Раздел ііі. Педагогические наблюдения. Фрагментарные наблюдения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел ііі. Педагогические наблюдения. Фрагментарные наблюдения



Задание 1. Проведите наблюдение за началом урока

1. С чего начался урок? Что сделал учитель для организации порядка в классе, мобилизации внимания учащихся, быстрого включения всех в активную деятельность?

2. Как была сформулирована учителем цель урока, была ли она принята всеми или большинством учащихся? Какими приемами методами воспользовался учитель, чтобы цель урока стала целью деятельности каждого учащегося?

3. Были ли в классе ученики, которые с самого начала урока выпали из общего ритма работы? Какие меры к ним применил учитель?

4. Как бы вы построили начало этого урока? Дайте обоснование предложенного варианта.

Задание 2. Проведите наблюдение за проверкой знаний учащихся на уроке

1. Какое место на уроке занимает проверка знаний? Сколько времени затрачивает на нее учитель? Сколько человек было опрошено, какие отметки поставлены?

2. Какие формы проверки знаний использует учитель (фронтальный, индивидуальный опрос, самостоятельная работа, коллективные упражнения и т.д.).

3. Какой вид познавательный деятельности вызывается вопросами учителя? Какие вопросы остались без четкого исчерпывающего ответа?

4. Какие формы взаимопроверки знаний учащимися использовались на уроке? Их эффективность и целесообразность.

5. Какие оценочные суждения (положительные, нейтральные, негативные) чаще всего использует учитель. Приведите меры оценочных суждений учителя. Как они способствовали активизации учащихся в ходе опроса?

6. Какие предложения можно внести по совершенствованию опроса и других методов проверки и оценки знаний с позиций новых требований к учебному процессу в школе?

Задание 3. Проанализируйте эффективность выбора методов на уроке.

1. Какие цели ставил учитель на уроке, исходя из имеющегося материала?

2. Какие методы были использованы?

3. Насколько соответствовали применяемые методы обучения целям урока, содержанию, особенностям учащихся?

4. Как реализовались выбранные методы?

5. Какими средствами пользовался при этом учитель?

6. Вывод о результативности примененной методики.

Задание 4. Осуществите наблюдения основных звеньев процесса обучения на уроке.

1. Организация восприятия учащимися учебного материла:

а) как осуществлялись подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, установка на активную учебную работу, положительные мотивы учения;

б) какие методы учебной работы были использованы практикантом:

в) как было организовано наблюдение изучаемых предметов или явлений;

г) какие факты были использованы, и какова была доступность и научность их объяснения;

д) каким образом осуществлялась практическая деятельность учащихся при восприятии и наблюдении фактов.

е) какие приемы иллюстрации и демонстрации учебного материала использованы на уроке (изображения, символика, наглядность чтение учебника, объяснение, эвристическая беседа и т.д.).

2. Пути осмысления учащимися учебного материала:

а) как был организован переход от восприятия учебного материала к его осмыслению;

б) какие проблемные ситуации были на уроке и как они были разрешены;

в) как осуществлялись обобщение фактов и формирование новых понятий, акцентрирование внимания учащихся на существенных признаках понятий;

г) как была выделена мировоззренческая идея темы и каковы были способы ее усвоения учащимися;

д) как выявились причинно-следственные связи и логика учебного материала по данной теме;

е) какими приемами самостоятельной умственной деятельности овладели учащиеся при осмысливании нового учебного материала.

3. Закрепление и применение учебного материала:

а) какие и как поставлены вопросы для первичного закрепления, их количество и целесообразность;

б) какие виды самостоятельной работы по новому материалу предложены (объем, характер учебной задачи, степень трудности, связь с предыдущим материалом).

4. Домашнее задание:

а) как обосновывает учитель объем домашнего задания;

б) как предусмотрена учителем та или иная степень самостоятельности школьников при выполнении домашнего задании;

в) какие примеры по разъяснению домашнего задания использовал учитель на уроке;

г) своевременно ли было дано домашнее задание.

5. Общий вывод.

