Социальная реабилитация и реадаптация




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальная реабилитация и реадаптация



???

Права человека

109. Европейская социальная

Европейская социальная Хартия

ЧАСТЬ I

1. Каждый человек имеет возможность зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает;

2. Все трудящиеся имеют право на справедливые условия труда;

3. Все трудящиеся имеют право на условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены;

4. Все трудящиеся имеют право на справедливое вознаграждение, достаточное для поддержания нормального уровня жизни их самих и их семей;

5. Все рабочие и предприниматели имеют право на свободное объединение в национальные или международные организации для защиты своих экономических и социальных интересов;

6. Все рабочие и предприниматели имеют право заключать коллективные договоры;

7. Дети и подростки имеют право на особую защиту от опасности физического и морального ущерба, которой они подвержены;

8. Работающие женщины в период беременности и другие работающие женщины, в зависимости от обстоятельств, имеют право на специальную охрану их труда;

9. Каждый человек имеет право на соответствующие услуги в области профессионально-технической ориентации в целях оказания ему помощи в выборе профессии, которая отвечала бы его личным способностям и интересам;

10. Каждый человек имеет право на соответствующие условия для профессионально-технической подготовки;

11. Каждый человек имеет право использовать любые меры, позволяющие ему обеспечить наивысший достижимый уровень здоровья;

12. Все трудящиеся и их иждивенцы имеют право на социальное страхование;

13. Каждый человек, не имеющий соответствующих средств, имеет право на социальную и медицинскую помощь;

14. Каждый человек имеет право пользоваться услугами в области социального обеспечения;

15. Нетрудоспособные имеют право на профессиональную подготовку, трудоустройство и поселение в определенном месте, независимо от происхождения и характера их нетрудоспособности;

16. Семья, являющаяся основной ячейкой общества, имеет право на соответствующую социальную, правовую и экономическую защиту в целях обеспечения ее всестороннего развития;

17. Матери и дети, независимо от их семейного положения и семейных связей, имеют право на соответствующее социальное и материальное обеспечение;

18. Граждане любой из Договаривающихся сторон имеют право заниматься на территории любой другой Договаривающейся стороны любой приносящей доход деятельностью на равных основаниях с гражданами этой территории с ограничениями, вызванными вескими экономическими или социальными причинами;

19. Рабочие-мигранты, являющиеся гражданами какой-либо Договаривающейся стороны, а также их семьи имеют право на защиту и помощь на территории любой другой Договаривающейся стороны.

110. Международный пакт «Об экономических, социальных и

культурных правах»: влияние на законодательную базу в РФ

Статья 31

Участвующие в настоящем Пакте государства обязуются обеспечить равное для мужчин и женщин право пользования всеми экономическими, социальными и культурными правами, предусмотренными в настоящем Пакте.

Как справедливо отмечается в пятом периодическом Докладе о выполнении Российской Федерацией Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (CEDAW/C/USR/5), с 1997 г. Государственная Дума и Правительство РФ принимают нормативные документы2 , направленные на повышение активности органов власти в сфере улучшения положения женщин. Однако данные документы предполагают в основном гендерную экспертизу, поддержку женщин-руководителей и женщин-предпринимателей, улучшение социального обеспечения матерей и т. п. Эти направления, безусловно, важны, но не являются достаточными. Статья 3 МПЭСКП обязывает государства-участников Пакта обеспечить равное “пользование правами” для мужчин и женщин. Т.е. принципиальное значение имеют антидискриминационные меры – законодательные и иные.

Статья 6

1. Участвующие в настоящем Пакте государства признают право на труд, которое включает право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается, и предпримут надлежащие шаги к обеспечению этого права.

2. Меры, которые должны быть приняты участвующими в настоящем Пакте государствами в целях полного осуществления этого права, включают программы профессионально-технического обучения и подготовки, пути и методы достижения неуклонного экономического, социального и культурного развития и полной производительной занятости в условиях, гарантирующих основные политические и экономические свободы человека.

