Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Моделирование в социальной работеСодержание книги Поиск на нашем сайте
74. Методы социального прогнозирования (экстраполяция, моделирование, экспертный опрос) Методы соц.прогнозирования основаны на 3-х основных способах получения информации: 1. экстраполяция, т.е. перенос в будущее наблюдаемых тенденций, закономерностей развития, которые в прошлом и настоящем хорошо известны и в связи с этим м/о предположить, что и на какую-то из этих тенденций сохр.без существенных изменений; 2. оценка возможного или желательного состояния того или иного явления с помощью экспертных оценок; 3. моделирование прогнозируемых явлений с помощью разработки моделей различных условных, упрощенных, схематичных представлений об объекте сценариев развития.
75. Социальная прогностика и ее категории Наука, кот. занимается теоретическими основами носит название пргностика. Предмет ее – исследование законов и способов. Также – пргнозология или прогнозономия. К основным задачам прогностики относят разработку теории прогностических исследований, методов, принципов пргнозирования. Важнейшей частью прогностики яв-ся разработка критериев эффективности прогнозирования. Прогностика сравнительно молодая наука. Делят на: - теорию прогнозирования в рамках отдельных общ-х дисциплин (общая и специальная теория). К основным категория соц.прог.принято относить: Процесс, регресс, закономерность, случайность, обусловленность, необратимость и многие другие. Прогресс – это поступательные движения. Движения от низших форм (общественной жизни) к более высшим формам. Способ улучшения развития. Регресс – прямо противоположное состояние прогрессу. Деградация общества, человека, различных отношений царящих в обществе. Закон – часто повторяющееся, устойчивое явление. Случайность – явление предопределяющееся неопределенностью (точно не установленный). Обусловленность – причинно-следственные связи м/у процессами. Одно явление порождает другое. Необратимость – неспособность возвращаться к первоначальному состоянию после определенного круга развития. В настоящее время появились еще 2 категории: глоболистика и альтернативистика. Глоболистика – как категория, появилась в 60-ых годах, связанная с деятельностью римского клуба (созд.1968 г.), кот.изучает проблемы человечества. Глобальные, мировые проблемы:
1. демографическая, т.е. рост народонаселения; 2. истощение природных ресурсов (невостоновимость ресурсов); 3. продовольственная (по данным ООн 500 млн.ч-к находится в постоянном голоде); 4. экологическая (загрязнение окр.среды, выбросы в атмосферу, парниковый эффект и т.д.) 5. проблема связанна с возможностью Мировой войны; 6. проблема разрыва м/у странами развитыми и странами 3-го мира; 7. появление надгос-х образований контролируемых мир, целое гос-во. Концепция альтернативистики, т.е. альтернативисткая цивилизация, которая основана на концепции устойчивого развития. Устойчивое развитие предполагает низкую энергетику, использование возобновляющихся ресурсов. Источник энергии: солнце, вода, ветер. Демографическая политика – переход к расширенному производству людей. В использовании природных ресурсов – это отказ от чрезмерного его потребления. Достижение общественного производства. В сфере образования и культуры, речь идет о гуманизации образовании, т.е. о создании новых систем образования, отвечаемых потребностям людей.
