и экспертизы. Ситуация клиента: человек обращается за помощью к психодиагносту. Если психодиагност имеет дело с клиентом который уже начал формулировать свою задачу (а именно здесь и начинается реальное оказание помощи), то он встретится с удивительным к себе отношением клиента открытость направленностью на сотрудничество. Клиент готов выполнять все инструкции, он вносит в них свое, уточняет, переспрашивает, просит еще и еще заданий. Эта ситуация резко повышает требования к личностным качествам психодиагноста, к его умению не смешивать профессиональную работу и личных отношения с клиентами. Клиент мотивирован. Он фрустрирован конфликтностью своей жизни, общим недифференцированным переживанием дисгармонии, настоятельно ищет ей объяснение. Всякая методика попадает на почву активного внутреннего диалога с самим собой, в котором человек всегда балансирует между аутоагрессивными и гетероагрессивными тенденциями. Происходит взаимодействие методики с испытуемым. В результате этого взаимодействия возникает стихийная интерпретация, переформулирование конфликта, имеющего особую природу, на язык той методики, которая предложена испытуемому. Клиенты жалуются на свое неблагополучие, взывают о помощи путем невольного искажения результатов в сторону аггравации симптомов. Т.о., психодиагностдолжен учитывать: а) прямой перенос тестовых норм из диагностической ситуации научного типа (добровольные или оплачиваемые испытуемые) в консультацию (диагностическая ситуация типа «клиент») может привести к грубым диагностическим ошибкам; б) подбор методик, как правило, приводит к неизбежному подтверждению исходных гипотез о локусе конфликтности, так как сам испытуемый охотно несознательно принимает язык данной методики для описания конфликта, подвергается внушению со стороны вопросов и заданий методики (это ведет к автоматическому ограничению диагностического поиска и созданию особых «инструментальных мифов» — продуктов ограниченного подбора стандартизованных методик, артефактов). Ситуация экспертизы: человек знает, что подвергается экспертизе, старается выдержать «экзамен», а для этого вполне осознанно контролирует свое поведение и свои ответы так, чтобы предстать в максимально выигрышном свете (или добиться своей цели даже ценой симуляции отклонений и расстройств). Такова реальность психодиагностической экспертизы, которая является для клиента экзаменом на его “социальную зрелость”, а для психодиагноста - экзаменом на его умение решать психологические задачи. Ситуация экспертизы, в которой человек оказывается не по своей воле, приводит к его предельной ориентации на социально-одобряемые, «правильные» формы поведения, к отказу от собственной индивидуальности и мгновенной подстройке даже под малейшую эмоциональную реакцию эксперта. В данном случае обследуемый со своей стороны решает задачу – как выглядеть более «правильным» и строит такое отношение к заданиям теста, которое могло быть не предусмотрено разработчиком методики. Если обследование носит характер экспертизы, то это обстоятельство может сделать невозможным сопоставление индивидуального результата с нормами, полученными в ситуации доверительного контакта. В таком случае результаты обследования будут сдвигаться в сторону высокой оценки, и диагностический инструмент фактически потеряет способность правильно дифференцировать испытуемых. В данном случае необходимо либо разрабатывать частные нормы, либо отказаться от использования методики, либо строить ситуацию тестирования не как ситуацию экспертизы. Ситуации экспертизы в большей степени отвечают клинические методы, проективные и диалоговые, а также опросники, с тщательно выверенным содержанием заданий. Другая классификация психодиагностических ситуаций, строящаяся на основании трех признаков: - субъекта, - цели использования полученных в психодиагностическом процессе данных, - ответственности практического психолога за выбор способов вмешательства в судьбу обследуемого человека, предполагает выделение четырех типов диагностических ситуаций, в которых использование полученных данных осуществляется следующими участниками диагностического процесса: 1. Данные используются специалистом-смежником для постановки непсихологического диагноза или формулирования административного решения. Эта ситуация типична для использования психодиагностических данных в медицине. Психодиагност выносит суждение о специфических особенностях мышления, памяти, личности больного, а врач ставит медицинский диагноз. Психодиагност не несет ответственности ни за диагноз, ни за то, какое именно лечение будет проведено больному врачом. По той же схеме происходит использование психодиагностических данных при психодиагностике по запросу суда, психодиагностике профессиональной компетентности работника или профпригодности