Правовое обеспечение социальной работы




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовое обеспечение социальной работы



124. Деятельность Прокуратуры по защите прав и свобод граждан

Структура Министерства здравоохранения и социального развития РФ.

124. Деятельность Прокуратуры по защите прав и свобод граждан.

Согласно ФЗ «О Прокуратуре РФ» от 17.01.1992г. №2202-1, Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Права и свободы человека и гражданина закреплены в гл. 2 Конституции РФ и опираются на международные стандарты в этой области (Устав ООН 1945 г., Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный билль о правах человека, включающий в себя два международных пакта: один - об экономических, социальных и культурных правах (принят в 1966 г.), другой - о гражданских и политических правах (1976 г.), и многие другие конвенции, протоколы, декларации).

Различаются три группы конституционных прав и свобод человека и гражданина:

- личные права и свободы;

- политические права и свободы;

- социально-экономические права и свободы.

К личным правам и свободам относятся: право на жизнь, свободу и неприкосновенность; право на охрану достоинства личности, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени; право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; право на неприкосновенность жилища; право на свободу определения национальной принадлежности; право на свободу передвижения и др. Содержащийся в Конституции перечень личных прав и свобод исчерпывающий.

В группе политических прав и свобод представлены: право на объединение; право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование; право на участие в управлении делами государства; избирательные права; право на равный доступ к государственной службе и др. Перечень политических прав также исчерпывающий.

В совокупность социально-экономических прав и свобод входят: право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию; право на жилище; право частной собственности; право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом; право на охрану здоровья и медицинскую помощь; право на образование и др.

Защита прав и свобод - это сложный двуединый процесс, с одной стороны, направленный на защиту интересов конкретного человека, реализацию его свободы по распоряжению своим правом, а с другой - гарантирующий соблюдение интересов общества и государства. Защита прав и свобод человека и гражданина осуществляется в ходе деятельности органов и учреждений российской прокуратуры, и является самостоятельным направлением деятельности современной российской прокуратуры, вбирающим в себя правозащитную практику в ходе осуществления различных видов деятельности органов и учреждений прокуратуры

Прокурорский надзор, и прежде всего надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Прокурор, исполняя данные требования, рассматривает жалобы и иные обращения о нарушении прав и свобод человека и гражданина, разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод, принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод граждан, по привлечению к юридической ответственности лиц, нарушивших закон, к возмещению ими причиненного ущерба. Хорошо налаженный, действенный надзор за соблюдением прав и свобод человека может обеспечить эффективное решение задач обеспечения законности применительно ко всей содержащейся в законах системе правовых предписаний на всех уровнях их применения.

1. Полномочия прокуроров

1.1. Специфическим для данного направления прокурорского надзора является право рассмотрения и проверки заявлений, жалоб и иных сообщений о нарушении прав и свобод человека. В целях совершенствования порядка рассмотрения и разрешения заявлений, обращений и жалоб граждан Приказом Генпрокуратуры РФ от 15 января 2003 г. N 3 в действие введена Инструкция о порядке рассмотрения и разрешения обращений и приема граждан в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации, в которой даны определения поступающей информации: заявление - обращение гражданина по поводу реализации его прав и свобод, закрепленных в Конституции и законодательстве России; жалоба - обращение гражданина по поводу нарушения его прав и свобод решениями и действиями (бездействием) органа, должностного лица и иных лиц; обращение - изложенное в письменной или устной форме предложение, заявление, жалоба или ходатайство, в том числе коллективное, гражданина, должностного и иного лица. Заявления, жалобы, предложения граждан, должностных и других лиц разрешаются в срок не позднее 30 дней со дня поступления в прокуратуру, а не требующие дополнительного изучения и проверки - не позднее 15 дней, если иной срок не установлен федеральным законом.

Заявления и жалобы служат той отправной точкой, которой определяется необходимость прокурорского вмешательства. По каждому заявлению, обращению или жалобе может быть выполнено одно из следующих действий: принятие к производству; передача на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры; направление в другие органы; приобщение к ранее поступившей жалобе. При разрешении жалоб и заявлений граждан в обязательном порядке должны быть истребованы необходимые нормативные документы, получаются объяснения должностных и иных лиц, действия которых обжалуются. По итогам составляется заключение, а при необходимости выносится решение в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством (ст. 145 УПК РФ).

В тех случаях, когда заявления, жалобы, иные сообщения не содержат всех необходимых для принятия решения данных либо когда представленные доказательства вызывают сомнение, прокурор проводит проверку. Указанные сообщения являются поводом для проведения проверок. Заявления, жалобы, запросы (обращения) о систематическом ущемлении прав и свобод граждан, многочисленных или грубых нарушениях закона, не получивших должной оценки правоохранительных органов субъектов РФ, военных прокуратур окружного звена, проверяются, как правило, с выездом на место.

