Моделирование в социальной работе 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Моделирование в социальной работе



74. Методы социального прогнозирования

(экстраполяция, моделирование, экспертный опрос)

Методы соц.прогнозирования основаны на 3-х основных способах получения информации:

1. экстраполяция, т.е. перенос в будущее наблюдаемых тенденций, закономерностей развития, которые в прошлом и настоящем хорошо известны и в связи с этим м/о предположить, что и на какую-то из этих тенденций сохр.без существенных изменений;

2. оценка возможного или желательного состояния того или иного явления с помощью экспертных оценок;

3. моделирование прогнозируемых явлений с помощью разработки моделей различных условных, упрощенных, схематичных представлений об объекте сценариев развития.

 

75. Социальная прогностика и ее категории

Наука, кот. занимается теоретическими основами носит название пргностика. Предмет ее – исследование законов и способов. Также – пргнозология или прогнозономия. К основным задачам прогностики относят разработку теории прогностических исследований, методов, принципов пргнозирования. Важнейшей частью прогностики яв-ся разработка критериев эффективности прогнозирования. Прогностика сравнительно молодая наука. Делят на:

- теорию прогнозирования в рамках отдельных общ-х дисциплин (общая и специальная теория).

К основным категория соц.прог.принято относить:

Процесс, регресс, закономерность, случайность, обусловленность, необратимость и многие другие.

Прогресс – это поступательные движения. Движения от низших форм (общественной жизни) к более высшим формам. Способ улучшения развития.

Регресс – прямо противоположное состояние прогрессу. Деградация общества, человека, различных отношений царящих в обществе.

Закон – часто повторяющееся, устойчивое явление.

Случайность – явление предопределяющееся неопределенностью (точно не установленный).

Обусловленность – причинно-следственные связи м/у процессами. Одно явление порождает другое.

Необратимость – неспособность возвращаться к первоначальному состоянию после определенного круга развития.

В настоящее время появились еще 2 категории: глоболистика и альтернативистика.

Глоболистика – как категория, появилась в 60-ых годах, связанная с деятельностью римского клуба (созд.1968 г.), кот.изучает проблемы человечества. Глобальные, мировые проблемы:

1. демографическая, т.е. рост народонаселения;

2. истощение природных ресурсов (невостоновимость ресурсов);

3. продовольственная (по данным ООн 500 млн.ч-к находится в постоянном голоде);

4. экологическая (загрязнение окр.среды, выбросы в атмосферу, парниковый эффект и т.д.)

5. проблема связанна с возможностью Мировой войны;

6. проблема разрыва м/у странами развитыми и странами 3-го мира;

7. появление надгос-х образований контролируемых мир, целое гос-во.

Концепция альтернативистики, т.е. альтернативисткая цивилизация, которая основана на концепции устойчивого развития. Устойчивое развитие предполагает низкую энергетику, использование возобновляющихся ресурсов. Источник энергии: солнце, вода, ветер. Демографическая политика – переход к расширенному производству людей.

В использовании природных ресурсов – это отказ от чрезмерного его потребления. Достижение общественного производства.

В сфере образования и культуры, речь идет о гуманизации образовании, т.е. о создании новых систем образования, отвечаемых потребностям людей.

 

76. Футурология. Характеристика основных теорий.

???

77. Этапы социального проектирования

1). принятие решения об участии в проекте;

- обозначается проблема (ради чего собрались?)

- как м/о решить эту проблему (значения, масштабы, последствия, в чем заключается проблема и посмотреть на нее по-новому)?

- какие факторы способствуют наличию этой проблемы (объективные факторы, кот.усугубляют эту проблему)?

- что было предпринято д/решения этой проблемы и какие были рез-ты д/этих действий?

- чего бы мы хотели в идеальном случае?

- какое вмешательство могло бы помочь осуществить ваше желание?

- каковы силы или факторы выступающие за такое вмешательство?

- какие силы или факторы против вмешательства (т.е. тормозят решение этой проблемы)?

- какой вклад каждый из них м/т сделать в поиске решения проблемы?

- кого м/о еще привлечь к этой работе?