Налоговые льготы, устанавливаемые при трудоустройстве безработных граждан, отнесенных законом “О занятости населения РФ” к категориям особо нуждающихся в социальной защите, не покрывают издержек работодателя, связанных с более низкой производительностью труда этих лиц, дополнительных затрат на обучение, создание специальных условий труда, разработку мер по усилению техники безопасности. Кроме того, с 2002 года резко сокращены программы компенсации работодателям затрат на оплату труда трудоустроенных безработных слабозащищенных категорий. В законодательстве предусмотрены льготы, гарантии и компенсации для беременных женщин и женщин с малолетними детьми. При этом ни стимулирование работодателя, ни эффективные механизмы принудительного воздействия на него не предусмотрены. В результате работодатель всячески избегает принимать таких работников. Один из существенных механизмов содействия занятости – квотирование рабочих мест для инвалидов, женщин, молодежи, освобожденных из мест лишения свободы – осуществляется не во всех субъектах РФ. Мигранты испытывают серьезные трудности при трудоустройстве. С другой стороны, широко распространена практика, когда работодатели нелегально берут таких людей на работу, платят существенно меньшие зарплаты и держат на “крючке” угрозы сдачи правоохранительным органам. Практически все неквалифицированные и тяжелые работы в строительном комплексе Москвы выполняются рабочими мигрантами. Мобильность рабочей силы по-прежнему чрезвычайно низка, так как доходы работника существенно ниже расходов, необходимых для переезда в другой регион, где его профессия могла бы быть востребована. Существуют также и юридические ограничения возможности переезда в другой регион, в частности, усложненные механизмы регистрации. Программы профессионального обучения и переподготовки для безработных осуществляются региональными органами государственной службы занятости. Вопрос качества профессионального обучения является ключевым. С этой точки зрения опасение вызывают факты снижения финансирования профессионального обучения в расчете на одного безработного. Фактически, речь идет о финансировании данных программ по остаточному принципу.

Изменения в законодательстве

За отчетный период произошли существенные изменения в законодательстве, которые влияют на право на труд. Так в Закон “О занятости” был внесен ряд существенных изменений и дополнений. Изменения можно разделить на две группы:

- касающиеся порядка установления пособий по безработице и их размеров,

- касающиеся правил признания тех или иных категорий граждан безработными, определения подходящей и неподходящей работы, а также периодов выплаты пособия по безработице.

Изменения первой группы были направлены, прежде всего, на то, чтобы отменить привязку размеров пособий по безработице и, в частности, его минимального размера, к минимальному размеру оплаты труда. Вместо МРОТ основным показателем теперь признается прожиточный минимум, исчисленный в каждом субъекте Федерации.

Вторая группа изменений направлена на сокращение категорий лиц, которым могут выплачиваться пособия по безработице, за счет расширения перечня граждан, которые признаются занятыми. Изменения были также направлены на ограничение свободы выбора при подборе подходящей работы, сокращение периода выплаты пособия по безработице таким категориям граждан, как впервые ищущие работу и при этом не имеющие специальности; стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; прекратившие индивидуальную предпринимательскую деятельность в установленном законодательством Российской Федерации порядке; уволенные более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; направленные органами службы занятости на обучение и отчисленные за виновные действия. Так, общественные работы считаются подходящим трудоустройством для данных групп безработных, а следовательно, отказ от двух вариантов такой работы влечет за собой и лишение статуса безработного.

Статья 7

Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого на справедливые и благоприятные условия труда, включая, в частности:

a) вознаграждение, обеспечивающее, как минимум, всем трудящимся:

i) справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия, причем, в частности, женщинам должны гарантироваться условия труда не хуже тех, которыми пользуются мужчины, с равной платой за равный труд;

ii) удовлетворительное существование для них самих и их семей в соответствии с постановлениями настоящего Пакта;

b) условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены;

c) одинаковую для всех возможность продвижения в работе на соответствующие более высокие ступени исключительно на основании трудового стажа и квалификации;

d) отдых, досуг и разумное ограничение рабочего времени и оплачиваемый периодический отпуск, равно как и вознаграждение за праздничные дни.

Право на справедливое и равное вознаграждение за труд

Существующая в Российской Федерации система установления минимальной заработной платы в целом соответствует международным стандартам, принятым в этой сфере.

Минимальный размер оплаты труда устанавливается Федеральным законом и распространяется на всех работников и работодателей. В соответствии с Федеральным законом “О прожиточном минимуме в Российской Федерации” от 24.10.1997 № 134-ФЗ, величина прожиточного минимума, определяемая в целом по Российской Федерации, является основой для установления минимального размера оплаты труда. Однако состав потребительской корзины, используемый для расчета прожиточного минимума, не обеспечивает достойного уровня жизни.

