Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Специальности «Медико-профилактическое дело» 1 курс.
Прием практических навыков
по дисциплине «Химия»
Специальности «Медико-профилактическое дело» 1 курс.
Рубежный контроль №2
Перечень практических навыков:
· приготовления растворов заданной концентрации, определения плотности и рН растворов;
· приготовления буферных растворов с заданным значением рН, определения буферной емкости;
· проведения кислотно- основного, окислительно- восстановительного и комплексонометрического титрования.
Для проведения практических навыков необходимо решение следующих вопросов:
· Определить количество студентов;
· Определить экспертов;
· Подготовить аудиторию, определить ответственного преподавателя и лаборанта аудитории;
· Организовать рабочие места, оснащенные необходимым оборудованием, реактивами, приборами и аппаратурой и др.;
· Подготовить документацию для приема практических навыков (протокола сдачи, задания для студентов по каждому этапу, информационный лист для экспертов с критериями оценки каждого шага задания и их балльной оценкой).
Информация для студента
· Студент в процессе подготовки к сдаче практических навыков знакомится с примерным перечнем заданий и планом прохождения этапов;
· Студент регистрируется, получает у экспертов лист с заданием и, после ознакомления, приступает к выполнению, согласно плану прохождения этапов;
· При выполнении заданий студент должен строго соблюдать последовательность своих действий, обозначенных в критериях; по ходу выполнения задания четко и кратко комментировать свои действия;
· Следит за временем; по истечении времени, отведенного на задание, покидает этап, независимо от того, выполнил или не выполнил задание;
- При выполнении заданий студенту необходимо соблюдать технику безопасности и правила работы в химической лаборатории;
- Соблюдать технику безопасности и правила работы с электрическим оборудованием;
- По мере выполнения задания студент должен набрать в итоге 100 баллов.
Рубежный контроль №2
по дисциплине «Химия»
Специальности «Медико – профилактическое дело» 1 курс.
Практический навык № 1.
Обнаружение желчных кислот в моче.
Алгоритм выполнения.
№
| Оценка практического навыка по шаговой методике
| Баллы
|
| Налить в две пробирки по 5 мл мочи (1- патологическая моча; 2- нормальная моча) и осторожно насыпать в них «серный цвет».
|
|
| Наблюдать в течение нескольких минут, что произойдет с «серным цветом»; останется ли он на поверхности жидкости или упадет на дно пробирки.
|
|
| Из наблюдаемого сделать вывод о присутствии желчных кислот в моче. Объяснить наблюдаемое явление.
|
|
| Умение анализировать и делать выводы.
|
|
| Правильность выполнения лаб. работы, соблюдение техники безопасности.
|
| Максимальный балл - 100
| Время, отведенное на задание - 20 мин.
|
Рубежный контроль №2
по дисциплине «Химия»
Специальности «Медико – профилактическое дело» 1 курс.
Практический навык № 2.
Адсорбционные свойства угля
Алгоритм выполнения.
№
| Оценка практического навыка по шаговой методике
| Баллы
|
| Налить в две пробирки по 5 мл 0,5% раствора красителя метиленового голубого
|
|
| Внести в одну из пробирок навеску активированного угля (0,3 г).
Пробирку закрыть пробкой и несколько раз энергично встряхнуть. Затем содержимое пробирки отфильтровать через фильтр. Пробирканы тығындап, ішіндегісін бірнеше рет сілкіңдер.
|
|
| Сравнить цвет фильтрата и исходного раствора. Объяснить, почему фильтрат стал бесцветным.
|
|
| Умение анализировать и делать выводы.
|
|
| Правильность выполнения лаб. работы, соблюдение техники безопасности.
|
| Максимальный балл - 100
| Время, отведенное на задание - 20 мин.
|
Рубежный контроль №2
по дисциплине «Химия»
Специальности «Медико – профилактическое дело» 1 курс.
Практический навык № 3.
Адсорбционная хроматография на колонках.
Алгоритм выполнения.
