Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специальности 060101 «Лечебное дело»

Поиск

КУРГАНСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ

 

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

для студентов

 

дисциплина: «Физическая культура»

Раздел: Теоретический

Специальности 060101 «Лечебное дело»

Акушерское дело»

Медико-профилактическое дело»

Стоматология»

Фармация»

Сестринское дело»

Лабораторная диагностика»

 

 
 

 


Курган 2009


Горшков Ю.Г., Антонов Е.Г., Бывальцева Е.В., Веселов Г.А, Ташлыков Е.Л. Учебное пособие для студентов Дисциплина «Физическая культура». Раздел медико-практический / ГОУ СПО КБМК. – Курган, 2009. – 85 с.

 

Составители: Горшков Ю.Г., Антонов Е.Г., Бывальцева Е.В., Веселов Г.А, Ташлыков Е.Л. – преподаватели физической культуры Курганского базового медицинского колледжа

 

Настоящее пособие включает в себя обязательный минимум информации для студента, который отражен в Государственном стандарте, позволяющий существенно расширить знания студентов в области физической культуры, содействовать формированию физической культуры личности.

Материал изложен в соответствии с программой теоретического раздела учебной дисциплины «Физическая культура».

 

 

©Горшков Ю.Г., Антонов Е.Г., Бывальцева Е.В.,

Веселов Г.А, Ташлыков Е.Л., 2009

© ГОУ СПО КБМК, 2009


Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

КУРГАНСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ

 

 

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

 

для студентов

 

дисциплина: «Физическая культура»

Раздел: Методико-практический

Специальности 060101 «Лечебное дело»

Акушерское дело»

Медико-профилактическое дело»

Стоматология»

Фармация»

Сестринское дело»

Лабораторная диагностика»

 

 

Курган, 2009г.


РАССМОТРЕНО: УТВЕРЖДАЮ:

на заседании ЦМК Зам. директора по УР

Протокол № ____ от ___________________

«____» ________2009 г. Т.И. Дзюк

Председатель Ташлыков Е.Л.. «____» ________2009 г.

____________________

 

Составлено в соответствии с

Государственными требованиями

к минимуму содержания и уровню

подготовки выпускника по

специальностям 060101 «Лечебное дело», 060102 «Акушерское дело», 060104 «Медико-профилактическое дело», 060105 «Стоматология», 060108 «Фармация», 060109 «Сестринское дело», 060110 «Лабораторная диагностика»

 

Составители: Горшков Ю.Г., Антонов Е.Г., Бывальцева Е.В., Веселов Г.А, Ташлыков Е.Л. – преподаватели физической культуры Курганского базового медицинского колледжа

 

Учебное пособие предназначено для углубленной подготовки студентов медицинских специальностей по вопросам сохранения здоровья.

В современной обстановке роста неинфекционных заболеваний знания медицинских работников по укреплению здоровья приобретают особое значение.

Поэтому обучение студентов основам здорового образа жизни, формированию у самих медиков и у пациентов осознанного отношения к своему здоровью, становится на современном этапе одной из самых важных задач здравоохранения. Данное пособие ставит своей задачей представить необходимый материал по основным вопросам формирования осознанного отношения к своему здоровью, образу жизни, а также ознакомить с методами оценки своего здоровья и методам контроля за здоровьем.

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов………………………………………………………..  
2. Социально-биологические основы физической культуры и спорта……..  
3. Основы здорового образа жизни……………………………………………  
4. Физические способности человека и их развитие…………………………  
5. Основы физической и спортивной подготовки……………………………  
6. Профессионально-прикладная физическая подготовка…………………..  
7. Профилактические, реабилитационные и восстановительные мероприятия в процессе занятий физическими упражнениями и спортом……………………………………………………………………….    
8. Образ жизни и здоровье населения. Политика государства в области укрепления здоровья………………………………………………………...  
9. Приоритетные направления профилактики неинфекционных заболеваний средствами физической культуры…………………………...  