76. Футурология. Характеристика основных теорий. ??? 77. Этапы социального проектирования 1). принятие решения об участии в проекте; - обозначается проблема (ради чего собрались?) - как м/о решить эту проблему (значения, масштабы, последствия, в чем заключается проблема и посмотреть на нее по-новому)? - какие факторы способствуют наличию этой проблемы (объективные факторы, кот.усугубляют эту проблему)? - что было предпринято д/решения этой проблемы и какие были рез-ты д/этих действий? - чего бы мы хотели в идеальном случае? - какое вмешательство могло бы помочь осуществить ваше желание? - каковы силы или факторы выступающие за такое вмешательство? - какие силы или факторы против вмешательства (т.е. тормозят решение этой проблемы)? - какой вклад каждый из них м/т сделать в поиске решения проблемы? - кого м/о еще привлечь к этой работе? - все ли мы рассказали, что надо знать о сложившейся ситуации, чтобы ее м/о было понять? - какой следующий шаг необходимо предпринять, т.е. что дальше делать? 2). содержательная «накачка» / поиск необходимого материала. На этой фазе идет накопление информации по выбранной проблеме, поводятся различные аналитические и прочие исследования, составляется тематический каталог и список литературы, выясняется кто, где, когда занимался такими проблемами;
3). ориентация в ситуации и личности, самоопределение; 4). позиционирование; 5). определение темы, рамок и ее понятийный аппарат (1.кто и что делает в этой модели, зачем и чего достигает; 2.это окружение границ, в кот.происходит определение этой проблемы); 6). анализ и построение иерархии проблем (происходит с помощью систем.подхода, построение дерева проблем: - методологический – обсуждение общих подходов; - идеологический – обсуждение принципов, концепций, моделей; - технологический – обсуждение различных методов, инструментов; - технический – разрабатываются приемы и алгоритм принятия решения; - практический; - проектирование); 7). построение системы понятий; 8). принятие принципов проектирования и собственно проектирования 3 метод.принципа: 1- открытость; прозрачность; многообразие вариантов; 2- отчетливость; внятность границ проекта; 3- свободное самоопределение; отв.публичн.выбор; 9). построение программы и линейного плана графиков действия; 10). разработка ресурсного обеспечения включая составления бизнес плана и сметы (финансирование черпается из ряда источников – бюджет, внебюджет, от спонсоров, меценаты, население и т.д.); 11). рефлексия проделанной работы и описание всего орг.проекта (форма описан.зависит от того куда предлагается проект. Однако есть общие элементы: - паспорт проекта (т.е.наз-е, сроки, место реализации, общая стоимость, запрашивается цена, сведения о разработке и их реквизиты (фин.,юр.)) - краткая аннотация проекта (что пред.проект в его содержательной части) - проблемы, кот.поражд.проект и предпосылки к реализации) заказчик, потребитель, рез-ты проекта, др.заинтересованные стороны и оппозиционеры - суть проекта – идеи и задачи - поэтапное содержание проекта: план, график реализации проекта, - планируемые рез-ты и методы оценки - возможные негативные последствия и меры по их устранению, цена риска - бюджет и смета проекта - возможность продаж / тиражирования проекта и распространение рез-тов; 12. описание методов оценки проекта. Необходимо решать следующие вопросы: - на решение каких проблем какой тер-рии - потребность какой соц.группы были удовлетворены и каким образом была выявлена приоритетность этих потребностей - с кем и как вы кооперировались в своей деят-ти - какие-либо услуги / предметы были произведены в рамках этого проекта - каковы механизмы дальнейшего воспроизводства получ.рез-тов - каковы дальнейшие перспективы - какие трудности м/т ослабить работу по проекту; 13. реализация проекта. Критерии успеха проекта: - завершение проекта в установленные сроки - завершение проекта в рамках бюджета - соблюдение требований к качеству рез-та - минимальный объем изменений в предметной области объекта - сохр.произв.культуры и ценности организации - сохр.текущей работы организации. Принятие решения о внедрении проекта (реализация в к-л организации).
