Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Выразительных движений внимания школьниковСодержание книги
Поиск на нашем сайте
МЕТОДИКА НАБЛЮДЕНИЯ Цель:дать характеристику словесных воздействий учителя на уроке. Инструкцияэксперту-наблюдателю: I. Подготовка к посещению урока (занятия). 1. Уточнить и понять цели экспертизы коммуникативной культуры учителя, а также цель наблюдения. 2. Внимательно изучить схему наблюдения. 3. Вспомнить или заново познакомиться со спецификой метода наблюдения и требованиями к нему. 4. Настроить себя на объективную фиксацию наблюдаемого, исключив влияние субъективных установок на учителя, процесс и результат наблюдения. 5. Познакомиться со словарем терминов, раскрывающих смысл различных видов словесных воздействий; при необходимости обратиться к специальной литературе. II. Проведение наблюдения. 1. При знакомстве с учителем, урок которого наблюдается, и установлении контакта с ним избегать формулирования конкретной цели наблюдения. 2. Фиксация наблюдаемых словесных воздействий ведется по схеме (см. таблицу 2, где в графе 4 записываются слова обращения, высказывания, которые могут быть отнесены к тому или иному виду воздействий). Если возникают трудности в отнесении тех или иных высказываний к определенному виду, можно воспользоваться словарем терминов. 3. Необходимо записывать словесные воздействия, отсутствующие в схеме, но имеющиеся в речи учителя. Этот материал следует использовать при проведении анализа и подведении итогов.
Словарь терминов, раскрывающих смысл различных видов словесных воздействий (составлен по: Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1964) Замечание - выговор, указание на ошибку. Интонация - повышение или понижение голоса при произношении; манера произношения, отражающая чувства говорящего. Инструкция - сформулированная в слове последовательность действий. Ирония - тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме. Команда - краткий устный приказ. Нравоучение - поучение, внушение нравственных правил. Нотация - наставление, выговор. Ободрение - внушение бодрости, поднятие настроения. Порицание - выговор, осуждение. Поощрение - то, что поощряет; одобрение, награда, содействие, сочувствие, возбуждающее желание делать хорошо, лучше. Просьба - обращение, призывающее удовлетворить какие-либо нужды, желания Распоряжение - 1) то же, что и приказание; 2) забота об устройстве, использовании, применении чего-либо. Угроза - запугивание, обещание причинить зло. Указание - наставление, разъяснение, указывающее, как действовать. Упрек - неудовольствие, неодобрение или обвинение, высказанное кому-нибудь. Юмор - беззлобно-насмешливое отношение к чему-нибудь. Схема наблюдения
III. Обработка результатов наблюдения и формулирование выводов. 1. Подсчитать количество слов-воздействий каждого вида и записать соответствующую цифру в графу 5. 2. Определить ранговое место каждого вида воздействий и проставить эти данные в графе 6. 3. Соотнести ранговые места того или иного вида воздействий, которые наблюдались у учителя на уроке, с данными, представленными в графах 1 и 3. Примечание. В графе 1 приведены ранговые места словесных воздействий, которые характерны для учителей, имеющих высокий уровень понимания учащихся. В графе 3 приведены ранговые места словесных воздействий для учителей, имеющих низкий уровень понимания учащихся. Характеристика ранговых мест этих видов воздействий получена в исследовании С.В.Кондратьевой (Кондратьева С.В. Психологические проблемы понимания людьми друг друга //Психология межличностного познания. М., 1981). 4. Сделать вывод: а) о наиболее характерных для данного учителя словесных воздействиях на учащихся, принимая во внимание, что 1-4 - высокие; 5-8 - средние; 9-12 - низкие ранговые места того или иного вида воздействий; б) свидетельствуют ли эти, наиболее характерные виды воздействий учителя, о его понимании учащихся, учитывая, что одним из основных показателей коммуникативной культуры является понимание ученика. 5. Если проведенная обработка не позволяет определенно дать заключение о наиболее характерных словесных воздействиях учителя, то нужно обратиться к тем видам воздействий, которые не указаны в схеме, но которые вы установили и зафиксировали в ходе наблюдения, и использовать эти данные для разрешения сомнений. КАРТА ТРЕВОГОФОРМИРУЮЩИХ ФАКТОРОВ НА УРОКЕ (по Гормину А.С.)
КАРТА НАБЛЮДЕНИЯ (параметрическая)
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 457; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.107.1 (0.006 с.) |