№
| Оценка практического навыка по шаговой методике
| Баллы
|
| Взять хроматографическую колонку (стеклянная трубка), заполненную на 2/3 адсорбентом. В колонку внести 1 мл смеси, содержащей ионы соли железа (III) и соли меди (II).
|
|
| Происходит свободная фильтрация раствора. Наблюдайте образование окрашенных зон в колонке.
|
|
| Укажите, какой из ионов обладает большей адсорбционной способностью. Хроматограмму зарисовать.
|
|
| Умение анализировать, и сделайте вывод из наблюдений.
|
|
| Правильность выполнения лаб. работы, соблюдение техники безопасности.
|
| Максимальный балл - 100
| Время, отведенное на задание - 20 мин.
|
Рубежный контроль №2
по дисциплине «Химия»
Практический навык № 4.
Алгоритм выполнения.
№
| Оценка практического навыка по шаговой методике
| Баллы
|
| Налить в один стакан исследуемый раствор, содержащий смесь ионов Fе3+ и Сu2+, в другой - дистиллированной воды высотой 1 см, в широкую пробирку или стакан налить раствор К4[Fe(CN)6].
|
|
| Нанести на полоску хроматографической бумаги длинной 12-15 см и шириной 1 см три метки: первую метку на расстоянии 1 см от края полоски, вторую - на 1 см от первой, и третью - на 5 см от второй.
|
|
| Опустить полоску фильтровальной бумаги до первой метки в стакан с исследуемым раствором и держать в вертикальном положении, не касаясь стенок сосуда до тех пор, пока жидкость не поднимется до второй метки. Затем полоску перенести в стакан с водой, погрузить её в воду до первой метки и держать так до тех пор, пока жидкость не поднимется до третьей метки или еще выше.
|
|
| Су қағаздың бойымен үшінші сызыққа дейін көтерілуі керек. Содан кейін қағазды K4[Fe(CN)6] ерітіндісінде үшінші сызыққа дейін 1-2 сек ұстау керек.
|
|
| После этого полоску фильтровальной бумаги вынуть из воды и погрузить в стакан с раствором К4[Fe(CN)6]. Наблюдать появление цветных зон на бумаге и сделать вывод о причине расположения ионов Fе3+ и Сu2+ на хроматограмме. Записать уравнения реакций между определяемыми ионами и раствором К4[Fe(CN)6].
|
|
| Умение анализировать и сделать вывод об адсорбционной способности ионов Сu2+ и Fе3+. Хроматограмму зарисовать.
|
|
| Правильность выполнения лаб. работы, соблюдение техники безопасности.
|
| Максимальный балл - 100
| Время, отведенное на задание - 20 мин.
|
Рубежный контроль №2
по дисциплине «Химия»
Практический навык № 5.
Реакции ионов NH4
Алгоритм выполнения.
№
| Оценка практического навыка по шаговой методике
| Баллы
|
| В одной пробирке, смешав по 4-5 капли растворов NH4C1 и концентрированного раствора щелочи NaОH или КОН.
|
|
| 1) Понюхать раствор и по запаху обнаружить выделение аммиака NH3. Написать уравнение реакции
|
| | 2) Обнаружить выделение аммиака NH3 по посинению влажной красной лакмусовой бумаги (смочить лакмусовую бумагу водой и поднести, не касаясь стенок, к отверстию пробирки). Красная лакмусовая бумага синеет.
|
| | 3) Аналогично обнаружить аммиак с влажной фенолфталеиновой бумагой (появление розовой окраски).
|
| | 4) Обнаружить аммиак по реакции с газообразным хлороводородом HCl. Стеклянную палочку, смоченную в концентрированной соляной кислоте, поднести к отверстию пробирки и наблюдать образование «белого дыма» NH4Cl. Написать уравнение реакции.
|
|
| Умение анализировать и делать выводы.
|
|
| Правильность выполнения лаб. работы, соблюдение техники безопасности.
|
| Максимальный балл - 100
| Время, отведенное на задание - 20 мин.
|
Рубежный контроль №2
по дисциплине «Химия»
Практический навык № 6.
Алгоритм выполнения.