- все ли мы рассказали, что надо знать о сложившейся ситуации, чтобы ее м/о было понять?

- какой следующий шаг необходимо предпринять, т.е. что дальше делать?

2). содержательная «накачка» / поиск необходимого материала. На этой фазе идет накопление информации по выбранной проблеме, поводятся различные аналитические и прочие исследования, составляется тематический каталог и список литературы, выясняется кто, где, когда занимался такими проблемами;

3). ориентация в ситуации и личности, самоопределение;

4). позиционирование;

5). определение темы, рамок и ее понятийный аппарат (1.кто и что делает в этой модели, зачем и чего достигает; 2.это окружение границ, в кот.происходит определение этой проблемы);

6). анализ и построение иерархии проблем (происходит с помощью систем.подхода, построение дерева проблем:

- методологический – обсуждение общих подходов;

- идеологический – обсуждение принципов, концепций, моделей;

- технологический – обсуждение различных методов, инструментов;

- технический – разрабатываются приемы и алгоритм принятия решения;

- практический;

- проектирование);

7). построение системы понятий;

8). принятие принципов проектирования и собственно проектирования

3 метод.принципа:

1- открытость; прозрачность; многообразие вариантов;

2- отчетливость; внятность границ проекта;

3- свободное самоопределение; отв.публичн.выбор;

9). построение программы и линейного плана графиков действия;

10). разработка ресурсного обеспечения включая составления бизнес плана и сметы (финансирование черпается из ряда источников – бюджет, внебюджет, от спонсоров, меценаты, население и т.д.);

11). рефлексия проделанной работы и описание всего орг.проекта (форма описан.зависит от того куда предлагается проект. Однако есть общие элементы:

- паспорт проекта (т.е.наз-е, сроки, место реализации, общая стоимость, запрашивается цена, сведения о разработке и их реквизиты (фин.,юр.))

- краткая аннотация проекта (что пред.проект в его содержательной части)

- проблемы, кот.поражд.проект и предпосылки к реализации) заказчик, потребитель, рез-ты проекта, др.заинтересованные стороны и оппозиционеры

- суть проекта – идеи и задачи

- поэтапное содержание проекта: план, график реализации проекта,

- планируемые рез-ты и методы оценки

- возможные негативные последствия и меры по их устранению, цена риска

- бюджет и смета проекта

- возможность продаж / тиражирования проекта и распространение рез-тов;

12. описание методов оценки проекта. Необходимо решать следующие вопросы:

- на решение каких проблем какой тер-рии

- потребность какой соц.группы были удовлетворены и каким образом была выявлена приоритетность этих потребностей

- с кем и как вы кооперировались в своей деят-ти

- какие-либо услуги / предметы были произведены в рамках этого проекта

- каковы механизмы дальнейшего воспроизводства получ.рез-тов

- каковы дальнейшие перспективы

- какие трудности м/т ослабить работу по проекту;

13. реализация проекта. Критерии успеха проекта:

- завершение проекта в установленные сроки

- завершение проекта в рамках бюджета

- соблюдение требований к качеству рез-та

- минимальный объем изменений в предметной области объекта

- сохр.произв.культуры и ценности организации

- сохр.текущей работы организации.

Принятие решения о внедрении проекта (реализация в к-л организации).

 

78. Принципы и функции социального прогнозирования

Принцип – это к-л основополагающее начало или основные правила к-л деятельности.

1. пр-п системности прогнозирования – означает, что с 1-ой стороны общ-во рассматривает как единый объект, а с др.стороны как совокупность самостоятельных объектов. Этот пр-п предполагает построение прогнозов на системы методов и моделей, кот.хар-ся опре-ой субординацией и последовательностью. Системный подход позволяет разработать согласованный и непротиворечивый прогноз, кот.м/т обладать высокой степенью достоверности;

2. пр-п единства – при проведения прогнозирования следует учитывать различные процессы и их влияние на соц.жизнь;

3. пр-п научной обоснованности. Он предполагает что в соц.прогнозировании необходимо учитывать требов.объективных, соц.законов развития, использование научного инструментария. Достижений отечественного и зарубежного опыта прогнозирования;