 

Лекция №1

Лекция №2

Лекция №3

Лекция №4

Лекция №5

Тема: Основы физической и спортивной подготовки.

 

Цель: сформировать представление о структуре и направленности учебно-тренировочных занятий.

Задачи:

- образовательные: показать особенности психофизического и функционального воздействия спортивной тренировки на организм человека

- воспитательные: способствовать развитию интереса к учебно-тренировочным занятиям как средству физического совершенствования

- развивающие: развить способность самостоятельного построения тренировочных занятий общей и специальной физической подготовки.

План лекции:

1. Классификация физических упражнений по физиологическим признакам.

2. Функциональные состояния, возникающие при мышечной деятельности (предстартовое состояние, врабатывание, устойчивое состояние, восстановительные процессы).

3. Причины утомления.

4. Способы дозирования физической нагрузки.

Литература:

1. Коц. Физиология спорта. – М.: ФиС, 1986.

2. Н.А.Фомин. Физиология человека. – М.: Педагогика, 1996.

3. Л.П.Матвеев. Теория и методика физической культуры. – М.: ФиС, 1991.

После изучения данной темы студент должен:

знать:

1. виды физической работы, разнообразие её классификаций

2. виды предстартовых состояний и способы его регулирования

3. основные причины возникновения утомления

уметь:

1. выделять вид физической работы при занятиях различными видами спорта

2. классифицировать средства восстановления

3. дозировать физическую нагрузку изменением внешних и внутренних показателей.


 

I. Организационная часть. Ритуал. Объявление темы лекции и целей, постановка проблемы. В клетке, а соответственно и в организме, состоящем из многих клеток, протекают 2 типа процессов: 1) тренировка – если внешний раздражитель достаточно сильный, он заставляет функционировать все молекулы рабочих элементов с максимальным напряжением, от них идет максимальный запрос на синтез ДНК-рибосом и они также максимально синтезируют новый белок. Распад же старого белка продолжается с прежней скоростью, в результате синтез обгоняет распад (ассимиляция); 2) детренированность (гиподинамия) – где внешний раздражитель резко ослабляется, соответственно падает функция и уменьшается запрос на синтез новых молекул. Распад белка обгоняет синтез, суммарная масса белка уменьшается (атрофия) и соответственно уменьшается возможность функции. Следует отметить, что сильный внешний раздражитель для детренированной клетки (организма) действует таким образом, что вводит её в патологическиё режим, т.е. в болезнь, а для тренированной – это нормальная интенсивная работа.
II. Вводная часть. Задать вопросы: 1) в чем выражается здоровье клетки, органа и организма? В способности выполнять программу жизни: питание, рост, специфические функции, размножение. В возможности адаптироваться к изменяющейся внешней среде.
2) в чём суть адаптационных перестроек в организме человека? В приспособляемости организма, возникающей в результате взаимодействия с внешней средой.
3) что является целью совершенствования механизмов адаптации? Повышение функционального резерва организма.
III. Основная часть. 1. Классификация физических упражнений по физическим признакам. Физические упражнения – это совокупность непрерывно связанных друг с другом активных действий, направленных на достижение определённых целей. В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТИПА МЫШЕЧНОГО СОКРАЩЕНИЯ Статические упражнения – выполняются в изометрическом режиме, при этом видимой внешней работы не наблюдается, однако для поддержания высокого мышечного тонуса необходим мощный поток нервной импульсации, поэтому утомление возникает достаточно быстро. Динамические упражнения – выполняются в изотоническом режиме (длина мышцы изменяется, а напряжение нет). Отдельные части тела при этом перемещаются. В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СИЛЫ И МОЩНОСТИ СОКРАЩЕНИЯ Силовые, скоростно-силовые упражнения, упражнения на выносливость (примеры).
  В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СРЕДСТВ ЭНЕРГООБЕСПЕЧЕНИЯ Аэробные – с затратами кислорода (продолжительны во времени, малой и средней интенсивности) Анаэробные – бескислородное (непродолжительные, высокоинтенсивные. Кратко о системах энергообеспечения (приложение) В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ХАРАКТЕРА УПРАЖНЕНИЙ Циклические (бег, ходьба, велосипед) Ациклические (игровые виды, борьба) Циклические в свою очередь могут классифицироваться по зонам мощности на основе зависимости между скоростью выполнения упражнений и временем выполнения этих упражнений. Чем выше скорость, тем меньшее количество времени её можно поддерживать.
 