Задание 3.5. В процессе наблюдения оцените степень владения педагогом умения формировать у учащихся самостоятельность мышления (об этом модно судить по частоте применения педагогом следующих приемов).

Задания 5, 6; 7, 8. оцените по шкале: «0», «1», «2» балла. Чем больше балов, тем выше уровень сформированности педагогических умений.

1. Учит учащихся понимать текст и излагать его своими словами.

2. Учит делить текст на логические части и составлять план.

3. Учит систематизировать материал.

4. Учит делать вступление к ответу, делать выводы.

5. Учит пользоваться первоисточниками.

6. Учит учащихся самостоятельно изготовлять наглядные пособия по предмету:

а) вычленять из текста логическую структуру материала, поддающуюся схематизации;

б) разрабатывать приемы изготовления пособия;

в) определять пути применения наглядных пособий при изучении темы;

7. Учит строить логически законченный рассказ с обоснованием своего отношения к изложенным фактам:

а) привлекать дополнительный материал;

б) проводить сопоставления;

в) формулировать познавательную задачу и делать выводы;

г) показывать собственное отношение к фактам и событиям.

8. Учит самостоятельно формулировать вопросы в связи с изучением нового материла и намечать план поиска ответов на них.

9. Учит проводить элементарные исследования в процессе решения поисковых задач:

а) на основании нескольких документов, источников, наблюдений (формулировать вопрос, требующий наблюдения; выдвигать гипотезу, искать гипотезу, искать пути ее проверки; проводит сравнение, делать обобщение, выводы);

б) на местном материале.

Задание 6. Оцените, как часто педагог использует то или иное сочетание слов и средств наглядности.

1. Наглядные средства служат подтверждением или конкретизацией словесных обобщений (преподаватель сообщает учащимся сведения об облике объекта, его непосредственно воспринимаемых свойствах и отношениях).

2. Посредством вопросов педагог побуждает учащихся извлекать знания об облике объекта, его непосредственно воспринимаемых свойствах и отношениях из самого наблюдаемого объекта в процессе наблюдения.

3. Педагог учит учащихся самостоятельно формулировать вопросы по средствам наглядности в связи с изучаемой темой и побуждает учащихся давать ответы на них.

4. Педагог предлагает учащимся подобрать наглядные средства для той или иной темы и обосновать свой выбор.

Задание 3.7. Охарактеризуйте преимущественные формы работы учителя на уроке.

Педагог умеет

1. Организовать на уроке коллективную деятельность учащихся.

2. Сочетать на уроке работу с сильными, средними и слабыми учащимися.

3. Работать с сильными учащимися.

4. Работать со средними учащимися.

5. Работать со слабыми учащимися (знает, как им помочь, как ликвидировать отставание).

6. Систематически контролировать деятельность учащихся.

7. Справедливо оценивать успехи каждого ученика.

8. Осуществлять позитивное, основанное на успехе подкрепление и стимулирование учебной деятельности школьников.

Задание 8. Оцените, как педагог организует работу учащегося с информацией, изложенной в учебниках, книгах, инструкциях.

1. Обычно сам излагает весь программный материал, имеющийся в учебниках и учебных пособиях.

2. Все инструкции по выполнению того или иного задания учитель делает сам.

3. Стремится сам проверить и оценить качество выполненной работы.

4. Излагает лишь часть программного материала, другую часть учащиеся изучают самостоятельно по учебнику на основе инструкций учителя.

5. Учащиеся изучают самостоятельно по учебнику или другим источникам весь программный материал по тому или иному вопросу. Учитель инструктирует и корректирует.

6. Учитель рекомендует использовать имеющиеся письменные инструкции и справочники и учит ими пользоваться.

7. Использует задания на взаимный контроль и взаимную оценку качества работы самими учащимися.

8. Формирует умения и навыки самооценки.

Первые три показателя оцениваются в баллах со знаком «минус».

Задание 9. Проанализируйте по схеме проведение самоподготовки учащихся в группе продленного дня

1. Соблюдение структуры самоподготовки (подготовка детей к работе, самоконтроль и самооценка, заключительный педагогический контроль).