4. пр-п соответствия или адекватности прогноза объективным закономерностям. Характеризует как сам процесс устойч.тенденции и взаимосвязи в общ-ве так и их оценку создания теоретич.аналога реальных соц-х процессов с их полной и точной имитацией;

5. пр-п вариантности прогнозирования. Он хар-т возможность развития общ-ва и его отдельных состовляющих. Источником возникновения различных вар-тов развития м/т служить возможные качественные сдвиги в общ-ве зависящие от различных факторов;

6. пр-п целенаправленности. Он предполагает активный характер прогнозирования, поскольку содержание прогноза сводится не только к описанию, но и предполагает достижение опр-х целей путем активного действия органов управления.

Функция – роль…

1). Научный анализ различных общ-х процессов и тенденций. Анализ осуществляется по 3-м этапам:

1. ретроспекция – на которой исследуется история развития объекта прогноза для получения его систематизирующего описания. Сбор, хранение и обработка информации источ., кот.необходим для прогнозирования, выбор методов, анализ этой ретроспективной информации;

2. диагностика – описание прогнозируемого объекта, изучения современной тенденции его развития. Анализ заканчивается разработкой моделей прогнозирования и выбором адекватности объекта прогнозирования;

3. проспекция – это этап прогнозирования, на кот.по данным разрабатываются прогнозы развития объекта в будущих. Производится оценка достоверности, точности, т.е.верификация. Реализуется цель прогноза, путем единения конкретных прогнозов (на этой стадии также выявляется недостающая информация, вносятся коррективы в соответствии с новой информацией).

2). Исследование объективных связей соц-х явлений и процессов в конкретных условиях и в определенном периоде. Научное прогнозирование носит непрерывный хар-р и в рез-те необходимо наличие обратной связи м/у реальным объектом и его прогностической моделью. Необходимо определять на сколько принятое решение соответствует будущему развитию, выявление несоответствия к-л процессов. Сравнивать достигнутый Ур-нь в др-х странах.

3). Оценка объекта прогнозирования основанная на сочетании аспектов детермезированности и неопределенности. Функция связанна с тем что необходимо для упр-я оценить на сколько объект прогнозирования определяется объективно, а не случайными тенденциями.

4). Выявление объективных вариантов соц.развития. Эти варианты выявляются на основе теоретических исследований, практических достижений в науке и изучение тенденций.

5). Накопление научного материала для обоснованного выбора опр-х решений.

Реализация названных функций осуществляется в рамках 2-х подходах: поискового и нормативного.

 

79. Основные исторические формы

развития представлений о будущем

???

80. Глобальные проблемы и их иерархия

Глобальные, мировые проблемы:

8. демографическая, т.е. рост народонаселения;

9. истощение природных ресурсов (невостоновимость ресурсов);

10. продовольственная (по данным Оон 500 млн.ч-к находится в постоянном голоде);

11. экологическая (загрязнение окр.среды, выбросы в атмосферу, парниковый эффект и т.д.)

12. проблема связанна с возможностью Мировой войны;

13. проблема разрыва м/у странами развитыми и странами 3-го мира;

14. появление надгос-х образований контролируемых мир, целое гос-во.

81. Классификация проектов

Классификация обширная, связанна с тем, что большое многообразие проектов.

По состоянию и структуре проекта, его предметной области выделяются:

- монопроекты – отд.проект различного типа, вида, масштаба;

- мультипроекты – комплексные проекты, состоящие из ряда монопроекта и требующая мультипроектного управления;

- мегапроект – целевые программы развития регионов.