Для обеспечения полноты и объективности проверок к их проведению могут привлекаться специалисты, а в случае необходимости - заявители.

В ходе проверки, как правило, устанавливаются следующие обстоятельства: имело ли место нарушение прав и свобод человека и гражданина; в чем выразилось конкретное нарушение прав и свобод, какие правовые нормы при этом были нарушены; каким органом, организацией и конкретно кем из их руководителей было допущено нарушение прав и свобод человека; какие обстоятельства способствовали нарушению.

Обращения граждан считаются разрешенными и снимаются с контроля, если рассмотрены поставленные в них вопросы, приняты необходимые меры, даны исчерпывающие ответы в соответствии с действующим законодательством и отправлен письменный ответ.

По окончании проверки заявителю по его просьбе предоставляется возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (с прекращенными производством уголовными делами, материалами об отказе в возбуждении уголовного дела, надзорными производствами по жалобам и т.п.), в той мере, в которой это не противоречит требованиям соблюдения государственной или иной охраняемой законом тайны, законным интересам других лиц.

Жалобы, заявления, обращения могут быть оставлены без разрешения и уведомления авторов, когда: обращение является анонимным, за исключением случаев, когда в таких обращениях содержатся сообщения о готовящихся или совершенных преступлениях (направляются в правоохранительные органы по принадлежности); обращение по содержанию лишено смысла, а в материалах проверки предыдущих обращений имеется документ, свидетельствующий о психическом заболевании заявителя, не позволяющем ему адекватно оценивать происходящие события; имеется решение о прекращении переписки. Не подлежат разрешению запросы и другие обращения, содержание которых свидетельствует о прямом вмешательстве авторов в деятельность органов прокуратуры при расследовании уголовных дел или осуществлении надзорных полномочий. При отказе в удовлетворении просьбы заявителю дается аргументированное разъяснение.

Об этом в срок не позднее 10 дней автору обращения направляется мотивированное сообщение.

1.2. Закон представляет прокурору при надзоре полномочия по разъяснению пострадавшим порядка защиты их прав и свобод. Обусловлено это тем, что помимо порядка судебной защиты прав и свобод, установленного Конституцией РФ (ст. 46), возможны и альтернативные способы защиты нарушенных прав. Такая информация сообщается пострадавшему при следующих ситуациях: при его личном обращении за защитой своих прав в компетентный орган прокуратуры; когда иные варианты восстановления нарушенных прав могут привести к более длительным срокам принятия решения по данному вопросу. В ходе разъяснения прокурору надлежит указать конкретный орган, правомочный восстановить нарушенные права и свободы, в который может обратиться пострадавший, и форму обращения в данный орган. Кроме того, прокурор может разъяснить содержание закона, в соответствии с которым должен разрешаться спор о восстановлении нарушенного права. При этом прокурор не составляет от имени пострадавшего жалобы в различные инстанции, исковые заявления, иные документы. Он не должен подменять органы, в обязанности которых входит оказание юридической помощи населению, а может лишь разъяснять порядок защиты прав и свобод пострадавшими, т.е. теми, кому непосредственно причинен вред нарушениям их прав и свобод.

1.3. Закон обязывает прокурора не только рассматривать и проводить проверку жалобы, заявления и иных сообщений о нарушении прав и свобод, но и вести активную работу по их предупреждению и пресечению, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба. При проведении надзорных мероприятий особое внимание обращать на исполнение должностными лицами требований законов по соблюдению прав и свобод человека и гражданина.

На основе систематического анализа состояния защиты прав в поднадзорных органах выделять наиболее неблагополучные, планировать и проводить работу по профилактике и предупреждению нарушений прав и свобод. Расширять и углублять деловые контакты со средствами массовой информации, представителями общественности. С их помощью активнее освещать работу органов прокуратуры в деле защиты прав и законных интересов граждан. При этом обеспечивать достоверность и юридическую точность материалов, подлежащих опубликованию.

В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина немедленно реагировать, согласно имеющимся полномочиям. Соответствующие меры принимаются как по результатам рассмотрения конкретных сообщений, так и по материалам обобщения надзорной практики.

4. Прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства.