№
| Оценка практического навыка по шаговой методике
| Баллы
|
| В пробирку помещают 3 капли раствора соли Pb2+, добавляют 1-2 капли раствора йодида калия КI и наблюдают выпадение осадка PbI2, отметить его цвет.
|
|
| К полученному осадку добавляют 2 мл воды и нагреть до растворения осадка. ВНИМАНИЕ: нагревать осторожно: отверстием в сторону от себя и от соседа, т.к. возможен выброс осадка из пробирки!
|
|
| После нагревания и растворения осадка раствор охлаждают и наблюдают повторное выпадение осадка в виде искрящихся кристаллов (золотые кристаллы).
|
|
| Переносят несколько капель раствора (не более 1 мл) в другую пробирку и добавляют избыток КI до растворения PbI2, переходящего К2[PbI4].
|
|
| Умение анализировать и делать выводы.
|
|
| Правильность выполнения лаб. работы, соблюдение техники безопасности.
|
| Максимальный балл - 100
| Время, отведенное на задание - 20 мин.
|
Рубежный контроль №2
по дисциплине «Химия»
Практический навык № 7
Реакции СН3СОО—ионов
Алгоритм выполнения.
№
| Оценка практического навыка по шаговой методике
| Баллы
|
| В пробирку помещают 5-6 капель раствора CH3COONa, прибавляют столько же капель 2 н. НС1 и нагревают. Отмечают запах образующейся СН3СООН.
|
|
| В пробирку помещают 5-6 капель раствора FeCl3, прибавляют столько же капель раствора CH3COONa, разбавляют смесь 1-2 мл воды и кипятят
|
|
| Наблюдают вначале окрашивание раствора, вызванное образованием за счет гидролиза [Fe3(ОН)2(СН3СОО)6]+, а затем появление осадка. Реакции мешают СО32--ионы.
|
|
| Умение анализировать и делать выводы.
|
|
| Правильность выполнения лаб. работы, соблюдение техники безопасности.
|
| Максимальный балл - 100
| Время, отведенное на задание - 20 мин.
|
Рубежный контроль №2
по дисциплине «Химия»
Практический навык № 8.
Качественные реакции на токсичные элементы:
Реакции восстановления Ag+-ионов
Алгоритм выполнения.
№
| Оценка практического навыка по шаговой методике
| Баллы
|
| В пробирку помещают 3-4 капли раствора Ag2О, прибавляют 1-2 капли раствора формальдегида и подогревают.
|
|
| Наблюдают образование металлического серебра на стенках пробирки. Написать уравнение реакции.
|
|
| Умение анализировать и делать выводы.
|
|
| Правильность выполнения лаб. работы, соблюдение техники безопасности.
|
| Максимальный балл - 100
| Время, отведенное на задание - 20 мин.
|
Рубежный контроль №2
по дисциплине «Химия»
Практический навык № 9.
Качественные реакции на токсичные элементы:
Реакции Сu2 + -ионов
Алгоритм выполнения.
№
| Оценка практического навыка по шаговой методике
| Баллы
|
| В пробирку внести 4 капли раствора соли меди (II) Сu2+ и добавить по каплям концентрированный раствор NН4ОН до появления голубого осадка.
|
|
| К полученному осадку продолжать по каплям приливать NН4ОН до полного растворения осадка. Записать уравнения протекающих реакций.
|
|
| В ходе реакции образуется комплексное соединение [Сu(NH3)4]SO4. Определить комплексообразователь и его заряд, координационное число, заряд комплексного иона. Назвать соединение.
|
|
| Составить уравнение диссоциации комплексного иона и выражение константы нестойкости. К какому типу К.С. относится данное соединение.
|
|
| Умение анализировать и делать выводы.
|
|
| Правильность выполнения лаб. работы, соблюдение техники безопасности
|
| Максимальный балл - 100
| Время, отведенное на задание - 20 мин.
|
Рубежный контроль №2
по дисциплине «Химия»
Практический навык № 10.
Реакции Zn2+-ионов
Алгоритм выполнения.
