ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ОБРАБОТКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ДИАГНОСТИКИ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ОБРАБОТКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ДИАГНОСТИКИ



1. ПОДСЧЕТ СЫРОГО БАЛЛА

Типичный измери­тельный тест в психодиагностике - это последовательность кратких заданий, или пунктов, дающая в результате ее выполнения испытуе­мым последовательность исходов, которая затем подвергается одно­значной количественной интерпретации. Примеры интерпретации в интеллектуальных тестах, состоящих из отдельных задач: «правиль­ное решение», «ошибочное решение», «отсутствие ответа» (пропуск задачи из-за нехватки времени). Примеры интерпретации в случае лич­ностных опросников, состоящих из высказываний, предлагаемых для подтверждения испытуемым: «подтверждение» (ответ «верно»), «от­вержение» (ответы «не согласен», «неверно»).

Рассмотрим внешнюю сторону типичной процедуры «ручной» обработки данных психодиагностического тестирования. Испытуемый возвращает психологу бланк обследования, на котором отмечены выбранные им варианты ответов на вопросы (задания) психодиагностического теста. Психолог подсчитывает количество «попаданий» ответов испытуемого в соответствии c диагностическим «ключом».

Суммарный балл по тесту подсчитывается с помощью ключа: ключ устанавливает числовое значение исхода по каждому пункту. Напри­мер, за правильное решение задания дается «+1», за неправильное решение или пропуск - «0». Тогда балл буквально выражает количе­ство правильных ответов.

В ключе могут быть так называемые «прямые вопросы», при обработке которых положительный ответ оцениваются в 1 балл при совпадении с ключом. Есть и «обратные» вопросы, которым присваивается 1 балл за ответ «нет». Или если шкала порядковая, выше согласие, тем ниже балл.

Первоначальный суммарный балл, подсчитанный с помощью ключа, не является показателем, который можно диагностически интерпретировать. Его называют в тестологии «сырым тестовым баллом». Так, например, ребенок шести лет, выполняя тест умственного развития, получил балл, равный 117. Как это понимать? Хорошо это или плохо? Часто ли такой показатель встречается у детей данного возраста? Количественный результат как таковой ничего не означает. Очевидно, нужно располагать точкой отсчета и какими-то строго определенными мерами, чтобы с их помощью оценивать полученные при диагностировании индивидуальные и групповые данные. Возникает вопрос, что за эту точку отсчета брать? В традиционном тестировании такая точка добывается статистическим путем — это так называемая статистическая норма.

2. ПЕРЕВОД ТЕСТОВЫХ БАЛЛОВ ИЗ «СЫРОЙ» ШКАЛЫ В «СТАНДАРТНУЮ»

Представьте себе, что вы сравниваете показатели трёх тестов тревожности. В одном тесте 25 вопросов, в другом 10, а третий тест – это физиологический показатель электрического сопротивления кожи (это объективный показатель тревожности, измеряется в Омах). Как сопоставить результаты этих тестов? Скорее всего, Вам придётся перевести эти показатель в единую шкалу измерения. Представьте, что Вы изучаете рост спортсменов на соревнованиях, для чего используете их анкеты. В анкете американца указан рост в дюймах, англичанина в футах, украинца в сантиметрах. Ваши первые действия? Скорее всего, Вы переведёте рост всех спортсменов в сантиметры по следующим формулам: Рост в см = рост в дюймах * 2,54 Рост в см = рост в футах * 30,48. Заранее отметим, что обе формулы имеют одинаковое математическое происхождение, а именно – отражают линейное (пропорциональное) преобразование по формуле прямой y=kx+b, только коэфициент b в нашем случае равен нулю.

«Стандартизация тестового балла» - процедура преобразования ответов испытуемого в диагностический показатель; процедура перевода баллов из «сырой» шкалы в «стандартную».

Значение стандартизации

Применение стандартных шкал необходимо для соотнесения ре­зультатов по разным тестам, для построения «диагностических про­филей» по батарее тестов и тому подобных целей.

Стандартизация необходима по нескольким причинам:

1. Когда тест содержит несколько шкал, далеко не всегда эти шкалы включают одинаковое количество заданий, кроме того не все шкалы будут иметь одинаковое среднее арифметическое. Чтобы можно было отобразить эти шкалы на едином графике-профиле, либо просто выяснить их соотношение они должны быть приведены к одной единице измерения, что и производится в процессе стандартизации.