78. Принципы и функции социального прогнозирования Принцип – это к-л основополагающее начало или основные правила к-л деятельности. 1. пр-п системности прогнозирования – означает, что с 1-ой стороны общ-во рассматривает как единый объект, а с др.стороны как совокупность самостоятельных объектов. Этот пр-п предполагает построение прогнозов на системы методов и моделей, кот.хар-ся опре-ой субординацией и последовательностью. Системный подход позволяет разработать согласованный и непротиворечивый прогноз, кот.м/т обладать высокой степенью достоверности;
2. пр-п единства – при проведения прогнозирования следует учитывать различные процессы и их влияние на соц.жизнь; 3. пр-п научной обоснованности. Он предполагает что в соц.прогнозировании необходимо учитывать требов.объективных, соц.законов развития, использование научного инструментария. Достижений отечественного и зарубежного опыта прогнозирования; 4. пр-п соответствия или адекватности прогноза объективным закономерностям. Характеризует как сам процесс устойч.тенденции и взаимосвязи в общ-ве так и их оценку создания теоретич.аналога реальных соц-х процессов с их полной и точной имитацией; 5. пр-п вариантности прогнозирования. Он хар-т возможность развития общ-ва и его отдельных состовляющих. Источником возникновения различных вар-тов развития м/т служить возможные качественные сдвиги в общ-ве зависящие от различных факторов; 6. пр-п целенаправленности. Он предполагает активный характер прогнозирования, поскольку содержание прогноза сводится не только к описанию, но и предполагает достижение опр-х целей путем активного действия органов управления. Функция – роль… 1). Научный анализ различных общ-х процессов и тенденций. Анализ осуществляется по 3-м этапам: 1. ретроспекция – на которой исследуется история развития объекта прогноза для получения его систематизирующего описания. Сбор, хранение и обработка информации источ., кот.необходим для прогнозирования, выбор методов, анализ этой ретроспективной информации; 2. диагностика – описание прогнозируемого объекта, изучения современной тенденции его развития. Анализ заканчивается разработкой моделей прогнозирования и выбором адекватности объекта прогнозирования; 3. проспекция – это этап прогнозирования, на кот.по данным разрабатываются прогнозы развития объекта в будущих. Производится оценка достоверности, точности, т.е.верификация. Реализуется цель прогноза, путем единения конкретных прогнозов (на этой стадии также выявляется недостающая информация, вносятся коррективы в соответствии с новой информацией). 2). Исследование объективных связей соц-х явлений и процессов в конкретных условиях и в определенном периоде. Научное прогнозирование носит непрерывный хар-р и в рез-те необходимо наличие обратной связи м/у реальным объектом и его прогностической моделью. Необходимо определять на сколько принятое решение соответствует будущему развитию, выявление несоответствия к-л процессов. Сравнивать достигнутый Ур-нь в др-х странах.
3). Оценка объекта прогнозирования основанная на сочетании аспектов детермезированности и неопределенности. Функция связанна с тем что необходимо для упр-я оценить на сколько объект прогнозирования определяется объективно, а не случайными тенденциями. 4). Выявление объективных вариантов соц.развития. Эти варианты выявляются на основе теоретических исследований, практических достижений в науке и изучение тенденций. 5). Накопление научного материала для обоснованного выбора опр-х решений. Реализация названных функций осуществляется в рамках 2-х подходах: поискового и нормативного.
79. Основные исторические формы развития представлений о будущем ??? 80. Глобальные проблемы и их иерархия Глобальные, мировые проблемы: 8. демографическая, т.е. рост народонаселения; 9. истощение природных ресурсов (невостоновимость ресурсов); 10. продовольственная (по данным Оон 500 млн.ч-к находится в постоянном голоде); 11. экологическая (загрязнение окр.среды, выбросы в атмосферу, парниковый эффект и т.д.) 12. проблема связанна с возможностью Мировой войны; 13. проблема разрыва м/у странами развитыми и странами 3-го мира; 14. появление надгос-х образований контролируемых мир, целое гос-во. 81. Классификация проектов Классификация обширная, связанна с тем, что большое многообразие проектов. По состоянию и структуре проекта, его предметной области выделяются: - монопроекты – отд.проект различного типа, вида, масштаба; - мультипроекты – комплексные проекты, состоящие из ряда монопроекта и требующая мультипроектного управления; - мегапроект – целевые программы развития регионов. Тип проекта по осн.деят-ти: - соц.