по запросу администрации. В данных ситуациях наиболее часто употребляются объективные тесты и тесты-опросники, причем последние иногда основаны не на психологических категориях, а на категориях (системе понятий) заказчика. В этой ситуации главное требование к методам – лёгкость перевода получаемых с их помощью данных на язык самого обследуемого. В данном случае психодиагност выступает в качестве эксперта, давая свою оценку наряду с прочими участниками. Он должен следить за тем, чтобы характер использования результатов не выходил за рамки, очерченные требованиями профессиональной этики. С этой целью документ, который готовит психодиагност для заказчика, должен содержать информацию об ограничениях в использовании результатов. 2. Данные используются самим психодиагностом для постановки психологического диагноза, хотя вмешательство в ситуацию обследуемого осуществляется специалистом другого профиля. Такова, например, ситуация психодиагностики применительно к поиску причин школьной неуспеваемости: диагноз имеет психолого-педагогический характер, а работу по его реализации в жизнь проводят учителя, родители, другие воспитатели. Цели и методы решения задачи определяет педагог, а диагност выполняет вспомогательную функцию, а именно: проводит психодиагностику ученика, дает его психологический портрет и прогнозирует результат педагогического воздействия, а в некоторых случаях проводит и вторичную пс-кую диагностику после воздействия. Этот тип задач в большинстве случаев связан с обслуживанием общеобразовательной функции школы. На этапе интерпретации результатов возникает проблема перевода психодиагностической информации и психологических рекомендаций на язык её пользователя. Сообщая этим лицам результаты психодиагностического обследования психодиагност должен исходить из того, каждый из пользователей его информации должен быть подготовлен к ее восприятию и применению. Целесообразно, чтобы пользователь сформирован в отношении получаемой информации свою личную задачу - задачу понимания значимости этой информации и для себя и для того человека, на которого они будут воздействовать. Надо, сообщая информацию о клиенте, в этих ситуациях использовать данные объективных, стандартизованных методов, чтобы пользователь получил более или менее долгосрочный прогноз в отношении информации о клиенте. Например, школьный психолог, сообщая информацию о причинах плохой успеваемости школьника, показывает роль пользователя этой информации в происхождении и возможном устранении этих причин. Психодиагносту важно учитывать, что в большинстве случаев пользователя оценочное отношение к информации и при ее сообщении. Он должен предложить социально адекватное восприятие информации, введя, например, контекст возрастной или индивидуальной нормы психического развития. Это позволит пользователю уйти от самостоятельной интерпретации психодиагностической информации в свете своих социальных задач взаимодействия с обследованным человеком. Кроме того, перед психодиагностом встают этические проблемы, поскольку он должен исходить из гуманистического принципа защиты личности ребенка. 3. Данные используются самим психодиагностом для постановки психологического диагноза, а последний служит ему основанием (или основанием для действий его коллеги) для разработки путей воздействия. Такова ситуация психодиагностики в условиях консультации. Информация зачастую рассчитана на регулирование тактики практической работы психодиагноста, соотнесение с «нормой» имеет меньшее значение, поэтому чаще используются идеографические техники, проективные и диалогические методы. Не меньшее значение имеет фактор "заказчика". Запрос психодиагносту может поступать от педагога, от родителей, от самого школьника. Кроме того, сам психодиагност может поставить перед собой эту задачу. 4. Диагностические данные используются самим обследуемым в целях саморазвития, коррекции поведения. В этой ситуации психодиагност несет ответственность за корректность данных, за этические, деонтологические аспекты «диагноза» и лишь частично - за то, как этот диагноз будет использован клиентом. Главное требование к методам - легкость перевода получаемых с их помощью данных на язык самого обследуемого. В качестве положительных сторон данной классификации следует отметить то, что она позволяет определить пределы ответственности психодиагноста за достоверность получаемых в процессе обследования данных и за их дальнейшее использование. Вместе с тем, рассматривая диагностическую ситуацию только со стороны ее «выхода», т.е. использования полученных в процессе обследования данных, эта типология носит ограниченный характер.
|
|||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 2093; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.205.149 (0.01 с.) |