Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Соблюдение процедуры тестирования

Поиск

Значение. Строгое соблюдение данных требований обеспечивает возможность сравнивать между собой показатели, полученные разными психологами, поскольку известно, что особенности сообщения инструкции (например, специфическая расстановка акцентов), объяснение целей обследования, реакции самого психодиагноста на вопросы и т.д. приводят к различным результатам. Это особенно важно при проведении групповых обследований, где будут сравниваться между собой результаты групп, изучаемых разными психологами.

1. Вначале испытуемым представляют тест и объясняют, для чего он предназначен, с какой целью проводится тестирование, какие данные в результате него могут быть получены и каким образом они могут быть использованы в жизни. Чаще всего сообщать обследуемому об истинном назначении перед началом работы не рекомендуется. Поскольку явный уход от ответа также может спровоцировать негативные ожидания, лучше всего использовать нейтральную причину. Содержание легенды зависит от ситуации, от инд. особ. обследуемого. Важно, чтобы она была правдоподобной. Цель обследования может описываться как изучение работоспособности, утомляемости, воображения (для проективных методов).

При этом нельзя называть полное название теста и его шкал, разрешать просматривать какие-либо методические материалы, а также просматривать заранее задания теста.

При объяснениях предпочтительнее слова «задание», а не «тест», «умения», а не «способности», «характер», а не «особенности личности». Другими словами, необходимо всячески избегать определений и оценок ситуации обследования, которые могут вызвать повышенное мотивационное напряжение.
2. В момент проведения обследования нельзя давать клиенту обратную связь, пока результаты не обработаны. Не следует влиять на процесс выполнения задания, направляя его усилия в определённое русло. Необходимо объяснить обследуемому, что вся информация в полном объёме будет доведена до него в своё время. Допускается лишь ободряющие реакции, похвала, удовлетворение работой обследуемого.

2. Предъявление инструкции. Проверка правильности понимания всеми испытуемыми. Инструкция, вполне доступная для понимания обычного ребенка, может оказаться не понятой ребенком с отклонением в развитии. В этом случае отрицательный результат выполнения задания отражает не возможности ребенка, а степень понимания инструкции или объем его вербальной памяти и может стать причиной диагностической ошибки.

В инструкции должно быть указано, как выбирать ответ и каким образом отмечать его в опроснике. Здесь же содержится информация, которую разработчик считает необходимым сообщить обследуемому. Например, «отвечайте так быстро, насколько это возможно» или «отвечайте на каждый вопрос искренне, это очень важно для того, чтобы мы имели возможность оказать вам необходимую помощь». Следует выделить ту информацию, которая может способствовать эффективной работе испытуемого, н-р о соблюдении конфиденциальности.

3. Перед тем, как проводить более сложные методики, желательно провести более простые, которые помогут втянуться в работу (например, рисуночный тест). Иногда предлагают чередовать более трудные и более легкие

4. Общий темп обследования должен быть приспособлен к индивидуальным особенностям ребенка: нельзя торопить медлительных детей и нужно быть готовым к быстрой смене заданий в случае высокого темпа умственной деятельности. Контроль за состоянием ребенка, учет возможных колебаний его настроения и мотивации необходимы на протяжении всей процедуры обследования. Важно вовремя замечать у ребенка признаки скуки, усталости, волнения или физического дискомфорта и соответственно реагировать: прерывать обследование, менять характер задания, устраивать игровую паузу и т.д.

Недопустимым считается мотивировать ребенка путем сравнения его с другими детьми или через соревнование, прибегать к использованию или обещанию каких-либо наград, так как это вносит существенные отклонения в стандартные условия мотивации детей в процессе обследования.

Оформление теста

Разработчикам тестов хорошо известно, что от оформления, формы представления методики, что определяется как ее очевидная (лицевая) валидность, зависит, насколько серьезно воспринимается она испытуемыми в качестве инструмента обследования. В любом опроснике должен быть представлен блок основной информации, который включает его название, а также вопросы, касающиеся имени, пола, возраста, образования и некоторых других необходимых для исследователя данных. Обязательно указывается дата заполнения опросника.

Формирование мотивации на психологическое обследование

1. По возможности маскировать позицию исследователя, чтобы снизить эффект присутствия наблюдателя; с этой целью моделируется ситуация простой беседы, обращения за какой-либо помощью или советом к обследуемому и т.д.;

2. В определённой мере занижать значимость обследования, чтобы исключить страх перед последствиями изучения личности; преуменьшать различие задач, стоящих перед испытуемым и психологом, если задачи обследования находятся в определённом резонансе с задачами клиента, мотивационное напряжение может несколько снижаться;

3. Нейтрализовать «миф», будто цель психологического тестирования – выявление психической патологии (смешение понятий «психолог» – «психиатр») или сбор «компромата»;

4. Исключать из поля зрения обследуемого результаты обследований, карты психодиагностического обследования, психологические портреты и прочую документацию;

5. Определять цель обследования, прежде всего, как самопознание, помощь обследуемому; объяснять, что обследование полезно для самого человека, так как предохраняет его от поверхностной, предубеждённой его оценки со стороны;

6. Использовать результаты обследований в индивидуально-пс-кой работе с человеком;

7. Гарантировать обследуемому ознакомление с результатами обследования с целью формирования интереса к особенностям своей личности;

8. Если заказчиком является сам обследуемый, необходимо гарантировать неразглашение результатов обследования;

Отказ от обследования

Необходимо учитывать возможность отказа обследуемого от работы либо сразу после предъявления инструкции, либо через некоторое время после начала работы, а также некоторых форм ухода от соблюдения инструкции. Причинами отказов могут быть: затруднения в мобилизации ресурсов воображения, депрессия, сверхоподозрительность. Отказ по причине подозрительности, закрытости обследуемого труднее всего преодолеть. Главный способ борьбы с отказами такого рода – их профилактика. Необходимо с самого начала наладить контакт с обследуемым, создать у него ощущение уверенности и безопасности, полезности для него проводимого обследования.