Тип проекта по осн.деят-ти:

- соц.проект – они имеют свою специфику. Во-1-х, цели только намечаются и д/ны корректироваться по достижению промежуточных рез-тов, количественная и качественная оценка существенно затруднены. Во-2-х, сроки и продолжительность проектов зависят от вероятных факторов / только намечаются и в последствии подлежат уточнению. В-3-х, расходы на проект как правило зависят от бюджетных ср-в. В-4-х, ресурсы выделяются только по мере потребности. В-5-х, обладают наибольшей неопределенностью;

- экономический проект – (№, приватизация, акционер.п/п) особенности:

целью эк.пр.яв-ся улучшение эконом.показателей ф-нирования системы, поэтому оценить их достаточно трудно. Гл.цель проекта намечается предварительно и требуют корректировки по мере развития проекта, то же самое относится и к срокам проекта. Расходы определяются предварительно, контролируются на экономичность и уточняются по мере реализации проекта;

- организационные проекты – (№, реформир.п/п, их организаторской стр-ры, реф.в гос-ве). Особенности:

1. цели проектов опр-ся заранее, но рез-ты орг.проектов количественно и качественно труднее определить, чем в первых двух случаях, т.к.они связаны как правило с организ.улучш.системы (№, назнач.губернаторов);

2. сроки и продолжительность проекта задаются предварительно. Сроки носят жесткий хар-р. Ресурсы также предоставляются по мере необходимости, расходы фиксируются и подвергаются контролю на экономичность;

- технические проекты – (№, разработка системы связи, разработка инновационных технологий, видов оборудования). Особенности:

1. гл.цель проекта четко опр-на (в отл.от остальных проектов)..., отдельные цели уточ.по мере достижения промежуточных рез-тов;

2. срок завершения и продолжения точно соблюдается, но м/т корректироваться в зависимости от получения рез-тов. Планирование расходов на проект зависит от выделенных ср-в;

3. осн.ограничения связаны с возможностью исп-ся чел-х ресурсов и мощностей.

- смешанные проекты – это сложн.проекты включают подпроекты.

По характеру смешанные проекты м/о выделить – учебно-образовательные.

- проекты исследования и развития. Разработка нового продукта. Особенности совпадают с особ.технич.проекта.

- инновационные проекты. К ним относятся любые типы проектов, где гл.цель – разработка и применение инноваций.

- инвестиционные проекты – проекты, в кот.главной целью яв-ся создание осн-х фондов / привлечение ср-в (инвестиции) д/решения каких-либо задач:

1. в них строго определены и зафиксированы цель проекта, сроки продолжения и завершения, расходы на проект;

2. требуемые ресурсы зависят от хода выполняемых работ, д/этого вида проекта требуемые ресурсы сопоставляют с графиком. Поддаются количественному и качественному анализу.

- комбинированные проекты, т.е. это проекты содержащие (включающие) различные виды проекты (№, реформ.п/п). По продолжительности выделяются:

- краткосрочные до 3-х лет;

- среднесрочные от 3-х до 5 лет;

- долгосрочные свыше 5 лет.

По сложности проектов м/о выделить простые / ординарные, сложные и сверсложные.

По масштабам:

- по размерам, кол-ва уч-в, по степени влияния на окр.мир, мелкие, средние микропроекты / мезопректы, крупные / макропроекты, сверх крупные / мегапроект.

 

82. Классификация прогнозов

???

Методика исследований

В социальной работе

83. Основные методы исследований в социальной работе

1. анкетный опрос (очный/заочный хар-р) – предполагает собой жестко фиксируемый опрос, порядок, форму вопросов, с указанием способов ответов, кот.регистрируются опрашиваемым / исследователем в присутствии его (анкетером);

2. интервью (стандартизированный хар-р и т.д.) – это беседа, предполагающая прямой контакт исслед.с респондентом, записыв.либо самим интервьюером , либо с помощью аудио-техники;

3. наблюдение

4. эксперимент

5. анализ документов / статистических данных

84. Методика составления анкеты исследований

Открытые вопросы – позволяют узнать доминирующее мнение, что волнует больше всего в их сознании.

Закрытые вопросы – позволяют строго интерпретировать отв. и выяснить содержание суждений, но и изменить интенсивность оценок.