Статья 28. Протест и представление прокурора

В соответствии с настоящим ФЗ (ст. ст. 23 и 24) протест приносится на правовой акт, нарушающий права человека и гражданина. Правом принесения протеста на незаконные правовые акты обладают прокурор и заместитель прокурора. В нем заключается требование об устранении имеющихся в правовом акте противоречий закону (в целом или в определенной части), о приведении акта в соответствие с федеральным законом или его отмене. Обязательными реквизитами протеста прокурора (он подается в основном в письменной форме, хотя может выноситься и в устной) являются: точное название органа, в который приносится протест; акта, являющегося, по мнению прокурора, противоречащим закону; конкретное название закона и его положений, в противоречие с которыми вступил опротестованный акт; обстоятельства, дающие основания для вывода о его незаконности; четкое изложение требований прокурора со ссылкой на правовые нормы, регламентирующие процедуру принесения и рассмотрения протеста; подпись лица, принесшего протест, с указанием должности и классного чина.

Законом установлен предельный десятидневный с момента поступления срок рассмотрения протеста для органов, имеющих общий повседневный режим работы. Время рассмотрения протеста представительными (законодательными) органами субъектов Российской Федерации или органа местного самоуправления исходя из особенностей организации их деятельности приурочивается к ближайшему заседанию коллегиального органа.

Представление готовится на основе материалов прокурорской проверки по нарушениям прав человека и гражданина и вносится прокурором или его заместителем. Основанием для его внесения служат установленные факты нарушений. В представлении отражаются: орган, должностное лицо, которому оно вносится, источники информации об имевших место нарушениях закона, характеристика нарушений закона, анализ их причин и способствовавших им условий, требования прокурора об устранении нарушений закона и породивших их обстоятельств, указания, касающиеся порядка и сроков рассмотрения представлений. Закон говорит о том, что в течение месяца должны льныйпричин и условий, им способствующих, с последующим сообщением результатов принятых мер прокурору в письменной форме.

Так, за 1996 - 2005 гг. значительно возросло количество выявленных в ходе прокурорских проверок нарушений законов, в том числе связанных с нарушением прав и свобод человека и гражданина. Если в 1996 г. прокурорами было выявлено 84 416 незаконных правовых актов, то в 2005 г. их количество возросло до 241 411. Неуклонно возрастает количество принесенных прокурорами протестов, внесенных представлений и предостережений.

Социальные технологии

125. Правила постановки целей в социальных технологиях

Цель – идеальный образ, будущей результат деятельности.

Целеполагание – процесс выбора и реальное определение цели.

Функции цели:

1. обеспечение конкретной проблемы;

2. пом.определить способы действий;

3. ограничение объема информации для поиска.

Требования:

- актуальность;

- обоснованность;

- четкость;

- ясность;

- конкретность;

- согласованность с другими целями;

- достижимость;

- позитивность.

Этапы:

1. возникновение противоречий (необход.реш.) – формулирование проблем – потребность решения, определение объекта (на что направлена цель);

2. проект цели (формулировка) – анализ – система и корректировка. Цель.

126. Классификация социальных технологий

1. по уровню общественных отношений:

- макротехнологии (общество, большие социальные группы);

- мезотехнологии (город, насел.пункт);

- микротехнологии (не большие группы, трудовые коллективы);

2. степень новизны:

- инновационные;

- традиционные;

3. в структурном отношении:

- общие (социальная диагностика, профилактика, адаптация, реабилитация, терапия, консультирование, прогноз, проектирование, моделирование, эксперимент, страхование, опека/попечительство);

- частные (конкретные категории, слои) – инвалиды, пожилые, малообеспеченные, мигранты, беженцы, с молодежью, пенит.сист.

 

127. Правила проектирования и оформление социальных технологий

1. постановка цели;

2. диагностика (изучение проблемы) (общие и специальные) + методы;

3. прогнозирование;

4. планирование;

5. реализация, осуществление;

6. контроль;

7. анализ ошибок – исправление – результат (ответственные, исполнители, сроки)

(графическое оформление)

 

128. Технология социальной поддержки населения

Подача заявления в органы социальной защиты, --- указание сведений, документы (состав семьи, доход, имущество) --- дополнительная проверка (- условие +) --- уведомление о назначении / отказе --- выплата пособий / можно обжаловать --- (- условие +) изменение состоянии семьи, доходах, имущества --- (- условие +) «+» сообщить в органы соц.защиты; (- условие +) «+» перерасчет выплат, если «-», то лишение права в получении пособия.

 

129. Технология социальной профилактики

Своевременное воздействие на социальный объект с целью сохранения его функционирования состояний и предотвращение возможных негативных процессов его жизнедеятельности. Создание предпосылки для нормальной социализации личности --- социальной стабильности и благополучия общества.