проект – они имеют свою специфику. Во-1-х, цели только намечаются и д/ны корректироваться по достижению промежуточных рез-тов, количественная и качественная оценка существенно затруднены. Во-2-х, сроки и продолжительность проектов зависят от вероятных факторов / только намечаются и в последствии подлежат уточнению. В-3-х, расходы на проект как правило зависят от бюджетных ср-в. В-4-х, ресурсы выделяются только по мере потребности. В-5-х, обладают наибольшей неопределенностью; - экономический проект – (№, приватизация, акционер.п/п) особенности: целью эк.пр.яв-ся улучшение эконом.показателей ф-нирования системы, поэтому оценить их достаточно трудно. Гл.цель проекта намечается предварительно и требуют корректировки по мере развития проекта, то же самое относится и к срокам проекта. Расходы определяются предварительно, контролируются на экономичность и уточняются по мере реализации проекта; - организационные проекты – (№, реформир.п/п, их организаторской стр-ры, реф.в гос-ве). Особенности: 1. цели проектов опр-ся заранее, но рез-ты орг.проектов количественно и качественно труднее определить, чем в первых двух случаях, т.к.они связаны как правило с организ.улучш.системы (№, назнач.губернаторов);
2. сроки и продолжительность проекта задаются предварительно. Сроки носят жесткий хар-р. Ресурсы также предоставляются по мере необходимости, расходы фиксируются и подвергаются контролю на экономичность; - технические проекты – (№, разработка системы связи, разработка инновационных технологий, видов оборудования). Особенности: 1. гл.цель проекта четко опр-на (в отл.от остальных проектов)..., отдельные цели уточ.по мере достижения промежуточных рез-тов; 2. срок завершения и продолжения точно соблюдается, но м/т корректироваться в зависимости от получения рез-тов. Планирование расходов на проект зависит от выделенных ср-в; 3. осн.ограничения связаны с возможностью исп-ся чел-х ресурсов и мощностей. - смешанные проекты – это сложн.проекты включают подпроекты. По характеру смешанные проекты м/о выделить – учебно-образовательные. - проекты исследования и развития. Разработка нового продукта. Особенности совпадают с особ.технич.проекта. - инновационные проекты. К ним относятся любые типы проектов, где гл.цель – разработка и применение инноваций. - инвестиционные проекты – проекты, в кот.главной целью яв-ся создание осн-х фондов / привлечение ср-в (инвестиции) д/решения каких-либо задач: 1. в них строго определены и зафиксированы цель проекта, сроки продолжения и завершения, расходы на проект; 2. требуемые ресурсы зависят от хода выполняемых работ, д/этого вида проекта требуемые ресурсы сопоставляют с графиком. Поддаются количественному и качественному анализу. - комбинированные проекты, т.е. это проекты содержащие (включающие) различные виды проекты (№, реформ.п/п). По продолжительности выделяются: - краткосрочные до 3-х лет; - среднесрочные от 3-х до 5 лет; - долгосрочные свыше 5 лет. По сложности проектов м/о выделить простые / ординарные, сложные и сверсложные. По масштабам: - по размерам, кол-ва уч-в, по степени влияния на окр.мир, мелкие, средние микропроекты / мезопректы, крупные / макропроекты, сверх крупные / мегапроект.
82. Классификация прогнозов ??? Методика исследований В социальной работе 83. Основные методы исследований в социальной работе 1. анкетный опрос (очный/заочный хар-р) – предполагает собой жестко фиксируемый опрос, порядок, форму вопросов, с указанием способов ответов, кот.регистрируются опрашиваемым / исследователем в присутствии его (анкетером); 2. интервью (стандартизированный хар-р и т.д.) – это беседа, предполагающая прямой контакт исслед.с респондентом, записыв.либо самим интервьюером, либо с помощью аудио-техники; 3. наблюдение – 4. эксперимент – 5. анализ документов / статистических данных – 84. Методика составления анкеты исследований Открытые вопросы – позволяют узнать доминирующее мнение, что волнует больше всего в их сознании. Закрытые вопросы – позволяют строго интерпретировать отв. и выяснить содержание суждений, но и изменить интенсивность оценок. Требования к построению закрытых вопросов: 1. нужно максимально полно предусмотреть возможные варианты ответов; 2. отвечая на вопросы чел-к более чаще выбирает 1-ые позиции отв.; 3. чем длиннее подсказка в ответе, тем меньше вероятность ее выбора, т.к.для усвоения ее смысла требуется больше времени, поэтому подсказки должны быть короткими; 4. чем более абстрактный хар-р имеет подсказка, тем меньше вероятность ее выбора (люди мыслят конкретно и, следовательно, все варианты ответов должны быть на одном уровне конкретности); 5. не в кое случае нельзя комбинировать несколько идей в одном варианте ответа, каждое предположение должно быть представлено в отдельном варианте ответа; 6. все возможные варианты ответов на один вопрос должны быть отпечатаны на одном листе; 7. нельзя располагать всю серию положительных ответов подряд, а серию отрицательных следующим блоком и наоборот; 8. если список предложенных вариантов слишком большой, то опрашиваемые устают его читать, работают менее внимательно, чем с 1-ми и начинают действовать по инерции; 9. важную роль выполняет вар-т предоставляющий возможность респонденту уклониться от отв.