2. Существует множество тестов, измеряющих одно и то же свойство. Для возможности сопоставления результатов этих тестов необходимо перевести результаты их всех в одну и ту же единицу измерения. Это успешно реализовано в разнообразных тестах интеллекта, которые используют IQ как универсальную шкалу. К сожалению, в личностных опросниках такого единогласия фактически нет.

3. Тест применяется для сравнения результатов со средним и для определения степени, в которой результаты отклоняются от среднего. Если этих показателей нет, то тест оказывается бессмысленным.

ТЕСТОВЫЕ НОРМЫ

Особое значение для психодиагностики имеет понятие «норма». Здесь, как и в случае с психологическим диагнозом, положение новичка затрудняется наличием обыденного значения этого слова, мешающего усвоению научного понятия. Что означает норма? Это - нормальный. Здоровый. Адекватный. А в психодиагностике – норма - это такой как большинство.

Что считать нормой? В отличие от медицинских наук, в нашей области до сих пор не существует общепринятого и четко сформулированного определения, что такое норма. На протяжении веков безумие считалось отклонением от нормы, которая сама по себе воспринималась как конечная и неоспоримая истина. Спустя сто лет более прагматичное и человечное определение нормы было дано Фрейдом, который сформулировал его как "способность трудиться и любить". Многие восприняли это определение как заслуживающее признания, и оно вошло в научный обиход. Позже широкое признание получило новое определение нормы как "адаптации к реальности ". В соответствии с этим критерием, нормальные люди видят реальность таковой, какая она есть, в то время как люди, страдающие эмоциональными или душевными расстройствами, воспринимают действительность в искаженном виде. Подобное определение, безусловно, предполагает, что существует реальная действительность, которая доступна человеческому уму, — положение, невероятное с философской точки зрения лет двести тому назад. Юм, Кант, Шопенгауэр и множество других философов были убеждены, что "реальная" действительность — всего лишь наше мнение о ней, субъективный образ, произвольное толкование. Все это свидетельствует о том, что современное понимание нормы также не является лучшим.

Статистическая норма — это средний диапазон значений на шкале измеряемого свойства (область, прилегающая к центральной линии на профиле). Нормой здесь считается близость значения свойства к тому уровню, который характеризует статистически среднего индивида.

Норма теста - "средний уровень развития большой совокупности людей, похожих на данного испытуемого по ряду социально-демографических характеристик". В большинстве случаев тестовые нормы определяются с помощью усреднения результатов тестирования большой выборки людей одного пола и примерно одинакового возраста и дифференциации полученных результатов по важнейшим показателям.

Возрастная норма характеризует средний уровень развития изучаемого свойства у большой группы психологически и физически здоровых людей, отобранных на случайной основе в различных возрастных группах. Если индивидуальные показатели ребенка оказываются выше нормы, то обычно говорят, что он по своему развитию опережает сверстников, и наоборот, если индивидуальные данные ниже нормы, то делается вывод о том, что он отстает от сверстников. Нормы тестов могут изменяться в результате динамики развития самого человека и смены условий его жизнедеятельности. Понятия «статистическая норма» применимо лишь для отдельных групп детской популяции, находящихся в пределах одного города, района, имеющих общую этническую принадлежность, одну категорию развития — то есть для той возрастной группы детей, на которой эта методика и стандартизировалась, а также для определенного диапазона времени (например, 90-е годы, начало XXI столетия и т. п.).

Так, например, нормы интеллектуального развития людей в начале нынешнего столетия были значительно ниже, чем в его конце. При десяти независимых исследуемых свойствах только один из 1024 человек окажется (с точки зрения статистики) нормальным (данные Б. С. Братуся, 1988). А для оценки психики важно измерять множество показателей.

Принцип отсчета от нормы заключается в использовании за «точку отсчета» (напр., для определения интеллекта) статистической нормы. Данные норм теста используются в качестве эталона, для того, чтобы посредством сравнения с ними объяснять смысл и значение оценок показателей любых других тестируемых.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.135.174 (0.007 с.)