2. Решение воспитательных задач самоподготовки (закреплялись ли навыки самостоятельной работы; что делалось для воспитания организованности, дисциплинированности, прилежания; как формировалось положительное отношение к учебе; формировались ли умения пользоваться справочниками, дополнительной литературой, памятками по выполнению заданий).

3. Формирование культуры учебного труда, умений соблюдать правила поведения на самоподготовке (экономно тратить время на подготовку домашнего задания; соблюдать тишину; заканчивая самоподготовку, проводить самоконтроль и взаимоконтроль).

4. Осуществление воспитателем учета индивидуальных особенностей детей.

5. Соблюдение гигиенических требований (чистота помещений; доступ свежего воздуха; освещенность рабочего места; проведение физкультминуток; соответствие мебели росту учащихся).

Задание 10. В процессе наблюдения проанализируйте проведение воспитательного дела.

1. Школа, класс, вид работы, тема проводимого внеклассного занятия.

2. Педагогическое обоснование темы (почему данное мероприятие включено в план воспитательной работы, его соответствие возрастным особенностям класса).

3. Цели и задачи проводимой работы.

4. Организация подготовки учащихся к данному занятию (степень участия детей, наглядное оформление занятия, использование технических средств). Влияние подготовки к делу на сплочение учащихся.

5. Содержание и методика проведения занятия:

а) соответствие содержания занятия поставленной цели;

б) познавательная и воспитательная ценность подобранного материала;

в) эмоциональная насыщенность, интерес детей к занятию, их активность;

г) приемы и методы, использованные на занятии, их соответствие возрастным особенностям учащихся, уровню развития детей данного класса;

д) связь обсуждаемых вопросов с проблемами класса и окружающей среды.

6. Особенности личности воспитателя, проводящего занятие: убежденность, эмоциональность, контакт с учащимися, знание моральных качеств, поступков своих учеников и их мотивации.

7. Педагогическая ценность проводимого занятия, его значение для последующего развития коллектива и отдельных воспитанников для совершенствования отношений в коллективе (замечания, предложения).

Задание 11. Проанализируйте этическую беседу.

1. Тема, цели и задачи проводимой беседы.

2. Актуальность темы беседы для данного коллектива.

3. Опора на моральный опыт детей.

4. Убедительность, конкретность доводов и аргументов.

5. Логичность и последовательность при разъяснении моральных категорий.

6. Соответствие беседы возрастным особенностям детей и уровню их развития (избранная тема, используемые примеры, уровень анализа моральных понятий, количество используемых источников, структура беседы, речь ведущего).

7. Эмоциональная насыщенность беседы (выразительность формулировки темы, образность и живость речи ведущего, новизна и выразительность используемых примеров).

8. Степень участия детей в подготовке беседы.

9. Степень активности школьников во время беседы. Контакт ведущего с классом, стиль его отношений, приемы активизации детей.

10. Умение учителя ставить вопросы и отвечать на вопросы учащихся, подводить их к правильным выводам.

11. Выводы. Достигнута ли цель беседы, ее достоинства и недостатки.

В результате наблюдений сделайте вывод о работе учителя с учащимися:

ü выделите основные направления дидактической и воспитательной работы с учащимися;

ü что бы Вы хотели перенять и воспроизвести в своей практической деятельности.

Раздел ІV. Урок – основная форма работы с младшими школьниками

Задание 1. Посетите уроки учителя и учителя-практиканта и проанализируйте их по схеме

Примерная схема анализа урока

1. Общие сведения об уроке: дата, класс, предмет, оборудование и ТСО.

2. Начало урока. Подготовленность класса к уроку. Умение учителя мобилизовать внимание учащихся на учебную работу, создание рабочей обстановки в классе.

3. Тема и основные цели урока. Образовательная, развивающая и воспитательная цели урока. Место данного урока в системе уроков по теме, связь с предыдущим материалом.

4. Организация урока:

ü тип урока;

ü структура урока, его отдельные элементы, их последовательность и дозировка во времени, соответствие построения урока его содержанию и поставленной цели;

ü виды учебной деятельности;

ü сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы на уроке;

ü плотность урока, рациональное использование времени.

