Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 1.Возникновение и первоначальное развитие физической культуры в первобытном обществе.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Первобытный строй – это первая общественно- экономическая формация в развитии человечества, имеющая определенную периодизацию и характерные особенности формирования человека и происхождения физической культуры. Вопросы жизни людей в первобытном обществе, их экономического уклада и культуры интересовали ученых разных стран. Существует много теорий по основному моменту в истории физической культуры возникновению ее. Некоторые ученые считали, что деятельность людей древнего общества в области физического воспитания была бессознательной, нецеленаправленной, инстинктивной; само физическое воспитание имело культовое происхождение, характер и содержание, и выступало как внеисторическое явление, не связанное с потребностями общества (немецкий историк Дим, Кербс, Жилет и другие). Ученые – Бюхер, Гросс, Спенсер, Летурно и другие – утверждали о первичности игры и подчиненной роли труда в жизни общества, причем труд противопоставляется физической культуре, которая трактуется как «свободная игра», освобождающая человека от тягот жизни. Однако все эти теории ошибочны, так как одни ученые не находили принципиальных различий между животным миром и человеком, между инстинктивным поведением животных и сознательной деятельностью человека. Сущностная сторона этих теорий сводилась к тому, что человеческое общество якобы не имеет своих законов развития, а подчинено только законам природы. Следовательно и в нем неизбежны такие же явления (борьба за существование, естественный отбор и др.) наблюдаемые в жизни животных. Таким образом утверждали сторонники этих теорий, труд возник из игры животных, а вместе с ним и вся культура человека, в том числе и физическая культура. Теории, связанные с культовыми, магическими истоками возникновения физических упражнений и игр также ошибочны, так как элементы физических упражнений, игр, танцы применялись первобытным человеком в дорелигиозный период развития общества. Были и другие ученые, которые убедительно доказывали, что в основе происхождения и развития человека, физической культуры лежит труд. Особенно ярко роль труда в развитии человека, в том числе и его физического облика, подчеркивается в работе Ф.Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» Он писал «что труд создал самого человека». Современные научные исследования обосновали, что общественно – исторической основой происхождения физической культуры, как и всей культуры является труд, физическая культура возникла из материальной потребности первобытного общества в подготовке людей к тому или иному роду деятельности. В процессе труда изменялся физический тип человека. Он становился более ловким, гибким и стройным. Сравнительное изучение костей человека показывает, что изменения в строении его конечностей происходили раньше изменений черепа, что подтверждает решающую роль труда. Научное обоснование взглядов на происхождение игр и трудовой деятельности в своей работе «Письма без адреса» дал Г.В. Плеханов. Он с научных позиций обосновал, что ребенок первобытного общества, появившись на свет, не обладал инстинктивным стремлением к исполнению трудовых процессов, в основном это исполнение носило подражательный характер. В играх дети старались воспроизвести труд родителей. Таким образом в жизни общества действительному исполнению хозяйственных работ, предшествовало воспроизведение этих процессов в плясках взрослых и забавах детей. А это значит, что в жизни общества труд старше игры. Возникновение физических упражнений связанное наличием объективных и субъективных факторов. Под первыми понимаются характер и уровень первобытного производства (охота, рыболовство, собирательство), под вторым – сознание человека. Уже на ранней стадии становления человеческого общества человек должен был найти основные источники своего существования. Животные являлись непосредственным источником существования человека, и охота на них заставляла действовать коллективно. Плохое физическое развитие таило в себе угрозу гибели и могло свести на нет усилия всего охотничьего коллектива. Коллективная охота требовала не только развитие силы, выносливости, быстроты, ловкости, но и упорства, внимания, наблюдательности и согласованности своих действий с действиями других охотников. Физическое развитие также требовалось для изготовления и применения охотничьих орудий. Конечно охотясь, занимаясь собирательством, рыболовством первобытный человек выполнял определенного рода двигательные действия, в процессе которых физически развивался и совершенствовался. Однако потребность в хорошем физическом развитии не могла привести к появлению физических упражнений. В отличие от животных у человека имелся социальный способ передачи опыта (люди сохраняли орудия и передавали навыки их изготовления от поколений к поколению). Повторяясь бесчисленное количество раз, опыт привел древнего человека к осознанию явления упражняемости, которое обусловилось пониманием человеком своего воздействия на орудие и процесс труда. Сам труд рождал такую важную черту человеческого мышления, как логичность, позволяющую познавать окружающий мир, и прежде всего те его предметы и явления, которые были непосредственно связаны с практической