 
Зоны: I- максимальной мощности (до 25 с.) II- субмаксимальной мощности (до 5 мин.) – максимальная активность систем, накопление лактата III- большой мощности (до30мин.) – устойчивое состояние; потребности=реализации IV- умеренной мощности (часы) – истощение энергетических ресурсов


10м/с

 

 

5м/с

I II III IV

 

1 10 30 60 с

2. Функциональные состояния, возникающие при мышечной деятельности. ПРЕДСТАРТОВОЕ СОСТОЯНИЕ – это изменение функциональной активности систем организма в связи с предстоящей работой. Возникает по механизму условно-рефлекторных реакций и может появляться за несколько минут-часов-дней до старта или какой-то деятельности. Различают 3 вида (описано в 1888 г.): 1) предстартовая лихорадка (преобладают процессы возбуждения) 2) предстартовая апатия (преобладают процессы торможения) – часто зависит от видимой отрицательной перспективы 3) состояние боевой готовности (четкое соотнесение процессов возбуждения и торможения). Может регулироваться с помощью разминки – подготовки к предстоящей физической нагрузке (общая и специальная). С точки зрения физиологии – разминка – это усиление активности ферментативных систем в работающих клетках и органах, усиление кровотока и запуск терморегуляторных
  реакций. При работе на выносливость, разминка обязательно должна доходить до потоотделения (мощный фактор терморегуляции). ВРАБАТЫВАНИЕ – это процесс выхода физиологических систем на оптимальный уровень. Разные системы имеют разное время врабатывания. Нервная система (доли сек.)→Мышечная система (несколько сек.)→сердечно-сосудистая система (30-40 сек.)→Эндокринная система (5 минут)→Терморегуляторная система→Выделительная система. При врабатывании организм выходит на уровень УСТОЙЧИВОГО СОСТОЯНИЯ. Его продолжительность зависит от уровня тренированности и адаптации организма к данным нагрузкам. Утомление при физической нагрузке наступает как следствие истощения энергетических ресурсов организма, при чрезмерном накоплении в работающих мышцах и в крови продуктов обмена. Процесс утомления нарастает постепенно, что сопровождается усиление субъективных ощущений усталости: работоспособность снижается, появляется скованность мышц, дыхание становится частым и поверхностным, сердцебиение учащается, появляется труднопреодолимое желание прекратить работу. Весь этот комплекс неблагоприятных ощущений носит название «МЕРТВОЙ ТОЧКИ». При некотором волевом усилии, при умеренном и сознательном регулировании дыхания (удлинённые форсированные выдохи) эти ощущения проходят, уступая место «второму дыханию»: дыхание становится редким и глубоким, пульс более ровным, появляется легкость в движениях. С физиологической точки зрения это объясняется тем, что все системы начинают работать синхронно, согласованно, усиливается процесс выведения из организма продуктов мышечной деятельности. ВОССТАНОВЛЕНИЕпроисходит гетерохронно. Сердечно-сосудистая система → Мышечная система → Эндокринная система → Пищеварительная система и т.д. При восстановлении наблюдается феномен суперкомпенсации. Полное восстановление характеризуется устойчивым сохранением работоспособности. Средства восстановления могут обеспечивать: - экстренное восстановление (в ходе мышечной деятельности) – подслащенная вода; - текущее восстановление (в ходе оздоровительных тренировок) – баня, массаж; - профилактическое восстановление (направлено на повышение общей неспецифической сопротивляемости организма) – адаптогены. КЛАССИФИЦИРУЮТСЯ: 1 гр. – педагогические восстановительные средства рациональное построение тренировочного процесса рациональное сочетание периодов работы и отдыха переключение на другие виды деятельности 2 гр. – психологические средства восстановления аутотренинг, гипноз 3 гр. медицинские средства восстановления биологические (питание, фармакологические препараты) природные факторы физиотерапевтические процедуры. Питание: Б-Ж-У 1 - 1,2 – 4 – для незанимающихся 1 - 0,8 – 4 – для занимающихся белки – не менее 50% животного происхождения жиры – не менее 60% животного происхождения. Фармакологические средства восстановления: 1 – коферменты (витамины и их производные) 2 – антиоксиданты (А.