№
| Оценка практического навыка по шаговой методике
| Баллы
|
| Полоску фильтровальной бумаги смачивают растворами соли цинка ZnSO4 и нитрата кобальта Co(NO3)2, подсушивают и сжигают.
|
|
| Фиксируют цвет золы (зеленый цвет – «зелень Ринмана»), вызванный образованием CoZnO2.
|
|
| Умение анализировать и делать выводы.
|
|
| Правильность выполнения лаб. работы, соблюдение техники безопасности.
|
| Максимальный балл - 100
| Время, отведенное на задание - 20 мин.
|
Рубежный контроль №2
по дисциплине «Химия»
Практический навык № 11.
Реакции Fе3+-ионов
Алгоритм выполнения.
№
| Оценка практического навыка по шаговой методике
| Баллы
|
| В пробирку помещают 3-4 капли раствора соли железа (III), прибавляют 1-2 капли насыщенного раствора NН4SCN или KSCN. Наблюдают появление кроваво-красной окраски комплекса [Fе(SCN)3].
|
|
| К полученной смеси добавляют несколько капель НС1 и 3-4 капли раствора K4[Fe(CN)6]. Фиксируют образование осадка КFe[Fe(CN)6]. Реакции мешают оксалаты, фосфаты, фториды, нитриты.
|
|
| Умение анализировать и делать выводы.
|
|
| Правильность выполнения лаб. работы, соблюдение техники безопасности.
|
| Максимальный балл - 100
| Время, отведенное на задание - 20 мин.
|
Рубежный контроль №2
по дисциплине «Химия»
Практический навык № 12.
Алгоритм выполнения.
№
| Оценка практического навыка по шаговой методике
| Баллы
|
| В две пробирки поместите по 5 мл дистиллированной воды.
В одну пробирку добавьте 1-2 капли концентрированного (насыщенного на холоду) раствора FeCl3.
|
|
| Воду в другой пробирке нагрейте до кипение и тоже добавьте 1-2 капли раствора FeCl3.
|
|
| Молекулы нерастворимого гидроксида железа (III) образуют золь виноградного цвета. Сравните цвет растворов в обеих пробирках. Запишите строение мицеллы золя Fe(ОН)3 стабилизированного FeCl3
| |
| Умение анализировать и делать выводы.
|
|
| Правильность выполнения лаб. работы, соблюдение техники безопасности.
|
| Максимальный балл - 100
| Время, отведенное на задание - 20 мин.
|
Прием практических навыков
по дисциплине «Химия»
специальности «Медико-профилактическое дело» 1 курс.
Рубежный контроль №2
Перечень практических навыков:
· приготовления растворов заданной концентрации, определения плотности и рН растворов;
· приготовления буферных растворов с заданным значением рН, определения буферной емкости;
· проведения кислотно- основного, окислительно- восстановительного и комплексонометрического титрования.
Для проведения практических навыков необходимо решение следующих вопросов:
· Определить количество студентов;
· Определить экспертов;
· Подготовить аудиторию, определить ответственного преподавателя и лаборанта аудитории;
· Организовать рабочие места, оснащенные необходимым оборудованием, реактивами, приборами и аппаратурой и др.;
· Подготовить документацию для приема практических навыков (протокола сдачи, задания для студентов по каждому этапу, информационный лист для экспертов с критериями оценки каждого шага задания и их балльной оценкой).
Информация для студента
· Студент в процессе подготовки к сдаче практических навыков знакомится с примерным перечнем заданий и планом прохождения этапов;
· Студент регистрируется, получает у экспертов лист с заданием и, после ознакомления, приступает к выполнению, согласно плану прохождения этапов;
· При выполнении заданий студент должен строго соблюдать последовательность своих действий, обозначенных в критериях; по ходу выполнения задания четко и кратко комментировать свои действия;
· Следит за временем; по истечении времени, отведенного на задание, покидает этап, независимо от того, выполнил или не выполнил задание;
- При выполнении заданий студенту необходимо соблюдать технику безопасности и правила работы в химической лаборатории;
- Соблюдать технику безопасности и правила работы с электрическим оборудованием;
- По мере выполнения задания студент должен набрать в итоге 100 баллов.
Рубежный контроль №2
по дисциплине «Химия»
|