5. Содержание урока:

ü научная правильность освещения материала на уроке, его соответствие возрастным возможностям учащихся;

ü воспитательная направленность урока;

ü правильность подбора учителем материала для уроков: для опроса, закрепления, объяснения, тренировки, для самостоятельной работы, практических и лабораторных работ, для повторения, разъяснения домашней работы и т.п.;

ü соответствие содержания урока требованиям программы;

ü связь теории с практикой: раскрытие учителем практической значимости знаний, обучение учащихся применению своих знаний на практике, использование местного материала и его доступность;

ü связь изучаемого материала с ранее пройденным, приемы повторения пройденного;

ü межпредметные связи;

ü использование жизненного опыта учеников с целью развития у них познавательной активности и самостоятельности;

ü качество знаний учащихся, их умений и навыков.

6. Методика проведения урока:

ü оборудование урока, использование наглядных пособий, дидактического материала на всех этапах урока;

ü соответствие методов и приемов образовательным, воспитательным и развивающим задачам урока, их оптимальное сочетание;

ü соответствие методов содержанию урока, возрасту и уровню подготовки учащихся, эффективность применяемых методов и приемов;

ü постановка учителем перед учащимися цели урока и подведение итогов;

ü работа с отстающими и слабоуспевающими на уроке;

ü правильность оценки учителем знаний и деятельности учащихся, педагогическое значение выставляемых оценок, их эффективность и объективность;

ü соблюдение на уроке единых требований к учащимся.

7. Организация познавательной деятельности учащихся:

ü роль, место и характер самостоятельной работы учащихся на уроке;

ü место учебника и наглядных средств;

ü место, форма, последовательность вопросов и заданий, приемы активизации учащихся;

ü характер познавательных заданий, формулировка проблемных вопросов.

8. Психологические основы урока:

ü развитие и поддержание внимания;

ü развитие памяти, мышления, воображения;

ü ритмичность урока: чередование материала разной степени трудности, разнообразие видов учебной деятельности;

ü наличие психологических пауз и разрядки;

ü эмоциональная атмосфера урока.

9. Индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся на уроке.

10. Наличие, объем, характер домашних заданий и целесообразность поставленных в них дидактических задач.

11. Работа и поведение учащихся на уроке:

ü активность класса, качество ответов учащихся;

ü заинтересованность детей материалом урока, отношение к уроку;

ü дисциплинированность и организованность учащихся;

ü речь учащихся, характер задаваемых вопросов.

12. Поведение учителя на уроке:

ü выдержка, собранность, доброжелательность в обращении с учащимися;

ü умение распределять внимание на уроке, прислушиваться к ответам учащихся;

ü требовательность к учащимся, использование разнообразных приемов воздействия на учащихся;

ü эмоциональность;

ü речь учителя;

ü внешний вид.

13. Выводы и предложения.

Задание 2. С помощью учителя и руководителя практики составьте конспекты пробных уроков. Попробуйте себя в практической деятельности по проведению фрагментов и целого урока.

Памятка практиканту по подготовке к уроку

1. Узнайте заранее тему своего урока, точно определите материал учебника к этому уроку, его место в системе уроков по теме.

2. Изучите методическую литературу по теме урока.

3. Посетите 1-2 урока, предшествующие вашему, наблюдайте и фиксируйте ход урока, работу учащихся, методику и организационную работу учителя: вопросы, задания, действия учителя и учащихся, ответы, отношение учащихся к работе, к учителю, к друг другу, выполнение задач урока, трудности, возникающие в самостоятельной работе. Продумайте взаимосвязи проводимого Вами урока с предыдущим и последующим.

4. Определите цели урока, его структуру и основные этапы

5. Подумайте о путях реализации дидактических принципов.

6. Разработайте содержание урока. Отберите материал и определите методы и приемы обучения на каждом этапе урока. Сформулируйте задания и вопросы учащимся.

7. Продумайте организационную структуру и распределите учебное время на все этапы урока.