В.С) 3 – пластического действия (калий оротат, инозин) 4 – энергетического действия (янтарная, глутаминовая к-та) 5 – адаптогены (женьшень, лимонник, элеутеррококк) 6 – гепатопротекторы (аллохол, эссенциале). ПИТЬЕВОЙ РЕЖИМ Регулируется в зависимости от характера тренировок, пищи, климатогеографических условий и т.д. Количество жидкости в норме 2-2,5 л в сутки. Как недостаточное, так и избыточное потребление жидкости вредно. Без воды невозможно всасывание, транспортировка и сложные превращения питательных веществ в организме, удаление продуктов обмена из тканей. Потребность организма в воде определяется в основном её потерями, так как в норме существует равновесие между вводимой и выводимой водой. Большие физические нагрузки сопровождаются большой потерей воды, микроэлементов и др., поскольку водный обмен связан с обменом минеральных солей. Значительные потери с потом микроэлементов, витаминов и пр. ведут к переутомлению, перегреванию и т.п. Дефицит электролитов способствует различным изменениям в организме. Избыточное питье также увеличивает нагрузку на сердце и усиливает потоотделение из-за потерь электролитов, удерживающих воду в тканях. В течении дня воду необходимо употреблять небольшими порциями. Бессистемное питье снижает работоспособность, в то время как прием напитков, включающих микроэлементы и соли, ликвидирует жажду, мышечные судороги, тошноту, снимает усталость, уменьшает ЧСС и снижает температуру тела (оказывает терморегулирующее действие). АКТИВНЫЙ ОТДЫХ Восстановительные процессы. Во время действия нагрузки или после её окончания, израсходованные энергоносители восполняются только через аэробные процессы обмена веществ. Например: восстановление гликогена в печени происходит из лактата. Мышца отдает её в кровь, по кровеносному руслу она распределяется по всему телу и попадает на другие, ещё не работающие клетки, а также в печень. В митохондриях этих клеток, в достаточной степени обеспеченных кислородом, молочная кислота снова становится полезной для извлечения энергии. «Крупным потребителем» лактата является сердечная мышца. В связи с тем, что её мышечные клетки содержат до 10 000 митохондрий, она в состоянии удовлетворять около 50% своей энергетической потребности лактатом. Однако в печени большая часть лактата снова преобразуется в гликоген. Необходимая для этого энергия производится путем окисления части лактата (аэробный процесс). Вновь полученный этим способом гликоген может в виде глюкозы по кровеносному руслу подводиться к мышце. Отдых мышцы, т.е. расщепление лактата и пополнение энергетических источников, происходит во время небольшой интенсивности работы или во время пауз. Отдых мышцы, т.е. расщепление лактата и пополнение энергетических источников, происходит во время небольшой интенсивности работы или во время пауз. При этом эффект восстановления максимален в начале фазы отдыха и уменьшается по мере её удлинения. Следовательно, несколько коротких пауз отдыха значительно эффективней одной длинной. Необходимо отметить, что процессы, протекающие во время отдыха, могут происходить значительно быстрее, если во время пауз совершается физическая работа незначительной интенсивности. Для таких активных пауз особенно подходят свободный бег, а также упражнения на расслабление и растягивание. Активный отдых (упражнения с другими структурами нагрузки) предпочтительнее пассивного. Организация отдыха зависит от специфики отдельных тренировочных средств и методов. Так, например, при тренировке силовой выносливости полный отдых необязателен, а тренировку скоростной силы можно проводить снова лишь после того, как организм полностью отдохнул. Общие принципы использования ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ:: - воздействие на наиболее нагружаемую систему - сочетание средств общего и локального воздействия - индивидуализация - комплексное применение.