на закрытый вопрос. Принципы построения анкеты Анкета должна строиться из психологии опрашиваемого. В начале ставятся вопросы для всех, затем для отдельных категорий опраш-х, а затем вопросы фильтры. Учет специфики опрош-ой аудитории. В массовом опросе нет нужды объяснять научную значимость, лучше подчеркнуть практическую. При опросе экспертов необходимо указывать и практическую и теоретическую цели исследования. Последовательность постановки вопросов влияет на отв.респондентов. Рекомендуется в начале ставить частные вопросы, событийные, а обобщающие в конце. Смысловые блоки в анкете должны быть примерно одного размера. Структура анкеты: - вводная часть (для чего создана анкета); - основная часть (вопросы); - заключительная (благодарность); - паспортичка (данные о респонденте)
85. Методика проведения анализа документов ??? 86. Методика проведения наблюдения Наблюдение бывает 2-х типов: 1. нестандартизированное – не предполагает к детальной формализации и как правило проводится как пилотажное исследование. Цель наблюдения – описать, изучить объект, определить его элементы и связи м/у элементами. Граница объекта изучает его структура, гипотеза и др-е вещи определяются в ходе самого исследования. Способ фиксации – в процессе, в любое удобное время, полагаясь на кратковременную память. 2. стандартизированное – напротив является высоко формализованным. Оно базируется на рез-те эмпирического и теоретического исследований и предполагает значение типичных свойств. Способ фиксации – заранее наблюдатель готовится к роли статиста, фиксирует в соответствующие карточки и журналы. Методологическая часть включает подготовку различных журналов, карточек, протоколов и т.д. Для наблюдения разрабатываются инструкции (особенности в стандартизированном исслед.): 1. единицы наблюдения; 2. требования к форм.инф.; 3. кодировка; 4. интерпрентация Контроль набл.для повышения надежности рекоменд.исп.следующ.процедуры: 1. оценки рез-тов независимых экспертов; 2. интервью с участником исследования; 3. проведение повторного наблюдения; 4. сопоставление оценок различ.набл.; 5. сравнение рез-тов набл.провед-х по различным методикам; 6. применение набл.в комплексе с др.методиками; 7. фиксация инф.всеми возможными способами. 87. Биографическое и аксибиографическое исследование в социальной работе Биографический метод исследования – используется в тех случаях, когда исследователя интересует личный опыт переживания, тех / иных соц-х, экономич-х ситуаций, а также отдельных этапов ч-кой жизни. Одним из важнейших моментов яв-ся разработка программ биограф.исслед.также яв-ся опред.целей, гипотез. Цель и задачи исслед.завися от выбора объекта исслед-я. Пред.исслед.биограф.в общем виде яв-ся установления и анализ связей м/у жизнию индивида и жизнью общ-ва в целом. С определенным предметом исслед.тесно связано выдвижение гипотез опр-х именно события в реальной жизни. Биограф.метод включает в себя целый ряд инструментов, т.е.сбор информаций: интервьюирование, наблюдение, анализ документов, выбор этих инстр.опр-ся хар-ром исслед-я. Осн.метод сбора инф. – интервью, оно включает несколько тематических блоков (требует аудио, видео технику). Также наблюдение, анализ документ.источников, фото, выписки из офиц.документов. Аксибиографический метод – ориентирован на выявление жизненных ценностей, т.е.тех ценностей, которые определяют жизненный путь ч-ка на достаточно больших отрезках биографии. АМ представляет собой полуструктурированное интервью. Его гибкость и неформализованность дают возможность преодолеть ограничения, характерные для формализованных методик, где даются одинаковые наборы ценностей для разных социальных групп. АМ в противовес названным позволяет выделить, систему ценностных координат, адекватную конкретной соц-ой группе и ее осуществление предполагает небольшую выборку (до 30 чел-к). Исследования, как правило, происходит на наиболее талантливых, элитных, склонных отражать свою соц-ую среду представителях данной группы, которые легче вербализуют специфику жизненных ценностей своих групп. В основе данного метода – постипенное выявление ценностей высокого уровня обобщения и составление списка ценностей в индивидуализированных формулировках, для которого затем используется процедура синонимизации, или сведения групп схожих индивидуальных формулировок к стандартизированным, которые в последствии используются для измерений на репрезентативной выборке.