Мотивировки попытки отказа от выполнения задания

Такие попытки могут говорить о снижении самооценки, о негативном отношении к обследованию, о тенденции к уходу от трудностей. Более конкретно определить их значение помогают используемые мотивировки.

Неспособность к данной деятельности (например, неумение рисовать) — мотивировка, часто служащая средством защиты от предвидимой негативной оценки. Она говорит о том, что имеется большой опыт отрицательных оценок со стороны окружающих. Эта мотивировка часто встречается при тревожности, тенденции к уходу от трудностей и при сочетании высокого уровня притязаний со сниженной самооценкой.

Нелюбовь к данной деятельности и мотивировки типа «надоело» или «скучно» — свидетельство низкой социализированности или демонстрация негативного отношения к обследованию (подобные высказывания не соответствуют социально принятым формам взаимоотношений ребенок—взрослый). Эти высказывания часты при общем негативизме (в частности, подростковом). Для дошкольного возраста такая мотивировка более обычна и не свидетельствует ни о каких специфических личностных особенностях.

Усталость. Эта мотивировка может говорить как о высокой истощаемости, астении, так и о стремлении уйти от обследования, «закрыться». Иногда же это просто следствие того, что в день обследования или в его ходе ребенок сильно устал или что оно проводится в неподходящее время (например, поздно вечером).

Отказ без мотивировки обычно говорит о трудностях в общении. Возможна замкнутость, стеснительность. Иногда причина состоит в том, что проверяющему не удалось установить контакт с ребенком..

Вопросы

Наиболее часто встречаются вопросы, направленные на уточнение инструкции или на получение оценки своей деятельности. Многочисленные уточнения инструкции свидетельствуют о повышенной тревожности.

Интерес к оценке проверяющего говорит о стремлении к общению. Он характерен для экстравертных личностей. Такой интерес проявляют как демонстративные дети, стремящиеся получить похвалу, так и неуверенные в себе, тревожные дети, нуждающиеся в поддержке окружающих. Интерес к оценке проверяющего особенно распространен при сочетании демонстративности с тревожностью.

Комментарии

Высказывания в процессе выполнения заданий можно разделить на три основные группы: оценочные («хорошо/плохо умею это делать», «хорошо/плохо получилось»), автобиографические (например: «у нас в школе есть рисование») и отношенческие («люблю/не люблю такие занятия»). Помимо основного значения, в любом из таких высказываний проявляется свойственный ребенку стиль общения с окружающими, способ самоподачи. Подобные замечания, которые иногда кажутся проходными и малозначащими, в действительности дают богатый материал для анализа.

Положительная оценкасвоих результатов («по-моему, хорошо получилось») или своих способностей («это я хорошо умею») обычна для демонстративных детей, привыкших к похвалам взрослых. Если она проявляется у ребенка старше 11—12 лет, то это признак инфантильности. В отдельных случаях такие высказывания свидетельствуют о завышенной самооценке, но чаще они служат способом гиперкомпенсации сниженной самооценки, неуверенности в себе.

Отрицательная оценка своих результатов обычна для тревожного ребенка, привыкшего к неуспеху. Часто речь идет не об абсолютном неуспехе, а об относительном, то есть о несоответствии между достигаемыми результатами и завышенным уровнем притязаний. Иногда отрицательная оценка рисунка встречается у детей с нарушениями мелкой моторики, адекватно оценивающих свои трудности.

Автобиографические высказывания — социально принятый способ построения общения. Его использование — свидетельство тенденции к установлению контактов с окружающими. Оно типично для экстравертов с недостаточно удовлетворенной потребностью в общении (в силу стеснительности или отсутствия подходящего окружения). В тех случаях, когда автобиографические высказывания вовсе не связаны с выполняемым заданием («Правда, у меня платье красивое?», «А у нас есть волнистый попугайчик»), они становятся признаком резонерства, встречающегося при вербализме, гиперактивности, шизоидной акцентуации.

Позитивные отношенческие высказывания («Мне нравятся такие занятия») — социально принятая форма разговора о себе. Они позволяют показать свое положительное отношение к обследованию и благодаря этому понравиться проверяющему. Они типичны для людей с мягкой демонстративностью, направленностью на сотрудничество и склонностью к избеганию социальных конфликтов.

Негативные отношенческие высказывания («Не люблю такие занятия») чаще определяются негативным отношением ребенка к обследованию, чем к данному заданию. Они встречаются при общем негативизме (в частности, подростковом). Нередко это защитная реакция на предвидимую низкую оценку проверяющего. Такая реакция свидетельствует о тревожности и большом опыте неуспеха.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 423; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.21.119 (0.008 с.)