3. Причины утомления. Утомление – это процесс снижения работоспособности в результате мышечной деятельности. Для крайней степени утомления характерно острое перенапряжение систем и отказ от работы. Биологическая роль утомления состоит в своевременной защите организма от истощения при длительной или напряженной мышечной работе. Физиологические сдвиги при резко выраженном утомлении носят черты стрессовой реакции, сопровождающейся нарушением гомеостаза. В то же время повторное утомление, не доводимое до чрезмерного, является средством повышения функциональных возможностей организма. Три контура локализации утомления: 1- центральный (ЦНС, гуморально-гормональная регуляция) причина – невозможность длительное время поддерживать передачу нервных импульсов (истощение медиатора в пресинаптической мембране); 2- вегетативный (ССС, ДС, и т.д.) причина: кислородный долг → гипоксия → накопление продуктов распада); 3- исполнительный (мышцы) причина: истощение энергетических ресурсов. Теории утомления: I гр. – гуморально-локалистические (причина в органе или системе) 1) теория истощения энергетических ресурсов (гликогена» 500 гр., расходуется при высокоинтенсивной работе за 30 мин., при умеренной – за 1,5 часа); 2) теория удушения (кислородный долг) 3) теория засорения (накопление недоокисленных подуктов) при работе субмаксимальной мощности. II гр. – центрально-нервные (ведущие на данный момент) Объясняют причины утомления снижением функциональной активности в нервных центрах, которые обеспечивают импульсацию работающих мышц. Скорая помощь – дробное дыхание по Стрельцову.
4. Физическая нагрузка и способы её дозирования. Физическая нагрузка – это дополнительная по отношению к покою степень функциональной активности организма, обусловленное выполнением физических упражнений. В ней выделяют внешнюю и внутреннюю стороны: - внешняя (объем, интенсивность, время и т.д.) - внутренняя (определяется той физиологической ценой, которую организм «платит» при её выполнении – ЧСС, АД, дыхательный объем и т.д.) Дозирование по пульсу. Степень увеличения пульса под влиянием мышечной деятельности зависит от её объема и интенсивности: 100-130 уд/мин. – нагрузка небольшой интенсивности 130-150 уд/мин. – нагрузка средней интенсивности 150-170 уд/мин. – высокой интенсивности 170-200 уд/мин. – предельная нагрузка. Для расчета используют формулы: Предельная нагрузка (уд/мин.) = 220 минус возраст в годах Оптимальная нагрузка (уд/мин.) = 180 минус возраст в годах.
IV. Домашнее задание. Применить на практике (учебно-тренировочном занятии) методику преодоления усталости с помощью дробного дыхания – четыре части одного вдоха на один выдох, что позволяет доставлять организму кислород не одной порцией, а четыремя. Эти четыре короткие, естественные, не натужные вдохи «работают лучше и эффективнее», чем один, самый долгий и самый глубокий вдох. Использование этой техники позволяет отодвинуть порог наступления усталости и увеличить скорость за счет снижения практически вдвое концентрации молочной кислоты, а также на 30-40% повысить степень усвоения кислорода из воздуха и снизить частоту сердечных сокращений. Полезно использовать людям с ослабленным здоровьем, новичкам и тем, кто уже давно не занимался физкультурой. Оно не для постоянного пользования. Это как скорая помощь, поддержка для усталого или больного организма. Отметить результаты.  