Требования к построению закрытых вопросов:

1. нужно максимально полно предусмотреть возможные варианты ответов;

2. отвечая на вопросы чел-к более чаще выбирает 1-ые позиции отв.;

3. чем длиннее подсказка в ответе, тем меньше вероятность ее выбора, т.к.для усвоения ее смысла требуется больше времени, поэтому подсказки должны быть короткими;

4. чем более абстрактный хар-р имеет подсказка, тем меньше вероятность ее выбора (люди мыслят конкретно и, следовательно, все варианты ответов должны быть на одном уровне конкретности);

5. не в кое случае нельзя комбинировать несколько идей в одном варианте ответа, каждое предположение должно быть представлено в отдельном варианте ответа;

6. все возможные варианты ответов на один вопрос должны быть отпечатаны на одном листе;

7. нельзя располагать всю серию положительных ответов подряд, а серию отрицательных следующим блоком и наоборот;

8. если список предложенных вариантов слишком большой, то опрашиваемые устают его читать, работают менее внимательно, чем с 1-ми и начинают действовать по инерции;

9. важную роль выполняет вар-т предоставляющий возможность респонденту уклониться от отв.на закрытый вопрос.

Принципы построения анкеты

Анкета должна строиться из психологии опрашиваемого. В начале ставятся вопросы для всех, затем для отдельных категорий опраш-х, а затем вопросы фильтры. Учет специфики опрош-ой аудитории. В массовом опросе нет нужды объяснять научную значимость, лучше подчеркнуть практическую. При опросе экспертов необходимо указывать и практическую и теоретическую цели исследования. Последовательность постановки вопросов влияет на отв.респондентов. Рекомендуется в начале ставить частные вопросы, событийные, а обобщающие в конце. Смысловые блоки в анкете должны быть примерно одного размера.

Структура анкеты:

- вводная часть (для чего создана анкета);

- основная часть (вопросы);

- заключительная (благодарность);

- паспортичка (данные о респонденте)

 

85. Методика проведения анализа документов

???

86. Методика проведения наблюдения

Наблюдение бывает 2-х типов:

1. нестандартизированное – не предполагает к детальной формализации и как правило проводится как пилотажное исследование. Цель наблюдения – описать, изучить объект, определить его элементы и связи м/у элементами. Граница объекта изучает его структура, гипотеза и др-е вещи определяются в ходе самого исследования. Способ фиксации – в процессе, в любое удобное время, полагаясь на кратковременную память.

2. стандартизированное – напротив является высоко формализованным. Оно базируется на рез-те эмпирического и теоретического исследований и предполагает значение типичных свойств. Способ фиксации – заранее наблюдатель готовится к роли статиста, фиксирует в соответствующие карточки и журналы.

Методологическая часть включает подготовку различных журналов, карточек, протоколов и т.д.

Для наблюдения разрабатываются инструкции (особенности в стандартизированном исслед.):

1. единицы наблюдения;

2. требования к форм.инф.;

3. кодировка;

4. интерпрентация

Контроль набл.для повышения надежности рекоменд.исп.следующ.процедуры:

1. оценки рез-тов независимых экспертов;

2. интервью с участником исследования;

3. проведение повторного наблюдения;

4. сопоставление оценок различ.набл.;

5. сравнение рез-тов набл.провед-х по различным методикам;

6. применение набл.в комплексе с др.методиками;

7. фиксация инф.всеми возможными способами.

87. Биографическое и аксибиографическое исследование

в социальной работе

Биографический метод исследования – используется в тех случаях, когда исследователя интересует личный опыт переживания, тех / иных соц-х, экономич-х ситуаций, а также отдельных этапов ч-кой жизни.

Одним из важнейших моментов яв-ся разработка программ биограф.исслед.также яв-ся опред.целей, гипотез.

Цель и задачи исслед.завися от выбора объекта исслед-я.

Пред.исслед.биограф.в общем виде яв-ся установления и анализ связей м/у жизнию индивида и жизнью общ-ва в целом.

С определенным предметом исслед.тесно связано выдвижение гипотез опр-х именно события в реальной жизни.

Биограф.метод включает в себя целый ряд инструментов, т.е.сбор информаций: интервьюирование, наблюдение, анализ документов, выбор этих инстр.опр-ся хар-ром исслед-я.