88. Методика проведения интервью Интервью – это эмпирический способ сбора информации при помощи аудио-, видеотехники. Сразу же после окончания интервью необходимо сделать краткий комментарий, отражающий место проведения, особенности поведения респондента, его реакцию на интервью, существенные замечания по поводу полученной информации, например, отметки о недостатке информации, противоречия в рассказе м/т хар-ся первичная гипотеза. 89. Методика проведения эксперимента Эксперимент – это метод сбора и анализ эмпирическим способом, направленный на проверку гипотез относительно причинных связей м/у соц-х явлений (чисто научный эксперимент). Основные признаки соц.эксперимента: - активное вмешательство исследователя в систему изучаемых явлений; - планомерное введение относительно изолир.эксперим.фактора, его вариация, возможность комбинаций с др.факторами; - планомерный контроль, осуществляющий за всеми определенными или детерминированными факторами; - эффекты изменения зависимых переменных должны быть измерены и однозначно сведены к влиянию независимых переменных. Структура соц.эксперемента: - экспериментатор (обычный исследователь или группа исследователей, кот.разрабатывают или проводят эксперимент); - экспериментальный фактор или независимая переменная, условия, кот.вводятся исследователем, этот фактор должен быть управляемым, действия должны находиться с программными установками, должны быть контролируемые, если его качественные или количественные характеристики раскрываются в пределах программы; - экспериментальная ситуация, ситуация которая создается в соответствии с программой исследований для проведения эксперимента; - эксперим.объект – это группа лиц, согласившаяся учавствовать в экспериментальном исследовании. Классификация эксперимента: - по характеру объекта и предмета исследования выделяются: 1. реальные (натуральные) или полевые эксперименты; 2. мысленные эксперименты. М/т быть основаны на математической модели. Эксперимент м/т быть проведен на основании постфакта. - по специфики постановки задачи: научные – м/т быть теоретические, методологические, прикладные, проективные, ретроспективные, однофакторные, многофакторные; - по характеру экспериментальной ситуации: 1. контролируемые; 2. неконтролируемые; 3. лабораторные; 4. полевые: · активнонаправленные; · естественные (как контр.так и неконтр.) - по логической структуре докозательства гипотезы: 1. параллельные; 2. последовательные эксперименты.
Программа эксперимента представляет следующее: В программе описывается смета переменных, эксперементальный фактор, условия эксперимента, эксперимент и контрольная группа и др., инструментарий эксперимента (дневник, карточка, протокол). В протоколе эксперимента отражается след.аспекты: - наименование эксперимента - время и место поведения - четкая формулировка проверяемой гипотезы - содержание экспериментального фактора - хар-ка зависимых переменных и индикаторов - существенное описание эксп.гр. - хар-ка контролируемой гр-пы и принципов ее отбора - описание экспериментальной ситуации - хар-ка условий эксперимента - ход эксперимента, т.е.его обстановка – до ведения, в процессе ведения, после его ведения и после окончания эксперимента - оценка чистоты эксперимента и использ.инструментария - заключение удостовер-ти гипотезы - данные сост.протокола и степени их согласия - дата подписания протоколов.
90. Качественные и количественные методы исследований в социальной работе
91. Специфика исследований в социальной сфере Социальное познание имеет 4 основные особенности: 1. совпадение объекта и субъекта познания (только в соц.и общ-х науках); 2. субъективизм при познании различных объектов; 3. сложность объекта познания; 4. ограниченные возможности наблюдения и эксперимента в социальных науках.