 

Контрольные тесты по теме:

1. К какому виду физической работы относятся занятия оздоровительным бегом:

а) статическая, силовой направленности, анаэробная, ациклическая

б) динамическая, скоростно-силовой направленности, аэробная, ациклическая

в) динамическая, на выносливость, аэробная, циклическая

г) статическая, скоростно-силовой направленности, анаэробная, ациклическая.

2. К какому виду физической работы относятся занятия культуризмом?

а) статическая, силовой направленности, анаэробная, ациклическая

б) динамическая, скоростно-силовой направленности, аэробная, ациклическая

в) динамическая, на выносливость, аэробная, циклическая

г) статическая, скоростно-силовой направленности, анаэробная, ациклическая.

3. К какому виду физической работы относятся занятия баскетболом?

а) статическая, силовой направленности, анаэробная, ациклическая

б) динамическая, скоростно-силовой направленности, аэробная, ациклическая

в) динамическая, на выносливость, аэробная, циклическая

г) статическая, скоростно-силовой направленности, анаэробная, ациклическая.

4. Спортсмен совершает фальстарт. Какой вид предстартового состояния при этом наблюдается:

а) состояние боевой готовности

б) предстартовая лихорадка

г) предстартовая апатия

в) недостаточная физическая подготовленность.

5. Какая из физиологических систем организма имеет самый короткий период врабатывания:

а) сердечно-сосудистая система

б) дыхательная система

в) нервная система

г) эндокринная система.

6. К каким средствам восстановления относится применение массажа:

а) психологическим

б) медицинским

в) педагогическим

г) биологическим.

7. Какая из теорий утомления объединяет причины его возникновения снижением функциональной активности в нервных центрах, обеспечивающих импульсацию работающих мышц:

а) теория истощения

б) теория засорения

в) теория удушения

г) центрально-нервная.

8. Определить соответствие показателей сторонам физической нагрузки:

1.

а) пульс б) давление в) количество повторений г) частота дыхания д) скорость выполнения упражнений е) вес отягощения
Внешняя

2. Внутренняя

 

8. Каким должен быть оптимальный пульс при занятиях физической культурой у женщины 40 лет:

а) 80 уд/мин.

б) 140 уд/мин.

в) 120 уд/мин.

г) 100 уд/мин.


Лекция №6

Тема: Профессионально-прикладная физическая подготовка.

 

Цель: формирование у студентов понимания связи физической культуры и трудовой деятельности.

Задачи:

- образовательные: формирование прикладных знаний, умений и навыков, способствующих достижению готовности к успешной профессиональной деятельности;

- воспитательные: способствовать формированию и поддержанию необходимого уровня физической подготовленности применительно к требованиям профессии;

- развивающие: содействие успешному профессиональному становлению и развитию личности.

План лекции:

6. Назначение и задачи ППФП.

7. Физическая культура в режиме трудовой деятельности.

8. Формы производственной физической культуры.

Литература:

4. Н.К.Коробейников. Физическое воспитание. – М.:, 1984.

5. Н.А.Фомин. Физиология человека. – М.: Педагогика, 1996.

6. Л.П.Матвеев. Теория и методика физической культуры. – М.: ФиС, 1991.

После изучения данной темы студент должен:

знать:

3. значение ППФП в условиях работы медработников среднего звена

4. динамику работоспособности в течение недели, суток, рабочего дня

уметь:

5. составлять профессиограмму

6. проводить вводную гимнастику, физкультпаузы и физкультминуты.

 

 


 

