Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел ІІ. Знакомство с младшими школьниками

Поиск

Задание 2.1. Определите обученность и обучаемость

По десятибалльной шкале от 9 до 0 оцените все показатели: чем меньше будет каждая полученная сумма, тем ниже уровень обучениности и обучаемости ученика.

1. Знания
v Полный запас знаний, близкий к школьной программе. v Запас знаний ограничен.
v Владеет понятиями, терминами, законами, теорией. v Владеет только конкретными знаниями о фактах.
v Знания понимает, умеет переформулировать своими словами. v Знания воспроизводит
v Знания гибко переносятся и применяются в новых условиях. v Знания лежат «мертвым грузом» без применения.
2. Умение учиться (учебная деятельность)
v Понимает смысл учебных заданий и сам ставит учебные задачи. v Не ставит сам учебных задач и ориентируется на готовые задачи от учителя.
v Владеет учебными действиями (изменения, сравнения, моделирования учебного материала). v Сам активных действий с материалом не выполняет и заучивает готовые формулировки правил.
v Умеет находить несколько способов решения задачи и сопоставлять их. v Ограничивается выполнением одного способа решения для получения правильного ответа.
v Выполняет учебные действия быстро, в свернутом виде. v Нуждается в развернутом и постепенном выполнении всех действий, операций.
v Умеет приемами самоконтроля проверить себя в середине работы и до нее. v Умеет сам себя проверить только после окончания работы.
v Адекватно оценивает свои возможности в учебной работе. v Завышает или занижает свои возможности в учебной работе.
v Умеет оценить свою учебную работу по частям, увидеть свои плюсы и минусы. v Может оценить свою учебную работу только в целом и приблизительно.
v Выполняет учебные и контрольные действия в уме. v Нуждается в опоре на наглядность (рисунки, схемы).
3. Возможности дальнейшего обучения (обучаемость и умственное развитие)
v В новых условиях ориентируется. v В новых условиях пассивен.
v Готовит к принятию дозированной помощи взрослого и продвигается в решении после этой помощи. Ставит задачи самообучения. v Самостоятельно задач не ставит, ориентируется только на задачи извне.
v Проявляет познавательную инициативу, выходит за пределы обязательных заданий. v Инициативу не проявляет.
v Осознает ход и мысль решения (есть рефлексия в учебной деятельности). v Способы решения не осознает (низкий уровень рефлексии).
v Умеет переходить самостоятельно от одного этапа учебной работы у другому (есть самоорганизация, произвольность). v Не умеет без указания взрослого переходить к другим этапам работы, низкие уровни самоорганизации.
v Работает экономично, в быстром темпе. Работоспособен, вынослив. v Медлителен. Быстро истощается, устает.

Задание 2. Определите воспитанность и воспитуемость конкретного ученика

Ф.И. …………………… класс ……………………. уч.год …………….

Инструкция. Определите уровень знаний, умений и навыков ученика в перечисленных областях и оцените их от 9 до 0. Чем больше получится итоговая сумма, тем выше воспитанность и степень воспитуемости ребенка.

1. Нравственные знания
v Широкий запас нравственных знаний об отношении к труду, обществу, другому человеку, самому себе. v Недостаточный запас знаний о нормах межличностных отношений.
v Нравственные знания понимает, умеет рассуждать. v Нравственные знания повторяет по подражанию.
v Нравственные знания гибко применяет при анализе жизненных ситуаций. v Нравственные знания мало используются в жизни.
2. Нравственные убеждения
v Использует нравственные занятия как основу своих личных ценностных ориентаций, мотивов. v Решение принимает импульсивно, без осознанного сопоставления значимости мотивов.
v Отстаивает свои позиции и убеждения v Теряется в ситуациях свободного выбора предпочитает действовать по указанию извне, уходит от личной ответственности.
v Активно включается в ситуации нравственного выбора, имеет свои убеждения и точку зрения, может принять ответственность за свое решение.
v Умеет ставить реалистические цели, достигать их в ситуациях помех, затруднений. v В случае затруднений цели разрушаются.
v Способен в кризисных ситуациях пересмотреть свои мотивы, цели, построить новые ценности и смыслы. v В кризисных ситуациях малоспособен к построению новых смыслов, подвержен срывам.
v Преобладают положительные эмоции, устойчивые проявления характера. v Легко возникают отрицательные эмоции, характер неустойчив.
3. Нравственное поведение
v Поступки и поведение соответствуют нравственным знаниям. v Имеется разрыв в том, что говорит и делает.
v Поведение соответствует личным убеждениям. v Есть разлад во внутреннем плане, поведение ситуативно и не подчинено внутреннему контролю.
4. Возможности дальнейшего личностного развития (воспитуемость)
v В новых социальных условиях проявляет активную ориентировку. v В новых социальных ситуациях пассивен.
v Готов к принятию помощи другого человека в развитии своей личности. v Закрыт к участию другого человека в развитии своей личности.
v Ставит самостоятельно задачи самовоспитания. v Самостоятельно задачи своего развития не ставит, тяготеет к целям извне.
v Проявляет инициативу в социальных ситуациях. v Инициативу не проявляет.
v Стремится осознать способы своего личностного развития (личностная рефлексия), проектирует свою личность. v Живет текущим днем, не задумывается о перспективах своего личного развития.

