Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выразительных движений внимания школьников

Поиск

 

Степень внимания Параметры
Слабое Уменьшение размеров глазной щели, понижение напряженности взгляда, уменьшение лицевой обращенности, голова опущена, понижение тонуса шеи, уменьшение обращенности туловища, понижение тонуса спины, отдаление локтей относительно друг друга, понижение тонуса ног.
Среднее Увеличение размеров глазной щели, повышение напряженности взгляда, увеличение лицевой обращенности, повышение тонуса шеи, повышение тонуса спины, повышение тонуса правой руки.
Сильное Увеличение размеров глазной щели, повышение напряженности взгляда, уголки рта оттянуты назад и кверху, повышение тонуса рта, увеличение лицевой обращенности, голова поднята, повышение тонуса шеи, движение туловища вперед, повышение тонуса спины, повышение тонуса правой руки, повышение тонуса левой руки, повышение тонуса ног.
Очень сильное Увеличение размеров глазной щели, повышение напряженности взгляда, ноздри расширены, уголки рта оттянуты назад и кверху, повышение тонуса рта, движение туловища вперед, увеличение обращенности туловища, повышение тонуса спины, повышение тонуса правой кисти, повышение тонуса левой кисти, повышение тонуса ног.

МЕТОДИКА НАБЛЮДЕНИЯ
ЗА СЛОВЕСНЫМИ ВОЗДЕЙСТВИЯМИ УЧИТЕЛЯ НА УРОКЕ (СОСТАВИТЕЛЬ РЕГУШ Л.А.)

Цель:дать характеристику словесных воздействий учителя на уроке.

Инструкцияэксперту-наблюдателю:

I. Подготовка к посещению урока (занятия).

1. Уточнить и понять цели экспертизы коммуникативной культуры учителя, а также цель наблюдения.

2. Внимательно изучить схему наблюдения.

3. Вспомнить или заново познакомиться со спецификой метода наблюдения и требованиями к нему.

4. Настроить себя на объективную фиксацию наблюдаемого, исключив влияние субъективных установок на учителя, процесс и результат наблюдения.

5. Познакомиться со словарем терминов, раскрывающих смысл различных видов словесных воздействий; при необходимости обратиться к специальной литературе.

II. Проведение наблюдения.

1. При знакомстве с учителем, урок которого наблюдается, и установлении контакта с ним избегать формулирования конкретной цели наблюдения.

2. Фиксация наблюдаемых словесных воздействий ведется по схеме (см. таблицу 2, где в графе 4 записываются слова обращения, высказывания, которые могут быть отнесены к тому или иному виду воздействий). Если возникают трудности в отнесении тех или иных высказываний к определенному виду, можно воспользоваться словарем терминов.

3. Необходимо записывать словесные воздействия, отсутствующие в схеме, но имеющиеся в речи учителя. Этот материал следует использовать при проведении анализа и подведении итогов.

 

Словарь терминов, раскрывающих смысл различных видов словесных воздействий

(составлен по: Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1964)

Замечание - выговор, указание на ошибку.

Интонация - повышение или понижение голоса при произношении; манера произношения, отражающая чувства говорящего.

Инструкция - сформулированная в слове последовательность действий.

Ирония - тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме.

Команда - краткий устный приказ.

Нравоучение - поучение, внушение нравственных правил.

Нотация - наставление, выговор.

Ободрение - внушение бодрости, поднятие настроения.

Порицание - выговор, осуждение.

Поощрение - то, что поощряет; одобрение, награда, содействие, сочувствие, возбуждающее желание делать хорошо, лучше.

Просьба - обращение, призывающее удовлетворить какие-либо нужды, желания

Распоряжение - 1) то же, что и приказание; 2) забота об устройстве, использовании, применении чего-либо.

Угроза - запугивание, обещание причинить зло.

Указание - наставление, разъяснение, указывающее, как действовать.