I. Организационная часть. Объявление темы лекции и целей, постановка проблемы. Труд медицинских работников наиболее сложен и ответственен. Очень велико влияние: - большого нервно-психического напряжения - дискомфортного микроклимата - вредных химических веществ - недостаточной освещенности рабочих мест - ионизирующей радиации - долгого пребывания в статической позе. Профессиональная заболеваемость среди средних медицинских работников составляет 8,8%. По данным социологического опроса (Белгород, 1999) желаемый портрет среднего медицинского работника: это физически и психически здоровый человек, с развитым интеллектом, гуманистическим мировоззрением, обладающий свободой и ответственностью, нравственностью и инновационным потенциалом. Реальный портрет: спорт и творчество не типичны для досуга, читают только любовные романы и детективы, своё здоровье оценивают как плохое (1/3), ЗОЖ не соблюдет в 64%, внимание к самой себе не считает значимым, самооценка в 99% низкая, зачастую не управляет своими эмоциями.  
II. Вводная часть. Задать вопросы: 1) в чем выражается здоровье клетки, органа и организма?   В способности выполнять программу жизни: питание, рост, специфические функции, размножение. В возможности адаптироваться к изменяющейся внешней среде.
2) в чём суть адаптационных перестроек в организме человека? В приспособляемости организма, возникающей в результате взаимодействия с внешней средой.
3) что является целью совершенствования механизмов адаптации? Повышение функционального резерва организма.
III. Основная часть. 1. Назначение и задачи ППФП.   Для характеристики различных видов труда чаще всего используются понятия его физической тяжести и нервно-психической напряженности. При этом под физической тяжестью труда понимают суммарный объем физических усилий за время работы. Нервно-психической напряженностью труда называют степень эмоциональной нагрузки при выполнении работы. В зависимости от доли этих факторов труд подразделяют на физический и умственный, а различные сочетания этих двух основных видов труда, кроме того, позволяют выделить третий – смешанный труд. Смешанные виды труда предъявляют к организму различные требования в зависимости от преобладания компонентов физической тяжести и нервно-психической напряженности. Самостоятельно составить профессиограмму медицинских специальностей (процедурная м/с, хирургическая м/с, операционная м/с и т.д.) 1) описание условий труда, его характера и специфика а) тип движений (вращательные, ударные движения) б) участвующие при этом части тела в) амплитуда движений г) временные характеристики д) силовые характеристики е) особенности координации 2) каким образом данная профессия воздействует на организм человека, какие физические способности и двигательные навыки являются наиболее профессионально важными 3) подбор средств, содействующих развитию этих качеств. ППФП – это специализированный вид физического воспитания, направленный на формирование и поддержание необходимого уровня физической подготовленности применительно к требованиям определённой (конкретной профессии).  
  Задачи: 1) развитие ведущих для данной профессии физических качеств; 2) повышение устойчивости организма к внешним воздействиям условий труда; 3) воспитание специфических для данной профессии волевых и других психических качеств; 4) содействие формированию физической культуры личности, укреплению её психики.
2.Физическая культура в режиме трудовой деятельности.   Динамика работоспособности в течение рабочей смены. Социологические исследования показывают, что производительность труда работников, систематически занимающихся физической культурой на 3-8% выше, чем у не занимающихся. В режиме непосредственного труда использование средств физической культуры приобретает важное значение. Восьмичасовой рабочий день вызывает значительное утомление, поэтому для сохранения сил на всём протяжении необходимо создать оптимальный режим чередования труда и активного отдыха. Феномен активного отдыха, т.е. повышения работоспособности в результате активной деятельности, был открыт Сеченовым. Причину этого эффекта он усматривал в повышении возбудимости двигательных нервных центров, которые «заряжаются» в период активного отдыха. «Заряжение» можно представить как неспецифическое влияние ретикулярной формации на двигательные центры коры полушарий головного мозга, приводящее к повышению активности и работоспособности утомленных нервных клеток. Однако активный отдых оказывает положительное влияние на работоспособность при соблюдении некоторых условий: - смена видов деятельности (например: на фоне утомления от длительной монотонной работы более эффективны кратковременные интенсивные нагрузки); - смена напряжения участвующих в работе мышц на напряжение не задействованных в период отдыха. Введение в режим труда тех или иных видов физической культуры определяется динамикой работоспособности. Работоспособность человека колеблется в пределах рабочего дня. Вначале она низкая (период врабатывания), потом поднимается и удерживается на высоком уровне (период устойчивой работоспособности), после чего, вновь снижается (период компенсированного утомления). Такое изменение может повторяться за день дважды.   Конечный порыв
 
 


1 2 3 4 обед 5 6 7 8

 

Суточные колебания работоспособности. Недельные колебания работоспособности.
     