8. Предусмотрите чередование различных видов работы детей, сложного и несложного материала, правильные соотношения между работой под руководством учителя и самостоятельной работой учащихся.

9. Используйте по возможности приемы дифференциации учебной работы, а также элементы проблемного обучения.

10. Включите, если нужно, упражнения занимательного характера, дидактические игры, физкультминутки.

11. Распределите учебное время на отдельные этапы урока в соответствии с целями и содержанием работы.

12. Подготовьте дидактический и наглядный материал к уроку, ТСО, продумайте место и методику его использования, оформление записей учащихся в тетрадь, а также записей учителя на доске.

13. Оформите развернутый план-конспект урока.

ПОМНИТЕ!

1. Каждый урок должен учить думать, чувствовать, действовать.

2. Главное на уроке – работа учеников.

3. Истинный интерес к учению возникает у учеников не только во время увлекательного рассказа учителя, но и в результате их успешной самостоятельной деятельности.

Задание 3. Проведите пробный урок, осуществите его самоанализ по схеме

1. Какова характеристика реальных учебных возможностей учащихся? Какие особенности учащихся были учтены при планировании данного урока?

2. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе? Как он связан с предыдущими, на что в них опирается? Как этот урок «работает» на последующие уроки, темы, разделы? В чем специфика этого урока? Каков его тип?

3. Какие задачи решались на уроке: а) образовательные, б) воспитательные. В) задачи развития? Была ли обеспечена их комплексность, взаимосвязь? Какие задачи были главными, стержневыми? Как учтены в задачах особенности класса, отдельных группу школьников?

4. Почему выбранная структура урока была рациональна для решения этих задач? Рационально ли выделено место в уроке для опроса, изучения нового материала, закрепления, домашнего задания и т.д.? Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли «связки» между этапами урока?

5. На каких понятиях, идеях, положениях, фактах делался главный акцент на уроке и почему? Выбрано ли было главное, существенное?

6. Какое сочетание методов обучения избрано для раскрытия нового материла? Дать обоснование выбора методов обучения.

7. Какое сочетание форм обучения было избрано для раскрытия нового материала и почему? Необходим ли был дифференцированный подход к учащимся? Как он осуществлялся и почему именно так?

8. Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков? В каких формах и какими методами осуществлялся? Почему?

9. Как использовался на уроках учебный кабинет, какие средства обучения? Почему?

10. За счет чего обеспечивалась высокая работоспособность школьников в течение всего урока?

11. За счет чего на уроке поддерживалась хорошая психологическая атмосфера общения? Как было реализовано воспитательное влияние личности учителя?

12. Как и за счет чего обеспечивалось на уроке и в домашней работе школьников рациональное использование времени, предупреждение перегрузки школьников?

13. Запасные методические «ходы» на случай непредвиденной ситуации.

14. Удалось ли полностью реализовать все поставленные задачи? Если не удалось, то какие и почему? Когда учитель планирует выполнение нереализованного?

Задание 4. Подготовьте схему анализа пробного урока. Используйте его при обсуждении в своем выступлении. В выступлении охарактеризуйте:

а) свою подготовку к уроку, подбор и использование литературы, изготовление оборудования к уроку. Особо отмечает трудности, возникшие при подготовке, и их устранение;

б) последовательный ход урока (обязательно фиксирует отступления от плана, удачи и недостатки, их причины, вносит предложения по улучшению урока);

в) рост своего мастерства: от каких недостатков, ранее встречавшихся, освободился, какие знания и умения приобрел; нет ли повторения ошибок.

В процессе анализа отметьте замечания учителя начальной школы, обратите внимание на соответствие урока и недоработки, которые ему придется исправлять и доделывать. Также обратите внимание на замечания руководителя практики: на методическую выдержанность урока, на умение успешно применять основы соответствующей методики, на общепедагогические требования и качество урока с этой точки зрения.

Задание 5. Проведите по выбору: занятие в группе продленного дня, этическую беседу. Внеклассное дело.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 529; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.248.119 (0.09 с.)