Упрек - неудовольствие, неодобрение или обвинение, высказанное кому-нибудь.

Юмор - беззлобно-насмешливое отношение к чему-нибудь.

Схема наблюдения

Ранговое место словесного воздействия при высоком уровне понимания учителем учеников Виды словесных воздействий Ранговое место словесного воздействия при низком уровне понимания учителем учеников Слова, высказывания, обращения того или иного вида воздействия на разных этапах урока Всего воздействий того или иного вида у наблюдаемого учителя Ранговое место того или иного вида воздействий у наблюдаемого учителя
           
- Нравоучение        
- Нотация        
  Название фамилий        
  Повышение интонации        
- Дисциплинирование - приказ        
- Замечание        
- Угроза        
  Команда        
- Упрек        
- Просьба        
  Распоряжение        
  Инструктирование        
  Поощрение -      
  Юмор -      
  Ободрение -      
  Диалог -      
  Порицание -      
  Ирония -      

 

III. Обработка результатов наблюдения и формулирование выводов.

1. Подсчитать количество слов-воздействий каждого вида и записать соответствующую цифру в графу 5.

2. Определить ранговое место каждого вида воздействий и проставить эти данные в графе 6.

3. Соотнести ранговые места того или иного вида воздействий, которые на­блюдались у учителя на уроке, с данными, представленными в графах 1 и 3.

Примечание. В графе 1 приведены ранговые места словесных воздействий, которые характерны для учителей, имеющих высокий уровень понимания учащихся. В графе 3 приведены ранговые места словесных воздействий для учителей, имеющих низкий уровень понимания учащихся. Характеристика ранговых мест этих видов воздействий получена в исследовании С.В.Кондратьевой (Кондратьева С.В. Психологические проблемы понимания людьми друг друга //Психология межличностного познания. М., 1981).

4. Сделать вывод:

а) о наиболее характерных для данного учителя словесных воздействиях на учащихся, принимая во внимание, что 1-4 - высокие; 5-8 - средние; 9-12 - низкие ранговые места того или иного вида воздействий;

б) свидетельствуют ли эти, наиболее характерные виды воздействий учителя, о его понимании учащихся, учитывая, что одним из основных показателей коммуникативной культуры является понимание ученика.

5. Если проведенная обработка не позволяет определенно дать заключение о наиболее характерных словесных воздействиях учителя, то нужно обратиться к тем видам воздействий, которые не указаны в схеме, но которые вы установили и зафиксировали в ходе наблюдения, и использовать эти данные для разрешения сомнений.

КАРТА ТРЕВОГОФОРМИРУЮЩИХ ФАКТОРОВ НА УРОКЕ

(по Гормину А.С.)

 

Тревогоформирующий способ (акт) воздействия Даты посещения уроков Уровень осозн. применен.
1. Затянутый, фиксированный организационный момент в форме цели, а не средства                    
2. Трансактные стимулы: 2.1. Резкие обращения                    
2.2. Родительская оценка                    
2.3. Обращение к детской позиции                    
2.4. Пересек. трансакции                    
3. Отсутствие учета мнения ученика (авторитарная позиция)                    
4. Предоставление выбора без поддержки                    
5. Сравнение учащихся                    
6. Применение унизительного обращения                    
7. Выполнение задания на скорость                    
8. Публичная демонстрация несостоятельности                    
9. Замечания о внешности и одежде                    
10. Прерывание рассказа для замечания                    
11. Отсутствие эмпатических замечаний и действий                    
12. "Тревожное" лицо                    
13. Отсутствие поддержки                    
14. Фиксирование взгляда на неодушевленных предмете                    
15. Наличие "угроз"                    
16. Использование соревновательных элементов                    
17. Фиксирование внимания на негативных моментах                    
Невербальные угрожающие сигналы                    

 

КАРТА НАБЛЮДЕНИЯ (параметрическая)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 457; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.107.1 (0.006 с.)