 
 
 


12 14 16 18 20 22 24 2 4 6 8 10 12

 

 
 


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

 

Вопросы о создании у работника высокой и устойчивой работоспособности на протяжении всего рабочего дня актуален для НОТ. Действенное средство для этого – формы производственной физической культуры.

Вводная гимнастика позволяет сократить период врабатывания. А если провести физкультпаузу или физкультминуту в момент, предшествующий падению работоспособности, то этим можно поддержать её довольно длительное время на достигнутом ранее уровне.

3. Формы производствен-ной физической культуры. Вводная гимнастика Задачи: ускорение готовности основных физиологических систем организма (мышечной, нервной) к предстоящей работе: повышение эмоционального тонуса работника; сокращение длительности фаз врабатывания. Проводится в начале рабочего дня в течении 4-9 минут. Рекомендуется применять физические упражнения, соответствующие характеру движений, выполняемых в процессе труда (ускорение физиологических функций организма, играющих ведущую роль в процессе конкретного вида труда). Темп – возрастающий: от медленного до умеренного и от умеренного до повышенного. Комплексы: потягивания, наклоны в сторону, приседания, выпады, прыжки, ходьба, бег, наклоны вперед, маховые движения с элементами расслабления мышц рук и плечевого пояса, упражнения на координацию, точность, внимание. Необходимо учитывать: рабочую позу, положение туловища, рабочие движения, характер трудовой активности, степень и характер утомления, санитарно- гигиенические факторы. Физкультпауза. Задачи: предупреждение развития утомления, поддержание на высоком уровне рабочего ритма, темпа, концентрация внимания, ликвидация отрицательных последствий рабочей позы и профессиональной деятельности. Выполняется непосредственно в процессе трудовой деятельности, 2 раза – в первой и во второй половине рабочей смены. Целесообразно проводить в момент, предшествующий утомлению или при появлении первых признаков снижения работоспособности. Хорошо проводить живо, интересно, с музыкальным сопровождением. Нагрузку необходимо дифференцировать с учетом возраста, пола, физической подготовленности и состояния здоровья. Упражнения выполняются в среднем или быстром темпе. Комплексы целесообразно менять через 4 недели. Нагрузка нарастает к середине комплекса, затем снижается.
IV. Домашнее задание.  

Контрольные тесты по теме:

1. К какому виду физической работы относятся занятия оздоровительным бегом:

а) статическая, силовой направленности, анаэробная, ациклическая

б) динамическая, скоростно-силовой направленности, аэробная, ациклическая

в) динамическая, на выносливость, аэробная, циклическая

г) статическая, скоростно-силовой направленности, анаэробная, ациклическая.

2. К какому виду физической работы относятся занятия культуризмом?

а) статическая, силовой направленности, анаэробная, ациклическая

б) динамическая, скоростно-силовой направленности, аэробная, ациклическая

в) динамическая, на выносливость, аэробная, циклическая

г) статическая, скоростно-силовой направленности, анаэробная, ациклическая.

3. К какому виду физической работы относятся занятия баскетболом?

а) статическая, силовой направленности, анаэробная, ациклическая

б) динамическая, скоростно-силовой направленности, аэробная, ациклическая

в) динамическая, на выносливость, аэробная, циклическая

г) статическая, скоростно-силовой направленности, анаэробная, ациклическая.

4. Спортсмен совершает фальстарт. Какой вид предстартового состояния при этом наблюдается:

а) состояние боевой готовности

б) предстартовая лихорадка

г) предстартовая апатия

в) недостаточная физическая подготовленность.

5. Какая из физиологических систем организма имеет самый короткий период врабатывания:

а) сердечно-сосудистая система

б) дыхательная система

в) нервная система

г) эндокринная система.

6. К каким средствам восстановления относится приме



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 528; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.248.17 (0.013 с.)