Объект: все население и отдельные категории: дети, подростки, инвалиды, пожилые лица, с девиантным поведением.

Направление: профилактика девиантного поведения, безнадзорность, беспризорность, семьи неблагополучные, насилие, безработица, преступность, алкоголизм, наркомания, суицид, проституция.

Виды:

1. первичная (устранение причин);

2. вторичная (работа с группами риска);

3. третичная (работа с пораженными гражданами для снижения неблагоприятных последствий).

Например, профилактика беспризорности (причины, последствия, количества). Программа профилактики:

1. соц.-педагогическая (школа, семья, дополнительное образование). Соц.-психологическая (беседа, лекция), ЗОЖ (СМИ, орг.образ);

2. выявление семей группы риска, их потронат;

3. уличная СР с детьми, передача в органы опеки и попечительства.

 

130. Технология социальной диагностики

Элемент любого технологического цикла (предшествует др.технологической процедуре) – процесс исследования общества / явления путем распознавания и изучения причинно-следственных связей, отношений, характерных его состояний и тенденций развития.

Цель диагностики: проникновение в сущность конкретных социальных проблем, присущих обществу / явлению и их описание.

Этапы:

1. предварительное ознакомление с объектом, постановка задач, выбор методик исследования;

2. измерение и анализ показателей;

3. построение выводов, заключение по диагнозу.

Виды:

- общая (выделение и анализ важных проблем явления);

- специальная диагностика (выявление частных, узких проблем явления).

Принципы:

- объективность;

- принцип комплексного анализа;

- причинно-следственная обусловленность.

Методы:

- сбор первичной информации: (наблюдения, интервью, беседа, анкетирование, тестирование, изучение документации и статистических данных);

- метод анализа диагностической информации.

 

131. Технология формирования банка данных. Правила работы

???

132. Технология социальной помощи

Цель – обеспечить удовлетворение жизненных потребностей граждан (ТЖС, ПМ).

1. Диагностика (информация о категории населения, проживающего на территории, количество семей, детей, уровня безработицы, инвалидности, уровня доходов, количество социальных центров);

2. Составление базы данных, анализ;

3. Составление программы (проекта / плана) (заказ организации, главы администрации);

4. Утверждение и доведение до исполнителей (отдел социальной защиты);

5. Работа по заявлению граждан:

- рассмотрение заявления, проверка, пакет документов, составление карточки заявителя;

6. определение размера соц.помощи клиента (в зависимости от доходов, ситуации, время длительности ситуации, количества членов семьи).

Размер (единовременной, кратковременной, долгосрочной) --- направление в отдел компенсационных выплат, если отказ (то письменно с причинами) --- клиент может обжаловать (повторно подать заявление).

 

133. Технология социальной реабилитации

Комплекс мер, направленных на восстановление человека в социальном статусе, здоровья, дееспособности, правах.

Принципы (этапность, диференцированность, приемственность, комплексность, непрерывность, доступность).

Уровни (аспекты): медико-социальные, проф.-трудовые, соц.-психологических, соц.-бытовые.

Реабилитационная помощь оказывается следующим категориям: инвалидам, детям с ограниченными возможностями, пожилым, престарелым, участникам боевых действий, бывшим заключенным, дезадаптированным детям и подросткам.

Этапы:

1. Цель, диагностика, (выявление реабилитационного потенциала),

2. Составление прогноза реабилитации (мероприятия, сроки, исполнители).

3. Реализация, контроль, анализ.

Инвалиды. Медицинская реабилитация – комплекс медицинских мероприятий, направленно на восстановление нарушенных, утраченных функций организма (санаторно-курортное лечение, физиотерапия, протезирование/ортезирование, лечебная физкультура) лекарственное обеспечение. Социально-средовая – комплекс мер, направленных на создание оптимальной среды жизнедеятельности (специальный сбор информации).

Профессионально-трудовая – система, гарантирующая государственные мероприятия по профориентации, профессиональном обучении, трудоустройству.

 

134. Технология социального контроля за трудными подростками.

(Профилактика безпризорности, безнадзорности).

Цель: недопустить рост количества беспризорности. --- Социальная диагностика (причины, последовательность, численность)---База данных, Прогнозирование, Составление программы.---

1)

- Социально-педагогическая работа (в школе, семье)

- Социально-психологическая (беседы, лекции)

- ЗОЖ (орган образования)

2)

- Выявление семей группы риска

- Социальный патронат семей

- Работа с подростками девиантного поведения

3)

- Уличная социальная работа с детьми

- Передача в органы опеки и попечительства. ---

Контроль, мониторинг





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.236.140 (0.033 с.)