Осн.метод сбора инф. – интервью, оно включает несколько тематических блоков (требует аудио, видео технику). Также наблюдение, анализ документ.источников, фото, выписки из офиц.документов.

Аксибиографический метод – ориентирован на выявление жизненных ценностей, т.е.тех ценностей, которые определяют жизненный путь ч-ка на достаточно больших отрезках биографии. АМ представляет собой полуструктурированное интервью. Его гибкость и неформализованность дают возможность преодолеть ограничения, характерные для формализованных методик, где даются одинаковые наборы ценностей для разных социальных групп. АМ в противовес названным позволяет выделить, систему ценностных координат, адекватную конкретной соц-ой группе и ее осуществление предполагает небольшую выборку (до 30 чел-к). Исследования, как правило, происходит на наиболее талантливых, элитных, склонных отражать свою соц-ую среду представителях данной группы, которые легче вербализуют специфику жизненных ценностей своих групп. В основе данного метода – постипенное выявление ценностей высокого уровня обобщения и составление списка ценностей в индивидуализированных формулировках, для которого затем используется процедура синонимизации, или сведения групп схожих индивидуальных формулировок к стандартизированным, которые в последствии используются для измерений на репрезентативной выборке.

 

88. Методика проведения интервью

Интервью – это эмпирический способ сбора информации при помощи аудио-, видеотехники.

Сразу же после окончания интервью необходимо сделать краткий комментарий, отражающий место проведения, особенности поведения респондента, его реакцию на интервью, существенные замечания по поводу полученной информации, например, отметки о недостатке информации, противоречия в рассказе м/т хар-ся первичная гипотеза.

89. Методика проведения эксперимента

Эксперимент – это метод сбора и анализ эмпирическим способом, направленный на проверку гипотез относительно причинных связей м/у соц-х явлений (чисто научный эксперимент).

Основные признаки соц.эксперимента:

- активное вмешательство исследователя в систему изучаемых явлений;

- планомерное введение относительно изолир.эксперим.фактора, его вариация, возможность комбинаций с др.факторами;

- планомерный контроль, осуществляющий за всеми определенными или детерминированными факторами;

- эффекты изменения зависимых переменных должны быть измерены и однозначно сведены к влиянию независимых переменных.

Структура соц.эксперемента:

- экспериментатор (обычный исследователь или группа исследователей, кот.разрабатывают или проводят эксперимент);

- экспериментальный фактор или независимая переменная, условия, кот.вводятся исследователем, этот фактор должен быть управляемым, действия должны находиться с программными установками, должны быть контролируемые, если его качественные или количественные характеристики раскрываются в пределах программы;

- экспериментальная ситуация, ситуация которая создается в соответствии с программой исследований для проведения эксперимента;

- эксперим.объект – это группа лиц, согласившаяся учавствовать в экспериментальном исследовании.

Классификация эксперимента:

- по характеру объекта и предмета исследования выделяются:

1. реальные (натуральные) или полевые эксперименты;

2. мысленные эксперименты. М/т быть основаны на математической модели. Эксперимент м/т быть проведен на основании постфакта.

- по специфики постановки задачи: научные – м/т быть теоретические, методологические, прикладные, проективные, ретроспективные, однофакторные, многофакторные;

- по характеру экспериментальной ситуации:

1. контролируемые;

2. неконтролируемые;

3. лабораторные;

4. полевые:

· активнонаправленные;

· естественные (как контр.так и неконтр.)

- по логической структуре докозательства гипотезы:

1. параллельные;

2. последовательные эксперименты.

 

Программа эксперимента представляет следующее:

В программе описывается смета переменных, эксперементальный фактор, условия эксперимента, эксперимент и контрольная группа и др., инструментарий эксперимента (дневник, карточка, протокол).

В протоколе эксперимента отражается след.аспекты:

- наименование эксперимента

- время и место поведения

- четкая формулировка проверяемой гипотезы

- содержание экспериментального фактора

- хар-ка зависимых переменных и индикаторов

- существенное описание эксп.гр.