111. ООН: полномочия и деятельность в развитии

защиты прав человека

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ (ООН), международная организация, основанная в 1945, со штаб-квартирой в Нью-Йорке. ООН создана союзными державами-победительницами после окончания Второй мировой войны. Ее задачи определены Уставом ООН: «Поддерживать международный мир и безопасность и для этой цели принимать эффективные коллективные меры по предотвращению и устранению угрозы миру... Развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов... для обеспечения сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и всемерно способствовать развитию уважения прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии». ООН официально учреждена на Конференции по международной организации, состоявшейся 25 апреля – 26 июня 1945 в Сан-Франциско. 26 июня представители 50 стран единогласно приняли Устав Организации Объединенных Наций. Устав вступил в силу 24 октября, после того как большинство представителей подписавших его стран подтвердили свои полномочия ратифицировать данный документ; с тех пор эта дата ежегодно отмечается как День Организации Объединенных Наций. Польша, не представленная на Конференции, подписала Устав позднее и стала 51-м членом первоначального состава ООН. СТРУКТУРА: В соответствии с Уставом ООН учреждены шесть основных органов новой всемирной организации:

СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ Членство. В Совет Безопасности входят 5 постоянных членов – Великобритания, Китай, Россия, США и Франция – и 10 членов, избираемых на Генеральной Ассамблее на двухлетний срок; повторное переизбрание не допускается. Полномочия. Создатели Устава рассматривали Совет Безопасности как ключевой элемент организации. В военное время Большая пятерка трансформировалась в Совет постоянных членов, известный в кругах ООН как Постоянная пятерка, которая обладает широкими полномочиями по сохранению мира и безопасности. В других положениях Устава утверждается, что только резолюции СБ являются обязательными; решения всех других органов ООН носят лишь рекомендательный характер. Совет может организовывать дискуссии и предлагать средства обеспечения его решений мирным путем или же имеет право прибегать к применению разнообразных санкций – от свертывания дипломатических отношений до применения коллективных военных мер. По Уставу был создан Военно-штабной комитет, определявший «стратегическое направление» военных операций миротворческих сил ООН. ГЕНЕРАЛЬНАЯ АССАМБЛЕЯ Членство. Все страны-члены ООН представлены в Генеральной Ассамблее одним голосом. Полномочия. Это крупнейший и наиболее представительный, но не самый полновластный орган ООН, поскольку Ассамблея не имеет полномочий заставить провести в жизнь свои решения. Генеральная Ассамблея контролирует деятельность Экономического и Социального совета, Совета по опеке, а также специальных учреждений; на нее возлагаются также ключевые электоральные обязанности. Совместно с Советом Безопасности Ассамблея избирает генерального секретаря и судей Международного суда; она же принимает решения о приеме в ООН новых членов. Функции. Помимо регулярных сессий, Генеральная Ассамблея ведет работу через использование сложной структуры комитетов и региональных групп; это позволяет различным правительствам быть уверенными, что их интересы и приоритеты их регионов адекватно представлены в ООН. СЕКРЕТАРИАТСекретариат во главе с Генеральным секретарем ООН – особый штат служащих, которые, должны были подходить к проблемам мирового сообщества с той же мерой ответственности, что и к национальным проблемам. Генеральный секретарь. Во главе Секретариата стоит генеральный секретарь – высшее должностное лицо ООН. Генеральный секретарь назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации СБ на пятилетний срок с правом переизбрания. Основатели ООН наделили Генерального секретаря как политическими, так и административными полномочиями. Он более чем кто-либо иной, считается представителем ООН как единого целого. Устав наделяет Генерального секретаря правом привлекать внимание Совета Безопасности к любому явлению, создающему угрозу международному миру и безопасности. Секретариат осуществляет множество функций, включая организацию конференций, сбор информации и ее анализ, а также публикацию ежегодника. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И СОЦИАЛЬНЫЙ СОВЕТ Членство и функции. Состав Экономического и социального совета (ЭКОСОС – ECOSOS) несет ответственность перед Генеральной Ассамблеей и часто выступает в качестве комитета Ассамблеи со специальными функциями. Его задача – изучение путей развития международного сотрудничества в экономической и социальной сферам. С этой целью он составляет проекты соглашений для представления Ассамблее и готовит международные конференции. ЭКОСОС также дает рекомендации Ассамблее по экономическим и социальным программам, заслуживающим рассмотрения ООН. СОВЕТ ПО ОПЕКЕ Совет по опеке не имеет полномочий контролировать все формы колониальных отношений. Совет по опеке также имел возможность непосредственного контакта с подопечными территориями, включая рассмотрение петиций и жалоб их жителей. МЕЖДУНАРОДНЫЙ СУДМеждународный суд создан в 1945 как часть системы ООН. Полномочия и процедуры. Ни одну страну нельзя заставить вынести на слушание Международного суда спор с другой, но любая страна, которая обратится в Суд с соответствующим ходатайством, при этом заранее должна быть подтвердить, что готова принять решение Суда. Механизмов принуждения не предусмотрено. Отдельный гражданин может обратиться к Суду лишь в случае представления его правительством. Суд принимает решения большинством голосов. Полномочия Суда обеспечиваются Советом Безопасности.