Задание 3. Подготовьтесь и проведите индивидуальную беседу с учеником.

1. Порядок подготовки к беседе:

а) определение цели и темы;

б) составление вопросов и плана;

в) определение способа вступления в беседу;

г) продумывание методики регистрации хода беседы;

д) пилотажная проверка на 2-3 учащихся;

е) коррекция технологии беседы.

2. Анализ беседы: обратите внимание на следующее:

а) Получилась ли беседа? Если да – почему? Если нет – почему?

б) Какие приемы подержания беседы использовались (поощряющие кивки, рисунки, изменение голоса и др.)?

в) Особенности поведения ученика, его мимика, жесты, интонации речи.

г) На какие вопросы он наиболее активно отвечал, почему?

д) Какие вопросы не достигли цели, почему?

е) Окончание беседы.

3. Вывод: достигнута ли поставленная цель, что требует коррекции и доработки в технологии проведения индивидуальной беседы.

Задание 4. Составьте психолого-педагогическую характеристику младшего школьника.

1. Общие сведения о школьнике возраст, состояние здоровья, принадлежность к детским или молодежным организациям.

2. Характеристика условий семейного воспитания школьника: культурно-бытовые условия в семье, особенности взаимоотношений в семейном коллективе, отношение в семье к ученику, забота о воспитании.

3. Характеристика классного коллектива: актив класса, отношение к общественной работе и общественно полезному труду, успеваемость и дисциплина, межличностные отношения в коллективе, симпатии и антипатии, дружба, коллективизм, система традиций детского коллектива.

4. Отношение школьника к коллективу: потребность быть членом коллектива, считаться с его мнением, бороться за его честь, авторитет школьника в коллективе товарищей, общительность и понимание других людей, отношение к отрицательным явлениям в коллективе – списыванию, подсказыванию, зависти, круговой поруке и т.п.

5. Направленность личности: личная, общественная, деловая.

6. Характеристика осознанных мотивов. Интересы, их глубина, широта, устойчивость, действенность, наиболее ярко выраженные познавательные интересы.

7. Взгляды и убеждения. Единство осознания и поведения. Стремления школьника, его намерения, мечты, идеалы.

8. Уровень притязаний: заниженный, адекватный, завышенный. Соотношение самооценки и уровня притязаний, характерная для школьника оценка своих возможностей, требовательность к себе, отношение к критическим замечаниям учителей и товарищей, отношение школьника к самовоспитанию.

9. Ученик в различных видах деятельности. Отношение школьника к учению, успеваемость и дисциплинированность, степень сформированности учебных навыков. Отношение к трудовой деятельности бытовой труд школьника, соотношение учебной, трудовой и игровой деятельности в жизни ученика, общественная активность школьника.

10. Характеристика познавательной деятельности: особенности восприятия, наблюдательности, памяти. Соотношение творческого и воссоздающего воображения, особенности мышления, самостоятельность в суждениях и выводах, степень развития устной и письменной речи.

11. Особенности эмоциональной сферы: характер эмоциональной реакции на действия педагога; развитие моральных, интеллектуальных и эстетических чувств, преобладающее настроение, степень эмоциональной возбудимости, умение сдерживать эмоциональные переживания и изменять их.

12. Волевые особенности: целеустремленность, самостоятельность, инициативность, решительность, настойчивость, самообладание, моральная воспитанность воли.

13. Способности: общие и специальные, наиболее выделяющиеся способности ученика.

14. Темперамент и его проявления.

15. Характер (черты характера, проявляющиеся в отношении к учению – прилежание, активность, дисциплинированность и другие показатели этого отношения; черты характера, проявляющиеся в отношении к классу и школе, переживание успехов и неуспехов своего класса и школы, борьба за честь класса и школы, отношение к мероприятиям, проводимым в классе, школе и др.; черты характера, проявляющиеся в отношении к общественным обязанностям и поручениям: выполняемая общественная работа, чувство ответственности и долга перед коллективом за выполняемую работу; черты характера, проявляющиеся в отношении к труду; трудолюбие, добросовестность, исполнительность и др.; черты характера, проявляющиеся в отношениях к товарищам, взрослым: доброта, общительность, внушаемость и др.; черты характера, проявляющиеся по отношению к вещам: аккуратность или неряшливость; бережливость или небрежность и т.д.; черты характера, проявляющиеся в отношении к самому себе; самолюбие, честолюбие, самомнение, скромность, застенчивость, гордость).

16. Педагогические выводы. Возможные линии коррекции в воспитательной работе с данным учащимся.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 306; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.129.141 (0.009 с.)