- хар-ка контролируемой гр-пы и принципов ее отбора

- описание экспериментальной ситуации

- хар-ка условий эксперимента

- ход эксперимента, т.е.его обстановка – до ведения, в процессе ведения, после его ведения и после окончания эксперимента

- оценка чистоты эксперимента и использ.инструментария

- заключение удостовер-ти гипотезы

- данные сост.протокола и степени их согласия

- дата подписания протоколов.

 

90. Качественные и количественные методы исследований

в социальной работе

№ п/п Основные сравнения Количественные методы Качественные методы
Цель применения Макросоц.исслед. Микросоц.исслед.
Задачи применения Дать объяснение причин, изуч.явления Понять изуч.явление
Непосредственные исследовательские задачи Измерить параметры явления, установить взаимосвязь м/у явлениями Выявить общую картину явления, концептуализировать, интерпрентировать его
Позиция наблюдателя Сторонний наблюдатель Сочувственный участник
В центре внимания нах-ся исследователь Соц.структуры, объективные факторы, общие соц.процессы Человек, субъективные факторы, особенные частные процессы
Исследования гипотезы формируются: До начала сбора данных По мере овладения данными
Исследование инструменты Разрабатывается до полевого этапа, формализованы, во многом одинаковы для всех исследований Опре-ся как до этапа, так и в ходе, неформализованы, отражают индивид.исследовательский опыт
Исследование процедуры Стандартизированы, предполагаются их дублирования Менее стандартизированы, редко дублируются
Единицы анализа, факты Факты, события, высказывания Субъективно значение фактов для индивида
Логика анализа Дедуктивная от абстрактного к фант.путем операцинализации понятий Индуктивная от фактов к концеп.
Осн.способы анализа Классификация путем отождествления случаев, статистич.способы и систематизация Описание анализир.случаев без их отождествления путем обобщения выяв.оценок и воображения (научн.)
Вид предст.данных Статистическое распределение, шкальные показатели, индексы Высказывания, документы, интеллектуальные продукты групповых дискуссий и подобные вещи
Способы достижения валидности (достоверности) Повторение установленных связей Описание случаев и выявленных мнений
Стиль исследования Жесткий, холодный Мягкий, теплый

 

91. Специфика исследований в социальной сфере

Социальное познание имеет 4 основные особенности:

1. совпадение объекта и субъекта познания (только в соц.и общ-х науках);

2. субъективизм при познании различных объектов;

3. сложность объекта познания;

4. ограниченные возможности наблюдения и эксперимента в социальных науках.

 

Семьеведение

92. Функции современной семьи

Семья — малая социальная группа общества, основанная на супружеском союзе и родственных связях (муж и жена, родители и дети, другие родственники), на совместном ве­дении общего хозяйства и взаимной моральной ответствен­ности.

Основное назначение семьи — удовлетворение общест­венных, групповых и индивидуальных потребностей. Яв­ляясь социальной ячейкой общества, семья удовлетворяет ряд его важнейших потребностей, в том числе и в воспро­изводстве населения. В то же время она удовлетворяет личностные потребности каждого своего члена, а также общесемейные (групповые) потребности. Из этого и вы­текают основные функции семьи: репро­дуктивная, экономическая, воспитательная, коммуникатив­ная, организации досуга и отдыха, хозяйственно - потребительская, восстановительная . Между ними сущест­вует тесная взаимосвязь, взаимопроникновение и взаимодо­полняемость. Итак, семья—единственный и незаменимый производи­тель самого человека, продолжения рода. В настоящее время заметно возрастает функция семьи по организации досуга и отдыха. В организации семейного досуга обнаруживается не­мало ошибок: слишком много времени дети находятся у телевизора, мало бывают на свежем воздухе, родители за­частую недостаточно уделяют времени своим детям, ссы­лаясь на занятость, усталость и т. п. Преодолеть эти ошиб­ки — задача современной молодой семьи.