Семьеведение 92. Функции современной семьи Семья — малая социальная группа общества, основанная на супружеском союзе и родственных связях (муж и жена, родители и дети, другие родственники), на совместном ведении общего хозяйства и взаимной моральной ответственности. Основное назначение семьи — удовлетворение общественных, групповых и индивидуальных потребностей. Являясь социальной ячейкой общества, семья удовлетворяет ряд его важнейших потребностей, в том числе и в воспроизводстве населения. В то же время она удовлетворяет личностные потребности каждого своего члена, а также общесемейные (групповые) потребности. Из этого и вытекают основные функции семьи: репродуктивная, экономическая, воспитательная, коммуникативная, организации досуга и отдыха, хозяйственно - потребительская, восстановительная. Между ними существует тесная взаимосвязь, взаимопроникновение и взаимодополняемость. Итак, семья—единственный и незаменимый производитель самого человека, продолжения рода. В настоящее время заметно возрастает функция семьи по организации досуга и отдыха. В организации семейного досуга обнаруживается немало ошибок: слишком много времени дети находятся у телевизора, мало бывают на свежем воздухе, родители зачастую недостаточно уделяют времени своим детям, ссылаясь на занятость, усталость и т. п. Преодолеть эти ошибки — задача современной молодой семьи. Репродуктивная функция семьи состоит в воспроизводстве жизни, то есть в рождении детей, продолжении человеческого рода. В последние годы эта функция привлекает всеобщее внимание. Семья участвует в общественном производстве средств к жизни, восстанавливает истраченные на производстве силы своих взрослых членов, ведет свое хозяйство, имеет свой бюджет, организует потребительскую деятельность. Все это, вместе взятое, составляет экономическую функцию семьи. Влияние экономической функции на взаимоотношения в самом семейном коллективе может быть двояким: справедливое распределение домашних обязанностей в семье между супругами, старшим и младшим поколениями, как правило, благоприятствует В настоящее время заметно возрастает функция семьи по организации досуга и отдыха. Под досугом мы условимся понимать внерабочее (свободное) время, которым человек распоряжается всецело по своему выбору и усмотрению. Свободное время — одна из важнейших социальных ценностей, незаменимое средство Что касается хозяйственно-потребительской функции семьи, то она охватывает такие стороны семейных отношений, как ведение домашнего хозяйства, единого бюджета. Среди различных аспектов этой функции можно особо выделить проблему «семейной власти» и социализации ребенка при его подготовке к будущей самостоятельной жизни. Восстановительная функция семьи состоит в поддержании здоровья, жизненного тонуса, организации досуга и отдыха, семья становится оздоровительной средой, где любой член семьи вправе надеяться на заботливое отношение родных и близких. Для этого требуется не только нравственно-психологическая подготовка, но и соблюдение режима труда и отдыха, режима питания и прочее. Другие функции: • воспитательная — социализация молодого поколения; хозяйственно-бытовая — поддержание физического состояния семьи, уход за детьми и престарелыми; • экономическая —получение материальных средств одних членов семьи для других, материальная поддержка несовершеннолетних и престарелых; • социального контроля — ответственность членов семьи за поведение ее членов в обществе, в различных сферах деятельности,старшего поколения за младшее; • духовного общения — духовное обогащение каждого члена семьи; • социально-статусная — предоставление членам семьи определенного социального положения в обществе; • досуговая — организация рацибнального досуга, развитие взаимного обогащения интересов каждого члена семьи; • эмоциональная — осуществление психологической защиты каждого члена семьи; организация эмоциональной стабильности личности, психологической терапии. 3. Социальная функция семьи состоит в том, что она как основная социальная ячейка общества: • объединяет людей; регулирует воспитание поколения, познавательную, трудовую деятельность личности; • вводит ребенка в общество; именно в семье ребенок получает социальное воспитание, становится личностью; • укрепляет здоровье детей, развивает их задатки и способности; • заботится об образовании, развитии ума, воспитании гражданина; решает их судьбу и будущее; • закладывает гуманные черты характера, доброту и сердечность ребенка; учит его отвечать за свои поступки; • приучает ребенка трудиться, помогает выбрать профессию, готовит к самостоятельной семейной жизни, приучает продолжать традиции своей семьи. Семья — это "дом", объединяющий людей, где закладывается основа человеческих отношений, первичная социализация личности. 1. Социальный статус, представляющий собой сочетание индивидуальных характеристик членов семьи с ее структурными и функциональными параметрами, характеризует процесс адаптации семьи в обществе. У семьи может быть по крайней мере четыре статуса: • социально-экон
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 395; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.38.176 (0.021 с.) |