жизнью. Способность к мышлению позволила человеку установить связь между предварительной подготовкой и результатам выполнения соответствующих действий в реальном трудовом процессе. Это приводит к осознанию зависимости успеха результатов труда от предварительного выполнения имитационных упражнений. Таким образом, данные действия выступают как не что-то оторванное от своей трудовой первоосновы, а становятся обобщенными и отвлеченными. Например, на основе бега во время погони за добычей или бега от врага постепенно формировался бег на различные дистанции. Следовательно, физические упражнения являются средством подготовки к общественному производству, формируя навыки, развивая умения. Человек с рождения наделен в виде задатков естественными жизненными силами, которые можно развить с помощью физических упражнений. Трудовая деятельность человека есть соединение социального и биологического, но при ведущей роли социального. Процесс передачи общественного и исторического опыта, а также опыта физического воспитания происходит в процессе общения между людьми. Поскольку первобытнообщинный строй существовал около миллиона лет, необходимо знать периоды его развития. Первый, самый ранний, это дородовое состояние общества, когда люди еще не объединены в прочные общины. В то время отношения между людьми были самыми примитивными, разделения труда не было. Именно в этот период в основном завершается биологическое развитие человека. На данной стадии развития общества основной формой физического воспитания были игры, которые носили натуралистический характер и практически полностью повторяли трудовой процесс. Передача опыта подрастающему поколению проходила путем подражания. Второй период – период первобытных общин, когда устанавливается родовой строй, сначала на основе матриархата, для которого характерно разделение труда, но организованного земледелия и скотоводства еще не существует. Развитие земледелия и скотоводства требует большой физической силы и выдвигает мужчину на первое место, в трудовой деятельности наступает период патриархата. В связи с начавшимся разделением труда по возрастным и половым признакам игры стали принимать символический характер. Они продолжали имитацию трудовых процессов, но в них животных заменяли чучелами, а охотничий инвентарь заменялся специальным, игровым. Применялись мячи из шкур животных, вместо палки стали использовать клюшки и т.п.. Постепенно игры стали перерастать в состязательные, которые практически отошли от трудового процесса. Игры проходили на специальных площадках, совершенствовался игровой инвентарь и.т.д. Процесс развития физической культуры привел к выделению из него самостоятельных физических упражнений в беге, метаниях, прыжках, борьбе, фехтовании, плавании и других видов, которые были связаны с подготовкой членов общины к труду. Появляются своеобразные формы проверки физической подготовленности юношей. Это обряды посвящения юношей в число взрослых членов общества - инициации. Готовя юношей к испытаниям, взрослые обучали их различным приемам трудовой деятельности, развивая одновременно и его физические качества. Широко использовались физические упражнения и игры. В период патриархата, когда земледелие и скотоводство стали основной формой труда и физическая сила мужчин стала играть решающую роль в процессе производства, первобытная физическая культура усложняется. Появляются более сложные игры, пляски и физические упражнения, символизирующие приручение зверя, сложные приемы охоты, процесс земледелия. В конце данного периода и особенно в период разложения первобытной общины, когда война стала частой формой отношений между племенами, возникают и развиваются элементы военно- физической подготовленности молодежи. Появление частной собственности, выделение родовой знати приводят к появлению в первобытном обществе индивидуального воспитания. Вожди племен и родовая знать стремятся дать своим сыновьям лучшее физическое воспитание, чем детям рядовых членов общины, причем это воспитание исключительно связано с военной подготовкой, а не с подготовкой к труду. Это объясняется тем, что появление рабов постепенно освобождает верхушку общины от необходимости готовиться к труду. Три особенности, которые были характерны для физической культуры первобытного общества: 1. Невозможность выделить физическую культуру как самостоятельную отрасль общей культуры. Развивались все стороны общественной жизни, в том числе и физическая культура как составная часть всей культуры первобытного общества. 2. Всеобщность, обязательность для всех. До появления рабства физическая культура была творчеством и достоянием всех членов общины, физическое воспитание было не только правом, но и обязанностью каждого. 3. Физическая культура являлась одним из средств подготовки человека к трудовой деятельности и лишь в период разложения родовых отношений она стала использоваться и для военно–физической подготовки.
Вопросы для самопроверки. 1. Каковы взгляды ученых на происхождения физических упражнений и игр? 2. Какова роль труда в возникновении и развитии физической культуры? 3. Какие формы физического воспитания относятся к самым ранним, какова их эволюция? 4. Каковы особенности физической культуры первобытного общества?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 1325; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.119.247 (0.012 с.) |