Репродуктивная функция семьи состоит в воспроизводстве жизни, то есть в рождении детей, продолжении человеческого рода. В последние годы эта функция привлекает всеобщее внимание. Семья участвует в общественном производстве средств к жизни, восстанавливает истраченные на производстве силы своих взрослых членов, ведет свое хозяйство, имеет свой бюджет, организует потребительскую деятельность. Все это, вместе взятое, составляет экономическую функцию семьи. Влияние экономической функции на взаимоотношения в самом семейном коллективе может быть двояким: справедливое распределение домашних обязанностей в семье между супругами, старшим и младшим поколениями, как правило, благоприятствует
укреплению супружеских отношений, нравственному и трудовому воспитанию детей. При несправедливом распределении домашних обязанностей в семье, когда они взваливаются в основном на женщину, мужчина выступает в роли «патриарха», а дети — лишь в роли потребителей, влияние, безусловно, будет неблагоприятным.
С экономической функцией тесно связана проблема управления семьей, то есть вопрос главенства в семье.
Воспитательная функция семьи имеет три аспекта: — формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи накопленного обществом социального опыта; выработка у них научного мировоззрения, высоконравственного отношения к труду; привитие им чувства
коллективизма и интернационализма, потребности и умения быть гражданином и хозяином. Все большее значение социологи придавали и придают коммуникативной функции семьи. Можно назвать следующие компоненты этой функции: посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать), литературой и искусством; влияние семьи на
многообразные связи своих членов с окружающей природной средойи на характер ее восприятия; организация внутрисемейного общения.

В настоящее время заметно возрастает функция семьи по организации досуга и отдыха. Под досугом мы условимся понимать внерабочее (свободное) время, которым человек распоряжается всецело по своему выбору и усмотрению. Свободное время — одна из важнейших социальных ценностей, незаменимое средство
восстановления физических и духовных сил человека, всестороннего развития личности.

Что касается хозяйственно-потребительской функции семьи, то она охватывает такие стороны семейных отноше­ний, как ведение домашнего хозяйства, единого бюджета. Среди различных аспектов этой функции можно особо вы­делить проблему «семейной власти» и социализации ребенка при его подготовке к будущей самостоятельной жизни. Восстановительная функция семьи состоит в поддержании здоровья, жизненного тонуса, организации досуга и отдыха, семья становится оздоровительной средой, где любой член семьи вправе надеяться на заботливое отношение родных и близких. Для этого требуется не только нравственно-психологическая подготовка, но и соблюдение режима труда и отдыха, режима питания и прочее.

Другие функции:

• воспитательная — социализация молодого поколения; хозяйственно-бытовая — поддержание физического состояния семьи, уход за детьми и престарелыми;

• экономическая —получение материальных средств одних членов семьи для других, материальная поддержка несовершеннолетних и престарелых;

• социального контроля — ответственность членов семьи за поведение ее членов в обществе, в различных сферах деятельности,старшего поколения за младшее;

• духовного общения — духовное обогащение каждого члена семьи;

• социально-статусная — предоставление членам семьи определенного социального положения в обществе;

• досуговая — организация рацибнального досуга, развитие взаимного обогащения интересов каждого члена семьи;

• эмоциональная — осуществление психологической защиты каждого члена семьи; организация эмоциональной стабильности личности, психологической терапии.

3. Социальная функция семьи состоит в том, что она как основная социальная ячейка общества:

• объединяет людей; регулирует воспитание поколения, познавательную, трудовую деятельность личности;

• вводит ребенка в общество; именно в семье ребенок получает социальное воспитание, становится личностью;

• укрепляет здоровье детей, развивает их задатки и способности;

• заботится об образовании, развитии ума, воспитании гражданина; решает их судьбу и будущее;

• закладывает гуманные черты характера, доброту и сердечность ребенка; учит его отвечать за свои поступки;

• приучает ребенка трудиться, помогает выбрать профессию, готовит к самостоятельной семейной жизни, приучает продолжать традиции своей семьи.

Семья — это "дом", объединяющий людей, где закладывается основа человеческих отношений, первичная социализация личности.

1. Социальный статус, представляющий собой сочетание индивидуальных характеристик членов семьи с ее структурными и функциональными параметрами, характеризует процесс адаптации семьи в обществе.

У семьи может быть по крайней мере четыре статуса:

• социально-экон





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 232; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.80.252.84 (0.013 с.)