 

112. ЮНЕСКО – деятельность и программы

ЮНЕСКО — Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. Основание 1945 год. ЮНЕСКО — Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. Деятельность Расширение сотрудничества народов в области образования, науки и культуры. Задачи Провождение перспективных исследований форм образования, науки, культуры и коммуникации; продвижение, передача и обмен знаниями. История: В Лондоне после окончания Второй мировой войны 1-16 ноября 1945 г. проходила Конференция ООН по созданию организации по вопросам образования и культуры. В работе конференции принимали участие представители примерно 40 государств. Организация была создана 16 ноября 1945 г. во Франции. Устав ЮНЕСКО был принят на Лондонской конференции в ноябре 1945 г. и вступил в силу 4 ноября 1946 г. после сдачи на хранение актов о его принятии двадцатью подписавшими его государствами. В1972 г. ЮНЕСКО приняла Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия. Деятельность:содействие укреплению мира и безопасности путем расширения сотрудничества народов в области образования, науки и культуры в интересах обеспечения всеобщего уважения, справедливости, соблюдения законности и прав человека, а также основных свобод, провозглашенных в Уставе ООН, для всех народов, без различия расы, пола, языка или религии, предоставление всем людям полных и равных возможностей для получения образования, беспрепятственных исканий объективной истины и свободного обмена мыслями и знаниями Задачи: провождение перспективных исследований форм образования, науки, культуры и коммуникации; продвижение, передача и обмен знаниями, опираясь главным образом на научные исследования, подготовку и преподавание; осуществление нормативной деятельности: подготовка и принятие международных актов обязательных к исполнению рекомендаций; предоставляет услуги экспертов государствам-членам для определения их политики в области развития и разработки проектов в форме «технического сотрудничества»; осуществляет обмен специализированной информацией Структура: Генеральная конференция включает представителей всех государств – членов Организации. Собирается раз в два года, в ее работе участвуют государства-члены и члены-сотрудники. Для участия в работе Генеральной конференции также приглашаются в качестве наблюдателей государства, не являющиеся членами ЮНЕСКО, межправительственные организации, неправительственные организации и фонды. Исполнительный совет – в некотором роде руководящий совет ЮНЕСКО. Он подготавливает работу Генеральной конференции и осуществляет надзор за надлежащей реализацией своих решений. Избирает 58 членов Совета. Кандидаты избираются, в частности, с учетом разнообразия культур, которые они представляют, и их географического представительства. Исполнительный совет собирается два раза в год. Секретариат состоит из сотрудников, назначаемых Генеральным директором. Все сотрудники делятся на категории "профессиональные" и "общие службы". В соответствии с проводимой политикой децентрализации более 680 сотрудников работают в 58 подразделениях ЮНЕСКО в разных странах мира. В настоящее время членами Организации является 191 государство. Штаб-квартира ЮНЕСКО располагается в Париже.

 

113. Деятельность Уполномоченного по правам человека

и по правам ребенка в РФ

Институт омбудсмана-уполномоченного по правам человека призван способствовать установлению в обществе такой системы ценностей, когда права личности, права человека оказываются приоритетными при решении всего комплекса социальных проблем, Этот ценностный приоритет сегодня еще весьма слаб и по большей части декларативен - по сравнению с традиционными для
России коллективными ценностями и представлениями о государственной целесообразности, которыми по-прежнему руководствуются представители власти.





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.70.175 (0.007 с.)